Frontpage Slideshow | Copyright © 2006-2011 JoomlaWorks Ltd.

Рекомендуем


Фильм
«Сретение»

Евангельские      чтения    


О мытаре
и фарисее

Изречения великих

Душа, которая любит Бога, в Боге и в Нем одном имеет себе упокоение... На всех путях, какими ходят люди в мире, не обретают они мира, пока не приблизятся к надежде на Бога.

Преподобный
Исаак Сирин

Свет Христов просвещает всех!

Книги Нового Завета

Евангелие от Матфея

Евангелие от Марка

Евангелие от Луки

Евангелие от Иоанна

Первое послание
к Коринфянам

апостола Павла

Молитвы

Молитвы утренние

Молитвы на сон грядущим

Шестопсалмие

Псалтирь

Иисусова молитва

Последование
ко Святому Причащению

Акафист Сладчайшему Господу нашему Иисусу Христу

Акафист Пресвятой Богородице

Акафист Николаю Чудотворцу

Рекомендуем

«Блаженная Ксения Петербургская».
Документальный фильм

«Симон-Петр».
Фильм из цикла «Апостолы»

«Крещение Господне».
Фильм студии «Неофит»

«Рождество Христово. Поклонение волхвов. Крещение Господне».
Лекция диакона Владимира Василика

«Рождество».
Фильм митрополита Илариона (Алфеева) «Рождество» из­цикла «Праздники»

«Снег идет».
Стихотворение Бориса Пастернака читает Александр Феклистов

«Исповедь, молитва и пост».
Фильм митрополита Илариона (Алфеева) из цикла «Человек перед Богом»

«Андрей Первозванный».
Фильм из цикла «Апостолы»

Иисусова молитва

«Покров».
Документальный фильм митрополита Илариона Алфеева из цикла «Праздники»

«Горняя песнь».
Документальный фильм

«Покров».
Документальный фильм митрополита Илариона Алфеева из цикла «Праздники»

«Икона».
Документальный фильм митрополита Илариона Алфеева из цикла «Человек перед Богом»

«Я странник убогий».
Стихотворение Сергея Есенина Читает Сергей Безруков

«Рай и ад».
Что знает о них христианин?

«Наш век».
Стихотворение Федора Тютчева читает Георгий Тараторкин

«Таинство священства ».
Православная энциклопедия

«Православие на Руси».
Фильм митрополита Илариона (Алфеева) из цикла «Церковь в истории»

«Бог».
Стихотворение Дмитрия Мережковского
читает Владимир Зайцев

«Слово».
Стихотворение Николая Гумилева
читает Константин Хабенский

«Мой народ».
Стихотворение Сергея Бехтеева

«Храм Покрова на Нерли. Видеообзор

«Церковь».
Лекция протоиерея Вадима Леонова

«Митрополит Антоний Сурожский».
Фильм из цикла «Проповедники»

«Иеромонах Серафим (Роуз)».
Фильм из цикла «Проповедники»

«Христос анести!».
Тамара Романова. Записки паломницы

«Гонения на Церковь в России ХХ века».
Фильм из цикла «Церковь в истории»

«Иисус Христос и Его Церковь».
Фильм из цикла «Церковь в истории»

«Какими чистыми устами...».
Исполняет сестринский хор Свято-Тихоновского Преображенского женского монастыря

«Записки паломницы. Вифлеем».
Литературный очерк Тамары Романовой

Святитель Иоанн Златоуст о посте

«Гонения на Церковь в России ХХ века».
Фильм митрополита Илариона (Алфеева) из цикла «Церковь в истории»

«Царство Небесное».
Передача из цикла «Православная энциклопедия»

Акафист преподобному Сергию Радонежскому

«Кресту Твоему поклоняемся, Владыко...».
Исполняет хор Сретенского ставропигиального мужского монастыря (г. Москва)

«Рождество Богородицы».
Фильм митрополита Илариона (Алфеева) из цикла «Праздники»

«Церковная иерархия».
Лекция протоиерея Владимира Цыпина

«Значение и устройство православного храма».
Лекция протоиерея Игоря Фомина

«Личность Иисуса Христа».
Лекция священника Андрея Рахновского

Полезные ссылки

22 сентября. Преподобного Иосифа, игумена Волоцкого, чудотворца (1515)

Цар­ство­ва­ние Ива­на III во вто­рой по­ло­ви­не XV сто­ле­тия озна­ме­но­ва­ло окон­ча­тель­ное па­де­ние мон­голь­ско­го ига и ак­тив­ное со­би­ра­ние рус­ских зе­мель во­круг Моск­вы. По­сле за­клю­че­ния Фло­рен­тий­ской унии и па­де­ния Кон­стан­ти­но­по­ля Москва ста­ла так­же опло­том Пра­во­сла­вия — един­ствен­ным пра­во­слав­ным го­су­дар­ством в ми­ре. Рас­цвет мо­на­ше­ства на Ру­си в XV ве­ке пре­об­ра­зил все сто­ро­ны жиз­ни рус­ско­го на­ро­да и по­ло­жил на­ча­ло на­ци­о­наль­но­му воз­рождению.

Од­ним из вы­да­ю­щих­ся цер­ков­ных де­я­те­лей то­го вре­ме­ни был пре­по­доб­ный Иосиф Во­лоц­кий. Он ро­дил­ся 14 но­яб­ря 1440 го­да в бо­яр­ском ро­де Са­ни­ных и при кре­ще­нии был на­зван Ива­ном. Род Са­ни­ных по­ка­зал уди­ви­тель­ный при­мер хри­сти­ан­ско­го по­дви­га. Сре­ди толь­ко бли­жай­ших род­ствен­ни­ков Ива­на на­счи­ты­ва­ет­ся 18 муж­ских и жен­ских мо­на­ше­ских имен и лишь од­но мир­ское.

В семь лет Иван уже знал на­изусть псал­тырь и по­мо­гал чте­цам в хра­ме. В два­дцать — он за­ду­мал бе­жать из ми­ра. Ро­ди­те­ли не про­ти­ви­лись же­ла­нию сы­на, и Иван ухо­дит в мо­на­стырь. Он при­ни­ма­ет по­стриг с име­нем Иосиф в Бо­ров­ском мо­на­сты­ре у пре­по­доб­но­го Па­ф­ну­тия, ду­хов­но­го на­след­ни­ка Сер­гия Ра­до­неж­ско­го. Око­ло два­дца­ти лет Иосиф про­стым ино­ком не­сет раз­лич­ные по­слу­ша­ния в Бо­ров­ской оби­те­ли. Уми­рая, Па­ф­ну­тий на­зна­ча­ет Иоси­фа сво­им пре­ем­ни­ком, и мо­на­стыр­ская бра­тия утвер­жда­ет его вы­бор.

Од­на­ко вско­ре но­вый игу­мен ре­шил пре­об­ра­зо­вать мо­на­стыр­скую жизнь в оби­те­ли. При всей стро­го­сти Па­ф­ну­тия в его мо­на­сты­ре не бы­ло пол­но­го об­ще­жи­тия. Мо­на­хи име­ли не­ко­то­рую соб­ствен­ность. Иосиф же по­же­лал устро­ить «един­ство и всё об­щее во всём», но не встре­тил со­чув­ствия. Лишь се­ме­ро мо­на­хов под­дер­жа­ли игу­ме­на, в том чис­ле два его род­ных бра­та.

Ви­дя не­со­гла­сие бра­тии, Иосиф по­ки­да­ет оби­тель. Пе­ре­одев­шись, в одеж­де про­сто­го по­слуш­ни­ка он об­хо­дит рус­ские мо­на­сты­ри, вы­пол­няя са­мую чер­ную ра­бо­ту, же­лая най­ти наи­луч­шее устро­е­ние ино­че­ской жиз­ни. И на­хо­дит его в Ки­рил­ло-Бе­ло­зер­ском мо­на­сты­ре. Воз­вра­тив­шись в Бо­ровск, он встре­ча­ет преж­нее не­же­ла­ние бра­тии при­нять его устав и то­гда по­ки­да­ет оби­тель со сво­и­ми еди­но­мыш­лен­ни­ка­ми, те­перь уже на­все­гда.

Иосиф ухо­дит на свою ро­ди­ну, в во­ло­ко­лам­ские ле­са. Удель­ный князь Бо­рис Во­лоц­кий, род­ной брат Ива­на III, с ра­до­стью при­ни­ма­ет Иоси­фа и да­ет ему зем­лю под мо­на­стырь не­да­ле­ко от Во­ло­ко­лам­ска. При по­строй­ке пер­во­го де­ре­вян­но­го хра­ма сам князь и его бо­яре но­сят брев­на на сво­их пле­чах, по­мо­гая мо­на­хам. Уже че­рез два ме­ся­ца в но­вой церк­ви от­слу­жи­ли первую служ­бу. Иосиф вво­дит стро­гий об­ще­жи­тель­ный устав, ко­то­ро­му бы­ла под­чи­не­на вся жизнь ино­ков «и в хож­де­нии, и в сло­вах, и в де­лах». Ос­но­вой мо­на­стыр­ско­го уста­ва бы­ло пол­ное не­с­тя­жа­ние, от­се­че­ние сво­ей во­ли и не­пре­стан­ный труд. Сла­бые ухо­ди­ли из мо­на­сты­ря, го­во­ря: «Же­сто­ко сие жи­тие. Кто в ны­неш­нее вре­мя смо­жет та­кое вы­не­сти?» И все же, чис­ло ино­ков в Иоси­фо­вой оби­те­ли в ко­рот­кое вре­мя уве­ли­чи­лось до ста че­ло­век, сре­ди ко­то­рых не­ма­лую часть со­став­ля­ли бо­яре.

Де­я­тель­ность и вли­я­ние пре­по­доб­но­го Иоси­фа не огра­ни­чи­ва­лись мо­на­сты­рем. Во вре­мя го­ло­да он еже­днев­но кор­мил бо­лее се­ми­сот окрест­ных кре­стьян за счет за­па­сов мо­на­сты­ря. Услы­шав ро­пот бра­тии: «Нас пе­ре­мо­рит, а их не про­кор­мит», — Иосиф уго­ва­ри­ва­ет их по­тер­петь «ра­ди ближ­них». Не толь­ко го­лод про­буж­да­ет бла­го­тво­ри­тель­ную де­я­тель­ность Иоси­фа. Он по­стро­ил при мо­на­сты­ре боль­ни­цу, при­ют для де­тей-си­рот, бо­га­дель­ню. Его биб­лио­те­ка ста­ла од­ной из луч­ших сре­ди рус­ских мо­на­стыр­ских книж­ных со­бра­ний. Для окрест­но­го на­се­ле­ния мо­на­стырь яв­лял­ся ис­точ­ни­ком хо­зяй­ствен­ной по­мо­щи: «Про­па­дет ли у кре­стья­ни­на ко­са или дру­гое ору­дие, укра­дут ли ло­шадь или ко­ро­ву, он идет к от­цу и по­лу­ча­ет от не­го це­ну их». Од­на­жды во вре­мя ноч­но­го бде­ния Иосиф услы­шал шум на мо­на­стыр­ской жит­ни­це. При­дя ту­да, он за­ме­тил, что кто-то кра­дет жи­то. Уви­дев Иоси­фа, вор хо­тел бе­жать. Игу­мен оста­но­вил его, сам на­сы­пал ему ме­шок жи­та и от­пу­стил с ми­ром, обе­ща­ясь впредь снаб­жать его хле­бом. Так «бла­го­да­ря Иоси­фу и его мо­на­сты­рю, — от­ме­ча­ет ле­то­пи­сец, — рас­цве­ла вся стра­на Во­лоц­кая».

Ос­но­вой об­ще­ствен­но­го слу­же­ния Иоси­фа яв­ля­лась его хри­сти­ан­ская за­бо­та о че­ло­ве­че­ской ду­ше, ко­то­рой «весь мир не сто­ит». Го­ря­чий пат­ри­от рус­ской зем­ли и ее свя­тынь, Иосиф со­дей­ство­вал то­му, что­бы мос­ков­ский князь осо­зна­вал се­бя пра­во­слав­ным ца­рем. Он бо­лее чем кто-ли­бо на­ло­жил от­пе­ча­ток на стиль двух­ве­ко­во­го мос­ков­ско­го цар­ства и мос­ков­ской ре­ли­ги­оз­но­сти. Иосиф вос­пи­тал це­лую шко­лу зна­ме­ни­тых ино­ков, его по­стри­же­ни­ки за­ни­ма­ли важ­ней­шие ар­хи­ерей­ские ка­фед­ры Рус­ской Церк­ви. Он один из вдох­но­ви­те­лей уче­ния о Рус­ской Церк­ви как пре­ем­ни­це и но­си­тель­ни­це древ­не­го Все­лен­ско­го бла­го­че­стия: «рус­ская зем­ля ны­не бла­го­че­сти­ем всех одо­ле­ла».

В цер­ков­ных де­лах то­го вре­ме­ни сло­во Иоси­фа бы­ло ре­ша­ю­щим. Он от­сто­ял не­при­кос­но­вен­ность мо­на­стыр­ско­го зем­ле­вла­де­ния. В те­че­ние трид­ца­ти лет он бо­рол­ся про­тив по­явив­шей­ся на Ру­си «нов­го­род­ской» ере­си, пы­тав­шей­ся ис­ка­зить ос­но­вы пра­во­сла­вия. В этой борь­бе Иосиф со­здал пер­вый свод рус­ско­го пра­во­слав­но­го бо­го­сло­вия — кни­гу «Про­све­ти­тель». Он лич­но убе­дил Ива­на III, склон­но­го при­ме­нять мяг­кие ме­ры к ере­ти­кам, не ве­рить их по­ка­я­нию. «Ца­рям по­до­ба­ет ере­ти­ков и в за­то­че­ние по­сы­лать, и каз­ням пре­да­вать» — пи­шет Иосиф ве­ли­ко­му кня­зю, ссы­ла­ясь на опыт Ка­то­ли­че­ской Церк­ви.

Скон­чал­ся пре­по­доб­ный Иосиф на 76-м го­ду жиз­ни 9 сен­тяб­ря 1515 го­да. Его оби­тель на Во­ло­ко­лам­ской зем­ле про­сла­ви­лась как один из круп­ней­ших ду­хов­но-куль­тур­ных цен­тров России.

Источник: mir-slovo.ru