Тебе поем!
Рекомендуем
18 мая, среда
https://script.pravoslavie.ru!Религиозное образование
Актуальная информация
Изречения великих
Покаяние – сущность христианской жизни. Вся жизнь христианина есть покаяние.
Священномученик Иларион (Троицкий)
Церковь и мир
УПЦ продолжают подвергать гонениям: рейдерство, насильственные «переводы» и угрозы священникам
14.05.2022
В Красноярской епархии объявлен сбор помощи для погорельцев
13.05.2022
В 77-ю годовщину Великой Победы в Берлине совершено поминовение воинов-освободителей
12.05.2022
В Донецкой епархии сильно пострадали скиты Святогорской лавры и два храма
11.05.2022
14 тонн продуктов Церковь передала жителям Херсонской области
27.03.2022
Во время обстрела белгородской Журавлёвки погиб военный священник
25.03.2022
В одной из церквей Афин замироточили распятие и икона Богородицы
23.03.2022
Свет Христов просвещает всех!
Книги Нового Завета
Евангелие от Матфея
Евангелие от Марка
Евангелие от Луки
Евангелие от Иоанна
Первое послание
к Коринфянам
апостола Павла
Молитвы
Последование
ко Святому Причащению
Акафист Сладчайшему Господу нашему Иисусу Христу
Акафист Пресвятой Богородице
Акафист Николаю Чудотворцу
Рекомендуем
Песни о войне и песни военных лет
Главный храм Вооруженных сил России
«Богословие иконы».
Лекция митрополита Илариона (Алфеева)
Михаил Ломоносов. «Преложение псалма 14». Читает Валерий Баринов
«Сретенье».
Стихотворение Иосифа Бродского читает протоиерей Александр Шмеман.
«Исповедь, молитва и пост».
Фильм митрополита Илариона (Алфеева) из цикла «Человек перед Богом»
«Евангелие Достоевского».
Фильм митрополита Илариона (Алфеева)
«Русалим. В гости к Богу».
Документальный фильм
Храм Покрова на Нерли.
Видеообзор
«Старцы и русская литература. Александр Пушкин».
Документальный фильм
«Родина».
Cтихотворение Михаила Лермонтова читает Сергей Шакуров.
«Наш век».
Стихотворение Федора Тютчева читает Георгий Тараторкин
Смерть Достоевского.
Рассказ митрополита Илариона (Алфеева)
«Монастырь».
Стихотворение Евдокии Ростопчиной читает Мария Порошина
«Три святителя».
Документальный фильм
«Женщины Библии».
Православная энциклопедия
«Великое славословие».
и другие песнопения
«О Страшном Суде».
Евангельские чтения
«Сретение».
Стихотворение Иосифа Бродского читает протоиерей Александр Шмеман
Хор братии Валаамского монастыря.
Регент хора иеродиакон Герман (Рябцев)
«Митрополит Антоний Сурожский».
Фильм из цикла «Проповедники»
«Христос».
Стихотворение Николая Гумилева читает Константин Хабенский
«Святой Иоанн Кронштадтский».
Фильм Аркадия Мамонтова
«Глас веков».
Концерт хора Сергия Кривобокова
«Просительная ектения».
Братский хор Почаевской лавры
«Русская Православная Церковь в XIX веке».
Лекция Натальи Юрьевны Суховой
«Церковь».
Лекция протоиерея Вадима Леонова
«Горняя песнь».
Фильм о русском женском монастыре близ Иерусалима.
«Родина».
Cтихотворение Михаила Лермонтова читает Сергей Шакуров
«Царице моя Преблагая».
Патриарший хор Храма Христа Спасителя
«Русь еще жива...».
Документальный фильм Валентины Матвеевой, посвященный творчеству иеромонаха Романа (Матюшина).
«Богородице, Дево, радуйся!».
Сергей Рахманинов
«Значение и устройство православного храма».
Лекция протоиерея Игоря Фомина
«Бог»
Стихотворение Дмитрия Мережковского читает Владимир Зайцев
«Святитель Григорий Палама и споры о богопознании».
Лекция доцента, кандидата богословия игумена Даниила (Шленова)
«Богословие иконы».
Лекция митрополита Илариона (Алфеева)
«Мой ангел».
Стихотворение Афанасия Фета читает Сергей Чонишвили
«Свете тихий».
Стихотворение Поликсены Соловьёвой читает Екатерина Васильева
Полезные ссылки
Официальный сайт
Московского Патриархата
Официальный сайт
Липецкой митрополии
«Православие.ру»
Информационный портал
«Православие и мир»
Ежедневное интернет-СМИ
Синодальный информационный отдел
Русской Православной Церкви
«Фома»
Православный журнал
«Седмица.ру»
Православный сайт
«Православное христианство»
Каталог православных ресурсов сети Интернет
«Православное образование»
Синодальный отдел религиозного образования и катехизации
Отдел религиозного образования и катехизации Липецкой епархии
Радио Вера
светлое радио
Хвалите Бога, храните Бога!
Словно огонек свечи сияет над Древне-Успенской церковью золотой крест, и далеко слышится призывный звон малой колокольни. Скоро начнется заутреня. Именно здесь когда-то в журчании целительных вод живоносного источника наш великий земляк, преподобный Амвросий Оптинский, услышал потаенное: «Хвалите Бога! Храните Бога!..», о чем говорил своему келейнику даже на смертном одре.
На литургии
Я смиренно ступаю под шатровые своды притвора Древне-Успенской церкви с неяркой, как будто сквозь пелену времен проступающей росписью по стенам.
Справа от алтаря, на поставце, икона Иверской Божией Матери безыскусного, но сердечного монашеского письма, принесенная сюда с Афона. При ней ларец с мощами святителей Митрофана Воронежского и Тихона Задонского. Клирос полнит храм ангельским пением. Кажется, даже стены глуховато-задумчиво поют о чем-то далеком и древнем, каменными дланями ужимая пространство храмовых палат. А совсем рядом, в тверди земной, «прародители» Древне-Успенской церкви – уединенные монашеские кельи. Говорят, еще во времена своего странничества чудотворец Иларион Троекуровский указал их потаенные места, а потом и сам изрыл пять пещер в Воловском овраге, создав собственную монашескую общину. Три тысячи поклонов совершал этот великий пустынник каждый день, а ночи напролет молился о небесной помощи неведомым путникам.
К нему-то и явился Александр Гренков, будущий старец Амвросий Оптинский, чтобы услышать пророческие слова: «Иди в Оптину. Там ты нужен…»
Совершается второй чин литургии – литургия оглашенных. После пения великой ектеньи и антифонов батюшка в сопровождении юных послушников выходит с Евангелием. Сознание постепенно погружается в молитвенное трезвение…
Литургия венчается таинством причащения. Свет в храме приглушен, с клироса доносится полная невыразимой нежности песнь всепрощения. После вкушения Плоти и Крови Христовой все прикладываются к кресту. Звучит благовест, приходит время отпуста.
Выйдя на паперть, батюшка погружает большой серебряный крест в чашу с водой живоносного источника и, мягко улыбаясь, окропляет ею прихожан. С детской радостью тянутся к жемчужным каплям ладони...
Я возвращаюсь в мир, но меня не оставляют мысли о великих подвижниках благочестия.
Христа ради юродивые
Подвиг юродства на Руси считается более высоким, нежели подвиги странничества и даже аскетического столпничества. Ведь юродивый полностью смиряет гордыню, отдавая свою жизнь на жертвенное служение людям. Таких местночтимых святых у нас известно немало. Среди них особо выделяется Ваня Чижов, прозванный Иваном Безрукавым. В любые морозы ходил он босым, в длинной холщевой рубахе и никогда не просил пищи. Привязанным к поясу лыковым корцем он зачерпывал где-нибудь воды и окроплял ею тех, кто нуждался в избавлении от боли. Иван Безрукавый обладал также даром вызывания дождя. Если же он перебрасывал кому-либо через забор камешек, то в доме ждали беды: пожара, кражи или смерти близких. Провидчески предсказал он и час собственной кончины.
Не менее интересна и судьба Ивана Васильевича (Васильева), материал о котором был собран прихожанами Древне-Успенской церкви. Блаженный Иоанн был крепок и сухощав. До глубокой старости на щеках его играл детский румянец, светлые глаза лучились добротой, а борода была белее снега. Из великого смирения он целовал руки у всех, кто обращался к нему за помощью.
Во времена гонений на Церковь блаженный Иоанн, собрав нехитрый провиант и взяв с собой образок Богородицы Живоносный Источник, по собственной воле отправился в Сибирь – к своему духовнику отцу Всеволоду.
Пешком пройдя за Урал, в зону тюменских лагерей, он незамеченным миновал вооруженную охрану, сторожевых собак, колючую проволоку и по наитию Духа Святого нашел барак, где пребывал отец Всеволод. Передал ему еду, теплую одежду, оставил иконку и так же незаметно покинул лагерь. К осени, подкрепляясь лишь подаянием да кипятком на станциях, он вернулся в Липецк.
Впрочем, ему вновь довелось побывать в тех же лагерях в начале 50-х. Все знали: Иван Васильевич помогает приходящим из ссылки священникам – кому картошки принесет, кому дров, кому нехитрую одежонку. Скорый суд вынес суровый приговор – тюменские лагеря. Каково же было изумление судей, когда блаженный Иоанн просветленно воскликнул: «К Живоносному Источнику прииду и припаду!». Действительно, у верующих ссыльных он нашел свою давнюю иконку, а уж тяготы голодной лагерной жизни ему были лишь в радость – за Христа муки принимал.
Из ссылки он вернулся в 60-е годы. До самой кончины жил вблизи Древне-Успенской церкви, тогда уже закрытой. Цветник возле дома Ивана Васильевича напоминал райский сад.
Теперь у Древне-Успенской церкви на ухоженных клумбах до глубокой осени благоухают цветы, напоминая мне те, которые росли когда-то в палисаднике блаженного Иоанна.
Владимир Коршиков,
профессор, член Союза писателей России