Frontpage Slideshow | Copyright © 2006-2011 JoomlaWorks Ltd.

Рекомендуем


Фильм
«Горняя песнь»

Архиерейские богослужения

18 ноября, вс
Никольский храм

26 ноября, пн
Преображенский храм

2 декабря, вс
Евдокиевский храм

Актуальная информация

Слово Святейшего Патриарха Кирилла на открытии XХII Всемирного русского народного собора 1.11.2018

Святейший Патриарх Кирилл встретился с участниками VIII Международного фестиваля «Вера и слово» 31.10.2018

Заявление Священного Синода РПЦ в связи с посягательством Констан­ти­но­­поль­­ско­го Патриархата на кано­ни­чес­кую территорию Русской Церкви 16.10.2018

Мощи святителя Луки (Войно-Ясенецкого) будут принесены в 17 российских городов 1.10.2018

Начинается прием творческих работ для участия в Международном детско-юношеском конкурсе «Лето Господне» 24.09.2018

Священный Синод утвердил молитвенные прошения о сохранении единства Православия 16.09.2018

Обращение Святейшего Патриарха Кирилла по случаю Дня трезвости 11.09.2018

Заявление Священного Синода Русской Православной Церкви от 8 сентября 2018 года 10.09.2018

Вышла в свет книга Святейшего Патриарха Кирилла «Русь святая, храни веру православную: К 1030-летию Крещения Руси» 26.07.2018

Подведены итоги заседания Священного Синода в Екатеринбурге 16.07.2018

Изречения великих

Человек не доживает и до ста лет, а суетится на тысячу.

Святитель
Иоанн Златоуст

Свет Христов просвещает всех!

Книги Нового Завета

Евангелие от Матфея

Евангелие от Марка

Евангелие от Луки

Евангелие от Иоанна

Первое послание
к Коринфянам

апостола Павла

Молитвы

Молитвы утренние

Молитвы на сон грядущим

Шестопсалмие

Псалтирь

Иисусова молитва

Последование
ко Святому Причащению

Акафист Сладчайшему Господу нашему Иисусу Христу

Акафист Пресвятой Богородице

Акафист Николаю Чудотворцу

Рекомендуем

«Покров».
Документальный фильм митрополита Илариона Алфеева из цикла «Праздники»

«Икона».
Документальный фильм митрополита Илариона Алфеева из цикла «Человек перед Богом»

«Я странник убогий».
Стихотворение Сергея Есенина Читает Сергей Безруков

«Рай и ад».
Что знает о них христианин?

«Наш век».
Стихотворение Федора Тютчева читает Георгий Тараторкин

«Таинство священства ».
Православная энциклопедия

«Православие на Руси».
Фильм митрополита Илариона (Алфеева) из цикла «Церковь в истории»

«Бог».
Стихотворение Дмитрия Мережковского
читает Владимир Зайцев

«Слово».
Стихотворение Николая Гумилева
читает Константин Хабенский

«Мой народ».
Стихотворение Сергея Бехтеева

«Храм Покрова на Нерли. Видеообзор

«Церковь».
Лекция протоиерея Вадима Леонова

«Митрополит Антоний Сурожский».
Фильм из цикла «Проповедники»

«Иеромонах Серафим (Роуз)».
Фильм из цикла «Проповедники»

«Христос анести!».
Тамара Романова. Записки паломницы

«Гонения на Церковь в России ХХ века».
Фильм из цикла «Церковь в истории»

«Иисус Христос и Его Церковь».
Фильм из цикла «Церковь в истории»

«Какими чистыми устами...».
Исполняет сестринский хор Свято-Тихоновского Преображенского женского монастыря

«Записки паломницы. Вифлеем».
Литературный очерк Тамары Романовой

Святитель Иоанн Златоуст о посте

«Гонения на Церковь в России ХХ века».
Фильм митрополита Илариона (Алфеева) из цикла «Церковь в истории»

«Царство Небесное».
Передача из цикла «Православная энциклопедия»

Акафист преподобному Сергию Радонежскому

«Кресту Твоему поклоняемся, Владыко...».
Исполняет хор Сретенского ставропигиального мужского монастыря (г. Москва)

«Рождество Богородицы».
Фильм митрополита Илариона (Алфеева) из цикла «Праздники»

«Церковная иерархия».
Лекция протоиерея Владимира Цыпина

«Значение и устройство православного храма».
Лекция протоиерея Игоря Фомина

«Личность Иисуса Христа».
Лекция священника Андрея Рахновского

Полезные ссылки

5 ноября. Апостола Иакова, брата Господня по плоти

Жи­тие и стра­да­ние свя­то­го Апо­сто­ла Иа­ко­ва, бра­та Гос­под­ня по пло­ти

Свя­той Иа­ков был сы­ном пра­вед­но­го Иоси­фа, ко­то­ро­му бы­ла об­ру­че­на Пре­чи­стая Де­ва. От юно­сти воз­лю­бил он стро­гое жи­тие: ни­ко­гда не вку­шал раз­лич­ных бра­шен, не упо­треб­лял мас­ла, но один толь­ко хлеб слу­жил ему пи­щею; так­же ни­ко­гда он не пил ни ви­на, ни дру­го­го ка­ко­го-ли­бо хмель­но­го на­пит­ка, но уто­лял жаж­ду во­дой; не по­се­щал он и ба­ни, – сло­вом, от­вер­гал все, что до­став­ля­ло те­лу удо­воль­ствие; на те­ле сво­ем он по­сто­ян­но но­сил гру­бую вла­ся­ни­цу; все но­чи по­свя­щал он мо­лит­ве, за­бы­ва­ясь сном лишь на ко­рот­кое вре­мя; от ча­стых зем­ных по­кло­нов ко­жа на ко­ле­нах у не­го за­гру­бе­ла на по­до­бие вер­блю­жьей. Чи­сто­ту дев­ства сво­е­го Иа­ков со­блю­дал до кон­ца сво­ей жиз­ни.

О том, по­че­му он на­зы­ва­ет­ся бра­том Бо­жи­им, до­шло до нас та­кое пре­да­ние. Ко­гда отец его Иосиф раз­де­лял зем­лю меж­ду сво­и­ми детьми от пер­вой же­ны, он за­хо­тел дать так­же не­ко­то­рую часть и Гос­по­ду Иису­су Хри­сту, ро­див­ше­му­ся от Пре­чи­стой Де­вы, об­ру­чен­ной Иоси­фу; все сы­но­вья Иоси­фа вос­про­ти­ви­лись се­му же­ла­нию их от­ца; один лишь Иа­ков при­нял Иису­са Хри­ста (то­гда еще ма­ло­го от­ро­ка) в сов­мест­ное вла­де­ние сво­ею ча­стью, по­че­му и стал на­зы­вать­ся бра­том Гос­под­ним. На­зва­ние сие бы­ло да­но Иа­ко­ву так­же и по сле­ду­ю­ще­му слу­чаю. Ко­гда Гос­подь наш Иисус Хри­стос во­пло­тил­ся, и Пре­чи­стая Де­ва Бо­го­ро­ди­ца бе­жа­ла с Ним в Еги­пет, то­гда и Иа­ков бе­жал вме­сте с ни­ми, со­пут­ствуя Пре­чи­стой Бо­го­ро­ди­це и свя­то­му Иоси­фу, от­цу сво­е­му.

Ко­гда Иисус Хри­стос до­стиг со­вер­шен­но­лет­не­го воз­рас­та и учил на­род о цар­ствии Бо­жи­ем, яв­ляя се­бя ис­тин­ным Мес­си­ею, свя­той Иа­ков уве­ро­вал в Не­го и, вни­мая Его Бо­же­ствен­но­му уче­нию, еще силь­нее вос­пла­ме­нил­ся, лю­бо­вью к Бо­гу и стал ве­сти жизнь еще бо­лее стро­гую и бла­го­че­сти­вую. И Гос­подь осо­бен­но воз­лю­бил свя­то­го Иа­ко­ва. Так, по­сле доб­ро­воль­но­го Сво­е­го стра­да­ния и вос­кре­се­ния из мерт­вых Хри­стос явил­ся осо­бо от дру­гих апо­сто­лов Иа­ко­ву, бра­ту Сво­е­му по пло­ти, как о сем упо­ми­на­ет апо­стол Па­вел, го­во­ря:

– По­том же яви­ся Иа­ко­ву, та­же апо­столм всем (1Кор.18:7).

Ви­дя пра­вед­ное и Бо­го­угод­ное жи­тие Иа­ко­ва, все на­рек­ли Иа­ко­ва пра­вед­ным, – и он при­чтен был к чис­лу се­ми­де­ся­ти апо­сто­лов. Ему бы­ла вве­ре­на но­во­про­све­щен­ная цер­ковь Иеру­са­лим­ская4. Ру­ко­во­ди­мый Свя­тым Ду­хом, Иа­ков пер­вый со­ста­вил и на­пи­сал чин Бо­же­ствен­ной ли­тур­гии, – ко­то­рый за­тем со­кра­ти­ли, ра­ди не­мо­щи че­ло­ве­че­ской, сна­ча­ла – Ва­си­лий Ве­ли­кий, а за­тем – Иоанн Зла­то­уст. Па­ся в Иеру­са­ли­ме ста­до Хри­сто­во, свя­той мно­гих Иуде­ев и Ел­ли­нов сво­им уче­ни­ем об­ра­тил к Бо­гу и на­ста­вил на пра­вый путь. От не­го оста­лось так­же со­бор­ное по­сла­ние к две­на­дца­ти ко­ле­нам Из­ра­и­ле­вым, – ис­точ­ник во­ис­ти­ну бо­го­дух­но­вен­но­го и ду­ше­по­лез­но­го уче­ния, ко­им укра­ша­ет­ся вся Цер­ковь Хри­сто­ва, по­уча­ясь ве­ре и доб­рым де­лам. Все не толь­ко ве­ру­ю­щие, но да­же и не­вер­ные от­но­си­лись к свя­то­му Иа­ко­ву с ве­ли­ким ува­же­ни­ем и по­чте­ни­ем за его доб­ро­де­тель­ную жизнь: пер­во­свя­щен­ни­ки, кои са­ми толь­ко раз в год вхо­ди­ли во Свя­тая Свя­тых для со­вер­ше­ния служ­бы, не пре­пят­ство­ва­ли пра­вед­ни­ку вхо­дить ту­да и мо­лить­ся. Ви­дя чи­сто­ту его не­по­роч­ной жиз­ни, они да­же и имя ему из­ме­ни­ли, а имен­но ста­ли име­но­вать его Об­ли или Офли, что зна­чит: "огра­да, утвер­жде­ние лю­дям", или же на­зы­ва­ли его пра­вед­ней­шим из всех. Ча­сто не толь­ко днем, но да­же и но­чью Иа­ков вхо­дил во Свя­тая Свя­тых и здесь, па­дая ниц, со сле­за­ми при­но­сил Гос­по­ду мо­лит­вы за весь мир. Весь на­род лю­бил Иа­ко­ва, ра­ди его свя­то­сти; мно­гие из ста­рей­шин иудей­ских уве­ро­ва­ли в уче­ние, ко­то­рое он про­по­ве­до­вал, и все на­сла­жда­лись, слу­шая его; мно­го на­ро­да со­би­ра­лось к не­му: од­ни – же­лая услы­шать его по­уче­ние, дру­гие – кос­нуть­ся края его одеж­ды. В это вре­мя ар­хи­ере­ем Иудей­ским сде­лал­ся Ана­ния. Ви­дя, что весь на­род вни­ма­тель­но слу­ша­ет уче­ние Иа­ко­ва, и мно­гие об­ра­ща­ют­ся ко Хри­сту, Ана­ния с книж­ни­ка­ми и фа­ри­се­я­ми, из за­ви­сти к свя­то­му, гне­ва­лись на не­го и, за­та­ив в серд­це сво­ем зло­бу, ста­ли по­мыш­лять, как бы убить его. И сго­во­ри­лись они про­сить свя­то­го, что­бы он сво­им по­уче­ни­ем от­вра­тил лю­дей от Хри­ста; при этом они ре­ши­ли, ес­ли он не со­гла­сит­ся сде­лать это, убить его.

Меж­ду тем при­бли­жал­ся празд­ник Пас­хи, и мно­же­ство на­ро­да сте­ка­лось ото­всю­ду в Иеру­са­лим, что­бы там встре­тить сей празд­ник.

Фест, про­кон­сул, из­ба­вив­ший апо­сто­ла Пав­ла от рук Ев­ре­ев и по­слав­ший его в Рим, то­гда уже умер, а пре­ем­ни­ка ему еще не при­сы­ла­ли из Ри­ма. Вос­поль­зо­вав­шись сим, книж­ни­ки и фа­ри­сеи об­ра­ти­лись в хра­ме с та­кой прось­бой к Иа­ко­ву:

– Умо­ля­ем те­бя, пра­вед­ный че­ло­век, что­бы ты в день празд­ни­ка Пас­хи, на ко­то­рый со­бра­лось ото­всю­ду мно­же­ство на­ро­да, про­из­нес ему по­уче­ние; убе­ди их, что они за­блуж­да­ют­ся, счи­тая Иису­са Сы­ном Бо­жи­им, и уго­во­ри их от­ка­зать­ся от лож­но­го сво­е­го мне­ния. Мы все по­чи­та­ем те­бя, вни­ма­ем те­бе, – как и весь на­род; все мы твер­до убеж­де­ны в том, что ты го­во­ришь од­ну толь­ко ис­ти­ну и не взи­ра­ешь на ли­ца; так уго­во­ри же на­род, что­бы он не пре­льщал­ся Рас­пя­тым Иису­сом; мо­лим те­бя – стань на вы­со­кой кров­ле хра­ма, что­бы всем мож­но бы­ло ви­деть и слы­шать те­бя, ибо на празд­ник со­бра­лось – ты сам ви­дишь – мно­го лю­дей, как из ев­ре­ев, так и из дру­гих на­ро­дов.

По­сле сих слов они воз­ве­ли его на кры­шу хра­ма и гром­ко за­кри­ча­ли:

– О, пра­вед­ник! те­бе все мы долж­ны ве­рить. На­род сей за­блуж­да­ет­ся, по­сле­дуя Рас­пя­то­му Иису­су; по­се­му ска­жи нам по ис­ти­не, что ду­ма­ешь сам ты о Хри­сте?

На сие свя­той от­ве­тил гром­ким го­ло­сом:

– Что спра­ши­ва­е­те вы ме­ня о Сы­не Че­ло­ве­че­ском, Ко­то­рый доб­ро­воль­но по­тер­пел стра­да­ние, был рас­пят, по­гре­бен и на тре­тий день вос­крес из мерт­вых? Он ны­не си­дит на не­бе­сах одес­ную Выш­ня­го и сно­ва при­и­дет на об­ла­ках не­бес­ных су­дить жи­вых и мерт­вых.

Слы­ша та­кое сви­де­тель­ство Иа­ко­ва о Иису­се Хри­сте, на­род весь­ма воз­ра­до­вал­ся, и все в один го­лос вос­клик­ну­ли:

– Сла­ва Бо­гу! Осан­на Сы­ну Да­ви­до­ву!

Фа­ри­сеи же и книж­ни­ки ска­за­ли:

– Не­осмот­ри­тель­но по­сту­пи­ли мы, поз­во­лив Иа­ко­ву го­во­рить о Иису­се, ибо на­род при­шел еще в боль­шее сму­ще­ние.

И вот, в зло­бе и яро­сти, они сверг­ли с кров­ли хра­ма Иа­ко­ва на страх всем, что­бы не ве­рил на­род сло­вам свя­то­го.

– И пра­вед­ник пре­льстил­ся, – кри­ча­ли они.

Упав с кры­ши хра­ма, Иа­ков силь­но раз­бил­ся; еле жи­вой, пра­вед­ник стал на ко­ле­ни и, под­няв свои ру­ки к не­бу, так мо­лил­ся:

– Гос­по­ди! от­пу­сти им грех сей, ибо они не ве­да­ют, что тво­рят.

Фа­ри­сеи же ста­ли бро­сать кам­ни в свя­то­го, ко­то­рые при­чи­ня­ли ему ра­ны. Один че­ло­век из ро­да Ри­ха­во­ва вос­клик­нул:

– Оста­но­ви­тесь, что вы де­ла­е­те? пра­вед­ник мо­лит­ся за вас, а вы по­би­ва­е­те его кам­ня­ми.

В это вре­мя один че­ло­век с бе­лиль­ным валь­ком в ру­ках бро­сил­ся на свя­то­го и с та­кой си­лой уда­рил его по го­ло­ве, что весь мозг вы­тек на зем­лю, и в сем му­че­нии Иа­ков пре­дал дух свой Гос­по­ду.

Свя­тое те­ло его по­гре­бе­но бы­ло там же око­ло хра­ма, при­чем ве­ру­ю­щие горь­ко опла­ки­ва­ли пра­вед­ни­ка. В те­че­ние 30 лет свя­той был епи­ско­пом Иеру­са­лим­ской церк­ви и на 66 го­ду жиз­ни по­стра­дал за Хри­ста, Ко­е­му со От­цем и Свя­тым Ду­хом – честь и сла­ва во ве­ки ве­ков. Аминь.

Тро­парь, глас 2:
Яко Гос­по­день уче­ник вос­при­ял еси, пра­вед­не, Еван­ге­лие, / яко му­че­ник има­ши еже не­опи­сан­ное, / дерз­но­ве­ние яко брат Бо­жий, / еже мо­ли­ти­ся яко иерарх: / мо­ли Хри­ста Бо­га спа­сти­ся ду­шам на­шим.

Кондак, глас 4:
От­чее еди­но­род­ное Бог Сло­во, при­шед­шее к нам в по­след­няя дни, Иа­ко­ве бо­же­ствен­не: пер­ва­го тя по­ка­за иеру­са­лим­лян пас­ты­ря и учи­те­ля, и вер­на­го стро­и­те­ля та­инств ду­хов­ных. Тем­же тя вси чтим, Апо­сто­ле.

Источник: omsk-eparhiya.ru