Frontpage Slideshow | Copyright © 2006-2011 JoomlaWorks Ltd.

Изречения великих

У кого велика вера, тому подается и благодать великая; у кого мала вера, мала и благодать.

Преподобный
Симеон Новый Богослов

Свет Христов просвещает всех!

Книги Нового Завета

Евангелие от Матфея

Евангелие от Марка

Евангелие от Луки

Евангелие от Иоанна

Первое послание
к Коринфянам

апостола Павла

Молитвы

Молитвы утренние

Молитвы на сон грядущим

Шестопсалмие

Псалтирь

Иисусова молитва

Последование
ко Святому Причащению

Акафист Сладчайшему Господу нашему Иисусу Христу

Акафист Пресвятой Богородице

Акафист Николаю Чудотворцу

Рекомендуем

Сретение.
Фильм митрополита Илариона Алфеева «Сретение» из цикла «Праздники»

Хор братии Валаамского монастыря.
Регент хора иеродиакон Герман (Рябцев)

«Митрополит Антоний Сурожский».
Фильм из цикла «Проповедники»

«Христос».
Стихотворение Николая Гумилева читает Константин Хабенский

«Крещение».
Фильм митрополита Илариона (Алфеева) из цикла «Праздники»

«Рождество Христово».
Фильм митрополита Илариона (Алфеева) из цикла «Праздники»

«Ночь тиха. По тверди зыбкой...».
Стихотворение Афанасия Фета читает Сергей Чонишвили

«Рождество Твое Христе Боже наш... ».
Исполняет мужской хор «Оптина пустынь».

«Рождество Христово».
Мультфильм Михаила Алдашина

«Святой Иоанн Кронштадтский».
Фильм Аркадия Мамонтова

«Снег идет».
Стихотворение Бориса Пастернака читает Александр Феклистов

«Глас веков».
Концерт хора Сергия Кривобокова

Александр Невский. Между Востоком и Западом

«Просительная ектения».
Братский хор Почаевской лавры

«Русская Православная Церковь в XIX веке».
Лекция Натальи Юрьевны Суховой

«Великое славословие»

«Церковь».
Лекция протоиерея Вадима Леонова

«Горняя песнь».
Фильм о русском женском монастыре близ Иерусалима.

«Молитва».
Стихотворение Якова Полонского читает Михаил Филиппов

«Апостол Лука».
Фильм Юлии Варенцовой из цикла «Апостолы»

«Фома».
Фильм из цикла «Апостолы»

«Покров».
Фильм из цикла «Праздники»

«Митрополит Антоний Сурожский».
Фильм из цикла «Проповедники»

«Золотая осень».
Cтихотворение Бориса Пастернака читает Сергей Шакуров

«Иоанн Креститель».
Документальный фильм студии «Неофит» из цикла «Пророки»

«Родина».
Cтихотворение Михаила Лермонтова читает Сергей Шакуров

«Царице моя Преблагая».
Патриарший хор Храма Христа Спасителя

«Паломничество в Бари».
Документальный фильм

«Русь еще жива...».
Документальный фильм Валентины Матвеевой, посвященный творчеству иеромонаха Романа (Матюшина).

«Богородице, Дево, радуйся!».
Сергей Рахманинов

«Значение и устройство православного храма».
Лекция протоиерея Игоря Фомина

«Бог»
Стихотворение Дмитрия Мережковского читает Владимир Зайцев

«Горняя песнь»
Фильм о русском женском монастыре близ Иерусалима

«Русалим. В гости к Богу»
Документальный фильм

«Кресту Твоему поклоняемся, Владыко...»
Исполняет хор Сретенского ставропигиального мужского монастыря (г. Москва)

«Святитель Григорий Палама и споры о богопознании».
Лекция доцента, кандидата богословия игумена Даниила (Шленова)

«Богословие иконы».
Лекция митрополита Илариона (Алфеева)

«Мой ангел».
Стихотворение Афанасия Фета читает Сергей Чонишвили

«О Страшном Суде».
Евангельские чтения

«Свете тихий».
Стихотворение Поликсены Соловьёвой читает Екатерина Васильева

«Симон-Петр».
Фильм из цикла «Апостолы»

«Икона».
Документальный фильм митрополита Илариона Алфеева из цикла «Человек перед Богом»

«Я странник убогий».
Стихотворение Сергея Есенина Читает Сергей Безруков

«Наш век».
Стихотворение Федора Тютчева читает Георгий Тараторкин

«Таинство священства ».
Православная энциклопедия

«Слово».
Стихотворение Николая Гумилева
читает Константин Хабенский

«Мой народ».
Стихотворение Сергея Бехтеева

«Храм Покрова на Нерли. Видеообзор

«Церковь».
Лекция протоиерея Вадима Леонова

«Митрополит Антоний Сурожский».
Фильм из цикла «Проповедники»

«Иеромонах Серафим (Роуз)».
Фильм из цикла «Проповедники»

«Христос анести!».
Тамара Романова. Записки паломницы

«Иисус Христос и Его Церковь».
Фильм из цикла «Церковь в истории»

«Какими чистыми устами...».
Исполняет сестринский хор Свято-Тихоновского Преображенского женского монастыря

«Записки паломницы. Вифлеем».
Литературный очерк Тамары Романовой

«Гонения на Церковь в России ХХ века».
Фильм митрополита Илариона (Алфеева) из цикла «Церковь в истории»

«Церковная иерархия».
Лекция протоиерея Владимира Цыпина

«Личность Иисуса Христа».
Лекция священника Андрея Рахновского

Полезные ссылки

Памяти схиархимандрита Виталия (Сидоренко)

1 де­каб­ря – день кон­чи­ны схи­ар­хи­манд­ри­та Ви­та­лия (Си­до­рен­ко), ве­ли­ко­го по­движ­ни­ка, про­зор­ли­во­го стар­ца, мо­лит­вен­ни­ка и уте­ши­те­ля всех "труж­да­ю­щих­ся и обре­ме­нен­ных". Схи­ар­хи­манд­рит Ви­та­лий (Си­до­рен­ко) был ду­хов­ным на­став­ни­ком Вы­со­ко­прео­свя­щен­ного митрополита Ни­ко­на (Васина).

На­след­ник ду­хов­ной тра­ди­ции Глин­ских стар­цев, отец Ви­та­лий учил сво­их ду­хов­ных чад мо­лит­ве, сми­ре­нию, по­ка­я­нию и люб­ви. «На­до се­бя ху­лить, ви­нить, по­роть, на­ка­зы­вать, а всех лю­бить, счи­тать Ан­ге­ла­ми», - ча­сто по­вто­рял ба­тюш­ка.

Сам отец Ви­та­лий был при­ме­ром люб­ви к Бо­гу и ближ­не­му сво­е­му. С 1960-х го­дов ста­рец под­ви­зал­ся в Гру­зии, здесь в 1992 го­ду он и за­вер­шил свой зем­ной путь. За со­ве­том и уте­ше­ни­ем на мо­гил­ку к стар­цу при­ез­жа­ют ве­ру­ю­щие с раз­ных угол­ков Рос­сии. Здесь они ве­дут без­молв­ную бе­се­ду с по­движ­ни­ком, до­ве­ряя ему са­мое со­кро­вен­ное. А те, кто спо­до­бил­ся лич­но знать ба­тюш­ку, бе­реж­но хра­нят в серд­це его на­став­ле­ния и де­лят­ся с дру­ги­ми этим бес­цен­ным ду­хов­ным опы­том.

 

Из книги ар­хи­манд­рита Ра­фа­ила (Ка­ре­лина) "Зарубки в пути",
посвященной подвижникам Грузии

«Схи­ар­хи­манд­рит Ви­та­лий (Си­до­рен­ко) лю­бил по­вто­рять сло­ва ав­вы До­ро­фея: «Хри­стос при­хо­дит к нам в об­ра­зе че­ло­ве­ка; что сде­ла­ешь для че­ло­ве­ка — сде­ла­ешь для Хри­ста». Он ста­рал­ся не прой­ти ми­мо ни­ще­го, не по­дав ему ми­ло­сты­ню. Это бы­ло его пра­ви­лом, ко­то­рое он за­ве­щал ис­пол­нять сво­им ча­дам. Слу­ча­лось, что ко­гда у не­го не бы­ло де­нег, он да­вал ни­щим что-ни­будь из сво­ей одеж­ды, и не толь­ко ни­щим. Од­на­жды в раз­го­во­ре он узнал, что у его со­бра­та ста­рые, по­рван­ные брю­ки. Он тут же, в мет­ро, быст­ро снял брю­ки и от­дал ему, а так как он был одет в под­ряс­ник и длин­ный плащ, то это об­на­ру­жи­лось не сра­зу.

Он го­во­рил: «Ес­ли ты не­сешь день­ги, что­бы от­дать долг, а по до­ро­ге встре­тит­ся ни­щий и в тво­ей ду­ше бу­дут бо­роть­ся по­мыс­лы: вер­нуть долг или дать ми­ло­сты­ню ни­ще­му,— то по­дай ми­ло­сты­ню; луч­ше остать­ся долж­ни­ком у че­ло­ве­ка, чем у Бо­га».

 

Из кни­ги «О жиз­ни схи­ар­хи­манд­ри­та Ви­та­лия.
Вос­по­ми­на­ния ду­хов­ных чад. Пись­ма. По­уче­ния»

«..Ко­гда на­ча­лась вой­на в Су­ху­ми, отец Ви­та­лий сде­лал из вос­ка боль­шую све­чу и воз­жег ее. Све­ча го­ре­ла с шум­ным трес­ком, силь­но коп­ти­ла и воск стал кус­ка­ми от­па­дать от нее. Сест­ры ис­пу­га­лись по­жа­ра, но отец Ви­та­лий не раз­ре­шил ее га­сить и ска­зал: «Как ве­дут се­бя в Су­ху­ми — фыр­чат друг на дру­га, так све­ча и по­ка­зы­ва­ет».

В это скорб­ное вре­мя он со­ве­то­вал жи­ву­щим в Су­ху­ми не­сти свои го­ре­сти на мо­гил­ку схи­ар­хи­манд­ри­та Се­ра­фи­ма (Ро­ман­цо­ва) и все рас­ска­зы­вать стар­цу, как жи­во­му, а ес­ли нет воз­мож­но­сти пой­ти к не­му, то мыс­лен­но про­сить: «Гос­по­ди, мо­лит­ва­ми мо­их ро­ди­те­лей и всех, мо­ля­щих­ся о мне, по­мо­ги и бла­го­сло­ви».

На­хо­дя­щим­ся в смер­тель­ной опас­но­сти он бла­го­сло­вил чи­тать еже­днев­но 26, 50 и 90-й псал­мы, а так­же 100 Иису­со­вых мо­литв. Кто это ис­пол­нял, был со­хра­нен сам со всем сво­им до­мом.

Од­ной сво­ей ду­хов­ной до­че­ри отец Ви­та­лий явил­ся во сне в ман­тии, с чет­ка­ми, и обо­шел ее су­хум­ский дом. При этом он ска­зал: «Я здесь охра­няю, не бой­тесь...» И, дей­стви­тель­но, дом этот не по­стра­дал ни от об­стре­ла, ни от гра­бе­жа. Ко­гда на­ча­лось брат­ское кро­во­про­ли­тие, он мо­лил­ся по но­чам, стоя на кам­не, про­ся Гос­по­да со­хра­нить свя­тую Иве-рию и паст­ву Хри­сто­ву, а Свя­тей­ше­му про­сил дать ду­ха пре­муд­ро­сти, что­бы сдер­жать бра­то­убий­ство. Сам же он взял на се­бя в то вре­мя по­двиг мол­ча­ния и воз­дер­жа­ния в пи­ще, вку­шая толь­ко хлеб и во­ду, а ино­гда от­ка­зы­ва­ясь от нее со­всем.

Его серд­це мог­ло от­кли­кать­ся на чу­жую боль та­ким прон­зи­тель­ным по­ры­вом люб­ви, ко­то­рый ка­жет­ся не­воз­мож­ным для че­ло­ве­ка. «Я го­во­рю се­бе, — чи­та­ем мы в его пись­ме, — так я ви­но­ват, что че­рез ме­ня свя­тые лю­ди кровь льют, вез­де идет стра­да­ние, да луч­ше бы ме­ня за­ре­за­ли или уби­ли, или по­то­пи­ли, или по­ве­си­ли, не­же­ли столь­ко лю­дей Бо­жи­их стра­да­ет».

За не­сколь­ко лет до этих со­бы­тий отец Ви­та­лий го­во­рил о пред­сто­я­щих бед­стви­ях: «Бу­дет на зем­ле страш­ная кровь, бра­то­убий­ство, го­лод. Не вы­бра­сы­вай­те пи­щу, бу­де­те ра­ды и от­бро­сам... Лю­ди бу­дут ис­кать жиз­ни в дру­гих стра­нах... По­знай­те каж­дый се­бя и пой­ме­те, что в том, что со­вер­ша­ет­ся в ми­ре, есть и на­ша ви­на, это на­ши гре­хи»

 

Из очер­ка Ла­ри­сы Хру­ста­ле­вой
«Схи­ар­хи­манд­рит Ви­та­лий, ба­тюш­ка Се­ра­фим и бар­жо­ми»

«Вос­пи­тан­ник ве­ли­ких стар­цев Глин­ской пу­сты­ни, он про­шел труд­ный путь. Он жил в тя­же­лое вре­мя – при го­не­нии на хри­сти­ан. Он был пре­сле­ду­ем, не­од­но­крат­но из­би­ва­ем ми­ли­ци­ей из-за от­сут­ствия пас­пор­та, под­ви­зал­ся в оди­но­че­стве в го­рах Кав­ка­за. С 1969 го­да он жил в ма­лень­ком до­ми­ке на Ди­ду­бе. Его ке­лей­ни­цей бы­ла мо­на­хи­ня Ма­рия (Дья­чен­ко, впо­след­ствии схи­и­гу­ме­ния Се­ра­фи­ма). Он мо­лил­ся за гру­зин­ских и рус­ских ца­рей, пат­ри­ар­хов, свя­ти­те­лей и за весь мир. Он по­лю­бил Гру­зию всем серд­цем. Зная, что эта стра­на – из­бран­ный удел Бо­жи­ей Ма­те­ри, он пе­ре­жи­вал каж­дое со­бы­тие, про­ис­хо­див­шее в ней. Отец Ви­та­лий все­гда и во всём по­ла­гал­ся на Бо­га и ста­рал­ся при­вить это сво­им мно­го­чис­лен­ным ча­дам. Он го­во­рил, что Бо­гу на­до до­ве­рять, то­гда и скор­бей не бу­дет.

По­след­ние свои го­ды, ко­гда уси­ли­лись го­не­ния на ве­ру­ю­щих, ста­рец про­вел в Тби­ли­си, ко­то­рый он на­зы­вал свя­тым. В воз­расте 64 лет схи­ар­хи­манд­рит Ви­та­лий ото­шел ко Гос­по­ду. Чин от­пе­ва­ния при боль­шом сте­че­нии ве­ру­ю­ще­го на­ро­да со­вер­шил Свя­тей­ший Ка­то­ли­кос-Пат­ри­арх всея Гру­зии Илия II в со­слу­же­нии ду­хо­вен­ства Рос­сии, Гру­зии, Укра­и­ны. На от­пе­ва­нии Свя­тей­ший ска­зал: «Тот, кто знал от­ца Ви­та­лия, кто имел ра­дость об­ще­ния с ним, – зна­ет, на­сколь­ко свя­той жиз­ни был этот ве­ли­кий и див­ный ста­рец. Уди­ви­тель­ная и свя­тая ве­ра, не­объ­ят­ная лю­бовь, уди­ви­тель­ное и при­мер­ное сми­ре­ние и по­слу­ша­ние – всё это со­зда­ва­ло ту ду­хов­ную ат­мо­сфе­ру, ко­то­рая нес­ла лю­бовь всем, кто хо­тел по­лу­чить ду­хов­ное уте­ше­ние от не­го. Дей­стви­тель­но, бра­тья и сест­ры, это был свя­той ста­рец. И я, об­ща­ясь с ним, бе­се­дуя с ним, не­од­но­крат­но ви­дел эту свя­тость, ко­то­рую он ис­то­чал во­круг се­бя».

Мно­го чу­дес со­вер­шил при сво­ей жиз­ни див­ный ста­рец. И по смер­ти его не ушли без­утеш­ны­ми со­брав­ши­е­ся лю­ди. Ко­гда свя­щен­ник вкла­ды­вал в ру­ку стар­ца раз­ре­ши­тель­ную мо­лит­ву, боль­шой па­лец ру­ки от­ца Ви­та­лия ото­гнул­ся, и его ру­ка са­ма взя­ла мо­лит­ву. От не­ожи­дан­но­сти свя­щен­ник вскрик­нул; это уви­де­ли и дру­гие лю­ди.

Отец Ви­та­лий не­од­но­крат­но го­во­рил сво­им ча­дам, что­бы они при­хо­ди­ли к не­му на мо­гил­ку, обе­щая им по­мощь и за­ступ­ни­че­ство»

 

Из ин­тер­вью схи­и­гу­ме­нии Ели­са­ве­ты (Ор­ло­вой)
чи­та­те­лям сай­та «Пра­во­сла­вие и мир»

«Мы ис­ка­ли Бо­га – на­шли стар­цев. А сей­час лю­ди ищут не Бо­га, а стар­цев, че­ло­ве­ков ищут! Ко­гда при­ез­жа­ли к от­цу Ви­та­лию, то го­во­ри­ли ино­гда: «Отец Ви­та­лий, сла­ва Бо­гу, мы Вас на­шли». А он от­ве­чал: «Не вы ме­ня на­шли, а я Бо­гу мо­лил­ся, и Гос­подь из­брал вас». То есть по­слал вас ко мне. На­до мо­лить­ся, про­сить, и Гос­подь Сам по­шлет стар­ца.

Ко­неч­но, сей­час вре­мя та­кое – лю­дям очень тя­же­ло. «Оску­де пре­по­доб­ный», – как обыч­но го­во­рит вла­ды­ка Ни­кон Ли­пец­кий. Вся эта со­вре­мен­ная те­ле­фо­ни­за­ция, ком­пью­те­ри­за­ция воз­дей­ству­ют на че­ло­ве­че­ский ум. Свя­ти­тель Иг­на­тий (Брян­ча­ни­нов) в сво­ем «При­но­ше­нии к мо­на­ше­ству» очень хо­ро­шо опи­сал су­е­ту на­ше­го вре­ме­ни и то, как враг бу­дет от­би­рать лю­бовь и ве­ру у лю­дей. Лю­ди бу­дут ме­тать­ся, ис­кать, а че­го ис­кать?!»

 

Ма­те­ри­ал под­го­то­ви­ла Та­ма­ра Романова