Frontpage Slideshow | Copyright © 2006-2011 JoomlaWorks Ltd.

Тебе поем!


Иисусова молитва

Изречения великих

Крест освятил вселенную; он рассеял тьму и возвратил свет, он потребил заблуждение; он собрал народы от востока и запада, севера и юга, и соединил их любовью в единую Церковь, в единую веру, в единое крещение.

Преподобный
Ефрем Сирин

Свет Христов просвещает всех!

Книги Нового Завета

Евангелие от Матфея

Евангелие от Марка

Евангелие от Луки

Евангелие от Иоанна

Молитвы

Молитвы утренние

Молитвы на сон грядущим

Шестопсалмие

Псалтирь

Иисусова молитва

Последование
ко Святому Причащению

Акафист Сладчайшему Господу нашему Иисусу Христу

Акафист Пресвятой Богородице

Акафист Николаю Чудотворцу

Рекомендуем

«Зазимки»
Стихотворение Бориса Пастернака читает Александр Феклистов

Павел Флоренский. «Столп и утверждение Истины»

«Гляну в поле, гляну в небо...»
Стихотворение Сергея Есенина читает Сергей Безруков

«Таинство Евхаристии»
Фильм митрополита Илариона (Алфеева) из цикла «Человек перед Богом»

«И цветы, и шмели...»
Стихотворение Ивана Бунина читает Александр Голубев

Крещение Господне. Песнопения праздника

«Крещение»
Фильм митрополита Илариона (Алфеева) из цикла «Праздники»

«Святитель Николай»
Фильм митрополита Илариона (Алфеева) из цикла «Праздники»

Молитва о Святой Руси

«Снег идет»
Стихотворение Бориса Пастернака читает Александр Феклистов

«Царице моя Преблагая».
Исполняет Патриарший хор Храма Христа Спасителя (Б. М. Феоктистов).

«Слово».
Стихотворение Николая Гумилева. читает Константин Хабенский

«Обитель».
Фильм Аркадия Мамонтова

«Земле русская».
Cтихира Русским святым

«Христос».
Стихотворение Николая Гумилева читает Константин Хабенский

Протоиерей Александр Шмеман.
Зачем нужны святые

Митрополит Антоний Сурожский.
Почему я не боюсь смерти

Храм святого Саввы. Белград

«Исповедь, молитва и пост».
Фильм митрополита Илариона (Алфеева) из цикла «Человек перед Богом»

«Евангелие Достоевского».
Фильм митрополита Илариона (Алфеева)

«Русалим. В гости к Богу».
Документальный фильм

Акафист Иисусу Сладчайшему

«Старцы и русская литература. Александр Пушкин».
Документальный фильм

«Родина».
Cтихотворение Михаила Лермонтова читает Сергей Шакуров.

«Наш век».
Стихотворение Федора Тютчева читает Георгий Тараторкин

«Монастырь».
Стихотворение Евдокии Ростопчиной читает Мария Порошина

«Женщины Библии».
Православная энциклопедия

«Великое славословие».
и другие песнопения

«О Страшном Суде».
Евангельские чтения

Хор братии Валаамского монастыря.
Регент хора иеродиакон Герман (Рябцев)

«Митрополит Антоний Сурожский».
Фильм из цикла «Проповедники»

«Святой Иоанн Кронштадтский».
Фильм Аркадия Мамонтова

«Глас веков».
Концерт хора Сергия Кривобокова

«Русская Православная Церковь в XIX веке».
Лекция Натальи Юрьевны Суховой

«Церковь».
Лекция протоиерея Вадима Леонова

«Горняя песнь».
Фильм о русском женском монастыре близ Иерусалима.

«Царице моя Преблагая».
Патриарший хор Храма Христа Спасителя

Полезные ссылки

17 декабря. Великомученицы Варвары

Сло­во Свя­тей­ше­го Пат­ри­ар­ха Мос­ков­ско­го и всея Ру­си Ки­рил­ла
Се­го­дня Цер­ковь вспо­ми­на­ет имя свя­той му­че­ни­цы Вар­ва­ры. Мно­гие жен­щи­ны но­сят это имя. Со­всем не­дав­но мы вспо­ми­на­ли имя дру­гой му­че­ни­цы – Ека­те­ри­ны, в том чис­ле в свя­зи с при­не­се­ни­ем в Моск­ву ее свя­тых мо­щей с го­ры Си­най. У этих му­че­ниц мно­го об­ще­го – они бы­ли со­вре­мен­ни­ца­ми и по­гиб­ли по во­ле од­но­го и то­го же им­пе­ра­то­ра Мак­си­ми­на, ко­то­рый в на­ча­ле IV ве­ка, уже на из­ле­те страш­ных го­не­ний на хри­сти­ан, об­ру­шил на них свой гнев.

Под­чи­ня­ясь во­ле им­пе­ра­то­ра, мно­гие мест­ные пра­ви­те­ли ста­ли не про­сто пре­сле­до­вать хри­сти­ан, но же­сто­ко их ис­треб­лять. Од­на­ко в ис­то­рии свя­той ве­ли­ко­му­че­ни­цы Вар­ва­ры есть нечто, что осо­бен­но по­тря­са­ет со­зна­ние. Вар­ва­ра бы­ла уди­ви­тель­но кра­си­вой де­вуш­кой, и отец ее, не­кий Ди­о­скор, че­ло­век бо­га­тый и знат­ный, хо­тел вос­пи­тать свою дочь так, что­бы она бы­ла при­ме­ром для дру­гих, что­бы она от­ли­ча­лась осо­бым об­ра­зо­ва­ни­ем, уме­ла се­бя пра­виль­но ве­сти, что­бы она бы­ла че­ло­ве­ком вы­да­ю­щим­ся. По­это­му он окру­жил свою дочь осо­бой за­бо­той, при­ста­вив к ней мно­гих учи­те­лей, ко­то­рые вос­пи­ты­ва­ли Вар­ва­ру в тра­ди­ци­ях язы­че­ско­го об­ще­ства. Но взи­рая на мир Бо­жий из вы­со­кой баш­ни (по во­ле от­ца Вар­ва­ра бы­ла от­де­ле­на от ми­ра, что­бы ни­что пло­хое ее не кос­ну­лось), Вар­ва­ра ви­де­ла кра­со­ту это­го ми­ра и в ка­кой-то мо­мент по­чув­ство­ва­ла серд­цем и ра­зу­мом, что эта кра­со­та не мог­ла воз­ник­нуть по во­ле ру­ко­твор­ных идо­лов, что ка­кая-то дру­гая ве­ли­кая си­ла со­тво­ри­ла окру­жав­ший ее мир.

Все боль­ше и боль­ше Вар­ва­ра ста­ла за­ду­мы­вать­ся о том, кто же тот Тво­рец все­лен­ной, и серд­це ее ста­ло рас­по­ла­гать­ся к при­ня­тию ино­го уче­ния. А ко­гда ей уда­лось вый­ти из за­тво­ра, в ко­то­ром про­хо­ди­ло ее обу­че­ние, всту­пить в об­ще­ние со мно­ги­ми людь­ми, то она по­зна­ко­ми­лась с хри­сти­а­на­ми, ко­то­рые на­учи­ли ее то­му, что Бог Ве­ли­кий, Три­еди­ный со­здал этот пре­крас­ный мир. Де­вуш­ка всем серд­цем вос­при­ня­ла это уче­ние и при­ня­ла тай­но Кре­ще­ние от свя­щен­ни­ка, ко­то­рый при­был в ее го­род под ви­дом куп­ца.

Очень ско­ро отец узнал, что его дочь ста­ла хри­сти­ан­кой. То, что про­изо­шло да­лее, не под­да­ет­ся ни­ка­ко­му во­об­ра­же­нию. Отец вос­пы­лал страш­ной зло­бой к сво­ей до­че­ри. Пер­вым его же­ла­ни­ем бы­ло умерт­вить дочь соб­ствен­ны­ми ру­ка­ми. Она ед­ва спас­лась бег­ством, спря­тав­шись в од­ной из пе­щер на скло­не го­ры, но мест­ные жи­те­ли вы­да­ли от­цу ме­сто, где она скры­ва­лась. То­гда отец от­да­ет дочь мест­но­му пра­ви­те­лю, ко­то­рый по­лу­чил при­каз от им­пе­ра­то­ра му­чить, пы­тать и каз­нить хри­сти­ан. На гла­зах от­ца его лю­би­мая дочь, с его со­гла­сия и по его ини­ци­а­ти­ве, ста­ла под­вер­гать­ся страш­ным му­че­ни­ям. Ее те­ло рва­ли ме­тал­ли­че­ски­ми ког­тя­ми, ре­за­ли на кус­ки, из­би­ва­ли во­ло­вьи­ми жи­ла­ми, рас­ти­ра­ли ис­тер­зан­ные ме­ста шер­стью. Вар­ва­ра про­хо­ди­ла че­рез не­вы­но­си­мые стра­да­ния. На­ко­нец, для то­го что­бы сло­мить ее не толь­ко фи­зи­че­ски, но и мо­раль­но, пра­ви­тель при­ка­зал, что­бы Вар­ва­ру про­ве­ли по все­му го­ро­ду об­на­жен­ной.

Но ни­что не мог­ло сло­мить ду­ха и си­лы ве­ры Вар­ва­ры. Бо­лее то­го, те, кто ви­дел ее, на­чи­на­ли от­кры­то ис­по­ве­до­вать ве­ру. Сре­ди них бы­ла мо­ло­дая де­вуш­ка по име­ни Иули­а­ния, ко­то­рая, уви­дев ду­хов­ный и фи­зи­че­ский по­двиг Вар­ва­ры, ис­по­ве­до­ва­ла свою ве­ру и бы­ла под­верг­ну­та ис­тя­за­ни­ям вме­сте с той, ко­то­рая си­лой сво­е­го ду­ха от­кры­ла ей гла­за ду­ши и серд­ца для по­зна­ния Бо­га. В за­вер­ше­ние всех этих му­че­ний Вар­ва­ра и Иули­а­ния бы­ли умерщ­вле­ны. Но Гос­подь по­ка­рал и от­ца Вар­ва­ры Ди­о­ско­ра, и зло­го пра­ви­те­ля гра­да то­го — вско­ре они бы­ли уби­ты мол­нией.

Ко­гда чи­та­ешь эти древ­ние тек­сты, опи­сы­ва­ю­щие ду­хов­ный по­двиг свя­тых му­че­ни­ков и му­че­ниц, то не­воль­но за­да­ешь­ся во­про­сом о том, от­ку­да они чер­па­ли эту си­лу. Как мог­ла юная де­вуш­ка вы­не­сти то, что бы­ло бы не под си­лу са­мым фи­зи­че­ски силь­ным и му­же­ствен­ным лю­дям? И по­ни­ма­ешь, что ни­ка­кая фи­зи­че­ская си­ла, ни­ка­кая че­ло­ве­че­ская во­ля не спо­соб­ны дать та­кое тер­пе­ние че­ло­ве­ку – то бы­ла во­ля Бо­жия, то бы­ла си­ла Бо­жия, ко­то­рая под­дер­жи­ва­ла и оду­хо­тво­ря­ла Вар­ва­ру и весь сонм му­че­ни­ков.

Ска­зан­ное весь­ма по­учи­тель­но для со­вре­мен­ных лю­дей, мно­гие из ко­то­рых не­пре­мен­но хо­тят быть силь­ны­ми. Это хо­ро­шее же­ла­ние, но нуж­но пом­нить, что под­лин­ная си­ла есть си­ла че­ло­ве­че­ско­го ду­ха. Без Бо­га эта си­ла от че­ло­ве­ка со­кры­та — то­гда он мо­жет опи­рать­ся лишь на свои воз­мож­но­сти и на свои си­лы, ко­то­рые не­со­из­ме­ри­мы с си­лой Бо­жи­ей. Той си­лы, ко­то­рой об­ла­да­ли свя­тые му­че­ни­ки, сво­и­ми уси­ли­я­ми до­стичь не­воз­мож­но. И каж­дый, кто се­го­дня хо­чет быть силь­ным, хо­чет по­беж­дать, хо­чет до­сти­гать мно­го­го в сво­ей жиз­ни, дол­жен пом­нить, что все эти че­ло­ве­че­ские по­бе­ды воз­мож­ны, ко­гда си­лен наш дух, опло­до­тво­ря­е­мый си­лой Бо­жи­ей.

И вот еще о чем не­воз­мож­но не по­ду­мать — это о страш­ной тра­ге­дии в се­мье Вар­ва­ры. В са­мом де­ле, отец пре­вра­ща­ет­ся в зве­ря, в му­чи­те­ля сво­ей соб­ствен­ной до­че­ри. Что это за страш­ная тра­ге­дия, что тол­ка­ло это­го че­ло­ве­ка на без­рас­суд­ные по­ступ­ки? Да, он имел иную ве­ру, чем его дочь. У не­го бы­ли дру­гие убеж­де­ния, чем у до­че­ри. Но раз­ве мож­но оправ­дать ины­ми убеж­де­ни­я­ми, иной ве­рой ту страш­ную же­сто­кость, ко­то­рую отец про­явил к до­че­ри?

Ду­мая об этой ка­та­стро­фе се­мей­ной жиз­ни (а то бы­ла дей­стви­тель­но ка­та­стро­фа), не­воль­но за­ду­мы­ва­ешь­ся и о бе­де, что при­шла и в на­шу боль­шую се­мью, в на­шу Рос­сию. Со­всем не­дав­но в Москве про­изо­шли со­бы­тия, ко­то­рые всех нас глу­бо­ко взвол­но­ва­ли, ведь это то­же бе­да, явив­шая нам же­сто­кость в на­шей боль­шой се­мье. Внеш­не это мо­жет вы­гля­деть как столк­но­ве­ние лю­дей раз­ных ре­ли­гий, раз­ных взгля­дов на жизнь. Но ес­ли вни­ма­тель­но по­ду­мать о том, кем был Ди­о­скор, отец Вар­ва­ры, про­явив­ший страш­ную же­сто­кость, то по­ни­ма­ешь, что он не был че­ло­ве­ком ре­ли­ги­оз­ным. Он был языч­ни­ком, он ве­рил в идо­лов, он был в ка­ком-то смыс­ле без­бож­ни­ком, от­ри­цав­шим Бо­га. В его се­мье столк­ну­лись не две ве­ры, по-раз­но­му вос­при­ни­ма­ю­щие Бо­га, а язы­че­ское без­бо­жие и ве­ра.

И ко­гда нам се­го­дня го­во­рят, что кон­флик­ты, ко­то­рые име­ют ме­сто сре­ди на­шей мо­ло­де­жи, про­дик­то­ва­ны раз­ны­ми ве­ра­ми, то это глу­бо­чай­шее за­блуж­де­ние и не­прав­да. Толь­ко без­бож­ное язы­че­ство мо­жет стал­ки­вать лю­дей; толь­ко без­бож­ное язы­че­ство мо­жет вдох­нов­лять при­ез­жих, ка­ки­ми бы ве­ру­ю­щи­ми они се­бя ни на­зы­ва­ли, на же­сто­кость по от­но­ше­нию к мест­но­му на­се­ле­нию, в ре­зуль­та­те че­го по­ги­ба­ют лю­ди; и толь­ко без­бож­ное язы­че­ство мо­жет по­ро­дить у мест­но­го на­се­ле­ния ре­ак­цию, в ре­зуль­та­те ко­то­рой опять-та­ки стра­да­ют и гиб­нут не­по­вин­ные лю­ди.

То, что с на­ми про­ис­хо­дит, – это не кон­фликт вер. То, что с на­ми про­ис­хо­дит, – это не­кая ил­лю­стра­ция то­го, чем ста­но­вит­ся че­ло­век, ко­то­рый утра­чи­ва­ет вся­кую ве­ру и жи­вет как языч­ник, как тот са­мый Ди­о­скор, что тер­зал свою соб­ствен­ную дочь.

Се­го­дня я впер­вые по­сле тех со­бы­тий имею воз­мож­ность об­ра­тить­ся к вам, мои до­ро­гие, со сло­вом во вре­мя об­щей мо­лит­вы. И, с го­ре­чью го­во­ря о том, что про­изо­шло, я хо­тел бы вы­ра­зить осо­бое со­бо­лез­но­ва­ние ро­ди­те­лям, близ­ким тех лю­дей, ко­то­рые по­гиб­ли, тех, кто ока­зал­ся изу­ве­чен. Мы бу­дем се­го­дня вспо­ми­нать и то­го мо­ло­до­го че­ло­ве­ка по име­ни Егор Сви­ри­дов, ко­то­ро­го ма­ло кто знал, но ко­то­ро­го се­го­дня зна­ет вся стра­на, бу­дем вспо­ми­нать и всех осталь­ных, кто по­стра­дал в этой бра­то­убий­ствен­ной схват­ке.

Что же бу­дет даль­ше? А даль­ше бу­дет вот что. Ес­ли на­род наш не осо­зна­ет, что не­воз­мож­но жить по за­ко­нам язы­че­ско­го ми­ра, то бу­дет все, что за­хо­чет че­ло­ве­че­ская плоть. Бу­дет без­рас­суд­ство, бу­дут са­мые страш­ные пре­ступ­ле­ния, и ни­ка­кие пра­во­охра­ни­тель­ные ор­га­ны, ни­ка­кие за­ко­ны не оста­но­вят лю­дей — че­ло­ве­ка мо­гут оста­но­вить толь­ко со­весть, толь­ко ве­ра, толь­ко убеж­де­ния. И я об­ра­щаю это сло­во ко всем — и к пра­во­слав­ным, и к му­суль­ма­нам, и к лю­дям дру­гих вер: толь­ко ре­ли­ги­оз­ная жизнь мо­жет удер­жать от по­доб­но­го ро­да пре­ступ­ле­ний.

И вот еще о чем мне хо­те­лось бы ска­зать в этот день, ко­гда мы вспо­ми­на­ем уби­тых и ис­ка­ле­чен­ных лю­дей, ко­гда мы об­ра­ща­ем осо­бое сло­во к их род­ным и близ­ким. Мне хо­те­лось бы ска­зать о том, что на­си­ли­ем, зло­бой не­воз­мож­но до­стичь сво­их це­лей. Ко­гда в Моск­ву или в дру­гие рус­ские го­ро­да при­ез­жа­ют на­ши со­граж­да­не, име­ю­щие дру­гую куль­ту­ру, дру­гую ре­ли­гию, они долж­ны стре­мить­ся жить мир­но, вхо­дя в ду­хов­ную, куль­тур­ную жизнь боль­шин­ства на­ро­да, и рас­чи­щать се­бе до­ро­гу в жизнь не си­лой, не груп­пов­щи­ной, не эт­ни­че­ской со­ли­дар­но­стью, не пре­ступ­но­стью, а чест­ным вза­и­мо­дей­стви­ем с дру­ги­ми, по­лу­че­ни­ем об­ра­зо­ва­ния и ра­бо­ты, устро­е­ни­ем се­мей­ной жиз­ни, со­зи­да­ни­ем об­ще­го Оте­че­ства. Так и мест­ные жи­те­ли долж­ны не на­си­ли­ем, не гру­бой си­лой, не же­сто­ко­стью оста­нав­ли­вать без­рас­суд­ство дру­гих, но со­ли­дар­но­стью и та­ким вы­ра­же­ни­ем про­те­ста, ко­то­рое не про­во­ци­ро­ва­ло бы все но­вые и но­вые всплес­ки на­си­лия, но ока­за­лось бы до­ста­точ­ным, что­бы вра­зу­мить и власть, и пра­во­охра­ни­тель­ные ор­га­ны, и са­мих под­стре­ка­те­лей меж­на­ци­о­наль­ной роз­ни.

И Ди­о­скор, тот са­мый же­сто­кий отец, и мест­ный пра­ви­тель, что от­дал страш­ные при­ка­зы рвать те­ло му­че­ни­цы Вар­ва­ры, бы­ли умерщ­вле­ны Бо­гом. Пус­кай этот при­мер то­же по­мо­жет всем по­нять, что жизнь по язы­че­ско­му за­ко­ну пло­ти не при­но­сит че­ло­ве­ку ни ра­до­сти, ни сча­стья, ни бла­го­по­лу­чия, но лишь со­би­ра­ет над ним гнев Бо­жий.

Бу­дем мо­лить­ся свя­той му­че­ни­це Вар­ва­ре о том, что­бы по ее свя­тым мо­лит­вам увра­че­вы­ва­лись се­мей­ные кон­флик­ты, что­бы по ее свя­тым мо­лит­вам пре­одо­ле­ва­лось раз­де­ле­ние сре­ди на­ро­да на­ше­го, что­бы по ее свя­тым мо­лит­вам дух язы­че­ско­го идо­ло­по­клон­ства, же­сто­ко­сти и не­на­ви­сти ухо­дил из жиз­ни на­ше­го на­ро­да. Ве­рим, что она, как и сонм свя­тых, в зем­ле Рос­сий­ской про­си­яв­ших, и всех иных му­че­ни­ков и ис­по­вед­ни­ков, при­к­ло­нит к нам и к Оте­че­ству на­ше­му ми­ло­сер­дие Бо­жие. Аминь.

Ис­точ­ник: www.pravoslavie.ru

 

О по­зна­нии Бо­га че­рез со­зер­ца­нии при­ро­ды

Про­по­ведь ар­хи­манд­ри­та Ки­рил­ла Пав­ло­ва в день па­мя­ти ве­ли­ко­му­че­ни­цы Вар­ва­ры

Не­бе­са про­по­ве­ду­ют сла­ву Бо­жию, и о де­лах рук Его ве­ща­ет твердь (Пс. 18:2). Гос­по­ди, Бо­же наш! как ве­ли­че­ствен­но имя Твое по всей зем­ле! Сла­ва Твоя про­сти­ра­ет­ся пре­вы­ше не­бес! Ко­гда взи­раю я на не­бе­са Твои — де­ло Тво­их пер­стов, на лу­ну и звез­ды, ко­то­рые Ты по­ста­вил, то что есть че­ло­век, что Ты пом­нишь его, и сын че­ло­ве­че­ский, что Ты по­се­ща­ешь его? (Пс. 8:2, 4-5) — так, со­зер­цая кра­со­ту все­лен­ной, про­слав­лял Бо­га свя­той псал­мо­пе­вец Да­вид. Та­ким же об­ра­зом, че­рез рас­смат­ри­ва­ние кра­со­ты со­тво­рен­ной при­ро­ды, при­шла к по­зна­нию Бо­га и свя­тая все­х­валь­ная мно­го­стра­даль­ная ве­ли­ко­му­че­ни­ца Вар­ва­ра, па­мять ко­то­рой, воз­люб­лен­ные во Хри­сте бра­тия и сест­ры, празд­ну­ет се­го­дня Свя­тая Цер­ковь.

Свя­тая Вар­ва­ра по­стра­да­ла в IV ве­ке, в цар­ство­ва­ние не­че­сти­во­го им­пе­ра­то­ра Мак­си­ми­а­на. Она ро­ди­лась и вос­пи­ты­ва­лась в се­мье знат­ных и бо­га­тых ро­ди­те­лей, по ве­ре языч­ни­ков, в го­ро­де Илио­по­ле Фи­ни­кий­ском. Еще бу­дучи ма­лют­кой, ли­ши­лась она сво­ей ма­те­ри, и вос­пи­та­ние ее це­ли­ком ока­за­лось в ру­ках от­ца ее, Ди­о­ско­ра, рев­ност­но­го идо­ло­по­клон­ни­ка. Та­кую же ве­ру в язы­че­ских бо­гов ста­рал­ся он при­вить и сво­ей до­че­ри. Свя­тая Вар­ва­ра об­ла­да­ла не­обык­но­вен­ной те­лес­ной кра­со­той, мно­гих при­во­див­шей в изум­ле­ние. По­это­му, что­бы предо­хра­нить свою дочь от дур­но­го вли­я­ния и ху­до­го со­об­ще­ства, Ди­о­скор по­стро­ил для нее от­дель­ную баш­ню со все­ми удоб­ства­ми и раз­лич­ны­ми по­ко­я­ми и по­ме­стил ее ту­да жить, дабы не ви­де­ла она ни­ка­ко­го со­блаз­на и ис­ку­ше­ния. На­хо­дясь в уеди­не­нии и уда­ле­нии от вся­ких раз­вле­че­ний, вни­ма­тель­но всмат­ри­ва­лась Вар­ва­ра в окру­жа­ю­щую ее при­ро­ду и по­лю­би­ла раз­мыш­лять о див­ных яв­ле­ни­ях ее. С вы­со­ты сво­е­го жи­ли­ща свя­тая Вар­ва­ра взи­ра­ла но­чью на бес­чис­лен­ные свер­ка­ю­щие звез­ды, го­ря­щие на сво­де не­бес­ном, а днем — на от­да­лен­ные си­ние го­ры, на тем­ные дре­му­чие ле­са, на зе­ле­ные лу­га, на быст­ро те­ку­щие ре­ки и ру­чьи, — смот­ре­ла она на это и раз­мыш­ля­ла.

Осо­бен­но пле­нял­ся ее взор вес­ной, ко­гда ви­де­ла она, как де­ре­вья и са­ды по­кры­ва­лись пре­крас­ным зе­ле­ным по­кро­вом, лу­га оде­ва­лись зе­ле­нью и цве­та­ми, воз­дух ис­пол­нял­ся пе­ни­ем пти­чек не­бес­ных. «Не мо­жет быть, — ду­ма­ла она, — что­бы пре­крас­ный этот мир про­изо­шел сам со­бою или слу­чай­но, без уча­стия ра­зу­ма. Не мо­жет быть и то­го, что­бы со­зда­ли его бо­ги, ко­то­рым мы по­кло­ня­ем­ся: они са­ми сде­ла­ны ру­ка­ми че­ло­ве­че­ски­ми из зо­ло­та и се­реб­ра.» Так раз­мыш­ляя, при­хо­ди­ла она к ве­ре в то, что есть ка­кое-то Все­мо­гу­щее Ра­зум­ное Су­ще­ство, Ко­то­рое со­тво­ри­ло этот пре­крас­ный ра­зум­ный мир, что есть Не­ви­ди­мый Бог.

И од­на­жды, ко­гда бы­ла она по­гру­же­на в раз­мыш­ле­ния о со­тво­ре­нии все­лен­ной, бла­го­дать Бо­жия кос­ну­лась ее чи­сто­го серд­ца и Гос­подь оза­рил Сво­им све­том ее пыт­ли­вый ум, — и ура­зу­ме­ла она Жи­во­го Ис­тин­но­го Бо­га, и с это­го вре­ме­ни ни­что ее боль­ше не за­ни­ма­ло, кро­ме мыс­ли о Нем. А тем вре­ме­нем о кра­со­те ее про­слы­ша­ли мно­гие бо­га­тые же­ни­хи и при­ня­лись на­пе­ре­бой сва­тать­ся к ней, и отец ее, Ди­о­скор, ра­до­вал­ся, что дочь его долж­на бу­дет ско­ро вый­ти за­муж. Од­на­ко, ко­гда он объ­явил ей об этом, свя­тая Вар­ва­ра ка­те­го­ри­че­ски от­ка­за­лась от за­му­же­ства, го­во­ря, что она же­ла­ет всю свою жизнь про­ве­сти де­ви­цей. Отец от та­ко­го от­ве­та сво­ей до­че­ри при­шел в не­до­уме­ние. Он ре­шил, что ви­но­ват в этом сам, за­клю­чив ее в уеди­нен­ный за­мок, из-за че­го и хо­чет она про­дол­жать жить в уеди­не­нии. По­это­му он раз­ре­шил до­че­ри сво­бод­но вы­хо­дить, ку­да она хо­чет, и сво­бод­но об­щать­ся со все­ми мо­ло­ды­ми муж­чи­на­ми в на­деж­де, что она пе­ре­ме­нит свои мыс­ли. Но сво­бо­да эта по­слу­жи­ла толь­ко лишь к ду­шев­ной ее поль­зе: Про­мысл Бо­жий все устро­ял для бла­га и веч­но­го ее спа­се­ния. В то вре­мя она по­зна­ко­ми­лась со мно­ги­ми де­ви­ца­ми, тай­ны­ми хри­сти­ан­ка­ми, ко­то­рые рас­ска­за­ли ей о Хри­сте Спа­си­те­ле, о том, как стра­да­ни­я­ми Его весь мир был спа­сен. И ее не­по­роч­ное серд­це воз­ра­до­ва­лось не­из­ре­чен­ной ра­до­стью при слы­ша­нии бла­го­ве­стия об ис­тин­ном Бо­ге.

Она изъ­яви­ла же­ла­ние при­нять Кре­ще­ние, что по Бо­жию бла­го­во­ле­нию в ско­ром вре­ме­ни и устро­и­лось. Отец уехал ку­да-то в даль­нюю стра­ну, а при­быв­ший в Илио­поль из Алек­сан­дрии под ви­дом куп­ца свя­щен­ник на­учил свя­тую де­ви­цу тай­нам хри­сти­ан­ской ве­ры и кре­стил ее. По­лу­чив су­гу­бую бла­го­дать, свя­тая Вар­ва­ра ис­пол­ни­лась еще боль­шей люб­ви к Гос­по­ду Иису­су Хри­сту и ни о чем боль­ше не по­мыш­ля­ла, как толь­ко о Нем. Ко­гда же при­е­хал ее отец и на­шел, что дочь его по­кло­ня­ет­ся Рас­пя­то­му и ве­ру­ет в Не­го, то ис­пол­нил­ся не­ска­зан­ной яро­сти и соб­ствен­но­руч­но хо­тел убить ее ме­чом, но бег­ство и по­мощь Бо­жия спас­ли в тот раз свя­тую Вар­ва­ру от его рук. За­тем отец пре­дал ее су­дье, об­ви­нив в по­кло­не­нии Хри­сту: в то вре­мя на хри­сти­ан бы­ло воз­двиг­ну­то страш­ное го­не­ние, за од­но толь­ко имя хри­сти­а­ни­на под­вер­га­ли бес­че­ло­веч­ным му­кам и ис­тя­за­ни­ям.

Су­дья по­сле мно­го­об­раз­ных уве­ща­ний и угроз, ви­дя, что свя­тая не­по­ко­ле­би­мо ис­по­ве­ду­ет хри­сти­ан­скую ве­ру, под­верг ее тяж­ким му­че­ни­ям. Об­на­жен­ную, ее без­жа­лост­но би­че­ва­ли, так что зем­ля обаг­ри­лась де­ви­че­ской кро­вью. По­сле это­го па­ла­чи ста­ли рас­ти­рать све­жие ра­ны во­ло­ся­ны­ми тка­ня­ми, что при­чи­ня­ло стра­да­ли­це не­имо­вер­ную боль. За­тем ее вверг­ли в тем­ни­цу, где она, из­му­чен­ная и из­ра­нен­ная, ста­ла про­сить у Гос­по­да уте­ше­ния и по­мо­щи. И там, в тем­ни­це, явил­ся Вар­ва­ре Сам Гос­подь Иисус Хри­стос, ис­це­лил ее от всех ран и укре­пил в тер­пе­нии ра­ди Цар­ствия Не­бес­но­го.

По­сле это­го свя­тую вновь взя­ли на му­че­ния: по­ве­си­ли на де­ре­ве и стро­га­ли ее те­ло же­лез­ны­ми крю­чья­ми, би­ли по го­ло­ве же­лез­ны­ми мо­ло­та­ми, а за­тем от­ре­за­ли сос­цы и по­сле то­го на­гою по­ве­ли по все­му го­ро­ду. По­след­нее ис­тя­за­ние бы­ло для свя­той и це­ло­муд­рен­ной де­ви­цы са­мым тя­же­лым. Она про­си­ла Гос­по­да, что­бы Он за­щи­тил ее от взо­ра лю­бо­пыт­ных зри­те­лей, и Гос­подь по­слал Ан­ге­ла Сво­е­го, ко­то­рый тот­час же по­крыл ее на­го­ту све­то­вид­ной одеж­дой. По­сле всех сих му­че­ний свя­тую осу­ди­ли на смерть че­рез усе­че­ние ме­чом, и этот при­го­вор ис­пол­нил ее род­ной отец-убий­ца, ко­то­рый соб­ствен­но­руч­но от­сек сво­ей до­че­ри го­ло­ву. Так за­кон­чи­ла свой стра­даль­че­ский по­двиг за Хри­ста свя­тая ве­ли­ко­му­че­ни­ца Вар­ва­ра.

Воз­люб­лен­ные во Хри­сте бра­тия и сест­ры, из жиз­не­опи­са­ния этой ве­ли­кой свя­той для нас осо­бен­но на­зи­да­тель­но од­но яв­ле­ние в ее ду­хов­ной жиз­ни, а имен­но то, что она по­зна­ла Бо­га че­рез рас­смат­ри­ва­ние при­ро­ды. Она бы­ла вос­пи­та­на в язы­че­ской ве­ре, ни­кто не на­учал ее с дет­ства ве­ре в ис­тин­но­го Бо­га , но че­рез на­блю­де­ние над при­ро­дой она са­ма по­зна­ла Его. И как по­зна­ла че­рез при­ро­ду Бо­га свя­тая Вар­ва­ра, так че­рез рас­смат­ри­ва­ние тво­ре­ния Бо­жия мо­жет по­зна­вать Бо­га и каж­дый из нас.

На всем окру­жа­ю­щем нас от­пе­чат­ле­ны сле­ды все­мо­гу­ще­ства Бо­жия и прис­но­сущ­ной си­лы Его. Как на сне­гу яс­но за­пе­чат­ле­ва­ет­ся след че­ло­ве­ка, так и на всем тво­ре­нии яс­но за­пе­чат­лен след Бо­жий. Каж­дый по­ле­вой цве­ток, каж­дая тра­вин­ка го­во­рит о все­мо­гу­ще­стве, пре­муд­ро­сти и бла­го­сти Бо­жи­ей. По­смот­ри­те, до­ро­гие, на лю­бую бы­лин­ку — и вы уви­ди­те, что во всем яв­ля­ет­ся пре­муд­рость Бо­жия. Бы­лин­ка трав­ная при­креп­ле­на к зем­ле и дви­гать­ся не мо­жет, но она на­хо­дит все нуж­ное се­бе в са­мой поч­ве, там пи­та­ют­ся кор­ни ее; ли­сти­ка­ми же сво­и­ми ды­шит она чи­стым воз­ду­хом и та­ким об­ра­зом жи­вет и су­ще­ству­ет. Кто со­здал ее, кто по­ит ее бла­го­дат­ным до­ждем, кто пи­та­ет чи­стым ды­ха­ни­ем воз­ду­ха, кто да­ет цвет­ку ее бла­го­уха­ние и цвет? Как мо­жет ро­за из­влечь из чер­ной зем­ли свою яр­кую ро­зо­вую крас­ку, а ли­лия — свою бле­стя­щую бе­лиз­ну? Ни один ху­дож­ник, ни один уче­ный, как бы он ни был ис­ку­сен, не мо­жет со­здать по­доб­но­го аро­мат­но­го цвет­ка. Все это де­ло рук все­мо­гу­ще­го Бо­га.

Да­лее по­смот­рим на жи­вот­ных. Они рож­да­ют­ся ма­лень­ки­ми и сла­бы­ми, не спо­соб­ны­ми са­мо­сто­я­тель­но су­ще­ство­вать, но Гос­подь вну­шил ма­те­рям за­бо­тить­ся о сво­их де­тях, так что мать не зна­ет по­коя, по­ка не вос­пи­та­ет сво­е­го де­те­ны­ша. Так во всем вид­ны сле­ды по­пе­че­ния Бо­жия о Его тво­ре­нии.

По­это­му, до­ро­гие бра­тия и сест­ры, бу­дем по­ча­ще всмат­ри­вать­ся в окру­жа­ю­щий нас пре­крас­ный мир и че­рез не­го по­зна­вать Бо­га и все доб­рое. При­ро­да — это кни­га Бо­жия, не пи­са­ная, но со­здан­ная, ко­то­рую мо­жет чи­тать вся­кий че­ло­век, и гра­мот­ный, и не­гра­мот­ный, и бла­го­го­веть все­гда пе­ред Твор­цом Все­лен­ной. Взой­дет ли солн­це, усе­ет­ся ли не­бо яр­ки­ми звез­да­ми, за­гре­мит ли гром, про­льет­ся ли дождь — пре­кло­нись пе­ред ве­ли­чи­ем Бо­жи­им и воз­дай хва­лу Все­дер­жи­те­лю. То же де­лай, ко­гда взи­ра­ешь на кра­со­ту окру­жа­ю­ще­го те­бя ми­ра.

Воз­люб­лен­ные во Хри­сте бра­тия и сест­ры, свя­тая ве­ли­ко­му­че­ни­ца Вар­ва­ра, ко­гда шла на смерть, то ис­про­си­ла се­бе у Гос­по­да дар спа­сать от бо­лез­ни и вне­зап­ной смер­ти всех, кто бу­дет вспо­ми­нать ее и ее стра­да­ния. По­мо­лим­ся же ей се­го­дня от всей ду­ши, что­бы она, при­з­рев на всех со­брав­ших­ся в храм сей в день ее па­мя­ти, спас­ла от вне­зап­ной смер­ти и нас, дабы, ше­ствуя пу­тем по­ка­я­ния и ис­прав­ле­ния, спо­до­бить­ся нам бу­ду­щей веч­ной жиз­ни. Аминь.