Frontpage Slideshow | Copyright © 2006-2011 JoomlaWorks Ltd.

Тебе поем!


Иисусова молитва

Изречения великих

Веруй, знай и думай, что Бог с тобою невидимо есть везде. И что ни делаешь и мыслишь – все видит, и что ни говоришь – все слышит. Старайся всегда видеть Его верою перед собою.

Святитель
Тихон Задонский

Свет Христов просвещает всех!

Книги Нового Завета

Евангелие от Матфея

Евангелие от Марка

Евангелие от Луки

Евангелие от Иоанна

Молитвы

Молитвы утренние

Молитвы на сон грядущим

Шестопсалмие

Псалтирь

Иисусова молитва

Последование
ко Святому Причащению

Акафист Сладчайшему Господу нашему Иисусу Христу

Акафист Пресвятой Богородице

Акафист Николаю Чудотворцу

Рекомендуем

Парад Победы 1945 года

«Троица»
Документальный фильм из цикла «Праздники»

«Троице-Сергиева лавра»
Документальный фильм

Тропарь, кондак и величание Святой Троице

«Старцы и русская литература. Александр Пушкин»
Документальный фильм

Горняя песнь

«Вознесение»
Документальный фильм из цикла «Праздники»

«Зазимки»
Стихотворение Бориса Пастернака читает Александр Феклистов

Павел Флоренский. «Столп и утверждение Истины»

«Гляну в поле, гляну в небо...»
Стихотворение Сергея Есенина читает Сергей Безруков

«Таинство Евхаристии»
Фильм митрополита Илариона (Алфеева) из цикла «Человек перед Богом»

«И цветы, и шмели...»
Стихотворение Ивана Бунина читает Александр Голубев

Крещение Господне. Песнопения праздника

«Крещение»
Фильм митрополита Илариона (Алфеева) из цикла «Праздники»

«Святитель Николай»
Фильм митрополита Илариона (Алфеева) из цикла «Праздники»

Молитва о Святой Руси

«Снег идет»
Стихотворение Бориса Пастернака читает Александр Феклистов

«Царице моя Преблагая».
Исполняет Патриарший хор Храма Христа Спасителя (Б. М. Феоктистов).

«Слово».
Стихотворение Николая Гумилева. читает Константин Хабенский

«Обитель».
Фильм Аркадия Мамонтова

«Земле русская».
Cтихира Русским святым

«Христос».
Стихотворение Николая Гумилева читает Константин Хабенский

Протоиерей Александр Шмеман.
Зачем нужны святые

Митрополит Антоний Сурожский.
Почему я не боюсь смерти

Храм святого Саввы. Белград

«Исповедь, молитва и пост».
Фильм митрополита Илариона (Алфеева) из цикла «Человек перед Богом»

«Евангелие Достоевского».
Фильм митрополита Илариона (Алфеева)

«Русалим. В гости к Богу».
Документальный фильм

Акафист Иисусу Сладчайшему

«Старцы и русская литература. Александр Пушкин».
Документальный фильм

«Родина».
Cтихотворение Михаила Лермонтова читает Сергей Шакуров.

«Наш век».
Стихотворение Федора Тютчева читает Георгий Тараторкин

«Монастырь».
Стихотворение Евдокии Ростопчиной читает Мария Порошина

«Женщины Библии».
Православная энциклопедия

«Великое славословие».
и другие песнопения

«О Страшном Суде».
Евангельские чтения

Хор братии Валаамского монастыря.
Регент хора иеродиакон Герман (Рябцев)

«Митрополит Антоний Сурожский».
Фильм из цикла «Проповедники»

«Святой Иоанн Кронштадтский».
Фильм Аркадия Мамонтова

«Глас веков».
Концерт хора Сергия Кривобокова

«Русская Православная Церковь в XIX веке».
Лекция Натальи Юрьевны Суховой

«Церковь».
Лекция протоиерея Вадима Леонова

«Горняя песнь».
Фильм о русском женском монастыре близ Иерусалима.

«Царице моя Преблагая».
Патриарший хор Храма Христа Спасителя

Полезные ссылки

Священник Сергий Бегиян. Дарвин против Моисея

«Под­лин­но ли ска­зал Бог: не ешь­те ни от ка­ко­го де­ре­ва в раю?» (Быт. 3: 1) С этих слов диа­вол на­чал обо­льще­ние Евы в раю. Что­бы об­ви­нить Гос­по­да в об­ма­не, змий сна­ча­ла за­став­ля­ет Еву за­со­мне­вать­ся в ис­тин­но­сти сло­ва Бо­жия.

Он да­ет вся­ко по­сма­ко­вать его, по­щу­пать, раз­ло­жить на сло­ги и бук­вы, по­ка­зать, что и са­краль­но­сти, соб­ствен­но, в нем нет ни­ка­кой, так – зву­ко­вая вол­на.

А даль­ше уже мож­но врать на­про­па­лую: «Не­прав­ду ска­зал Бог, вы не умре­те, ко­гда вку­си­те от дре­ва по­зна­ния добра и зла, но зна­ет Бог, что то­гда от­кро­ют­ся ва­ши гла­за, и вы бу­де­те, как бо­ги, зна­ю­щие доб­ро и зло» (Ср.: Быт. 3: 2–5).

За ты­ся­чи лет че­ло­ве­че­ской ис­то­рии кар­ди­наль­но но­во­го лу­ка­вый ма­ло что при­ду­мал. Лишь бы об­ма­нуть. И пер­вое сред­ство для об­ма­на ве­ру­ю­ще­го – по­до­рвать ав­то­ри­тет сло­ва Бо­жия. Что там ска­зал апо­стол Па­вел: «Всё Пи­са­ние бо­го­дух­но­вен­но» (2 Тим. 3: 16)? Мо­жет, и не бо­го­дух­но­вен­но во­все, но зна­ет апо­стол, что в день, ко­гда вы пой­ме­те это, от­кро­ют­ся гла­за ва­ши, и вы бу­де­те, как бо­ги…

Что зна­чит – бо­го­дух­но­вен­но? Зна­чит – из­ре­ка­ет­ся от Бо­га че­рез свя­тых лю­дей. Эту мысль по­вто­ря­ет и апо­стол Петр: «Ибо ни­ко­гда про­ро­че­ство не бы­ло про­из­но­си­мо по во­ле че­ло­ве­че­ской, но из­ре­ка­ли его свя­тые Бо­жии че­ло­ве­ки, бу­дучи дви­жи­мы Ду­хом Свя­тым» (2 Пет. 1: 21). Сло­во Бо­жие ис­тин­но и не мо­жет со­лгать. В этом клю­че нуж­но чи­тать Биб­лию.

Пом­ню свои ме­та­ния в юно­сти во вре­мя по­ис­ков Бо­га. Ино­гда ка­за­лось, что идешь че­рез ду­хов­ный бу­ре­лом. Ана­ли­зи­руя сей­час те со­бы­тия, по­ни­маю, что Бог все­гда был ря­дом, обе­ре­гал ме­ня от край­но­сти, на­прав­лял к пу­ти спа­се­ния. В ка­кой-то мо­мент ду­хов­но­го ту­пи­ка по­яви­лась мысль впер­вые про­чи­тать Биб­лию. И я на­чал не с Еван­ге­лия, а с Вет­хо­го За­ве­та. С му­тор­ны­ми мыс­ля­ми и опу­сто­шен­ной ду­шой я от­крыл сло­во Бо­жие и на­чал чте­ние. «В на­ча­ле со­тво­рил Бог не­бо и зем­лю» (Быт. 1: 1). Я про­чи­тал эту стро­ку – и по­чув­ство­вал ды­ха­ние Бо­жие, ис­хо­дя­щее от слов. Вот, еще се­кун­ду на­зад я ве­рил во что-то выс­шее, в си­лу, в аб­со­лют, в не­зем­ной ра­зум. Но в этом бар­да­ке и ха­о­се моя ду­ша упря­мо ис­ка­ла свет Хри­стов – и на­шла его в этих не­за­тей­ли­вых пер­вых се­ми сло­вах са­мой глав­ной кни­ги. Се­кун­ду на­зад я еще не знал, что есть Бог Лю­бовь, – но ко­гда про­чи­тал эти сло­ва серд­цем – опыт­но убе­дил­ся в Его су­ще­ство­ва­нии. С тех пор для ме­ня кни­га Бы­тия с ее не­зем­ной ла­ко­нич­но­стью и про­ро­че­ствен­но­стью – од­на из са­мых до­ро­гих.

Про­рок Мо­и­сей


Бы­тие – кни­га, на­пи­сан­ная про­ро­ком Мо­и­се­ем. Вы ни­ко­гда не за­ду­мы­ва­лись, по­че­му Мо­и­сей – про­рок? Ведь про­ро­ки пред­ска­зы­ва­ют то, что про­изой­дет в бу­ду­щем. Вот, на­при­мер, Ис­а­ия – дал по­ра­зи­тель­ные по си­ле опи­са­ния страж­ду­ще­го Мес­сии. А Иоанн Бо­го­слов – от­кро­ве­ние кон­ца ми­ра. Что же пред­ска­зал Мо­и­сей? Яв­ле­ние Мес­сии, – от­ве­ти­те вы: «Я воз­двиг­ну им Про­ро­ка из сре­ды бра­тьев их, та­ко­го как ты, и вло­жу сло­ва Мои в уста Его, и Он бу­дет го­во­рить им всё, что Я по­ве­лю Ему» (Втор. 18: 18). Но не толь­ко это за­ста­ви­ло свя­тых от­цов на­звать Мо­и­сея про­ро­ком. По­слу­шай­те, что го­во­рит о нем свя­ти­тель Иоанн Зла­то­уст: «Все дру­гие про­ро­ки го­во­ри­ли или о том, что име­ло быть спу­стя дол­гое вре­мя, или о том, что над­ле­жа­ло слу­чить­ся то­гда же, а он, бла­жен­ный (Мо­и­сей), жив­ший спу­стя уже мно­го по­ко­ле­ний (по­сле со­тво­ре­ния ми­ра), удо­сто­ил­ся во­ди­тель­ством выш­ней Дес­ни­цы из­речь то, что со­тво­ре­но Гос­по­дом все­го – еще до его рож­де­ния». Итак, про­ро­че­ский взгляд дру­гих про­ро­ков Бо­жи­их на­прав­лен впе­ред, а взгляд Мо­и­сея – на­зад, в глубь ве­ков. Толь­ко так от­но­сясь к пя­ти­кни­жию, мож­но по­нять в пол­но­те его бо­го­дух­но­вен­ность. И как мы не мо­жем умом по­стиг­нуть всех сло­вес кни­ги От­кро­ве­ния, точ­но так не­воз­мож­но по­стичь всей глу­би­ны Бы­тия – не толь­ко из-за уда­ле­ния от нас во вре­ме­ни, но и из-за ис­чез­но­ве­ния ре­а­лий то­го ми­ра. «С ве­ли­кою бла­го­дар­но­стью бу­дем при­ни­мать ска­зан­ное (Мо­и­се­ем), не вы­сту­пая из сво­их гра­ниц и не ис­пы­туя то­го, что вы­ше нас, как по­сту­пи­ли вра­ги ис­ти­ны, ко­то­рые за­хо­те­ли всё по­стиг­нуть сво­им умом, не по­ду­мав, что при­ро­да че­ло­ве­че­ская не мо­жет по­стиг­нуть тво­ре­ния Бо­жия», – го­во­рит свя­ти­тель Иоанн Зла­то­уст.

Со­тво­ре­ние ми­ра и гре­хо­па­де­ние


Итак, Бы­тие – кни­га про­ро­че­ская. И рас­смат­ри­вать ее сло­ва мож­но толь­ко во­ору­жив­шись мо­лит­вой, а со­вер­шен­но не мик­ро­ско­пом. А по­сколь­ку в на­ше вре­мя всё мень­ше лю­дей при­ни­ма­ет на во­ору­же­ние мо­лит­ву и пост, то всё боль­ше го­ло­сов вы­сту­па­ет как в цер­ков­ной сре­де, так и в сре­де не­ве­ру­ю­щих про­тив бук­валь­но­го по­ни­ма­ния кни­ги Бы­тия. Ну, по­нят­но, че­го ищут лю­ди не­ве­ру­ю­щие: де­скать, гла­за про­три­те, по­смот­ри­те на до­сти­же­ния на­у­ки, во что вы там ве­ри­те? А ко­гда про­тре­те гла­за и они у вас от­кро­ют­ся, – ну точ­но вам го­во­рим, – ста­не­те, как бо­ги. Как мы. Не­ве­ру­ю­щие. И хри­сти­а­не на­чи­на­ют роб­ко обо­ро­нять­ся: это сле­ду­ет по­ни­мать так, а это – эдак, да и во­об­ще на­ша хри­сти­ан­ская ве­ра не за­ви­сит от кни­ги Бы­тия и не по­шат­нет­ся, ес­ли на­у­ка до­ка­жет об­рат­ное. И что же хо­тят ска­зать этим лю­ди ве­ру­ю­щие? Что сло­во Бо­жие – что дышло?

М-да. Ве­ра во Хри­ста, мо­жет, и не по­шат­нет­ся. А вот ве­ра в ис­тин­ность сло­ва Бо­жия? Ведь ес­ли мож­но сим­во­ли­че­ски по­нять со­тво­ре­ние ми­ра, то по­че­му нель­зя сим­во­ли­че­ски по­нять и гре­хо­па­де­ние? А ес­ли это толь­ко миф, то ра­ди че­го при­шел Хри­стос? Или, мо­жет быть, и рож­де­ство и вос­кре­се­ние Гос­по­да на­ше­го Иису­са Хри­ста то­же из­во­ли­те по­ни­мать сим­во­ли­че­ски? Ну, не­ко­то­рые хри­сти­а­не так уже и по­ни­ма­ют. И да­же так про­по­ве­ду­ют. Не­спро­ста пре­по­доб­ный Еф­рем Си­рин пре­ду­пре­жда­ет чи­та­те­лей Бы­тия: «Ни­кто не дол­жен ду­мать, что ше­сти­днев­ное тво­ре­ние есть ино­ска­за­ние».

Уже, на­вер­ное, из­вест­но всем, что в цер­ков­ной сре­де весь сыр-бор на­счет тол­ко­ва­ния со­тво­ре­ния ми­ра кру­тит­ся во­круг сло­ва «йом», ко­то­рым в ев­рей­ском тек­сте Бы­тия обо­зна­че­ны дни тво­ре­ния. Обыч­но оно озна­ча­ет «сут­ки», но так­же в его се­ман­ти­че­ское гнез­до вхо­дит и по­ня­тие «пе­ри­од вре­ме­ни», ко­то­рый мо­жет про­дол­жать­ся сколь­ко угод­но. На этом де­ла­ют ак­цент хри­сти­ан­ские эво­лю­ци­о­ни­сты, ко­гда пы­та­ют­ся втис­нуть в ше­стод­нев мил­ли­о­ны лет эво­лю­ции. Де­скать, не­важ­но: за шесть су­ток со­тво­рил Бог мир или за мил­ли­о­ны лет, со­тво­рил всё сра­зу или пу­тем эво­лю­ции.

Во-пер­вых, мож­но ска­зать, что все по­пыт­ки рас­тя­нуть дни тво­ре­ния свя­за­ны толь­ко с по­пыт­кой «по­мочь» Бо­гу со­тво­рить мир не мгно­вен­но, а по­сте­пен­но. Это бы­ло бы да­же смеш­но, ес­ли бы не ил­лю­стри­ро­ва­ло со­вре­мен­ное ма­ло­ве­рие. По­че­му Бо­гу «лег­че» со­тво­рить все­лен­ную за мил­ли­о­ны лет, чем за шесть дней? Мо­жет, по­то­му что нам так лег­че ве­рить? Или на­обо­рот – так лег­че не ве­рить в Его все­мо­гу­ще­ство? Нам слож­но за шесть дней по­стро­ить храм. Лег­че рас­тя­нуть лет на шесть. Вот и мыс­лим в та­ких же че­ло­ве­че­ских ка­те­го­ри­ях о Бо­же­стве. Где там за шесть дней со­тво­рить – хо­тя бы уж за 600 мил­ли­о­нов лет. А то, мо­жет, за та­кую тол­щу лет оно и то­го – са­мо?.. Где уж раз­гля­деть дей­ствия Бо­жии в ше­сти­стах мил­ли­о­нах лет! На­вер­ное, по­это­му Бог и сжал со­тво­ре­ние ми­ра в не­де­лю – что­бы наш взгляд кон­цен­три­ро­ван­но вы­би­рал глав­ные для се­бя ис­ти­ны.

Очень мно­го ли­те­ра­ту­ры на­пи­са­но про­тив «фак­тов» тео­рии эво­лю­ции, и же­ла­ю­щий мо­жет лег­ко най­ти со­от­вет­ству­ю­щие кни­ги. Ме­ня же бо­лее ин­те­ре­су­ет не на­уч­ный, а бо­го­слов­ский ас­пект про­бле­мы. Да и во­об­ще рас­суж­дать о ше­стод­не­ве с точ­ки зре­ния на­у­ки – не­пра­виль­но, по­сколь­ку в ше­стод­не­ве опи­са­ны ре­а­лии, не име­ю­щие со­вре­мен­ных ана­ло­гов. Весь­ма по­дроб­но об этом го­во­рит вы­да­ю­щий­ся по­движ­ник XX ве­ка иеро­мо­нах Се­ра­фим (Ро­уз) в кни­ге «Бы­тие: со­тво­ре­ние ми­ра и пер­вые вет­хо­за­вет­ные лю­ди». Я же по­за­им­ствую от­ту­да толь­ко не­ко­то­рые те­зи­сы.

По­че­му на­у­ка не мо­жет при­бли­зить­ся к ре­а­ли­ям пер­во­здан­но­го ми­ра? По­то­му что он был раз­ру­шен гре­хо­па­де­ни­ем. Как го­во­рят все свя­тые от­цы, с гре­хо­па­де­ни­ем все­лен­ная из­ме­ни­лась. «По­се­му, как од­ним че­ло­ве­ком грех во­шел в мир, и гре­хом смерть, так и смерть пе­ре­шла во всех че­ло­ве­ков, по­то­му что в нем все со­гре­ши­ли» (Рим. 5: 12), – го­во­рит апо­стол Па­вел. То есть до гре­хо­па­де­ния в ми­ре не бы­ло ни смер­ти, ни бо­лез­ни. Мы мно­го­крат­но чи­та­ем об этом, но как-то не де­ла­ем долж­ных вы­во­дов из это­го. Ка­ких же? В ми­ре не бы­ло ни хищ­ни­ков, ни жертв, ни бо­ли, ни стра­да­ний. Ко­мар не пил кровь, тигр не ел ко­су­лю, ка­сат­ка не бро­са­лась на дель­фи­на. Все это – ре­зуль­тат гре­хо­па­де­ния. Ибо, как го­во­рит тот же апо­стол: «Тварь по­ко­ри­лась су­е­те не доб­ро­воль­но, но по во­ле по­ко­рив­ше­го ее, в на­деж­де, что и са­ма тварь осво­бож­де­на бу­дет от раб­ства тле­нию в сво­бо­ду сла­вы де­тей Бо­жи­их. Ибо зна­ем, что вся тварь со­во­куп­но сте­на­ет и му­чит­ся до­ны­не; и не толь­ко она, но и мы са­ми, имея на­ча­ток Ду­ха, и мы в се­бе сте­на­ем, ожи­дая усы­нов­ле­ния, ис­куп­ле­ния те­ла на­ше­го» (Рим. 8: 19–22). Вся тварь со­во­куп­но сте­на­ет и му­ча­ет­ся, – го­во­рит. То есть по­вре­жде­но и ис­ка­же­но всё тво­ре­ние Бо­жие – а это да­же не про­сто че­ло­век и жи­вот­ные, это еще зем­ля, во­да, воз­дух – вся Все­лен­ная. Но и не толь­ко это. По­сколь­ку жи­вое и не­жи­вое во Все­лен­ной дви­жет­ся и при­хо­дит в упа­док по за­ко­нам при­ро­ды, то дерз­нем ска­зать, что из­вест­ные нам за­ко­ны это­го ми­ра – не есть ис­тин­ные и не­пре­лож­ные, но пад­шие и ис­ка­жен­ные за­ко­ны ми­ра пер­во­здан­но­го.

Что бы­ло в том ми­ре – до гре­хо­па­де­ния? Пре­по­доб­ный Гри­го­рий Си­на­ит го­во­рит: «Эдем – ме­сто, в ко­ем Бо­гом на­саж­де­ны вся­ко­го ро­да бла­го­вон­ные рас­те­ния. Он ни со­вер­шен­но не­тле­нен, ни со­всем тле­нен. По­став­лен­ный по­сре­де тле­ния и не­тле­ния, он все­гда и оби­лен пло­да­ми, и цве­тущь цве­та­ми – и зре­лы­ми, и не­зре­лы­ми. Па­да­ю­щие де­ре­ва и пло­ды зре­лые пре­вра­ща­ют­ся в зем­лю бла­го­вон­ную, не из­да­ю­щую за­па­ха тле­ния, как де­ре­ва ми­ра се­го. Это – от изоби­лия бла­го­да­ти освя­ще­ния, все­гда там раз­ли­ва­ю­щей­ся». И не толь­ко рай был та­ким, но и вся зем­ля: «Всё это тво­ре­ние вна­ча­ле бы­ло не­тлен­ным и бы­ло со­зда­но Бо­гом по­доб­ным раю. Но позд­нее оно бы­ло под­чи­не­но Бо­гом тле­нию», – го­во­рит пре­по­доб­ный Си­ме­он Но­вый Бо­го­слов. По ка­ко­му за­ко­ну при­ро­ды пло­ды зре­лые пре­вра­ща­ют­ся в зем­лю бла­го­вон­ную, не из­да­вая за­па­ха тле­ния? По ка­ко­му за­ко­ну при­ро­ды бы­ли со­тво­ре­ны сна­ча­ла свет, а по­том све­ти­ла; сна­ча­ла тра­вы, ис­поль­зу­ю­щие энер­гию Солн­ца, а по­том са­мо Солн­це? До гре­хо­па­де­ния Эдем и весь мир – стра­на нам не­из­вест­ная. И за­ко­ны, дей­ству­ю­щие там, нам не ста­нут из­вест­ны преж­де на­ше­го по­па­да­ния ту­да (че­го всем же­лаю). И ес­ли на­у­ка го­во­рит, что че­лю­сти льва или бе­лой аку­лы иде­аль­но под­хо­дят для пи­щи жи­вот­но­го про­ис­хож­де­ния, это го­во­рит не о том, что лев и бе­лая аку­ла все­гда бы­ли пло­то­яд­ны­ми. Как бы то­гда они пи­та­лись тра­вой, по сло­ву Гос­по­да: «Всем зве­рям зем­ным, и всем пти­цам не­бес­ным, и вся­ко­му [га­ду], пре­смы­ка­ю­ще­му­ся по зем­ле, в ко­то­ром ду­ша жи­вая, дал Я всю зе­лень трав­ную в пи­щу» (Быт. 1: 30)? Их стро­е­ние го­во­рит о том, ка­кие ве­ли­чай­шие из­ме­не­ния пре­тер­пел мир с гре­хо­па­де­ни­ем. Не толь­ко смерть и бо­лезнь про­ник­ли к нам, но из­ме­нил­ся и сам вид зем­ли, фа­у­ны и фло­ры. Зем­ля про­из­ве­ла «тер­ния и вол­ч­цы» (Быт. 3: 18), утра­ти­ла пло­до­род­ность («про­кля­та зем­ля за те­бя; со скор­бью бу­дешь пи­тать­ся от нее во все дни жиз­ни тво­ей» – Быт. 3: 17), об­раз жи­вот­ных ис­ка­зил­ся, а вме­сте с тем – не­со­мнен­но под­верг­лись пор­че и са­мые ос­но­вы жиз­ни на зем­ле – за­ко­ны при­ро­ды, ко­то­рые – так­же тво­ре­ние Гос­по­да. Ес­ли до гре­хо­па­де­ния не бы­ло тер­ния, ко­лю­чек, а про­дол­жая мысль, ска­жем: и ядо­ви­тых рас­те­ний и жи­вот­ных, – зна­чит всё смер­то­нос­ное в фа­у­не и фло­ре – ре­зуль­тат пре­ступ­ле­ния че­ло­ве­ка. Уже из это­го мож­но по­нять, ка­кие гран­ди­оз­ные из­ме­не­ния ис­пы­тал пер­во­здан­ный мир за грех Ада­ма.

По­это­му взгляд на­у­ки пад­ше­го ми­ра на пер­во­здан­ную ис­то­рию – это по­пыт­ка му­ра­вья от­га­дать по об­лом­кам са­мо­ле­та его устрой­ство. И не­сколь­ко за­бав­но чи­тать о на­уч­ных спо­со­бах да­ти­ров­ки Все­лен­ной или Зем­ли. Часть из них ос­но­ва­ны на дан­ных о пе­ри­о­дах рас­па­да ра­дио­ак­тив­ных эле­мен­тов (на­при­мер уг­ле­ро­да-14, ура­на-238 и т.д.). Ло­ги­ка уче­ных та­ко­ва: по­сколь­ку из­вест­на ско­рость рас­па­да этих эле­мен­тов, то по оста­точ­ным до­лям изо­то­пов в об­раз­це мож­но рас­счи­тать воз­раст са­мо­го об­раз­ца. Од­на­ко для это­го нуж­но пред­по­ло­жить, сколь­ко изо­то­пов бы­ло вна­ча­ле, а так­же что ско­рость рас­па­да этих эле­мен­тов не ме­ня­ет­ся ты­ся­че­ле­ти­я­ми. Вто­рой по­пу­ляр­ный ме­тод – аст­ро­но­ми­че­ский – ос­но­ван на идее по­сто­ян­ства ско­ро­сти све­та: что­бы свет от даль­них звезд до­шел до нас, нуж­но до 20 млрд све­то­вых лет – зна­чит, Все­лен­ной столь­ко и лет.

Что на это ска­зать? Мы жи­вем в пад­шем ми­ре, где плот­ское – от­ра­же­ние ду­хов­но­го. Эн­тро­пия и раз­дроб­лен­ность со­зна­ния че­ло­ве­ка про­яв­ля­ет­ся в эн­тро­пии фи­зи­че­ской, со­ци­аль­ной и да­же при­род­ной. Че­ло­век рас­па­да­ет­ся на ча­сти: серд­це хо­чет од­но­го, ум – дру­го­го, те­ло – тре­тье­го; ма­те­рия рас­па­да­ет­ся, и Все­лен­ная – рас­ши­ря­ет­ся, раз­ле­та­ет­ся в раз­ные сто­ро­ны – сле­до­ва­тель­но, то­же рас­па­да­ет­ся на ча­сти. Но с че­го вы взя­ли, что так бы­ло все­гда? Ес­ли до гре­хо­па­де­ния лев не ел ко­су­лю, яб­ло­ко не тле­ло, а че­ло­век имел си­лу и мо­гу­ще­ство про­зреть суть каж­до­го жи­вот­но­го и дать ему со­от­вет­ству­ю­щее имя, то по­че­му бы ура­ну-238 то­же не ве­сти се­бя по-дру­го­му в том ми­ре? Рас­пад – ме­ха­низм тле­ния – то есть ме­ха­низм пад­ше­го ми­ра. По­это­му узнать, ка­ко­вы бы­ли фи­зи­че­ские и аст­ро­но­ми­че­ские за­ко­ны ми­ра, а в част­но­сти – как вел се­бя уран-238 в усло­ви­ях от­сут­ствия тле­ния, не пред­став­ля­ет­ся воз­мож­ным. Мо­жет, он и не рас­па­дал­ся во­все? И не из­лу­чал смер­то­нос­ную ра­ди­а­цию? И ка­кие из­ме­не­ния он пре­тер­пел во вре­мя гре­хо­па­де­ния – как узнать?

Не­ве­ру­ю­щий че­ло­век стро­ит свои тео­рии, пред­став­ляя, что Бо­га нет. Но Бог си­лен со­тво­рить мир так, что свет звезд сра­зу ви­ден с зем­ли, и по­ис­ти­не это для Не­го не труд­нее, чем со­тво­рить са­му звез­ду.

От­цы го­во­рят, что об­раз че­ло­ве­че­ско­го раз­мно­же­ния был бы иным, ес­ли бы не ка­та­стро­фа гре­хо­па­де­ния; что Адам не имел те­лес­ных нужд, не ис­пы­ты­вал ни го­ло­да, ни хо­ло­да, то есть, по су­ти, мог бы и не есть, а ес­ли и ел, то не имел нуж­ды опу­сто­шать чре­во. В ка­кой ла­бо­ра­то­рии мож­но вос­со­здать эти усло­вия бы­тия, что­бы про­ве­сти на­уч­ный экс­пе­ри­мент?

Эво­лю­ци­он­но-ре­ли­ги­оз­ная мо­дель раз­ви­тия жиз­ни не толь­ко вы­па­да­ет из биб­лей­ской кар­ти­ны ми­ра, но и пол­но­стью про­ти­во­ре­чит ей. Со­глас­но тео­рии «хри­сти­ан­ско­го эво­лю­ци­о­низ­ма», че­ло­век по­явил­ся в ре­зуль­та­те управ­ля­е­мой Бо­гом эво­лю­ции. В 2004 го­ду ты­ся­чи пред­ста­ви­те­лей хри­сти­ан­ско­го ду­хо­вен­ства вы­сту­пи­ли в под­держ­ку изу­че­ния эво­лю­ци­о­низ­ма. Меж­ду про­чим, они за­яви­ли сле­ду­ю­щее: «Мы, ни­же­под­пи­сав­ши­е­ся, хри­сти­ан­ское ду­хо­вен­ство из мно­же­ства раз­лич­ных тра­ди­ций, ве­рим, что веч­ные ис­ти­ны Биб­лии и от­кры­тия со­вре­мен­ной на­у­ки мо­гут ком­форт­но со­су­ще­ство­вать. Мы ве­рим, что тео­рия эво­лю­ции яв­ля­ет­ся ос­но­во­по­ла­га­ю­щей на­уч­ной ис­ти­ной, по­ко­я­щей­ся на стро­гих ис­сле­до­ва­ни­ях, в под­твер­жде­ние ко­то­рой су­ще­ству­ет мно­го че­ло­ве­че­ских по­зна­ний и до­сти­же­ний. Мы ве­рим, что че­ло­ве­че­ский ра­зум, мо­гу­щий кри­ти­че­ски мыс­лить, на­хо­дит­ся в чис­ле бо­же­ствен­ных бла­гих да­ров и что от­каз от пол­но­го ис­поль­зо­ва­ния это­го да­ра есть укло­не­ние от во­ли на­ше­го Со­зда­те­ля». К 2010 го­ду под этим про­ек­том уже бы­ло со­бра­но 13 000 под­пи­сей.

Я то­же счи­таю, что че­ло­ве­че­ский ра­зум, мо­гу­щий кри­ти­че­ски мыс­лить, – это очень хо­ро­шо. И по­это­му мне не­по­нят­но, как мог­ла осу­ществ­лять­ся управ­ля­е­мая Бо­же­ством эво­лю­ция в ми­ре, где не бы­ло бо­лез­ни и смер­ти. На ка­кой эво­лю­ци­он­ной сту­пе­ни на­хо­ди­лись Адам и Ева? Они бы­ли не­ан­дер­таль­ца­ми или кро­ма­ньон­ца­ми? В ка­кой мо­мент они осо­зна­ли се­бя детьми Бо­жи­и­ми? Как в кон­тек­сте эво­лю­ци­он­ной мо­де­ли рас­смат­ри­ва­ет­ся со­тво­ре­ние Евы из реб­ра Ада­ма? И са­мое глав­ное: ес­ли Адам и Ева – плод эво­лю­ции, и до их рож­де­ния в ми­ре ца­ри­ли, на­пе­ре­кор всем свя­тым и апо­сто­лам, смерть и стра­да­ние («есте­ствен­ный от­бор»), то в чем за­клю­ча­ют­ся по­след­ствия гре­хо­па­де­ния? В чем его тра­ге­дия, ес­ли ка­че­ствен­но жизнь на зем­ле ни­как не из­ме­ни­лась: жи­ли как ско­ты рань­ше, так же жи­вем и сей­час? Все эти во­про­сы не­из­беж­но ве­дут к ис­кус­ствен­ным ал­ле­го­ри­че­ским тол­ко­ва­ни­ям тек­ста Бы­тия, от че­го предо­сте­ре­га­ет пре­по­доб­ный Еф­рем Си­рин, к рас­ша­ты­ва­нию ав­то­ри­те­та сло­ва Бо­жия, и в пер­спек­ти­ве – к ума­ле­нию по­дви­га Спа­си­те­ля. Хри­стос при­шел об­но­вить Ада­ма, вос­ста­но­вить «пад­ший древ­ле» об­раз. Ка­кой же об­раз – в кон­тек­сте эво­лю­ции: оран­гу­тан­га с пал­кой? Уни­же­ние крест­но­го по­дви­га Хри­ста, обес­смыс­ли­ва­ние Его во­пло­ще­ния – вот ко­неч­ная цель эво­лю­ци­он­но­го муд­ро­ва­ния. И еще од­на цель – ото­дви­нуть Твор­ца от со­тво­ре­ния, – ведь эво­лю­ция мо­жет со­вер­шать­ся и «са­ма».

Мы здесь стал­ки­ва­ем­ся с гло­баль­ным про­ти­во­ре­чи­ем: и тео­рия эво­лю­ции, и хри­сти­ан­ское ве­ро­уче­ние име­ют вер­ти­каль­ный ис­то­ри­че­ский век­тор. Но тео­рия эво­лю­ции на­чи­на­ет с аме­бы и за­кан­чи­ва­ет бо­гом на зем­ле – как обе­щал змей. Хри­сти­ан­ство го­во­рит, что мы на­ча­ли с по­чти бо­же­ствен­ных усло­вий су­ще­ство­ва­ния, но че­рез гре­хо­па­де­ние опу­сти­лись в ни­же­есте­ствен­ное со­сто­я­ние и те­перь всё вре­мя ка­тим­ся вниз. И это па­де­ние за­вер­шит­ся на дне адо­вой про­па­сти во вре­мя цар­ство­ва­ния ан­ти­хри­ста – и так на­сту­пит ко­нец. Век­то­ры этих двух уче­ний ве­дут в раз­ные сто­ро­ны. И суть хри­сти­ан­ско­го бла­го­ве­стия в том, что че­рез Хри­ста Спа­си­те­ля мы мо­жем вер­нуть­ся из этой со­вре­мен­ной ско­то­по­доб­но­сти к пер­во­здан­но­му бла­жен­но­му со­сто­я­нию. Мы мо­жем пре­кра­тить свое па­де­ние и под­нять­ся на Не­бе­са толь­ко во Хри­сте! Эво­лю­ция же утвер­жда­ет, что мы и так, без Бо­га, поды­ма­ем­ся ту­да. Ка­ков об­ман!

Итак, тео­рия эво­лю­ции толь­ко на пер­вый взгляд име­ет ма­ло об­ще­го с бо­го­сло­ви­ем. На де­ле она по­рож­де­на, ко­неч­но, умом не на­уч­ным, а ду­хов­ным – прав­да, ан­ти­хри­сти­ан­ским.

Од­на­ко это еще не все идеи, ко­то­рые нам да­рит при при­сталь­ном про­чте­нии кни­га Бы­тия.

По­топ

Гре­хо­па­де­ние – не един­ствен­ная про­пасть, ко­то­рая от­де­ля­ет нас от пер­во­здан­но­го ми­ра. Есть еще од­на – все­мир­ный по­топ. О гран­ди­оз­но­сти яв­ле­ния мож­но су­дить по его по­след­стви­ям. Мы ви­дим из тек­ста Бы­тия, что до­по­топ­ные лю­ди жи­ли на­мно­го доль­ше нас: Адам про­жил 930 лет, Сиф – 912, Енос – 905 и т.д. Од­на­ко по­сле по­то­па про­дол­жи­тель­ность жиз­ни лю­дей рез­ко со­кра­ща­ет­ся до по­чти со­вре­мен­ных ме­рок. Ав­ра­ам про­жил уже 175 лет, Иса­ак – 180, Иа­ков – 147, Мо­и­сей – 120. Про­рок Да­вид уже пи­шет, что жизнь че­ло­ве­ка – 70–80 лет (см.: Пс. 89: 10). С чем это свя­за­но? В первую оче­редь, ве­ро­ят­но, с гло­баль­ным из­ме­не­ни­ем кли­ма­та. Из строк Бы­тия (см.: Быт. 7: 11) мож­но по­нять, что по­топ был вы­зван не толь­ко огром­ным ко­ли­че­ством осад­ков, но и не­бы­ва­лы­ми ка­та­клиз­ма­ми: все­мир­ны­ми зем­ле­тря­се­ни­я­ми, из­вер­же­ни­я­ми вул­ка­нов и под­зем­ных ис­точ­ни­ков и проч. Ин­те­рес­но рас­суж­да­ет в этом кон­тек­сте иеро­мо­нах Се­ра­фим (Ро­уз). Он ис­хо­дит из слов Бы­тия «И со­здал Бог твердь, и от­де­лил во­ду, ко­то­рая под твер­дью, от во­ды, ко­то­рая над твер­дью… И на­звал Бог твердь не­бом» (Быт. 1: 7–8) и что до вре­ме­ни Ноя в Пи­са­нии не упо­ми­на­ет­ся ни о ка­ком до­жде: «Гос­подь Бог не по­сы­лал до­ждя на зем­лю… но пар под­ни­мал­ся с зем­ли и оро­шал всё ли­це зем­ли» (Быт. 2: 5–6). Он пред­по­ла­га­ет сле­ду­ю­щее. «Во­да над твер­дью» – это в не­ко­то­ром ро­де есте­ствен­ная пе­ре­го­род­ка, «ат­мо­сфер­ный кон­ди­ци­о­нер», под­дер­жи­ва­ю­щий по­сто­ян­но в воз­ду­хе мас­сы во­ды. Этот об­лач­ный слой обе­ре­гал зем­лю от кос­ми­че­ской ра­ди­а­ции и поз­во­лял по всей пла­не­те со­хра­нять­ся влаж­но­му теп­ло­му кли­ма­ту. Этот «пар­ни­ко­вый эф­фект» объ­яс­ня­ет на­ход­ки в арк­ти­че­ском льду тро­пи­че­ских рас­те­ний и жи­вот­ных. По­сле по­то­па, ко­гда вся эта мас­са про­ли­лась на зем­лю, кли­мат из­ме­нил­ся до то­го, ко­то­рый мы зна­ем сей­час. Мно­гое сра­зу ста­но­вит­ся по­нят­ным. На­при­мер, сло­ва Гос­по­да Ною о ра­ду­ге: «Я по­ла­гаю ра­ду­гу Мою в об­ла­ке, чтоб она бы­ла зна­ме­ни­ем [веч­но­го] за­ве­та меж­ду Мною и меж­ду зем­лею» (Быт. 9: 13). Без до­ждя не бы­ло до это­го и ра­ду­ги. «Как мог­ла бы быть ра­ду­га зна­ме­ни­ем, – спра­ши­ва­ет отец Се­ра­фим, – ес­ли бы она, как ду­ма­ют не­ко­то­рые, су­ще­ство­ва­ла ве­ка­ми до по­то­па? Оче­вид­но, что то­гда ра­ду­га по­яви­лась впер­вые». Ухуд­ше­ние кли­ма­та и уве­ли­че­ние ко­ли­че­ства кос­ми­че­ской ра­ди­а­ции обу­сло­ви­ло со­кра­ще­ние жиз­ни лю­дей и вы­ми­ра­ние не­ко­то­рых ви­дов жи­вот­ных. Зная об ухуд­ше­нии кли­ма­та и пло­до­нос­но­сти зем­ли в по­сле­по­топ­ное вре­мя, Гос­подь и раз­ре­шил лю­дям вку­шать мя­со (см.: Быт. 9: 3–4), в то вре­мя как до по­то­па бла­го­слов­лял при­ни­мать ис­клю­чи­тель­но рас­ти­тель­ную пи­щу, – пред­по­ла­га­ет отец Се­ра­фим.

В этом кон­тек­сте и сло­ва Бы­тия: «В то вре­мя бы­ли на зем­ле ис­по­ли­ны… это силь­ные, из­древ­ле слав­ные лю­ди» (Быт. 6: 4) – мо­гут про­лить свет на не­ко­то­рые ве­ли­че­ствен­ные па­мят­ни­ки древ­ней ар­хи­тек­ту­ры – ме­га­ли­ты, ко­то­рые в изоби­лии на­хо­дят­ся в раз­ных ме­стах на­шей пла­не­ты (на­при­мер в Пе­ру). Уче­ные не­до­уме­ва­ют: как пер­во­быт­ные лю­ди, не име­ю­щие ни зна­ний, ни ору­дий тру­да, мог­ли так со­вер­шен­но уло­жить в сте­ну без рас­тво­ра огром­ные ка­мен­ные те­са­ные глы­бы, что в клад­ку не­воз­мож­но про­су­нуть да­же тра­вин­ку? По­это­му рож­да­ют­ся все­воз­мож­ные ди­кие вер­сии об ино­пла­не­тя­нах.

Од­на­ко Биб­лия да­ет по­ни­ма­ние, что до­по­топ­ные лю­ди бы­ли со­всем не ди­ка­ря­ми с пал­ка­ми, а бли­жай­ши­ми по­том­ка­ми Ада­ма, ко­то­рый имел всю пол­но­ту ве­де­ния и ра­зу­ма. И ес­ли раз­ви­тие гре­ха уда­ля­ет от Бо­га и по­мра­ча­ет бо­го­да­ро­ван­ный ра­зум, то мож­но ду­мать, что до­по­топ­ные лю­ди бы­ли на­мно­го ум­нее нас с ва­ми. А биб­лей­ское име­но­ва­ние «ис­по­ли­ны» до­вер­ша­ет ха­рак­те­ри­сти­ку это­го на­ро­да, ко­то­рый впол­не мог со­здать мно­же­ство та­ких ар­хи­тек­тур­ных па­мят­ни­ков на еди­ном то­гда ма­те­ри­ке. Од­на­ко это уже ги­по­те­зы. Но что толь­ко по­сле­по­топ­ная Зем­ля – пла­не­та, из­вест­ная нам, – это факт биб­лей­ской ис­то­рии.

***

Что мож­но ска­зать в за­клю­че­ние? По­вто­рю сло­ва апо­сто­ла Пав­ла: «Сло­во Бо­жие жи­во и дей­ствен­но и ост­рее вся­ко­го ме­ча обо­ю­до­ост­ро­го» (Евр. 4: 12). В нем есть все от­ве­ты на вол­ну­ю­щие нас во­про­сы как лич­но­го, так и все­лен­ско­го мас­шта­ба. Что­бы из­влечь их из Свя­щен­но­го Пи­са­ния, нуж­но иметь очи­щен­ное серд­це и не­со­мнен­ную ве­ру в Бо­га. Ес­ли нам тя­же­ло бы­ва­ет до­ис­кать­ся до со­кро­вен­но­го смыс­ла биб­лей­ско­го тек­ста – зна­чит, нуж­но с мо­лит­вой по­ис­кать его у свя­тых от­цов – и при по­мо­щи Бо­жи­ей от­вет най­дет­ся. Од­на­ко все по­доб­ные уси­лия – это ду­хов­ный труд, ко­то­рый со­вер­шать нам бы­ва­ет лень. И то­гда мы на­чи­на­ем фан­та­зи­ро­вать и меч­тать – это со­всем не­труд­но, а да­же за­нят­но. Или при­ни­ма­ем на ве­ру чу­жие фан­та­зии. Од­на­ко к та­ко­вым меч­та­те­лям су­ро­во об­ра­ща­ет­ся апо­стол: «Удив­ля­юсь, что вы от при­звав­ше­го вас бла­го­да­тью Хри­сто­вою так ско­ро пе­ре­хо­ди­те к ино­му бла­го­вест­во­ва­нию, ко­то­рое впро­чем не иное, а толь­ко есть лю­ди, сму­ща­ю­щие вас и же­ла­ю­щие пре­вра­тить бла­го­вест­во­ва­ние Хри­сто­во. Но ес­ли бы да­же мы или Ан­гел с не­ба стал бла­го­вест­во­вать вам не то, что мы бла­го­вест­во­ва­ли вам, да бу­дет ана­фе­ма» (Гал. 1: 6–8). Аминь.

Источник: pravoslavie.ru