Рекомендуем
Тебе поем!
Время радости
20 апреля, суббота
Религиозное образование
Актуальная информация
Изречения великих
Крест освятил вселенную; он рассеял тьму и возвратил свет, он потребил заблуждение; он собрал народы от востока и запада, севера и юга, и соединил их любовью в единую Церковь, в единую веру, в единое крещение.
Преподобный
Ефрем Сирин
Церковь и мир
Росгвардия посетила Свято-Троице Сергиеву лавру 6.04.2024
Вышло переиздание творений святителя Николая Сербского (Велимировича) в 3 книгах 5.04.2024
В Москве пройдет ежегодный благотворительный фестиваль, посвященный Международному дню защиты детей 4.04.2024
Чин посвящения в сестер милосердия состоялся во Владикавказской епархии 2.04.2024
в Ливадии проходит выставка «Царская семья. Любовь и милосердие» 21.01.2024
Проект «Общее Дело. Возрождение деревянных храмов Севера» приглашает на встречу в Москве 19.01.2024
В Москве завершился первый благотворительный фестиваль «Звезда Рождества» 17.01.2024
Свет Христов просвещает всех!
Молитвы
Последование
ко Святому Причащению
Акафист Сладчайшему Господу нашему Иисусу Христу
Акафист Пресвятой Богородице
Акафист Николаю Чудотворцу
Рекомендуем
«Зазимки»
Стихотворение Бориса Пастернака читает Александр Феклистов
Павел Флоренский. «Столп и утверждение Истины»
«Гляну в поле, гляну в небо...»
Стихотворение Сергея Есенина читает Сергей Безруков
«Таинство Евхаристии»
Фильм митрополита Илариона (Алфеева) из цикла «Человек перед Богом»
«И цветы, и шмели...»
Стихотворение Ивана Бунина читает Александр Голубев
Крещение Господне. Песнопения праздника
«Крещение»
Фильм митрополита Илариона (Алфеева) из цикла «Праздники»
«Святитель Николай»
Фильм митрополита Илариона (Алфеева) из цикла «Праздники»
«Снег идет»
Стихотворение Бориса Пастернака читает Александр Феклистов
«Царице моя Преблагая».
Исполняет Патриарший хор Храма Христа Спасителя (Б. М. Феоктистов).
«Слово».
Стихотворение Николая Гумилева. читает Константин Хабенский
«Обитель».
Фильм Аркадия Мамонтова
«Земле русская».
Cтихира Русским святым
«Христос».
Стихотворение Николая Гумилева читает Константин Хабенский
Протоиерей Александр Шмеман.
Зачем нужны святые
Митрополит Антоний Сурожский.
Почему я не боюсь смерти
«Исповедь, молитва и пост».
Фильм митрополита Илариона (Алфеева) из цикла «Человек перед Богом»
«Евангелие Достоевского».
Фильм митрополита Илариона (Алфеева)
«Русалим. В гости к Богу».
Документальный фильм
«Старцы и русская литература. Александр Пушкин».
Документальный фильм
«Родина».
Cтихотворение Михаила Лермонтова читает Сергей Шакуров.
«Наш век».
Стихотворение Федора Тютчева читает Георгий Тараторкин
«Монастырь».
Стихотворение Евдокии Ростопчиной читает Мария Порошина
«Женщины Библии».
Православная энциклопедия
«Великое славословие».
и другие песнопения
«О Страшном Суде».
Евангельские чтения
Хор братии Валаамского монастыря.
Регент хора иеродиакон Герман (Рябцев)
«Митрополит Антоний Сурожский».
Фильм из цикла «Проповедники»
«Святой Иоанн Кронштадтский».
Фильм Аркадия Мамонтова
«Глас веков».
Концерт хора Сергия Кривобокова
«Русская Православная Церковь в XIX веке».
Лекция Натальи Юрьевны Суховой
«Церковь».
Лекция протоиерея Вадима Леонова
«Горняя песнь».
Фильм о русском женском монастыре близ Иерусалима.
«Царице моя Преблагая».
Патриарший хор Храма Христа Спасителя
Полезные ссылки
Официальный сайт
Московского Патриархата
Официальный сайт
Липецкой митрополии
«Православие.ру»
Информационный портал
«Православие и мир»
Ежедневное интернет-СМИ
Синодальный информационный отдел
Русской Православной Церкви
«Фома»
Православный журнал
«Седмица.ру»
Православный сайт
«Православное христианство»
Каталог православных ресурсов сети Интернет
«Православное образование»
Синодальный отдел религиозного образования и катехизации
Отдел религиозного образования и катехизации Липецкой епархии
Радио Вера
светлое радио
Рождественские чудеса.
Слово протоиерея Олега Безруких на Рождество Христово
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Основанием каждого большого церковного праздника является Божественное чудо. Рождество Господа нашего Иисуса Христа окружено сразу несколькими чудесами. Христианский гимнотворец преподобный Роман Сладкопевец собрал их вместе в своем знаменитом песнопении - кондаке праздника Рождества Христова. И получился удивительный поэтический венок, сплетенный не из цветов, а из прославленных чудес всемогущества Божия.
Дева днесь Пресущественнаго рождает,
И земля вертеп Неприступному приносит:
Ангели с пастырьми славословят,
Волсви же со звездою путешествуют:
Нас бо ради родися
Отроча младо, превечный Бог.
Это песнопение так полюбилось всей Церкви, что в Рождественские дни оно многократно звучит и на торжественных богослужениях, и в домашних молениях, и во время праздничных поздравлений. Каждый христианин знает его на память еще с детских лет. Мы все любим петь этот прекрасный гимн. Но памятуя обращение к певцам псалмопевца Давида: «Пойте Богу нашему, ... пойте все разумно!» (Пс. 46:7-8), благоговейно возьмем этот Рождественский венок и со вниманием рассмотрим каждый его цветок, каждое упомянутое чудо. Уяснив глубокий смысл перечисляемых чудес, мы сможем петь эту молитву более осмысленно, более радостно, живой верой трогая сердца близких нам людей.
«Дева днесь Пресущественнаго рождает», - так начинается эта молитва. И вот перед нами сразу открывается первое чудо - Дева рождает. В нашем обычном земном миропорядке невозможно, чтобы рождающая мать была девой. Но о девственности, как отличительном знаке Матери Спасителя мира, еще во времена глубокой древности пророк Исайя предсказал: «Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил, что значит: с нами Бог (Ис. 7:14; Мф. 1:23). На православных иконах Богоматерь всегда изображается с тремя звездами - одной на челе и двумя на плечах, что означает Ее присно девство: Пресвятая Богородица была Девой до рождения Своего Сына Иисуса Христа (первая звезда), Она пребыла Девой при Его рождении (вторая звезда), Она навсегда осталась Девой и после Его рождества (третья звезда). Церковь именует Ее Приснодевой, подчеркивая этим чудесность рождения Спасителя мира: «Там, где хочет Бог, побеждается естества чин» (Догматик 7 гласа).
Но это лишь начало Рождественских чудес! Велико чудо, что Дева рождает, но еще удивительнее то, что рождает Она Пресущественного, то есть Того, Кто выше и необъятнее всего существующего мира. Она рождает не простого ребенка, но Богочеловека Иисуса Христа, в одном Лице Сына Божия и Сына Человеческого. Как Сын Человеческий, Он, рождаясь от Своей Матери, получает от нее бытие и нуждается в Ее заботе. Как Сын Божий, Он вместе с Отцом и Духом Сам является Творцом и заботливым промыслителем всей Вселенной, в том числе и Своей земной Матери. На православных иконах Иисус Христос всегда изображается с крестообразным венцом, в который вписаны три греческие буквы - о-мега, о-микрон и ню (читается - «оон», что переводится по-славянски словом «сый», то есть «существующий всегда»). Как Человек Иисус Христос родился в определенном месте и в определенное время, но как Бог Он существует всегда, существует вне времени, поскольку и само время Им же сотворено. Сей Пресущественный Сын, воплощаясь в наш мир через Пречистую Деву Марию, не только не опалил Ее Своим Божеством, но и вообще ничего не повредил и не изменил в Ней: «Непорочная по рождестве Еммануила пребыла нетленна» (Догматик 5 гласа).
И мы делаем логический переход к следующему чуду, упоминаемому в изучаемой нами молитве: «И земля вертеп Неприступному приносит». В Священном Писании Он именуется Неприступным Светом, так как своей природой Бог абсолютно отличается от всех сотворенных Им существ. Поэтому «Бога человекам невозможно видеть, на Него не смеют чины Ангельские взирать» (Ирмос 6 песни канона 6 гласа). Что было бы с нашей Землей, если бы к ней приблизилось Солнце? Наша планета тот час сгорела бы в солнечном испепеляющем огне. Было бы невероятным чудом, если бы Земля, коснувшись Солнца, уцелела. Подобным, но бесконечно более славным чудом стало то, что родившийся на Земле Сын Божий, будучи Светом Неприступным, сойдя на землю, ничего на ней не повредил, но все сохранил в целости. Таким образом, Земля смогла принести новорожденному Богомладенцу Христу в дар вертеп (пещеру), и при этом не только не сгорела в Божественном пламени, не только уцелела, но еще и освятилась. Скромная Вифлеемская пещера вместила в себе Невместимого Бога - вот новое Рождественское чудо!
Другим чудом стало то, что «Ангелы с пастырьми славословят». В Рождественскую ночь бодрствующие у своего стада Вифлеемские пастухи удостоились от Ангелов услышать песнь о рождении Спасителя мира, и когда нашли Богомладенца в пещере, прославили Его. "Что же здесь чудесного? Но вспомним, что со времени грехопадения Адама и Евы, общение между людьми и ангелами прекратилось. И вот теперь, благодаря воплощению Сына Божия, восстановился мир между небом и землей: Ангелы и люди могут составлять единый хор, прославляющий Бога Творца. Православная Церковь во время богослужения прямо об этом всех нас предупреждает: «Ныне силы небесныя с нами невидимо служат: се бо входит Царь Славы». Ныне каждый духовно бодрствующий христианин может свою молитву присоединить к Ангельскому славословию.
Ну, а мы перейдем к рассмотрению следующего чуда: «Волсви же со звездою путешествуют». Еще во времена Моисея, за 1200 лет до Рождества Христова было предсказано, что оно будет ознаменовано появлением новой необыкновенной звезды: «Вижу Его, но ныне еще нет; зрю Его, но не близко. Восходит звезда от Иакова и восстает жезл от Израиля (Чис. 24:17). Когда эта звезда, наконец, вспыхнула, наблюдавшие за ночным небом восточные мудрецы - волхвы - заметили ее появление и отправились на поиски новорожденного Спасителя, чтобы приветствовать Его пришествие на землю. «И се, звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, как, наконец, пришла и остановилась над местом, где был Младенец» (Мф. 2:9). Благодаря чудесному появлению звезды волхвы сами узнали и другим возвестили о рождении Спасителя.
Все ли чудеса мы назвали? Нет, в нашей молитве упоминается еще об одном, совершенно особом чуде. Вернемся еще раз к первым словам молитвы: «Дева днесь Пресущественнаго рождает» и обратим внимание на слово «днесь», что по-русски означает «сегодня». Сразу возникает вопрос: разве не две тысячи лет назад Дева Мария родила Иисуса Христа? Почему же в молитве говорится, что все это происходит сегодня? Вероятно здесь какая-то ошибка? Надо было написать, что много веков назад Дева родила Пресущественного Сына. Но Церковь вслед за преподобным Романом твердо возвещает: Дева днесь, сегодня Пресущественного рождает, и земля сегодня Ему вертеп приносит, и Ангелы с пастырями сегодня славословят, и волхвы со звездой сегодня путешествуют!
Дело в том, что православный храм, когда в нем совершается богослужение, производит удивительное чудо: границы пространства и времени в нем раздвигаются, и всех благоговейно молящихся людей храм переносит из настоящего времени в любое далекое прошлое. Благодаря чему верующие люди не просто вспоминают празднуемое событие, но становятся его соучастниками и испытывают те же состояния души, какие были у современников тех событий. Поэтому в разные праздники храм бывает и Вифлеемской пещерой, и горой Фавор, и Сионской горницей, и Голгофой,- и пещерой Гроба Господня, и горой Елеонской. На это чудесное свойство православного храма указывает в своей молитве преподобный Роман Сладкопевец.
Для чего же столько много чудес происходит в этот светлый праздник? И вновь мы находим ответ в нашей молитве: «Нас бо ради родися Отроча младо, превечный Бог». «Нас бо ради», то есть ради нас людей и ради нашего спасения совершаются все перечисленные чудеса. И самое главное из них - чудо смирения Божия, выразившееся в том, что по любви к нам превечный Бог не посчитал для Себя унижением стать Сыном Человеческим и маленьким младенчиком возлечь в скромных яслях.
Перед величием смирения нашего Спасителя нам ли гордиться и величаться друг перед другом своими достоинствами или преимуществами? Воспомянув с благодарностью Рождественские чудеса, поспешим в храм, который сегодня для нас стал Вифлеемской пещерой, и здесь вместе с пастухами и Ангелами, с волхвами и всеми на свете верующими людьми принесем Богомладенцу Христу свое славословие. Аминь.