Frontpage Slideshow | Copyright © 2006-2011 JoomlaWorks Ltd.

Тебе поем!


Иисусова молитва

Изречения великих

Крест освятил вселенную; он рассеял тьму и возвратил свет, он потребил заблуждение; он собрал народы от востока и запада, севера и юга, и соединил их любовью в единую Церковь, в единую веру, в единое крещение.

Преподобный
Ефрем Сирин

Свет Христов просвещает всех!

Книги Нового Завета

Евангелие от Матфея

Евангелие от Марка

Евангелие от Луки

Евангелие от Иоанна

Молитвы

Молитвы утренние

Молитвы на сон грядущим

Шестопсалмие

Псалтирь

Иисусова молитва

Последование
ко Святому Причащению

Акафист Сладчайшему Господу нашему Иисусу Христу

Акафист Пресвятой Богородице

Акафист Николаю Чудотворцу

Рекомендуем

«Зазимки»
Стихотворение Бориса Пастернака читает Александр Феклистов

Павел Флоренский. «Столп и утверждение Истины»

«Гляну в поле, гляну в небо...»
Стихотворение Сергея Есенина читает Сергей Безруков

«Таинство Евхаристии»
Фильм митрополита Илариона (Алфеева) из цикла «Человек перед Богом»

«И цветы, и шмели...»
Стихотворение Ивана Бунина читает Александр Голубев

Крещение Господне. Песнопения праздника

«Крещение»
Фильм митрополита Илариона (Алфеева) из цикла «Праздники»

«Святитель Николай»
Фильм митрополита Илариона (Алфеева) из цикла «Праздники»

Молитва о Святой Руси

«Снег идет»
Стихотворение Бориса Пастернака читает Александр Феклистов

«Царице моя Преблагая».
Исполняет Патриарший хор Храма Христа Спасителя (Б. М. Феоктистов).

«Слово».
Стихотворение Николая Гумилева. читает Константин Хабенский

«Обитель».
Фильм Аркадия Мамонтова

«Земле русская».
Cтихира Русским святым

«Христос».
Стихотворение Николая Гумилева читает Константин Хабенский

Протоиерей Александр Шмеман.
Зачем нужны святые

Митрополит Антоний Сурожский.
Почему я не боюсь смерти

Храм святого Саввы. Белград

«Исповедь, молитва и пост».
Фильм митрополита Илариона (Алфеева) из цикла «Человек перед Богом»

«Евангелие Достоевского».
Фильм митрополита Илариона (Алфеева)

«Русалим. В гости к Богу».
Документальный фильм

Акафист Иисусу Сладчайшему

«Старцы и русская литература. Александр Пушкин».
Документальный фильм

«Родина».
Cтихотворение Михаила Лермонтова читает Сергей Шакуров.

«Наш век».
Стихотворение Федора Тютчева читает Георгий Тараторкин

«Монастырь».
Стихотворение Евдокии Ростопчиной читает Мария Порошина

«Женщины Библии».
Православная энциклопедия

«Великое славословие».
и другие песнопения

«О Страшном Суде».
Евангельские чтения

Хор братии Валаамского монастыря.
Регент хора иеродиакон Герман (Рябцев)

«Митрополит Антоний Сурожский».
Фильм из цикла «Проповедники»

«Святой Иоанн Кронштадтский».
Фильм Аркадия Мамонтова

«Глас веков».
Концерт хора Сергия Кривобокова

«Русская Православная Церковь в XIX веке».
Лекция Натальи Юрьевны Суховой

«Церковь».
Лекция протоиерея Вадима Леонова

«Горняя песнь».
Фильм о русском женском монастыре близ Иерусалима.

«Царице моя Преблагая».
Патриарший хор Храма Христа Спасителя

Полезные ссылки

О чем говорили в Церкви в начале ХХ века, и почему это важно для Церкви сегодня. Беседа со священником Александром Мазыриным

В издательстве ПСТГУ вышел первый том проекта «Русская Церковь. Век двадцатый», посвященный предреволюционному периоду в истории Церкви. О чем говорили в разных слоях церковного общества в начале ХХ века, почему эпоха колоссального подъема в жизни Церкви сменилась временем кровавых гонений на христиан – обо всем этом рассказывает руководитель проекта, заместитель заведующего отделом Новейшей истории Русской Православной Церкви ПСТГУ, доктор церковной истории иерей Александр Мазырин.


Время кровавых гонений на Церковь и эпоха колоссального подъема в жизни Церкви

– Отец Александр, в чем идея этой книги?

– Идея состоит в том, чтобы представить историю Русской Церкви глазами участников и современников описываемых событий. Хотелось показать церковную жизнь если не во всем ее многообразии, что вряд ли возможно в рамках одного издания, то в самых главных аспектах, как она виделась на всех уровнях – от рядовых верующих до высших иерархов.

Книга не ограничивается описанием только позитивных моментов, а они были: до ХХ века Российская империя была православной страной. Но очевидно, что если бы всё было хорошо, то не было бы революции. Поэтому мы хотели показать, как накапливались трудности и нестроения церковной жизни, что и кончилось страшной трагедией 1917 года.

Первый том издания начинается с императорской эпохи и охватывает период с 1900 по 1917 год, не затрагивая событий революций – Февральской и Октябрьской. В нем показана религиозная составляющая жизни царской семьи, личные источники ярко рисуют портреты иерархов, жизнь монашества, рядового духовенства и мирян. Книга дает представление о том, какими религиозными интересами жила русская интеллигенция – не вся она была безрелигиозная.

Но государственным переворотом 1917 года материал проекта по замыслу не ограничивается. Второй том, который мы надеемся выпустить к концу 2015 года, должен будет охватить период с Февральской революции 1917 года до начала Второй мировой войны в сентябре 1939-го. Это время самых страшных и кровавых гонений на Русскую Церковь в ее истории, время ее почти полного физического уничтожения. Одновременно это и эпоха колоссального подъема в жизни Русской Церкви, который нашел свое выражение и в Поместном Соборе 1917–1918 годов, и в мощной активизации церковной жизни и всех форм жизни русского общества.

Третий том будет охватывать период с начала войны и до конца хрущевских гонений. Четвертый будет посвящен периоду т.н. «развитого социализма» или «застоя» вплоть до момента празднования 1000-летия Крещения Руси в 1988 году. Пятый том – церковному возрождению конца ХХ века. Закончить его предполагается прославлением новомучеников на Соборе 2000 года как логическим итогом всей истории Русской Церкви и истории России ХХ века. Шестой том будет посвящен истории Русского зарубежья и поэтому охватит весь ХХ век.

Идея проекта принадлежит руководителю издательства Спасского братства при ПСТГУ Егору Агафонову. Непосредственное осуществление проекта было предложено научному сотруднику отдела Новейшей истории Русской Православной Церкви ПСТГУ В.А. Гончарову. Им и его помощниками было проработано большое количество источников личного происхождения. Источники большей частью были опубликованы, но есть и те, публикация которых осуществляется впервые (например некоторые воспоминания протопресвитера Георгия Шавельского). Другие же публикуются по малотиражным и ныне труднодоступным изданиям русской эмиграции или же по изданиям начала ХХ века, поиск которых также требует определенных усилий.

Публикация личных источников – это подход не только научный, но и публицистический, направленный на популяризацию истории Церкви и истории России. В первую очередь здесь важно желание не привносить современную нам оценку тех событий, а показать, как они виделись в те годы. Сейчас, с высоты прошедших ста лет, мы знаем то, чего не знали те люди, понимаем их ошибки, но порой забываем, что в то время всё могло восприниматься по-другому, и важно уметь взглянуть на мир глазами современников тех событий.

О чем говорили в Церкви в начале ХХ века,
и почему это важно для Церкви сегодня

– Эта книга актуальна для современного читателя?

– Мы тоже живем в эпоху перемен, которые продолжаются последние 30 лет. Так же, как в начале ХХ века, сейчас нет ясного понимания, куда нам идти, какие цели преследовать. Сейчас нам может казаться, что мы понимаем, как надо было действовать тогда. Пройдет 100 лет, и, может быть, на нас посмотрят такими же глазами: «Как они могли не видеть очевидного»? Сопоставив наше сегодняшнее понимание событий 100-летней давности с пониманием людей начала ХХ века, мы можем оценить, насколько мы сами сейчас адекватно оцениваем современную нам ситуацию.

– Взгляды наших предков на церковную жизнь помогут нам найти правильные цели и пути к их достижению?

– По крайней мере, они помогут нам увидеть тупиковые направления развития. Мы видим, как то, что 100 лет назад воспринималось как что-то перспективное, в конечном итоге привело к тяжелым последствиям.

– Мы можем с помощью материалов книги приблизиться к пониманию причин революции?

– На столь широко поставленный вопрос простого ответа не даст ни одна книга. Революции происходят в первую очередь из-за духовной неустроенности общества. Но не только. Катастрофа 1917 года была вызвана большим количеством внешних и внутренних причин: крайней социальной напряженностью в стране и тяжелым международным фоном. Были силы, которые подталкивали революцию. В книге представлен взгляд изнутри Русской Церкви, она не претендует на то, чтобы рассмотреть всю полноту проблем, приведших к революции.

– Какие основные причины русской смуты 1917 года называет книга?

– Свидетельства церковных деятелей и неравнодушных мирян, которые приводятся здесь, указывают на проявление сильного духовного неблагополучия в самой Церкви. Основные его черты – это утрата духовных ориентиров, ценностной шкалы, подмена подлинных ценностей призрачными. В Церкви было много формализма. Поскольку Церковь была государственной, управление ею строилось по образцу государственных органов, то есть бюрократически. Для решения рядового вопроса порой требовалось участие высшей власти: чтобы построить что-то в ограде храма, нужно было решение чуть ли не на уровне Синода. Подобные явления сковывали церковную энергию.

– О чем говорили в Церкви в начале ХХ века? В первую очередь о восстановлении патриаршества?

– Вопрос о патриаршестве был в центре внимания на Соборе 1917 года. Ранее же основной темой, волновавшей умы церковных деятелей, было не патриаршество, а созыв церковного Собора, который и должен был решить назревшие проблемы церковной жизни.

Общество и Церковь сильно изменились к началу ХХ века по сравнению тем, что было в петровские времена. Активность народных масс, в том числе церковных масс, не шла ни в какое сравнение с тем, что было раньше. Росло количество образованных людей – и в обществе, и в Церкви. Рос уровень народной грамотности. Усиливались национальные движения. Внутренне церковное общество менялось, а формы оставались старые – и очевидным образом нарастал конфликт.

– Конфликт между кем и кем?

– Конфликт формы и содержания.

– Форма и содержание – это нечто безличное, а конфликты происходят между личностями. Так между кем проявлялся конфликт формы и содержания?

– Активность проявлялась во всех слоях – от высшей иерархии до рядовых прихожан. Активность была направлена на осуществление в Церкви глубоких реформ, в первую очередь системы управления Церковью. Во всех слоях Церкви присутствовало недовольство сложившейся системой. Иерархия тяготилась, как ей казалось, чрезмерной опекой государственной власти, хотелось большей свободы. Хотелось, чтобы Синод избирался собором епископов. Белое духовенство, особенно городское, образованное, стремилось к более заметному участию в делах церковного управления, поскольку оно, управление, было в значительной степени сосредоточенно в руках черного духовенства.

– В каких формах белое духовенство видело свое участие в высшем церковном управлении?

– Священники хотели, чтобы епископ управлял епархией не единолично, в рамках бюрократического аппарата, а при активном взаимодействии с Епархиальным советом, члены которого были выборными, они должны были демократически избираться на Епархиальном собрании, в который бы входили священники и миряне. Эти реформы были реализованы на Соборе 1917 года.

– А что хотели миряне?

– Миряне тоже хотели реализовать свою активность в церковной жизни. Формы реализации этой активности были самые разные. Просветительская, миссионерская деятельность. Церковная экономика – это важнейшая сфера деятельности.

– Разве церковная власть не давала в то время мирянам действовать в области церковной экономики, политики и просвещения?

– Так говорить было бы преувеличением. Миряне действовали везде. Во всех епархиях были епархиальные миссионеры, обычно это были миряне или представители белого духовенства. Основной состав преподавателей духовных школ и семинарий состоял из мирян. Но все это было забюрократизировано.

– Они хотели действовать без церковной бюрократии?

– Да, без чрезмерных, как им казалось, оков.


Как оценивать влияние Церкви на историю России

– В императорской России историки не могли оцеbnнивать события церковной истории из-за цензуры. В советское время церковная история была вообще запрещена. Сегодня мы можем оценивать все исторические события свободно. Каковы основные события церковной истории, и как мы можем их оценить? Например, то, что долгое время Церковный Собор не проводился, а потом был проведен, – это положительное или отрицательное явление?

– Противников Собора как такового было немного. Принципиальным противником Собора был Победоносцев, который боялся появления в церковной среде аналога Государственной Думы. Император не был против Собора, он несколько раз давал согласие на проведение подготовительной работы к Собору, но всякий раз откладывал сам Собор, потому что момент ему казался неблаговременным.

– Можем ли мы сказать, что если бы Собор был проведен раньше, то революции бы не было?

– Я бы поостерегся так говорить: «Если бы вовремя состоялся Собор, то сохранилось бы самодержавие». А еще если бы не было Русско-японской войны и Первой мировой и еще очень много «если», то не было бы революции.

– Сослагательное наклонение может быть способом понимания истории.

– Да, но в истории очень много факторов

– Как же мы еще можем оценивать влияние Церкви на историю России, ведь кроме Церкви об этом никто не будет говорить?

– Книга показывает очень широкий спектр деятельности Церкви, которая пронизывала в то время все сферы общественной жизни.

– Мы можем показать положительную или отрицательную роль Церкви в событиях русской истории?

– Что понимать под Церковью? Она же не сводима к иерархии.

– Формально – это все крещеные люди.

– Верно, то есть Церковь – это почти всё население России, кроме нескольких процентов иноверцев. Крайняя нужда, в которой жило большинство населения, проявлялась и в Церкви. Высший и низший клир порой давали друг другу поводы для неприязни. В то же время многое делалось для того, чтобы воплотить христианское призвание. Огромные силы участвовали в деле народного просвещения, миссионерство было поставлено так, как сейчас и мечтать нельзя. Велика была сила и врагов Церкви: один только граф Лев Николаевич Толстой чего стоил!

Тогда было всё сразу: и бюрократизация, и охранительство, и демократические тенденции, попытки реформы управления, возрождения духовной жизни. Реформы церковного управления начались в 1905 году, они тормозились, их пытались использовать злонамеренные силы, в том числе и в самой Церкви, которые старались принести в Церковь революционные настроения.

Поэтому если и говорить об отрицательной роли Церкви, то нужно говорить о вине всего русского народа. Русский народ тогда оказался не на высоте, верхи и низы стали руководствоваться отнюдь не христианскими мотивами. Этому процессу пытались противостоять. Были немалые успехи. Нельзя изображать всё с одной стороны. Процессы шли встречные: кто-то из Церкви уходил, кто-то возвращался. Задача проекта была в том, чтобы показать церковную жизнь с разных сторон.


Итогом внешнего поражения сил добра стало явление святости в лице Собора новомучеников

– Как можно в целом охарактеризовать картину церковной жизни? «Сыны света проиграли сынам тьмы», говоря языком первохристианских писателей, и поэтому произошла революция?

– И о проигрыше я не стал бы говорить. Итогом этого внешнего поражения сил добра стало явление святости в лице Собора новомучеников и исповедников, которого никогда раньше не было на Руси. Зло победило бы, если бы не было оказано духовного сопротивления. Масштаб духовной работы и духовной борьбы впечатляет. Количество великих подвижников, прекрасных иерархов, самоотверженных пастырей, святых монахов, явленных тогда Богом, невероятно. И сегодня история многих из них еще не написана.

Жизнь была очень сложная. Нельзя игнорировать общеисторический контекст. Мы сейчас живем в сложном мире, а тогда мир был на несколько порядков сложнее, вызов, который тогда был брошен Церкви и обществу, многократно превосходит то, что есть у нас сегодня.

Мне кажется, 100 лет еще недостаточный срок, чтобы в полной мере оценить масштаб событий того времени.

– Получается, что мы не можем судить никакие события того времени?

– Можем, но лишь отчасти. Нельзя дать простые ответы на сложные вопросы, или они не будут убедительны.

– Мы можем попытаться дать такие ответы? Возвращаясь к вопросу, заданному мной ранее: как охарактеризовать состояние общества и Церкви перед революцией 1917 года?

– Это было разнонаправленное движение. Застоя точно не было. Был поиск, была борьба, были надежды. В какой-то степени эти надежды реализовывались. Но, видимо, общий ход истории – измеряемый не столетиями, а тысячелетиями – вел к тому, что великий славный Константинов период, когда большая часть общества была христианизирована, пришел к концу. Это общая закономерность приближения человечества к последним временам. Сколько до последних времен – неизвестно. Но общая тенденция неизменима, она открыта нам в Священном Писании.

Начало ХХ века было временем, когда вопрос перехода русского народа в качественно иные формы назрел, и вопрос был в том, что послужит поводом.

Источник: pravoslavie.ru