Frontpage Slideshow | Copyright © 2006-2011 JoomlaWorks Ltd.

Тебе поем!


Иисусова молитва

Изречения великих

Крест освятил вселенную; он рассеял тьму и возвратил свет, он потребил заблуждение; он собрал народы от востока и запада, севера и юга, и соединил их любовью в единую Церковь, в единую веру, в единое крещение.

Преподобный
Ефрем Сирин

Свет Христов просвещает всех!

Книги Нового Завета

Евангелие от Матфея

Евангелие от Марка

Евангелие от Луки

Евангелие от Иоанна

Молитвы

Молитвы утренние

Молитвы на сон грядущим

Шестопсалмие

Псалтирь

Иисусова молитва

Последование
ко Святому Причащению

Акафист Сладчайшему Господу нашему Иисусу Христу

Акафист Пресвятой Богородице

Акафист Николаю Чудотворцу

Рекомендуем

«Зазимки»
Стихотворение Бориса Пастернака читает Александр Феклистов

Павел Флоренский. «Столп и утверждение Истины»

«Гляну в поле, гляну в небо...»
Стихотворение Сергея Есенина читает Сергей Безруков

«Таинство Евхаристии»
Фильм митрополита Илариона (Алфеева) из цикла «Человек перед Богом»

«И цветы, и шмели...»
Стихотворение Ивана Бунина читает Александр Голубев

Крещение Господне. Песнопения праздника

«Крещение»
Фильм митрополита Илариона (Алфеева) из цикла «Праздники»

«Святитель Николай»
Фильм митрополита Илариона (Алфеева) из цикла «Праздники»

Молитва о Святой Руси

«Снег идет»
Стихотворение Бориса Пастернака читает Александр Феклистов

«Царице моя Преблагая».
Исполняет Патриарший хор Храма Христа Спасителя (Б. М. Феоктистов).

«Слово».
Стихотворение Николая Гумилева. читает Константин Хабенский

«Обитель».
Фильм Аркадия Мамонтова

«Земле русская».
Cтихира Русским святым

«Христос».
Стихотворение Николая Гумилева читает Константин Хабенский

Протоиерей Александр Шмеман.
Зачем нужны святые

Митрополит Антоний Сурожский.
Почему я не боюсь смерти

Храм святого Саввы. Белград

«Исповедь, молитва и пост».
Фильм митрополита Илариона (Алфеева) из цикла «Человек перед Богом»

«Евангелие Достоевского».
Фильм митрополита Илариона (Алфеева)

«Русалим. В гости к Богу».
Документальный фильм

Акафист Иисусу Сладчайшему

«Старцы и русская литература. Александр Пушкин».
Документальный фильм

«Родина».
Cтихотворение Михаила Лермонтова читает Сергей Шакуров.

«Наш век».
Стихотворение Федора Тютчева читает Георгий Тараторкин

«Монастырь».
Стихотворение Евдокии Ростопчиной читает Мария Порошина

«Женщины Библии».
Православная энциклопедия

«Великое славословие».
и другие песнопения

«О Страшном Суде».
Евангельские чтения

Хор братии Валаамского монастыря.
Регент хора иеродиакон Герман (Рябцев)

«Митрополит Антоний Сурожский».
Фильм из цикла «Проповедники»

«Святой Иоанн Кронштадтский».
Фильм Аркадия Мамонтова

«Глас веков».
Концерт хора Сергия Кривобокова

«Русская Православная Церковь в XIX веке».
Лекция Натальи Юрьевны Суховой

«Церковь».
Лекция протоиерея Вадима Леонова

«Горняя песнь».
Фильм о русском женском монастыре близ Иерусалима.

«Царице моя Преблагая».
Патриарший хор Храма Христа Спасителя

Полезные ссылки

Храм Гроба Господня

Записки паломницы. Тамара Романова

«Если я забуду тебя, Иерусалим, забудь меня, десница моя…» (Пс. 136:5)

«…люди слезают с коней, молятся и поклоняются церкви Воскресения… Бывает тогда радость всякому христианину, увидевшему святой город, плачут люди от радости. Никто не может не прослезиться, увидев желанную землю и святые места, где Христос претерпел мучения ради людей» (Житие и хождение игумена Даниила из Русской земли)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

От Яффских ворот узкими торговыми рядами Старого города можно пройти к величайшей святыне христианского мира – храму Гроба Господня, месту, где был распят, погребен и воскрес Господь наш Иисус Христос.

В храме Гроба Господня я оказалась уже во второй день своего паломничества на Святую землю. Это была служба в ночь с 16 на 17 апреля в канун праздника Входа Господня в Иерусалим. Помню, как глубокой ночью мы шли по пустынным улочкам Старого города, где все казалось нереальным – и чужая, гулко звучащая речь редких прохожих; и дорога к храму, мощенная булыжником, отполированным до блеска тысячами ног; и непонятное, необъяснимое чувство предвкушения встречи со Христом. В ту ночь мне казалось, что Он идет рядом, и стоит только протянуть руку, как тут же можно будет коснуться Его одежды. Когда я оказалась в храме Гроба Господня, меня ни на минуту не покидало ощущение, что здесь меня ждали и будут ждать всегда.

Первая церковь Гроба Господня была построена в 335 году стараниями римского императора Константина Великого (306-337). Став полноправным правителем Римской империи и благоговея перед знамением Креста, которое было явлено ему в день решающей битвы с Максенцием, Константин не мог остаться равнодушным к поруганной «колыбели христианства». Император хотел прославить Христа и «живоносное Древо», на котором «распялся Царь и Господь». Но как воин, проливший много крови, он считал себя недостойным совершить паломничество на Святую землю. Намерение Константина исполнила его мать, царица Елена. Будучи уже в преклонном возрасте, наделенная от Константина полномочиями и щедрыми дарами, она «с быстротой юноши» преодолела нелегкий путь, чтобы «вывести на свет божественный места, закрытые нечестивыми».

К IV веку от Иерусалима, воспетого пророками и псалмопевцем Давидом, почти не осталось и следа. Время римского владычества сопровождалось народными восстаниями, и город, ставший местом постоянных столкновений иудеев с римскими солдатами, ко времени правления императора Адриана (117-138) лежал в руинах. На месте разрушенного города Адриан, высоко ценивший греческую культуру, решил построить новый, назвав его Элия Капитолина. «Элия» - фамильное имя императора Адриана, название Капитолина происходит от Капиталийского холма в Риме, который служил местом отправления культа Юпитера. По замыслу императора Элия Капитолина должен был стать военным лагерем. В своем настойчивом желании построить город по римскому образцу строители постарались изменить даже ландшафт иерусалимских окрестностей, а на месте почитаемых евреями святынь построили языческие храмы. Иудеям запрещалось не только проживать в Элиа Капитолина, но и даже «издали глядеть на родные места».

Пострадали и христианские святыни, связанные с земной жизнью Спасителя. Пещера Гроба Господня, самое дорогое место для верующего христианина, была засыпана мусором, а на Голгофе, месте распятия Христа, было построено капище богини любви и плодородия – Венеры. По указаниям Елены языческие капища, поставленные на священных для христиан местах, были разрушены, а вместо них сооружены храмы.

Историки называют эту поездку царицы Елены «первой экспедицией по библейской археологии».

Так, во время раскопок в Иерусалиме в поисках реликвий Страстей Христовых, рядом с Голгофой – известным в древнем Иерусалиме местом казней и предполагаемым местом распятия Христа - были обнаружены три креста, четыре гвоздя и табличка с надписью «Иисус Христос, Царь Иудейский». Согласно преданию, чудо воскресения умершей женщины, тело которой поочередно прикладывали к каждому из найденных крестов, стало явным доказательством того, какой из них является Животворящим Крестом Господним. Жители города пришли поклониться великой святыне, которую поставили (воздвигли) перед верующими Иерусалимский Патриарх Макарий и царица Елена. Многие, ставшие свидетелями чуда Божьего, уверовали во Христа. Это произошло в Иерусалиме в 326 году. Ежегодно 27 сентября православная Церковь отмечает это событие как праздник Воздвижения Креста Господня.

На земле, где ступала нога Спасителя, проявилось великое смирение царицы Елены. Стараясь не привлекать к себе внимания, она облачалась в скромные одежды, не соответствующие ее высокому сану; раздавала всем нуждающимся щедрую милостыню; принимала паломников и кормила их на свои средства; терпеливо переносила трудности и лишения, связанные с поисками священного города.

За время пребывания на Святой земле Еленой были основаны три храма на местах евангельских событий, указанные ранними историками, – храм Гроба Господня на Голгофе, базилика Рождества Христова в Вифлееме, церковь над местом Вознесения Христа на Елеонской горе. В житии святой Елены, написанном в VII веке, этот список значительно шире.

Храм Гроба Господня неоднократно разрушался, перестраивался, переходя под власть то христианских, то мусульманских правителей. В 1810 году он был заново отстроен после пожара и в таком виде сохранился до наших дней. Современный храм Гроба Господня, состоящий из храма на Голгофе, часовни Гроба Господня (Кувуклии) и храма Воскресения, поделен между шестью христианскими конфессиями: греко-православной, римско-католической, сирийской, коптской, эфиопской и армянской. Каждой из них отведено свое время для молитвы. С середины 12 века ключи от храма Гроба Господня хранятся в мусульманской семье, а представитель другой мусульманской семьи каждый день открывает и закрывает ворота храма. Ключи, как великая святыня, передаются в этих семьях старшему сыну из поколения в поколение вот уже много веков.

Каким я увидела храм Гроба Господня апрельской ночью в канун Великого праздника? Передо мной предстало величественное сооружение, способное, как мне показалось, вместить весь мир. Внутри храма недалеко от входа на полу лежит Камень помазания, на котором тело Христа находилось перед положением во гроб. «…Иосиф из Аримафеи - ученик Иисуса, но тайный из страха от Иудеев, просил Пилата, чтобы снять тело Иисуса; и Пилат позволил. Он пошел и снял тело Иисуса. Пришел также и Никодим, - приходивший прежде к Иисусу ночью,- и принес состав из смирны и алоя, литр около ста. Итак они взяли тело Иисуса и обвили Его пеленами с благовониями, как обыкновенно погребают Иудеи» (Ин. 19:38-40).

От этой каменной плиты, над которой висят восемь неугасимых лампад, по числу представленных в храме христианских церквей, исходило благоухание такой красоты, что и сегодня, закрыв глаза, я чувствую этот запах, сравнимый, может быть, только с запахом цветущего райского сада. Люди в слезах прикладывались к святыне, освящали на камне иконки и крестики. Я долго стояла рядом, не в силах тронуться с места, пока Елена, паломница из Москвы, с которой я познакомилась еще на Павелецком вокзале, не взяла меня за руку, чтобы отвести в храм Воскресения, где вот-вот должна была начаться служба.

Оказавшись в храме Воскресения, я почему-то ничему не удивилась. Мне вдруг показалось, что я и прежде была здесь. Это странное, необъяснимое чувство, с которым я никак не могла справиться, еще не раз посещало меня на Святой земле. Подошла к иконе Пресвятой Богородицы «Освободительница», что висела на стене слева от алтаря, приложилась к дивному Ее лику. Мужчина, сидевший на лавочке под иконой, любезно уступил мне место. После короткого знакомства выяснилось, что Стефан, так звали нового знакомого, родом из Еревана. Вот уже десять лет, с семьей, женой и двумя детьми, он живет в Иерусалиме, работает строителем.

«Вы знаете, так порой тоскливо бывает на душе. Так хочется домой – хоть плачь. Вот только здесь, в этом храме, и спасаюсь от уныния», - сказал он и затих. Я еще не раз встречала Стефана в храме Воскресения на прежнем месте, возле иконы Царицы Небесной. Он выглядел уставшим, но глаза светились радостью. Иногда во время службы, подложив рюкзак под голову, Стефан мирно спал, лежа прямо на полу под иконой. Никто не беспокоил его, да и он, думаю, никого не беспокоил. «Только здесь я чувствую себя как дома», - сказал он однажды. И, глядя на спящего в храме раба Божьего Стефана, трудно было не поверить в это.

Фотографии взяты
из открытых источников