Frontpage Slideshow | Copyright © 2006-2011 JoomlaWorks Ltd.

Архиерейские богослужения


6 февраля, чт

Покровский храм

18 февраля, вт
Храм иконы Божией Матери «Взыскание погибших»

22 февраля, сб
Христо-Рождественский кафедральный собор

Изречения великих

Только с сердцем, полным любви, можно обличать грехи другого человека.

Преподобный
Гавриил (Угребадзе)

Свет Христов просвещает всех!

Книги Нового Завета

Евангелие от Матфея

Евангелие от Марка

Евангелие от Луки

Евангелие от Иоанна

Первое послание
к Коринфянам

апостола Павла

Молитвы

Молитвы утренние

Молитвы на сон грядущим

Шестопсалмие

Псалтирь

Иисусова молитва

Последование
ко Святому Причащению

Акафист Сладчайшему Господу нашему Иисусу Христу

Акафист Пресвятой Богородице

Акафист Николаю Чудотворцу

Рекомендуем

«Паломничество в Бари».
Документальный фильм

«Бог».
Стихотворение Дмитрия Мережковского читает Владимир Зайцев.

«Русь еще жива...».
Документальный фильм Валентины Матвеевой, посвященный творчеству иеромонаха Романа (Матюшина).

«Богородице, Дево, радуйся!».
Сергей Рахманинов

«Значение и устройство православного храма».
Лекция протоиерея Игоря Фомина

«Исповедь, молитва и пост »
Фильм митрополита Илариона (Алфеева) из цикла «Человек перед Богом»

«Бог»
Стихотворение Дмитрия Мережковского читает Владимир Зайцев

«Горняя песнь»
Фильм о русском женском монастыре близ Иерусалима

«И цветы, и шмели...»
Стихотворение Ивана Бунина читает Александр Голубев

Пасхальные песнопения

«Русалим. В гости к Богу»
Документальный фильм

Песнопения Великого Поста

Евангелие о посте

Преподобный Иоанн Лествичник об унынии и лености

«Кресту Твоему поклоняемся, Владыко...»
Исполняет хор Сретенского ставропигиального мужского монастыря (г. Москва)

«Святитель Григорий Палама и споры о богопознании».
Лекция доцента, кандидата богословия игумена Даниила (Шленова)

«Богословие иконы».
Лекция митрополита Илариона (Алфеева)

«Мой ангел».
Стихотворение Афанасия Фета читает Сергей Чонишвили

«О Страшном Суде».
Евангельские чтения

«Свете тихий».
Стихотворение Поликсены Соловьёвой читает Екатерина Васильева

«О Мытаре и Фарисее».
Евангельские чтения

«Сретение».
Фильм Илариона Алфеева из цикла «Праздники»

Стихотворение Иосифа Бродского «Сретенье» читает протоиерей Александр Шмеман.

«Блаженная Ксения Петербургская».
Документальный фильм

«Симон-Петр».
Фильм из цикла «Апостолы»

«Крещение Господне».
Фильм студии «Неофит»

«Рождество Христово. Поклонение волхвов. Крещение Господне».
Лекция диакона Владимира Василика

«Рождество».
Фильм митрополита Илариона (Алфеева) «Рождество» из­цикла «Праздники»

«Снег идет».
Стихотворение Бориса Пастернака читает Александр Феклистов

«Исповедь, молитва и пост».
Фильм митрополита Илариона (Алфеева) из цикла «Человек перед Богом»

«Андрей Первозванный».
Фильм из цикла «Апостолы»

Иисусова молитва

«Покров».
Документальный фильм митрополита Илариона Алфеева из цикла «Праздники»

«Горняя песнь».
Документальный фильм

«Покров».
Документальный фильм митрополита Илариона Алфеева из цикла «Праздники»

«Икона».
Документальный фильм митрополита Илариона Алфеева из цикла «Человек перед Богом»

«Я странник убогий».
Стихотворение Сергея Есенина Читает Сергей Безруков

«Рай и ад».
Что знает о них христианин?

«Наш век».
Стихотворение Федора Тютчева читает Георгий Тараторкин

«Таинство священства ».
Православная энциклопедия

«Православие на Руси».
Фильм митрополита Илариона (Алфеева) из цикла «Церковь в истории»

«Бог».
Стихотворение Дмитрия Мережковского
читает Владимир Зайцев

«Слово».
Стихотворение Николая Гумилева
читает Константин Хабенский

«Мой народ».
Стихотворение Сергея Бехтеева

«Храм Покрова на Нерли. Видеообзор

«Церковь».
Лекция протоиерея Вадима Леонова

«Митрополит Антоний Сурожский».
Фильм из цикла «Проповедники»

«Иеромонах Серафим (Роуз)».
Фильм из цикла «Проповедники»

«Христос анести!».
Тамара Романова. Записки паломницы

«Гонения на Церковь в России ХХ века».
Фильм из цикла «Церковь в истории»

«Иисус Христос и Его Церковь».
Фильм из цикла «Церковь в истории»

«Какими чистыми устами...».
Исполняет сестринский хор Свято-Тихоновского Преображенского женского монастыря

«Записки паломницы. Вифлеем».
Литературный очерк Тамары Романовой

Святитель Иоанн Златоуст о посте

«Гонения на Церковь в России ХХ века».
Фильм митрополита Илариона (Алфеева) из цикла «Церковь в истории»

«Царство Небесное».
Передача из цикла «Православная энциклопедия»

Акафист преподобному Сергию Радонежскому

«Кресту Твоему поклоняемся, Владыко...».
Исполняет хор Сретенского ставропигиального мужского монастыря (г. Москва)

«Рождество Богородицы».
Фильм митрополита Илариона (Алфеева) из цикла «Праздники»

«Церковная иерархия».
Лекция протоиерея Владимира Цыпина

«Личность Иисуса Христа».
Лекция священника Андрея Рахновского

Полезные ссылки

Новолетие: начало Нового Завета

Так и хочется провести параллель между церковным и земледельческим годом. Вот, мол, отмечали земледельцы начало года в сентябре, после сбора урожая, а русские христиане, чтобы не ломать привычную людям систему исчисления лет, что называется, «воцерковили» праздник. Но это не так.

В Византии начало года отмечали 1 сентября в память о победе, которую император Константин одержал над Максентием.

После этой битвы Константин даровал христианам свободу вероисповедания. Спустя чуть более десятка лет, в 325 г., на первом Вселенском Соборе решили отмечать в этот день церковное новолетие.

Ново-летие. У этого мягкого слова, в котором слышится разговор, лепет деревьев, цветов и речек, есть совсем по-иному звучащий синоним: начало индикта. Этот термин, как и церковная традиция праздновать начало года 1 сентября, пришел на Русь из Византии.

На латыни «индикт» значит «налог». Но при чем тут налогообложение? Дело в том, что при императоре Константине налоги платили 1 сентября, когда собирали урожай. Из этих осенних сборов складывалось государственное пособие, которое платили вышедшим на пенсию воинам. Так начало сентября невольно ассоциировалось с налогом-индиктом.

Воины, которые впоследствии жили на отчисленную из налога пенсию, служили в армии 15 лет. «Индикт» ассоциировался с 15-ю годами службы: отвоюешь положенные годы, и тебе гарантирована «индиктовая» пенсия. «Индикт» и 15 лет воспринимались как связанные между собой понятия, и индиктом стали называть каждый новый год пятнадцатилетнего промежутка и само пятнадцатилетие. Так период в 15 лет стал одним из основных отрезков, на которые византийцы делили время (нам свойственно вести счет десятилетиями).

Есть мнение, что счет по 15-летним промежуткам был введен императором Константином взамен древнего, языческого счета по олимпиадам (они были упразднены Феодосием Великим в 394 г.).

Византийцы отмеряли еще больший временной отрезок - период времени в 19 пятнадцатилетий, или 532 года. Он назывался Великим индиктионом.

Невольно возникает вопрос: зачем понадобилось вести счет времени такими неудобными промежутками? Мало того, что число лет не «круглое» (не то что привычные нам столетия), так еще и несоизмеримое с жизнью человека. В чем же дело?

На Востоке знали, что через каждые 532 года повторяется природная ситуация, когда круги Солнца и Луны начинаются вместе. Для христиан это имело значение потому, что именно такая астрономическая ситуация была в день, когда Христос начал проповедовать.

Иудеи праздновали  Рош-ха-шана (дословно - «голова года», т. е. Новый год). Господь  пришел в Назарет, вошел в синагогу и прочитал слова пророка Исаии: «Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать... проповедовать лето Господне благоприятное» (Лк. 4:18, 19).

Христос впервые засвидетельствовал, что исполняются ветхозаветные пророчества о пришествии Мессии, что пришел конец Ветхого Завета и начался Новый. Это было начало нового времени для человечества, для всего Мира. Как символ, Солнце и Луна в тот день вместе начинали свой небесный путь.

Наверное, те христиане, которые жили после того, как закончился земной путь Спасителя, хотели пережить многое из того, что описано в Новом Завете, вместе с Ним пройти этот путь. И вот этот Великий индиктион позволял им насколько возможно приблизить к себе то, что некогда происходило в Назарете. На Востоке очень внимательно относились к звездам, волхвы по Звезде нашли место, где родился Христос. И поэтому было важно, что в определенный день этого пятивекового цикла природа находится в таком же состоянии, а светила расположены так же, как и тогда, когда Христос читал слова пророка в Назаретской синагоге.

«Господь не возвестить только пришел о лете приятном, но и принес его. Где же оно? В душах верующих. Земля никогда не будет превращена в рай, пока будет существовать настоящий порядок вещей; но она есть и будет поприщем приготовления к райской жизни. Начатки ее полагаются в душе; возможность сему в благодати Божией; благодать же принес Господь наш Иисус Христос - принес, следовательно, для душ лето приятное. Кто слушает Господа и исполняет все заповеданное Им, тот получает благодать и силою ее наслаждается в себе летом приятным», - писал о дне Новолетия Свт. Феофан Затворник.

По своему содержанию Новолетие - праздник духовный. Однако с 1492 г. на Руси он имел уже не только церковное, но и государственное значение.

Главное торжество совершалось в Москве на Соборной площади Кремля.Сооружали помост, с которого митрополит и великий князь возвещали об окончании года и поздравляли народ. Митрополит святил воду и кропил князя и стоявших вокруг горожан, и все поздравляли друг друга.

В Новолетие было принято первый раз представлять народу наследника престола, когда он достигал совершеннолетия (14 лет). Будущий князь выступал с помоста с публичной речью.

Именно в Новолетие 1598 г. на царство венчался Борис Годунов.

На Руси Новый год праздновали 1 сентября до тех пор, пока великий реформатор Петр I не захотел внести изменения в календарь. В 1699 г. Петр повелел отмечать Новолетие 1 января, как это было принято в Европе.

Церковная традиция отмечать Новолетие 1 сентября сохранилась и до сегодняшнего дня.

Ольга Богданова

Источник: www.taday.ru