Frontpage Slideshow | Copyright © 2006-2011 JoomlaWorks Ltd.

17 января, понедельник

https://script.pravoslavie.ru!

Православный церковный календарь на 2022 год

Актуальная информация

Изречения великих

Таково свойство Божественной любви: Он отдает нам Свою жизнь, мы Ему — нашу.

Архимандрит
Софроний (Сахаров)

Свет Христов просвещает всех!

Книги Нового Завета

Евангелие от Матфея

Евангелие от Марка

Евангелие от Луки

Евангелие от Иоанна

Первое послание
к Коринфянам

апостола Павла

Молитвы

Молитвы утренние

Молитвы на сон грядущим

Шестопсалмие

Псалтирь

Иисусова молитва

Последование
ко Святому Причащению

Акафист Сладчайшему Господу нашему Иисусу Христу

Акафист Пресвятой Богородице

Акафист Николаю Чудотворцу

Рекомендуем

«Эта ночь святая – эта ночь спасенья».
Исполняют сестры Свято-Елисаветинского монастыря (Минск)

«Рождество».
Фильм митрополита Илариона (Алфеева) из цикла «Праздники»

«Рождество Христово».
Стихотворение Валерия Брюсова читает Андрей Финягин

«Вифлеем».
Документальный фильм из цикла «Библейская география»

«Снег идет».
Стихотворение Бориса Пастернака читает Александр Феклистов

«Пороша».
Стихотворение Сергея Есенина читает Сергей Безруков

«Исповедь, молитва и пост».
Фильм митрополита Илариона (Алфеева) из цикла «Человек перед Богом»

«Евангелие Достоевского».
Фильм митрополита Илариона (Алфеева)

«Русалим. В гости к Богу».
Документальный фильм

«Князь Владимир. Креститель Руси».
Документальный фильм

Храм Покрова на Нерли.
Видеообзор

«Апостол Павел».
Документальный фильм митрополита Илариона (Алфеева)

«Андрей Рублев. Троица».
Документальный фильм

Акафист Иисусу Сладчайшему

«Антиохийская церковь».
Фильм митрополита Илариона (Алфеева)

«Старцы и русская литература. Александр Пушкин».
Документальный фильм

«Храм святого Саввы. Белград».
Документальный фильм

«Родина».
Cтихотворение Михаила Лермонтова читает Сергей Шакуров.

«Наш век».
Стихотворение Федора Тютчева читает Георгий Тараторкин

Исповедь, молитва и пост

Смерть Достоевского.
Рассказ митрополита Илариона (Алфеева)

«Монастырь».
Стихотворение Евдокии Ростопчиной читает Мария Порошина

«Три святителя».
Документальный фильм

«Женщины Библии».
Православная энциклопедия

«Великое славословие».
и другие песнопения

«О Страшном Суде».
Евангельские чтения

«Сретение».
Стихотворение Иосифа Бродского читает протоиерей Александр Шмеман

Хор братии Валаамского монастыря.
Регент хора иеродиакон Герман (Рябцев)

«Митрополит Антоний Сурожский».
Фильм из цикла «Проповедники»

«Христос».
Стихотворение Николая Гумилева читает Константин Хабенский

«Святой Иоанн Кронштадтский».
Фильм Аркадия Мамонтова

«Глас веков».
Концерт хора Сергия Кривобокова

Александр Невский. Между Востоком и Западом

«Просительная ектения».
Братский хор Почаевской лавры

«Русская Православная Церковь в XIX веке».
Лекция Натальи Юрьевны Суховой

«Великое славословие»

«Церковь».
Лекция протоиерея Вадима Леонова

«Горняя песнь».
Фильм о русском женском монастыре близ Иерусалима.

«Молитва».
Стихотворение Якова Полонского читает Михаил Филиппов

«Апостол Лука».
Фильм Юлии Варенцовой из цикла «Апостолы»

«Фома».
Фильм из цикла «Апостолы»

«Родина».
Cтихотворение Михаила Лермонтова читает Сергей Шакуров

«Царице моя Преблагая».
Патриарший хор Храма Христа Спасителя

«Русь еще жива...».
Документальный фильм Валентины Матвеевой, посвященный творчеству иеромонаха Романа (Матюшина).

«Богородице, Дево, радуйся!».
Сергей Рахманинов

«Значение и устройство православного храма».
Лекция протоиерея Игоря Фомина

«Бог»
Стихотворение Дмитрия Мережковского читает Владимир Зайцев

«Святитель Григорий Палама и споры о богопознании».
Лекция доцента, кандидата богословия игумена Даниила (Шленова)

«Богословие иконы».
Лекция митрополита Илариона (Алфеева)

«Мой ангел».
Стихотворение Афанасия Фета читает Сергей Чонишвили

«Свете тихий».
Стихотворение Поликсены Соловьёвой читает Екатерина Васильева

«Икона».
Документальный фильм митрополита Илариона Алфеева из цикла «Человек перед Богом»

«Христос анести!».
Тамара Романова. Записки паломницы

«Какими чистыми устами...».
Исполняет сестринский хор Свято-Тихоновского Преображенского женского монастыря

«Записки паломницы. Вифлеем».
Литературный очерк Тамары Романовой

Полезные ссылки

Наталья Горенок. Камень сердца моего

В Неделю четвертую Великого поста Церковь чтит память преподобного Иоанна Лествичника, игумена Синайской горы, автора одного из самых важных аскетических трудов для «поспешающих написать имена свои в книге жизни».

Рассвет на Синае

Такое особое поминовение преподобного говорит о том, что Церковь высоко чтит жизненный подвиг святого и его «Лествицу» и предлагает их как пример для всех православных христиан. Между тем, в нашем церковном народе сложилось мнение, граничащее с суеверием: «Лествицу» мирянам читать нельзя, она только для монахов.

Мысль святителя Игнатия Брянчанинова о том, что христианину подобает чтение, соответствующее его образу жизни, сама по себе мудрая и оправданная, в наше время доведена практически до абсурда: говорят, что если мирянин будет читать «монашеские» книги, может «повредиться». В начале моей церковной жизни мне тоже пришлось слышать или читать об этом. Поэтому я очень хорошо запомнила свою первую встречу с «Лествицей». Настоятель храма, в который я хожу, проводил тогда замечательные встречи с прихожанами в такой форме: что-то читал, поясняя прочитанное, а потом отвечал на вопросы. И когда таким образом было прочитано Евангелие, сразу же начали читать «Лествицу». Помню удивительное ощущение соприкосновения с мощным, свежим, глубоким, кристально-чистым источником… А в тех местах, где речь шла о действии страстей в человеке, узнавание: «Господи, ведь это про меня!».

Величайшая из наук — наука христианской жизни — осваивается только на практике. Преподобный Иоанн посвятил себя ей еще в юности. В житии много раз подчеркивается, что юноша был, по-видимому, редкостно умен и образован: «…Будучи шестнадцати лет телесным возрастом, совершенством же разума тысящелетен, сей блаженный принес себя самого как некую чистую и самопроизвольную жертву Великому Архиерею и телом восшел на Синайскую, а душою на небесную гору». Здесь он вверил себя искусному учителю, авве Мартирию, полностью доверившись ему: «А еще удивительнее то, что, обладая внешнею мудростию, он обучался небесной простоте. Дело преславное! Ибо кичливость философии не совмещается со смирением». Преподобный находился в полном послушании у своего наставника девятнадцать лет, после его кончины сорок лет пребывал в отшельничестве, в безмолвии, «всегда пылая горящею ревностию и огнем Божественным». А затем, как муж совершенный, был призван в Синайскую обитель и поставлен в ней игуменом. Здесь, по просьбе другого преподобного Иоанна, игумена Раифского монастыря, написал книгу-наставление, которую называют еще «скрижалями духовными» — «лествицу, состоящую из тридцати ступеней духовного совершенства… на вершине которой утверждается Бог Любви» (предисловие).

Сегодняшнему читателю, как правило, малоподготовленному и рассеянному, многое в «Лествице» может показаться непривычным и непонятным,— но это вовсе не повод ее не читать. Конечно, хорошо, если рядом есть опытный священник, и чтение совершается «с советом и рассуждением». Если же приходится читать самостоятельно, думаю, надо отнестись к этой книге с некоторым смирением, быть готовым к следующим вещам.
Кто-то жалуется на архаичный язык. Мне кажется, дело в другом — в своей мелочной обыденности мы просто отвыкли от высокого стиля, который соответствует глубине книги, вниманию автора к человеческой душе.

Читать «Лествицу» долго, «запоем», как хорошую классику, просто невозможно: это не словесное молоко, а твердая пища (см.: Евр. 5, 12). То, что говорит нам преподобный Иоанн, надо хорошенько обдумать, усвоить, запомнить. Даже если что-то действительно ускользает пока от нашего понимания, в книге есть места, которые просто невозможно не понять, которые не могут не поразить при первом же чтении — прежде всего, о коварстве духов злобы и многообразии проявления человеческих страстей, часто незаметных самому грешнику. «Как, черпая воду из источников, иногда неприметно зачерпываем и жабу вместе с водою, так часто, совершая дела добродетели, мы тайно выполняем сплетенные с ними страсти. Например: со страннолюбием сплетается объядение, с любовию — блуд, с рассуждением — коварство, с мудростию — хитрость, с кротостию — тонкое лукавство, медлительность и леность, прекословие, самочиние и непослушание, с молчанием сплетается кичливость учительства, с радостию — возношение, с надеждою — ослабление, с любовию — опять осуждение ближнего, с безмолвием — уныние и леность, с чистотою — чувство огорчения, со смиренномудрием — дерзость. Ко всем же сим добродетелям прилипает тще¬славие, как… отрава» (Слово 26. О рассуждении).

Читаешь и думаешь: сколько же я знаю людей, в которых это проявляется явно, а они не чувствуют… Стоп! «Господи, ведь это про меня!» Это написано про меня и обращено ко мне.

В какой мере мы можем исполнить то, о чем говорится в «Лествице», будучи мирянами? В достаточно большой, если есть такое желание. Например, как мы должны поступать в отношении ближнего? По Евангелию. «Лествица» — наставление святого, то есть человека, который Евангелие исполнил на деле, в своей жизни. А есть ли разница в том, кто наши ближние — члены семьи, коллеги по работе или те, кто находится рядом, спасаясь в монастыре?

Или вот много говорится в «Лествице» о «блаженном и приснопамятном послушании». Что делать, если рядом нет такого наставника, которому ты готов полностью доверить свою душу, всю свою жизнь и который готов, собственно, ответственность за твою душу понести, ибо оскуде преподобный (Пс.11, 2)? Мне вспоминается совет, который будущий епископ Василий (Родзянко) перед своим монашеским постригом услышал от митрополита Антония Сурожского: «Будь в послушании у каждого человека, который встретится на твоем пути. Если только его просьба будет тебе по силам и не войдет в противоречие с Евангелием». Поэтому, думается, что и послушанию ничто не препятствует нам учиться, было бы только желание.

А насчет «сугубо монашеских книг» и того, что ими «можно повредиться»… Чем действительно можно повредиться христианину, и уж наверняка — это уверенностью, что духовная жизнь «только для монахов», а с нас, мирян, спрос небольшой. Отсутствием благой ревности по Богу, полным равнодушием к молитве, богослужению, посту, нежеланием предпринять даже малейшее усилие для того, чтобы преодолеть свою расслабленность и лень. «Мужественная душа воскрешает и умерший ум, уныние же и леность расточают все богатство»,— предупреждает преподобный Иоанн Лествичник. Будем просить его о помощи, если наши сердца своей окамененностью напоминают скалы Синая…

Газета «Православная вера» № 5 (457)