Frontpage Slideshow | Copyright © 2006-2011 JoomlaWorks Ltd.

Тебе поем!


Иисусова молитва

Изречения великих

Крест освятил вселенную; он рассеял тьму и возвратил свет, он потребил заблуждение; он собрал народы от востока и запада, севера и юга, и соединил их любовью в единую Церковь, в единую веру, в единое крещение.

Преподобный
Ефрем Сирин

Свет Христов просвещает всех!

Книги Нового Завета

Евангелие от Матфея

Евангелие от Марка

Евангелие от Луки

Евангелие от Иоанна

Молитвы

Молитвы утренние

Молитвы на сон грядущим

Шестопсалмие

Псалтирь

Иисусова молитва

Последование
ко Святому Причащению

Акафист Сладчайшему Господу нашему Иисусу Христу

Акафист Пресвятой Богородице

Акафист Николаю Чудотворцу

Рекомендуем

«Зазимки»
Стихотворение Бориса Пастернака читает Александр Феклистов

Павел Флоренский. «Столп и утверждение Истины»

«Гляну в поле, гляну в небо...»
Стихотворение Сергея Есенина читает Сергей Безруков

«Таинство Евхаристии»
Фильм митрополита Илариона (Алфеева) из цикла «Человек перед Богом»

«И цветы, и шмели...»
Стихотворение Ивана Бунина читает Александр Голубев

Крещение Господне. Песнопения праздника

«Крещение»
Фильм митрополита Илариона (Алфеева) из цикла «Праздники»

«Святитель Николай»
Фильм митрополита Илариона (Алфеева) из цикла «Праздники»

Молитва о Святой Руси

«Снег идет»
Стихотворение Бориса Пастернака читает Александр Феклистов

«Царице моя Преблагая».
Исполняет Патриарший хор Храма Христа Спасителя (Б. М. Феоктистов).

«Слово».
Стихотворение Николая Гумилева. читает Константин Хабенский

«Обитель».
Фильм Аркадия Мамонтова

«Земле русская».
Cтихира Русским святым

«Христос».
Стихотворение Николая Гумилева читает Константин Хабенский

Протоиерей Александр Шмеман.
Зачем нужны святые

Митрополит Антоний Сурожский.
Почему я не боюсь смерти

Храм святого Саввы. Белград

«Исповедь, молитва и пост».
Фильм митрополита Илариона (Алфеева) из цикла «Человек перед Богом»

«Евангелие Достоевского».
Фильм митрополита Илариона (Алфеева)

«Русалим. В гости к Богу».
Документальный фильм

Акафист Иисусу Сладчайшему

«Старцы и русская литература. Александр Пушкин».
Документальный фильм

«Родина».
Cтихотворение Михаила Лермонтова читает Сергей Шакуров.

«Наш век».
Стихотворение Федора Тютчева читает Георгий Тараторкин

«Монастырь».
Стихотворение Евдокии Ростопчиной читает Мария Порошина

«Женщины Библии».
Православная энциклопедия

«Великое славословие».
и другие песнопения

«О Страшном Суде».
Евангельские чтения

Хор братии Валаамского монастыря.
Регент хора иеродиакон Герман (Рябцев)

«Митрополит Антоний Сурожский».
Фильм из цикла «Проповедники»

«Святой Иоанн Кронштадтский».
Фильм Аркадия Мамонтова

«Глас веков».
Концерт хора Сергия Кривобокова

«Русская Православная Церковь в XIX веке».
Лекция Натальи Юрьевны Суховой

«Церковь».
Лекция протоиерея Вадима Леонова

«Горняя песнь».
Фильм о русском женском монастыре близ Иерусалима.

«Царице моя Преблагая».
Патриарший хор Храма Христа Спасителя

Полезные ссылки

Рождественское послание Высокопреосвященнейшего Никона, митрополита Липецкого и Задонского, всем пастырям, монашествующим и верным чадам епархии

«Небо и земля днесь совокупишася, рождшуся Христу.
Днесь Бог на землю прииде, и человек на Небеса взыде.
Днесь видим есть плотию, естеством невидимый, человека ради» (1)

Возлюбленные о Господе достопочтенные отцы-пастыри, честные иноки и инокини, благочестивые миряне! Сегодня мы празднуем Пришествие в мир Христа Спасителя.

С этим радостным для каждого верующего сердца событием искренне поздравляю Вас всех! Пусть Богомладенец озарит души людские добром, светом, чтобы они стали немного человечнее, гуманнее, отзывчивее, милосерднее – и чуточку счастливее.

Каждый год повторяются на Рождественских службах одни и те же слова. Но частенько мы пропускаем их мимо ушей: усталость ли от ночного бдения, невнимательность из-за утомления, суета, шум ли в храме, нечеткое пение и чтение или же радостная восторженность мешает нам досконально вслушаться в словеса праздничных стихир, тропарей и канонов… А как красивы они, каким особенным слогом написаны, каким неповторимым смыслом и торжественностью проникнуты!

В них вся история праздника. В них триумф: «Ликуй, вселенная, услышавши, прослави со Ангелы и пастырьми…»(2). Радость и веселие: «Веселитеся, праведнии; Небеса, радуйтеся; взыграйте, горы…». И славословие Господа: «Неизреченне Господи, слава Тебе!»(3) И благодарность Ему за таковое снисхождение к нам, грешным: «В рабех кесаревым повелением напи

сатися покорься, и нас, рабы сущия, врага и греха свободил еси, Христе»(4), – т.е. признательность Богу Неба и земли за то, что Он, подчинившись кесареву повелению вписаться в число рабов, освободил и нас, рабов врага и греха.

В богослужебных песнопениях также и восхищение и преклонение пред Господом: «Что Тебе принесем, Христе, яко явился еси на земли яко Человек нас ради»(5). Вот эти слова – «человека ради», «нас ради», «человеколюбия ради» – очень часто в том или ином варианте повторяются на протяжении всей службы, как бы обращая наше внимание: зачем Господь пришел на землю? из каких соображений? для чего? – «Нас бо ради родися Отроча Младо, Превечный Бог» (6).

Вся земная жизнь Спасителя, от Рождества и до Гроба, посвящена нам, она для нас, из-за нас. С Неба сошел Он (см. Ин. 6:38), «родился от Жены, подчинился закону» (Гал. 4:4), убожества яслей не погнушался (см. Лк. 2:7), пеленами повит был(7), плотью облекся (см. Ин. 6:51), Человеком стать изволил (см. Ин. 1:14). И это только начало! Далее были тридцать три года, полные лишений, страданий, труда, терпения и уничижения! Всем, чем мог для нас пожертвовать, Он пожертвовал. Воплотившись, не пребывал телесно в раю, на Небе, среди ангелов – на землю сошел, к людям грешным, подчас жестоким, грубым. Не восседал в царском дворце на троне – трудился простым плотником, пешком исходил дороги Израиля. Проповедовал, страдал, исцелял, утешал, плакал и творил чудеса – опять же, во имя милосердия Своего к роду людскому.

Святитель Василий Великий, ужасаясь, что «столь славное Солнце является в грязи», с умилением пишет нам: «Он для того родился, чтобы очистить тебя через сродственное с тобой естество. Он для того возрастает, чтобы сделать тебя родным через тесное общение. О, глубина благости и человеколюбия Божия! Вместо этой превосходящей щедрости мы не верим Благодетелю; вместо великого человеколюбия Владыки мы противимся быть Его рабами. О, это неуместное и лукавое безрассудство!»

Господь сделал для нас что мог, отдал нам всё, всего Себя, и самую жизнь Свою. По сравнению с такой Жертвой что можем дать Ему мы? Любой наш поступок, дар, подношение будут ничтожно малы. Но это не значит, что не стоит даже и стараться. Насколько возможно, каждый из нас пытается внести свою лепту, отблагодарить Господа, принести Ему наши малые дары, как и волхвы в свое время сделали это, возложив к Его ногам ладан, золото и смирну (см. Мф. 2:11).

Так и мы – по мере сил и всякий на своем поприще – приносим Господу наши умения, таланты, достижения. В сфере епархиальной деятельности – это освящение всё новых храмов, просветительская работа. В минувшем году на Липецкую землю неоднократно привозимы были различные святыни для поклонения. В октябре у нас несколько дней пребывал ковчег с частицей мощей святителя Тихона, патриарха Московского и всея Руси. В эти же дни проходил Региональный этап XXVI Международных Рождественских образовательных чтений на тему «Нравственные ценности и будущее человечества», где были затронуты проблемы образования, истории, культуры, социального служения и духовного просвещения народа. Работа секций отразила многообразие сторон служения Церкви помимо богослужебной жизни. Состоялись тематические конференции, семинары, круглые столы, мастер-классы в различных образовательных учреждениях Липецкой области от детских садов до вузов, а также в Главном управлении МЧС России по Липецкой области, Областном центре культуры, народного творчества и кино, на приходах храмов. Данное мероприятие, проводимое ежегодно, объединяет людей, трудящихся в Церкви, и работников светских структур, склонных видеть в Православии опору для государства и общества. Также в этом году Рождественские чтения сопровождала православная книжная выставка-форум «Радость Слова»…

Но, как пишет в «Толковании на Евангелие от Матфея» Евфимий Зигабен, греческий монах и богослов XI–XII века, «…ты же знай, что как волхвы не увидели бы Христа, если бы не ушли далеко от своей страны, так и ты не увидишь Его, если не уйдешь далеко от земных страстей». Т.е. в первую очередь Богу нужна наша работа над собой, совершенствование души, постройка внутреннего храма. А «кирпичики» для него собираются постепенно, один за другим: стараться сдержать себя, когда хочется «взорваться»; подарить капельку душевного тепла ближнему, когда «своих скорбей хватает»; сделать усилие поступить благочестиво, несмотря на то что влечет, может быть, «широко разгуляться»… Ныне у нас Рождество, наступают Святки. Как мы обычно проводим эти праздничные дни? Прп. Паисий Святогорец говорит: «Люди мирские стремятся постичь смысл Рождества Христова с помощью жареной свинины». И святитель Тихон Задонский предостерегает нас, чтобы не проводили праздники «в пьянствах, нечистотах, похотях, бесчинных пиршествах, богомерзких и блудных песнях, в кулачных боях, позорищах, конских ристаниях и в прочих бесчинных веселостях». «Радость» не означает «разнузданность». Хотя, конечно, пост кончился – и утешиться немного можно. Но всё хорошо в меру. Тот же свт. Тихон разрешал даже «во славу Божию испить вина или чего другого, для того чтобы в такие дни при душевном веселье было и телесное утешение, чтобы человек и духом и телом радовался. Радуясь же сердцем – и устами Бога Благодетеля благодарил».

Будем же и мы, дорогие, в благодарности сердца Родившемуся для нас Спасителю воспевать: «Слава в Вышних Богу, и на земли мир, дарова бо пришествие Твое, Спасе наш, слава Тебе!» (8).

Митрополит Липецкий и Задонский Никон

 

[1] Из песнопений службы в честь Рождества Христова – Вечерня, стихира на литии, глас 1.

[2] На Часах кондак, глас 3.

[3] Стихиры на Хвалитех, глас 4

[4] Песнь 5-я канона.

[5] Стихиры на «Господи, воззвах», глас 2.

[6] Кондак Праздника, глас 3.

[7] «В яслех скотиях возлежит и пеленами повивается» (Песнь 6-я канона).

[8] Стихиры на литии, глас 1.