Frontpage Slideshow | Copyright © 2006-2011 JoomlaWorks Ltd.

Тебе поем!


Иисусова
молитва

Актуальная информация

Подписано Соглашение о сотрудничестве между Русской Церковью и Уполномоченным по правам человека 7.12.2018

Слово Святейшего Патриарха Кирилла на открытии XХII Всемирного русского народного собора 1.11.2018

Святейший Патриарх Кирилл встретился с участниками VIII Международного фестиваля «Вера и слово» 31.10.2018

Заявление Священного Синода РПЦ в связи с посягательством Констан­ти­но­­поль­­ско­го Патриархата на кано­ни­чес­кую территорию Русской Церкви 16.10.2018

Мощи святителя Луки (Войно-Ясенецкого) будут принесены в 17 российских городов 1.10.2018

Начинается прием творческих работ для участия в Международном детско-юношеском конкурсе «Лето Господне» 24.09.2018

Священный Синод утвердил молитвенные прошения о сохранении единства Православия 16.09.2018

Обращение Святейшего Патриарха Кирилла по случаю Дня трезвости 11.09.2018

Заявление Священного Синода Русской Православной Церкви от 8 сентября 2018 года 10.09.2018

Вышла в свет книга Святейшего Патриарха Кирилла «Русь святая, храни веру православную: К 1030-летию Крещения Руси» 26.07.2018

Изречения великих

Пусть каждое невольное страдание будет тебе поводом помнить Бога, и у тебя всегда будет повод для покаяния.

Cтарец
Иосиф Ватопедский

Свет Христов просвещает всех!

Книги Нового Завета

Евангелие от Матфея

Евангелие от Марка

Евангелие от Луки

Евангелие от Иоанна

Первое послание
к Коринфянам

апостола Павла

Молитвы

Молитвы утренние

Молитвы на сон грядущим

Шестопсалмие

Псалтирь

Иисусова молитва

Последование
ко Святому Причащению

Акафист Сладчайшему Господу нашему Иисусу Христу

Акафист Пресвятой Богородице

Акафист Николаю Чудотворцу

Рекомендуем

«Горняя песнь».
Документальный фильм

«Покров».
Документальный фильм митрополита Илариона Алфеева из цикла «Праздники»

«Икона».
Документальный фильм митрополита Илариона Алфеева из цикла «Человек перед Богом»

«Я странник убогий».
Стихотворение Сергея Есенина Читает Сергей Безруков

«Рай и ад».
Что знает о них христианин?

«Наш век».
Стихотворение Федора Тютчева читает Георгий Тараторкин

«Таинство священства ».
Православная энциклопедия

«Православие на Руси».
Фильм митрополита Илариона (Алфеева) из цикла «Церковь в истории»

«Бог».
Стихотворение Дмитрия Мережковского
читает Владимир Зайцев

«Слово».
Стихотворение Николая Гумилева
читает Константин Хабенский

«Мой народ».
Стихотворение Сергея Бехтеева

«Храм Покрова на Нерли. Видеообзор

«Церковь».
Лекция протоиерея Вадима Леонова

«Митрополит Антоний Сурожский».
Фильм из цикла «Проповедники»

«Иеромонах Серафим (Роуз)».
Фильм из цикла «Проповедники»

«Христос анести!».
Тамара Романова. Записки паломницы

«Гонения на Церковь в России ХХ века».
Фильм из цикла «Церковь в истории»

«Иисус Христос и Его Церковь».
Фильм из цикла «Церковь в истории»

«Какими чистыми устами...».
Исполняет сестринский хор Свято-Тихоновского Преображенского женского монастыря

«Записки паломницы. Вифлеем».
Литературный очерк Тамары Романовой

Святитель Иоанн Златоуст о посте

«Гонения на Церковь в России ХХ века».
Фильм митрополита Илариона (Алфеева) из цикла «Церковь в истории»

«Царство Небесное».
Передача из цикла «Православная энциклопедия»

Акафист преподобному Сергию Радонежскому

«Кресту Твоему поклоняемся, Владыко...».
Исполняет хор Сретенского ставропигиального мужского монастыря (г. Москва)

«Рождество Богородицы».
Фильм митрополита Илариона (Алфеева) из цикла «Праздники»

«Церковная иерархия».
Лекция протоиерея Владимира Цыпина

«Значение и устройство православного храма».
Лекция протоиерея Игоря Фомина

«Личность Иисуса Христа».
Лекция священника Андрея Рахновского

Полезные ссылки

Памяти схиархимандрита Виталия (Сидоренко)

1 де­каб­ря – день кон­чи­ны схи­ар­хи­манд­ри­та Ви­та­лия (Си­до­рен­ко), ве­ли­ко­го по­движ­ни­ка, про­зор­ли­во­го стар­ца, мо­лит­вен­ни­ка и уте­ши­те­ля всех "труж­да­ю­щих­ся и обре­ме­нен­ных".

Схи­ар­хи­манд­рит Ви­та­лий (Си­до­рен­ко) был ду­хов­ным на­став­ни­ком пра­вя­ще­го ар­хи­ерея на­шей епар­хии Вы­со­ко­прео­свя­щен­ней­ше­го Ни­ко­на, мит­ро­по­ли­та Ли­пец­ко­го и За­дон­ско­го.

На­след­ник ду­хов­ной тра­ди­ции Глин­ских стар­цев, отец Ви­та­лий учил сво­их ду­хов­ных чад мо­лит­ве, сми­ре­нию, по­ка­я­нию и люб­ви. «На­до се­бя ху­лить, ви­нить, по­роть, на­ка­зы­вать, а всех лю­бить, счи­тать Ан­ге­ла­ми», - ча­сто по­вто­рял ба­тюш­ка.

Сам отец Ви­та­лий был при­ме­ром люб­ви к Бо­гу и ближ­не­му сво­е­му. С 1960-х го­дов ста­рец под­ви­зал­ся в Гру­зии, здесь в 1992 го­ду он и за­вер­шил свой зем­ной путь. За со­ве­том и уте­ше­ни­ем на мо­гил­ку к стар­цу при­ез­жа­ют ве­ру­ю­щие с раз­ных угол­ков Рос­сии. Здесь они ве­дут без­молв­ную бе­се­ду с по­движ­ни­ком, до­ве­ряя ему са­мое со­кро­вен­ное. А те, кто спо­до­бил­ся лич­но знать ба­тюш­ку, бе­реж­но хра­нят в серд­це его на­став­ле­ния и де­лят­ся с дру­ги­ми этим бес­цен­ным ду­хов­ным опы­том.

 

Из книги ар­хи­манд­рита Ра­фа­ила (Ка­ре­лина) "Зарубки в пути",
посвященной подвижникам Грузии

«Схи­ар­хи­манд­рит Ви­та­лий (Си­до­рен­ко) лю­бил по­вто­рять сло­ва ав­вы До­ро­фея: «Хри­стос при­хо­дит к нам в об­ра­зе че­ло­ве­ка; что сде­ла­ешь для че­ло­ве­ка — сде­ла­ешь для Хри­ста». Он ста­рал­ся не прой­ти ми­мо ни­ще­го, не по­дав ему ми­ло­сты­ню. Это бы­ло его пра­ви­лом, ко­то­рое он за­ве­щал ис­пол­нять сво­им ча­дам. Слу­ча­лось, что ко­гда у не­го не бы­ло де­нег, он да­вал ни­щим что-ни­будь из сво­ей одеж­ды, и не толь­ко ни­щим. Од­на­жды в раз­го­во­ре он узнал, что у его со­бра­та ста­рые, по­рван­ные брю­ки. Он тут же, в мет­ро, быст­ро снял брю­ки и от­дал ему, а так как он был одет в под­ряс­ник и длин­ный плащ, то это об­на­ру­жи­лось не сра­зу.

Он го­во­рил: «Ес­ли ты не­сешь день­ги, что­бы от­дать долг, а по до­ро­ге встре­тит­ся ни­щий и в тво­ей ду­ше бу­дут бо­роть­ся по­мыс­лы: вер­нуть долг или дать ми­ло­сты­ню ни­ще­му,— то по­дай ми­ло­сты­ню; луч­ше остать­ся долж­ни­ком у че­ло­ве­ка, чем у Бо­га».

 

Из кни­ги «О жиз­ни схи­ар­хи­манд­ри­та Ви­та­лия.
Вос­по­ми­на­ния ду­хов­ных чад. Пись­ма. По­уче­ния»

«..Ко­гда на­ча­лась вой­на в Су­ху­ми, отец Ви­та­лий сде­лал из вос­ка боль­шую све­чу и воз­жег ее. Све­ча го­ре­ла с шум­ным трес­ком, силь­но коп­ти­ла и воск стал кус­ка­ми от­па­дать от нее. Сест­ры ис­пу­га­лись по­жа­ра, но отец Ви­та­лий не раз­ре­шил ее га­сить и ска­зал: «Как ве­дут се­бя в Су­ху­ми — фыр­чат друг на дру­га, так све­ча и по­ка­зы­ва­ет».

В это скорб­ное вре­мя он со­ве­то­вал жи­ву­щим в Су­ху­ми не­сти свои го­ре­сти на мо­гил­ку схи­ар­хи­манд­ри­та Се­ра­фи­ма (Ро­ман­цо­ва) и все рас­ска­зы­вать стар­цу, как жи­во­му, а ес­ли нет воз­мож­но­сти пой­ти к не­му, то мыс­лен­но про­сить: «Гос­по­ди, мо­лит­ва­ми мо­их ро­ди­те­лей и всех, мо­ля­щих­ся о мне, по­мо­ги и бла­го­сло­ви».

На­хо­дя­щим­ся в смер­тель­ной опас­но­сти он бла­го­сло­вил чи­тать еже­днев­но 26, 50 и 90-й псал­мы, а так­же 100 Иису­со­вых мо­литв. Кто это ис­пол­нял, был со­хра­нен сам со всем сво­им до­мом.

Од­ной сво­ей ду­хов­ной до­че­ри отец Ви­та­лий явил­ся во сне в ман­тии, с чет­ка­ми, и обо­шел ее су­хум­ский дом. При этом он ска­зал: «Я здесь охра­няю, не бой­тесь...» И, дей­стви­тель­но, дом этот не по­стра­дал ни от об­стре­ла, ни от гра­бе­жа. Ко­гда на­ча­лось брат­ское кро­во­про­ли­тие, он мо­лил­ся по но­чам, стоя на кам­не, про­ся Гос­по­да со­хра­нить свя­тую Иве-рию и паст­ву Хри­сто­ву, а Свя­тей­ше­му про­сил дать ду­ха пре­муд­ро­сти, что­бы сдер­жать бра­то­убий­ство. Сам же он взял на се­бя в то вре­мя по­двиг мол­ча­ния и воз­дер­жа­ния в пи­ще, вку­шая толь­ко хлеб и во­ду, а ино­гда от­ка­зы­ва­ясь от нее со­всем.

Его серд­це мог­ло от­кли­кать­ся на чу­жую боль та­ким прон­зи­тель­ным по­ры­вом люб­ви, ко­то­рый ка­жет­ся не­воз­мож­ным для че­ло­ве­ка. «Я го­во­рю се­бе, — чи­та­ем мы в его пись­ме, — так я ви­но­ват, что че­рез ме­ня свя­тые лю­ди кровь льют, вез­де идет стра­да­ние, да луч­ше бы ме­ня за­ре­за­ли или уби­ли, или по­то­пи­ли, или по­ве­си­ли, не­же­ли столь­ко лю­дей Бо­жи­их стра­да­ет».

За не­сколь­ко лет до этих со­бы­тий отец Ви­та­лий го­во­рил о пред­сто­я­щих бед­стви­ях: «Бу­дет на зем­ле страш­ная кровь, бра­то­убий­ство, го­лод. Не вы­бра­сы­вай­те пи­щу, бу­де­те ра­ды и от­бро­сам... Лю­ди бу­дут ис­кать жиз­ни в дру­гих стра­нах... По­знай­те каж­дый се­бя и пой­ме­те, что в том, что со­вер­ша­ет­ся в ми­ре, есть и на­ша ви­на, это на­ши гре­хи»

 

Из очер­ка Ла­ри­сы Хру­ста­ле­вой
«Схи­ар­хи­манд­рит Ви­та­лий, ба­тюш­ка Се­ра­фим и бар­жо­ми»

«Вос­пи­тан­ник ве­ли­ких стар­цев Глин­ской пу­сты­ни, он про­шел труд­ный путь. Он жил в тя­же­лое вре­мя – при го­не­нии на хри­сти­ан. Он был пре­сле­ду­ем, не­од­но­крат­но из­би­ва­ем ми­ли­ци­ей из-за от­сут­ствия пас­пор­та, под­ви­зал­ся в оди­но­че­стве в го­рах Кав­ка­за. С 1969 го­да он жил в ма­лень­ком до­ми­ке на Ди­ду­бе. Его ке­лей­ни­цей бы­ла мо­на­хи­ня Ма­рия (Дья­чен­ко, впо­след­ствии схи­и­гу­ме­ния Се­ра­фи­ма). Он мо­лил­ся за гру­зин­ских и рус­ских ца­рей, пат­ри­ар­хов, свя­ти­те­лей и за весь мир. Он по­лю­бил Гру­зию всем серд­цем. Зная, что эта стра­на – из­бран­ный удел Бо­жи­ей Ма­те­ри, он пе­ре­жи­вал каж­дое со­бы­тие, про­ис­хо­див­шее в ней. Отец Ви­та­лий все­гда и во всём по­ла­гал­ся на Бо­га и ста­рал­ся при­вить это сво­им мно­го­чис­лен­ным ча­дам. Он го­во­рил, что Бо­гу на­до до­ве­рять, то­гда и скор­бей не бу­дет.

По­след­ние свои го­ды, ко­гда уси­ли­лись го­не­ния на ве­ру­ю­щих, ста­рец про­вел в Тби­ли­си, ко­то­рый он на­зы­вал свя­тым. В воз­расте 64 лет схи­ар­хи­манд­рит Ви­та­лий ото­шел ко Гос­по­ду. Чин от­пе­ва­ния при боль­шом сте­че­нии ве­ру­ю­ще­го на­ро­да со­вер­шил Свя­тей­ший Ка­то­ли­кос-Пат­ри­арх всея Гру­зии Илия II в со­слу­же­нии ду­хо­вен­ства Рос­сии, Гру­зии, Укра­и­ны. На от­пе­ва­нии Свя­тей­ший ска­зал: «Тот, кто знал от­ца Ви­та­лия, кто имел ра­дость об­ще­ния с ним, – зна­ет, на­сколь­ко свя­той жиз­ни был этот ве­ли­кий и див­ный ста­рец. Уди­ви­тель­ная и свя­тая ве­ра, не­объ­ят­ная лю­бовь, уди­ви­тель­ное и при­мер­ное сми­ре­ние и по­слу­ша­ние – всё это со­зда­ва­ло ту ду­хов­ную ат­мо­сфе­ру, ко­то­рая нес­ла лю­бовь всем, кто хо­тел по­лу­чить ду­хов­ное уте­ше­ние от не­го. Дей­стви­тель­но, бра­тья и сест­ры, это был свя­той ста­рец. И я, об­ща­ясь с ним, бе­се­дуя с ним, не­од­но­крат­но ви­дел эту свя­тость, ко­то­рую он ис­то­чал во­круг се­бя».

Мно­го чу­дес со­вер­шил при сво­ей жиз­ни див­ный ста­рец. И по смер­ти его не ушли без­утеш­ны­ми со­брав­ши­е­ся лю­ди. Ко­гда свя­щен­ник вкла­ды­вал в ру­ку стар­ца раз­ре­ши­тель­ную мо­лит­ву, боль­шой па­лец ру­ки от­ца Ви­та­лия ото­гнул­ся, и его ру­ка са­ма взя­ла мо­лит­ву. От не­ожи­дан­но­сти свя­щен­ник вскрик­нул; это уви­де­ли и дру­гие лю­ди.

Отец Ви­та­лий не­од­но­крат­но го­во­рил сво­им ча­дам, что­бы они при­хо­ди­ли к не­му на мо­гил­ку, обе­щая им по­мощь и за­ступ­ни­че­ство»

 

Из ин­тер­вью схи­и­гу­ме­нии Ели­са­ве­ты (Ор­ло­вой)
чи­та­те­лям сай­та «Пра­во­сла­вие и мир»

«Мы ис­ка­ли Бо­га – на­шли стар­цев. А сей­час лю­ди ищут не Бо­га, а стар­цев, че­ло­ве­ков ищут! Ко­гда при­ез­жа­ли к от­цу Ви­та­лию, то го­во­ри­ли ино­гда: «Отец Ви­та­лий, сла­ва Бо­гу, мы Вас на­шли». А он от­ве­чал: «Не вы ме­ня на­шли, а я Бо­гу мо­лил­ся, и Гос­подь из­брал вас». То есть по­слал вас ко мне. На­до мо­лить­ся, про­сить, и Гос­подь Сам по­шлет стар­ца.

Ко­неч­но, сей­час вре­мя та­кое – лю­дям очень тя­же­ло. «Оску­де пре­по­доб­ный», – как обыч­но го­во­рит вла­ды­ка Ни­кон Ли­пец­кий. Вся эта со­вре­мен­ная те­ле­фо­ни­за­ция, ком­пью­те­ри­за­ция воз­дей­ству­ют на че­ло­ве­че­ский ум. Свя­ти­тель Иг­на­тий (Брян­ча­ни­нов) в сво­ем «При­но­ше­нии к мо­на­ше­ству» очень хо­ро­шо опи­сал су­е­ту на­ше­го вре­ме­ни и то, как враг бу­дет от­би­рать лю­бовь и ве­ру у лю­дей. Лю­ди бу­дут ме­тать­ся, ис­кать, а че­го ис­кать?!»

 

Ма­те­ри­ал под­го­то­ви­ла Та­ма­ра Романова