Frontpage Slideshow | Copyright © 2006-2011 JoomlaWorks Ltd.

Архиерейские богослужения

10 сентября, вс
Евдокиевский храм

11 сентября, пн
Храм святителей
Митрофана и Тихона

23 сентября, сб
Христо-Рождественский кафедральный собор

Изречения великих

Когда увидишь икону Пресвятой Богородицы, обрати сердце свое к Ней, Царице Небесной, и возблагодари Ее за то, что Она явилась такой готовой на покорность воле Божией, что родила, вскормила и воспитала Избавителя мира, и что в невидимой брани нашей никогда не оскудевает Ее предстательство в помощь нам..

Преподобный
Никодим Святогорец

Свет Христов просвещает всех!

Книги Нового Завета

Евангелие от Матфея

Евангелие от Марка

Евангелие от Луки

Евангелие от Иоанна

Первое послание
к Коринфянам

апостола Павла

Молитвы

Молитвы утренние

Молитвы на сон грядущим

Шестопсалмие

Псалтирь

Иисусова молитва

Последование
ко Святому Причащению

Акафист Сладчайшему Господу нашему Иисусу Христу

Акафист Пресвятой Богородице

Акафист Николаю Чудотворцу

Рекомендуем

«Царица Небесная. Богоматерь Владимирская».
Документальный фильм

«Успение Пресвятой Богородицы».
Фильм митрополита Илариона (Алфеева) из цикла «Праздники»

«Церковная иерархия».
Лекция протоиерея Владимира Цыпина

«Значение и устройство православного храма».
Лекция протоиерея Игоря Фомина

«Исповедь, молитва и пост».
Фильм митрополита Илариона (Алфеева) из цикла «Человек перед Богом»

«Вознесение».
Фильм студии «Неофит» из цикла «Лето Господне»

«Личность Иисуса Христа».
Лекция священника Андрея Рахновского

«Горняя песнь».
Фильм о русском женском монастыре близ Иерусалима

«Московская духовная академия».
Документальный фильм

«Старцы. Архимандрит Кирилл Павлов».
Фильм студии «Неофит»

«Сретение».
Фильм митрополита Илариона Алфеева из цикла «Праздники»

«Какими чистыми устами...».
Сестринский хор Свято-Тихоновского Преображенского женского монастыря

«Слава Богу за все! Крестный путь Иоанна Златоуста».
Документальный фильм

«Глас веков».
Концерт хора Сергия Кривобокова

«О богословии».
Лекция протоиерея Вадима Леонова

«Отец Николай Гурьянов».
Фильм из цикла «Старцы»

«Седьмой Вселенский Собор».
Фильм из цикла «Закон Божий»

«Русь еще жива».
Документальный фильм Валентины Матвеевой, посвященный творчеству иеромонаха Романа (Матюшина)

Преподобный Силуан Афонский и чудотворная икона Спасителя из Русского Пантелеимонова монастыря на Афоне

«Святейший Патриарх Кирилл в Задонской обители».
Документаьный фильм

«Афон. Обитель Богородицы».
Фильм Аркадия Мамонтова

«События от Воскресения Господня до сошествия Святого Духа в день Пятидесятницы».
Лекция священника Андрея Рахновского

«Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий».
Православная

«Искупление».
Лекция протоиерея Вадима Леонова»

«По Крестному пути Спасителя. Иерусалим. Страстная Пятница». Литературный очерк Тамары Романовой

«Богородица и святые»
Фильм митрополита Илариона (Алфеева) из цикла «Человек перед Богом»

«Да исправится молитва моя...»
Исполняет хор Сретенского монастыря

«Первые монахи и монастыри Египта»
Лекция иеромонаха Иринея (Пиковского)

«Кресту Твоему поклоняемся, Владыко...»
Песнопение

«Исповедь, молитва и пост»
Фильм митрополита Илариона (Алфеева) из цикла «Человек перед Богом»

«Господи сил, с нами буди...»
Хор братии Валаамского монастыря

«Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче...»
Исполняет хор братии свято-Данилова ставропигиального монастыря

«Таинство Евхаристии»
Фильм митрополита Илариона (Алфеева) из цикла «Человек перед Богом»

«Величит душа моя Господа»
Хор Сретенского монастыря

«О богословии»
Лекция протоиерея Вадима Леонова

«Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)»
Фильм из цикла «Старцы»

«Закат Византийской империи»
Лекция Павла Кузенкова

«Записки паломницы. Вифлеем».
Литературный очерк Тамары Романовой

«Золотой век святоотеческой письменности»
Лекция Георгия Бежанидзе

«Не забывайте небо». Интервью c митрополитом Липецким и Задонским Никоном

«Путь к небу»
Лекция протоиерея Вадима Леонова

«Первые монахи и монастыри Египта»
Лекция иеромонаха Иринея (Пиковского)

«Благословенная Оптина»
Песнопения братии древней обители

Полезные ссылки

11 сентября. Усекновение главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна

Митрополит Антоний Сурожский. Нет судь­бы бо­лее ве­ли­че­ствен­ной и бо­лее тра­гич­ной

Мы при­вык­ли в на­шей жиз­ни, что о вся­кой нуж­де, по по­во­ду вся­ко­го слу­чая мы об­ра­ща­ем­ся к Бо­гу за Его по­мо­щью. И на каж­дый наш зов, на каж­дый крик тос­ки, стра­да­ния, стра­ха, мы ожи­да­ем, что Гос­подь всту­пит­ся за нас, за­щи­тит, уте­шит; и мы зна­ем, что Он де­ла­ет это по­сто­ян­но, и что пре­дель­ную Свою за­бо­ту о нас Он явил, став че­ло­ве­ком и уме­рев за нас и ра­ди нас.

Но ино­гда бы­ва­ет в жиз­ни на­ше­го ми­ра, что Бог об­ра­ща­ет­ся за по­мо­щью к че­ло­ве­ку. И это бы­ва­ет по­сто­ян­но, но ча­сто еле за­мет­но или про­хо­дит во­все не­за­ме­че­но.

По­сто­ян­но Бог об­ра­ща­ет­ся к каж­до­му из нас, про­ся, мо­ля, уго­ва­ри­вая быть в этом ми­ре, ко­то­рый Он так воз­лю­бил, что жизнь за не­го по­ло­жил, — быть Его жи­вым при­сут­стви­ем, быть Его жи­вой за­бо­той, зря­чей, доб­ро­дей­ству­ю­щей, вни­ма­тель­ной.

Он нам го­во­рит, что все, что мы ни сде­ла­ли бы доб­ро­го для лю­бо­го бы­ло че­ло­ве­ка, мы для Не­го сде­ла­ли; тем са­мым Он при­зы­ва­ет нас быть здесь как бы на Его ме­сте. А по­рой Он не­ко­то­рых лю­дей зо­вет к бо­лее лич­но­му слу­же­нию Ему. В Вет­хом За­ве­те мы чи­та­ем о про­ро­ках; про­рок Амос го­во­рит, что про­рок — это че­ло­век, с ко­то­рым Бог де­лит­ся мыс­ля­ми Сво­и­ми. Но не толь­ко мыс­ля­ми, но и Сво­им де­лом. Помни­те про­ро­ка Ис­айю, ко­то­рый в ви­де­нии ви­дел Гос­по­да ози­ра­ю­ще­го­ся и го­во­ря­ще­го: Ко­го по­слать Мне? — и про­рок встал и ска­зал: Ме­ня, Гос­по­ди…

Но вот сре­ди про­ро­ков, сре­ди лю­дей, ко­то­рые Бо­гу по­слу­жи­ли серд­цем не­раз­де­лен­ным, всей боль­шой си­лой ду­ши, есть один, па­мять ко­то­ро­го мы со­вер­ша­ем се­го­дня и ко­го Бог на­звал ве­ли­чай­шим сре­ди тех, ко­то­рые рож­де­ны на зем­ле. Это Иоанн Кре­сти­тель. И дей­стви­тель­но, ко­гда вду­ма­ешь­ся в его судь­бу, ка­жет­ся, нет судь­бы бо­лее ве­ли­че­ствен­ной и бо­лее тра­гич­ной. Вся судь­ба его бы­ла в том, что­бы как бы не быть для то­го, что­бы в со­зна­нии и в ви­де­нии лю­дей воз­рос Един­ствен­ный, Ко­то­рый есть — Гос­подь.

Вспом­ни­те пер­вое, что го­во­рит­ся о нем в Еван­ге­лии от Мар­ка: «Он глас во­пи­ю­щий в пу­сты­не». Он толь­ко го­лос, он на­столь­ко стал еди­ным, на­столь­ко уже не от­ли­чим от сво­е­го слу­же­ния, что он стал толь­ко Бо­жи­им го­ло­сом, толь­ко бла­го­вест­ни­ком; слов­но его как че­ло­ве­ка, че­ло­ве­ка пло­ти и кро­ви, че­ло­ве­ка, ко­то­рый мо­жет тос­ко­вать и стра­дать, и мо­лить­ся, и ис­кать, и сто­ять, в ко­неч­ном ито­ге, пе­ред гря­ду­щей смер­тью, — слов­но это­го че­ло­ве­ка нет. Он и его при­зва­ние — од­но и то же; он — го­лос Гос­по­день, зву­ча­щий, гре­мя­щий сре­ди пу­сты­ни люд­ской; той пу­сты­ни, где ду­ши пу­сты, по­то­му что во­круг Иоан­на лю­ди бы­ли, а пу­сты­ня от это­го оста­ва­лась не­из­мен­ной.

И даль­ше Сам Гос­подь го­во­рит о нем в Еван­ге­лии, что он — друг Же­ни­ха. Друг, ко­то­рый так силь­но, так креп­ко лю­бит же­ни­ха и не­ве­сту, что он спо­со­бен, за­быв се­бя, слу­жить их люб­ви, и слу­жить тем, что­бы ни­ко­гда не ока­зать­ся лиш­ним, ни­ко­гда не быть там и то­гда, ко­гда он не ну­жен. Он — друг, ко­то­рый спо­со­бен за­щи­тить лю­бовь же­ни­ха и не­ве­сты и остать­ся вне, хра­ни­те­лем тай­ны этой люб­ви. Тут то­же ве­ли­кая тай­на че­ло­ве­ка, ко­то­рый спо­со­бен как бы не стать для то­го, что­бы что-то боль­шее, не­же­ли он, бы­ло. И даль­ше сам Кре­сти­тель го­во­рит о се­бе по от­но­ше­нию к Гос­по­ду: «Мне на­до ума­лять­ся, схо­дить на нет, для то­го что­бы Он воз­рос.» На­до, что­бы обо мне за­бы­ли, что­бы толь­ко о Нем пом­ни­ли, на­до, что­бы мои уче­ни­ки от ме­ня от­вер­ну­лись и ушли, по­доб­но Ан­дрею и Иоан­ну на бе­ре­гах Иор­да­на ре­ки, для то­го, что­бы по­сле­до­вать не­раз­де­лен­ным серд­цем толь­ко за Ним: я жи­ву толь­ко для то­го, что­бы ме­ня не ста­ло!

И по­след­нее — страш­ный об­раз Иоан­на, ко­гда он уже был в тем­ни­це, ко­гда уже во­круг не­го сужи­вал­ся круг при­хо­дя­щей смер­ти, ко­гда не бы­ло у не­го уже вы­хо­да, ко­гда эта ко­лос­саль­но ве­ли­кая ду­ша за­ко­ле­ба­лась. Шла на не­го смерть, кон­ча­лась жизнь, где ни­че­го у не­го не бы­ло сво­е­го, в про­шлом был толь­ко по­двиг от­ре­че­ния от се­бя, а впе­ре­ди — мрак. И в этот мо­мент, ко­гда за­ко­ле­бал­ся в нем дух, по­слал он уче­ни­ков спро­сить у Хри­ста: Ты ли Тот, Ко­то­ро­го мы ожи­да­ли? Ес­ли Тот, то сто­и­ло в юных ле­тах за­жи­во уме­реть. Ес­ли Он — Тот, сто­и­ло ума­лять­ся из го­да в год, что­бы Иоан­на за­бы­ли и толь­ко об­раз Гря­ду­ще­го воз­рас­тал в гла­зах лю­дей. Ес­ли Он — Тот, то­гда сто­и­ло те­перь и уми­рать уже по­след­ним уми­ра­ни­ем, по­то­му что все, для че­го Иоанн жил, бы­ло ис­пол­не­но и со­вер­ше­но. Но вдруг Он не Тот? То­гда по­те­ря­но всё: и юность, и ве­ли­чай­шая си­ла зре­лых лет, всё по­губ­ле­но, всё бес­смыс­лен­но; и еще страш­нее, что слу­чи­лось это по­то­му, что Бог буд­то ‘об­ма­нул’. Бог, при­звав­ший Иоан­на в пу­сты­не, Бог, от­вед­ший его от лю­дей, Бог, вдох­но­вив­ших его к по­дви­гу са­мо­уми­ра­ния. Не­уже­ли Бог об­ма­нул, и жизнь про­шла, и воз­вра­та нет?

И вот, по­слав уче­ни­ков ко Хри­сту с во­про­сом: «Ты ли Тот?», Иоанн не по­лу­ча­ет пря­мо­го, уте­ша­ю­ще­го от­ве­та. Хри­стос не от­ве­ча­ет ему: «Да, Я Тот, иди с ми­ром!» Он толь­ко да­ет про­ро­ку от­вет дру­го­го про­ро­ка о том, что сле­пые про­зре­ва­ют, что хро­мые хо­дят, что мерт­вые вос­кре­са­ют, что ни­щие бла­го­вест­ву­ют. Он да­ет от­вет из Ис­а­ии, но Сво­их слов не при­бав­ля­ет, — ни­че­го, кро­ме од­но­го гроз­но­го пре­ду­пре­жде­ния: «Бла­жен тот, кто не со­блаз­нит­ся о Мне. Пой­ди­те, ска­жи­те Иоан­ну». И этот от­вет до­стиг Иоан­на в пред­смерт­ном его ожи­да­нии: верь до кон­ца, верь, не тре­буя ни сви­де­тельств, ни до­ка­за­тельств, ни зна­ме­ний. Верь, по­то­му что слы­шал ты внут­ри, в глу­би­нах ду­ши тво­ей, глас Гос­по­день, по­ве­ле­ва­ю­щий тво­рить де­ло про­ро­ка. Про­ро­ки в сво­ем по­рой ве­ли­чай­шем по­дви­ге ка­ким-то об­ра­зом мо­гут опе­реть­ся на Гос­по­да. Иоан­на же Бог под­дер­жи­ва­ет толь­ко тем, что по­ве­лел ему быть Пред­те­чей и ра­ди это­го явить пре­дель­ную ве­ру, уве­рен­ность в ве­щах не­ви­ди­мых. И вот по­че­му дух за­хва­ты­ва­ет, ко­гда мы ду­ма­ем о нем, и вот по­че­му каж­дый раз, ко­гда мы ду­ма­ем о по­дви­ге, ко­то­ро­му пре­де­ла нет, мы вспо­ми­на­ем Иоан­на. Вот по­че­му из тех, ко­то­рые ро­ди­лись сре­ди лю­дей рож­де­ни­ем есте­ствен­ным и воз­но­си­лись чу­дес­но бла­го­да­тью, он из всех — са­мый ве­ли­кий.

Се­го­дня мы празд­ну­ем день усек­но­ве­ния… Празд­ну­ем… Сло­во «празд­но­вать» мы при­вык­ли по­ни­мать как ра­дость, но оно же зна­чит «оста­вать­ся без де­ла», а без де­ла мож­но оста­вать­ся, по­то­му что за­хлест­нет ду­шу ра­дость и уже де­ла нет до обыч­ных дел, а мо­жет это слу­чить­ся по­то­му, что ру­ки опу­сти­лись от го­ря или от ужа­са. И вот та­ков се­го­дняш­ний празд­ник: за что возь­мешь­ся пе­ред ли­цом то­го, о чем мы слы­ша­ли се­го­дня в Еван­ге­лии?

И вот в этот день, ко­гда пе­ред ужа­сом и ве­ли­чи­ем этой судь­бы опус­ка­ют­ся ру­ки, нас при­зы­ва­ет Цер­ковь мо­лить­ся о тех, ко­то­рые то­же в ужа­се и тре­пе­те и не­до­уме­нии, и в от­ча­я­нии ино­гда, уми­ра­ли на по­ле бит­вы, уми­ра­ли в за­стен­ках, уми­ра­ли оди­но­кой смер­тью. По­сле то­го как вы при­ло­жи­тесь ко кре­сту, по­мо­лим­ся о всех тех, ко­то­рые на по­ле бра­ни жизнь по­ло­жи­ли, что­бы жи­ли дру­гие, скло­ни­лись к зем­ле, что­бы вос­пря­нул дру­гой. Вспом­ним тех, ко­то­рые из ты­ся­че­ле­тия в ты­ся­че­ле­тие, а не толь­ко в на­ше вре­мя, по­ги­ба­ли страш­ной смер­тью, по­то­му что они уме­ли лю­бить, или по­то­му, что дру­гие лю­бить не уме­ли, вспом­ним всех, по­то­му что всех объ­ем­лет Гос­под­ня лю­бовь, и за всех пред­сто­ит, мо­лясь, ве­ли­кий Иоанн, ко­то­рый про­шел че­рез всю тра­ге­дию жерт­вы до кон­ца уми­ра­ния и смер­ти без еди­но­го сло­ва уте­ше­ния, а толь­ко власт­ным по­ве­ле­ни­ем Бо­жи­им: «Верь до кон­ца, и будь ве­рен до кон­ца!». Аминь.

Источник: http://www.pravmir.ru