Frontpage Slideshow | Copyright © 2006-2011 JoomlaWorks Ltd.

Архиерейские богослужения


6 февраля, чт

Покровский храм

18 февраля, вт
Храм иконы Божией Матери «Взыскание погибших»

22 февраля, сб
Христо-Рождественский кафедральный собор

Изречения великих

Только с сердцем, полным любви, можно обличать грехи другого человека.

Преподобный
Гавриил (Угребадзе)

Свет Христов просвещает всех!

Книги Нового Завета

Евангелие от Матфея

Евангелие от Марка

Евангелие от Луки

Евангелие от Иоанна

Первое послание
к Коринфянам

апостола Павла

Молитвы

Молитвы утренние

Молитвы на сон грядущим

Шестопсалмие

Псалтирь

Иисусова молитва

Последование
ко Святому Причащению

Акафист Сладчайшему Господу нашему Иисусу Христу

Акафист Пресвятой Богородице

Акафист Николаю Чудотворцу

Рекомендуем

«Паломничество в Бари».
Документальный фильм

«Бог».
Стихотворение Дмитрия Мережковского читает Владимир Зайцев.

«Русь еще жива...».
Документальный фильм Валентины Матвеевой, посвященный творчеству иеромонаха Романа (Матюшина).

«Богородице, Дево, радуйся!».
Сергей Рахманинов

«Значение и устройство православного храма».
Лекция протоиерея Игоря Фомина

«Исповедь, молитва и пост »
Фильм митрополита Илариона (Алфеева) из цикла «Человек перед Богом»

«Бог»
Стихотворение Дмитрия Мережковского читает Владимир Зайцев

«Горняя песнь»
Фильм о русском женском монастыре близ Иерусалима

«И цветы, и шмели...»
Стихотворение Ивана Бунина читает Александр Голубев

Пасхальные песнопения

«Русалим. В гости к Богу»
Документальный фильм

Песнопения Великого Поста

Евангелие о посте

Преподобный Иоанн Лествичник об унынии и лености

«Кресту Твоему поклоняемся, Владыко...»
Исполняет хор Сретенского ставропигиального мужского монастыря (г. Москва)

«Святитель Григорий Палама и споры о богопознании».
Лекция доцента, кандидата богословия игумена Даниила (Шленова)

«Богословие иконы».
Лекция митрополита Илариона (Алфеева)

«Мой ангел».
Стихотворение Афанасия Фета читает Сергей Чонишвили

«О Страшном Суде».
Евангельские чтения

«Свете тихий».
Стихотворение Поликсены Соловьёвой читает Екатерина Васильева

«О Мытаре и Фарисее».
Евангельские чтения

«Сретение».
Фильм Илариона Алфеева из цикла «Праздники»

Стихотворение Иосифа Бродского «Сретенье» читает протоиерей Александр Шмеман.

«Блаженная Ксения Петербургская».
Документальный фильм

«Симон-Петр».
Фильм из цикла «Апостолы»

«Крещение Господне».
Фильм студии «Неофит»

«Рождество Христово. Поклонение волхвов. Крещение Господне».
Лекция диакона Владимира Василика

«Рождество».
Фильм митрополита Илариона (Алфеева) «Рождество» из­цикла «Праздники»

«Снег идет».
Стихотворение Бориса Пастернака читает Александр Феклистов

«Исповедь, молитва и пост».
Фильм митрополита Илариона (Алфеева) из цикла «Человек перед Богом»

«Андрей Первозванный».
Фильм из цикла «Апостолы»

Иисусова молитва

«Покров».
Документальный фильм митрополита Илариона Алфеева из цикла «Праздники»

«Горняя песнь».
Документальный фильм

«Покров».
Документальный фильм митрополита Илариона Алфеева из цикла «Праздники»

«Икона».
Документальный фильм митрополита Илариона Алфеева из цикла «Человек перед Богом»

«Я странник убогий».
Стихотворение Сергея Есенина Читает Сергей Безруков

«Рай и ад».
Что знает о них христианин?

«Наш век».
Стихотворение Федора Тютчева читает Георгий Тараторкин

«Таинство священства ».
Православная энциклопедия

«Православие на Руси».
Фильм митрополита Илариона (Алфеева) из цикла «Церковь в истории»

«Бог».
Стихотворение Дмитрия Мережковского
читает Владимир Зайцев

«Слово».
Стихотворение Николая Гумилева
читает Константин Хабенский

«Мой народ».
Стихотворение Сергея Бехтеева

«Храм Покрова на Нерли. Видеообзор

«Церковь».
Лекция протоиерея Вадима Леонова

«Митрополит Антоний Сурожский».
Фильм из цикла «Проповедники»

«Иеромонах Серафим (Роуз)».
Фильм из цикла «Проповедники»

«Христос анести!».
Тамара Романова. Записки паломницы

«Гонения на Церковь в России ХХ века».
Фильм из цикла «Церковь в истории»

«Иисус Христос и Его Церковь».
Фильм из цикла «Церковь в истории»

«Какими чистыми устами...».
Исполняет сестринский хор Свято-Тихоновского Преображенского женского монастыря

«Записки паломницы. Вифлеем».
Литературный очерк Тамары Романовой

Святитель Иоанн Златоуст о посте

«Гонения на Церковь в России ХХ века».
Фильм митрополита Илариона (Алфеева) из цикла «Церковь в истории»

«Царство Небесное».
Передача из цикла «Православная энциклопедия»

Акафист преподобному Сергию Радонежскому

«Кресту Твоему поклоняемся, Владыко...».
Исполняет хор Сретенского ставропигиального мужского монастыря (г. Москва)

«Рождество Богородицы».
Фильм митрополита Илариона (Алфеева) из цикла «Праздники»

«Церковная иерархия».
Лекция протоиерея Владимира Цыпина

«Личность Иисуса Христа».
Лекция священника Андрея Рахновского

Полезные ссылки

18 ноября. Преподобного Илариона, Троекуровского затворника

Неугасимая лампада любви

В числе духовных предшественников преподобного Силуана Афонского, как и любого другого православного монаха, можно назвать весь сонм православных святых. В книге архимандрита Софрония (Сахарова) "Старец Силуан" перечисляются некоторые наиболее значимые имена из этого сонма подвижников: преподобные Иоанн Лествичник, авва Дорофей, Феодор Студит, Кассиан Римлянин, Ефрем Сирин, Варсонуфий и Иоанн, Макарий Великий, Исаак Сирин, Симеон Новый Богослов, Никита Стифат, Григорий Синаит, Григорий Палама, Максим Исповедник, Исихий, Диадох, Нил.

В их число входят отцы-авторы "Добротолюбия", а из русских святых: преподобный Серафим Саровский, епископ Игнатий Брянчанинов, епископ Феофан Затворник, преподобный Нил Сорский, Паисий Величковский, Иоанн Кронштадтский и другие.

Однако хотелось бы уделить особое внимание тем духовным предшественникам преподобного Силуана, которые подвизались на его родине, в Лебедянском уезде Тамбовской губернии (ныне Липецкая область) и свидетельство о которых было явлено Господом преподобному Силуану с детства. Это местночтимые святые: преподобный Иларион Троекуровский и преподобный Иоанн Сезеновский.

Внешний вид троекуровского старца Илариона был аскетический. Он постоянно носил на теле вериги из медной проволоки, которые врезались ему в тело. В течение всего года старец ходил босым, в одной сорочке и легком белом халате. "И под этим покровом, - говаривал старец своему келейнику, - милость Божия согревала меня".

Многие люди, знавшие старца Илариона, особенно отмечали его доброту, снисходительность и прозорливость. Современник старца, священник Никандр Андреев вспоминал: "Тихая и приветливая речь старца, исполненный небесного спокойствия взор его в один миг, бывало, разгонят хоть какие тучи скорбей и сообщат душе благодатное умиротворение, и так легко станет на сердце. К нему идешь под гнетом тяжкого бремени, а от него летишь, словно птица на крыльях".

Имел старец Иларион тесную духовную связь и общение с иеросхимонахом Агапитом, старцем одного из главных духовных центров тогдашней Тамбовской епархии, да и всей России - Тихоно-Задонского Богородицкого монастыря, расположенного в нескольких десятках километров от села Троекурово. До своего затворничества отец Иларион нередко посещал этот монастырь. По воле Божией именно через этот монастырь произошла встреча старца Илариона с другим подвижником, затворником Иоанном Сезеновским, о котором мы подробнее скажем ниже. Дело было так: некая благочестивая девица, странствовавшая по различным монастырям, а затем по благословению своего духовного наставника о. Илариона Троекуровского занявшаяся печением просфор, в декабре 1817 г. поехала на говение в Тихоно-Задонский монастырь. Собираясь возвратиться домой, она подошла к иеросхимонаху Агапиту за просфорой для о. Илариона. У о. Агапита пребывал в это время юродивый Иоанн, и старец попросил девушку отвести юродивого Иоанна к отцу Илариону.

Когда Иоанн прибыл к келии угодника Божия Илариона, тот в смиренном духе сказал: "Не Иоанн мне, а я Иоанну должен служить:". В то время было видение одному из духовно близких о. Илариону людей, князю Федору Несвицкому, владельцу села Сезеново, которое находилось невдалеке от Троекурова. Ему явился во сне некий младенец, сказавший: "Возьми меня к себе и дай место для молитвы, я Иоанн многострадальный". Младенец попросил поселить его в бане. Увидев вскоре юродивого Иоанна, князь узнал в нем того младенца. Когда же князь рассказал о своем сне старцу Илариону, тот посоветовал не противиться воле Божией и дать Иоанну приют в бане. Позднее князь построил для Иоанна келию, куда тот и перешел.

Старец Иларион много помогал затворнику Иоанну Сезеновскому в устроении храма, а впоследствии и монастыря, передав на это богоугодное дело сначала 5000 рублей, полученных им от помещика Хрущева, а затем 100000 рублей от помещика Звягина. Окормлял старец Иларион и многих монахинь Иоанно-Казанского Сезеновского девичьего монастыря, для некоторых из них он был духовником.

Часто бывал у старца Илариона и послушник Задонского монастыря Михаил, которого старец особенно любил. Впоследствии Михаил принял монашеский постриг с именем Зосима и стал наместником Задонского монастыря.

Игумен (позже - архимандрит) Зосима Задонский был определен Господом стать звеном, связующим духовных предшественников преподобного Силуана Афонского с преподобным Серафимом Саровским через Николая Александровича Мотовилова. Супруга Н.А. Мотовилова Елена Ивановна вспоминала: "Часто мы бывали в Задонске, где архимандритом был духовный друг моего мужа отец Зосима. Первый раз увидала я его по приезде в Задонск в церкви. Вижу, входит довольно молодой и кладет множество земных поклонов перед святыми иконами, и я подумала: "Вот какой еще молодой довольно, а уже какие имеет подвиги". По окончании службы Николай Александрович пошел со мной на чай к отцу архимандриту, и я очень удивилась, узнав в нем монаха, которого я видела в церкви. За чаем, обращаясь ко мне, отец Зосима вдруг говорит: "Вот, матушка, иные думают, что я еще молод, да уж и большой подвижник, только все это неверно, и мне скоро пятьдесят лет". Это свидетельство Е. И. Мотовиловой говорит, в частности, о даре прозорливости, присущем отцу Зосиме Задонскому.

С Иларионом Троекуровским связана и другая золотая ветвь духовности, процветшая в Оптиной пустыни. В 1839 г. к старцу Илариону обратился за советом А. М. Гренков (будущий преподобный Амвросий Оптинский), искавший монашеской жизни. Старец Иларион посоветовал ему идти прямо в Оптину и прибавил: "Можно бы поступить и в Саровскую пустынь, но там уже нет таких мудрых старцев, какие были прежде, а в Оптиной пустыни старчество процветает". Именно старцу Илариону принадлежат слова: "Иди в Оптину - и станешь опытным".

Не прерывалась связь Троекуровского монастыря и со Святым Афоном. В 1870 г. из Русского св. великомученика Пантелеимона на Афоне монастыря были присланы в дар и благословения Троекуровской обители часть животворящего древа Креста Господня и частицы св. мощей угодников Божиих - св. апостола Варнавы, св. великомученика Пантелеимона, священномученика Харлампия, свв. бессребренников Космы и Дамиана, св. мученицы Параскевы, преподобной Макрины, св. великомученицы Марины, св. мученицы Василисы, преподобномучеников Евфимия, Игнатия и Акакия. А через несколько лет тамбовская земля послала на Афон взращенную ею жемчужину, преподобного Силуана Афонского, которому благодаря его духовным подвигам и учению суждено было стать прославленным на весь мир.

Несмотря на все свое любвеобилие, кротость, смирение и доброту, старец Иларион за свой духовный подвиг немало бывал гоним и от бесов и от людей. Однако, как отмечал на III Силуановских чтениях С. Кошелев, "старец Иларион Троекуровский, терпевший много гонений как извне, так и внутри церкви, особенно выделял и исповедовал своей жизнью заповедь Господа любить врагов. Эта заповедь, ставшая для преподобного Силуана основой и главной мерой духовной жизни, упоминается и в поучениях старца Илариона. Но воспринята она была Силуаном не через писания, а через жизнь и дух людей, среди которых он рос". Старец Иларион почил в Бозе 5 ноября 1853 г. Проводить его в последний путь приехали свыше 10000 человек, духовных чад и почитателей старца из различных уголков России. Любовь к старцу соединила в день его погребения чужих и незнакомых людей в одну семью.

Александр Гуревич