Frontpage Slideshow | Copyright © 2006-2011 JoomlaWorks Ltd.

Тебе поем!


Иисусова молитва

Изречения великих

Веруй, знай и думай, что Бог с тобою невидимо есть везде. И что ни делаешь и мыслишь – все видит, и что ни говоришь – все слышит. Старайся всегда видеть Его верою перед собою.

Святитель
Тихон Задонский

Свет Христов просвещает всех!

Книги Нового Завета

Евангелие от Матфея

Евангелие от Марка

Евангелие от Луки

Евангелие от Иоанна

Молитвы

Молитвы утренние

Молитвы на сон грядущим

Шестопсалмие

Псалтирь

Иисусова молитва

Последование
ко Святому Причащению

Акафист Сладчайшему Господу нашему Иисусу Христу

Акафист Пресвятой Богородице

Акафист Николаю Чудотворцу

Рекомендуем

Парад Победы 1945 года

«Троица»
Документальный фильм из цикла «Праздники»

«Троице-Сергиева лавра»
Документальный фильм

Тропарь, кондак и величание Святой Троице

«Старцы и русская литература. Александр Пушкин»
Документальный фильм

Горняя песнь

«Вознесение»
Документальный фильм из цикла «Праздники»

«Зазимки»
Стихотворение Бориса Пастернака читает Александр Феклистов

Павел Флоренский. «Столп и утверждение Истины»

«Гляну в поле, гляну в небо...»
Стихотворение Сергея Есенина читает Сергей Безруков

«Таинство Евхаристии»
Фильм митрополита Илариона (Алфеева) из цикла «Человек перед Богом»

«И цветы, и шмели...»
Стихотворение Ивана Бунина читает Александр Голубев

Крещение Господне. Песнопения праздника

«Крещение»
Фильм митрополита Илариона (Алфеева) из цикла «Праздники»

«Святитель Николай»
Фильм митрополита Илариона (Алфеева) из цикла «Праздники»

Молитва о Святой Руси

«Снег идет»
Стихотворение Бориса Пастернака читает Александр Феклистов

«Царице моя Преблагая».
Исполняет Патриарший хор Храма Христа Спасителя (Б. М. Феоктистов).

«Слово».
Стихотворение Николая Гумилева. читает Константин Хабенский

«Обитель».
Фильм Аркадия Мамонтова

«Земле русская».
Cтихира Русским святым

«Христос».
Стихотворение Николая Гумилева читает Константин Хабенский

Протоиерей Александр Шмеман.
Зачем нужны святые

Митрополит Антоний Сурожский.
Почему я не боюсь смерти

Храм святого Саввы. Белград

«Исповедь, молитва и пост».
Фильм митрополита Илариона (Алфеева) из цикла «Человек перед Богом»

«Евангелие Достоевского».
Фильм митрополита Илариона (Алфеева)

«Русалим. В гости к Богу».
Документальный фильм

Акафист Иисусу Сладчайшему

«Старцы и русская литература. Александр Пушкин».
Документальный фильм

«Родина».
Cтихотворение Михаила Лермонтова читает Сергей Шакуров.

«Наш век».
Стихотворение Федора Тютчева читает Георгий Тараторкин

«Монастырь».
Стихотворение Евдокии Ростопчиной читает Мария Порошина

«Женщины Библии».
Православная энциклопедия

«Великое славословие».
и другие песнопения

«О Страшном Суде».
Евангельские чтения

Хор братии Валаамского монастыря.
Регент хора иеродиакон Герман (Рябцев)

«Митрополит Антоний Сурожский».
Фильм из цикла «Проповедники»

«Святой Иоанн Кронштадтский».
Фильм Аркадия Мамонтова

«Глас веков».
Концерт хора Сергия Кривобокова

«Русская Православная Церковь в XIX веке».
Лекция Натальи Юрьевны Суховой

«Церковь».
Лекция протоиерея Вадима Леонова

«Горняя песнь».
Фильм о русском женском монастыре близ Иерусалима.

«Царице моя Преблагая».
Патриарший хор Храма Христа Спасителя

Полезные ссылки

Митрополит Афанасий Лимассольский: Неужели в раю не надоест любить — целую вечность?

О пу­сто­те в ду­ше че­ло­ве­ка, ко­то­рую ни­чем не за­пол­нить, о скор­би, ко­то­рая ста­но­вит­ся трам­пли­ном для прыж­ка к Бо­гу

Ста­рец Па­и­сий го­во­рил, что по­сле на­шей смер­ти, ко­гда на­ша ду­ша от­кро­ет гла­за, пер­вое, что мы сде­ла­ем, – это с вос­тор­гом про­сла­вим Бо­га за все те скор­би, ко­то­рые нам бы­ло суж­де­но пре­тер­петь на зем­ле. По­то­му что то­гда мы на­ко­нец пой­мем, что имен­но эти труд­но­сти по­мог­ли нам прид­ти к Богу.

На­шей глав­ной це­лью долж­на быть лю­бовь к Бо­гу. И ес­ли мы до­стиг­нем этой це­ли, то все осталь­ное в на­шей жиз­ни без тру­да зай­мет нуж­ное ме­сто.

До­пу­стим, у те­бя про­бле­мы в се­мье. И муж, и све­кровь так му­ча­ют те­бя, что в твою го­ло­ву при­хо­дит мысль бро­сить все и раз­ве­стись. Но ес­ли при­смот­реть­ся к се­бе вни­ма­тель­но, то мож­но уви­деть, что при­чи­на всех на­ших не­сча­стий – в нас са­мих, а имен­но – в том, что мы не лю­бим Бо­га. По­то­му что ес­ли бы мы лю­би­ли Его всем серд­цем и по­ни­ма­ли бы, что цель на­шей жиз­ни – это лю­бовь к Не­му, то все на­ши про­бле­мы, свя­зан­ные с се­мьей, здо­ро­вьем, ра­бо­той, день­га­ми, воз­рас­том, иг­ра­ли бы толь­ко по­ло­жи­тель­ную роль в со­еди­не­нии с та­кой лю­бо­вью.

А то, что мы воз­му­ща­ем­ся и стре­мим­ся осво­бо­дить­ся от сво­е­го кре­ста, озна­ча­ет, что с лю­бо­вью к Бо­гу у нас «не­сты­ков­ка». Вспом­ним, что пред­ла­га­ли Гос­по­ду, ко­гда Он ви­сел на Кре­сте: «Ес­ли Ты Сын Бо­жий, сой­ди с Кре­ста!» (Мф. 27:40) Ка­кое пред­ло­же­ние! И имен­но та­кая мысль при­хо­дит нам на ум при ма­лей­шей труд­но­сти. У те­бя про­бле­мы в се­мье, те­бе труд­но? Да­вай, раз­во­дись!

А еще мож­но так по­ду­мать о че­ло­ве­ке, ко­то­рый со­зда­ет нам ка­кие-то про­бле­мы: «Хоть бы ты умер!» Да, мы мо­жем не при­ни­мать этот по­мы­сел, ко­гда он при­хо­дит нам в го­ло­ву, но ведь он при­хо­дит!

На­при­мер, све­кровь не де­лит­ся сво­и­ми сбе­ре­же­ни­я­ми, а не­вест­ке очень нуж­ны день­ги, и вот она ду­ма­ет: «Сколь­ко еще ждать! Хоть бы Гос­подь при­брал све­кровь по­ско­рее, в ее-то го­ды… За­чем она нас му­ча­ет? Мы так нуж­да­ем­ся… По­че­му бы ей не уй­ти сей­час?» Вот что при­хо­дит че­ло­ве­ку в го­ло­ву, ко­гда он хо­чет из­ба­вить­ся от сво­их труд­но­стей. При­чем труд­но­сти мо­гут быть са­мы­ми раз­ны­ми – от про­блем с людь­ми или день­га­ми до смер­тель­ной бо­лез­ни (на­при­мер, ра­ка).

Все про­бле­мы при­чи­ня­ют боль. Од­на­ко, ес­ли смот­реть на них пра­виль­но, то мож­но уви­деть, что все они име­ют пря­мое от­но­ше­ние к на­шей свя­зи с Бо­гом. И ес­ли мы не смо­жем это­го по­нять, то не смо­жем и спра­вить­ся с про­бле­ма­ми.

Я вспо­ми­наю на­ше­го стар­ца Иоси­фа Ис­их­а­ста, бла­жен­но по­чив­ше­го в 1959 го­ду. Од­но вре­мя он ис­пы­ты­вал мно­же­ство скор­бей из-за не­ко­то­рых по­слуш­ни­ков, ко­то­рых при­нял к се­бе. Они со­вер­шен­но не бы­ли при­спо­соб­ле­ны к жиз­ни в пу­сты­не, где под­ви­зал­ся ста­рец. Ру­ко­вод­ству­ясь лю­бо­вью, ста­рец воз­ло­жил на се­бя ис­пол­не­ние их обя­зан­но­стей, но в ка­кой-то мо­мент си­лы оста­ви­ли его. Он не знал, что де­лать, и уже был го­тов или про­гнать по­слуш­ни­ков, или уй­ти сам. Ему бы­ло очень труд­но. И вот в ка­кой-то мо­мент, ко­гда ста­рец, пре­бы­вая в скор­би, мо­лил­ся, он уви­дел рас­пя­то­го Хри­ста, Ко­то­рый ска­зал ему: «Не­уже­ли ты не мо­жешь вы­дер­жать все это ра­ди люб­ви ко Мне?»

В ко­неч­ном ито­ге все на­ши труд­но­сти сво­дят­ся имен­но к это­му. Про­бле­мы – с су­пру­гом, под­чи­нен­ны­ми, по­слуш­ни­ка­ми или со­се­дя­ми, с ра­бо­той, здо­ро­вьем – сле­ду­ет рас­смат­ри­вать сквозь приз­му на­шей свя­зи с Гос­по­дом. Все это мы долж­ны вос­при­ни­мать и ис­поль­зо­вать как не­кую сту­пень­ку, трам­плин – для прыж­ка на­встре­чу Бо­гу. И ко­гда мы осу­ще­ствим этот пры­жок, то, обер­нув­шись на­зад, уви­дим, что са­мым боль­шим бла­го­де­те­лем в этом де­ле ока­зал­ся имен­но су­пруг, или све­кровь, ко­то­рая «ела по­едом», или еще кто-то, от ко­го мы в свое вре­мя пре­тер­пе­ли кле­ве­ту и уни­же­ния.

Ста­рец Па­и­сий го­во­рил, что по­сле на­шей смер­ти, ко­гда на­ша ду­ша от­кро­ет гла­за, пер­вое, что мы сде­ла­ем, – это с вос­тор­гом про­сла­вим Бо­га за все те скор­би, ко­то­рые нам бы­ло суж­де­но пре­тер­петь на зем­ле. По­то­му что то­гда мы на­ко­нец пой­мем, что имен­но эти труд­но­сти по­мог­ли нам прид­ти к Бо­гу, и что на­ши­ми на­сто­я­щи­ми бла­го­де­те­ля­ми бы­ли не те, от ко­го мы слы­ша­ли толь­ко хо­ро­шее, а те, кто го­во­рил нам имен­но не­при­ят­ные ве­щи.

Ко­неч­но, это не зна­чит, что по­след­ние хо­те­ли ока­зать нам услу­гу – нет, их грех остал­ся гре­хом. Но ес­ли пра­виль­но «ис­поль­зо­вать» это зло, то оно пре­вра­тит­ся в мост, по ко­то­ро­му мы пе­рей­дем в Цар­ствие Не­бес­ное.

На­при­мер, им­пе­ра­тор Не­рон, ко­то­рый был на­сто­я­щим зло­де­ем и из­вер­гом, ко­то­рый убил столь­ко хри­сти­ан, в то же са­мое вре­мя ока­зал­ся ве­ли­чай­шим «бла­го­де­те­лем» по от­но­ше­нию к Церк­ви. Это не зна­чит, что он дей­стви­тель­но был им, – нет, он был злоб­ным хищ­ни­ком и, ве­ро­ят­но, по­пал в ад (хо­тя мы это­го не зна­ем), но он на­пол­нил рай му­че­ни­ка­ми! Он уби­вал хри­сти­ан, они ухо­ди­ли на не­бо, и у Церк­ви по­яв­ля­лось мно­же­ство но­вых ве­ли­ких свя­тых. То же са­мое мож­но ска­зать и о Ка­ли­гу­ле, и о Дио­кле­ти­а­не, и о всех го­ни­те­лях хри­сти­ан. Эти лю­ди тво­ри­ли зло – но тот, кто «ис­поль­зо­вал» их зло в ду­хов­ное бла­го, ста­но­вил­ся свя­тым.

Сле­до­ва­тель­но, это очень важ­но – на­ше от­но­ше­ние к то­му, что про­ис­хо­дит у нас в жиз­ни. Важ­но то, как мы опре­де­ля­ем свои скор­би в кон­тек­сте на­шей свя­зи с Бо­гом. Толь­ко пом­ня о Бо­же­ствен­ной Люб­ви, че­ло­век мо­жет ска­зать: «Что ж, ра­ди Люб­ви Гос­по­да я по­терп­лю сво­е­го су­пру­га (бра­та, де­тей или ка­кую-то про­бле­му), не­за­ви­си­мо от то­го, ви­но­ват ли я в дан­ной си­ту­а­ции или нет».

До­пу­стив ошиб­ку, ты в лю­бой мо­мент мо­жешь пре­вра­тить ее как уни­каль­ную воз­мож­ность. Ведь да­же страш­ные гре­хи и низ­кие па­де­ния, ко­то­рые, к со­жа­ле­нию, слу­ча­ют­ся в на­шей жиз­ни, мы мо­жем пре­вра­тить в ве­ли­чай­шее бла­го­де­я­ние для са­мих се­бя. Ес­ли мы от­но­сим­ся к сво­ей гре­хов­ной ра­не со сми­ре­ни­ем и по­ка­я­ни­ем, она ис­це­ля­ет­ся и са­ма пре­вра­ща­ет­ся в ис­точ­ник сми­ре­ния, по­ка­я­ния, ис­крен­не­го со­кру­ше­ния и тем са­мым – бла­го­да­ти. И к это­му при­во­дит не сам грех, а на­ше пра­виль­ное от­но­ше­ние к не­му.

По­это­му, да­же не­го­дуя и про­яв­ляя не­тер­пе­ние, нель­зя об­ви­нять в сво­их про­бле­мах дру­гих лю­дей, свою ра­бо­ту или еще что-то. Ведь суть про­бле­мы – в том, что на са­мом де­ле мы про­сто не лю­бим Бо­га всем серд­цем. Ес­ли бы я, к при­ме­ру, лю­бил Его имен­но так, то с ра­до­стью по­бе­жал бы ра­ди Не­го в рас­ка­лен­ных са­по­гах с за­би­ты­ми гвоз­дя­ми, как бе­гал ве­ли­ко­му­че­ник Ге­ор­гий. Он не го­во­рил: «Вот, до че­го же злы лю­ди, на­дев­шие на ме­ня эти са­по­ги! Как им не стыд­но! Зло­деи, из­вер­ги!»

Ни­че­го по­доб­но­го он не го­во­рил, а на­про­тив, на­дел эти са­по­ги с ра­до­стью и бе­гал в них, го­во­ря се­бе: «Бе­гай, Ге­ор­гий! Бе­гай, что­бы при­нять в свое серд­це же­лан­но­го то­бою Гос­по­да!» Му­че­ник не ду­мал о тех, кто обул ему эти са­по­ги. Он ду­мал о том, как бы по­ско­рее на­чать хо­дить в них, по­то­му что ви­дел пе­ред со­бой же­лан­но­го им Бо­га.

По­то­му и го­во­рит нам апо­стол Па­вел: «Бра­тие, с тер­пе­ни­ем бу­дем про­хо­дить пред­ле­жа­щее нам по­при­ще, взи­рая на на­чаль­ни­ка и со­вер­ши­те­ля ве­ры Иису­са, Ко­то­рый, вме­сто пред­ле­жав­шей Ему ра­до­сти, пре­тер­пел крест, пре­не­брег­ши по­срам­ле­ние, и вос­сел одес­ную пре­сто­ла Бо­жия» (Евр. 12:1).

Нуж­но смот­реть лишь впе­ред, не от­вле­ка­ясь на внеш­нее, – оно долж­но быть без­раз­лич­но для нас. Ведь ко­гда лег­ко­ат­лет бе­жит ди­стан­цию, он не смот­рит на три­бу­ны. Или ко­гда че­ло­век ве­дет ав­то­мо­биль, он не гля­дит по сто­ро­нам. И тот, и дру­гой смот­рят толь­ко впе­ред, стре­мясь к сво­ей це­ли. Та­ким дол­жен быть и «спортс­мен ду­ха».

Та­кой че­ло­век не ищет ви­нов­ни­ка. Он не ду­ма­ет о том, что его кто-то экс­плу­а­ти­ру­ет или что он – жерт­ва, ведь все про­бле­мы – это лишь по­вод, сту­пень­ка. Он ви­дит пе­ред со­бой толь­ко глав­ную цель, а эта цель – лю­бовь к Бо­гу. Брак, де­ти (или от­сут­ствие де­тей), се­мей­ные ра­до­сти (или на­обо­рот, рас­пад се­мьи), смерть – лю­бое сча­стье или не­сча­стье долж­но иметь зна­че­ние для нас при осо­зна­нии на­шей свя­зи с Бо­гом и це­ли на­ше­го су­ще­ство­ва­ния – люб­ви к Не­му.

Ес­ли осо­знать и при­нять это с са­мо­го на­ча­ла, то и при вступ­ле­нии в брак, и го­ря­чо лю­бя свою вто­рую по­ло­вин­ку (что нор­маль­но и есте­ствен­но), мы бу­дем пом­нить, что все это – лишь шаг на пу­ти к веч­но­сти. И муж, и же­на, и де­ти име­ют пе­ред со­бой об­щую цель, ко­то­рая пре­вос­хо­дит да­же цель бра­ка – в ее об­ще­при­ня­том по­ни­ма­нии.

Ос­нов­ная цель бра­ка – это не сам брак, не де­ти и да­же не лю­бовь меж­ду су­пру­га­ми – по­то­му что бы­ва­ют бра­ки без люб­ви, бы­ва­ют бра­ки без де­тей, а бы­ва­ет, что брак и во­все рас­па­да­ет­ся. Цель бра­ка – это лю­бовь к Бо­гу. Сде­лай свой брак сред­ством к до­сти­же­нию та­кой люб­ви, твер­до дер­жись вы­бран­но­го кур­са и ни­че­го не бой­ся. Ты бу­дешь как спортс­мен, ко­то­рый быст­ро до­бе­га­ет до фи­ни­ша, за­ни­ма­ет пер­вое ме­сто и по­сле это­го не­имо­вер­но счаст­лив, по­сколь­ку до­стиг це­ли, до­стиг то­го, что ему нуж­но.

Про­чее же все­гда бу­дет вы­зы­вать у нас ощу­ще­ние пу­сто­ты, по­то­му что так уж со­здан че­ло­век: что бы он ни де­лал, он ни­где не мо­жет об­ре­сти по­кой, кро­ме как в Бо­ге. Толь­ко в Нем воз­мож­но это ощу­ще­ние спо­кой­ствия и пол­но­ты. Все осталь­ное мо­жет дать нам та­кое ощу­ще­ние лишь ча­стич­но – ведь да­же ес­ли у нас все хо­ро­шо, все рав­но че­го-то все­гда не хва­та­ет.

Эту пу­сто­ту мо­жет за­пол­нить толь­ко при­сут­ствие Бо­га, ко­то­рое не огра­ни­чи­ва­ет­ся об­ще­при­ня­ты­ми в на­шем ма­те­ри­аль­ном ми­ре схе­ма­ми. Ни мо­на­ше­ство, ни брак са­ми по се­бе не да­ют та­кой пол­но­ты, но они яв­ля­ют­ся сред­ства­ми к ее до­сти­же­нию – как и мис­си­о­нер­ство, и лю­бой дру­гой по­двиг. Цель у все­го это­го – Бо­жия лю­бовь. И ес­ли наш по­двиг при­во­дит нас к ней, зна­чит, мы до­стиг­ли сво­ей це­ли.

Имен­но по­это­му аб­со­лют­ная пол­но­та – это лю­бовь, но не лю­бовь-идол, а лю­бовь, ко­то­рой яв­ля­ет­ся Бог. И для всех нас, де­ти мои, лю­бо­вью дол­жен быть Гос­подь. То есть на­ша лю­бовь – это Лич­ность, а не идея. По­то­му я и го­во­рю, что Бог есть Лю­бовь, но лю­бовь са­ма по се­бе не яв­ля­ет­ся бо­гом. Мы лю­бим не лю­бовь, не сво­бо­ду, не свои идеи на этот счет – мы лю­бим Бо­га, лю­бим кон­крет­ную Лич­ность, Бо­го­че­ло­ве­че­скую Лич­ность Гос­по­да на­ше­го Иису­са Хри­ста, Ко­то­рый сде­лал все для нас.

Путь к Этой Лич­но­сти ле­жит че­рез Цер­ковь. Мы – Цер­ковь, и Цер­ковь со­зи­да­ет­ся че­рез Ев­ха­ри­стию. Че­рез Ев­ха­ри­стию нам от­да­ет Се­бя Хри­стос – в ви­де Свя­то­го При­ча­стия. Со­еди­ня­ясь с Бо­гом и пре­бы­вая в Бо­же­ствен­ной люб­ви, мы ста­но­вим­ся с Ним как од­но Це­лое – че­рез Та­ин­ства, че­рез Цер­ковь, всем серд­цем, всем сво­им су­ще­ством. И это чув­ство – са­мое ве­ли­кое из всех, ко­то­рые толь­ко мо­жет пе­ре­жить че­ло­век. Оно бес­ко­неч­но и без­гра­нич­но.

Мы не мо­жем ска­зать: «Сколь­ко же мо­жет про­дол­жать­ся эта лю­бовь, сколь­ко еще лет? Не­уже­ли мы бу­дем лю­бить Бо­га веч­но, и нам это не на­до­ест? Аро­мат­ный мед, и тот на­сы­ща­ет быст­ро. Хва­тит нам ме­да, мож­но вы­пить и не­мно­го ук­су­са!» Да, так мож­но бы­ло бы го­во­рить, ес­ли бы Бог имел гра­ни­цы. Но имен­но по­то­му, что Он – Бес­ко­не­чен и Без­гра­ни­чен, че­ло­век, по­гру­зив­шись в эту не­объ­ят­ную ди­на­ми­ку, уже ни­ко­гда не мо­жет пе­ре­стать лю­бить Его. Он не мо­жет на­сы­тить­ся лю­бо­вью к Бо­гу и ска­зать: «Все, я на­ел­ся. Хва­тит, мне уже на­до­е­ло, не хо­чу боль­ше!» В обыч­ной жиз­ни та­кое впол­не мо­жет слу­чить­ся – и са­мое пре­крас­ное на­до­еда­ет.

Но в жиз­ни с Гос­по­дом все по-дру­го­му. Бог не утом­ля­ет че­ло­ве­ка. Бог ни­ко­гда не на­до­еда­ет, ни­ко­гда не остав­ля­ет в на­шем серд­це ощу­ще­ние пу­сто­ты, ни­ко­гда не да­ет нам по­чув­ство­вать се­бя оди­но­ки­ми. Лю­бовь к Бо­гу на­столь­ко чу­дес­на, что че­ло­век, ис­пы­ты­вая ее, по­сто­ян­но на­хо­дит­ся в со­сто­я­нии вдох­но­ве­ния, удив­ле­ния, го­тов­но­сти не­пре­стан­но сла­во­сло­вить Бо­га пе­ред ли­цом Его Бес­ко­неч­ной и На­пол­ня­ю­щей Люб­ви, Ко­то­рую мы ощу­ща­ем, сле­дуя Его за­по­ве­дям.

Ведь все за­по­ве­ди Бо­жии, все по­уче­ния и со­ве­ты Свя­тых От­цов на­шей Церк­ви есть не что иное, как ле­кар­ство, ко­то­рое Бог пред­ла­га­ет нам, что­бы на­ше не­мощ­ное и страст­ное «я» ис­це­ли­лось и на­ча­ло вы­пол­нять свою есте­ствен­ную функ­цию – лю­бовь. И то­гда че­ло­век дей­стви­тель­но нач­нет яв­лять со­бой об­раз и по­до­бие Бо­жие, став ми­ло­серд­ным, как ми­ло­сер­ден Отец наш Не­бес­ный.

Источник: pravmir.ru