Frontpage Slideshow | Copyright © 2006-2011 JoomlaWorks Ltd.

Тебе поем!


Иисусова молитва

Изречения великих

Веруй, знай и думай, что Бог с тобою невидимо есть везде. И что ни делаешь и мыслишь – все видит, и что ни говоришь – все слышит. Старайся всегда видеть Его верою перед собою.

Святитель
Тихон Задонский

Свет Христов просвещает всех!

Книги Нового Завета

Евангелие от Матфея

Евангелие от Марка

Евангелие от Луки

Евангелие от Иоанна

Молитвы

Молитвы утренние

Молитвы на сон грядущим

Шестопсалмие

Псалтирь

Иисусова молитва

Последование
ко Святому Причащению

Акафист Сладчайшему Господу нашему Иисусу Христу

Акафист Пресвятой Богородице

Акафист Николаю Чудотворцу

Рекомендуем

Парад Победы 1945 года

«Троица»
Документальный фильм из цикла «Праздники»

«Троице-Сергиева лавра»
Документальный фильм

Тропарь, кондак и величание Святой Троице

«Старцы и русская литература. Александр Пушкин»
Документальный фильм

Горняя песнь

«Вознесение»
Документальный фильм из цикла «Праздники»

«Зазимки»
Стихотворение Бориса Пастернака читает Александр Феклистов

Павел Флоренский. «Столп и утверждение Истины»

«Гляну в поле, гляну в небо...»
Стихотворение Сергея Есенина читает Сергей Безруков

«Таинство Евхаристии»
Фильм митрополита Илариона (Алфеева) из цикла «Человек перед Богом»

«И цветы, и шмели...»
Стихотворение Ивана Бунина читает Александр Голубев

Крещение Господне. Песнопения праздника

«Крещение»
Фильм митрополита Илариона (Алфеева) из цикла «Праздники»

«Святитель Николай»
Фильм митрополита Илариона (Алфеева) из цикла «Праздники»

Молитва о Святой Руси

«Снег идет»
Стихотворение Бориса Пастернака читает Александр Феклистов

«Царице моя Преблагая».
Исполняет Патриарший хор Храма Христа Спасителя (Б. М. Феоктистов).

«Слово».
Стихотворение Николая Гумилева. читает Константин Хабенский

«Обитель».
Фильм Аркадия Мамонтова

«Земле русская».
Cтихира Русским святым

«Христос».
Стихотворение Николая Гумилева читает Константин Хабенский

Протоиерей Александр Шмеман.
Зачем нужны святые

Митрополит Антоний Сурожский.
Почему я не боюсь смерти

Храм святого Саввы. Белград

«Исповедь, молитва и пост».
Фильм митрополита Илариона (Алфеева) из цикла «Человек перед Богом»

«Евангелие Достоевского».
Фильм митрополита Илариона (Алфеева)

«Русалим. В гости к Богу».
Документальный фильм

Акафист Иисусу Сладчайшему

«Старцы и русская литература. Александр Пушкин».
Документальный фильм

«Родина».
Cтихотворение Михаила Лермонтова читает Сергей Шакуров.

«Наш век».
Стихотворение Федора Тютчева читает Георгий Тараторкин

«Монастырь».
Стихотворение Евдокии Ростопчиной читает Мария Порошина

«Женщины Библии».
Православная энциклопедия

«Великое славословие».
и другие песнопения

«О Страшном Суде».
Евангельские чтения

Хор братии Валаамского монастыря.
Регент хора иеродиакон Герман (Рябцев)

«Митрополит Антоний Сурожский».
Фильм из цикла «Проповедники»

«Святой Иоанн Кронштадтский».
Фильм Аркадия Мамонтова

«Глас веков».
Концерт хора Сергия Кривобокова

«Русская Православная Церковь в XIX веке».
Лекция Натальи Юрьевны Суховой

«Церковь».
Лекция протоиерея Вадима Леонова

«Горняя песнь».
Фильм о русском женском монастыре близ Иерусалима.

«Царице моя Преблагая».
Патриарший хор Храма Христа Спасителя

Полезные ссылки

Архимандрит Андрей (Конанос). Я вернулся с Афона

Об­ре­сти се­бя
Я опять на не­сколь­ко дней уехал на Афон, чтобы не­мно­го очи­стить свой ум, успо­ко­ить­ся и вос­ста­но­вить ду­шев­ное рав­но­ве­сие. Я уехал от­дох­нуть, об­ре­сти се­бя и сно­ва при­кос­нуть­ся к мо­е­му Гос­по­ду. Те­перь я вер­нул­ся. И по­ду­мал, что се­го­дня не бу­ду го­во­рить на став­шие при­выч­ны­ми те­мы, а рас­ска­жу луч­ше что-то но­вень­кое: по­де­люсь све­жи­ми вос­по­ми­на­ни­я­ми, све­жи­ми впе­чат­ле­ни­я­ми из этой не­дол­гой по­езд­ки – па­лом­ни­че­ства на Свя­тую Го­ру. Я рас­ска­жу о том, что ме­ня по­ра­зи­ло.

Как пре­крас­ны бы­ли эти дни без те­ле­фо­на, e-mailа, те­ле­ви­зо­ра, но­во­стей, ра­дио, жур­на­лов и га­зет, без все­го по­доб­но­го! Ум очи­ща­ет­ся. Мой ум очи­стил­ся все­го за не­сколь­ко дней. За не­сколь­ко дней успо­ко­и­лась моя ду­ша. Как пре­крас­на эта ре­а­би­ли­та­ция! Ты по­ни­ма­ешь, что здесь, в ми­ру, мы жи­вем не­нор­маль­ной жиз­нью. Толь­ко не за­ви­дуй мне, слы­ша всё это! А-то не­ко­то­рые го­во­рят: «У те­бя есть воз­мож­ность, по­то­му ты и едешь», – а уехать ведь не так-то про­сто (имея в ви­ду, что и мы бы хо­те­ли взять от­пуск, но не мо­жем оста­вить свои обя­зан­но­сти, лю­дей, ко­то­рые в нас нуж­да­ют­ся). Не­воз­мож­но ис­чез­нуть бес­след­но, жи­вя в этом ми­ре. И всё же вре­мен­ный от­дых не­об­хо­дим. У каж­до­го су­ще­ству­ет по­треб­ность в от­ды­хе, и на­до отыс­кать не­мно­го вре­ме­ни для не­го.

Тот, кто мо­жет, пус­кай от­пра­вит­ся на Свя­тую Го­ру, дру­гой – к се­бе на да­чу, вос­ста­но­вить­ся ду­шев­но, тре­тий в па­лом­ни­че­ство, и так уми­ро­тво­рить­ся. Сам Гос­подь, ко­гда Его уче­ни­ки вер­ну­лись из мис­си­о­нер­ско­го пу­те­ше­ствия, в ко­то­рое Он их по­сы­лал, ска­зал им: «При­ди­те вы са­ми… и по­чий­те ма­ло» (Мк. 6: 31). От­дох­ни­те не­мно­го. Че­ло­ве­ку ну­жен от­дых. От­ды­хая, ты по­ни­ма­ешь, на­сколь­ко про­ти­во­есте­ствен­ной ста­ла на­ша жизнь в го­ро­дах! Сколь не­здо­ро­вым сде­лал­ся наш ум! Мы те­ря­ем го­ло­ву от не­пре­рыв­но­го шква­ла но­во­стей, со­бы­тий, ин­фор­ма­ции и са­ми не от­да­ем се­бе в том от­че­та. Бо­лее то­го, мы ощу­ща­ем по­треб­ность в по­доб­ном безу­мии, и без не­го нам дис­ком­форт­но!

А я хо­чу те­бя спро­сить: ну что та­ко­го слу­чи­лось со мной за эти дни, ко­гда я во­об­ще не смот­рел те­ле­ви­зо­ра, не ви­дел но­во­стей и ни­че­го не знал о том, что про­ис­хо­дит? Не зная о том, что тво­рит­ся в ми­ре, я мо­лил­ся о ми­ре сло­ва­ми мо­лит­вы: «Гос­по­ди Иису­се Хри­сте, по­ми­луй мир Твой». Я не знал о по­след­них со­бы­ти­ях и их раз­ви­тии. А за­чем мне бы­ло знать все по­дроб­но­сти? Они и так из­вест­ны: про­бле­мы, еще раз про­бле­мы, вой­ны, эко­но­ми­че­ский кри­зис, труд­но­сти, бо­лез­ни, зем­ле­тря­се­ния, на­вод­не­ния. Раз­ве мы не в кур­се? Раз­ве не од­но и то же при­клю­ча­ет­ся по­сто­ян­но? Раз­ве не од­но и то же по­вто­ря­ет­ся изо дня в день, и мы узна­ем об этом, но ни­че­го не де­ла­ем? Ведь ты слы­шишь обо всем этом, а не мо­лишь­ся! Там я не слы­шал, не знал, не по­лу­чал но­во­стей че­рез мозг, но имел из­ве­ще­ние от Бо­га че­рез серд­це и мо­лил­ся об этих лю­дях, об этих си­ту­а­ци­ях и т.д. Здесь, в го­ро­де, мы слу­ша­ем но­во­сти, и они про­хо­дят, ед­ва ка­са­ясь на­ше­го серд­ца, на­ше­го ума. За­тем они ухо­дят, те­ря­ют­ся, а мы ре­аль­но за­бо­ле­ва­ем.

Жизнь, ко­то­рой мы жи­вем, про­ти­во­есте­ствен­на. Мы пьем не­на­сто­я­щую во­ду и ды­шим не­чи­стым, не­све­жим воз­ду­хом. На Афо­не же всё не­по­роч­но и пер­во­здан­но – там всё под­лин­ное, на­сто­я­щее и пре­крас­ное! Очи­ща­ют­ся лег­кие тво­е­го серд­ца и тво­ей гру­ди. Ты пьешь во­ду, она те­бя осве­жа­ет, и ты на­сы­ща­ешь­ся под­лин­но­стью ве­щей. Чи­стую во­ду, из жур­ча­щих ру­чей­ков, сте­ка­ю­щих с гор. А воз­дух!.. Ты вды­ха­ешь на­сто­я­щий кис­ло­род, ты вды­ха­ешь йод мо­ря! Ты гля­дишь на мо­ре, ши­ро­ко рас­крыв гла­за, и те­бя пе­ре­пол­ня­ет ра­дость! А в го­ро­де ты смот­ришь по сто­ро­нам, и твой взгляд на­ты­ка­ет­ся на мно­го­этаж­ные ко­роб­ки, на ко­лон­ны, на ас­фальт, на све­то­фо­ры. Здесь – бу­до­ра­жа­щие шу­мы. Там – без­бреж­ный по­кой! Ты слы­шишь пе­ние птиц, ты ви­дишь мо­на­хов, ко­то­рые ти­хо вы­пол­ня­ют свои ра­бо­ты, свои по­слу­ша­ния. Не­то­роп­ли­вый ритм жиз­ни… Всё про­ис­хо­дит не­спеш­но. При­хо­дит один ко­раб­лик в день, и ты се­бе го­во­ришь: «Пой­ду его встре­чу». Всё про­ис­хо­дит без вол­не­ния, без па­ни­ки, без спеш­ки. Как же это пре­крас­но! Как мне это нра­вит­ся! Те­перь, ко­гда я вер­нул­ся в го­род, я го­во­рю: «Как мне бы­ло хо­ро­шо там, с от­клю­чен­ным мо­биль­ным те­ле­фо­ном!» (Вот она, на­ша за­ви­си­мость от смс-со­об­ще­ний и звон­ков! Я ну­жен лю­дям, они нуж­ны мне, я дол­жен встре­тить то­го-то, уви­деть, не упу­стить!) Ка­кое же это осво­бож­де­ние! Ты вновь об­ре­та­ешь се­бя. Как это за­ме­ча­тель­но – сно­ва стать са­мим со­бой, та­ким, ка­ким те­бя со­здал Гос­подь! Ведь Он сра­зу по­ме­стил че­ло­ве­ка в спо­кой­ный ритм жиз­ни, на при­ро­ду.

Не ду­май, что я на­сла­ждал­ся всем этим бес­ко­неч­но дол­го. Я ска­зал: речь идет че­ты­рех-пя­ти днях. Это не так дол­го. Но так силь­но! Поль­за, ко­то­рую ты по­лу­чишь, остав­ля­ет глу­бо­кий след в тво­ем серд­це – след ти­ши­ны и по­коя. Как-то но­чью я вы­шел из ке­льи, на­прав­ля­ясь на служ­бу (на служ­бу мо­на­хи под­ни­ма­ют­ся в 3 ча­са), и по­смот­рел на не­бо. 3 ча­са но­чи! На Афо­не дру­гие лю­ди! Они пре­бы­ва­ют в мо­лит­ве! Я смот­рел на не­бо, усе­ян­ное звез­да­ми, див­ны­ми звез­да­ми, ко­то­рых из-за смо­га в го­ро­де не раз­гля­деть. И не проснуть­ся в го­ро­де в та­кую рань. Там у те­бя про­сто нет сти­му­ла так лег­ко под­ни­мать­ся на рас­све­те! А сти­мул – это групп­ка лю­дей, ко­то­рых ты ви­дишь: 40 от­цов (или 50–60, в за­ви­си­мо­сти от мо­на­сты­ря), все они вста­ют на служ­бу, и один увле­ка­ет за со­бой дру­го­го, один вдох­нов­ля­ет дру­го­го, один во­оду­шев­ля­ет дру­го­го, и то­гда ты го­во­ришь се­бе: «Я не один». Так и в ке­льях: там слы­шит­ся шум от по­кло­нов «кап-куп, кап-куп»… и кла­дут, и кла­дут по­кло­ны мо­на­хи, мо­лят­ся за весь мир, и ты спра­ши­ва­ешь се­бя: «А что же я, не­уже­ли я бу­ду без­дель­ни­чать?»

Здесь го­рит огонь мо­лит­вы! Здесь серд­ца лю­дей пы­ла­ют мо­лит­вой! От них вос­пла­ме­ня­ешь­ся и ты! Да­же бу­дучи лен­тя­ем или во­все бес­чув­ствен­ным и без­раз­лич­ным че­ло­ве­ком, ты встря­хи­ва­ешь­ся: «И я то­же бу­ду мо­лить­ся так, как мо­лят­ся все!» Это ли­ку­ю­щее тор­же­ство мо­ля­щих­ся бра­тий пе­ре­да­ет­ся и те­бе. Как чу­дес­но бы­ло по­се­щать те служ­бы в 3 ча­са утра! На них я ви­дел лю­дей, очень зна­чи­мых, очень свя­тых, лишь од­но вос­по­ми­на­ние о ко­то­рых сей­час да­ет мне си­лу. Толь­ко по­ду­маю о них – и мыс­лен­но кла­ду пе­ред ни­ми по­клон, ло­бы­заю их ру­ку и сто­пы и бла­го­да­рю за то, что они есть. И толь­ко за то, что ты есть, от­че, на Свя­той Го­ре, толь­ко за то, что ты есть, я хо­чу те­бя бла­го­да­рить. Ни­че­го не де­лай, от­че, кро­ме мо­лит­вы… Ты ни­ко­гда не бу­дешь стро­ить до­мов, хо­дить на ра­бо­ту, при­но­сит поль­зу, как при­ня­то го­во­рить, об­ще­ству. Но твой вклад на­столь­ко ве­лик, что, лишь по­ду­мав о те­бе, я сра­зу вос­кре­саю к жиз­ни, про­буж­да­юсь от спяч­ки, хо­чу ис­пра­вить­ся и что-то сде­лать!

На Афо­не я встре­тил од­но­го стар­чи­ка-по­движ­ни­ка. Мо­на­ха, ко­то­рый про­жил на Свя­той Го­ре 50 лет и ни­ко­гда не по­ки­дал ее. 50 лет он не хо­дил да­же в дру­гие мо­на­сты­ри. Ни на «па­ни­ги­ры» (пре­столь­ные празд­ни­ки. – А.Н.), ни на ли­тур­гии, ни на агрип­нии. Всё вре­мя он про­во­дит в сво­ем мо­на­сты­ре. 50 лет на од­ном ме­сте. На этом ме­сте он по­знал Бо­га и без­оста­но­воч­но тво­рит мо­лит­ву. Этот дар – не­пре­стан­но­го, не­из­мен­но­го по­ми­но­ве­ния име­ни Иису­са Хри­ста – дал ему Гос­подь. И он про­из­но­сит сло­ва мо­лит­вы: «Гос­по­ди Иису­се Хри­сте, по­ми­луй мя» – по­сто­ян­но, ден­но и нощ­но. На этом ме­сте он по­знал мир, то есть Бо­га, и в Бо­ге об­рел мир. Без то­го, что­бы ид­ти в не­го (в дру­гие мо­на­сты­ри). Мир он име­ет в сво­ем серд­це. Ему не нуж­но ни­ку­да для это­го ухо­дить со сво­е­го ме­ста. На­обо­рот, лю­ди при­хо­дят к не­му, что­бы его уви­деть (в пря­мом смыс­ле сло­ва «уви­деть»). Он не го­во­рит, не всту­па­ет в раз­го­во­ры, очень ред­ко про­ро­нит сло­во. И обыч­но укло­ня­ет­ся, из­бе­га­ет го­во­рить о сво­ем опы­те. Од­на­жды он рас­ска­зал мне, как его от­пра­ви­ли в Фес­са­ло­ни­ки (ка­жет­ся, по­то­му, что он упал в об­мо­рок на кли­ро­се). От­пра­ви­ли без его соб­ствен­но­го же­ла­ния. «По­то­му я и по­ехал, – ска­зал он, – что ме­ня вы­ста­ви­ли. Сам же я и не вы­ез­жал и ни­ко­гда да­же не по­мыш­лял вы­ехать со Свя­той Го­ры».

Он про­сил ме­ня мо­лить­ся о нем: «Раз ты, – го­во­рит, – ба­тюш­ка, а я про­стой мо­нах, по­мо­лись обо мне, что­бы в дру­гой раз, ко­гда ты при­дешь, ме­ня уже не бы­ло в этом ми­ре. Я хо­тел бы уже уй­ти». Так и ска­зал: «По­мо­лись, что­бы в дру­гой раз, ко­гда ты при­дешь, ме­ня уже не бы­ло на зем­ле, но что­бы мне быть ря­дом со Хри­стом». Он го­во­рил это и был счаст­лив. Он го­во­рил это с ра­до­стью (а не жа­лоб­но и не пе­чаль­но), с жаж­дой под­лин­ной Жиз­ни, ко­то­рая есть Хри­стос!

– Ну что ты, – го­во­рю я ему.

– От­че, – от­ве­тил он, – я дей­стви­тель­но про­шу те­бя об этом, а не про­сто так го­во­рю, мол, «по­мо­лись». Смот­ри, ну сколь­ко лет мы про­жи­вем? И в чем цель на­шей жиз­ни? Раз­ве не в том, что­бы при­бли­зить­ся ко Хри­сту? Я люб­лю Его и бе­се­дую с Ним це­лый день. Я хо­чу встре­тить Его, и это бу­дет для ме­ня са­мым боль­шим сча­стьем. Вот те­перь, ко­гда я уй­ду в мою ке­лью, мо­жет, Он возь­мет ме­ня от­сю­да? Ведь луч­ше­го и быть не мо­жет, как уй­ти ко Хри­сту, Ко­то­ро­го ты лю­бишь.

Мы, осталь­ные, ухо­дить из этой жиз­ни не хо­тим, по­то­му что не лю­бим Хри­ста и нам при­ят­на жизнь. Нам нра­вят­ся те­ле­ви­зи­он­ные ка­на­лы, се­ри­а­лы, шоу, про­гул­ки, еда. Эта жизнь нас за­ча­ро­ва­ла, по­хи­ти­ла. Нас уло­вил в свои се­ти мир, и мы пу­сти­ли в не­го свои кор­ни. А тот стар­чик не пу­стил кор­ней в эту жизнь. Он, жи­вя здесь, жи­вет в дру­гой ре­аль­но­сти. Его серд­це обос­но­ва­лось в раю. Вот что за че­ло­век!

Он го­во­рил мне:

– Ска­жи об этом в ми­ру, во вре­мя сво­их про­по­ве­дей и бе­сед ска­жи об этом лю­дям, что­бы они мо­ли­лись, что­бы по­вто­ря­ли сло­ва Иису­со­вой мо­лит­вы. И сам по­вто­ряй: «Гос­по­ди Иису­се Хри­сте, по­ми­луй мя». Пус­кай все мо­лят­ся этой мо­лит­вой. По­че­му они это­го не де­ла­ют? Ведь и в ми­ру они мо­гут про­сить Хри­ста, на­зы­вать Его по Име­ни, при­зы­вать Его бла­го­дать!

– Эх, – го­во­рю я ему, – от­че мой, так мне сей­час груст­но уез­жать от вас. Как мне здесь бы­ло хо­ро­шо.

– Нет, не го­во­ри так. Ку­да бы ты ни по­шел, Хри­стос по­всю­ду. Я ска­жу те­бе, как быть. По­слу­шай! Ты при­е­дешь до­мой, опу­стишь жа­лю­зи и по­чув­ству­ешь, что ты здесь. И де­лай то, что ты де­лал здесь. Что ты де­лал здесь? Мо­лил­ся. Мо­лись и там. Ты мо­жешь! По­стил­ся? По­стись и там. Участ­во­вал в агрип­ни­ях? Слу­жи и у се­бя до­ма крат­ко агрип­нию. И там мож­но. Чи­тал ду­хов­ную ли­те­ра­ту­ру? Чи­тай и в ми­ру. Опу­сти жа­лю­зи и не ду­май, что ты сей­час у се­бя до­ма, в Афи­нах. А ду­май, что ты сно­ва здесь, на Афо­не, и всё, что ты де­лал здесь, де­лай и там. И так твой дом ста­нет Свя­той Го­рой. По­то­му что име­ет зна­че­ние не ме­сто жиз­ни, но об­раз жиз­ни.

За­ме­ча­тель­но ска­за­но, не прав­да ли? «Опу­сти жа­лю­зи и де­лай то, что ты де­лал и здесь». Это не труд­но, это лег­ко! Вот ес­ли я сей­час мыс­лен­но пред­став­лю, что я там, на Свя­той Го­ре, то что бы я де­лал там? Там я не был бы в со­сто­я­нии стрес­са. Пре­крас­но. Зна­чит, и здесь, до­ма, я не ста­ну пе­ре­на­пря­гать­ся чрез­мер­но. Это нечто та­кое, что под­да­ет­ся са­мо­кон­тро­лю. Там я не со­вер­шал бы нер­воз­ных и по­спеш­ных по­ступ­ков, зна­чит, и здесь я мо­гу их не со­вер­шать. Там я не го­во­рил бы це­лый день по те­ле­фо­ну – здесь то­же я мо­гу это­го не де­лать. Я мо­гу от­ло­жить те­ле­фон в сто­ро­ну и ска­зать се­бе: не­сколь­ко ча­сов или не­сколь­ко дней я не ста­ну раз­го­ва­ри­вать и по­бу­ду в ти­ши­не. Я в со­сто­я­нии это сде­лать. При­леп­лять­ся не­хо­ро­шо. Мож­но при­леп­лять­ся ко Хри­сту, к свя­тым, но не к тем или иным ме­стам, по­то­му что это как ес­ли бы мы го­во­ри­ли Хри­сту: «Гос­по­ди, здесь Те­бя нет, Гос­по­ди, Ты ме­ня оби­жа­ешь. Твое от­но­ше­ние ко мне, Твой Про­мысл, Твоя за­бо­та о ми­ре – в них нет спра­вед­ли­во­сти». Нет: Хри­стос вез­де! Его лю­бовь по­всю­ду – и там, где я есть, я мно­гое мо­гу сде­лать для Хри­ста…

Ухо­ди в мо­на­стырь смо­ло­ду

По­сле это­го я по­бы­вал еще в од­ном мо­на­сты­ре, и там встре­тил юно­шу 18 лет. Он окон­чил шко­лу и был «пред­по­слуш­ни­ком», то есть по­слуш­ни­ком в том смыс­ле, что хо­тел ис­пы­тать се­бя: вы­дер­жит ли он жизнь на Свя­той Го­ре.

Я спро­сил его:

– Что ты здесь де­ла­ешь?

Он от­ве­тил:

– Я по­слуш­ник. Я при­шел се­бя ис­пы­тать и что­бы ме­ня ис­пы­та­ли (по­то­му что по­ня­тие «по­слуш­ник», «ис­ку­шен­ник» имен­но это и озна­ча­ет: то­го, кто ис­пы­ты­ва­ет се­бя, по­нра­вит­ся ли ему та­кая жизнь, но од­но­вре­мен­но и по­нра­вит­ся ли он им, тем, кто его ис­пы­ты­ва­ет).

То есть и ты сам смот­ришь, смо­жешь ли остать­ся в мо­на­сты­ре, но и дру­гие то­же смот­рят на те­бя, смо­гут ли они те­бя там оста­вить. В этом слу­чае еще ни­че­го не опре­де­ле­но. Ты при­хо­дишь, про­хо­дишь ис­пы­та­ние, не свя­зы­вая се­бя ни­ка­ки­ми обя­за­тель­ства­ми, и ни­кто те­бя ни к че­му не при­нуж­да­ет. За­тем ты, ес­ли хо­чешь, ухо­дишь, ес­ли хо­чешь, оста­ешь­ся. Это ста­дия пред­под­го­тов­ки и ис­ку­са.

Кто-то сей­час, слу­шая ме­ня, го­во­рит:

– Ну раз­ве так мож­но? 18-лет­ний ре­бе­нок! Это не­при­ем­ле­мо! Это лег­ко­мыс­лие! Его ре­ше­ния еще не­зре­лы.

А я от­ве­чу:

– По­стой, про­сти ме­ня. Моя мать вы­шла за­муж в 19 лет. Раз­ве ее по­сту­пок был не­зре­лым? Моя мать ме­ня про­из­ве­ла на свет, и ты при­хо­дишь и го­во­ришь: «Дай Бог здо­ро­вье тво­ей ма­те­ри за то, что она ро­ди­ла ба­тюш­ку». Вот он, «не­зре­лый» по­сту­пок, ко­то­рый со­вер­ши­ла моя мать, то есть то, что ты на­зы­ва­ешь не­зре­ло­стью, по­спеш­но­стью…

– А, – ска­жет он, – ее ре­ше­ние не­зре­лым не бы­ло.

Так я не по­нял: а ее ре­ше­ние (в том же воз­расте) по­че­му не бы­ло не­зре­лым?

Я знаю очень мно­гие па­ры, ко­то­рые ра­но по­же­ни­лись, а по­сле рас­ка­и­ва­лись в этом, не зна­ли, что им де­лать. Про­сто в на­шей жиз­ни бы­ва­ют мгно­ве­ния во­оду­шев­ле­ния, ко­гда мы при­ни­ма­ем ре­ше­ния. При этом боль­шин­ство из нас, ко­гда мы ви­дим, что кто-то ра­но же­нит­ся, ни­че­го не го­во­рит (по­то­му что так де­ла­ют все). Мы не се­ту­ем: «Ах, как ра­но он же­нил­ся». Ко­гда же кто-то с ран­них лет же­ла­ет по­свя­тить се­бя Бо­гу, тут нас слов­но что-то за­де­ва­ет. Я (ска­зать вам прав­ду?) вот сколь­ко лет уже ви­жу вы­пуск­ни­ков шко­лы, а впер­вые встре­тил юно­шу, ко­то­рый 18-лет­ним при­шел на Свя­тую Го­ру (та­кой мо­ло­дой!). Дру­гих не встре­чал. За столь­ко лет это пер­вый при­мер. Это ис­клю­че­ние. И бо­лее то­го – пре­крас­ное ис­клю­че­ние, бла­го­сло­вен­ное. Ис­клю­че­ние, ко­то­рое по­ка­зы­ва­ет, что Бог вдох­нов­ля­ет и се­го­дня ду­ши и вкла­ды­ва­ет в серд­ца мо­ло­дых лю­дей же­ла­ние го­ря­чо воз­лю­бить Хри­ста.

Не­уже­ли же это пло­хо? По­че­му это так силь­но те­бя сму­ща­ет? Я хо­чу те­бя спро­сить: а ты раз­ве серд­це­ве­дец? И зна­ешь серд­це каж­до­го че­ло­ве­ка: этот лег­ко­мыс­лен­ный, тот не­зре­лый?.. По­го­ди-ка: отец Пор­фи­рий в 12 лет от­пра­вил­ся на Свя­тую Го­ру, и се­го­дня все чи­та­ют его кни­ги, слу­ша­ют его жи­тие, и уми­ля­ют­ся, и рас­ка­и­ва­ют­ся, и ви­дят чу­де­са, со­тво­рен­ные этим че­ло­ве­ком, ко­то­рый с 12 лет (не с 18, а с 12!) ушел на Свя­тую Го­ру. И в еще бо­лее юном воз­расте со­вер­шал ду­хов­ные по­дви­ги. Ты ска­жешь: «Да, но это ис­клю­че­ние». Хо­ро­шо. Но кто те­бе ска­зал, что этот юно­ша не ста­нет ис­клю­че­ни­ем? Ты, ко­то­рый то­ро­пишь­ся и при­зна­ёшь, что не яв­ля­ешь­ся серд­це­вед­цем, не мо­жешь ве­дать то­го, что толь­ко Бог мо­жет, – знать тай­ны каж­до­го че­ло­ве­ка.

«Или смо­ло­ду же­нись, или смо­ло­ду стре­гись». Ко­гда же кто-то де­ла­ет вто­рое и смо­ло­ду ре­ша­ет стать мо­на­хом, то про­ис­хо­дит це­лая ре­во­лю­ция. На­сто­я­щий пе­ре­во­рот! Но я убе­дил­ся на сво­ей жиз­ни, что всё это в ру­ках Бо­жи­их. И ес­ли что-то долж­но про­изой­ти от Бо­га, оно про­изой­дет. А ес­ли оно не от Бо­га, то мир рух­нет, но не про­изой­дет! То есть да­же ес­ли кто-то хо­чет стать мо­на­хом, это­го не слу­чит­ся, ес­ли на то нет во­ли Бо­жи­ей. Что-то про­изой­дет, по­ме­ша­ет ка­кое-то пре­пят­ствие…

И се­го­дня у Бо­га есть мно­гие, кто име­ет тя­гу по­свя­тить се­бя Ему. Но эту на­клон­ность в на­ше вре­мя ни­кто не воз­де­лы­ва­ет, не при­хо­дит вдох­но­вить мо­ло­дых лю­дей на то, что­бы они по­свя­ща­ли се­бя Бо­гу. А как на са­мом де­ле пре­крас­но то, что мы так лег­ко осуж­да­ем: что­бы су­ще­ство­ва­ли лю­ди, ко­то­рые ста­нут мо­лить­ся за весь мир и пе­ре­жи­вать опыт стар­ца Пар­фе­ния Рус­ско­го. Этот свя­той по­движ­ник од­на­жды ска­зал Бо­го­ро­ди­це: «Ма­терь Бо­жия, что это зна­чит? То, что я стал мо­на­хом? Ка­кой в этом смысл? По­ве­дай мне сию тай­ну!» И Бо­го­ро­ди­ца от­ве­ти­ла ему: «Зна­ешь, что зна­чит то, что ты стал мо­на­хом? Это зна­чит, что ты дол­жен по­свя­тить се­бя мо­лит­ве за весь мир». По­свя­тить се­бя мо­лит­ве за весь мир! Стать при­но­ше­ни­ем за всё че­ло­ве­че­ство. Что­бы я не му­чил­ся бес­сон­ни­цей (в ми­ру), а от­цы на Свя­той Го­ре бодр­ство­ва­ли бы и мо­ли­лись, от­да­вая мне свой сон. И ко­гда я ле­жу в боль­ни­це, гре­шу, рас­пут­ни­чаю, ни­ще­брод­ни­чаю, бед­ствую, пе­ре­жи­ваю раз­вод или стра­даю от той или иной бо­лез­ни, что­бы они мо­ли­лись за ме­ня. Ну не­уже­ли это так, по-тво­е­му, пло­хо, что­бы лю­ди по­свя­ща­ли се­бя Бо­гу?

Не скрою, ме­ня рас­тро­гал тот юно­ша, ко­то­ро­го я встре­тил. И он ведь не один. Есть мно­гие, же­ла­ю­щие уй­ти в мо­на­стырь и по­свя­тить се­бя Бо­гу. Но этот ушел, лишь окон­чив шко­лу. Ушел, что­бы ис­пы­тать се­бя, смо­жет ли он остать­ся. И я не знаю, что он ре­шит в кон­це кон­цов. Не это глав­ное. По­то­му что я ска­зал уже это то­му, кто ме­ня спро­сил:

– По­слу­шай-ка, ведь тот, кто ухо­дит из ми­ра, что­бы стать мо­на­хом, прой­дя ис­кус, мо­жет че­рез не­ко­то­рое вре­мя рас­ка­ять­ся и по­ки­нуть мо­на­стырь. Раз­ве это не бу­дет про­ва­лом в его жиз­ни?

– От­нюдь. Я не счи­таю это про­ва­лом. Я счи­таю это бла­го­сло­ве­ни­ем Бо­жи­им. Ка­ким? А та­ким, что он в те­че­ние че­ты­рех, пя­ти ме­ся­цев, сколь­ко вы­дер­жал, оста­вал­ся в мо­на­сты­ре, имея в сво­ем серд­це свя­щен­ное же­ла­ние. И пус­кай он его не осу­ще­ствил. Я все­гда бу­ду пом­нить, что этот че­ло­век жаж­дал при­бли­зить­ся к вер­ши­не, вы­со­ко взой­ти на нее. Он по­ста­вил пе­ред со­бой свя­тую, бла­го­сло­вен­ную цель. Он по­ста­вил пе­ред со­бой цель бо­же­ствен­ную. Раз­ве это пло­хо? Пусть да­же… но он по­пы­тал­ся! Он уви­дел свою ме­ру вы­нос­ли­во­сти, по­нял, что для та­кой вы­со­ты ее не­до­ста­ет, и сми­рен­но ска­зал: «Не мо­гу, я ухо­жу!» Ни­че­го страш­но­го! Мо­ло­дец, что ты хо­тел, мо­ло­дец, что ты стре­мил­ся!

Дру­гие стре­мят­ся к ве­щам су­ет­ным. Один це­лью сво­ей жиз­ни ста­вит ку­пить ав­то­мо­биль та­кой-то мар­ки и для это­го на­ко­пить де­нег. И это цель жиз­ни?! И это то, что на­пол­ня­ет смыс­лом его жизнь?! Ужас­но! И всё же че­ло­век этим жи­вет. И ни­кто не вос­при­ни­ма­ет его не­се­рьез­но. Ни­кто не дерз­нет ему ни­че­го ска­зать, по­то­му что вы схлест­не­тесь и про­сто рассо­ри­тесь. Дру­гой це­лью жиз­ни по­ла­га­ет по­ехать на Олим­пий­ские иг­ры. И это цель жиз­ни?! Ну, хо­ро­шо, я его не осуж­даю, но раз­ве он де­ла­ет в не­ко­то­ром смыс­ле не то же са­мое, что и тот дру­гой, цель ко­то­ро­го воз­лю­бить Хри­ста и по­свя­тить Ему се­бя всей ду­шой?

Хо­ро­ший урок пре­под­нес мне тот юно­ша: в 3 ча­са утра он вста­ет, идет чи­тать по­лу­нощ­ни­цу, жи­вет в по­слу­ша­нии, са­мо­по­жерт­во­ва­нии, слу­жит лю­дям, ра­бо­та­ет, по­мо­га­ет. Он уха­жи­вал за на­ми, по­да­вал нам еду. А кро­ме то­го, он знал ме­ня и го­во­рит: «От­че, оста­лось слад­кое. Я при­бе­рег его для те­бя. Я так рад, что ты при­е­хал». Это чу­дес­но!

Пре­крас­ные ве­щи про­ис­хо­дят в Церк­ви. Не­ве­до­мые мно­гим, не­ве­до­мые СМИ. И ни­ко­гда о них не рас­ска­жет те­ле­ви­де­ние! Ни­ко­гда оно не по­ве­да­ет нам о том, что еще не всё про­па­ло и что есть на све­те мо­ло­дежь, ко­то­рая же­ла­ет в сво­ей жиз­ни пре­крас­но­го.

Пла­ны и План

Там, в мо­на­сты­ре, я встре­тил еще од­но­го че­ло­ве­ка, ко­то­рый рас­ска­зал мне свою ис­то­рию, за­дев­шую ме­ня за жи­вое. Он со сми­ре­ни­ем по­ве­дал мне о сво­ей жиз­ни (я знал его рань­ше) и ска­зал:

– Я был мис­си­о­не­ром (я не пом­ню, где: в За­и­ре в Аф­ри­ке или где-то еще). И вот, ко­гда я был в мис­сии, мне со­об­щи­ли из мо­на­сты­ря, что на­до воз­вра­щать­ся. За­чем? – Я был ну­жен в мо­на­сты­ре. А я очень лю­бил мис­си­о­нер­ство. Мне очень нра­ви­лось мое де­ло. Но мы, мо­на­хи, жи­вем в по­слу­ша­нии. В по­слу­ша­нии у сво­е­го ду­хов­но­го от­ца. Мы не име­ем сво­их прав, что­бы ска­зать: «Я хо­чу то-то, или тре­бую, или бу­ду до­би­вать­ся, или лезть из ко­жи вон». То есть та­кое рве­ние есть страст­ное при­леп­ле­ние: я силь­но это­го хо­чу и не мо­гу с этим рас­стать­ся. Вот что зна­чит та­кое рве­ние: не мо­гу без че­го-то. У нас та­ко­го нет, мы всё мо­жем оста­вить, ес­ли нас об этом по­про­сят. Я не скрою, от­че, мне очень нра­ви­лась мис­сия: ви­деть, как лю­ди те­бя слу­ша­ют с ши­ро­ко от­кры­ты­ми гла­за­ми, ра­зи­нув рот, как они впи­ты­ва­ют сло­ва Хри­ста, как лю­ди кре­стят­ся от ма­ла до ве­ли­ка, сжи­га­ют кни­ги о ма­гии. На тво­их гла­зах там про­ис­хо­дят чу­де­са Хри­ста. Ты ви­дишь жаж­ду лю­дей, свер­ше­ние еван­гель­ско­го сло­ва на их ду­шах. И ра­ду­ет­ся твое серд­це. Ты ра­ду­ешь­ся, что слу­жишь сла­ве Хри­сто­вой, что лю­ди лю­бят те­бя и ты лю­бишь их, что ты при­вя­зан к ним, по­то­му что там ты да­же ку­ша­ешь с ни­ми вме­сте. И вдруг! Из мо­на­сты­ря здесь, в Гре­ции, те­бе го­во­рят, что ты дол­жен вер­нуть­ся на­зад (!..) Я все оста­вил и уехал.

Я спро­сил:

– А ко­гда вы сно­ва еде­те в мис­сию?

Он от­ве­тил:

– Я боль­ше не по­еду. Мне ска­за­ли, что ту­да воз­вра­щать­ся по не­ко­то­рым су­ще­ству­ю­щим на то при­чи­нам не нуж­но.

Он рас­ска­зы­вал мне об этом, а ли­цо его…

– От­че, не огор­чай­тесь!

– Я не огор­ча­юсь, я про­сто го­во­рю.

Я был взвол­но­ван. А он нет: спо­ко­ен и рас­су­ди­те­лен. Я пред­ста­вил на его ме­сте се­бя: ес­ли бы со мной по­сту­пи­ли так же, я бы страш­но рас­стро­ил­ся. Из-за че­го? Из-за то­го, что сло­ма­ли мою меч­ту, раз­ру­ши­ли мои пла­ны. И по­том (те, кто раз­ру­ши­ли мои пла­ны) мне го­во­рят: «Че­го ты хо­чешь – вот это? Нет! Ты бу­дешь де­лать вон то». И каж­дый мо­нах от­ве­ча­ет: «Лад­но, у ме­ня сво­их пла­нов нет». – «Но раз­ве там те­бе не нра­ви­лось?» – «Нра­ви­лось, но те­перь мне по­нра­вит­ся на том но­вом ме­сте, ку­да ме­ня по­ста­вят».

Ко­гда я вер­нул­ся со Свя­той Го­ры, мне по­зво­ни­ла од­на жен­щи­на и ста­ла рас­ска­зы­вать, как они с му­жем ссо­рят­ся из-за то­го, что один не мо­жет пой­ти на­встре­чу дру­го­му и от­ме­нить свои пла­ны ра­ди дру­го­го. Каж­дый из них хо­тел по­сту­пать по-сво­е­му. Ну раз­ве это не страш­но?

То, что пе­ре­жи­ва­ют мо­на­хи как каж­до­днев­ное упраж­не­ние, по­двиг и ре­аль­ную дей­стви­тель­ность (боль­шин­ство ис­пы­та­ли это на сво­ем опы­те), – это ни­че­го не тре­бо­вать для се­бя. Ты бу­дешь свя­щен­ни­ком. Бу­ду. Ты не бу­дешь свя­щен­ни­ком. Не бу­ду. Ты пой­дешь и бу­дешь, ска­жем, ло­вить ры­бу для мо­на­сты­ря, а по­том не­сти по­слу­ша­ние в биб­лио­те­ке. Да, мне нра­вят­ся рыб­ки. Мне нра­вит­ся мо­ре, его пу­чи­на. Мне нра­вят­ся удоч­ки. Мне всё нра­вит­ся. Пре­крас­но, и пус­кай те­бе нра­вит­ся всё! Это сми­ре­ние, эта го­тов­ность к из­ме­не­ни­ям раз­мяг­чит твою ду­шу, ты смо­жешь лег­ко к ним при­но­рав­ли­вать­ся, не бу­дешь та­ким твер­до­ло­бым и тре­бо­ва­тель­ным. Ес­ли бы это (по­слу­ша­ние) бы­ло и у нас в го­ро­дах, то су­пру­же­ские па­ры бы­ли бы очень счаст­ли­вы­ми, а се­мьи ра­дост­ны­ми. Лю­ди усту­па­ли бы один дру­го­му.

От­каз это­го мо­на­ха от сво­е­го же­ла­ния стал мне доб­рым уро­ком.

Я ска­зал ему:

– От­че, я хо­чу, что­бы ты знал: твоя мис­сия про­дол­жа­ет­ся… те­перь на дру­гом уже уров­не! Твой по­сту­пок уви­де­ли и от­цы в мо­на­сты­ре (они же осве­дом­ле­ны, чем ты за­ни­мал­ся), и дру­гие лю­ди, и в мис­сии то­же об этом узна­ют: ты вер­нул­ся не по­то­му, что имел к ко­му-ли­бо не­при­язнь, или с кем-то по­ссо­рил­ся, или не хо­тел про­дол­жать, а по­то­му, что бо­лее все­го же­ла­ешь ис­пол­нять во­лю Бо­жию, яв­лен­ную че­рез тво­е­го ду­хов­но­го от­ца. Это ве­ли­кое слу­же­ние! Ты и ме­ня сей­час ка­те­хи­зи­ру­ешь, и по от­но­ше­нию ко мне ты со­вер­ша­ешь мис­си­о­нер­ское слу­же­ние. По­ки­нув мис­сию в Аф­ри­ке, ты оста­ешь­ся мис­си­о­не­ром. По­то­му что ты мол­чишь, ко­гда те­бе есть мно­гое что ска­зать. А ес­ли го­во­ришь, то о чем? Твои сло­ва – это: «сми­ре­ние», «по­слу­ша­ние», «лю­бовь к Бо­гу», «жерт­ва», «по­ла­га­юсь на Бо­га», «вве­ряю се­бя Ему», «успо­ка­и­ва­юсь». Ты, как го­во­рят свя­тые, по­до­бен ша­ру, ко­то­рый, ко­гда его ка­тишь по по­верх­но­сти, по зем­ле, ка­тит­ся в лю­бом на­прав­ле­нии. У не­го нет уг­лов, ко­то­рые мог­ли бы ему по­ме­шать. Ку­да его ка­тят, ту­да он и ка­тит­ся. Ты то­же на­учил­ся это­му и по­до­бен ша­ру в ру­ках Бо­жи­их. И Гос­подь ка­тит те­бя ту­да, ку­да за­хо­чет, а ты не со­про­тив­ля­ешь­ся. Ты слов­но осен­ний ли­сто­чек, упав­ший на двор. Ве­тер взме­та­ет су­хие ли­стья, и ты ви­дишь, как они пе­ре­ка­ты­ва­ют­ся так-так-так, пе­ре­во­ра­чи­ва­ют­ся, пе­ре­во­ра­чи­ва­ют­ся и где-то оста­нав­ли­ва­ют­ся. И по­том сно­ва по­рыв вет­ра их под­ни­ма­ет и не­сет даль­ше. Эти ли­сточ­ки не име­ют ни­ка­ких при­тя­за­ний, не идут на­пе­ре­кор ды­ха­нию Бо­жию, ду­но­ве­нию это­го ве­тер­ка.

Мо­на­хи имен­но так жи­вут. Хо­ро­шие мо­на­хи. А ес­ли кто-то под­ви­зать­ся не хо­чет, он и в мо­на­сты­ре мо­жет быть на­по­ри­стым и тре­бо­вать: «Нет, я хо­чу то-то» или ид­ти об­ход­ным пу­тем, что­бы до­стичь сво­ей це­ли. Но сей­час мы го­во­рим о че­ло­ве­ке, ко­то­рый под­ви­зать­ся хо­чет. И – я не об­ма­ны­ваю те­бя – ли­цо это­го че­ло­ве­ка со­вер­шен­но без­мя­теж­но. Мне бы вся­кий раз не хва­та­ло та­ко­го ду­шев­но­го рав­но­ве­сия. По­это­му ме­ня оно вос­хи­ща­ет. Я то­же хо­тел бы ре­а­ги­ро­вать, как он, ко­гда что-то от­ме­ня­ет­ся в мо­ей жиз­ни. Ведь ес­ли ты что-то де­ла­ешь для Бо­га, то при­леп­ля­ешь­ся не к то­му, что ты де­ла­ешь, но к то­му, «дру­го­му» (по­слу­ша­нию. – А.Н.), о чем мы ска­за­ли… Ес­ли Ты хо­чешь, что­бы я от­пра­вил­ся в мис­сию, то я от­прав­люсь ра­ди Те­бя. Моя ра­дость – это не мис­сия ра­ди мис­сии, но мис­сия ра­ди то­го, что Ты это­го хо­чешь. Че­рез мис­сию я яв­ляю свою лю­бовь к Те­бе. Но ес­ли я знаю, что Ты хо­чешь, что­бы я лю­бил Те­бя че­рез воз­вра­ще­ние, что­бы я сел в са­мо­лет (ска­зал мне тот мо­нах, ко­то­рый со­брал свои по­жит­ки, свои ве­щи и вер­нул­ся), то я ста­ну лю­бить Те­бя так! По­то­му что для ме­ня глав­ное – лю­бить Те­бя не­за­ви­си­мо от то­го, как Те­бя лю­бить!..

Пом­ню, од­на­жды я по­ехал про­во­дить бе­се­ду, и про­изо­шла на­клад­ка (лю­дей не про­ин­фор­ми­ро­ва­ли). От­вет­ствен­ные всё ор­га­ни­зо­ва­ли, а со­об­щить на­ро­ду о да­те встре­чи за­бы­ли. Я ехал ту­да и до­ро­гой ра­до­вал­ся – я не знаю, то ли я ра­до­вал­ся от то­го, что бу­ду го­во­рить о Хри­сте, то ли от то­го, что бу­ду вы­сту­пать. Это две раз­ные ве­щи. Од­но – ко­гда ты идешь что-то де­лать имен­но во сла­ву Бо­жию, а дру­гое – по­то­му что те­бе при­но­сит удо­вле­тво­ре­ние то, что ты де­ла­ешь. И вот я еду на эту бе­се­ду. При­хо­жу в услов­лен­ное ме­сто, а там ни­ко­го нет! И успо­ка­и­ваю се­бя: по­дой­дут. И вот по­яв­ля­ет­ся свя­щен­ник и го­во­рит:

– От­че, ни­кто не при­дет. Про­сти ме­ня, мы ни­ко­го не пре­ду­пре­ди­ли.

Я спу­стил­ся с не­ба на зем­лю… и го­во­рю (про се­бя): «С ва­ми всё в по­ряд­ке? И что это во­об­ще та­кое! Я про­де­лал длин­ный путь, что­бы про­ве­сти эту бе­се­ду, а на нее ни­ко­го не при­гла­си­ли!» Внеш­не я, ко­неч­но, улы­бал­ся и успо­ка­и­вал его:

– Ни­че­го страш­но­го, не пе­ре­жи­вай­те! Что те­перь по­де­ла­ешь! Про­изо­шла ошиб­ка.

Внут­ри же был весь­ма раз­дра­жен… А ес­ли бы я в са­мом де­ле лю­бил Бо­га и толь­ко Его, то дол­жен был бы по­ду­мать: «Гос­по­ди, Ты так за­хо­тел, так и слу­чи­лось».

Вот и еще од­на под­лин­ная при­чи­на слу­чив­ше­го­ся: Бог хо­тел убе­речь тех лю­дей от мо­их слов, пол­ных эго­из­ма, се­бя­лю­бия и са­мо­лю­бо­ва­ния. Луч­ше ве­чер про­ве­сти в ти­ши­не, чем слу­шать про­по­ве­ди не­сми­рен­но­го про­по­вед­ни­ка. Так я дол­жен был бы ска­зать се­бе, а не осуж­дать те­бя. Ведь это так и есть на са­мом де­ле, но то­гда мне это да­же не при­шло в го­ло­ву. Вот о чем ме­ня за­ста­вил за­ду­мать­ся тот мо­нах, су­мев­ший от­ка­зать­ся от сво­е­го устрем­ле­ния.

Ис­кал на Омо­нии – на­шел на Афо­не

Доб­рый при­мер мне по­ка­за­ли и дру­гие мо­на­хи. Сми­рен­ные. На Свя­той Го­ре есть боль­шое сми­ре­ние, до­ро­гой мой, это прав­да. Я ча­са­ми ду­маю об от­цах-свя­то­гор­цах и при­хо­жу в ве­ли­чай­шее уми­ле­ние толь­ко от то­го, что су­ще­ству­ют эти фи­гу­ры, за­ку­тан­ные в чер­ное, и ты да­же не зна­ешь точ­но, кто из них кто. Ты ви­дишь чер­ный си­лу­эт, про­хо­дя­щий ря­дом с то­бой, и не зна­ешь, кто он. И ему не­важ­но, что­бы ты это знал. Он че­ло­век, ко­то­рый лю­бит Хри­ста. И боль­ше ни­че­го. Он че­ло­век, ко­то­рый от­сы­ла­ет те­бя ко Хри­сту и по­ка­зы­ва­ет те­бе Хри­ста. И боль­ше ни­че­го. За­чем те­бе знать, кто он? Как ме­ня зо­вут, от­ку­да я ро­дом, сколь­ко мне лет, на ко­го я учил­ся… Пусть те­бя не ин­те­ре­су­ет ни­че­го из это­го. Я жи­ву ра­ди Хри­ста! Ес­ли ты хо­чешь знать что-то обо мне, знай од­но: я мо­люсь…

Один мо­нах го­во­рит: «Ес­ли ты хо­чешь что-то узнать обо мне, знай од­но: ес­ли сей­час ты от­кро­ешь мое серд­це, там зо­ло­ты­ми бук­ва­ми на­чер­та­но имя Гос­по­да Иису­са Хри­ста! Знай это! Боль­ше ни­че­го я не хо­чу, что­бы ты знал обо мне. Ни­че­го дру­го­го».

Это хо­ро­ший мне урок! Он до­хо­дит до са­мо­го серд­ца! Об­ра­зы сми­рен­ные, ли­ца бла­го­сло­вен­ные, бла­го­дат­ные, свя­тые, пре­крас­ные, как то­го же­ла­ет Бог!

Один раз, ко­гда мы си­де­ли и ели за сто­ли­ком, я взгля­нул на­про­тив се­бя. Там сто­ял еще один сто­лик для ра­бо­чих-ми­рян, ко­то­рые тру­дят­ся в мо­на­сты­ре. За ним я при­ме­тил од­но­го, в та­кой ша­поч­ке, ка­кие но­сят мо­ло­дые лю­ди, ка­та­ясь на гор­ных лы­жах. Этот юно­ша смот­рел на ме­ня. Но по­сколь­ку он был в ша­поч­ке, то я не мог точ­но раз­гля­деть чер­ты его ли­ца и так и не по­нял, кто он. А он всё смот­рел на ме­ня…

Ка­кое-то вре­мя на­зад в вос­кре­се­ние (про­шло уже мно­го – где-то око­ло ше­сти – ме­ся­цев с той по­ры) я встре­тил в церк­ви од­ну ма­му, мою зна­ко­мую.

– Как по­жи­ва­ет ваш сын? Я дав­но – уже не­сколь­ко лет – его не ви­дел.

Мать раз­ры­да­лась:

– Раз­ве вы ни­че­го не зна­е­те?

– А что я дол­жен знать?

– Мой сын под­сел.

– На что?

– На иг­лу.

– Да что вы го­во­ри­те! Не­уже­ли прав­да?..

Я знал это­го маль­чи­ка с ан­гель­ским, це­ло­муд­рен­ным ли­цом. Бла­го­сло­вен­ный от­рок, очень ра­дост­ное со­зда­ние.

– Оставь­те, от­че, для нас это на­сто­я­щая тра­ге­дия. Он сбил­ся с пу­ти.

И она опять пу­сти­лась в сле­зы...

Я то­же был по­тря­сен тем, что услы­шал. Я про­сто оста­вал­ся по­сле ли­тур­гии в хра­ме, что­бы по­здо­ро­вать­ся с не­ко­то­ры­ми из при­хо­жан пе­ред тем, как ухо­дить до­мой. Но этот раз­го­вор оше­ло­мил ме­ня.

Я го­во­рю:

– А где я мо­гу его най­ти? Я хо­чу по­зво­нить ему.

– Вы не смо­же­те най­ти его.

– Ска­жи­те мне, где он, и я пой­ду ту­да.

– Ну где ему быть, ба­тюш­ка! Шля­ет­ся по Омо­нии[2]!!! Там вы его най­де­те (ес­ли най­де­те).

– Он ста­нет со мной раз­го­ва­ри­вать?

– Я не знаю, пой­мет ли он вас, смо­жет ли, бу­дет ли его мозг не за­мут­нен в тот мо­мент.

Я встал и по­шел. Я ис­кал его там, на Омо­нии, где и рань­ше я ви­дел та­ких, как он, нар­ко­ма­нов, ко­то­рые па­да­ют пря­мо на тро­туар, при­ни­ма­ют до­зу, дей­ству­ю­щую в те­че­ние не­сколь­ких ча­сов, а они си­дят с оста­но­вив­шим­ся взгля­дом и т.п. И вот я хо­дил и ис­кал его по­всю­ду, обо­шел все за­ко­ул­ки, но не на­шел то­го, ко­го ис­кал. И я спра­ши­вал се­бя: что же те­перь с ним бу­дет? Я го­во­рил: «Бо­же мой, по­ми­луй это ди­тя». Ну как та­кое мог­ло слу­чить­ся?! Что­бы та­кой слав­ный юно­ша и втя­нул­ся в нар­ко­ти­ки! Как он мог сбить­ся с до­ро­ги! Я мо­лил­ся об этом юно­ше…

А те­перь на Свя­той Го­ре, в тра­пез­ной мо­на­сты­ря, где я обе­дал и раз­гля­ды­вал си­дя­щих на­про­тив ме­ня лю­дей (как я уже го­во­рил), на ме­ня смот­рел один че­ло­век. И ко­гда я вы­хо­дил из тра­пез­ной, он про­шел пе­ре­до мной. Он то­же не по­нял, кто я, но ко­гда он (тот, кто смот­рел на ме­ня) ока­зал­ся на близ­ком от ме­ня рас­сто­я­нии, я его узнал. Это был он! Тот юно­ша, ко­то­ро­го я не ви­дел уже шесть-семь лет, а в это вре­мя он увлек­ся нар­ко­ти­ка­ми. Я был по­тря­сен!.. Смот­рю на не­го, оста­нав­ли­ваю и го­во­рю: «Это ты?» Он вос­клик­нул: «От­че!» И да­вай ме­ня це­ло­вать. Он це­ло­вал ме­ня так, как це­ло­вал бы сво­е­го род­но­го от­ца, в ще­ку, а не так, как свя­щен­ни­ка, бла­го­го­вей­но. По­то­му что этим де­тям, им не­до­ста­ет неж­но­сти, люб­ви, теп­ла. Не то что бы это­го не бы­ло у не­го в се­мье, но та­ким под­рост­кам про­сто все­гда не­до­ста­ет люб­ви. И осо­бен­но те­перь, ко­гда они стра­да­ют. Он схва­тил ме­ня за ру­ку и не от­пус­кал ее. Его ру­ка дро­жа­ла, тряс­лась от… не знаю (это лю­ди с рас­ша­тан­ной нерв­ной си­сте­мой). У не­го бы­ла та­кая чув­стви­тель­ность, что его ру­ка дро­жа­ла, как у ста­рень­ко­го де­душ­ки. Я чув­ство­вал эту дрожь в сво­ей ру­ке, в сво­ей ла­до­ни, а он не от­пус­кал ме­ня.

Я спро­сил его:

– Как твои де­ла?

– А вы раз­ве не зна­е­те?

– Знаю и очень рад, что те­бя встре­тил. Ты для че­го сю­да при­е­хал?

– Я при­е­хал сю­да и здесь ищу по­мо­щи у Бо­жи­ей Ма­те­ри. Я мо­люсь, хо­жу на служ­бы, не­мно­го по­мо­гаю де­лать раз­ные ра­бо­ты в мо­на­сты­ре, что­бы очи­стить свой ор­га­низм, успо­ко­ить­ся и пе­ре­жить то, что со мной слу­чи­лось. Ино­гда я еду в го­род, но то­гда сно­ва втя­ги­ва­юсь, воз­вра­ща­юсь к преж­ней жиз­ни, па­даю, встаю…

– Зна­ешь, что я ска­жу те­бе? Бог, Бо­жия Ма­терь не оста­вят те­бя. У те­бя, как у каж­до­го че­ло­ве­ка, есть свой путь в жиз­ни. Не разо­ча­ро­вы­вай­ся. Не от­ча­и­вай­ся. Де­лай то, что мо­жешь. И еще раз хо­чу те­бе ска­зать: я рад, что встре­тил те­бя здесь. Я ис­кал те­бя, зна­ешь где? На Омо­нии. И те­перь я рад, что ты на­хо­дишь­ся в объ­я­ти­ях Бо­го­ро­ди­цы, здесь, в Ее са­ду!

Он рас­тро­гал­ся и спро­сил:

– Во сколь­ко от­хо­дит ваш ко­рабль?

– Сей­час уже от­хо­дит, в 10:20.

– Мы еще уви­дим­ся, я при­ду про­во­дить.

И он при­шел, что­бы про­ве­сти со мной по­след­ние де­сять ми­нут, что­бы ска­зать мне о том, о чем он не мог ска­зать все эти го­ды… что­бы на­го­во­рить­ся за всё это вре­мя, что мы не ви­де­лись. Он по­бе­жал и при­нес мне фо­то­гра­фии сво­ей се­мьи, сво­их лю­би­мых лю­дей. Мы тро­га­тель­но бе­се­до­ва­ли. Он смот­рел на ме­ня, про­сил ме­ня мо­лить­ся. Он це­ло­вал мою ру­ку, пы­та­ясь жад­но ощу­тить теп­ло, и лю­бовь, и неж­ность (и оте­че­скую, и ма­те­рин­скую од­но­вре­мен­но) – все­го это­го так не­до­ста­ва­ло это­му юно­ше. И я го­во­рил: «Хри­сте мой, ка­кое чу­до!»

И я хо­тел по­звать сю­да од­но­го те­ле­жур­на­ли­ста (не на­зы­ваю имен), г-на N, с ка­на­ла N, где не­пре­рыв­но по­ри­ца­ют, по­но­сят, об­ви­ня­ют Цер­ковь… по­звать его сю­да и ска­зать: «Возь­ми ин­тер­вью у это­го юно­ши!» При­ди сю­да и ска­жи ему то, что ты го­во­ришь всем, о Церк­ви и о мо­на­хах! По­че­му ты в са­мом де­ле так ве­дешь се­бя – по­но­сишь, не лю­бишь Цер­ковь? При­хо­ди сю­да и рас­ска­жи ему. Зна­ешь, что он ска­жет те­бе на это? Он ска­жет, что здесь я об­рел цель и смысл жиз­ни. И ес­ли бы я здесь не ока­зал­ся, то я бы по­гиб, по­кон­чил бы жизнь са­мо­убий­ством, со­шел бы с ума, дой­дя до край­не­го па­де­ния. Вот она, Свя­тая Го­ра, ми­сти­че­ская, со­кро­вен­ная. Вот оно, при­но­ше­ние тех, ко­го ты ни­ко­гда не услы­шишь на те­ле­ви­де­нии, на глав­ных ка­на­лах, в но­во­стях, по­то­му что – ты и сам об этом го­во­рил – это про­сто-на­про­сто не про­да­ет­ся. Но оно за­тра­ги­ва­ет че­ло­ве­ка за жи­вое, и то­гда он на­чи­на­ет ка­ять­ся, вы­клю­чит те­ле­ви­зор, и ты по­те­ря­ешь ра­бо­ту. Что ты то­гда ста­нешь де­лать? По­это­му ты и сам го­во­ришь: что­бы удер­жать ауди­то­рию и иметь вы­со­кие рей­тин­ги, на­до да­вать в эфир скан­да­лы, без­об­ра­зия, гре­хи, ха­ос. А пе­ре­до мной оправ­ды­ва­ешь­ся: «Так раз­ве это не про­ис­хо­дит на са­мом де­ле?» Про­ис­хо­дит, но ведь про­ис­хо­дит и хо­ро­шее! Есть и эти див­ные про­яв­ле­ния кра­со­ты, свя­то­сти, здо­ро­вья в бо­лез­ни, при­но­ше­ния в бес­си­лии. Люб­ви, го­ря­че­го объ­я­тия и по­це­луя, ко­гда один чув­ству­ет не­об­хо­ди­мость в том, что­бы дру­гой его об­нял и про­явил к не­му лю­бовь и неж­ность. По­че­му же об этом ты не рас­ска­зы­ва­ешь? А всё это есть на Свя­той Го­ре.

Эпи­лог

Вот та­кую Свя­тую Го­ру я по­лю­бил. Вот та­кая Свя­тая Го­ра тро­ну­ла мое серд­це, и я уехал пре­ис­пол­нен­ный сча­стьем, си­лой, уте­ше­ни­ем, уми­ле­ни­ем, по­ка­я­ни­ем. Но эта по­езд­ка по­ка­за­ла мне и мои про­бле­мы. Кто-то ска­зал: «Вся­кий раз, ко­гда я еду на Свя­тую Го­ру, то вы­но­шу для се­бя нечто осо­бое». Смот­ри, сколь­ко раз­ных ве­щей я рас­ска­зал те­бе сей­час, уви­дев это все­го за че­ты­ре-пять дней, про­ве­ден­ных на Афо­не. И ко­гда я до­брал­ся до аэро­пор­та, от­ку­да был мой рейс в Афи­ны (я на­шел де­ше­вый авиа­би­лет – я го­во­рю об этом, по­то­му что мно­гие сму­ща­ют­ся, ес­ли слы­шат, что ты воз­вра­щал­ся на са­мо­ле­те, они счи­та­ют, что ты от­да­ешь за би­лет сот­ни ев­ро, а на са­мом де­ле би­лет сто­ил все­го 35), ко мне по­до­шли нем­цы, се­мей­ная па­ра, с ко­ро­боч­кой, в ко­то­рой ле­жа­ли их об­ру­чаль­ные коль­ца, и об­ра­ти­лись ко мне по-не­мец­ки, я не всё по­нял.

– Мы хо­тим, – ска­за­ли они, – что­бы ты бла­го­сло­вил на­ши коль­ца.

Не­уже­ли они ви­де­ли, что я воз­вра­ща­юсь с Афо­на? Нет, они не зна­ли, что я воз­вра­ща­юсь с Афо­на, и я не знаю, по­че­му имен­но ко мне они по­до­шли в аэро­пор­ту.

Я по­ин­те­ре­со­вал­ся:

– Вы пра­во­слав­ные?

– Нет. А те­бя это сму­ща­ет? Мы хо­тим лишь по­лу­чить бла­го­сло­ве­ние. Раз­ве пло­хо, ес­ли ты бла­го­сло­вишь на­ши об­ру­чаль­ные коль­ца?

– Я бла­го­слов­лю вас.

И я бла­го­сло­вил коль­ца. Нем­цы с боль­шой лю­бо­вью про­сти­лись со мной. А я про се­бя ска­зал: «Смот­ри-ка. В бла­го­дат­ном на­стро­е­нии я воз­вра­ща­юсь со Свя­той Го­ры, при­хо­жу в аэро­порт и са­жусь в ожи­да­нии рей­са. Я хо­чу за­крыть­ся в се­бе са­мом и об­ду­мать все див­ные мо­мен­ты, ко­то­рые пе­ре­жил, а тут вне­зап­но кто-то, слов­но его что-то при­тя­ну­ло ко мне, под­хо­дит и про­сит бла­го­сло­ве­ния, го­во­рит: у нас 50-ле­тие свадь­бы и мы хо­тим, что­бы вы нас бла­го­сло­ви­ли». Толь­ко я вы­шел со Свя­той Го­ры, и тот­час при­шел ко мне не­кто ис­про­сить бла­го­сло­ве­ния. Я так это ощу­тил в сво­ей ду­ше: ес­ли ты на са­мом де­ле идешь к Бо­гу и да­же хо­тя бы со­всем не­мно­го к Не­му при­кос­нешь­ся, то по­том дру­гие, ко­гда ты воз­вра­ща­ешь­ся, хо­тят при­бли­зить­ся к те­бе, да­же ес­ли ты сам это­го не ищешь, к это­му не стре­мишь­ся. Всё про­ис­хо­дит толь­ко лишь по­то­му, что ты стал че­ло­ве­ком Бо­жи­им, хо­тя бы и не­мно­го.

По­том я сел в аэро­экс­пресс до Афин, что­бы ехать до­мой. Во­шел нар­ко­ман, ко­то­рый до­стал бу­ма­ги и стал рас­ска­зы­вать вся­кое, что он про­шел ре­а­би­ли­та­цию, что его по­ка­зы­ва­ли по та­ко­му-то ка­на­лу… и он хо­чет по­мо­щи. И я ска­зал се­бе: «Те­перь не мо­жет быть и ре­чи о том, что­бы я ему не по­дал!»

– Но, – по­се­то­вал кто-то, – он же эти день­ги спу­стит на нар­ко­ти­ки!

– Ну что ты та­кое го­во­ришь! Раз­ве Бог, Ко­то­рый да­ет ему жизнь, не зна­ет, что де­ла­ет?! Раз­ве мы все не нар­ко­ма­ны? Ты, ко­то­рый по сто ча­сов в день смот­ришь те­ле­ви­зор, раз­ве ты не нар­ко­ман? А кто же ты то­гда? Или ты, ко­то­рый по сто ча­сов бол­та­ешь по те­ле­фо­ну? Раз­ве это не нар­ко­тик для те­бя – твоя бол­тов­ня?.. А те­бя Бог на­ка­зы­ва­ет? Нет! Так по­че­му же я бу­ду на­ка­зы­вать это­го че­ло­ве­ка? И по­том, не­уже­ли ты ду­ма­ешь, что на те пол-ев­ро, ко­то­рые я по­дам ему, он пой­дет и ку­пит нар­ко­ти­ки? Нет, мой до­ро­гой. Я даю ему свою лю­бовь. Свя­щен­ник – это лю­бовь, это при­но­ше­ние. Я не мо­гу ни­че­го не дать ему, я не мо­гу поз­во­лить, что­бы он про­шел ми­мо ба­тюш­ки…

И я опу­стил ру­ку се­бе в кар­ман в по­ис­ках ме­ло­чи. 20, 30 цен­тов… и так на­брал 50–60 цен­тов и по­ло­жил ему в ла­донь. А он вме­сто то­го, что­бы уй­ти… пря­мо пе­ред все­ми людь­ми, в пе­ре­пол­нен­ном ва­го­не по­ез­да стал це­ло­вать мне ру­ку и не от­ры­вал от нее сво­их губ. На ви­ду у все­го на­ро­да. И все ви­де­ли нар­ко­ма­на, с рас­кры­ты­ми до­ку­мен­та­ми, ко­то­рый це­лу­ет ру­ку свя­щен­ни­ка, вер­нув­ше­го­ся со Свя­той Го­ры, че­го ни­кто, од­на­ко, не знал. Но это знал Бог, и Он по­до­шел к ду­ше Сво­е­го ча­да и ска­зал ему, что это греш­ный свя­щен­ник (Бог это зна­ет), но за ним кро­ет­ся бла­го­дать Хри­ста, Ко­то­рый есть Лю­бовь, в Ко­то­ром лишь Од­ном нуж­да­ют­ся лю­ди. И он нуж­да­ет­ся, и он по­лу­чил бла­го­сло­ве­ние от это­го греш­но­го свя­щен­ни­ка. И ни­ко­му боль­ше он ру­ку не це­ло­вал. И ни пе­ред кем дру­гим не оста­нав­ли­вал­ся, как оста­но­вил­ся пе­ред свя­щен­ством, пе­ред Цер­ко­вью, пе­ред Хри­стом, Ко­то­рый не­об­хо­дим всем лю­дям.

Вот это по­ка­за­ла мне Свя­тая Го­ра: ес­ли ты че­ло­век Бо­жий, то име­ешь мно­гое, что мо­жешь дать лю­дям (и да­же ко­гда ты про­сто си­дишь в ва­го­не мет­ро, и едешь на ра­бо­ту, и ни­че­го не де­ла­ешь). Важ­но са­мо по се­бе то, что ты есть, то, что ты ды­шишь. По­то­му что ды­ха­ние твое бла­го­уха­ет име­нем Хри­сто­вым. По­вто­ряй про­стую мо­лит­ву «Гос­по­ди Иису­се Хри­сте, по­ми­луй мя», си­дя в ва­го­не мет­ро на ли­нии Ма­ру­си-Пи­рей – и ни­че­го боль­ше не де­лай, толь­ко твер­ди мо­лит­ву. И это боль­шая по­мощь, боль­шое при­но­ше­ние, боль­шое пло­до­но­ше­ние. А дру­гие лю­ди пус­кай де­ла­ют то, что хо­тят. Один по­дой­дет, что­бы по­быть ря­дом с то­бой, дру­гой по­дой­дет по­го­во­рить, тре­тий ста­нет с то­бой спо­рить, что­бы по­смот­реть, как ты бу­дешь ре­а­ги­ро­вать, и ис­пы­тать те­бя, на­сто­я­щий ты хри­сти­а­нин или нет. Всё же как пре­крас­но, что мы с ва­ми хри­сти­а­не. Хри­стос – это ве­ли­кая цен­ность!

Я же­лаю вам Бо­жия бла­го­сло­ве­ния. Я же­лаю, что­бы бла­го­дать Бо­жи­ей Ма­те­ри, бла­го­дать всех от­цов-свя­то­гор­цев, свя­то­гор­ских свя­тых осе­ня­ла жизнь всех нас, и Бо­го­ро­ди­ца по­мог­ла всем по­нять, что Свя­тая Го­ра по­всю­ду (каж­дый дом, каж­дая ком­на­та мо­жет стать Свя­той Го­рой!), и глав­ное, что нам всем в ко­неч­ном ито­ге не­об­хо­ди­мо, – это Хри­стос, Бо­го­ро­ди­ца и свя­тые. И это уте­ше­ние да­ет нам Цер­ковь, теп­лое и на­сто­я­щее.

Ар­хи­манд­рит Ан­дрей (Ко­на­нос)
Пе­ре­ве­ла с но­во­гре­че­ско­го Алек­сандра Ни­кифорова

Источник: pravoslavie.ru