Frontpage Slideshow | Copyright © 2006-2011 JoomlaWorks Ltd.

Архиерейские богослужения


6 февраля, чт

Покровский храм

18 февраля, вт
Храм иконы Божией Матери «Взыскание погибших»

22 февраля, сб
Христо-Рождественский кафедральный собор

Изречения великих

Только с сердцем, полным любви, можно обличать грехи другого человека.

Преподобный
Гавриил (Угребадзе)

Свет Христов просвещает всех!

Книги Нового Завета

Евангелие от Матфея

Евангелие от Марка

Евангелие от Луки

Евангелие от Иоанна

Первое послание
к Коринфянам

апостола Павла

Молитвы

Молитвы утренние

Молитвы на сон грядущим

Шестопсалмие

Псалтирь

Иисусова молитва

Последование
ко Святому Причащению

Акафист Сладчайшему Господу нашему Иисусу Христу

Акафист Пресвятой Богородице

Акафист Николаю Чудотворцу

Рекомендуем

«Паломничество в Бари».
Документальный фильм

«Бог».
Стихотворение Дмитрия Мережковского читает Владимир Зайцев.

«Русь еще жива...».
Документальный фильм Валентины Матвеевой, посвященный творчеству иеромонаха Романа (Матюшина).

«Богородице, Дево, радуйся!».
Сергей Рахманинов

«Значение и устройство православного храма».
Лекция протоиерея Игоря Фомина

«Исповедь, молитва и пост »
Фильм митрополита Илариона (Алфеева) из цикла «Человек перед Богом»

«Бог»
Стихотворение Дмитрия Мережковского читает Владимир Зайцев

«Горняя песнь»
Фильм о русском женском монастыре близ Иерусалима

«И цветы, и шмели...»
Стихотворение Ивана Бунина читает Александр Голубев

Пасхальные песнопения

«Русалим. В гости к Богу»
Документальный фильм

Песнопения Великого Поста

Евангелие о посте

Преподобный Иоанн Лествичник об унынии и лености

«Кресту Твоему поклоняемся, Владыко...»
Исполняет хор Сретенского ставропигиального мужского монастыря (г. Москва)

«Святитель Григорий Палама и споры о богопознании».
Лекция доцента, кандидата богословия игумена Даниила (Шленова)

«Богословие иконы».
Лекция митрополита Илариона (Алфеева)

«Мой ангел».
Стихотворение Афанасия Фета читает Сергей Чонишвили

«О Страшном Суде».
Евангельские чтения

«Свете тихий».
Стихотворение Поликсены Соловьёвой читает Екатерина Васильева

«О Мытаре и Фарисее».
Евангельские чтения

«Сретение».
Фильм Илариона Алфеева из цикла «Праздники»

Стихотворение Иосифа Бродского «Сретенье» читает протоиерей Александр Шмеман.

«Блаженная Ксения Петербургская».
Документальный фильм

«Симон-Петр».
Фильм из цикла «Апостолы»

«Крещение Господне».
Фильм студии «Неофит»

«Рождество Христово. Поклонение волхвов. Крещение Господне».
Лекция диакона Владимира Василика

«Рождество».
Фильм митрополита Илариона (Алфеева) «Рождество» из­цикла «Праздники»

«Снег идет».
Стихотворение Бориса Пастернака читает Александр Феклистов

«Исповедь, молитва и пост».
Фильм митрополита Илариона (Алфеева) из цикла «Человек перед Богом»

«Андрей Первозванный».
Фильм из цикла «Апостолы»

Иисусова молитва

«Покров».
Документальный фильм митрополита Илариона Алфеева из цикла «Праздники»

«Горняя песнь».
Документальный фильм

«Покров».
Документальный фильм митрополита Илариона Алфеева из цикла «Праздники»

«Икона».
Документальный фильм митрополита Илариона Алфеева из цикла «Человек перед Богом»

«Я странник убогий».
Стихотворение Сергея Есенина Читает Сергей Безруков

«Рай и ад».
Что знает о них христианин?

«Наш век».
Стихотворение Федора Тютчева читает Георгий Тараторкин

«Таинство священства ».
Православная энциклопедия

«Православие на Руси».
Фильм митрополита Илариона (Алфеева) из цикла «Церковь в истории»

«Бог».
Стихотворение Дмитрия Мережковского
читает Владимир Зайцев

«Слово».
Стихотворение Николая Гумилева
читает Константин Хабенский

«Мой народ».
Стихотворение Сергея Бехтеева

«Храм Покрова на Нерли. Видеообзор

«Церковь».
Лекция протоиерея Вадима Леонова

«Митрополит Антоний Сурожский».
Фильм из цикла «Проповедники»

«Иеромонах Серафим (Роуз)».
Фильм из цикла «Проповедники»

«Христос анести!».
Тамара Романова. Записки паломницы

«Гонения на Церковь в России ХХ века».
Фильм из цикла «Церковь в истории»

«Иисус Христос и Его Церковь».
Фильм из цикла «Церковь в истории»

«Какими чистыми устами...».
Исполняет сестринский хор Свято-Тихоновского Преображенского женского монастыря

«Записки паломницы. Вифлеем».
Литературный очерк Тамары Романовой

Святитель Иоанн Златоуст о посте

«Гонения на Церковь в России ХХ века».
Фильм митрополита Илариона (Алфеева) из цикла «Церковь в истории»

«Царство Небесное».
Передача из цикла «Православная энциклопедия»

Акафист преподобному Сергию Радонежскому

«Кресту Твоему поклоняемся, Владыко...».
Исполняет хор Сретенского ставропигиального мужского монастыря (г. Москва)

«Рождество Богородицы».
Фильм митрополита Илариона (Алфеева) из цикла «Праздники»

«Церковная иерархия».
Лекция протоиерея Владимира Цыпина

«Личность Иисуса Христа».
Лекция священника Андрея Рахновского

Полезные ссылки

Священник Алексей Диагенов. Лик Церкви Христовой

Сотворенный по образу и подобию Божию, человек, в отличие от бессловесных животных, наделен драгоценным даром слова.  Но всегда ли внимательны мы к этому дару? Задумываемся ли над тем, когда и какие употребляем слова?

Часто приходится слышать такие выражения: «Я завтра пойду в церковь свечку поставить» или «Пойду в церковь заказать обедню» и т.д. На первый взгляд в них нет ничего странного, слова вроде бы из церковного обихода, намерения благие.

Но как раз в подобных выражениях проявляется мирское отношение к Церкви, словно она какой-нибудь магазин или контора. Пришел человек, заплатил и требовательно ожидает получения оплаченных религиозных услуг. При этом он даже не замечает, что потребительская идеология, господствующая в современном обществе, оскверняет в нем образ Божий. И вот уже Бог-Творец мыслится не как цель человеческого бытия, а как средство для удовлетворения его потребностей, и Церковь воспринимается как некий «культурный центр», где для каждого должна быть создана атмосфера духовного комфорта. Но Бог – не «палочка-выручалочка» для спотыкающегося человека, а Его Церковь - не магазин и не бюро добрых услуг.

Сегодня, когда двери храмов открыты для всех, когда многие стремятся к духовному совершенству, необходимо в первую очередь восстановить в душе чувство благоговения к святыне. А это возможно только при правильном ее понимании.

Так что же такое Церковь? Для верного суждения о Церкви необходимо вначале выяснить смысл самого этого слова. Слово «церковь» происходит от греческого «кириаки» – «дом Господень». Оно означает «строение», «помещение для собрания верующих». Но хотя это слово и греческого происхождения, в греческой Церкви оно не употребляется.

Греческий, латинский, испанский и армянский языки именуют Церковь словом «экклесия». Древнегреческое слово «экклесия» происходит от глагола «эк-калео», что значит «созываю собрание». Оно означает в буквальном переводе «созванное общество». Таким образом, Церковь понимается не как строение, здание для собрания верующих, а как общество христиан, «семьи Господней», собирающейся в этом здании.

В древних Афинах под этим словом подразумевали городское собрание свободного населения города (греческого полиса). Однако в управлении городом могли принимать участие лишь те представители собрания, которые соответствовали определенным требованиям. В классическом греческом языке «экклесия» означает созванное народное собрание греческой республики. Никакое другое собрание не носило этого наименования. Представителей этого собрания созывал «кюрикс» – герольд, приглашающий народ.

Смысл слова «экклесия» в дальнейшем дал повод к созданию особой терминологии в Новом Завете. Для названия христиан стало употребляться слово «клитос» – «званый». Апостол Павел обращается к христианам как «призванный апостол» к «призванным святым» (Рим. 1:1, 1:7). Появляется также понятие «клисис» – «звание». «Молю вас ходить достойно звания, в которое вы призваны» (Еф. 4:1).

В Евангелии слово «церковь» встречается только три раза:  «Созижду церковь Мою»,  «повеждь церкви», «аще церковь преслушает» (Мф. 16:1; 18:17). Все три раза его произносит Христос, а это означает принципиальную важность для христианина непосредственно принадлежать собранию призванных и собранных Иисусом Христом.

Всякий раз, когда предстоит говорить о Церкви, сталкиваешься с невозможностью языком человеческих понятий выразить реальность Единой, Святой, Кафолической и Апостольской Церкви. До сих пор не удается найти общеупотребительное определение Церкви. Вместе с тем, вера в необходимость Церкви для христианина провозглашается, прежде всего, в новозаветных апостольских писаниях. Так, пожалуй, самый яркий и глубокий образ Церкви приводит в своих посланиях апостол Павел. Он сравнивает Церковь с телом (живым организмом): «Ибо, как тело одно, но имеет многие члены, и все члены одного тела, хотя их и много, составляют одно тело, – так и Христос. Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело, Иудеи или Эллины, рабы или свободные, и все напоены одним Духом. Тело же не из одного члена, но из многих… И вы – тело Христово, а порознь – члены» (1 Кор. 12:12-27).

В ходе богословских споров защитники церковного учения приходят к утверждению о принципиальной необходимости Церкви в деле человеческого спасения. «Тот не может уже иметь Бога Отцом, кто не имеет матерью Церковь», - говорил св. Киприан Карфагенский. Рассуждая о Церкви, святые отцы сравнивали ее со звездным небом, Древом Жизни, из которого бьет ключ четырех рек евангельских; новой Евой, Раем. Но нигде мы не найдем полного, всеобъемлющего определения Церкви, поскольку она остается великой тайной, непостижимой для человеческого разумения.

Даже Символы Веры молчат об этом, указывая лишь на свойства Церкви. Она остается тайной, подобной Божией тайне домостроительства нашего спасения. И недаром в вероисповедных символах эта тайна Церкви связывается с верой в Духа Святого. В этом видим удивительное соединение тайны Церкви с тайной Бога. Ибо она есть сосуд Святого Духа, в день Пятидесятницы сошедшего на Церковь и неизменно пребывающего в ней (Ин. 14:26). А согласно мысли св. Папы Льва Великого, Церковь – исторически продолжающееся в мире Воплощенное Слово Божие. Oна – само присутствие Иисуса Христа на земле. Поэтому мы могли бы сказать о Церкви то же самое, что некогда отцы Первого Вселенского собора изрекли о Сыне Божьем: «Нас ради человек и нашего ради спасения».

О Церкви говорили как о лествице между небом и землей, благодаря которой совершается Богоснисхождение и в то же время восхождение людей к Небу. Она есть благодатная жизнь в Боге. В этом смысле Церковь невозможно показать неверующему, но для верующего она вполне очевидна. Для святых отцов Церковь не была предметом отвлеченных умствований, о ней не мудрствовали, ею и в ней жили. Она остается тайной даже в том случае, когда нам кажется, что мы подобрали для нее точные выражения. Ведь тайну невозможно, подобно загадке, разгадать. К ее пониманию можно лишь приблизиться.

Церковь всему миру возвестила о рождении, жизни, страдании и Воскресении воплощенного Сына Божия.  Бог-Слово воспринял человеческую природу,  чтобы исцелить человека от болезни греха.  Устами апостолов Церковь благовествует: «Ибо жизнь явилась, и мы видели и свидетельствуем, и возвещаем вам сию вечную жизнь, которая была у Отца и явилась нам» (1 Ин. 1:2). Человечеству, обладавшему биологическим бытием и едва не утратившему его, дарована возможность приобщения к качественно иному типу жизни, «которая была у Отца и явилась нам». Эту «сверхжизнь» человек обретает в Церкви.

Итак, пребывание в Церкви не в том состоит, что человек, вступая в Церковь, механически или юридически причисляется к лику спасаемых, а в том, что он в Церкви приобщается к той Христовой жизни, которой живет вся Церковь. Особенно животворно проявляется церковное общение, когда люди вместе приступают к Святым Тайнам. Тогда происходит духовное единение людей, они становятся действительно членами Тела Христова. Тогда спасение человека перестает быть лишь его личным делом, совершаемым лишь его личными силами и для него одного, а становится частью общего дела и совершается всею Церковью.

Живя в Церкви, православный христианин сознает себя в живом общении со всеми ее членами – земными и небесными. И та и другая, торжествующая и воинствующая половины Церкви живут одной жизнью, совместно совершают свое спасение.

Мы попытались вглядеться в лик Церкви и теперь в смирении склоняем главу перед ее величием и ее тайной. Будем же с благоговением относиться к ней, благоговейно мыслить и говорить о ней, благоговейно произносить слова святых молитв церковных. И тогда Основатель Церкви в ответ на наше благоговение к святыне подаст нам силу, чтобы воссиял в нас образ Божий и в своих деяниях мы проявили свое подобие Ему.