Frontpage Slideshow | Copyright © 2006-2011 JoomlaWorks Ltd.

Тебе поем!


Иисусова молитва

Изречения великих

Крест освятил вселенную; он рассеял тьму и возвратил свет, он потребил заблуждение; он собрал народы от востока и запада, севера и юга, и соединил их любовью в единую Церковь, в единую веру, в единое крещение.

Преподобный
Ефрем Сирин

Свет Христов просвещает всех!

Книги Нового Завета

Евангелие от Матфея

Евангелие от Марка

Евангелие от Луки

Евангелие от Иоанна

Молитвы

Молитвы утренние

Молитвы на сон грядущим

Шестопсалмие

Псалтирь

Иисусова молитва

Последование
ко Святому Причащению

Акафист Сладчайшему Господу нашему Иисусу Христу

Акафист Пресвятой Богородице

Акафист Николаю Чудотворцу

Рекомендуем

«Зазимки»
Стихотворение Бориса Пастернака читает Александр Феклистов

Павел Флоренский. «Столп и утверждение Истины»

«Гляну в поле, гляну в небо...»
Стихотворение Сергея Есенина читает Сергей Безруков

«Таинство Евхаристии»
Фильм митрополита Илариона (Алфеева) из цикла «Человек перед Богом»

«И цветы, и шмели...»
Стихотворение Ивана Бунина читает Александр Голубев

Крещение Господне. Песнопения праздника

«Крещение»
Фильм митрополита Илариона (Алфеева) из цикла «Праздники»

«Святитель Николай»
Фильм митрополита Илариона (Алфеева) из цикла «Праздники»

Молитва о Святой Руси

«Снег идет»
Стихотворение Бориса Пастернака читает Александр Феклистов

«Царице моя Преблагая».
Исполняет Патриарший хор Храма Христа Спасителя (Б. М. Феоктистов).

«Слово».
Стихотворение Николая Гумилева. читает Константин Хабенский

«Обитель».
Фильм Аркадия Мамонтова

«Земле русская».
Cтихира Русским святым

«Христос».
Стихотворение Николая Гумилева читает Константин Хабенский

Протоиерей Александр Шмеман.
Зачем нужны святые

Митрополит Антоний Сурожский.
Почему я не боюсь смерти

Храм святого Саввы. Белград

«Исповедь, молитва и пост».
Фильм митрополита Илариона (Алфеева) из цикла «Человек перед Богом»

«Евангелие Достоевского».
Фильм митрополита Илариона (Алфеева)

«Русалим. В гости к Богу».
Документальный фильм

Акафист Иисусу Сладчайшему

«Старцы и русская литература. Александр Пушкин».
Документальный фильм

«Родина».
Cтихотворение Михаила Лермонтова читает Сергей Шакуров.

«Наш век».
Стихотворение Федора Тютчева читает Георгий Тараторкин

«Монастырь».
Стихотворение Евдокии Ростопчиной читает Мария Порошина

«Женщины Библии».
Православная энциклопедия

«Великое славословие».
и другие песнопения

«О Страшном Суде».
Евангельские чтения

Хор братии Валаамского монастыря.
Регент хора иеродиакон Герман (Рябцев)

«Митрополит Антоний Сурожский».
Фильм из цикла «Проповедники»

«Святой Иоанн Кронштадтский».
Фильм Аркадия Мамонтова

«Глас веков».
Концерт хора Сергия Кривобокова

«Русская Православная Церковь в XIX веке».
Лекция Натальи Юрьевны Суховой

«Церковь».
Лекция протоиерея Вадима Леонова

«Горняя песнь».
Фильм о русском женском монастыре близ Иерусалима.

«Царице моя Преблагая».
Патриарший хор Храма Христа Спасителя

Полезные ссылки

Дорогой Великого поста. Протоиерей Владимир Максимчук

Великий пост - важнейший и самый древний из многодневных постов. Это время приуготовления к главному православному празднику — Светлому Христову Воскресению.

Многие уже не сомневаются в благотворном влиянии поста на душу и тело человека. Сегодня пост, как диету, рекомендуют многие врачи, отмечая целебное воздействие на организм временного отказа от белков и жиров животного происхождения.

Однако смысл поста совсем не в том, чтобы похудеть или телесно подлечиться. Святитель Феофан Затворник называет пост «курсом спасительного врачевания душ, баней для омытия всего ветхого, невзрачного, грязноватого».

Но очистится ли наша душа, если мы не съедим, скажем, мясную котлету или салат со сметаной в среду или пятницу? Или, может быть, мы сразу попадем в Царство Небесное только за то, что вообще не едим скоромного?  Слишком уж просто и легко далось бы тогда то, ради чего Спаситель принял страшную смерть на Голгофе. Пост - это прежде всего духовное упражнение, это возможность сораспяться со Христом. И в этом смысле пост - наша малая жертва Богу.

Важно расслышать в посте призыв, требующий нашего ответа и усилия. Ради своего ребенка, ради близких нам людей мы готовы на любые жертвы. Пост - такое же доказательство нашей веры и любви к Богу, заповеданной Им Самим. Пост утончает душу для покаяния. Ведь когда усмиряются страсти, просветляется духовный разум. Человек начинает лучше видеть свои недостатки, у него появляется жажда очистить свою совесть и покаяться пред Богом.

Пост - повинность или наше спасение?

Пост установлен для всех - и монахов, и мирян. Он не является повинностью или наказанием. Его следует понимать как спасительное средство, своего рода лечение для каждой человеческой души. «Пост не отталкивает от себя ни женщин, ни стариков, ни юношей, ни даже малых детей, - говорит святитель Иоанн Златоуст, - но всем открывает двери, всех принимает, чтобы всех спасти».

Но при неправильном отношении к посту, без понимания его истинного смысла пост может принести вред . В результате неразумного прохождения постных дней (особенно многодневных) часто появляются раздражительность, озлобленность, нетерпимость или же тщеславие, самомнение, гордость. А ведь смысл поста заключается именно в искоренении этих греховных качеств.

«Один телесный пост не может быть достаточным к совершенству сердца и чистоте тела, если не будет соединен с ним и пост душевный, - говорит преподобный Иоанн Кассиан. - Ибо и душа имеет свою вредную пищу. Отяжеленная ею, душа и без избытка телесной пищи впадает в сладострастие. Злословие есть вредная пища для души, и притом приятная. Гнев есть также пища ее, хотя вовсе не легкая, ибо часто питает ее неприятной и отравляющей пищей. Тщеславие - пища ее, которая на время услаждает душу, потом опустошает, лишает всякой добродетели, оставляет бесплодной, так что не только губит заслуги, но еще и навлекает большое наказание».

Цель поста

Цель поста - искоренение пагубных проявлений души и стяжание добродетелей, чему способствуют молитва и частое посещение богослужений в храме. Подвиг поста ни во что вменяется Господом, если мы, как выражается святитель Василий Великий, «не вкушаем мяса, но поедаем брата своего», то есть не соблюдаем Господних заповедей о любви, милосердии, самоотверженном служении ближним, словом, всего того, что спросится с нас в день Страшного суда. «Кто ограничивает пост одним воздержанием от пищи, тот весьма бесчестит его, - наставляет святитель Иоанн Златоуст. - Не одни уста должны поститься, нет, пусть постятся и око, и слух, и руки, и все наше тело... Пост есть удаление от зла, обуздание языка, отложение гнева, укрощение похотей, прекращение клеветы, лжи и клятвопреступления...»

Другая крайность - чрезмерный пост, который дерзают брать на себя неподготовленные к такому подвигу христиане. Говоря об этом, святитель Тихон, патриарх Московский и всея Руси, пишет: «Нерассудительные люди ревнуют посту и трудам святых с неправильным разумением и намерением и думают, что они проходят добродетель. Диавол же, стерегущий их как свою добычу, ввергает в них семя радостного мнения о себе, от которого зарождается и воспитывается внутренний фарисей и предает таковых совершенной гордыне».

Опасность подобного поста, согласно преподобному авве Дорофею, состоит в следующем: «Кто постится по тщеславию или считая, что он совершает добродетель, тот постится неразумно и потому начинает после укорять брата своего, считая себя кем-то значительным. А кто разумно постится, тот не думает, что он разумно совершает доброе дело, и не хочет, чтобы его хвалили, как постника». Сам Спаситель велел совершать добродетели втайне и скрывать пост от окружающих.

Как питаться в Великий пост водителю?

Труд водителя не только тяжелый, но и ответственный. Водитель отвечает не только за свою жизнь, но и за жизнь  пассажиров и других участников дорожного движения. Не менее тяжелый труд у сотрудника ДПС, хирурга и  шахтера,  сталевара и токаря. Подобных профессий настолько много, что трудно определить легкую работу, при которой можно было бы строго соблюдать пост. Поэтому, исходя из степени личной воцерковленности, понимая смысл поста и оценивая свои силы, каждый должен решать, как ему соблюдать пост. Многое зависит от того, как мы  настраиваемся на пост. Если самый дорогой музыкальный инструмент правильно не настроить, то мы не услышим гармоничной мелодии. Водитель кроме определенного воздержания в пище может наложить на себя пост профессиональный - не употреблять алкоголь, особенно за рулем; пристегивать ремни безопасности и  уступать дорогу; поджидать опаздывающих пассажиров; не курить и не сквернословить; не бросать окурки на проезжую часть. А еще заранее включать сигнал поворота; не разговаривать по мобильному телефону и не писать смс во время движения; соблюдать правила парковки; быть вежливыми с пассажирами; научиться просить прощения и прощать; соблюдать все ПДД! Такой пост принесет пользу всем участникам дорожного движения и, может быть, порадует уменьшением ДТП. В пище водителям не нужно доводить себя до изнеможения, поэтому поститься нужно с рассуждением.

Пост в семье

После работы все спешат домой, где пост продолжается. Здесь мы уже не водители и пешеходы, здесь мы - семья. Что семья будет кушать, пусть подскажет совесть. В наше время существует великое разнообразие постных блюд, что облегчает задачу соблюдения поста новоначальным.

В помощь молодым хозяйкам - множество интернет сайтов с постным меню, книг и журналов. Но многие тратят время, силы и средства для приготовления самых разных постных блюд, забывая, что от нашего стола в пост должны питаться и неимущие. Если в еде по уважительной причине не получается полностью соблюсти пост, то мы можем соблюсти его, отказавшись от просмотра телепередач, сидения часами в интернете, а наши дети могут на это время оставить в покое   компьютерные игры.

Разумным (по обоюдному согласию) является воздержание от интимных отношений.   Семейное христианское чтение и совместная молитва будут полезны в пост всем. Вполне правильным будет оказание помощи тем, кто в этом нуждается.

В пост мы должны понять, кто руководит нашей личной жизнью - тленное тело или бессмертная душа. Тело должно быть у нас в рабстве. Оно должно служить душе, а не наоборот.

Всей семьей необходимо причаститься Святых Христовых Таин. Перед причастием необходима исповедь. Для младенцев исповеди нет. Детям старше 7 лет родители должны объяснить их грехи. Как поститься ребенку? Это должны решать родители. Взрослым перед причастием необходимо прочесть три канона и последование ко Святому Причащению. В семейных отношениях необходимо быть предельно внимательными друг к другу. Важно помнить, что любовь - это дар Божий и ее нужно ценить и беречь. Счастье в семье зависит от мужа и жены. Муж во всем должен помогать своей жене, не ссориться с ней, не повышать голос на детей, хранить мир в семье. Супруге желательно быть скромной, хотя бы в пост не пользоваться косметикой, одеваться так, как подобает женщине.

Невозможно установить единый пост для всех - для монахов, духовенства и мирян, для молодых и пожилых, больных и здоровых, детей и взрослых. Поэтому в Православной Церкви в правилах поста указаны лишь наиболее строгие нормы, к соблюдению которых должны по возможности стремиться все верующие. Если у вас есть сомнения по поводу соблюдения поста, то вы можете обратиться к священнику. Если у вас нет времени прийти в храм, то свои сомнения вы можете разрешить по телефону. Номер телефона дежурного священника в Христо-Рождественском соборе - 27- 22-93.

Будете вы постится или нет, помните заповедь апостольскую: «Ядый не ядущаго да не укоряет: и не ядый ядущаго да не осуждает. Бог бо его прият» (Рим.14.3). Пусть в Великий пост на всех дорогах нами руководит любовь.

Протоиерей Владимир Максимчук,
ключарь кафедрального собора