Frontpage Slideshow | Copyright © 2006-2011 JoomlaWorks Ltd.

Тебе поем!


Иисусова молитва

Изречения великих

Крест освятил вселенную; он рассеял тьму и возвратил свет, он потребил заблуждение; он собрал народы от востока и запада, севера и юга, и соединил их любовью в единую Церковь, в единую веру, в единое крещение.

Преподобный
Ефрем Сирин

Свет Христов просвещает всех!

Книги Нового Завета

Евангелие от Матфея

Евангелие от Марка

Евангелие от Луки

Евангелие от Иоанна

Молитвы

Молитвы утренние

Молитвы на сон грядущим

Шестопсалмие

Псалтирь

Иисусова молитва

Последование
ко Святому Причащению

Акафист Сладчайшему Господу нашему Иисусу Христу

Акафист Пресвятой Богородице

Акафист Николаю Чудотворцу

Рекомендуем

«Зазимки»
Стихотворение Бориса Пастернака читает Александр Феклистов

Павел Флоренский. «Столп и утверждение Истины»

«Гляну в поле, гляну в небо...»
Стихотворение Сергея Есенина читает Сергей Безруков

«Таинство Евхаристии»
Фильм митрополита Илариона (Алфеева) из цикла «Человек перед Богом»

«И цветы, и шмели...»
Стихотворение Ивана Бунина читает Александр Голубев

Крещение Господне. Песнопения праздника

«Крещение»
Фильм митрополита Илариона (Алфеева) из цикла «Праздники»

«Святитель Николай»
Фильм митрополита Илариона (Алфеева) из цикла «Праздники»

Молитва о Святой Руси

«Снег идет»
Стихотворение Бориса Пастернака читает Александр Феклистов

«Царице моя Преблагая».
Исполняет Патриарший хор Храма Христа Спасителя (Б. М. Феоктистов).

«Слово».
Стихотворение Николая Гумилева. читает Константин Хабенский

«Обитель».
Фильм Аркадия Мамонтова

«Земле русская».
Cтихира Русским святым

«Христос».
Стихотворение Николая Гумилева читает Константин Хабенский

Протоиерей Александр Шмеман.
Зачем нужны святые

Митрополит Антоний Сурожский.
Почему я не боюсь смерти

Храм святого Саввы. Белград

«Исповедь, молитва и пост».
Фильм митрополита Илариона (Алфеева) из цикла «Человек перед Богом»

«Евангелие Достоевского».
Фильм митрополита Илариона (Алфеева)

«Русалим. В гости к Богу».
Документальный фильм

Акафист Иисусу Сладчайшему

«Старцы и русская литература. Александр Пушкин».
Документальный фильм

«Родина».
Cтихотворение Михаила Лермонтова читает Сергей Шакуров.

«Наш век».
Стихотворение Федора Тютчева читает Георгий Тараторкин

«Монастырь».
Стихотворение Евдокии Ростопчиной читает Мария Порошина

«Женщины Библии».
Православная энциклопедия

«Великое славословие».
и другие песнопения

«О Страшном Суде».
Евангельские чтения

Хор братии Валаамского монастыря.
Регент хора иеродиакон Герман (Рябцев)

«Митрополит Антоний Сурожский».
Фильм из цикла «Проповедники»

«Святой Иоанн Кронштадтский».
Фильм Аркадия Мамонтова

«Глас веков».
Концерт хора Сергия Кривобокова

«Русская Православная Церковь в XIX веке».
Лекция Натальи Юрьевны Суховой

«Церковь».
Лекция протоиерея Вадима Леонова

«Горняя песнь».
Фильм о русском женском монастыре близ Иерусалима.

«Царице моя Преблагая».
Патриарший хор Храма Христа Спасителя

Полезные ссылки

Рождественские чудеса.

Сло­во про­то­и­е­рея Оле­га Без­ру­ких на Рож­де­ство Хри­сто­во

Во имя От­ца и Сы­на и Свя­та­го Ду­ха!
Ос­но­ва­ни­ем каж­до­го боль­шо­го цер­ков­но­го празд­ни­ка яв­ля­ет­ся Бо­же­ствен­ное чу­до. Рож­де­ство Гос­по­да на­ше­го Иису­са Хри­ста окру­же­но сра­зу не­сколь­ки­ми чу­де­са­ми. Хри­сти­ан­ский гим­но­тво­рец пре­по­доб­ный Ро­ман Слад­ко­пе­вец со­брал их вме­сте в сво­ем зна­ме­ни­том пес­но­пе­нии - конда­ке празд­ни­ка Рож­де­ства Хри­сто­ва. И по­лу­чил­ся уди­ви­тель­ный по­э­ти­че­ский ве­нок, спле­тен­ный не из цве­тов, а из про­слав­лен­ных чу­дес все­мо­гу­ще­ства Бо­жия.

Де­ва днесь Пре­су­ще­ствен­на­го рож­да­ет,
И зем­ля вер­теп Не­при­ступ­но­му при­но­сит:
Ан­ге­ли с пас­тырь­ми сла­во­сло­вят,
Вол­сви же со звез­дою пу­те­ше­ству­ют:
Нас бо ра­ди ро­ди­ся
От­ро­ча мла­до, пре­веч­ный Бог.

Это пес­но­пе­ние так по­лю­би­лось всей Церк­ви, что в Рож­де­ствен­ские дни оно мно­го­крат­но зву­чит и на тор­же­ствен­ных бо­го­слу­же­ни­ях, и в до­маш­них мо­ле­ни­ях, и во вре­мя празд­нич­ных по­здрав­ле­ний. Каж­дый хри­сти­а­нин зна­ет его на па­мять еще с дет­ских лет. Мы все лю­бим петь этот пре­крас­ный гимн. Но па­мя­туя об­ра­ще­ние к пев­цам псал­мо­пев­ца Да­ви­да: «Пой­те Бо­гу на­ше­му, ... пой­те все ра­зум­но!» (Пс. 46:7-8), бла­го­го­вей­но возь­мем этот Рож­де­ствен­ский ве­нок и со вни­ма­ни­ем рас­смот­рим каж­дый его цве­ток, каж­дое упо­мя­ну­тое чу­до. Уяс­нив глу­бо­кий смысл пе­ре­чис­ля­е­мых чу­дес, мы смо­жем петь эту мо­лит­ву бо­лее осмыс­лен­но, бо­лее ра­дост­но, жи­вой ве­рой тро­гая серд­ца близ­ких нам лю­дей.

«Де­ва днесь Пре­су­ще­ствен­на­го рож­да­ет», - так на­чи­на­ет­ся эта мо­лит­ва. И вот пе­ред на­ми сра­зу от­кры­ва­ет­ся пер­вое чу­до - Де­ва рож­да­ет. В на­шем обыч­ном зем­ном ми­ро­по­ряд­ке не­воз­мож­но, что­бы рож­да­ю­щая мать бы­ла де­вой. Но о дев­ствен­но­сти, как от­ли­чи­тель­ном зна­ке Ма­те­ри Спа­си­те­ля ми­ра, еще во вре­ме­на глу­бо­кой древ­но­сти про­рок Ис­айя пред­ска­зал: «Сам Гос­подь даст вам зна­ме­ние: се, Де­ва во чре­ве при­и­мет и ро­дит Сы­на, и на­ре­кут имя Ему: Ем­ма­ну­ил, что зна­чит: с на­ми Бог (Ис. 7:14; Мф. 1:23). На пра­во­слав­ных ико­нах Бо­го­ма­терь все­гда изоб­ра­жа­ет­ся с тре­мя звез­да­ми - од­ной на че­ле и дву­мя на пле­чах, что озна­ча­ет Ее прис­но дев­ство: Пре­свя­тая Бо­го­ро­ди­ца бы­ла Де­вой до рож­де­ния Сво­е­го Сы­на Иису­са Хри­ста (пер­вая звез­да), Она пре­бы­ла Де­вой при Его рож­де­нии (вто­рая звез­да), Она на­все­гда оста­лась Де­вой и по­сле Его рож­де­ства (тре­тья звез­да). Цер­ковь име­ну­ет Ее Прис­но­де­вой, под­чер­ки­вая этим чу­дес­ность рож­де­ния Спа­си­те­ля ми­ра: «Там, где хо­чет Бог, по­беж­да­ет­ся есте­ства чин» (Дог­ма­тик 7 гла­са).

Но это лишь на­ча­ло Рож­де­ствен­ских чу­дес! Ве­ли­ко чу­до, что Де­ва рож­да­ет, но еще уди­ви­тель­нее то, что рож­да­ет Она Пре­су­ще­ствен­но­го, то есть То­го, Кто вы­ше и не­объ­ят­нее все­го су­ще­ству­ю­ще­го ми­ра. Она рож­да­ет не про­сто­го ре­бен­ка, но Бо­го­че­ло­ве­ка Иису­са Хри­ста, в од­ном Ли­це Сы­на Бо­жия и Сы­на Че­ло­ве­че­ско­го. Как Сын Че­ло­ве­че­ский, Он, рож­да­ясь от Сво­ей Ма­те­ри, по­лу­ча­ет от нее бы­тие и нуж­да­ет­ся в Ее за­бо­те. Как Сын Бо­жий, Он вме­сте с От­цом и Ду­хом Сам яв­ля­ет­ся Твор­цом и за­бот­ли­вым про­мыс­ли­те­лем всей Все­лен­ной, в том чис­ле и Сво­ей зем­ной Ма­те­ри. На пра­во­слав­ных ико­нах Иисус Хри­стос все­гда изоб­ра­жа­ет­ся с кре­сто­об­раз­ным вен­цом, в ко­то­рый впи­са­ны три гре­че­ские бук­вы - о-ме­га, о-мик­рон и ню (чи­та­ет­ся - «оон», что пе­ре­во­дит­ся по-сла­вян­ски сло­вом «сый», то есть «су­ще­ству­ю­щий все­гда»). Как Че­ло­век Иисус Хри­стос ро­дил­ся в опре­де­лен­ном ме­сте и в опре­де­лен­ное вре­мя, но как Бог Он су­ще­ству­ет все­гда, су­ще­ству­ет вне вре­ме­ни, по­сколь­ку и са­мо вре­мя Им же со­тво­ре­но. Сей Пре­су­ще­ствен­ный Сын, во­пло­ща­ясь в наш мир че­рез Пре­чи­стую Де­ву Ма­рию, не толь­ко не опа­лил Ее Сво­им Бо­же­ством, но и во­об­ще ни­че­го не по­вре­дил и не из­ме­нил в Ней: «Не­по­роч­ная по рож­де­стве Ем­ма­ну­и­ла пре­бы­ла не­тлен­на» (Дог­ма­тик 5 гла­са).

И мы де­ла­ем ло­ги­че­ский пе­ре­ход к сле­ду­ю­ще­му чу­ду, упо­ми­на­е­мо­му в изу­ча­е­мой на­ми мо­лит­ве: «И зем­ля вер­теп Не­при­ступ­но­му при­но­сит». В Свя­щен­ном Пи­са­нии Он име­ну­ет­ся Не­при­ступ­ным Све­том, так как сво­ей при­ро­дой Бог аб­со­лют­но от­ли­ча­ет­ся от всех со­тво­рен­ных Им су­ществ. По­это­му «Бо­га че­ло­ве­кам не­воз­мож­но ви­деть, на Не­го не сме­ют чи­ны Ан­гель­ские взи­рать» (Ир­мос 6 пес­ни ка­но­на 6 гла­са). Что бы­ло бы с на­шей Зем­лей, ес­ли бы к ней при­бли­зи­лось Солн­це? На­ша пла­не­та тот час сго­ре­ла бы в сол­неч­ном ис­пе­пе­ля­ю­щем ог­не. Бы­ло бы не­ве­ро­ят­ным чу­дом, ес­ли бы Зем­ля, кос­нув­шись Солн­ца, уце­ле­ла. По­доб­ным, но бес­ко­неч­но бо­лее слав­ным чу­дом ста­ло то, что ро­див­ший­ся на Зем­ле Сын Бо­жий, бу­дучи Све­том Не­при­ступ­ным, сой­дя на зем­лю, ни­че­го на ней не по­вре­дил, но все со­хра­нил в це­ло­сти. Та­ким об­ра­зом, Зем­ля смог­ла при­не­сти но­во­рож­ден­но­му Бо­гом­ла­ден­цу Хри­сту в дар вер­теп (пе­ще­ру), и при этом не толь­ко не сго­ре­ла в Бо­же­ствен­ном пла­ме­ни, не толь­ко уце­ле­ла, но еще и освя­ти­лась. Скром­ная Виф­ле­ем­ская пе­ще­ра вме­сти­ла в се­бе Не­вме­сти­мо­го Бо­га - вот но­вое Рож­де­ствен­ское чу­до!

Дру­гим чу­дом ста­ло то, что «Ан­ге­лы с пас­тырь­ми сла­во­сло­вят». В Рож­де­ствен­скую ночь бодр­ству­ю­щие у сво­е­го ста­да Виф­ле­ем­ские пас­ту­хи удо­сто­и­лись от Ан­ге­лов услы­шать песнь о рож­де­нии Спа­си­те­ля ми­ра, и ко­гда на­шли Бо­гом­ла­ден­ца в пе­ще­ре, про­сла­ви­ли Его. "Что же здесь чу­дес­но­го? Но вспом­ним, что со вре­ме­ни гре­хо­па­де­ния Ада­ма и Евы, об­ще­ние меж­ду людь­ми и ан­ге­ла­ми пре­кра­ти­лось. И вот те­перь, бла­го­да­ря во­пло­ще­нию Сы­на Бо­жия, вос­ста­но­вил­ся мир меж­ду не­бом и зем­лей: Ан­ге­лы и лю­ди мо­гут со­став­лять еди­ный хор, про­слав­ля­ю­щий Бо­га Твор­ца. Пра­во­слав­ная Цер­ковь во вре­мя бо­го­слу­же­ния пря­мо об этом всех нас пре­ду­пре­жда­ет: «Ны­не си­лы не­бес­ныя с на­ми не­ви­ди­мо слу­жат: се бо вхо­дит Царь Сла­вы». Ны­не каж­дый ду­хов­но бодр­ству­ю­щий хри­сти­а­нин мо­жет свою мо­лит­ву при­со­еди­нить к Ан­гель­ско­му сла­во­сло­вию.

Ну, а мы пе­рей­дем к рас­смот­ре­нию сле­ду­ю­ще­го чу­да: «Вол­сви же со звез­дою пу­те­ше­ству­ют». Еще во вре­ме­на Мо­и­сея, за 1200 лет до Рож­де­ства Хри­сто­ва бы­ло пред­ска­за­но, что оно бу­дет озна­ме­но­ва­но по­яв­ле­ни­ем но­вой не­обык­но­вен­ной звез­ды: «Ви­жу Его, но ны­не еще нет; зрю Его, но не близ­ко. Вос­хо­дит звез­да от Иа­ко­ва и вос­ста­ет жезл от Из­ра­и­ля (Чис. 24:17). Ко­гда эта звез­да, на­ко­нец, вспых­ну­ла, на­блю­дав­шие за ноч­ным не­бом во­сточ­ные муд­ре­цы - волх­вы - за­ме­ти­ли ее по­яв­ле­ние и от­пра­ви­лись на по­ис­ки но­во­рож­ден­но­го Спа­си­те­ля, что­бы при­вет­ство­вать Его при­ше­ствие на зем­лю. «И се, звез­да, ко­то­рую ви­де­ли они на во­сто­ке, шла пе­ред ни­ми, как, на­ко­нец, при­шла и оста­но­ви­лась над ме­стом, где был Мла­де­нец» (Мф. 2:9). Бла­го­да­ря чу­дес­но­му по­яв­ле­нию звез­ды волх­вы са­ми узна­ли и дру­гим воз­ве­сти­ли о рож­де­нии Спа­си­те­ля.

Все ли чу­де­са мы на­зва­ли? Нет, в на­шей мо­лит­ве упо­ми­на­ет­ся еще об од­ном, со­вер­шен­но осо­бом чу­де. Вер­нем­ся еще раз к пер­вым сло­вам мо­лит­вы: «Де­ва днесь Пре­су­ще­ствен­на­го рож­да­ет» и об­ра­тим вни­ма­ние на сло­во «днесь», что по-рус­ски озна­ча­ет «се­го­дня». Сра­зу воз­ни­ка­ет во­прос: раз­ве не две ты­ся­чи лет на­зад Де­ва Ма­рия ро­ди­ла Иису­са Хри­ста? По­че­му же в мо­лит­ве го­во­рит­ся, что все это про­ис­хо­дит се­го­дня? Ве­ро­ят­но здесь ка­кая-то ошиб­ка? На­до бы­ло на­пи­сать, что мно­го ве­ков на­зад Де­ва ро­ди­ла Пре­су­ще­ствен­но­го Сы­на. Но Цер­ковь вслед за пре­по­доб­ным Ро­ма­ном твер­до воз­ве­ща­ет: Де­ва днесь, се­го­дня Пре­су­ще­ствен­но­го рож­да­ет, и зем­ля се­го­дня Ему вер­теп при­но­сит, и Ан­ге­лы с пас­ты­ря­ми се­го­дня сла­во­сло­вят, и волх­вы со звез­дой се­го­дня пу­те­ше­ству­ют!

Де­ло в том, что пра­во­слав­ный храм, ко­гда в нем со­вер­ша­ет­ся бо­го­слу­же­ние, про­из­во­дит уди­ви­тель­ное чу­до: гра­ни­цы про­стран­ства и вре­ме­ни в нем раз­дви­га­ют­ся, и всех бла­го­го­вей­но мо­ля­щих­ся лю­дей храм пе­ре­но­сит из на­сто­я­ще­го вре­ме­ни в лю­бое да­ле­кое про­шлое. Бла­го­да­ря че­му ве­ру­ю­щие лю­ди не про­сто вспо­ми­на­ют празд­ну­е­мое со­бы­тие, но ста­но­вят­ся его со­участ­ни­ка­ми и ис­пы­ты­ва­ют те же со­сто­я­ния ду­ши, ка­кие бы­ли у со­вре­мен­ни­ков тех со­бы­тий. По­это­му в раз­ные празд­ни­ки храм бы­ва­ет и Виф­ле­ем­ской пе­ще­рой, и го­рой Фа­вор, и Си­он­ской гор­ни­цей, и Гол­го­фой,- и пе­ще­рой Гро­ба Гос­под­ня, и го­рой Еле­он­ской. На это чу­дес­ное свой­ство пра­во­слав­но­го хра­ма ука­зы­ва­ет в сво­ей мо­лит­ве пре­по­доб­ный Ро­ман Слад­ко­пе­вец.

Для че­го же столь­ко мно­го чу­дес про­ис­хо­дит в этот свет­лый празд­ник? И вновь мы на­хо­дим от­вет в на­шей мо­лит­ве: «Нас бо ра­ди ро­ди­ся От­ро­ча мла­до, пре­веч­ный Бог». «Нас бо ра­ди», то есть ра­ди нас лю­дей и ра­ди на­ше­го спа­се­ния со­вер­ша­ют­ся все пе­ре­чис­лен­ные чу­де­са. И са­мое глав­ное из них - чу­до сми­ре­ния Бо­жия, вы­ра­зив­ше­е­ся в том, что по люб­ви к нам пре­веч­ный Бог не по­счи­тал для Се­бя уни­же­ни­ем стать Сы­ном Че­ло­ве­че­ским и ма­лень­ким мла­ден­чи­ком воз­лечь в скром­ных яс­лях.

Пе­ред ве­ли­чи­ем сми­ре­ния на­ше­го Спа­си­те­ля нам ли гор­дить­ся и ве­ли­чать­ся друг пе­ред дру­гом сво­и­ми до­сто­ин­ства­ми или пре­иму­ще­ства­ми? Вос­по­мя­нув с бла­го­дар­но­стью Рож­де­ствен­ские чу­де­са, по­спе­шим в храм, ко­то­рый се­го­дня для нас стал Виф­ле­ем­ской пе­ще­рой, и здесь вме­сте с пас­ту­ха­ми и Ан­ге­ла­ми, с волх­ва­ми и все­ми на све­те ве­ру­ю­щи­ми людь­ми при­не­сем Бо­гом­ла­ден­цу Хри­сту свое сла­во­сло­вие. Аминь.