Рекомендуем
Тебе поем!
Время радости
29 марта, пятница
Религиозное образование
Актуальная информация
Изречения великих
Крест освятил вселенную; он рассеял тьму и возвратил свет, он потребил заблуждение; он собрал народы от востока и запада, севера и юга, и соединил их любовью в единую Церковь, в единую веру, в единое крещение.
Преподобный
Ефрем Сирин
Церковь и мир
в Ливадии проходит выставка «Царская семья. Любовь и милосердие» 21.01.2024
Проект «Общее Дело. Возрождение деревянных храмов Севера» приглашает на встречу в Москве 19.01.2024
В Москве завершился первый благотворительный фестиваль «Звезда Рождества» 17.01.2024
В Саратове фонд «Хорошие люди» при участии церкви открыл кризисный центр «Мать и дитя» 30.12.2023
25 лет назад в симферопольском храме Всех Святых был явлен Нерукотворный Образ Христа 29.12.2023
Священный синод принял документ о неприкосновенности жизни человека с момента зачатия 27.12.2023
Начался второй этап акции «Дари радость на Рождество» 26.12.2023
Свет Христов просвещает всех!
Молитвы
Последование
ко Святому Причащению
Акафист Сладчайшему Господу нашему Иисусу Христу
Акафист Пресвятой Богородице
Акафист Николаю Чудотворцу
Рекомендуем
«Зазимки»
Стихотворение Бориса Пастернака читает Александр Феклистов
Павел Флоренский. «Столп и утверждение Истины»
«Гляну в поле, гляну в небо...»
Стихотворение Сергея Есенина читает Сергей Безруков
«Таинство Евхаристии»
Фильм митрополита Илариона (Алфеева) из цикла «Человек перед Богом»
«И цветы, и шмели...»
Стихотворение Ивана Бунина читает Александр Голубев
Крещение Господне. Песнопения праздника
«Крещение»
Фильм митрополита Илариона (Алфеева) из цикла «Праздники»
«Святитель Николай»
Фильм митрополита Илариона (Алфеева) из цикла «Праздники»
«Снег идет»
Стихотворение Бориса Пастернака читает Александр Феклистов
«Царице моя Преблагая».
Исполняет Патриарший хор Храма Христа Спасителя (Б. М. Феоктистов).
«Слово».
Стихотворение Николая Гумилева. читает Константин Хабенский
«Обитель».
Фильм Аркадия Мамонтова
«Земле русская».
Cтихира Русским святым
«Христос».
Стихотворение Николая Гумилева читает Константин Хабенский
Протоиерей Александр Шмеман.
Зачем нужны святые
Митрополит Антоний Сурожский.
Почему я не боюсь смерти
«Исповедь, молитва и пост».
Фильм митрополита Илариона (Алфеева) из цикла «Человек перед Богом»
«Евангелие Достоевского».
Фильм митрополита Илариона (Алфеева)
«Русалим. В гости к Богу».
Документальный фильм
«Старцы и русская литература. Александр Пушкин».
Документальный фильм
«Родина».
Cтихотворение Михаила Лермонтова читает Сергей Шакуров.
«Наш век».
Стихотворение Федора Тютчева читает Георгий Тараторкин
«Монастырь».
Стихотворение Евдокии Ростопчиной читает Мария Порошина
«Женщины Библии».
Православная энциклопедия
«Великое славословие».
и другие песнопения
«О Страшном Суде».
Евангельские чтения
Хор братии Валаамского монастыря.
Регент хора иеродиакон Герман (Рябцев)
«Митрополит Антоний Сурожский».
Фильм из цикла «Проповедники»
«Святой Иоанн Кронштадтский».
Фильм Аркадия Мамонтова
«Глас веков».
Концерт хора Сергия Кривобокова
«Русская Православная Церковь в XIX веке».
Лекция Натальи Юрьевны Суховой
«Церковь».
Лекция протоиерея Вадима Леонова
«Горняя песнь».
Фильм о русском женском монастыре близ Иерусалима.
«Царице моя Преблагая».
Патриарший хор Храма Христа Спасителя
Полезные ссылки
Официальный сайт
Московского Патриархата
Официальный сайт
Липецкой митрополии
«Православие.ру»
Информационный портал
«Православие и мир»
Ежедневное интернет-СМИ
Синодальный информационный отдел
Русской Православной Церкви
«Фома»
Православный журнал
«Седмица.ру»
Православный сайт
«Православное христианство»
Каталог православных ресурсов сети Интернет
«Православное образование»
Синодальный отдел религиозного образования и катехизации
Отдел религиозного образования и катехизации Липецкой епархии
Радио Вера
светлое радио
Новолетие: начало Нового Завета
Так и хочется провести параллель между церковным и земледельческим годом. Вот, мол, отмечали земледельцы начало года в сентябре, после сбора урожая, а русские христиане, чтобы не ломать привычную людям систему исчисления лет, что называется, «воцерковили» праздник. Но это не так.
В Византии начало года отмечали 1 сентября в память о победе, которую император Константин одержал над Максентием.
После этой битвы Константин даровал христианам свободу вероисповедания. Спустя чуть более десятка лет, в 325 г., на первом Вселенском Соборе решили отмечать в этот день церковное новолетие.
Ново-летие. У этого мягкого слова, в котором слышится разговор, лепет деревьев, цветов и речек, есть совсем по-иному звучащий синоним: начало индикта. Этот термин, как и церковная традиция праздновать начало года 1 сентября, пришел на Русь из Византии.
На латыни «индикт» значит «налог». Но при чем тут налогообложение? Дело в том, что при императоре Константине налоги платили 1 сентября, когда собирали урожай. Из этих осенних сборов складывалось государственное пособие, которое платили вышедшим на пенсию воинам. Так начало сентября невольно ассоциировалось с налогом-индиктом.
Воины, которые впоследствии жили на отчисленную из налога пенсию, служили в армии 15 лет. «Индикт» ассоциировался с 15-ю годами службы: отвоюешь положенные годы, и тебе гарантирована «индиктовая» пенсия. «Индикт» и 15 лет воспринимались как связанные между собой понятия, и индиктом стали называть каждый новый год пятнадцатилетнего промежутка и само пятнадцатилетие. Так период в 15 лет стал одним из основных отрезков, на которые византийцы делили время (нам свойственно вести счет десятилетиями).
Есть мнение, что счет по 15-летним промежуткам был введен императором Константином взамен древнего, языческого счета по олимпиадам (они были упразднены Феодосием Великим в 394 г.).
Византийцы отмеряли еще больший временной отрезок - период времени в 19 пятнадцатилетий, или 532 года. Он назывался Великим индиктионом.
Невольно возникает вопрос: зачем понадобилось вести счет времени такими неудобными промежутками? Мало того, что число лет не «круглое» (не то что привычные нам столетия), так еще и несоизмеримое с жизнью человека. В чем же дело?
На Востоке знали, что через каждые 532 года повторяется природная ситуация, когда круги Солнца и Луны начинаются вместе. Для христиан это имело значение потому, что именно такая астрономическая ситуация была в день, когда Христос начал проповедовать.
Иудеи праздновали Рош-ха-шана (дословно - «голова года», т. е. Новый год). Господь пришел в Назарет, вошел в синагогу и прочитал слова пророка Исаии: «Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать... проповедовать лето Господне благоприятное» (Лк. 4:18, 19).
Христос впервые засвидетельствовал, что исполняются ветхозаветные пророчества о пришествии Мессии, что пришел конец Ветхого Завета и начался Новый. Это было начало нового времени для человечества, для всего Мира. Как символ, Солнце и Луна в тот день вместе начинали свой небесный путь.
Наверное, те христиане, которые жили после того, как закончился земной путь Спасителя, хотели пережить многое из того, что описано в Новом Завете, вместе с Ним пройти этот путь. И вот этот Великий индиктион позволял им насколько возможно приблизить к себе то, что некогда происходило в Назарете. На Востоке очень внимательно относились к звездам, волхвы по Звезде нашли место, где родился Христос. И поэтому было важно, что в определенный день этого пятивекового цикла природа находится в таком же состоянии, а светила расположены так же, как и тогда, когда Христос читал слова пророка в Назаретской синагоге.
«Господь не возвестить только пришел о лете приятном, но и принес его. Где же оно? В душах верующих. Земля никогда не будет превращена в рай, пока будет существовать настоящий порядок вещей; но она есть и будет поприщем приготовления к райской жизни. Начатки ее полагаются в душе; возможность сему в благодати Божией; благодать же принес Господь наш Иисус Христос - принес, следовательно, для душ лето приятное. Кто слушает Господа и исполняет все заповеданное Им, тот получает благодать и силою ее наслаждается в себе летом приятным», - писал о дне Новолетия Свт. Феофан Затворник.
По своему содержанию Новолетие - праздник духовный. Однако с 1492 г. на Руси он имел уже не только церковное, но и государственное значение.
Главное торжество совершалось в Москве на Соборной площади Кремля.Сооружали помост, с которого митрополит и великий князь возвещали об окончании года и поздравляли народ. Митрополит святил воду и кропил князя и стоявших вокруг горожан, и все поздравляли друг друга.
В Новолетие было принято первый раз представлять народу наследника престола, когда он достигал совершеннолетия (14 лет). Будущий князь выступал с помоста с публичной речью.
Именно в Новолетие 1598 г. на царство венчался Борис Годунов.
На Руси Новый год праздновали 1 сентября до тех пор, пока великий реформатор Петр I не захотел внести изменения в календарь. В 1699 г. Петр повелел отмечать Новолетие 1 января, как это было принято в Европе.
Церковная традиция отмечать Новолетие 1 сентября сохранилась и до сегодняшнего дня.
Ольга Богданова
Источник: www.taday.ru