Frontpage Slideshow | Copyright © 2006-2011 JoomlaWorks Ltd.

Тебе поем!


Иисусова молитва

Изречения великих

Крест освятил вселенную; он рассеял тьму и возвратил свет, он потребил заблуждение; он собрал народы от востока и запада, севера и юга, и соединил их любовью в единую Церковь, в единую веру, в единое крещение.

Преподобный
Ефрем Сирин

Свет Христов просвещает всех!

Книги Нового Завета

Евангелие от Матфея

Евангелие от Марка

Евангелие от Луки

Евангелие от Иоанна

Молитвы

Молитвы утренние

Молитвы на сон грядущим

Шестопсалмие

Псалтирь

Иисусова молитва

Последование
ко Святому Причащению

Акафист Сладчайшему Господу нашему Иисусу Христу

Акафист Пресвятой Богородице

Акафист Николаю Чудотворцу

Рекомендуем

«Зазимки»
Стихотворение Бориса Пастернака читает Александр Феклистов

Павел Флоренский. «Столп и утверждение Истины»

«Гляну в поле, гляну в небо...»
Стихотворение Сергея Есенина читает Сергей Безруков

«Таинство Евхаристии»
Фильм митрополита Илариона (Алфеева) из цикла «Человек перед Богом»

«И цветы, и шмели...»
Стихотворение Ивана Бунина читает Александр Голубев

Крещение Господне. Песнопения праздника

«Крещение»
Фильм митрополита Илариона (Алфеева) из цикла «Праздники»

«Святитель Николай»
Фильм митрополита Илариона (Алфеева) из цикла «Праздники»

Молитва о Святой Руси

«Снег идет»
Стихотворение Бориса Пастернака читает Александр Феклистов

«Царице моя Преблагая».
Исполняет Патриарший хор Храма Христа Спасителя (Б. М. Феоктистов).

«Слово».
Стихотворение Николая Гумилева. читает Константин Хабенский

«Обитель».
Фильм Аркадия Мамонтова

«Земле русская».
Cтихира Русским святым

«Христос».
Стихотворение Николая Гумилева читает Константин Хабенский

Протоиерей Александр Шмеман.
Зачем нужны святые

Митрополит Антоний Сурожский.
Почему я не боюсь смерти

Храм святого Саввы. Белград

«Исповедь, молитва и пост».
Фильм митрополита Илариона (Алфеева) из цикла «Человек перед Богом»

«Евангелие Достоевского».
Фильм митрополита Илариона (Алфеева)

«Русалим. В гости к Богу».
Документальный фильм

Акафист Иисусу Сладчайшему

«Старцы и русская литература. Александр Пушкин».
Документальный фильм

«Родина».
Cтихотворение Михаила Лермонтова читает Сергей Шакуров.

«Наш век».
Стихотворение Федора Тютчева читает Георгий Тараторкин

«Монастырь».
Стихотворение Евдокии Ростопчиной читает Мария Порошина

«Женщины Библии».
Православная энциклопедия

«Великое славословие».
и другие песнопения

«О Страшном Суде».
Евангельские чтения

Хор братии Валаамского монастыря.
Регент хора иеродиакон Герман (Рябцев)

«Митрополит Антоний Сурожский».
Фильм из цикла «Проповедники»

«Святой Иоанн Кронштадтский».
Фильм Аркадия Мамонтова

«Глас веков».
Концерт хора Сергия Кривобокова

«Русская Православная Церковь в XIX веке».
Лекция Натальи Юрьевны Суховой

«Церковь».
Лекция протоиерея Вадима Леонова

«Горняя песнь».
Фильм о русском женском монастыре близ Иерусалима.

«Царице моя Преблагая».
Патриарший хор Храма Христа Спасителя

Полезные ссылки

С днем рождения, Владыка!

Рождается на свет ребенок. И ни родители, ни близкие родственники, ни тем более абсолютно незнакомые люди  не знают и не могут знать, каким вырастет маленький человек.

В один из зимних военных дней, 19 декабря 1941 года, появился на свет мальчик, которого назвали Николаем. Сколько в нашей необъятной стране, охваченной ужасом войны и подпоясанной солдатским ремнём, в этот день родилось Николаев? Один Бог знает!.. Человека, о котором пойдет речь, – как Николая Васина знают считанные единицы, тысячи – как Высокопреосвященнейшего Никона, архиепископа Липецкого и Елецкого.

Первый камень

Всё закладывается в детстве. И первый камешек в дороге к Храму – оттуда же. Отец Николая Васина происходил из зажиточной семьи, в которой было две ветряные мельницы, большой сад, двухэтажный дом из тёсаного камня. Из 16 отцовских сестёр и братьев, что появились на свет, девять выжило. У мамы и того больше - 11. То есть семьи были большие и верующие. Будущий епископ Липецкий и Елецкий Никон родился в Липецке на улице Шахтёрской (теперь Шкатова) и был единственным мальчиком в окружении трёх сестёр.

«Заговорит он, и первым его словом будет «камень», - успокаивала соседка взволнованную маму. Всё так и случилось: пятилетний мальчишка со всех ног бежал домой, чтобы показать родителям то, что спрятано в маленьком кулачке: «Камень, камень, мама!» А в шесть лет уже читал газеты, приводя в восторг соседских мужиков. Из родных краёв семья подалась в Сибирь. Убегали от голода. Отец был охотником и часто брал с собой сына пострелять уточек. Однажды детское сердечко не вынесло окутавшей темноты, тишины и сковавшего страха. До сих пор, как в кино, слышится Владыке сквозь туман пронзительный мальчишеский крик: «Папа, папа!» - и шелест взмахнувших крыльями птиц...

Там, в Сибири, мальчик чуть было не осиротел. Осенью женщины собирали колоски в поле. Поле было за рекой. Реку нужно было переплыть. А лодка дала течь и пошла ко дну. Мама плавать не умела, но неведомая сила вытащила её на поверхность.

Сибирь домом не стала. Но и вернувшейся обратно семье пришлось несладко: с утра до ночи дети с матерью возделывали огород, на коленках пропалывали просо, отец трудился на Сокольском заводе. Как время, наполненное трудностями и лишениями, вспоминает Владыка эти годы. Однако вкус пшённой каши из того самого проса, перед которым стояли коленопреклонённо, и яблок, которые ели по дороге из храма (а это за 15 километров от дома), он помнит до сих пор. Однажды, возвращаясь из школы, что была в двух километрах в соседнем селе Тюшевка, дети заметили низколетящий самолёт, который что-то разбрасывал. Оказалось - листовки с карикатурами: на вышке стоит часовой, а под ним мужики, несущие на плечах бревно. «Коммунизм - порабощение человека» -такой была подпись под изображением. А ещё на землю прилетела газета «Вилы гнева». И это в начале пятидесятых годов! Естественно, что представители комитета госбезопасности себя ждать не заставили. Страх потом долго эти места не покидал. Люди тогда пропадали за одно неверно сказанное слово, а тут целый самолёт с вражеской агитацией.

В 1956 году семья переезжает в Липецк. В собственный дом. И у читающего запоем четвероклассника Николая Васина появилось больше возможностей проводить время за любимым занятием. Правда, в скором времени желание читать отбили в самом прямом смысле этого слова: идущего из библиотеки мальчика какая-то компания ребят сильно побила. Книги были потеряны, и желание их читать тоже.

В его «той» жизни было всё: и вшитый в воротник рубашки крестик, и пионерский галстук, и комсомольский значок на лацкане пиджака, и служба в армии, и работа в цехах Сокольского завода. А закончилось... поступлением в семинарию.

Исход

Посты в семье соблюдали строго. А в последние три дня перед Пасхой так вообще питались хлебом да водой. Службы праздничные тогда были хоть и немного короче, но дорога из Храма до дома была неблизкой. Казалось, что быка можно съесть, однако после богослужения окутывала такая радость, что насыщались самым малым, чем можно было разговеться.

- Благодать Божия питает, - говорит Владыка. - Недаром сказано, что люди, принявшие печать антихриста, будут в семь раз больше есть и не насытятся. Благодать отойдёт от человека, и всё...

Уже много лет Николай приходил в Христорождественский Храм, что на нынешней Арктической улице. Но сегодня день особый - отпевают бабушку. Сквозь слёзы и колышащийся от горящих свечей воздух он вдруг остановился взглядом на лике Божьей Матери. И такой красавицей Она ему показалась! Потом он постоянно будет молиться у этой иконы и поймёт - Богородица его позвала. А ему - чуть больше двадцати.

И до этого момента собственная дальнейшая жизнь казалась ему похожей на миллионы судеб вокруг: он мечтал закончить вуз, создать семью... Мечты воплотились, но в ином качестве: высшее учебное заведение - Духовную академию - Владыка закончит заочно, а его детьми - духовными чадами - станут сотни людей.

Лишь однажды во время службы, когда в Храме было много родителей с детьми, его - начинающего священника -пронзила мысль-сожаление о том, что эта сторона жизни ему недоступна. Наваждение мгновенно ушло. И он понял - искушение преодолено. И больше, даже в мыслях, никогда к этому не возвращался. Выбор был сделан...

В каждый свой отпуск на протяжении восьми лет будущий епископ Липецкий и Елецкий отправлялся в круиз, как тогда называлось. По благословению своей духовной матери схимонахини Антонии он совершал паломничество по монастырям: Троице-Сергиева лавра, могилка Блаженной Ксении Петербургской, Пюхтинский женский монастырь, что в Эстонии, и далее, далее... Особенно лёг на сердце Псково-Печёрский монастырь. Не боящийся никакой работы, с каким усердием он помогал братии, жил с ними одной жизнью, говорил на одном языке!

- Промысел Божий, наверное, и был в том, чтобы показать мне монастырскую жизнь в идеале, - говорит Владыка. - Меня любили и уважали и на работе, и в кругу друзей, но именно во Псково-Печерской обители я увидел настоящую жизнь.

...И попробовал настоящий квас, которого нигде больше не пивал. Спустя какое-то время, будучи в Троице-Сергиевой лавре, молодой человек даст обет перед иконой Спаса Нерукотворного и уже внутренне начнёт готовить себя к монашеской жизни. (Или она начала потихонечку его в себя вбирать?) Монастырь был и по соседству с Одесской семинарией, где он учился. Там, ещё Николай Васин, нёс послушания, читал молитвенные правила.

- Монах - это мученик. Молиться - самый тяжёлый труд. В народе даже есть поговорка: «Самое трудное - Богу молить, родителей кормить и долг платить». Наконец-то наступило время возрождения монастырей. До сих пор находятся люди, и количество их увеличивается, готовые уйти от мира и посвятить жизнь служению Богу, молитве о мире во всём мире. Ведь именно христианское общество, православная церковь хранят мир от погибели. Поэтому все силы ада и идут войной на Православие, на русских, потому что мы храним свою веру в чистоте. Многих в мире раздражает то, что Господь с нами, что Россия -это удел Пресвятой Богородицы!

Облачиться в монашеские одеяния можно было и в семинарии. Но сложилось иначе. Приняв целибат, отец Николай сначала два года послужил в приходах Воронежской и Липецкой епархии и лишь затем был пострижен в монахи с именем Никон.

Духовные отцы

- Сказать, что мне с духовниками повезло - значит, ничего не сказать. Господь просто полюбил меня и вручил этим людям, которые направили мою жизнь. Первым моим духовным отцом был схимонах Власий. Но потом случилась встреча со схиархимандритом Виталием, и я к нему прилип. Такая благодать исходила от этого человека, что невозможно было рядом не находиться! Я, конечно, считал, что предал отца Власия. Но всё-таки мне кажется, что нужно идти к духовнику более опытному, мудрому, сильному. Отец Виталий очень много болел - у него отказала одна почка, а он никому даже не пожаловался. Он катается по полу от боли и улыбается, а мы думаем, что батюшка юродствует. Сотую часть такой боли однажды пришлось испытать и мне -был почечный приступ. Так это адские боли! Двадцать лет я с ним был и не услышал ни одной его жалобы - это мы жаловались ему на свои немощи. Одиннадцать лет я был знаком с духовным отцом схиархимандрита Виталия схимитрополитом Зиновием. Вот это был ангел - столп огненный от земли до неба! Сама его жизнь - уже подвиг. В 15 лет он ушёл в монастырь Глинской пустыни. А годы были страшные - гонения, репрессии. Ему пришлось и в тюрьме посидеть, и пройти через лагеря, где он заболел малярией. Но сила его духа была невероятной! Старцы в то время жили в Тбилиси, и я каждый месяц летал к ним. Это были люди - гиганты духа. Они формировали мою личность, моё духовничество. А я семь лет был духовником Воронежской и Липецкой епархии, двух задонских монастырей. Да и до сих пор ко мне идут люди каяться.

Иное измерение

Моё желание принять монашеский постриг мама, можно сказать, приняла с радостью. Она вообще была очень чистым, нравственным человеком. В конце жизни сама тоже приняла монашество и ушла ко Господу как монахиня Мария.

А вот отец, поддавшись советской пропаганде, был твёрдо убеждён, что попы- тунеядцы, и был категорически против того, чтобы и я тоже к ним примкнул. И это несмотря на то, что мы с ним вдвоем, сами, своими руками, построили дом! Тогда я пошёл на небольшую хитрость. Папа был очень хороший печник, и я попросил его о помощи. Нам в Бурдино он сложил семь печей. И увидев, как живут, молятся и трудятся монахи и священники, сдался. А потом даже хвалился и гордился мною.

Хитрить Владыка был вынужден не раз. Когда началось восстановление Задонского Богородицкого мужского монастыря, монахи ютились в трех комнатках общежития культпросветучилища. Для того чтобы ситуация изменилась, нужно было волевое решение властей. Тогда на пост областного главы баллотировался Михаил Тихонович Наролин. Владыка нашёл к нему «свой» подход - и в итоге корпус общежития был освобождён, монашеская жизнь вошла в более-менее спокойное русло. А вот местные жители поначалу возмущались тем, что монастырь-то восстанавливается, а овощесушильный завод, пищевой комбинат были закрыты, больница и общежитие переселены. Вообще, Задонский мужской монастырь - особая статья в жизни епископа Никона. Я бы определила это как прижизненный памятник, который будет стоять века. Возродить святыню, находящуюся в таком ужасающем, поруганном состоянии, и сделать это за столь короткое время - человеку, наверное, не под силу!

- Господь сказал: «Сила моя в немощах совершается». Я - немощный человек, и все остальные - такие же - смогли это сделать. Господь посылал силы!

Многие годы Владыка служил в Добринском районе, затем потрудился на восстановлении Акатова женского монастыря в Воронеже, после которого пришёл в Задонск. Разруха и нищета -вот что собою представлял тогда монастырь. Монахи за тарелку супа и кусок хлеба кололи горожанам дрова и вскапывали огороды. Постоянный голод, а зимой ещё и холод - кельи не отапливались - в таких условиях жили 12 насельников монастыря, когда к ним приехал будущий Владыка. Ситуация кардинально изменилась в 1991 году, с возвращением в монастырь из Воронежа мощей Святителя Тихона Задонского. Вот с тех пор монастырь крепнет и укрупняется, и всё больше в нём монашествующей и молящейся братии. В 1996 году в Елоховском Соборе Москвы Патриарх Всея Руси Алексий Второй совершил епископскую хиротонию Владыки Никона. Долго от принятия этого сана Владыка отказывался. Пока митрополит Воронежский и Липецкий Мефодий не напомнил ему о предсказании старцев пятнадцатилетней давности. Всё случилось по их слову и с их благословения - даже собеседование в Синоде прошло без сучка и задоринки... А когда в 2003 году произошло разделение Воронежской и Липецкой епархии на две самостоятельные, то Липецкую и Елецкую возглавил епископ Задонский Никон.

- Я живу по принципу «как благословите». Когда меня - Николая - постригали в монахи, то на вопрос: «Какое имя хочешь?» я ответил: «Как благословите». И получил имя Никон. И так во всём. Образовалась наша епархия, и у меня появилась возможность попробовать свои силы и ещё потрудиться во славу Божию. Как правящий архиерей я формирую епархию. Когда Священный Синод меня утвердил, здесь было всего 74 прихода. Сейчас - 230. За это время удалось рукоположить порядка 170 священнослужителей. Моя главная задача - возрождение полноценной духовной жизни в Липецкой и Елецкой епархии. Зачем мы это делаем? Да чтобы на Страшном суде ни одна душа человеческая не могла сказать: «Господи! Да я не виновата. Был бы Храм - я бы там и покаялась, и соединилась бы с Тобой».

Сейчас людям сложно читать Святое Писание - легче получить информацию по телевизору или компьютеру. А ведь чтение - это тоже подвиг. Чтобы быть православным христианином, нужно знать учение, Евангелие. Конечно, начинать лучше в детстве. Но и в конце жизни никогда не поздно порадеть Господу!

P.S. У меня ещё было много подготовленных вопросов, но стало как-то стыдно за отнятое у Владыки время и силы, хотя Его Преосвященство изначально предоставил мне полную свободу. И я задала, по-моему, наивный и просто человеческий вопрос:

- Владыко, как Вы отдыхаете? И получила покоривший и обезоруживший меня ответ:

- Когда случаются грибные года - люблю собирать грибы. Нынешний год не удался...

Затем Владыка сделал паузу и продолжил как-то на вздохе:

- Я очень люблю монастырь, монастырскую жизнь. У нас в Задонске до сих пор стройка идёт. Почти каждый день я служу по приходам. В некоторых храмах сотни лет не было ноги архиерея. А архиерейская служба - особая. И мне, и людям - радость!

Потом, улыбнувшись, добавил:

- Я петь люблю. Читаю. А вот иконы сейчас не пишу - времени нет...

За дверями кабинета епископа Никона раздавались голоса пришедших на приём людей. Им требовалось его участие. Как и мне. И тысячам других. Получив благословение, я в дверях обернулась: Владыка сидел в кресле, опустив голову. Тихо. Словно в ожидании. Мне подумалось: «А кто пожалеет его и поможет в минуты слабости и немощи? Ведь он же тоже человек?!» С днем рождения, Владыка!

Евгения ИОНОВА
Журнал Итоги Недели (Липецкая Газета) №17 /017/