Frontpage Slideshow | Copyright © 2006-2011 JoomlaWorks Ltd.

Тебе поем!


Иисусова молитва

Изречения великих

Крест освятил вселенную; он рассеял тьму и возвратил свет, он потребил заблуждение; он собрал народы от востока и запада, севера и юга, и соединил их любовью в единую Церковь, в единую веру, в единое крещение.

Преподобный
Ефрем Сирин

Свет Христов просвещает всех!

Книги Нового Завета

Евангелие от Матфея

Евангелие от Марка

Евангелие от Луки

Евангелие от Иоанна

Молитвы

Молитвы утренние

Молитвы на сон грядущим

Шестопсалмие

Псалтирь

Иисусова молитва

Последование
ко Святому Причащению

Акафист Сладчайшему Господу нашему Иисусу Христу

Акафист Пресвятой Богородице

Акафист Николаю Чудотворцу

Рекомендуем

«Зазимки»
Стихотворение Бориса Пастернака читает Александр Феклистов

Павел Флоренский. «Столп и утверждение Истины»

«Гляну в поле, гляну в небо...»
Стихотворение Сергея Есенина читает Сергей Безруков

«Таинство Евхаристии»
Фильм митрополита Илариона (Алфеева) из цикла «Человек перед Богом»

«И цветы, и шмели...»
Стихотворение Ивана Бунина читает Александр Голубев

Крещение Господне. Песнопения праздника

«Крещение»
Фильм митрополита Илариона (Алфеева) из цикла «Праздники»

«Святитель Николай»
Фильм митрополита Илариона (Алфеева) из цикла «Праздники»

Молитва о Святой Руси

«Снег идет»
Стихотворение Бориса Пастернака читает Александр Феклистов

«Царице моя Преблагая».
Исполняет Патриарший хор Храма Христа Спасителя (Б. М. Феоктистов).

«Слово».
Стихотворение Николая Гумилева. читает Константин Хабенский

«Обитель».
Фильм Аркадия Мамонтова

«Земле русская».
Cтихира Русским святым

«Христос».
Стихотворение Николая Гумилева читает Константин Хабенский

Протоиерей Александр Шмеман.
Зачем нужны святые

Митрополит Антоний Сурожский.
Почему я не боюсь смерти

Храм святого Саввы. Белград

«Исповедь, молитва и пост».
Фильм митрополита Илариона (Алфеева) из цикла «Человек перед Богом»

«Евангелие Достоевского».
Фильм митрополита Илариона (Алфеева)

«Русалим. В гости к Богу».
Документальный фильм

Акафист Иисусу Сладчайшему

«Старцы и русская литература. Александр Пушкин».
Документальный фильм

«Родина».
Cтихотворение Михаила Лермонтова читает Сергей Шакуров.

«Наш век».
Стихотворение Федора Тютчева читает Георгий Тараторкин

«Монастырь».
Стихотворение Евдокии Ростопчиной читает Мария Порошина

«Женщины Библии».
Православная энциклопедия

«Великое славословие».
и другие песнопения

«О Страшном Суде».
Евангельские чтения

Хор братии Валаамского монастыря.
Регент хора иеродиакон Герман (Рябцев)

«Митрополит Антоний Сурожский».
Фильм из цикла «Проповедники»

«Святой Иоанн Кронштадтский».
Фильм Аркадия Мамонтова

«Глас веков».
Концерт хора Сергия Кривобокова

«Русская Православная Церковь в XIX веке».
Лекция Натальи Юрьевны Суховой

«Церковь».
Лекция протоиерея Вадима Леонова

«Горняя песнь».
Фильм о русском женском монастыре близ Иерусалима.

«Царице моя Преблагая».
Патриарший хор Храма Христа Спасителя

Полезные ссылки

19 января. Святое Богоявление. Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа

Проповедь епископа Александра (Милеанта)

До Своего тридцатилетнего возраста Господь Иисус Христос жил со Своей Матерью в маленьком городе Назарете. Помогая престарелому Иосифу в плотнической работе, Он ничем Себя не проявлял, и люди считали его за одного из детей Иосифа. Но вот приблизилось время Ему начать Свое общественное служение.

Тогда Бог в особом видении повелевает пророку Иоанну Крестителю, жившему в пустыне, выступить со всенародной проповедью покаяния и крестить во Иордане всех кающихся в знак их желания очиститься от грехов. Место, где пророк Иоанн начал служение, называлось "пустыней Иудейской," лежавшей на западном побережье Иордана и Мёртвого моря.

Евангелист Лука сообщает ценные исторические сведения этого переломного исторического момента, а именно, что в то время Палестина, которая входила в состав Римской Империи, управлялась четырьмя правителями, тетрархами. Императором тогда был Тиверий, сын и преемник Октавиана Августа, при котором родился Христос. Тиверий вступил на престол после смерти Августа в 767-м году от основания Рима, но ещё за два года до этого, в 765-м, он стал уже соправителем и, следовательно, пятнадцатый год правления его начинался в 779-м году, когда Господу исполнилось 30 лет - возраст, требуемый учителю веры.

В Иудее вместо Архелая управлял римский прокуратор Понтий Пилат; в Галилее - Ирод-Антипа, сын Ирода Великого, избившего младенцев в Вифлееме; другой его сын, Филипп, управлял Итуреей - страной, расположенной на востоке от Иордана и Трахонитидой, расположенной на северо-востоке от Иордана; в четвёртой области, Авилинее, примыкавшей с северо-востока к Галилее, при подошве Антиливана, управлял Лисаний. Первосвященниками в это время были Анна и Каиафа. Первосвященником был, собственно, Каиафа, а тесть его Анна, или Анан, отстранённый гражданскими властями от должности, но пользовавшийся у народа авторитетом и уважением, разделял власть со своим зятем.

Евангелисты называют Иоанна Крестителя "гласом вопиющего в пустыне," потому что Он громко взывал к людям: "Приготовьте путь Господу, прямыми сделайте Его путь." Слова эти взяты из речи пророка Исаии, где он утешает Иерусалим, говоря, что кончилось время его унижения, и скоро явится слава Господня, и " всякая плоть увидит спасение Божие" (Исаии 40:5). Пророчество это Иоанн Креститель (Иоан. 1:23) изъясняет в виде прообраза: под Господом, шествующим во главе Своего народа, возвращающегося из плена, подразумевается Мессия, а под вестником - Его Предтеча, Иоанн. Пустыней же в духовном смысле является сам народ израильский, а неровности, которые надо бы устранить, как препятствия к приходу Мессии, - это человеческие грехи и страсти; вот почему сущность всей проповеди Предтечи и сводилась к одному, собственно, призыву: Покайтесь! Это прообразное пророчество Исаии. Последний из ветхозаветных пророков, Малахия высказывает прямо, называя Предтечу "Ангелом Господним," готовящим путь Мессии.

Свою проповедь о покаянии Иоанн Креститель обуславливал приближением Царства Небесного, то есть Царства Мессии (Матф. 3:2). Под этим Царством Слово Божие понимает освобождение человека от власти греха и воцарение праведности в его сердце (Луки 17:21; ср. Рим. 14:17). Естественно, что благодать Божия, водворяясь в сердцах людей, объединяет их в одно общество, или Царство, именуемое еще Церковью (Матф. 13:24-43, 47-49).

Готовя людей к вступлению в это Царство, открывающееся вскоре с приходом Мессии, Иоанн всех призывает к покаянию, а откликнувшихся на этот призыв крестил "крещением покаяния для прощения грехов" (Луки 3:3). Это не было еще благодатное христианское крещение, а лишь погружение в воду, как символ того, что кающийся желает очищения от грехов, подобно тому, как вода очищает его от телесной нечистоты.

Иоанн Креститель был строгим подвижником, носившим грубую одежду из верблюжьего волоса и питавшийся акридами (род саранчи) и диким мёдом. Он представлял собой резкую противоположность современным ему наставникам иудейского народа, а проповедь его о приближении Мессии, прихода Которого столь многие напряжённо ожидали, не могла не привлечь всеобщего внимания. Даже иудейский историк Иосиф Флавий свидетельствует, что "народ, восхищённый учением Иоанна, стекался к нему в великом множестве" и что власть этого мужа над иудеями была столь велика, что они готовы были сделать по его совету всё, и даже сам царь Ирод [Антипа] боялся власти этого великого учителя. Даже фарисеи и саддукеи не могли спокойно смотреть на то, как народ массами идёт к Иоанну, и сами были вынуждены пойти в пустыню к нему; но едва ли все они шли с искренними чувствами. Поэтому неудивительно, что Иоанн встречает их строгой обличительной речью: "Порождения ехиднины! Кто внушил вам бежать от будущего гнева?" (Матф. 3:7). Фарисеи искусно прикрывали свои пороки точным соблюдением чисто внешних предписаний Моисеева закона, а саддукеи, предаваясь плотским утехам, отвергали то, что противоречило их эпикурейскому образу жизни: духовный мир и загробное воздаяние.

Иоанн обличает их надменность, их уверенность в собственной справедливости и внушает им, что надежда их на происхождение от Авраама не принесёт им никакой пользы, если они не сотворят плодов, достойных покаяния, ибо "Всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь" (Матф. 3:10; Луки 3:9), как ни на что не годное. Истинные чада Авраама не те, кто происходят от него по плоти, но те, кто будут жить в духе его веры и преданности Богу. Если не раскаетесь, то Бог отвергнет вас и призовёт на ваше место новых чад Авраама по духу (Матф. 3:9; Луки 2:8).

Смущённые строгостью его речи, люди спрашивают: "Что же нам делать?" (Луки 3:11). Иоанн отвечает, что необходимо творить дела любви и милосердия и воздерживаться от всякого зла. Это и есть "Плоды, достойные покаяния," - т.е. добрые дела, противоположные тем грехам, которые они совершали.

Тогда было время всеобщего ожидания Мессии, причём иудеи верили, что Мессия, когда придёт, будет крестить (Иоан. 1:25). Неудивительно потому, что многие стали задаваться вопросом, не Христос ли сам Иоанн? На это Иоанн отвечал, что он крестит водой в покаяние (Матф. 3:11), то есть в знак покаяния, но за ним идёт Сильнейший его, Которому он, Иоанн, недостоин развязать обуви, как это делают рабы для своего господина. "Он будет крестить вас Духом Святым и огнём" (Матф. 3:11; Луки 3:16; ср. Марка 1:8) - в Его крещении будет действовать благодать Святого Духа, как огонь, попаляющий всякую греховную скверну. "Лопата Его в руке Его, и Он очистит гумно Своё, и соберёт пшеницу Свою в житницу, а солому сожжёт огнём неугасимым " (Матф. 3:12; Луки 2:17), т. е. Христос очистит народ Свой, как хозяин очищает своё гумно, от плевел и сора, пшеницу же, то есть уверовавших в Него, соберёт в Свою Церковь, как в житницу, а всех отвергающих Его предаст вечным мучениям.

Тогда среди прочего народа к Иоанну пришёл и Иисус Христос из Назарета Галилейского, чтобы креститься от него. Иоанн никогда до этого не встречался с Иисусом и потому не знал Кто Он. Но когда Иисус подошел к нему для крещения, то Иоанн, как пророк, почувствовал Его святость, безгрешность и бесконечное превосходство над собой, и поэтому в недоумении возразил: "Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? " - " Так надлежит нам исполнить всякую правду," - кротко ответил Спаситель (Матф. 3:15). Этими словами Господь Иисус Христос хотел сказать, что Он, как родоначальник нового, возрождённого Им человечества, должен был Собственным примером показать людям необходимость всех Божественных установлений, в том числе и крещения.

Однако, "крестившись, Иисус тотчас вышел из воды" (Матф. 3:16), потому что Ему, не было надобности исповедоваться, как делали это остальные крестящиеся, оставаясь в воде во время исповедания своих грехов. Крестившись, Иисус, по словам Евангелиста, молился, очевидно, о том, чтобы Отец Небесный благословил начало Его служения.

"И се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него." Очевидно, Духа Божия увидел не только Иоанн, но и народ, бывший при этом, поскольку цель этого чуда была явить людям Сына Божия в Иисусе, пребывавшем до тех пор в неизвестности. Вот почему в день праздника Крещения Господня, называемого так же Богоявлением, в церковной службе поется: "Явился еси днесь вселенней..." Согласно Евангелисту Иоанну, Дух Божий не только сошёл на Иисуса, но и остался на Нём (Иоан . 1:32).

Дух Святой явился в виде голубя потому, что этот образ наиболее приличествовал Его свойствам. По учению святого Иоанна Златоуста, "голубь есть особенно кроткое и чистое существо. А так как Дух Святой есть Дух кротости, то Он и явился в этом виде." По изъяснению святого Кирилла Иерусалимского, "как при Ное голубица возвестила прекращение потопа, принеся масличный сучок, так и теперь Дух Святой возвещает разрешение грехов в виде голубя. Там сучок масличный, здесь милость Бога нашего."

Голос Бога Отца: "Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Моё благоволение," указал Иоанну Крестителю и присутствующему народу на Божественное достоинство Крещаемого, как на Сына Божия в собственном смысле, Единородного, на Котором вечно пребывает благоволение Бога Отца; и вместе с тем эти слова были ответом Отца Небесного на молитву Его Божественного Сына о благословении на великий подвиг спасения человечества.

Крещение Господне наша святая Церковь празднует 19 января н. с. (6 января с.с.), именуя этот праздник Богоявлением, так как в событии этом явила Себя людям вся Святая Троица: Бог Отец - голосом с неба, Бог Сын - крещением от Иоанна в Иордане, Бог Дух Святой - снизошедшим на Иисуса Христа голубем. Праздник Крещения, наравне с праздником Пасхи, является самым древним христианским праздником. Он всегда встречается христианами с большим подъемом, потому что напоминает об их собственном крещении, чем побуждает глубже осознать силу и значение этого таинства.

Для христианина, говорит отец Церкви первых веков святой Кирилл Иерусалимский, воды крещения являются "и гробом, и матерью." Гробом для его прежней греховной жизни вне Христа и матерью его новой жизни во Христе и в Царстве Его бесконечной правды. Крещение - дверь из царства тьмы в Царство света: "Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся." - Кто крещен во Христа, тот и облачен в ризу Христовой праведности, уподобляется Ему, становится участником Его святости. Сила крещения заключается в том, что крещаемый получает способность и силу любить Бога и своих ближних. Эта христианская любовь влечет христианина к праведной жизни и помогает ему преодолевать привязанность к миру и его греховным наслаждениям.

Источник: azbyka.ru