Frontpage Slideshow | Copyright © 2006-2011 JoomlaWorks Ltd.

Архиерейские богослужения

19 января, пт, 0:00
Христо-Рождественский кафедральный собор

24 января, ср
Храм иконы Божией Матери «Взыскание погибших»

4 февраля, вс
Никольский храм

Изречения великих

Пришел Господь, и ту светлость и славу, какие погубил Адам преступлением заповеди, возвратил ему крещением.

Преподобный
Ефрем Сирин

Свет Христов просвещает всех!

Книги Нового Завета

Евангелие от Матфея

Евангелие от Марка

Евангелие от Луки

Евангелие от Иоанна

Первое послание
к Коринфянам

апостола Павла

Молитвы

Молитвы утренние

Молитвы на сон грядущим

Шестопсалмие

Псалтирь

Иисусова молитва

Последование
ко Святому Причащению

Акафист Сладчайшему Господу нашему Иисусу Христу

Акафист Пресвятой Богородице

Акафист Николаю Чудотворцу

Рекомендуем

«Рождество».
Фильм митрополита Илариона (Алфеева)

Акафист Рождеству Христову.

«Рождество Христово».
Мультфильм Михаила Алдашина

«Эта ночь святая – эта ночь спасенья».
Исполняют сестры Свято-Елисаветинского монастыря

«Записки паломницы. Вифлеем».
Литературный очерк Тамары Романовой

Святитель Иоанн Златоуст о посте

«Введение во храм».
Фильм митрополита Илариона (Алфеева) из цикла «Праздники»

«Слава Богу за все! Крестный путь Иоанна Златоуста».
Документальный фильм

Храм Покрова на Нерли.
Аэросъемка

«Гонения на Церковь в России ХХ века».
Фильм митрополита Илариона (Алфеева) из цикла «Церковь в истории»

«Царство Небесное».
Передача из цикла «Православная энциклопедия»

«Покров».
Фильм митрополита Илариона (Алфеева) из цикла «Праздники»

Акафист преподобному Сергию Радонежскому

«Крестовоздвижение».
Фильм митрополита Илариона (Алфеева) из цикла «Праздники»

«Кресту Твоему поклоняемся, Владыко...».
Исполняет хор Сретенского ставропигиального мужского монастыря (г. Москва)

«Рождество Богородицы».
Фильм митрополита Илариона (Алфеева) из цикла «Праздники»

«Царица Небесная. Богоматерь Владимирская».
Документальный фильм

«Успение Пресвятой Богородицы».
Фильм митрополита Илариона (Алфеева) из цикла «Праздники»

«Церковная иерархия».
Лекция протоиерея Владимира Цыпина

«Значение и устройство православного храма».
Лекция протоиерея Игоря Фомина

«Вознесение».
Фильм студии «Неофит» из цикла «Лето Господне»

«Личность Иисуса Христа».
Лекция священника Андрея Рахновского

«Московская духовная академия».
Документальный фильм

«Старцы. Архимандрит Кирилл Павлов».
Фильм студии «Неофит»

«Какими чистыми устами...».
Сестринский хор Свято-Тихоновского Преображенского женского монастыря

«О богословии».
Лекция протоиерея Вадима Леонова

«Отец Николай Гурьянов».
Фильм из цикла «Старцы»

«Святейший Патриарх Кирилл в Задонской обители».
Документаьный фильм

«Афон. Обитель Богородицы».
Фильм Аркадия Мамонтова

«Искупление».
Лекция протоиерея Вадима Леонова»

«По Крестному пути Спасителя. Иерусалим. Страстная Пятница». Литературный очерк Тамары Романовой

«Богородица и святые»
Фильм митрополита Илариона (Алфеева) из цикла «Человек перед Богом»

«Первые монахи и монастыри Египта»
Лекция иеромонаха Иринея (Пиковского)

«Кресту Твоему поклоняемся, Владыко...»
Песнопение

«О богословии»
Лекция протоиерея Вадима Леонова

«Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)»
Фильм из цикла «Старцы»

«Закат Византийской империи»
Лекция Павла Кузенкова

«Золотой век святоотеческой письменности»
Лекция Георгия Бежанидзе

«Не забывайте небо». Интервью c митрополитом Липецким и Задонским Никоном

«Первые монахи и монастыри Египта»
Лекция иеромонаха Иринея (Пиковского)

Полезные ссылки

Священномученик Иларион (Троицкий), архиепископ Верейский (1929)

В ис­то­рии Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви XX ве­ка свя­щен­но­му­че­ник Ила­ри­он за­ни­ма­ет осо­бое ме­сто. Его жиз­нен­ный путь был во мно­гом ти­пи­чен для рус­ско­го духовенства.
Он ро­дил­ся 13 сен­тяб­ря 1886 го­да в се­ле Ли­пи­цы Ка­шир­ско­го уез­да Туль­ской гу­бер­нии в се­мье сель­ско­го свя­щен­ни­ка. Окон­чил Ду­хов­ное учи­ли­ще, Мос­ков­скую Ду­хов­ную се­ми­на­рию, за­тем Мос­ков­скую Ду­хов­ную ака­де­мию. За ску­пы­ми стро­ка­ми био­гра­фии труд­но уви­деть, как ду­хов­но зре­ла ду­ша бу­ду­ще­го по­движ­ни­ка.

Од­на­ко имен­но то­гда Иоанн Тро­иц­кий вы­брал путь пас­тыр­ско­го слу­же­ния Церк­ви Хри­сто­вой, ре­шив при­нять мо­на­ше­ство. 28 мар­та 1913 го­да в Зо­си­мо­вой пу­сты­ни Тро­и­це-Сер­ги­е­вой Лав­ры он при­нял по­стриг с име­нем Ила­ри­он в честь по­движ­ни­ка VIII ве­ка пре­по­доб­но­го Ила­ри­о­на Но­во­го, игу­ме­на Пе­ле­кит­ско­го. 2 июня то­го же го­да свя­ти­тель Ма­ка­рий, мит­ро­по­лит Мос­ков­ский и Ко­ло­мен­ский, со­вер­шил его иерей­скую хи­ро­то­нию. В том же го­ду уже ар­хи­манд­рит Ила­ри­он (Тро­иц­кий) ста­но­вит­ся экс­тра­ор­ди­нар­ным про­фес­со­ром Мос­ков­ской Ду­хов­ной ака­де­мии по ка­фед­ре Свя­щен­но­го Пи­са­ния Но­во­го За­ве­та.

На­сту­па­ет крат­кий пе­ри­од на­уч­ной де­я­тель­но­сти в тес­ном со­труд­ни­че­стве с про­фес­со­ра­ми Ака­де­мии, в чис­ле ко­то­рых в те го­ды бы­ли вы­да­ю­щи­е­ся рус­ские бо­го­сло­вы. Ода­рен­ный про­по­вед­ник, ав­тор мно­гих цер­ков­но-на­уч­ных и пуб­ли­ци­сти­че­ских ра­бот, ока­зав­ших зна­чи­тель­ное вли­я­ние на раз­ви­тие оте­че­ствен­ной бо­го­слов­ской мыс­ли, отец Ила­ри­он в то же вре­мя об­ла­дал под­лин­ным та­лан­том ру­ко­во­ди­те­ля.

В мар­те 1917 го­да он был на­зна­чен рек­то­ром Мос­ков­ской Ду­хов­ной ака­де­мии, за­тем при­ни­мал ак­тив­ное уча­стие в под­го­тов­ке По­мест­но­го Со­бо­ра Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви 1917–1918 го­дов. Рек­тор Ака­де­мии энер­гич­но и ре­ши­тель­но вы­сту­пил в под­держ­ку вос­ста­нов­ле­ния Пат­ри­ар­ше­ства на Ру­си, а по­сле из­бра­ния на Пер­во­свя­ти­тель­ский пре­стол мит­ро­по­ли­та Мос­ков­ско­го и Ко­ло­мен­ско­го Ти­хо­на стал его бли­жай­шим по­мощ­ни­ком.

Ак­тив­ная по­сле­до­ва­тель­ная по­зи­ция ар­хи­манд­ри­та Ила­ри­о­на, твер­до хра­нив­ше­го вер­ность Пра­во­сла­вию, его не­устан­ные тру­ды на ни­ве цер­ков­ной в слож­ных усло­ви­ях по­сле­ре­во­лю­ци­он­ных лет об­ра­ти­ли на се­бя вни­ма­ние Свя­щен­но­на­ча­лия – он был при­зван к ар­хи­пас­тыр­ско­му слу­же­нию.

12 мая 1920 го­да со­сто­я­лась его хи­ро­то­ния во епи­ско­па Ве­рей­ско­го, ви­ка­рия Мос­ков­ской епар­хии. В 1920-е го­ды Вла­ды­ка Ила­ри­он внес зна­чи­тель­ный вклад в борь­бу с об­нов­лен­че­ством. Он раз­ра­бо­тал чин по­ка­я­ния для об­нов­лен­цев, при его лич­ном уча­стии в ло­но Церк­ви воз­вра­ти­лись мно­гие укло­нив­ши­е­ся в рас­кол мос­ков­ские при­хо­ды.

«Стар­шее по­ко­ле­ние ве­ру­ю­щих моск­ви­чей еще пом­нит Вла­ды­ку – его чи­сто рус­скую внеш­ность, бо­га­тыр­скую фи­гу­ру, его глу­бо­кое че­ло­ве­че­ское оба­я­ние, сми­рен­ный и вме­сте с тем ве­се­лый нрав, его пла­мен­ную пас­тыр­скую рев­ность, бли­зость к сво­им па­со­мым, осо­бен­но к мо­ло­де­жи. Но эти же са­мые до­сто­ин­ства вос­ста­но­ви­ли про­тив не­го со­вет­скую власть. По­ста­нов­ле­ни­ем Осо­бо­го со­ве­ща­ния при Кол­ле­гии ОГПУ от 20 де­каб­ря 1923 го­да он был осуж­ден к трем го­дам за­клю­че­ния.

1 ян­ва­ря 1924 го­да епи­скоп Ила­ри­он при­был на пе­ре­сыль­ный пункт на По­по­вом ост­ро­ве близ Ке­ми, а в июне был от­прав­лен в Со­ло­вец­кий ла­герь».

В не­че­ло­ве­че­ских усло­ви­ях ГУЛАГа ар­хи­епи­скоп Ила­ри­он с твер­до­стью и до­сто­ин­ством со­вер­шал свой крест­ный путь, вы­зы­вая не­воль­ное ува­же­ние да­же у сво­их па­ла­чей. Вот как пи­шет о нем в сво­ей кни­ге «Не­уга­си­мая лам­па­да» дру­гой со­ло­вец­кий уз­ник тех лет пи­са­тель Бо­рис Ши­ря­ев: «С пер­во­го же дня его со­ло­вец­ко­го жи­тия имя Вла­ды­ки оку­та­лось ле­ген­дой си­лы и сла­вы... Ле­ген­да воз­ник­ла и жи­ла, по­то­му что лю­ди хо­те­ли ви­деть ре­аль­ное во­пло­ще­ние ду­хов­ной си­лы Церк­ви, ее не­со­кру­ши­мой твер­ды­ни, и са­мым под­хо­дя­щим объ­ек­том для это­го во­пло­ще­ния был Вла­ды­ка Ила­ри­он. Огром­ная внут­рен­няя си­ла его про­яви­лась с пер­вых же дней по при­бы­тии на ка­тор­гу. Он не был ста­рей­шим из за­то­чен­ных иерар­хов, но ра­зом по­лу­чил в их сре­де при­зна­ние вы­со­ко­го, ес­ли не пер­вен­ству­ю­ще­го ав­то­ри­те­та. Сре­ди ве­ру­ю­щих ми­рян эта ав­то­ри­тет­ность его до­стиг­ла еще боль­шей вы­со­ты... Си­ле, ис­хо­див­шей от все­гда спо­кой­но­го, мол­ча­ли­во­го Вла­ды­ки Ила­ри­о­на, не мог­ли про­ти­во­сто­ять и са­ми тю­рем­щи­ки: в раз­го­во­ре с ним они ни­ко­гда не поз­во­ля­ли се­бе не­при­стой­ных шу­ток, столь рас­про­стра­нен­ных на Со­лов­ках, где не толь­ко че­ки­сты-охран­ни­ки, но и боль­шин­ство уго­лов­ни­ков счи­та­ли ка­кой-то не­об­хо­ди­мо­стью то злоб­но, то с гру­бым доб­ро­ду­ши­ем по­из­де­вать­ся над «опи­умом». Не­ред­ко охран­ни­ки как бы не­взна­чай на­зы­ва­ли его Вла­ды­кой. Обыч­но – офи­ци­аль­ным тер­ми­ном «за­клю­чен­ный». Клич­кой «опи­ум», по­пом или то­ва­ри­щем – ни­ко­гда ни­кто.

Вла­ды­ка Ила­ри­он все­гда из­би­рал­ся в де­ле­га­ции к на­чаль­ни­ку ост­ро­ва Эйх­ман­су, ко­гда бы­ло нуж­но до­бить­ся че­го-ни­будь труд­но­го, и все­гда до­сти­гал це­ли. Имен­но ему уда­лось скон­цен­три­ро­вать ду­хо­вен­ство в 6-й ро­те (осо­бая ро­та за­клю­чен­ных СЛОН, со­сто­яв­шая из свя­щен­но­слу­жи­те­лей, ко­то­рой бы­ли по­ру­че­ны ра­бо­ты на кух­нях и про­до­воль­ствен­ных скла­дах), по­лу­чить для не­го не­ко­то­рое ослаб­ле­ние ре­жи­ма, пе­ре­ве­сти боль­шин­ство ду­хов­ных всех чи­нов на хо­зяй­ствен­ные ра­бо­ты, где они по­ка­за­ли свою вы­со­кую чест­ность. Он же от­сто­ял во­ло­сы и бо­ро­ды ду­хов­ных лиц при по­го­лов­ной стриж­ке во вре­мя сып­но­ти­фоз­ной эпи­де­мии. В этой стриж­ке не бы­ло нуж­ды: ду­хо­вен­ство жи­ло чи­сто. Остричь же ста­ри­ков свя­щен­ни­ков зна­чи­ло бы под­верг­нуть их но­вым из­де­ва­тель­ствам и оскорб­ле­ни­ям.

Устра­и­вая дру­гих – и ду­хо­вен­ство, и ми­рян – на бо­лее лег­кие ра­бо­ты, Вла­ды­ка Ила­ри­он не толь­ко не ис­кал долж­но­сти для се­бя, но и не раз от­ка­зы­вал­ся от пред­ло­же­ний со сто­ро­ны Эйх­ман­са, ви­дев­ше­го и це­нив­ше­го его боль­шие ор­га­ни­за­тор­ские спо­соб­но­сти. Он пред­по­чи­тал быть про­стым ры­ба­ком...

Ле­том 1925 го­да ар­хи­епи­ско­па Ила­ри­о­на вре­мен­но пе­ре­ве­ли из Со­лов­ков в Яро­слав­ский по­ли­ти­зо­ля­тор: со­вет­ская власть ре­ши­ла скло­нить ав­то­ри­тет­но­го и лю­би­мо­го на­ро­дом ар­хи­ерея к под­держ­ке воз­ник­ше­го в те го­ды но­во­го, гри­го­ри­ан­ско­го рас­ко­ла. По­пыт­ка «за­вер­бо­вать» Вла­ды­ку за­вер­ши­лась не­удач­но: ар­хи­пас­ты­ря вер­ну­ли на Со­лов­ки, а в но­яб­ре 1926 го­да он был осуж­ден на но­вый трех­лет­ний срок. Мно­го­труд­ный и скорб­ный путь Вла­ды­ки Ила­ри­о­на за­вер­шил­ся в ле­нин­град­ской пе­ре­сыль­ной тюрь­ме: 15/28 де­каб­ря 1929 го­да он скон­чал­ся от брюш­но­го ти­фа. За­ни­мав­ший то­гда Ле­нин­град­скую ка­фед­ру мит­ро­по­лит Се­ра­фим (Чи­ча­гов) до­бил­ся раз­ре­ше­ния взять те­ло для по­гре­бе­ния. От­пе­ва­ние Вла­ды­ки Ила­ри­о­на со­сто­я­лось в Пе­тер­бург­ском Но­во­де­ви­чьем мо­на­сты­ре, на клад­би­ще ко­то­ро­го он был за­тем по­хо­ро­нен.

Не­смот­ря на дол­гие де­ся­ти­ле­тия гос­под­ства бо­го­бор­че­ской вла­сти, пра­во­слав­ные лю­ди пом­ни­ли пла­мен­но­го ар­хи­пас­ты­ря, чти­ли его имя, свя­то хра­ня па­мять о му­че­ни­ке за ве­ру Хри­сто­ву.

Ис­точ­ник: lib.pravmir.ru