Рекомендуем
Тебе поем!
Время радости
29 марта, пятница
Религиозное образование
Актуальная информация
Изречения великих
Крест освятил вселенную; он рассеял тьму и возвратил свет, он потребил заблуждение; он собрал народы от востока и запада, севера и юга, и соединил их любовью в единую Церковь, в единую веру, в единое крещение.
Преподобный
Ефрем Сирин
Церковь и мир
в Ливадии проходит выставка «Царская семья. Любовь и милосердие» 21.01.2024
Проект «Общее Дело. Возрождение деревянных храмов Севера» приглашает на встречу в Москве 19.01.2024
В Москве завершился первый благотворительный фестиваль «Звезда Рождества» 17.01.2024
В Саратове фонд «Хорошие люди» при участии церкви открыл кризисный центр «Мать и дитя» 30.12.2023
25 лет назад в симферопольском храме Всех Святых был явлен Нерукотворный Образ Христа 29.12.2023
Священный синод принял документ о неприкосновенности жизни человека с момента зачатия 27.12.2023
Начался второй этап акции «Дари радость на Рождество» 26.12.2023
Свет Христов просвещает всех!
Молитвы
Последование
ко Святому Причащению
Акафист Сладчайшему Господу нашему Иисусу Христу
Акафист Пресвятой Богородице
Акафист Николаю Чудотворцу
Рекомендуем
«Зазимки»
Стихотворение Бориса Пастернака читает Александр Феклистов
Павел Флоренский. «Столп и утверждение Истины»
«Гляну в поле, гляну в небо...»
Стихотворение Сергея Есенина читает Сергей Безруков
«Таинство Евхаристии»
Фильм митрополита Илариона (Алфеева) из цикла «Человек перед Богом»
«И цветы, и шмели...»
Стихотворение Ивана Бунина читает Александр Голубев
Крещение Господне. Песнопения праздника
«Крещение»
Фильм митрополита Илариона (Алфеева) из цикла «Праздники»
«Святитель Николай»
Фильм митрополита Илариона (Алфеева) из цикла «Праздники»
«Снег идет»
Стихотворение Бориса Пастернака читает Александр Феклистов
«Царице моя Преблагая».
Исполняет Патриарший хор Храма Христа Спасителя (Б. М. Феоктистов).
«Слово».
Стихотворение Николая Гумилева. читает Константин Хабенский
«Обитель».
Фильм Аркадия Мамонтова
«Земле русская».
Cтихира Русским святым
«Христос».
Стихотворение Николая Гумилева читает Константин Хабенский
Протоиерей Александр Шмеман.
Зачем нужны святые
Митрополит Антоний Сурожский.
Почему я не боюсь смерти
«Исповедь, молитва и пост».
Фильм митрополита Илариона (Алфеева) из цикла «Человек перед Богом»
«Евангелие Достоевского».
Фильм митрополита Илариона (Алфеева)
«Русалим. В гости к Богу».
Документальный фильм
«Старцы и русская литература. Александр Пушкин».
Документальный фильм
«Родина».
Cтихотворение Михаила Лермонтова читает Сергей Шакуров.
«Наш век».
Стихотворение Федора Тютчева читает Георгий Тараторкин
«Монастырь».
Стихотворение Евдокии Ростопчиной читает Мария Порошина
«Женщины Библии».
Православная энциклопедия
«Великое славословие».
и другие песнопения
«О Страшном Суде».
Евангельские чтения
Хор братии Валаамского монастыря.
Регент хора иеродиакон Герман (Рябцев)
«Митрополит Антоний Сурожский».
Фильм из цикла «Проповедники»
«Святой Иоанн Кронштадтский».
Фильм Аркадия Мамонтова
«Глас веков».
Концерт хора Сергия Кривобокова
«Русская Православная Церковь в XIX веке».
Лекция Натальи Юрьевны Суховой
«Церковь».
Лекция протоиерея Вадима Леонова
«Горняя песнь».
Фильм о русском женском монастыре близ Иерусалима.
«Царице моя Преблагая».
Патриарший хор Храма Христа Спасителя
Полезные ссылки
Официальный сайт
Московского Патриархата
Официальный сайт
Липецкой митрополии
«Православие.ру»
Информационный портал
«Православие и мир»
Ежедневное интернет-СМИ
Синодальный информационный отдел
Русской Православной Церкви
«Фома»
Православный журнал
«Седмица.ру»
Православный сайт
«Православное христианство»
Каталог православных ресурсов сети Интернет
«Православное образование»
Синодальный отдел религиозного образования и катехизации
Отдел религиозного образования и катехизации Липецкой епархии
Радио Вера
светлое радио
Священник Алексей Диагенов. Лик Церкви Христовой
Сотворенный по образу и подобию Божию, человек, в отличие от бессловесных животных, наделен драгоценным даром слова. Но всегда ли внимательны мы к этому дару? Задумываемся ли над тем, когда и какие употребляем слова?
Часто приходится слышать такие выражения: «Я завтра пойду в церковь свечку поставить» или «Пойду в церковь заказать обедню» и т.д. На первый взгляд в них нет ничего странного, слова вроде бы из церковного обихода, намерения благие.
Но как раз в подобных выражениях проявляется мирское отношение к Церкви, словно она какой-нибудь магазин или контора. Пришел человек, заплатил и требовательно ожидает получения оплаченных религиозных услуг. При этом он даже не замечает, что потребительская идеология, господствующая в современном обществе, оскверняет в нем образ Божий. И вот уже Бог-Творец мыслится не как цель человеческого бытия, а как средство для удовлетворения его потребностей, и Церковь воспринимается как некий «культурный центр», где для каждого должна быть создана атмосфера духовного комфорта. Но Бог – не «палочка-выручалочка» для спотыкающегося человека, а Его Церковь - не магазин и не бюро добрых услуг.
Сегодня, когда двери храмов открыты для всех, когда многие стремятся к духовному совершенству, необходимо в первую очередь восстановить в душе чувство благоговения к святыне. А это возможно только при правильном ее понимании.
Так что же такое Церковь? Для верного суждения о Церкви необходимо вначале выяснить смысл самого этого слова. Слово «церковь» происходит от греческого «кириаки» – «дом Господень». Оно означает «строение», «помещение для собрания верующих». Но хотя это слово и греческого происхождения, в греческой Церкви оно не употребляется.
Греческий, латинский, испанский и армянский языки именуют Церковь словом «экклесия». Древнегреческое слово «экклесия» происходит от глагола «эк-калео», что значит «созываю собрание». Оно означает в буквальном переводе «созванное общество». Таким образом, Церковь понимается не как строение, здание для собрания верующих, а как общество христиан, «семьи Господней», собирающейся в этом здании.
В древних Афинах под этим словом подразумевали городское собрание свободного населения города (греческого полиса). Однако в управлении городом могли принимать участие лишь те представители собрания, которые соответствовали определенным требованиям. В классическом греческом языке «экклесия» означает созванное народное собрание греческой республики. Никакое другое собрание не носило этого наименования. Представителей этого собрания созывал «кюрикс» – герольд, приглашающий народ.
Смысл слова «экклесия» в дальнейшем дал повод к созданию особой терминологии в Новом Завете. Для названия христиан стало употребляться слово «клитос» – «званый». Апостол Павел обращается к христианам как «призванный апостол» к «призванным святым» (Рим. 1:1, 1:7). Появляется также понятие «клисис» – «звание». «Молю вас ходить достойно звания, в которое вы призваны» (Еф. 4:1).
В Евангелии слово «церковь» встречается только три раза: «Созижду церковь Мою», «повеждь церкви», «аще церковь преслушает» (Мф. 16:1; 18:17). Все три раза его произносит Христос, а это означает принципиальную важность для христианина непосредственно принадлежать собранию призванных и собранных Иисусом Христом.
Всякий раз, когда предстоит говорить о Церкви, сталкиваешься с невозможностью языком человеческих понятий выразить реальность Единой, Святой, Кафолической и Апостольской Церкви. До сих пор не удается найти общеупотребительное определение Церкви. Вместе с тем, вера в необходимость Церкви для христианина провозглашается, прежде всего, в новозаветных апостольских писаниях. Так, пожалуй, самый яркий и глубокий образ Церкви приводит в своих посланиях апостол Павел. Он сравнивает Церковь с телом (живым организмом): «Ибо, как тело одно, но имеет многие члены, и все члены одного тела, хотя их и много, составляют одно тело, – так и Христос. Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело, Иудеи или Эллины, рабы или свободные, и все напоены одним Духом. Тело же не из одного члена, но из многих… И вы – тело Христово, а порознь – члены» (1 Кор. 12:12-27).
В ходе богословских споров защитники церковного учения приходят к утверждению о принципиальной необходимости Церкви в деле человеческого спасения. «Тот не может уже иметь Бога Отцом, кто не имеет матерью Церковь», - говорил св. Киприан Карфагенский. Рассуждая о Церкви, святые отцы сравнивали ее со звездным небом, Древом Жизни, из которого бьет ключ четырех рек евангельских; новой Евой, Раем. Но нигде мы не найдем полного, всеобъемлющего определения Церкви, поскольку она остается великой тайной, непостижимой для человеческого разумения.
Даже Символы Веры молчат об этом, указывая лишь на свойства Церкви. Она остается тайной, подобной Божией тайне домостроительства нашего спасения. И недаром в вероисповедных символах эта тайна Церкви связывается с верой в Духа Святого. В этом видим удивительное соединение тайны Церкви с тайной Бога. Ибо она есть сосуд Святого Духа, в день Пятидесятницы сошедшего на Церковь и неизменно пребывающего в ней (Ин. 14:26). А согласно мысли св. Папы Льва Великого, Церковь – исторически продолжающееся в мире Воплощенное Слово Божие. Oна – само присутствие Иисуса Христа на земле. Поэтому мы могли бы сказать о Церкви то же самое, что некогда отцы Первого Вселенского собора изрекли о Сыне Божьем: «Нас ради человек и нашего ради спасения».
О Церкви говорили как о лествице между небом и землей, благодаря которой совершается Богоснисхождение и в то же время восхождение людей к Небу. Она есть благодатная жизнь в Боге. В этом смысле Церковь невозможно показать неверующему, но для верующего она вполне очевидна. Для святых отцов Церковь не была предметом отвлеченных умствований, о ней не мудрствовали, ею и в ней жили. Она остается тайной даже в том случае, когда нам кажется, что мы подобрали для нее точные выражения. Ведь тайну невозможно, подобно загадке, разгадать. К ее пониманию можно лишь приблизиться.
Церковь всему миру возвестила о рождении, жизни, страдании и Воскресении воплощенного Сына Божия. Бог-Слово воспринял человеческую природу, чтобы исцелить человека от болезни греха. Устами апостолов Церковь благовествует: «Ибо жизнь явилась, и мы видели и свидетельствуем, и возвещаем вам сию вечную жизнь, которая была у Отца и явилась нам» (1 Ин. 1:2). Человечеству, обладавшему биологическим бытием и едва не утратившему его, дарована возможность приобщения к качественно иному типу жизни, «которая была у Отца и явилась нам». Эту «сверхжизнь» человек обретает в Церкви.
Итак, пребывание в Церкви не в том состоит, что человек, вступая в Церковь, механически или юридически причисляется к лику спасаемых, а в том, что он в Церкви приобщается к той Христовой жизни, которой живет вся Церковь. Особенно животворно проявляется церковное общение, когда люди вместе приступают к Святым Тайнам. Тогда происходит духовное единение людей, они становятся действительно членами Тела Христова. Тогда спасение человека перестает быть лишь его личным делом, совершаемым лишь его личными силами и для него одного, а становится частью общего дела и совершается всею Церковью.
Живя в Церкви, православный христианин сознает себя в живом общении со всеми ее членами – земными и небесными. И та и другая, торжествующая и воинствующая половины Церкви живут одной жизнью, совместно совершают свое спасение.
Мы попытались вглядеться в лик Церкви и теперь в смирении склоняем главу перед ее величием и ее тайной. Будем же с благоговением относиться к ней, благоговейно мыслить и говорить о ней, благоговейно произносить слова святых молитв церковных. И тогда Основатель Церкви в ответ на наше благоговение к святыне подаст нам силу, чтобы воссиял в нас образ Божий и в своих деяниях мы проявили свое подобие Ему.