Frontpage Slideshow | Copyright © 2006-2011 JoomlaWorks Ltd.

Тебе поем!


Иисусова молитва

Изречения великих

Крест освятил вселенную; он рассеял тьму и возвратил свет, он потребил заблуждение; он собрал народы от востока и запада, севера и юга, и соединил их любовью в единую Церковь, в единую веру, в единое крещение.

Преподобный
Ефрем Сирин

Свет Христов просвещает всех!

Книги Нового Завета

Евангелие от Матфея

Евангелие от Марка

Евангелие от Луки

Евангелие от Иоанна

Молитвы

Молитвы утренние

Молитвы на сон грядущим

Шестопсалмие

Псалтирь

Иисусова молитва

Последование
ко Святому Причащению

Акафист Сладчайшему Господу нашему Иисусу Христу

Акафист Пресвятой Богородице

Акафист Николаю Чудотворцу

Рекомендуем

«Зазимки»
Стихотворение Бориса Пастернака читает Александр Феклистов

Павел Флоренский. «Столп и утверждение Истины»

«Гляну в поле, гляну в небо...»
Стихотворение Сергея Есенина читает Сергей Безруков

«Таинство Евхаристии»
Фильм митрополита Илариона (Алфеева) из цикла «Человек перед Богом»

«И цветы, и шмели...»
Стихотворение Ивана Бунина читает Александр Голубев

Крещение Господне. Песнопения праздника

«Крещение»
Фильм митрополита Илариона (Алфеева) из цикла «Праздники»

«Святитель Николай»
Фильм митрополита Илариона (Алфеева) из цикла «Праздники»

Молитва о Святой Руси

«Снег идет»
Стихотворение Бориса Пастернака читает Александр Феклистов

«Царице моя Преблагая».
Исполняет Патриарший хор Храма Христа Спасителя (Б. М. Феоктистов).

«Слово».
Стихотворение Николая Гумилева. читает Константин Хабенский

«Обитель».
Фильм Аркадия Мамонтова

«Земле русская».
Cтихира Русским святым

«Христос».
Стихотворение Николая Гумилева читает Константин Хабенский

Протоиерей Александр Шмеман.
Зачем нужны святые

Митрополит Антоний Сурожский.
Почему я не боюсь смерти

Храм святого Саввы. Белград

«Исповедь, молитва и пост».
Фильм митрополита Илариона (Алфеева) из цикла «Человек перед Богом»

«Евангелие Достоевского».
Фильм митрополита Илариона (Алфеева)

«Русалим. В гости к Богу».
Документальный фильм

Акафист Иисусу Сладчайшему

«Старцы и русская литература. Александр Пушкин».
Документальный фильм

«Родина».
Cтихотворение Михаила Лермонтова читает Сергей Шакуров.

«Наш век».
Стихотворение Федора Тютчева читает Георгий Тараторкин

«Монастырь».
Стихотворение Евдокии Ростопчиной читает Мария Порошина

«Женщины Библии».
Православная энциклопедия

«Великое славословие».
и другие песнопения

«О Страшном Суде».
Евангельские чтения

Хор братии Валаамского монастыря.
Регент хора иеродиакон Герман (Рябцев)

«Митрополит Антоний Сурожский».
Фильм из цикла «Проповедники»

«Святой Иоанн Кронштадтский».
Фильм Аркадия Мамонтова

«Глас веков».
Концерт хора Сергия Кривобокова

«Русская Православная Церковь в XIX веке».
Лекция Натальи Юрьевны Суховой

«Церковь».
Лекция протоиерея Вадима Леонова

«Горняя песнь».
Фильм о русском женском монастыре близ Иерусалима.

«Царице моя Преблагая».
Патриарший хор Храма Христа Спасителя

Полезные ссылки

Святитель Тихон отвечает любовью

Беседа с насельником Рождество-Богородицкого Задонского монастыря …

В начале октября Благовещенская церковь на Васильевском острове отмечала 250-летие со дня освящения первого престола. В праздничные дни здесь много говорили о святителе Тихоне Задонском  - ведь именно он в 1762 году освятил Благовещенский храм.

Поздравить храм с юбилеем приехали насельники Рождество-Богородицкого Задонского монастыря, иеромонахи Гавриил (Мельников) и Александр (Лавлинский). Они привезли в дар Благовещенской церкви икону святителя Тихона с частицей его мощей.

И икона святителя на аналое, и присутствие за богослужениями монахов создавали ощущение, что приход храма каким-то образом перенёсся в Задонский монастырь. Тихие монашеские возгласы звучали особенно проникновенно на фоне торжественного партесного пения. А краткие слова отца Гавриила, произнесённые с амвона или в личной беседе с прихожанами, запоминались потому, что были исполнены искренней и внимательной любви к каждому.

Отец Гавриил нашёл время ответить и на несколько «журналистских» вопросов - о Санкт-Петербурге, о святителе Тихоне Задонском и о той России, которая находится далеко от столиц.

- Отец Гавриил, поделитесь, пожалуйста, Вашими впечатлениями от Санкт-Петербурга. Каким Вы видите его - светской северной столицей или святым градом?

- Я с Петербургом хорошо знаком, потому что, живя в Задонском монастыре, заочно учился здесь в экстернатуре Духовной академии. Я постоянно молился у питерских святынь и знаю, какая огромная возле них благодать. Блаженная Ксения Петербургская, благоверный князь Александр Невский, праведный Иоанн Кронштадтский, преподобный Серафим Вырицкий - это только малая часть петербургских святых. Сейчас среди них появились и новомученики - священномученик Вениамин, священномученик Серафим... Все они хорошо известны нам в Задонске. Получив такую огромную благодать в Санкт-Петербурге, явную помощь от святых, на этот город можно смотреть только как на святой град.

Конечно, в каждом городе сейчас много и светского, и духовного. Как и во всяком крупном городе, в Петербурге много греха и зла, - но есть и огромный пласт духовности.  В Петербурге служат замечательные священники, старцы - например, отец Иоанн Миронов и другие опытные духовники. Они прошли трудный советский период и приобрели огромный опыт духовной жизни. А кто-то из этих батюшек уже почил...

Здесь есть свои, питерские традиции духовной жизни - поста, Причащения. Это действительно крупный духовный центр. К тому же город выстоял в блокаду, и в это время  ему тоже покровительствовали святые - в частности, святая равноапостольная Нина. Казалось бы, она очень далека от Петербурга. Но она являлась митрополиту Зиновию - великому глинскому старцу, который во время блокады жил в Грузии и много молился за Петербург. В видении митрополит Зиновий узрел Матерь Божию и перед Ней - святую Нину. Падали её слёзы, крупные, как виноград, когда она молилась за осаждённый город.   Дата снятия блокады приходится на день памяти этой святой - 27 января. Поэтому Петербург находится и под покровительством святой равноапостольной Нины.

Многие святые были посвящены в сан именно в Санкт-Петербурге. Вот и святитель Тихон Задонский был посвящён во епископы в Петропавловском соборе...

- Как Вы думаете, Благовещенская церковь, освящённая святителем Тихоном, действительно может надеяться на его особую помощь? Сохраняется ли связь храма с освятившим его подвижником?

- Конечно, сохраняется! Как писал один современный богослов, Царство Небесное - это мир вечной памяти, а не вечного забвения. Святые прекрасно помнят всех, кого они оставили на земле, те места,  где они бывали. С одной стороны, они уже принадлежат Вечности, они выше всего земного. Но, с другой стороны, они помнят нас, помнят родной город и монастырь, покровительствуют им. Например, святой Димитрий Солунский покровительствовал Фессалоникам. Когда на его родной город нападали дикие славяне, он являлся и спасал его от нашествия. И святой Тихон, конечно, прекрасно помнит на небесах, что он благословил этот храм. Я думаю, что он продолжает покровительствовать ему и молиться на этом месте. Когда епископ или священник освящает какое-то место, жилище или храм, он оставляет там частичку своей души. Потом он помнит это место и молится о нём.

К тому же прихожане Благовещенского храма почитают святителя Тихона, молятся ему и, конечно, он отвечает им любовью. Теперь здесь уже будет две иконы с его мощами - одна в неподвижном киоте, другая - переносная.

- В житии святителя Тихона говорится, что он особенно любил общаться в простыми людьми и постоянно помогал нуждающимся. А сейчас вам рассказывают о каких-то случаях, когда святой помогает бедным, может быть, находящимся на грани отчаяния?

- Бывают такие случаи! Допустим, такой простой, живой пример: человек долго не мог найти работу. Приехал к мощам святителя Тихона, помолился - и буквально в этот же день ему позвонили и предложили хорошую работу.

У мощей святителя Тихона происходит много исцелений, особенно - от недуга уныния. Ведь святителя Тихона в некоторые годы жизни тоже преследовали уныние, печаль, тоска. Враг рода человеческого вёл с ним борьбу, как и со всяким подвижником, и навевал на него дух беспричинной печали. Святитель Тихон победил это дьявольское наваждение молитвой и добрыми делами, и теперь помогает избавиться от уныния другим.

Случаев такой помощи очень много. Например, в Германии, недалеко от границы с Францией, живёт раб Божий Игорь. Некоторое время назад в жизни у него были проблемы, и он сильно унывал. Ему прислали из Задонска ламинированную иконочку святителя Тихона, и Игорь положил её в Псалтирь. Когда он снова открыл её, то оказалось, что листы слиплись. Игорь стал разъединять листы и увидел, что они промокли от мира, которое истекало от иконочки святителя. Крупные пятна мира выделили именно те слова, которые утешили Игоря и дали ответ на его животрепещущие вопросы. Так святитель Тихон утешил его в очень тяжёлую минуту. Потом этот человек принял дьяконский сан, а сейчас он, может быть, уже и священник. Служение он несёт в православной церкви за рубежом.

А один мальчик ушиб ножку, и у него начинался туберкулёз кости. Отец привёз мальчика к мощам святителя, они помолились, - и ножка без помощи врачей стала постепенно заживать.

У другого человека семь месяцев на ноге был свищ - язва с гнойным каналом, уходящим вглубь. Он приехал к мощам святителя Тихона, помолился - и свищ зажил... Всего не перечислишь, но помощь от святителя получают очень многие люди!

- Батюшка, вы упомянули об унынии... Наверное, многим знакома беспричинная тоска, которая окрашивает всё происходящее в чёрный цвет. Это действительно действие духа злобы? Как с ним бороться?

- Это чаще всего дьявольское искушение, а может быть, духовная болезнь или душевная рана.  Если тоска действительно беспричинна - это, скорее всего, какое-то бесовское нападение, наваждение. Но она преодолевается частым Причащением, исповедью, Иисусовой молитвой, которую необходимо как можно чаще творить в таких состояниях. 90-й псалом очень помогает, Евангелие утешает, Псалтирь отгоняет от нас всё плохое, умиротворяет сердце. Здесь духовные средства нужны, а иногда и просто участие хорошего верующего человека. Святитель Тихон врачевал дух печали с помощью добрых дел: он старался делать их больше и больше. Помогал бедным, несчастным, и в этом находил огромное утешение. Добрые дела необходимо делать, чтобы наше сердце смягчалось, умиротворялось - и дух уныния, печали постепенно отступит.

- Отец Гавриил, у святителя Тихона очень много богословских трудов. С чего стоит начать знакомство с ними?

- Да, много у святителя трудов замечательных! Может быть, самое простое - это «Сокровище духовное, от мира собираемое». Там он берёт самые простые, даже бытовые примеры из жизни и извлекает из них духовный смысл. Допустим, смотрим мы на лужицу: она прозрачная, но на дне у неё муть. Стоит немножечко её всколыхнуть - и муть сразу же заполняет всю лужицу. Так же и наше сердце: казалось бы, оно спокойное, мирное. Но стоит только немножечко нас затронуть - и муть греха поднимается со дна и начинает заполнять всё сердце через зависть, злость, обиду... Святитель Тихон пишет о том, как мы должны беречь своё сердце, стараться не допускать туда плохое, грязное. На таких простых примерах он раскрывает глубокие духовные вопросы.

Есть у святителя и другие замечательные произведения. Например, «Наставления о личных обязанностях каждого христианина». Это небольшое произведение о том, как мы должны относиться друг к другу, как каждый должен соответствовать своему призванию, на своём месте делать добро, выполнять волю Божию. Сейчас очень важно, чтобы каждый человек честно, порядочно себя вёл, добросовестно выполнял свои обязанности - и уже жизнь будет лучше!

Более глубокие произведения святителя - это двухтомник «Об истинном христианстве». Это уже учебник нравственного богословия - но богословия тёплого, живого. За эту теплоту  святитель Тихон и был столь почитаем в народе как святой и как писатель. Если я не ошибаюсь, тираж его произведений превосходил даже тираж Пушкина. Так он был любим людьми за его простое, живое, сердечное, благодатное слово. Святитель Тихон чем-то напоминает святого Иоанна Златоуста, потому что Златоуст писал для всех - и для монахов, и для мирян. И у святителя Тихона не чисто аскетические труды, а произведения для всех.

У нас в монастыре есть послушники и монахи, которые с огромным удовольствием читают творения святителя Тихона. Один из них мне сказал, что сейчас многие сразу берутся читать глубокие книги, а хорошо бы начать знакомство с духовной литературой именно со святителя Тихона. Это азбука, основы духовной жизни, а в наше время люди зачастую и азбуки не знают. Что-то более сложное - например, «Добротолюбие» - человек может вначале и не понять. А святитель Тихон Задонский и, может быть, святитель Игнатий Брянчанинов начинают с самого основного, элементарного. Правда, слог святителя Тихона тяжеловат, но есть хорошие современные издания, которые «переводят» его творения на современный язык.

Достоевский восхищался святителем Тихоном и считал, что, может быть, это тот положительный тип, который так долго ищет русская литература. Вот какая это многогранная, удивительная личность!

В Задонском монастыре находятся и мощи святителя, и источники, которые он ископал  своими руками. Эта святыня, эта благодать нас поддерживает, подпитывает очень сильно. Хотя мы уже привыкли к этому и, может быть, порой чего-то не замечаем. Но иногда  помощь святителя Тихона чувствуется очень явно!

- Сейчас часто говорят о духовном возрождении России, и в Москве и Петербурге многие действительно идут в храм. А в глубинке это заметно?

- В обществе идёт духовное расслоение... Действительно, молодёжь и дети приходят в храм, Православие постепенно входит в школы. И в то же время растёт пьянство и наркомания.  Это не то возрождение, на которое мы надеялись, хотелось бы большего! Такое же расслоение было и перед революцией, и во время неё. Достоевский называл русский народ богоносцем, а Белинский говорил, что это безбожный народ. В русском народе две эти крайности и сейчас, к сожалению, уживаются. С одной стороны, у нас десятки тысяч новомучеников, с другой - сотни тысяч отрекшихся безбожников.

Сегодня многие идут в храм, возрождаются человеческие души - хотя несколько лет назад таких людей было больше. Сейчас уже какой-то спад происходит, как мне кажется. Но мы на исповеди стоим по много часов, и каждый день приходит огромное количество людей, которые каются в первый раз. В то же время, если заехать подальше, то мы увидим разрушение и гибель деревень. Целые деревни спиваются - и молодёжь, и люди среднего возраста.

Происходит очень сложная духовная борьба за души, и чем она закончится, пока трудно предсказать. Но однозначно говорить о возрождении России, я думаю, преждевременно.

Беседовала Ольга Надпорожская
Источник: http://ruskline.ru