Frontpage Slideshow | Copyright © 2006-2011 JoomlaWorks Ltd.

Евангельские      чтения    


Евангелие
о посте

Архиерейские богослужения

17 марта, вс
Христо-Рождественский
храм

31 марта, вс
Михаило-Архангельский храм г. Липецка

7 апреля, вс
Христо-Рождественский кафедральный собор

Изречения великих

Ты постишься? Напитай голодных, напои жаждущих, посети больных, не забудь заключенных. Утешь скорбящих и плачущих; будь милосерден, кроток, добр, тих, долготерпелив, незлопамятен, благоговеен, истинен, благочестив, чтобы Бог принял и пост твой и в изобилии даровал плоды покаяния.

Святитель
Иоанн Златоуст

Свет Христов просвещает всех!

Книги Нового Завета

Евангелие от Матфея

Евангелие от Марка

Евангелие от Луки

Евангелие от Иоанна

Первое послание
к Коринфянам

апостола Павла

Молитвы

Молитвы утренние

Молитвы на сон грядущим

Шестопсалмие

Псалтирь

Иисусова молитва

Последование
ко Святому Причащению

Акафист Сладчайшему Господу нашему Иисусу Христу

Акафист Пресвятой Богородице

Акафист Николаю Чудотворцу

Рекомендуем

«Мой ангел».
Стихотворение Афанасия Фета читает Сергей Чонишвили

«О Страшном Суде».
Евангельские чтения

«Свете тихий».
Стихотворение Поликсены Соловьёвой читает Екатерина Васильева

«О Мытаре и Фарисее».
Евангельские чтения

«Сретение».
Фильм Илариона Алфеева из цикла «Праздники»

Стихотворение Иосифа Бродского «Сретенье» читает протоиерей Александр Шмеман.

«Блаженная Ксения Петербургская».
Документальный фильм

«Симон-Петр».
Фильм из цикла «Апостолы»

«Крещение Господне».
Фильм студии «Неофит»

«Рождество Христово. Поклонение волхвов. Крещение Господне».
Лекция диакона Владимира Василика

«Рождество».
Фильм митрополита Илариона (Алфеева) «Рождество» из­цикла «Праздники»

«Снег идет».
Стихотворение Бориса Пастернака читает Александр Феклистов

«Исповедь, молитва и пост».
Фильм митрополита Илариона (Алфеева) из цикла «Человек перед Богом»

«Андрей Первозванный».
Фильм из цикла «Апостолы»

Иисусова молитва

«Покров».
Документальный фильм митрополита Илариона Алфеева из цикла «Праздники»

«Горняя песнь».
Документальный фильм

«Покров».
Документальный фильм митрополита Илариона Алфеева из цикла «Праздники»

«Икона».
Документальный фильм митрополита Илариона Алфеева из цикла «Человек перед Богом»

«Я странник убогий».
Стихотворение Сергея Есенина Читает Сергей Безруков

«Рай и ад».
Что знает о них христианин?

«Наш век».
Стихотворение Федора Тютчева читает Георгий Тараторкин

«Таинство священства ».
Православная энциклопедия

«Православие на Руси».
Фильм митрополита Илариона (Алфеева) из цикла «Церковь в истории»

«Бог».
Стихотворение Дмитрия Мережковского
читает Владимир Зайцев

«Слово».
Стихотворение Николая Гумилева
читает Константин Хабенский

«Мой народ».
Стихотворение Сергея Бехтеева

«Храм Покрова на Нерли. Видеообзор

«Церковь».
Лекция протоиерея Вадима Леонова

«Митрополит Антоний Сурожский».
Фильм из цикла «Проповедники»

«Иеромонах Серафим (Роуз)».
Фильм из цикла «Проповедники»

«Христос анести!».
Тамара Романова. Записки паломницы

«Гонения на Церковь в России ХХ века».
Фильм из цикла «Церковь в истории»

«Иисус Христос и Его Церковь».
Фильм из цикла «Церковь в истории»

«Какими чистыми устами...».
Исполняет сестринский хор Свято-Тихоновского Преображенского женского монастыря

«Записки паломницы. Вифлеем».
Литературный очерк Тамары Романовой

Святитель Иоанн Златоуст о посте

«Гонения на Церковь в России ХХ века».
Фильм митрополита Илариона (Алфеева) из цикла «Церковь в истории»

«Царство Небесное».
Передача из цикла «Православная энциклопедия»

Акафист преподобному Сергию Радонежскому

«Кресту Твоему поклоняемся, Владыко...».
Исполняет хор Сретенского ставропигиального мужского монастыря (г. Москва)

«Рождество Богородицы».
Фильм митрополита Илариона (Алфеева) из цикла «Праздники»

«Церковная иерархия».
Лекция протоиерея Владимира Цыпина

«Значение и устройство православного храма».
Лекция протоиерея Игоря Фомина

«Личность Иисуса Христа».
Лекция священника Андрея Рахновского

Полезные ссылки

Предтеча: Идущий впереди

Иоанну Крестителю отводится очень большое место в церковной традиции. С истории его рождения начинается евангельское повествование; о нем часто говорит Христос в Своих речах; ему посвящены многие храмы, монастыри и даже города.

Но почему так? Ведь если бегло прочитать Евангелие, то может показаться, что Предтеча был таким же пророком, как и предшествующие Божьи посланники, а его проповедь мало чем отличается от их подвига. Что необычного было в его служении?

Да, собственно, все было необычно.

Начиная уже тем, что его родители –  священник Захария и Елизавета, будучи уже в весьма преклонном возрасте, не имели детей и уже смирились со своим статусом бездетной пары. А значит – и проклятой, ведь по тем временам отсутствие у супругов потомства вызывало у общества прямое подозрение в том,  что они грешники, поскольку дети у иудеев считались наградой Божьей за праведную жизнь.

Но тут происходит чудо – уже окончательно смирившийся Захария во время службы получает в храме ангельскую весть о грядущем рождении сына. Да еще какого сына – пророка и вестника пришествия Миссии! Мог ли Захария не усомниться? Ведь когда о чем-то очень желанном уже перестаешь мечтать, то любые слова об осуществлении мечты воспринимаются с недоверием, даже если их говорит ангел. Захария не поверил. И в знак того, что сказанное ангелом – правда, Господь сделал его немым. Открылись его уста лишь в день рождения обещанного сына.

А вот Елизавета поверила! Узнав о беременности, она полгода не говорила о ней никому, не желая выносить на люди такое долгожданное и хрупкое счастье. Лишь после округления своей фигуры Елизавета перестала таиться. Наконец, кончилось ее поношение, и вместо косых взглядов презрения и жалости она принимала поздравления от родных, близких и знакомых. А когда родился сын – радости не было предела! Захария по воле Божьей смог заговорить и рассказать о том, что ему поведал ангел. И все их знакомые удивлялись происходящему, понимая, что столь чудесные обстоятельства говорят об особой судьбе ребенка.

Далее евангельская история обрывается, и далее в Писании Иоанн предстает уже зрелым мужчиной, закаленным  жизнью в тяжелейших условиях пустыни. Недостающие сведения нам дает Предание,  и эти факты полны трагизма. Через полгода после рождения Иоанна в Вифлееме родился Спаситель. Узнав о старинном пророчестве, что младенец из Вифлеема займет израильский престол, тогдашний царь Ирод испугался, и решил ликвидировать возможных конкурентов, убив всех детей в окрестностях Иерусалима младше двух лет.

Угроза нависла и над Иоанном, ведь его родители жили в пригороде Иерусалима, а в народе еще не стихла молва о чудо-ребенке. Сначала солдаты Ирода пришли к Захарии в храм и прямо во время богослужения стали требовать отдать им мальчика. Захария им не ответил, и они убили его между жертвенником и святилищем. А тем временем Елизавета успела бежать в пустыню.

Первые недели мать и сын вовсе не покидали пещеру в которой укрылись от солдат, но голодными не были – все нужное им приносил ангел. До года Елизавета кормила малыша грудью, потом стала приучать его к пустынной пище – саранче, дикому меду, траве. Прожив еще несколько месяцев, Елизавета умерла. Предание гласит, что воспитанием ребенка занялись ангелы, а современные исследователи полагают, что Иоанн рос у ессеев – представителей радикального иудейского течения, которое по своему уставу очень напоминало монашество.

Это были жители пустыни, которые добровольно уходили из людных мест ради более полного служения Богу. Но «ессейское» прошлое Иоанна – лишь гипотеза, и о детстве пророка мы почти ничего не знаем. Церковь говорит лишь о том, что именно в пустыне сформировался его жесткий и бескомпромиссный, огромной силы характер. Иоанн знал, что Господь избрал его, чтобы подготовить народ к пришествию Мессии. Он мог отказаться, но не сделал этого. Наоборот, Иоанн с энтузиазмом принял свой жребий и был верен до конца своему призванию.

Трудность подвига Иоанна была двоякой.

С одной стороны, в Израильском народе уже более трех веков не было пророков, и они стали восприниматься людьми как нечто фантастическое. Были, конечно, разные самозванцы, проповедники, экзальтированные сектанты и просто бунтари, но настоящих пророков, в которых чувствовалась сила Божья, дух, твердость и убежденность, – таких не было. Поэтому выход Иоанна на проповедь был для многих огромным соблазном: ведь он обличал и говорил так, как до него это делал лишь Илия.

Все понимали, что Иоанн – это пророк, но принять его слова, согласиться с правдивостью его доводов могли далеко не все. С другой стороны, еще во времена Соломона (а это 9 веков до Христа) в Израиле стала формироваться идея Мессии как земного правителя. И одна из целей Иоанна Предтечи состояла в том, чтобы показать, что Мессия – совсем не тот, кого ожидает народ и политическая элита. Иоанн явно говорил, как представитель грядущего Христа. И если сам он представлялся обществу как грозный обличитель, не связанный никакими условностями, и не обладающий никаким общественным статусом, то это значило, что и Мессия тоже не будет политиком.

Иоанн был предтечей, то есть – первопроходцем. Он был тенью Христа, его проповедь всколыхнула тогдашнее общество и создала необходимый фон для распространения Евангелия среди иудеев. Первопроходцем и вестником Христа Иоанн был везде – даже в аду. Ведь до Воскресения Христова души всех людей попадали в шеол – место, лишенное радости, закрытое от Бога.

Христианское Предание гласит, что после своей гибели (коварно организованной Иродиадой, которая люто ненавидела Иоанна за обличения ее беззаконий), Предтеча попал в шеол. Но даже в тени ада он говорил всем, что на Землю пришел Спаситель, и очень скоро выведет их из царства тьмы к свету. Выведет всех, кто уверует в Него. «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Божие», – эти слова были главными для Иоанна и здесь, и по ту сторону смерти.

Судьба Крестителя повторяет судьбу самого Господа: путь вверх, но – путь через крест. Потом этой же дорогой прошли многие и многие христиане – апостолы, мученики, монахи, юродивые, праведники. Все они в той или иной мере подражали Спасителю. Но в наиболее полной мере это сделал Иоанн. Поэтому Церковь дала ему такое высокое звание – Предтеча. В нем сочетался и монашеский аскетизм, и апостольская сила, и любовь к Богу, и стойкость мученика, и талант проповедника. Лишь в этом ключе становится понятно, почему Христос сказал, что среди рожденных женщинами нет равного Иоанну (Лк. 7: 28).

Александр Моисеенков

Источник: www.foma.ru