Frontpage Slideshow | Copyright © 2006-2011 JoomlaWorks Ltd.

Тебе поем!


Иисусова молитва

Изречения великих

Крест освятил вселенную; он рассеял тьму и возвратил свет, он потребил заблуждение; он собрал народы от востока и запада, севера и юга, и соединил их любовью в единую Церковь, в единую веру, в единое крещение.

Преподобный
Ефрем Сирин

Свет Христов просвещает всех!

Книги Нового Завета

Евангелие от Матфея

Евангелие от Марка

Евангелие от Луки

Евангелие от Иоанна

Молитвы

Молитвы утренние

Молитвы на сон грядущим

Шестопсалмие

Псалтирь

Иисусова молитва

Последование
ко Святому Причащению

Акафист Сладчайшему Господу нашему Иисусу Христу

Акафист Пресвятой Богородице

Акафист Николаю Чудотворцу

Рекомендуем

«Зазимки»
Стихотворение Бориса Пастернака читает Александр Феклистов

Павел Флоренский. «Столп и утверждение Истины»

«Гляну в поле, гляну в небо...»
Стихотворение Сергея Есенина читает Сергей Безруков

«Таинство Евхаристии»
Фильм митрополита Илариона (Алфеева) из цикла «Человек перед Богом»

«И цветы, и шмели...»
Стихотворение Ивана Бунина читает Александр Голубев

Крещение Господне. Песнопения праздника

«Крещение»
Фильм митрополита Илариона (Алфеева) из цикла «Праздники»

«Святитель Николай»
Фильм митрополита Илариона (Алфеева) из цикла «Праздники»

Молитва о Святой Руси

«Снег идет»
Стихотворение Бориса Пастернака читает Александр Феклистов

«Царице моя Преблагая».
Исполняет Патриарший хор Храма Христа Спасителя (Б. М. Феоктистов).

«Слово».
Стихотворение Николая Гумилева. читает Константин Хабенский

«Обитель».
Фильм Аркадия Мамонтова

«Земле русская».
Cтихира Русским святым

«Христос».
Стихотворение Николая Гумилева читает Константин Хабенский

Протоиерей Александр Шмеман.
Зачем нужны святые

Митрополит Антоний Сурожский.
Почему я не боюсь смерти

Храм святого Саввы. Белград

«Исповедь, молитва и пост».
Фильм митрополита Илариона (Алфеева) из цикла «Человек перед Богом»

«Евангелие Достоевского».
Фильм митрополита Илариона (Алфеева)

«Русалим. В гости к Богу».
Документальный фильм

Акафист Иисусу Сладчайшему

«Старцы и русская литература. Александр Пушкин».
Документальный фильм

«Родина».
Cтихотворение Михаила Лермонтова читает Сергей Шакуров.

«Наш век».
Стихотворение Федора Тютчева читает Георгий Тараторкин

«Монастырь».
Стихотворение Евдокии Ростопчиной читает Мария Порошина

«Женщины Библии».
Православная энциклопедия

«Великое славословие».
и другие песнопения

«О Страшном Суде».
Евангельские чтения

Хор братии Валаамского монастыря.
Регент хора иеродиакон Герман (Рябцев)

«Митрополит Антоний Сурожский».
Фильм из цикла «Проповедники»

«Святой Иоанн Кронштадтский».
Фильм Аркадия Мамонтова

«Глас веков».
Концерт хора Сергия Кривобокова

«Русская Православная Церковь в XIX веке».
Лекция Натальи Юрьевны Суховой

«Церковь».
Лекция протоиерея Вадима Леонова

«Горняя песнь».
Фильм о русском женском монастыре близ Иерусалима.

«Царице моя Преблагая».
Патриарший хор Храма Христа Спасителя

Полезные ссылки

Первые диакониссы, свидетельницы Воскресения

Апостол Петр рекомендует женщинам-христианкам следующее: «Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом» (1 Петра 3, 2-4).

Такой красотой духа явно обладали те женщины, кто следовали за Христом и служили Ему в течение последних лет земной жизни Иисуса.

Мы почти не слышим их голоса на страницах Евангелий, за исключением Марфы, заботившейся об угощении и упрекавшей свою сестру, что она ей не помогает (Лк. 10, 40), но после смерти брата Лазаря проявившей удивительное самообладание и высоту веры, и Марии Магдалины, в первые часы по воскресении Христа принявшей Его за садовника (Ин. 20, 11-18).

Прямая речь апостолов Христа, впрочем, тоже нечасто передаётся в евангельских повествованиях, но производит, тем не менее, более заметное впечатление. Пётр исповедует Христа сыном Бога Живого (Мф. 16, 16), на Тайной Вечери обещает душу положить за Него, а вскоре отрекается трижды, говоря, что не знает Иисуса.

Апостолы между собой нередко спорили, кто из них больше. А Иаков с Иоанном, предвкушая грядущую силу и славу Иисуса, мечтали сесть один по правую сторону от Него, другой по левую (Мк. 10, 37). Они же желали истребить огнем одно самарянское селение, через которое проходили как-то раз, и где Иисуса не приняли (Лк. 9, 54). Но все ученики, кроме Иоанна, в конечном итоге разбежались в страхе, когда их Учитель был взят под стражу.

И лишь женщины, молчаливо служившие Иисусу при жизни, продолжали безмолвно служить Ему и по смерти, желая отдать последний долг уже мертвому в их глазах человеку, приготовив благовония (миро) для погребения тела (Лк. 23, 55-56). Мужскую часть вместо ближайших учеников Иисуса в этот момент восполнили более отдалённые до сих пор Его почитатели – Иосиф Аримафейский и Никодим.

Сколько женщин, или жен-мироносиц, как назвала их впоследствии Церковь, присутствовали при распятии Иисуса, и кто из них участвовал в Его погребении, в точности установить невозможно. Евангелист Марк пишет: «Были тут и женщины, которые смотрели издали: между ними была и Мария Магдалина, и Мария, мать Иакова меньшего и Иосии, и Саломия, которые и тогда, как Он был в Галилее, следовали за Ним и служили Ему, и другие многие, вместе с Ним пришедшие в Иерусалим» (Мк. 15, 40-41).

Евангелист Лука говорит просто о «женщинах, следовавших за Ним из Галилеи» (Лк. 23, 49). По Матфею это были Мария Магдалина и «другая Мария», то есть та же, что у Марка (мать Иакова и Иосии), а также мать сыновей Зеведеевых (возможно, та же Саломия — Мф. 27, 56). Евангелист Иоанн говорит о Матери Иисуса, её сестре Марии Клеоповой и Марии Магдалине (Ин. 19, 25).

Кроме того, только Иоанн сообщает нам ту подробность, что сначала воскресшего Христа, не узнав Его, встретила Мария Магдалина, еще затемно. А когда узнала после того, как Иисус назвал ее по имени, Он запретил ей прикасаться к Нему (Ин. 20, 17). Тогда как остальные женщины, пришедшие уже позднее, встретили не Иисуса, а ангела, сидящего при распечатанном гробе (Мф. 28, 2-4; по Луке – двух ангелов, Лк. 24, 4), а потом уже по пути к апостолам Иисус явился им с приветствием «радуйтесь!». И они, «приступив, ухватились за ноги Его и поклонились Ему» (Мф. 28, 9).

Но какие бы ни были неясности в точном согласовании всех евангелистов, очевидно одно: первыми свидетельницами Воскресения Христова стали не ближайшие ученики Иисуса, а именно женщины. Пусть пришедшие к Нему как к мертвецу, чтобы отдать последний долг и достойно похоронить Учителя, но услышавшие радостную весть – Евангелие от ангела — о том, что Он жив: «Что вы ищете живого между мертвыми? Его нет здесь: Он воскрес» (Лк. 24, 6).

Деяния апостольские упоминают об избрании семи мужей-диаконов, для того, чтобы у самих апостолов были помощники по хозяйственным делам: «нехорошо нам, оставив слово Божие, обслуживать столы» (Деян. 6, 2). Кроме диаконов, то есть, по-русски, служителей, позднее назначались и диакониссы, об одной из которых упоминает апостол Павел (Рим. 16, 1). Но первыми служительницами, диакониссами в самом прямом смысле слова, были именно жены-мироносицы. Евангелист Лука среди них упоминает еще Иоанну, жену домоправителя Ирода Хузы, и Сусанну, а также «многих других», которые служили Христу имением своим (Лк. 8, 3).

Впоследствии в церковной истории роль женщин была также велика, а подчас и просто незаменима. Но к средним векам эта роль стала более пассивна, а их вес в церковной жизни во многих христианских странах поубавился; исчез из церковной жизни и институт диаконисс. Например, в Византии и на Руси, в отличие от апостольской и первохристианской мученической эпохи, мы почти не знаем прославленных в лике святых женщин, кроме некоторых великих княгинь и цариц. Но на Западе таких было существенно больше.

В России в наступившую трудную и переломную эпоху для Церкви в ХХ веке женщины снова стали играть исключительно важную и активную роль. Можно даже утверждать, что во многом они просто спасли многие храмы от закрытия, и среди них есть немало мучениц и исповедниц, причисленных в последние годы к лику святых.

Как и в случае первых жен-мироносиц, они не были искушенными в тайнах духовной жизни и в богословской проблематике, но веровали и оставались верными в простоте своего сердца. Есть два значения слова «вера» или даже два образа одной и той же веры. Вера как знание и вера как доверие.

Вера-знание («верую в», «верю, что») выражается в догматах. Вера-доверие («верю кому») – в практической жизни. Вера-доверие без основных твердых знаний часто может привести в запутанные лабиринты различных суеверий, и тут женщины бывают особенно уязвимыми. Вера-знание, как более «мужской» ее образ, без доверия и верности также становится сухой, холодно-рассудочной и бесплодной.

Конечно, лучше всего гармонично сочетать эти два образа веры или две её стороны. И прекрасный пример веры-доверия, перерастающей саму себя и становящейся также непоколебимой верой-знанием, являли первые жены-мироносицы, как и продолжают его являть многие служительницы Церкви уже в современном мире — будь то на клиросе, или по хозяйственной части, или в заботливом украшении храмов, или в деле духовного просвещения, катехизации и педагогики, а теперь вот ещё и в журналистике, и в работе замечательных сайтов в интернете.

В этом постоянстве их служения, верности и преданности Христу и Его Церкви поистине проявляется та самая духовная красота, о которой упоминал апостол Петр в своем первом соборном послании. С праздником всех современных служительниц, дорогих сестер во Христе!

Священник Филипп Парфенов

Источник: http://www.pravmir.ru