Рекомендуем
Тебе поем!
Время радости
29 марта, пятница
Религиозное образование
Актуальная информация
Изречения великих
Крест освятил вселенную; он рассеял тьму и возвратил свет, он потребил заблуждение; он собрал народы от востока и запада, севера и юга, и соединил их любовью в единую Церковь, в единую веру, в единое крещение.
Преподобный
Ефрем Сирин
Церковь и мир
в Ливадии проходит выставка «Царская семья. Любовь и милосердие» 21.01.2024
Проект «Общее Дело. Возрождение деревянных храмов Севера» приглашает на встречу в Москве 19.01.2024
В Москве завершился первый благотворительный фестиваль «Звезда Рождества» 17.01.2024
В Саратове фонд «Хорошие люди» при участии церкви открыл кризисный центр «Мать и дитя» 30.12.2023
25 лет назад в симферопольском храме Всех Святых был явлен Нерукотворный Образ Христа 29.12.2023
Священный синод принял документ о неприкосновенности жизни человека с момента зачатия 27.12.2023
Начался второй этап акции «Дари радость на Рождество» 26.12.2023
Свет Христов просвещает всех!
Молитвы
Последование
ко Святому Причащению
Акафист Сладчайшему Господу нашему Иисусу Христу
Акафист Пресвятой Богородице
Акафист Николаю Чудотворцу
Рекомендуем
«Зазимки»
Стихотворение Бориса Пастернака читает Александр Феклистов
Павел Флоренский. «Столп и утверждение Истины»
«Гляну в поле, гляну в небо...»
Стихотворение Сергея Есенина читает Сергей Безруков
«Таинство Евхаристии»
Фильм митрополита Илариона (Алфеева) из цикла «Человек перед Богом»
«И цветы, и шмели...»
Стихотворение Ивана Бунина читает Александр Голубев
Крещение Господне. Песнопения праздника
«Крещение»
Фильм митрополита Илариона (Алфеева) из цикла «Праздники»
«Святитель Николай»
Фильм митрополита Илариона (Алфеева) из цикла «Праздники»
«Снег идет»
Стихотворение Бориса Пастернака читает Александр Феклистов
«Царице моя Преблагая».
Исполняет Патриарший хор Храма Христа Спасителя (Б. М. Феоктистов).
«Слово».
Стихотворение Николая Гумилева. читает Константин Хабенский
«Обитель».
Фильм Аркадия Мамонтова
«Земле русская».
Cтихира Русским святым
«Христос».
Стихотворение Николая Гумилева читает Константин Хабенский
Протоиерей Александр Шмеман.
Зачем нужны святые
Митрополит Антоний Сурожский.
Почему я не боюсь смерти
«Исповедь, молитва и пост».
Фильм митрополита Илариона (Алфеева) из цикла «Человек перед Богом»
«Евангелие Достоевского».
Фильм митрополита Илариона (Алфеева)
«Русалим. В гости к Богу».
Документальный фильм
«Старцы и русская литература. Александр Пушкин».
Документальный фильм
«Родина».
Cтихотворение Михаила Лермонтова читает Сергей Шакуров.
«Наш век».
Стихотворение Федора Тютчева читает Георгий Тараторкин
«Монастырь».
Стихотворение Евдокии Ростопчиной читает Мария Порошина
«Женщины Библии».
Православная энциклопедия
«Великое славословие».
и другие песнопения
«О Страшном Суде».
Евангельские чтения
Хор братии Валаамского монастыря.
Регент хора иеродиакон Герман (Рябцев)
«Митрополит Антоний Сурожский».
Фильм из цикла «Проповедники»
«Святой Иоанн Кронштадтский».
Фильм Аркадия Мамонтова
«Глас веков».
Концерт хора Сергия Кривобокова
«Русская Православная Церковь в XIX веке».
Лекция Натальи Юрьевны Суховой
«Церковь».
Лекция протоиерея Вадима Леонова
«Горняя песнь».
Фильм о русском женском монастыре близ Иерусалима.
«Царице моя Преблагая».
Патриарший хор Храма Христа Спасителя
Полезные ссылки
Официальный сайт
Московского Патриархата
Официальный сайт
Липецкой митрополии
«Православие.ру»
Информационный портал
«Православие и мир»
Ежедневное интернет-СМИ
Синодальный информационный отдел
Русской Православной Церкви
«Фома»
Православный журнал
«Седмица.ру»
Православный сайт
«Православное христианство»
Каталог православных ресурсов сети Интернет
«Православное образование»
Синодальный отдел религиозного образования и катехизации
Отдел религиозного образования и катехизации Липецкой епархии
Радио Вера
светлое радио
18 ноября. Преподобного Илариона, Троекуровского затворника
В числе духовных предшественников преподобного Силуана Афонского, как и любого другого православного монаха, можно назвать весь сонм православных святых. В книге архимандрита Софрония (Сахарова) "Старец Силуан" перечисляются некоторые наиболее значимые имена из этого сонма подвижников: преподобные Иоанн Лествичник, авва Дорофей, Феодор Студит, Кассиан Римлянин, Ефрем Сирин, Варсонуфий и Иоанн, Макарий Великий, Исаак Сирин, Симеон Новый Богослов, Никита Стифат, Григорий Синаит, Григорий Палама, Максим Исповедник, Исихий, Диадох, Нил.
В их число входят отцы-авторы "Добротолюбия", а из русских святых: преподобный Серафим Саровский, епископ Игнатий Брянчанинов, епископ Феофан Затворник, преподобный Нил Сорский, Паисий Величковский, Иоанн Кронштадтский и другие.
Однако хотелось бы уделить особое внимание тем духовным предшественникам преподобного Силуана, которые подвизались на его родине, в Лебедянском уезде Тамбовской губернии (ныне Липецкая область) и свидетельство о которых было явлено Господом преподобному Силуану с детства. Это местночтимые святые: преподобный Иларион Троекуровский и преподобный Иоанн Сезеновский.
Внешний вид троекуровского старца Илариона был аскетический. Он постоянно носил на теле вериги из медной проволоки, которые врезались ему в тело. В течение всего года старец ходил босым, в одной сорочке и легком белом халате. "И под этим покровом, - говаривал старец своему келейнику, - милость Божия согревала меня".
Многие люди, знавшие старца Илариона, особенно отмечали его доброту, снисходительность и прозорливость. Современник старца, священник Никандр Андреев вспоминал: "Тихая и приветливая речь старца, исполненный небесного спокойствия взор его в один миг, бывало, разгонят хоть какие тучи скорбей и сообщат душе благодатное умиротворение, и так легко станет на сердце. К нему идешь под гнетом тяжкого бремени, а от него летишь, словно птица на крыльях".
Имел старец Иларион тесную духовную связь и общение с иеросхимонахом Агапитом, старцем одного из главных духовных центров тогдашней Тамбовской епархии, да и всей России - Тихоно-Задонского Богородицкого монастыря, расположенного в нескольких десятках километров от села Троекурово. До своего затворничества отец Иларион нередко посещал этот монастырь. По воле Божией именно через этот монастырь произошла встреча старца Илариона с другим подвижником, затворником Иоанном Сезеновским, о котором мы подробнее скажем ниже. Дело было так: некая благочестивая девица, странствовавшая по различным монастырям, а затем по благословению своего духовного наставника о. Илариона Троекуровского занявшаяся печением просфор, в декабре 1817 г. поехала на говение в Тихоно-Задонский монастырь. Собираясь возвратиться домой, она подошла к иеросхимонаху Агапиту за просфорой для о. Илариона. У о. Агапита пребывал в это время юродивый Иоанн, и старец попросил девушку отвести юродивого Иоанна к отцу Илариону.
Когда Иоанн прибыл к келии угодника Божия Илариона, тот в смиренном духе сказал: "Не Иоанн мне, а я Иоанну должен служить:". В то время было видение одному из духовно близких о. Илариону людей, князю Федору Несвицкому, владельцу села Сезеново, которое находилось невдалеке от Троекурова. Ему явился во сне некий младенец, сказавший: "Возьми меня к себе и дай место для молитвы, я Иоанн многострадальный". Младенец попросил поселить его в бане. Увидев вскоре юродивого Иоанна, князь узнал в нем того младенца. Когда же князь рассказал о своем сне старцу Илариону, тот посоветовал не противиться воле Божией и дать Иоанну приют в бане. Позднее князь построил для Иоанна келию, куда тот и перешел.
Старец Иларион много помогал затворнику Иоанну Сезеновскому в устроении храма, а впоследствии и монастыря, передав на это богоугодное дело сначала 5000 рублей, полученных им от помещика Хрущева, а затем 100000 рублей от помещика Звягина. Окормлял старец Иларион и многих монахинь Иоанно-Казанского Сезеновского девичьего монастыря, для некоторых из них он был духовником.
Часто бывал у старца Илариона и послушник Задонского монастыря Михаил, которого старец особенно любил. Впоследствии Михаил принял монашеский постриг с именем Зосима и стал наместником Задонского монастыря.
Игумен (позже - архимандрит) Зосима Задонский был определен Господом стать звеном, связующим духовных предшественников преподобного Силуана Афонского с преподобным Серафимом Саровским через Николая Александровича Мотовилова. Супруга Н.А. Мотовилова Елена Ивановна вспоминала: "Часто мы бывали в Задонске, где архимандритом был духовный друг моего мужа отец Зосима. Первый раз увидала я его по приезде в Задонск в церкви. Вижу, входит довольно молодой и кладет множество земных поклонов перед святыми иконами, и я подумала: "Вот какой еще молодой довольно, а уже какие имеет подвиги". По окончании службы Николай Александрович пошел со мной на чай к отцу архимандриту, и я очень удивилась, узнав в нем монаха, которого я видела в церкви. За чаем, обращаясь ко мне, отец Зосима вдруг говорит: "Вот, матушка, иные думают, что я еще молод, да уж и большой подвижник, только все это неверно, и мне скоро пятьдесят лет". Это свидетельство Е. И. Мотовиловой говорит, в частности, о даре прозорливости, присущем отцу Зосиме Задонскому.
С Иларионом Троекуровским связана и другая золотая ветвь духовности, процветшая в Оптиной пустыни. В 1839 г. к старцу Илариону обратился за советом А. М. Гренков (будущий преподобный Амвросий Оптинский), искавший монашеской жизни. Старец Иларион посоветовал ему идти прямо в Оптину и прибавил: "Можно бы поступить и в Саровскую пустынь, но там уже нет таких мудрых старцев, какие были прежде, а в Оптиной пустыни старчество процветает". Именно старцу Илариону принадлежат слова: "Иди в Оптину - и станешь опытным".
Не прерывалась связь Троекуровского монастыря и со Святым Афоном. В 1870 г. из Русского св. великомученика Пантелеимона на Афоне монастыря были присланы в дар и благословения Троекуровской обители часть животворящего древа Креста Господня и частицы св. мощей угодников Божиих - св. апостола Варнавы, св. великомученика Пантелеимона, священномученика Харлампия, свв. бессребренников Космы и Дамиана, св. мученицы Параскевы, преподобной Макрины, св. великомученицы Марины, св. мученицы Василисы, преподобномучеников Евфимия, Игнатия и Акакия. А через несколько лет тамбовская земля послала на Афон взращенную ею жемчужину, преподобного Силуана Афонского, которому благодаря его духовным подвигам и учению суждено было стать прославленным на весь мир.
Несмотря на все свое любвеобилие, кротость, смирение и доброту, старец Иларион за свой духовный подвиг немало бывал гоним и от бесов и от людей. Однако, как отмечал на III Силуановских чтениях С. Кошелев, "старец Иларион Троекуровский, терпевший много гонений как извне, так и внутри церкви, особенно выделял и исповедовал своей жизнью заповедь Господа любить врагов. Эта заповедь, ставшая для преподобного Силуана основой и главной мерой духовной жизни, упоминается и в поучениях старца Илариона. Но воспринята она была Силуаном не через писания, а через жизнь и дух людей, среди которых он рос". Старец Иларион почил в Бозе 5 ноября 1853 г. Проводить его в последний путь приехали свыше 10000 человек, духовных чад и почитателей старца из различных уголков России. Любовь к старцу соединила в день его погребения чужих и незнакомых людей в одну семью.
Александр Гуревич