Frontpage Slideshow | Copyright © 2006-2011 JoomlaWorks Ltd.

Тебе поем!


Иисусова молитва

Изречения великих

Крест освятил вселенную; он рассеял тьму и возвратил свет, он потребил заблуждение; он собрал народы от востока и запада, севера и юга, и соединил их любовью в единую Церковь, в единую веру, в единое крещение.

Преподобный
Ефрем Сирин

Свет Христов просвещает всех!

Книги Нового Завета

Евангелие от Матфея

Евангелие от Марка

Евангелие от Луки

Евангелие от Иоанна

Молитвы

Молитвы утренние

Молитвы на сон грядущим

Шестопсалмие

Псалтирь

Иисусова молитва

Последование
ко Святому Причащению

Акафист Сладчайшему Господу нашему Иисусу Христу

Акафист Пресвятой Богородице

Акафист Николаю Чудотворцу

Рекомендуем

«Зазимки»
Стихотворение Бориса Пастернака читает Александр Феклистов

Павел Флоренский. «Столп и утверждение Истины»

«Гляну в поле, гляну в небо...»
Стихотворение Сергея Есенина читает Сергей Безруков

«Таинство Евхаристии»
Фильм митрополита Илариона (Алфеева) из цикла «Человек перед Богом»

«И цветы, и шмели...»
Стихотворение Ивана Бунина читает Александр Голубев

Крещение Господне. Песнопения праздника

«Крещение»
Фильм митрополита Илариона (Алфеева) из цикла «Праздники»

«Святитель Николай»
Фильм митрополита Илариона (Алфеева) из цикла «Праздники»

Молитва о Святой Руси

«Снег идет»
Стихотворение Бориса Пастернака читает Александр Феклистов

«Царице моя Преблагая».
Исполняет Патриарший хор Храма Христа Спасителя (Б. М. Феоктистов).

«Слово».
Стихотворение Николая Гумилева. читает Константин Хабенский

«Обитель».
Фильм Аркадия Мамонтова

«Земле русская».
Cтихира Русским святым

«Христос».
Стихотворение Николая Гумилева читает Константин Хабенский

Протоиерей Александр Шмеман.
Зачем нужны святые

Митрополит Антоний Сурожский.
Почему я не боюсь смерти

Храм святого Саввы. Белград

«Исповедь, молитва и пост».
Фильм митрополита Илариона (Алфеева) из цикла «Человек перед Богом»

«Евангелие Достоевского».
Фильм митрополита Илариона (Алфеева)

«Русалим. В гости к Богу».
Документальный фильм

Акафист Иисусу Сладчайшему

«Старцы и русская литература. Александр Пушкин».
Документальный фильм

«Родина».
Cтихотворение Михаила Лермонтова читает Сергей Шакуров.

«Наш век».
Стихотворение Федора Тютчева читает Георгий Тараторкин

«Монастырь».
Стихотворение Евдокии Ростопчиной читает Мария Порошина

«Женщины Библии».
Православная энциклопедия

«Великое славословие».
и другие песнопения

«О Страшном Суде».
Евангельские чтения

Хор братии Валаамского монастыря.
Регент хора иеродиакон Герман (Рябцев)

«Митрополит Антоний Сурожский».
Фильм из цикла «Проповедники»

«Святой Иоанн Кронштадтский».
Фильм Аркадия Мамонтова

«Глас веков».
Концерт хора Сергия Кривобокова

«Русская Православная Церковь в XIX веке».
Лекция Натальи Юрьевны Суховой

«Церковь».
Лекция протоиерея Вадима Леонова

«Горняя песнь».
Фильм о русском женском монастыре близ Иерусалима.

«Царице моя Преблагая».
Патриарший хор Храма Христа Спасителя

Полезные ссылки

Как болели святые: уповали на Бога, но не отвергали врачей

Большинство из нас восхищается самоотверженностью медиков, поддерживает в меру сил их ежедневный подвиг, но есть немало людей — среди верующих они проявляют себя особенно ярко, — которых стресс заставляет впадать в крайности. Кто-то ждет от врачей чудес: «Я буду делать что хочу, пренебрегать общими рекомендациями, вести привычный образ жизни — доктора, если что, всё равно вылечат!». Кто-то отвергает медицину как таковую: «Заболею, значит, заболею. Что Бог ни делает — всё к лучшему!». Кто-то «богословствует»: «Больницы, лекарства — всё житейская суета! Единственное место лечения — храм...».

А как правильно?

 

Для начала откроем Ветхий Завет:

Почитай врача честью по надобности в нем, ибо Господь создал его, и от Вышнего — врачевание, и от царя получает он дар. Знание врача возвысит его голову, и между вельможами он будет в почете. Господь создал из земли врачевства, и благоразумный человек не будет пренебрегать ими.

Не от дерева ли вода сделалась сладкою, чтобы познана была сила Его? Для того Он и дал людям знание, чтобы прославляли Его в чудных делах Его: ими он врачует человека и уничтожает болезнь его. Приготовляющий лекарства делает из них смесь, и занятия его не оканчиваются, и чрез него бывает благо на лице земли. Сын мой! в болезни твоей не будь небрежен, но молись Господу, и Он исцелит тебя. Оставь греховную жизнь и исправь руки твои, и от всякого греха очисти сердце. Вознеси благоухание и из семидала памятную жертву и сделай приношение тучное, как бы уже умирающий; и дай место врачу, ибо и его создал Господь, и да не удаляется он от тебя, ибо он нужен. В иное время и в их руках бывает успех; ибо и они молятся Господу, чтобы Он помог им подать больному облегчение и исцеление к продолжению жизни. Но кто согрешает пред Сотворившим его, да впадет в руки врача!

Книга Премудрости Иисуса, сына Сирахова, 38:1–15

А теперь обратимся к опыту святых:

Апостол Павел

…Дано мне жало в плоть, ангел сатаны, удручать меня, чтобы я не превозносился. Трижды молил я Господа о том, чтобы удалил его от меня. Но Господь сказал мне: «довольно для тебя благодати Моей; ибо сила Моя совершается в немощи». И потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова. Посему я благодушествую в немощах, в обидах, в нуждах, в гонениях, в притеснениях за Христа, ибо, когда я немощен, тогда силен (2 Кор 12:7–10).

Что за «жало в плоть» получил Апостол Павел? Ученые, богословы, медики к единому мнению так и не пришли. Говорили и об эпилепсии, и о неврастении... Чаще всего сходятся, что апостол страдал заболеванием глаз, видимо, очень болезненным (не под кожу жало зашло, а проникло глубоко в плоть), и даже почти ослеп. В Деяниях сказано, что Христос явился в видении Анании и велел ему пойти и возложить руки на Савла (Павла), чтобы тот прозрел. И Бог апостола исцелил (Деян 9:12–17).

Логично предположить, что коринфянам, к которым обращался со своим посланием проповедник Евангелия, немощь Павла была хорошо известна или даже прямо видна, поэтому апостол не счел необходимым называть свою болезнь. А вот мысль о том, что сила Господа совершается в немощи, Павел стремился донести до своей аудитории в первую очередь. Трижды Павел обращался с молитвой к Господу, но Христос объяснил ученику, что помогает Своей благодатью в проповеди Евангелия не обязательно только сильным телом и крепким здоровьем, а тем, кого Сам избрал для проповеди.

Сам апостол Павел не отвергает лечения и заботы о своем здоровье и даже дает медицинские рекомендации в своем Первом послании к ученику, апостолу от семидесяти Тимофею: Впредь пей не одну воду, но употребляй немного вина, ради желудка твоего и частых твоих недугов.

Благодушествовать в немощах, но сопротивляться им, не унывая и не превозносясь, умерять гордыню — так, по мнению Апостола Павла, достойно себя вести.

Святитель Иоанн Златоуст

«…как величайшей милости прошу, больше заботиться об излечении болезни твоего тела. Правда, и уныние производит болезнь; но когда еще и тело исстрадалось, и совершенно ослабело, и остается в большом пренебрежении, не пользуется ни врачами, ни благорастворенностью воздуха, ни обилием необходимых вещей, то сообрази, что отсюда бывает немалое приращение опасности. Поэтому прошу твою честность пользоваться и разными опытными врачами, и лекарствами, которые могут устранять такого рода болезни. Так и мы за несколько дней перед этим [...] воспользовавшись [...] лекарством, присланным от госпожи моей, благопристойнейшей Синклитии, устранили болезнь, не встретив при этом нужды употреблять его больше трех дней. Поэтому прошу тебя и самой пользоваться им, и [...] постарайся упросить господина моего, почтеннейшего Феофила комита, чтобы он опять приготовил и прислал его нам…»

Вот так писал изможденный долгой ссылкой и скитаниями святитель своей тоже страждущей духовной сестре Олимпиаде.

Хилый и слабый от природы, еще в молодости Иоанн удалился от житейской суеты сначала на четыре года в монастырь, а оттуда — еще на два года в пустыню, в пещеру. В строгой аскезе, живя в сырой пещере, подвижник заболел и до конца жизни от приобретенного недуга так и не оправился. Его постоянно мучили желудочно-кишечные боли и лихорадка. Тем не менее, врачуя других, исцеляя тела и души, отстаивая основы веры, великий проповедник сам при любой возможности лечился, обращался к врачевателям и не унывал.

Ему нужно было поддерживать себя, чтобы продолжать выполнять нелегкое служение. Об этом отлично знали многочисленные недруги и клеветники Иоанна Златоуста. Желая помешать его обличительным проповедям и борьбе с несправедливостью, они оклеветали святителя и отправили в ссылку, прекрасно понимая, что обрекают его на смерть.

Путь святого к месту ссылки, в Малую Армению, был подобен пытке: жара, постоянные оскорбления и избиения от жестоких стражников, не дающих отдыха и сна, жажда и голод... Как только святителю удавалось остановиться, найти лекарство и врачей, чтобы немного уменьшить страдания, его гнали дальше и дальше... Однако он не унывал и в изгнании, находясь в осажденной армянской крепости в городе Кукузы, и писал своей ученице святой Олимпиаде письма.

36-летняя диаконисса Олимпиада также находилась в ссылке, в Никомидии. И тоже болела: лихорадка приковала ее к постели на полгода. Вера женщины от испытаний и переживаний поколебалась, казалось, что все ее молитвы тщетны, душа скорбела. Олимпиада всё чаще призывала смерть. И Иоанн Златоуст делился с ученицей своими мыслями, утешал ее, рассказывал о своем непростом житье.

Он часто обращался к врачебной теме, но, конечно, борьба за здоровье никогда не заслоняла в его письмах того, ради чего она ведется: «Так и ты, хотя и остаешься дома и пригвождена к постели, не думай, что ведешь праздную жизнь, потому что, имея постоянного и вместе с тобою живущего палача — эту чрезмерную болезнь, ты терпишь страдания, более тяжкие, чем те, когда кого влачат, терзают и мучат палачи, и кто когда терпит самые крайние бедствия.

Печали, каковы бы они ни были, причиняются людьми, и отображают ничтожность тех, кем они наносятся; а дары и награды даются от Бога; поэтому они таковы, какими естественно быть дарам, даваемым со стороны неизреченной щедрости. Итак, радуйся и веселись, нося венок, торжествуя, попирая жала врагов более, чем иные грязь».

Святитель Григорий Богослов

А теперь я должен говорить о том, к чему побуждает меня соболезнование о собственной моей плоти и о собственной немощи при взоре на страдания других; должен сказать вам, братия, что мы обязаны заботиться о теле, этом сроднике и сослужителе души (ибо хотя я и винил его, как врага, за то, что терплю от него; но я же и люблю его, как друга, ради Того, Кто соединил меня с ним), и притом — заботиться о теле наших ближних не меньше, как и каждый о собственном, остаемся ли мы сами здоровыми или изнуряемы таким же недугом. Ибо мы одно в Господе (см. Гал 3:28), богат ли кто, или беден, раб ли кто, или свободен, здоров ли, или болен телом; у всех одна глава — Христос, из Которого все тело (Еф 4:15–16), и что члены один для другого, то же и каждый из нас друг для друга, и все для всех (см. 1 Кор 12:12–27). А потому не надобно пренебрегать и оставлять без попечения тех, кто прежде подпал под общую для всех немощь; напротив, мы должны не столько радоваться благополучному состоянию нашего тела, сколько плакать о телесных страданиях братьев наших; должны человеколюбие к ним считать единственным залогом нашей безопасности телесной и душевной.

Григорий Богослов призывал своих учеников и свою паству не гнушаться лечения и заботиться о своем здоровье. Сам святитель на протяжении всей жизни страдал многими болезнями.

В 374 году последовательно умерли его брат, сестра и престарелый отец. Всего на несколько месяцев пережила отца мать Григория. Горе от потерь близких было так велико, что в 46 лет Григорий Богослов слёг в тяжелом недуге и находился практически на краю могилы. С ним приезжали прощаться друзья и соратники. Но Григорий Богослов, прилагая все усилия для выздоровления, поправился.

Оставаясь слабым и разбитым, он уехал из родного Назианза и скрылся в монастыре. Там его застала еще одна тяжелая весть — скончался близкий друг, единомышленник Григория, Василий Великий. Святитель был настолько слабым, что не мог даже поехать на похороны друга. Усталый, удрученный он оставался в уединении, мечтая здесь, в далекой обители и закончить свой земной путь.

Но ему предстояло выполнить важную миссию, для которой хранил его Господь — стать Константинопольским патриархом, защитником православия, великим проповедником веры Христовой. Поэтому он вновь собрал всю свою волю, взялся за лечение и приложил все возможные усилия чтобы вернуться к активной жизни.

Служение в Константинополе было сопряжено с такими трудностями и духовными подвигами, что здоровье святителя опять дало сбой. Болезни так измучили Григория, что в какой-то момент он решил отказаться от управления Константинопольской Церковью и удалиться к себе на родину в Назианз. Изнуренный недугом, он обратился к пастве со словами прощания, призывая верующих хранить веру и творить добрые дела. Но люди, поняв, что теряют любимого священника, огорчились до такой степени, что стали кричать и плакать в храме, моля Григория остаться: «Отец! Уходя от нас, ты уводишь с собою и учение о Святой Троице. Без тебя не будет в этом городе и правого исповедания Святой Троицы. Вместе с тобою уйдет из города православие и благочестие!..»

И в который раз Григорий взял себя в руки и пересмотрел свое решение. Святитель продолжил службу в Константинополе до созыва ближайшего собора.

Мы видим: он призывал паству заботиться о здоровье и одновременно своей жизнью показывал, для чего: чтобы как можно дольше и сильней послужить ближнему, чтобы прославлять Бога словом и делом.

Святитель Василий Великий

Те, которые худым образом жизни сами приобрели болезнь, должны… пользоваться телесными врачеваниями как некоторым образом и примером для попечения о душе. Страдаю от болезни и радуюсь не тому, что могу учителем быть в терпении для других. Ибо, когда не могу сделать, чтобы не страдать, приобретаю страданием то, что переношу его и благодарю как в радостях, так и в скорбях, будучи уверен, что все случившееся и случающееся с нами у Слова не без разумной причины, хотя нам и кажется, что нет причины. Как не должно вовсе бегать врачебного искусства, так несообразно полагать в нем всю свою надежду. Но, как пользуемся искусством земледелия, а плодов просим у Господа, или вверяем кормило кормчему, а молим Бога, чтобы спас нас от потопления, так, вводя к себе врача, когда позволяет сие разум, не отступимся от упования на Бога.

О своих болезнях, коих было множество, Святитель Василий сам подробно рассказывал в письмах: «...она (болезнь) неотлучна со мною с раннего возраста и до этой старости, вместе росла и учит меня по праведному суду все устрояющего Бога. (...) А тело у меня совершенно отказалось служить, даже и малейшего движения не могу переносить без боли».

При этом Василий Великий доверял врачам и постоянно обращался к ним за помощью. Например, в ответ на приглашение Евсевия, епископа Самосатского, приехать в Сирию для устройства тамошних церковных дел, Василий писал: «В какое, думаешь, состояние пришла душа моя, когда получил я письмо твоего благочестия? Ибо, смотря на расположение, выраженное в письме, устремился я тотчас прямо лететь к Сирианам: смотря же на телесную немощь, которою был связан, чувствовал, что нет у меня сил не только лететь, но и поворотиться на одре. — Пятидесятый день проводил уже я в болезни, когда пришел ко мне возлюбленный и ревностнейший брат наш, содиакон Елпидий. Много изнурен я был горячкою, которая по недостатку питательного для нее вещества, обвившись около сухой этой плоти, как около обожженной светильни, производила сухотку и медлительную болезнь. А потом, старая моя рана, поразив собою эту печень, произвела во мне отвращение от пищи, отняла от очей моих сон, держала меня в пределах между жизнью и смертью, дозволяя жить в той только мере, чтобы чувствовать неприятности жизни. Поэтому-то пользовался я самороднотеплыми водами и принимал некоторые пособия от врачей...».

Стремление святителя поддержать свое здоровье было вызвано не желанием избавиться от мучений и наслаждаться земными радостями. Понимая, что путь его всегда будет сопряжен с огорчениями и тяжким трудом, он, тем не менее, хотел продолжать служить Церкви. А для того нужны были силы и здравомыслие.

Преподобный Амвросий Оптинский

По слову святоотеческому, кому леченье помогает, лечиться смиреннее. А совсем не лечиться — никакой добродетели не составляет, только показывает меру веры. Впрочем, из многих опытов заметно, к кому из монашествующих привяжется болезнь, как ты ни лечись, совершенно не вылечишься: все остаются болезненные припадки, смиряющие и отягощающие монаха. А из всего этого выходит, что больному монаху подлечиваться можно, а о совершенном выздоровлении следует отложить всякое житейское попечение...

Именно болезнь привела семинариста Липецкого духовного училища Александра Гренкова к монастырской жизни. На последнем году учебы он тяжело заболел. Надежд на излечение почти не было. Александр дал обет — если выздоровеет, пойдет в монастырь. Выздоровел. Но еще четыре года не мог решиться порвать с миром.

В 1845 году брат Александр, постриженный в мантию Амвросием, отправился в Калугу для посвящения в иеромонахи. Был сильный холод. Амвросий, изнуренный постом, схватил сильную простуду, которая дала осложнения на внутренние органы. С этих пор старец уже никогда не мог поправиться по-настоящему. Но он принимал это со смирением, говоря: «Бог не требует от больного подвигов телесных, а только терпения со смирением и благодарения».

В 1846 году после нового приступа недуга Амвросий был выведен за штат по болезни и признан неспособным к послушаниям. Теперь он числился на иждивении обители как инвалид и с тех пор не мог совершать литургии, еле передвигался, страдал от испарины так, что переодевался и переобувался по несколько раз в сутки. Не выносил холода и сквозняков. Лечился, употреблял жидкую, перетертую теркой пищу, ел очень мало. Но по-прежнему оставался в полном послушании у старца Макария и даже в малейшей вещи давал ему отчет. Много занимался переводами и упражнялся в искусстве умной молитвы, считая внешние скорби (как болезни) полезными и душеспасительными.

Старец Макарий Амвросия любил, но воспитывал его строго — усмирял самолюбие, испытывал терпение... Когда однажды за Амвросия заступились: «Батюшка, он человек больной!» — старец Макарий ответил: «А я разве хуже тебя знаю! Но ведь выговоры и замечания монаху — это щеточки, которыми стирается греховная пыль с его души, а без сего монах заржавеет».

Если же старцу Амвросию жаловались на какого-либо обидчика, старец отвечал плачевным тоном: «Брате, брате! Я человек умирающий». Или: «Я сегодня-завтра умру. Что я сделаю с этим братом? Ведь я не настоятель. Надобно укорять себя, смиряться пред братом — и успокоишься».

В один из моментов, когда из-за болезни жизнь преподобного была в большой опасности, старец Амвросий был пострижен в схиму. Получалось, что недугам своим святой, как мог, противостоял, но каждая новая болезнь становилась ступенькой в его духовном восхождении.

День его начинался в четыре утра молитвами. Ел он в таком количестве, какое дается трехлетнему ребенку. Весь день келейники задавали ему вопросы по поручению посетителей, и лишь иногда, чтобы хоть сколько-нибудь облегчить загруженную голову, старец приказывал прочесть себе одну или две басни Крылова. После чего напряженный труд возобновлялся до глубокого вечера. Он говорил более двенадцати часов в день. Язык от усталости порой отказывался действовать, голос переходил в шепот и слова вылетали с усилием, еле выговариваемые. При этом Амвросий старался подняться, подробно рассуждать о том, с чем к нему приходили.

Несмотря на крайнюю слабость и болезненность, день преподобный Амвросий всегда заключал вечерным молитвенным правилом. К вечеру такого напряженного дня сами келейники — молодые и здоровые — уже едва держались на ногах. Старец же временами лежал почти без чувств.

Состояние старца все ухудшалось. Он говорил о себе: «Иногда так прижмет, что думаю, — вот, конец!» Однако своим духовным чадам и просителям, которые жаловались на постигшие их болезни, старец советовал не отчаиваться и лечиться.

Это был человек колоссальной воли и терпения. В книге «Житие оптинских старцев» пишут: «Трудно представить себе, как он мог, будучи пригвожденным к такому страдальческому кресту, в полном изнеможении сил, принимать ежедневно толпы людей и отвечать на десятки писем. На нем сбывались слова: «Сила Божия в немощи совершается». Не будь он избранным сосудом Божиим, через который Сам Бог вещал и действовал, такой подвиг, такой гигантский труд, не мог быть осуществим никакими человеческими силами. Животворящая Божественная благодать здесь ясно присутствовала и содействовала».

В 1998 г. обретённые мощи иеросхимонаха Амвросия осмотрели специалисты-медики и изумились. Только судя по состоянию позвоночника, искривленного в нескольких местах, с деформированными позвонками, каждое движение доставляло святому нестерпимую боль. А ведь было еще множество внутренних болезней... Но этот божий человек жил сам и источал свет надежды всем вокруг.

Слова, утешения, советы его избавляли от уныния, направляли людей, указывали им выход из сложной ситуации: «Пишешь, что здоровье твое значительно ослабело и ослабевает, так что матушка игуменья отправляет тебя к доктору посоветоваться о своем нездоровье. Не противься ей в этом; можешь попробовать и полечиться, если будет помогать леченье, только своей главной мысли держись — предаваться в волю Божию и молить Милосердого Господа, да устроит о тебе полезное, имиже весть судьбами и как будет угодно благости Его».

Феофан Затворник

В заключение вспомним два высказывания святого Феофана Затворника. В его житии серьезных заболеваний не упоминается, но во многих воспоминаниях о святителе есть свидетельства о его добронравии, жизнелюбии и, как бы это сегодня сказали, ведении здорового образа жизни даже в последние годы, в затворе. О болезнях и лечении отец Феофан говорил и писал много, призывая людей не впадать в дремучесть и в недугах не пренебрегать помощью врачей:

«Болезнь всех смиряет, а иных против Бога роптать учит. Блюдитесь. Смиренные чувства враг может развеять и навеять горделивых. Однако же в болезни к доктору обращаться не грех. Здоровье дар Божий. Беречь надо. А когда не убережете, Бог создал докторов и лекарства. Пользование ими не значит выступление из порядков Божиих».

А вот так он писал в одном из писем: «Премного жалею о горе вашем и молю Господа устранить причину онаго — болезненные припадки юной дочери вашей... Но молитва молитвою, а доктора докторами. И докторов Бог дал и к ним обращаться Божия есть воля. Господь со Своею помощию приходит, когда естественных средств, Им же нам устроенных, оказывается недостаточно. Потому молиться — будем молиться, а естественных средств все же пренебрегать не следует. Ищите и обрящете!»

* * *

Великие подвижники, проповедники, аскеты болели нередко, но всегда помнили, что спасает Господь — и спасает прежде всего не тело, но вечную душу. Будучи в большинстве своем монахами, они в творениях сосредоточивались на вечной жизни, на спасении, которое дается нам через страдание и кончину. Но это ни в коем случае не свидетельство их неуважительного или тем более презрительного отношения к миссии врача, о которой так ярко сказано было еще в Книге Премудрости Иисуса, сына Сирахова.

Источник: foma.ru