Frontpage Slideshow | Copyright © 2006-2011 JoomlaWorks Ltd.

18 мая, среда

https://script.pravoslavie.ru!

Православный церковный календарь на 2022 год

Актуальная информация

Пасхальное послание Святейшего Патриарха Кирилла архипастырям, пастырям, диаконам, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви 23.04.2022

Пасхальное послание Главы Липецкой митрополии Высокопреосвященнейшего митрополита Липецкого и Задонского Арсения 23.04.2022

Послание Святейшего Патриарха Кирилла, посвященное 100-летию подвига новомучеников и исповедников Церкви Русской при изъятии церковных ценностей 27.02.2022

Обращение святейшего Патриарха Кирилла к архипастырям, пастырям, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви 25.02.2022

Рождественское послание Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла архипастырям, пастырям, диаконам, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви 5.01.2022

Рождественское послание Главы Липецкой митрополии Высоко­преосвященнейшего митрополита Липецкого и Задонского Арсения 5.01.2022

Приветственное слово главы Липецкой митрополии на конференции «Святитель Тихон Задонский и пути развития русского богословия, культуры, образования» 13.12.2021

Изречения великих

Покаяние – сущность христианской жизни. Вся жизнь христианина есть покаяние.

Священномученик Иларион (Троицкий)

Свет Христов просвещает всех!

Книги Нового Завета

Евангелие от Матфея

Евангелие от Марка

Евангелие от Луки

Евангелие от Иоанна

Первое послание
к Коринфянам

апостола Павла

Молитвы

Молитвы утренние

Молитвы на сон грядущим

Шестопсалмие

Псалтирь

Иисусова молитва

Последование
ко Святому Причащению

Акафист Сладчайшему Господу нашему Иисусу Христу

Акафист Пресвятой Богородице

Акафист Николаю Чудотворцу

Рекомендуем

Песни о войне и песни военных лет

Главный храм Вооруженных сил России

«Богословие иконы».
Лекция митрополита Илариона (Алфеева)

Михаил Ломоносов. «Преложение псалма 14». Читает Валерий Баринов

«Сретенье».
Стихотворение Иосифа Бродского читает протоиерей Александр Шмеман.

Храм святого Саввы. Белград

«Исповедь, молитва и пост».
Фильм митрополита Илариона (Алфеева) из цикла «Человек перед Богом»

«Евангелие Достоевского».
Фильм митрополита Илариона (Алфеева)

«Русалим. В гости к Богу».
Документальный фильм

Храм Покрова на Нерли.
Видеообзор

Акафист Иисусу Сладчайшему

«Старцы и русская литература. Александр Пушкин».
Документальный фильм

«Родина».
Cтихотворение Михаила Лермонтова читает Сергей Шакуров.

«Наш век».
Стихотворение Федора Тютчева читает Георгий Тараторкин

Исповедь, молитва и пост

Смерть Достоевского.
Рассказ митрополита Илариона (Алфеева)

«Монастырь».
Стихотворение Евдокии Ростопчиной читает Мария Порошина

«Три святителя».
Документальный фильм

«Женщины Библии».
Православная энциклопедия

«Великое славословие».
и другие песнопения

«О Страшном Суде».
Евангельские чтения

«Сретение».
Стихотворение Иосифа Бродского читает протоиерей Александр Шмеман

Хор братии Валаамского монастыря.
Регент хора иеродиакон Герман (Рябцев)

«Митрополит Антоний Сурожский».
Фильм из цикла «Проповедники»

«Христос».
Стихотворение Николая Гумилева читает Константин Хабенский

«Святой Иоанн Кронштадтский».
Фильм Аркадия Мамонтова

«Глас веков».
Концерт хора Сергия Кривобокова

«Просительная ектения».
Братский хор Почаевской лавры

«Русская Православная Церковь в XIX веке».
Лекция Натальи Юрьевны Суховой

«Великое славословие»

«Церковь».
Лекция протоиерея Вадима Леонова

«Горняя песнь».
Фильм о русском женском монастыре близ Иерусалима.

«Родина».
Cтихотворение Михаила Лермонтова читает Сергей Шакуров

«Царице моя Преблагая».
Патриарший хор Храма Христа Спасителя

«Русь еще жива...».
Документальный фильм Валентины Матвеевой, посвященный творчеству иеромонаха Романа (Матюшина).

«Богородице, Дево, радуйся!».
Сергей Рахманинов

«Значение и устройство православного храма».
Лекция протоиерея Игоря Фомина

«Бог»
Стихотворение Дмитрия Мережковского читает Владимир Зайцев

«Святитель Григорий Палама и споры о богопознании».
Лекция доцента, кандидата богословия игумена Даниила (Шленова)

«Богословие иконы».
Лекция митрополита Илариона (Алфеева)

«Мой ангел».
Стихотворение Афанасия Фета читает Сергей Чонишвили

«Свете тихий».
Стихотворение Поликсены Соловьёвой читает Екатерина Васильева

Полезные ссылки

Священник Алексей Диагенов. Лик Церкви Христовой

Сотворенный по образу и подобию Божию, человек, в отличие от бессловесных животных, наделен драгоценным даром слова.  Но всегда ли внимательны мы к этому дару? Задумываемся ли над тем, когда и какие употребляем слова?

Часто приходится слышать такие выражения: «Я завтра пойду в церковь свечку поставить» или «Пойду в церковь заказать обедню» и т.д. На первый взгляд в них нет ничего странного, слова вроде бы из церковного обихода, намерения благие.

Но как раз в подобных выражениях проявляется мирское отношение к Церкви, словно она какой-нибудь магазин или контора. Пришел человек, заплатил и требовательно ожидает получения оплаченных религиозных услуг. При этом он даже не замечает, что потребительская идеология, господствующая в современном обществе, оскверняет в нем образ Божий. И вот уже Бог-Творец мыслится не как цель человеческого бытия, а как средство для удовлетворения его потребностей, и Церковь воспринимается как некий «культурный центр», где для каждого должна быть создана атмосфера духовного комфорта. Но Бог – не «палочка-выручалочка» для спотыкающегося человека, а Его Церковь - не магазин и не бюро добрых услуг.

Сегодня, когда двери храмов открыты для всех, когда многие стремятся к духовному совершенству, необходимо в первую очередь восстановить в душе чувство благоговения к святыне. А это возможно только при правильном ее понимании.

Так что же такое Церковь? Для верного суждения о Церкви необходимо вначале выяснить смысл самого этого слова. Слово «церковь» происходит от греческого «кириаки» – «дом Господень». Оно означает «строение», «помещение для собрания верующих». Но хотя это слово и греческого происхождения, в греческой Церкви оно не употребляется.

Греческий, латинский, испанский и армянский языки именуют Церковь словом «экклесия». Древнегреческое слово «экклесия» происходит от глагола «эк-калео», что значит «созываю собрание». Оно означает в буквальном переводе «созванное общество». Таким образом, Церковь понимается не как строение, здание для собрания верующих, а как общество христиан, «семьи Господней», собирающейся в этом здании.

В древних Афинах под этим словом подразумевали городское собрание свободного населения города (греческого полиса). Однако в управлении городом могли принимать участие лишь те представители собрания, которые соответствовали определенным требованиям. В классическом греческом языке «экклесия» означает созванное народное собрание греческой республики. Никакое другое собрание не носило этого наименования. Представителей этого собрания созывал «кюрикс» – герольд, приглашающий народ.

Смысл слова «экклесия» в дальнейшем дал повод к созданию особой терминологии в Новом Завете. Для названия христиан стало употребляться слово «клитос» – «званый». Апостол Павел обращается к христианам как «призванный апостол» к «призванным святым» (Рим. 1:1, 1:7). Появляется также понятие «клисис» – «звание». «Молю вас ходить достойно звания, в которое вы призваны» (Еф. 4:1).

В Евангелии слово «церковь» встречается только три раза:  «Созижду церковь Мою»,  «повеждь церкви», «аще церковь преслушает» (Мф. 16:1; 18:17). Все три раза его произносит Христос, а это означает принципиальную важность для христианина непосредственно принадлежать собранию призванных и собранных Иисусом Христом.

Всякий раз, когда предстоит говорить о Церкви, сталкиваешься с невозможностью языком человеческих понятий выразить реальность Единой, Святой, Кафолической и Апостольской Церкви. До сих пор не удается найти общеупотребительное определение Церкви. Вместе с тем, вера в необходимость Церкви для христианина провозглашается, прежде всего, в новозаветных апостольских писаниях. Так, пожалуй, самый яркий и глубокий образ Церкви приводит в своих посланиях апостол Павел. Он сравнивает Церковь с телом (живым организмом): «Ибо, как тело одно, но имеет многие члены, и все члены одного тела, хотя их и много, составляют одно тело, – так и Христос. Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело, Иудеи или Эллины, рабы или свободные, и все напоены одним Духом. Тело же не из одного члена, но из многих… И вы – тело Христово, а порознь – члены» (1 Кор. 12:12-27).

В ходе богословских споров защитники церковного учения приходят к утверждению о принципиальной необходимости Церкви в деле человеческого спасения. «Тот не может уже иметь Бога Отцом, кто не имеет матерью Церковь», - говорил св. Киприан Карфагенский. Рассуждая о Церкви, святые отцы сравнивали ее со звездным небом, Древом Жизни, из которого бьет ключ четырех рек евангельских; новой Евой, Раем. Но нигде мы не найдем полного, всеобъемлющего определения Церкви, поскольку она остается великой тайной, непостижимой для человеческого разумения.

Даже Символы Веры молчат об этом, указывая лишь на свойства Церкви. Она остается тайной, подобной Божией тайне домостроительства нашего спасения. И недаром в вероисповедных символах эта тайна Церкви связывается с верой в Духа Святого. В этом видим удивительное соединение тайны Церкви с тайной Бога. Ибо она есть сосуд Святого Духа, в день Пятидесятницы сошедшего на Церковь и неизменно пребывающего в ней (Ин. 14:26). А согласно мысли св. Папы Льва Великого, Церковь – исторически продолжающееся в мире Воплощенное Слово Божие. Oна – само присутствие Иисуса Христа на земле. Поэтому мы могли бы сказать о Церкви то же самое, что некогда отцы Первого Вселенского собора изрекли о Сыне Божьем: «Нас ради человек и нашего ради спасения».

О Церкви говорили как о лествице между небом и землей, благодаря которой совершается Богоснисхождение и в то же время восхождение людей к Небу. Она есть благодатная жизнь в Боге. В этом смысле Церковь невозможно показать неверующему, но для верующего она вполне очевидна. Для святых отцов Церковь не была предметом отвлеченных умствований, о ней не мудрствовали, ею и в ней жили. Она остается тайной даже в том случае, когда нам кажется, что мы подобрали для нее точные выражения. Ведь тайну невозможно, подобно загадке, разгадать. К ее пониманию можно лишь приблизиться.

Церковь всему миру возвестила о рождении, жизни, страдании и Воскресении воплощенного Сына Божия.  Бог-Слово воспринял человеческую природу,  чтобы исцелить человека от болезни греха.  Устами апостолов Церковь благовествует: «Ибо жизнь явилась, и мы видели и свидетельствуем, и возвещаем вам сию вечную жизнь, которая была у Отца и явилась нам» (1 Ин. 1:2). Человечеству, обладавшему биологическим бытием и едва не утратившему его, дарована возможность приобщения к качественно иному типу жизни, «которая была у Отца и явилась нам». Эту «сверхжизнь» человек обретает в Церкви.

Итак, пребывание в Церкви не в том состоит, что человек, вступая в Церковь, механически или юридически причисляется к лику спасаемых, а в том, что он в Церкви приобщается к той Христовой жизни, которой живет вся Церковь. Особенно животворно проявляется церковное общение, когда люди вместе приступают к Святым Тайнам. Тогда происходит духовное единение людей, они становятся действительно членами Тела Христова. Тогда спасение человека перестает быть лишь его личным делом, совершаемым лишь его личными силами и для него одного, а становится частью общего дела и совершается всею Церковью.

Живя в Церкви, православный христианин сознает себя в живом общении со всеми ее членами – земными и небесными. И та и другая, торжествующая и воинствующая половины Церкви живут одной жизнью, совместно совершают свое спасение.

Мы попытались вглядеться в лик Церкви и теперь в смирении склоняем главу перед ее величием и ее тайной. Будем же с благоговением относиться к ней, благоговейно мыслить и говорить о ней, благоговейно произносить слова святых молитв церковных. И тогда Основатель Церкви в ответ на наше благоговение к святыне подаст нам силу, чтобы воссиял в нас образ Божий и в своих деяниях мы проявили свое подобие Ему.