Frontpage Slideshow | Copyright © 2006-2011 JoomlaWorks Ltd.

Архиерейские богослужения

15 июня, сб
Троицкий храм г. Липецка

16 июня, вс
Христо-Рождественский кафедральный собор

30 июня, вс
Храм Всех святых, в земле Российской

Изречения великих

Любовь к Богу доказывается любовью и милосердием к ближнему, а милосердие, милость и снисхождение к ближнему и прощение недостатков его приобретаются через смирение и самоукорение…

Преподобный
Амвросий Оптинский

Свет Христов просвещает всех!

Книги Нового Завета

Евангелие от Матфея

Евангелие от Марка

Евангелие от Луки

Евангелие от Иоанна

Первое послание
к Коринфянам

апостола Павла

Молитвы

Молитвы утренние

Молитвы на сон грядущим

Шестопсалмие

Псалтирь

Иисусова молитва

Последование
ко Святому Причащению

Акафист Сладчайшему Господу нашему Иисусу Христу

Акафист Пресвятой Богородице

Акафист Николаю Чудотворцу

Рекомендуем

Пасхальные песнопения

«Русалим. В гости к Богу»
Документальный фильм

Песнопения Великого Поста

Евангелие о посте

Преподобный Иоанн Лествичник об унынии и лености

«Кресту Твоему поклоняемся, Владыко...»
Исполняет хор Сретенского ставропигиального мужского монастыря (г. Москва)

«Святитель Григорий Палама и споры о богопознании».
Лекция доцента, кандидата богословия игумена Даниила (Шленова)

«Богословие иконы».
Лекция митрополита Илариона (Алфеева)

«Мой ангел».
Стихотворение Афанасия Фета читает Сергей Чонишвили

«О Страшном Суде».
Евангельские чтения

«Свете тихий».
Стихотворение Поликсены Соловьёвой читает Екатерина Васильева

«О Мытаре и Фарисее».
Евангельские чтения

«Сретение».
Фильм Илариона Алфеева из цикла «Праздники»

Стихотворение Иосифа Бродского «Сретенье» читает протоиерей Александр Шмеман.

«Блаженная Ксения Петербургская».
Документальный фильм

«Симон-Петр».
Фильм из цикла «Апостолы»

«Крещение Господне».
Фильм студии «Неофит»

«Рождество Христово. Поклонение волхвов. Крещение Господне».
Лекция диакона Владимира Василика

«Рождество».
Фильм митрополита Илариона (Алфеева) «Рождество» из­цикла «Праздники»

«Снег идет».
Стихотворение Бориса Пастернака читает Александр Феклистов

«Исповедь, молитва и пост».
Фильм митрополита Илариона (Алфеева) из цикла «Человек перед Богом»

«Андрей Первозванный».
Фильм из цикла «Апостолы»

Иисусова молитва

«Покров».
Документальный фильм митрополита Илариона Алфеева из цикла «Праздники»

«Горняя песнь».
Документальный фильм

«Покров».
Документальный фильм митрополита Илариона Алфеева из цикла «Праздники»

«Икона».
Документальный фильм митрополита Илариона Алфеева из цикла «Человек перед Богом»

«Я странник убогий».
Стихотворение Сергея Есенина Читает Сергей Безруков

«Рай и ад».
Что знает о них христианин?

«Наш век».
Стихотворение Федора Тютчева читает Георгий Тараторкин

«Таинство священства ».
Православная энциклопедия

«Православие на Руси».
Фильм митрополита Илариона (Алфеева) из цикла «Церковь в истории»

«Бог».
Стихотворение Дмитрия Мережковского
читает Владимир Зайцев

«Слово».
Стихотворение Николая Гумилева
читает Константин Хабенский

«Мой народ».
Стихотворение Сергея Бехтеева

«Храм Покрова на Нерли. Видеообзор

«Церковь».
Лекция протоиерея Вадима Леонова

«Митрополит Антоний Сурожский».
Фильм из цикла «Проповедники»

«Иеромонах Серафим (Роуз)».
Фильм из цикла «Проповедники»

«Христос анести!».
Тамара Романова. Записки паломницы

«Гонения на Церковь в России ХХ века».
Фильм из цикла «Церковь в истории»

«Иисус Христос и Его Церковь».
Фильм из цикла «Церковь в истории»

«Какими чистыми устами...».
Исполняет сестринский хор Свято-Тихоновского Преображенского женского монастыря

«Записки паломницы. Вифлеем».
Литературный очерк Тамары Романовой

Святитель Иоанн Златоуст о посте

«Гонения на Церковь в России ХХ века».
Фильм митрополита Илариона (Алфеева) из цикла «Церковь в истории»

«Царство Небесное».
Передача из цикла «Православная энциклопедия»

Акафист преподобному Сергию Радонежскому

«Кресту Твоему поклоняемся, Владыко...».
Исполняет хор Сретенского ставропигиального мужского монастыря (г. Москва)

«Рождество Богородицы».
Фильм митрополита Илариона (Алфеева) из цикла «Праздники»

«Церковная иерархия».
Лекция протоиерея Владимира Цыпина

«Значение и устройство православного храма».
Лекция протоиерея Игоря Фомина

«Личность Иисуса Христа».
Лекция священника Андрея Рахновского

Полезные ссылки

Владимирская икона Божией Матери

Вла­ди­мир­ская ико­на мно­го раз спа­са­ла Рос­сию от бед и на­па­стей, по­то­му в честь чу­до­твор­ной Вла­ди­мир­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри в Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви уста­нов­ле­но боль­ше все­го празд­ни­ков: 21 мая (3 июня) — в па­мять о спа­се­нии Моск­вы от на­ше­ствия Му­хам­мед-Ги­рея в 1521 г., 23 июня (6 июля) — в па­мять о спа­се­нии от на­ше­ствия Ах­ма­та в 1480 г. и 26 ав­гу­ста (8 сен­тяб­ря) — в па­мять о спа­се­нии от на­ше­ствия Та­мер­ла­на в 1395 г.

Вла­ди­мир­ская ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри – глав­ная и са­мая чти­мая из всех рус­ских икон. На этой ико­не Бо­го­ма­терь с мла­ден­цем Хри­стом на ру­ках изоб­ра­же­ны в ико­но­гра­фи­че­ском ти­пе Уми­ле­ние – умиль­но при­льнув­ши­ми друг к дру­гу.

По цер­ков­но­му пре­да­нию ико­на пи­са­на Свя­тым Еван­ге­ли­стом Лу­кой. В Ки­ев из Кон­стан­ти­но­по­ля об­раз был до­став­лен око­ло 1131 г. и по­ме­щен в жен­ский Вы­ш­го­род­ский мо­на­стырь под Ки­е­вом.

Осо­бое по­чи­та­ние этой чу­до­твор­ной ико­ны Бо­го­ро­ди­цы на­ча­лось при ве­ли­ком кня­зе Ан­дрее Юрье­ви­че Бо­го­люб­ском (ок. 1110–1174). В 1149 го­ду сын ве­ли­ко­го кня­зя Юрия Дол­го­ру­ко­го, Ан­дрей Юрье­вич, стал удель­ным кня­зем го­ро­да Вы­ш­го­ро­да. В 1155 го­ду князь Ан­дрей Юрье­вич без со­гла­сия от­ца ре­шил по­ки­нуть свой удел и уехать в Ро­сто­во-Суз­даль­скую зем­лю. Князь был че­ло­ве­ком бо­го­лю­би­вым, и по­то­му стал он рас­спра­ши­вать об ико­нах, ко­то­рые мог бы взять с со­бою в до­ро­гу. Тут ему и рас­ска­за­ли об ико­не Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы из Вы­ш­го­род­ско­го мо­на­сты­ря, ко­то­рая до то­го уже три­жды схо­ди­ла с ме­ста: впер­вые, ко­гда во­шли в цер­ковь и уви­де­ли ее по­сре­ди хра­ма, то по­ста­ви­ли на дру­гое ме­сто; во вто­рой раз ви­де­ли ее, об­ра­тив­шу­ю­ся ли­ком к ал­та­рю, и по­то­му по­ста­ви­ли в ал­тарь; в тре­тий раз ви­де­ли ее, сто­яв­шую вновь от­дель­но вне пре­сто­ла. Услы­шав о та­ких чу­де­сах, князь Ан­дрей Юрье­вич при­шел в цер­ковь и, узрев ико­ну, по­лю­бил ее всем серд­цем. В мо­лит­ве пе­ред ико­ной, он сми­рен­но про­сил Бо­го­ро­ди­цу быть за­ступ­ни­цей и по­се­тить «но­во­про­све­щен­ных лю­дей» в Ро­сто­во-Суз­даль­ских зем­лях, ко­то­рых князь пол­но­стью от­да­ет под власть Бо­го­ро­ди­цы. «Да бу­дут все в Тво­ей во­ле», — та­ки­ми сло­ва­ми за­кон­чил он свою мо­лит­ву. А ко­гда от­пра­вил­ся князь в Ро­сто­во-Суз­даль­ское кня­же­ство, то ико­ну из Вы­ш­го­род­ско­го мо­на­сты­ря взял с со­бою.

По ме­ре про­дви­же­ния в ро­сто­во-суз­даль­ские зем­ли, Ан­дрей Бо­го­люб­ский все боль­ше убеж­дал­ся в право­те сво­е­го вы­бо­ра, до­ка­за­тель­ством че­го по­слу­жи­ли мно­го­чис­лен­ные чу­де­са, со­вер­шен­ные ико­ной по до­ро­ге. А глав­ным чу­дом ста­ло яв­ле­ние кня­зю Бо­жи­ей Ма­те­ри. Про­изо­шло это так. В де­ся­ти вер­стах от го­ро­да Вла­ди­ми­ра ло­ша­ди кня­же­ские, вез­шие ико­ну, вдруг оста­но­ви­лись и бо­лее не шли впе­ред. Ко­ню­хи за­пряг­ли но­вых ло­ша­дей, но и те не дви­га­лись с ме­ста. Во вре­мя ноч­ной мо­лит­вы кня­зю Ан­дрею яви­лась Бо­го­ро­ди­ца и объ­яви­ла, что Ее ико­на долж­на быть в го­ро­де Вла­ди­ми­ре. Так князь по­нял, что сто­ли­цей его кня­же­ства от­ны­не бу­дет го­род Вла­ди­мир.

Обос­но­вав­шись во Вла­ди­ми­ре, Ан­дрей Юрье­вич по­стро­ил в честь Бо­жи­ей Ма­те­ри Успен­ский со­бор, а са­му ико­ну окру­жил осо­бым по­чи­та­ни­ем. Со­бо­ру бы­ла вы­де­ле­на «де­ся­ти­на» «в тор­гах и ста­дах», а так­же се­ла и сло­бо­ды «с да­ня­ми». В ле­то­пи­си осо­бо под­черк­ну­то, что это был ка­мен­ный со­бор, в от­ли­чие, ви­ди­мо, от ду­бо­вой церк­ви, по­стро­ен­ной Вла­ди­ми­ром Мо­но­ма­хом в Ро­сто­ве. Ан­дрей Юрье­вич счи­тал эту ико­ну и во­об­ще Бо­жию Ма­терь по­кро­ви­тель­ни­цей сво­е­го кня­же­ства. Ико­на бы­ла укра­ше­на кня­зем бо­лее чем 30 грив­на­ми зо­ло­та, се­реб­ром, дра­го­цен­ны­ми кам­ня­ми и жем­чу­гом. С тех пор эта ико­на по­лу­чи­ла свое имя, под ко­то­рым во­шла в ис­то­рию — чу­до­твор­ная Вла­ди­мир­ская ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри.

Ан­дрей Бо­го­люб­ский ви­дел во Вла­ди­мир­ской ико­не дер­жав­ную за­ступ­ни­цу со­зда­ва­е­мой им но­вой сто­ли­цы Се­ве­ро-Во­сточ­ной Ру­си. Имен­но во­круг Вла­ди­мир­ской ико­ны на Се­ве­ро-Во­сто­ке Ру­си на­чи­на­ет раз­ви­вать­ся и осо­бое по­чи­та­ние Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы, столь ха­рак­тер­ное для рус­ско­го пра­во­слав­но­го со­зна­ния. «Как Бог со­тво­рил солн­це, не на од­ном ме­сте по­ста­вил его си­ять; в сво­ем дви­же­нии оно всю Все­лен­ную лу­ча­ми осве­ща­ет, — так и этот об­раз Пре­свя­той Вла­ды­чи­цы на­шей Бо­го­ро­ди­цы и Прис­но­де­вы Ма­рии, — пи­са­ли древ­не­рус­ские книж­ни­ки, — не на од­ном ме­сте чу­де­са и да­ры ис­це­ле­ния ис­то­ча­ет, но, об­хо­дя все стра­ны, весь мир про­све­ща­ет и от не­ду­гов ис­це­ля­ет».

Во­об­ще, со­глас­но пре­да­нию, Пре­свя­тая Бо­го­ро­ди­ца ока­зы­ва­ла Свое по­кро­ви­тель­ство двум до­став­шим­ся ей зем­ным уде­лам — Иве­рии и го­ре Афон. Под Ее по­кро­ви­тель­ством на­хо­дил­ся так­же и Кон­стан­ти­но­поль, ко­то­рый не­од­но­крат­но спа­сал­ся от на­ше­ствия раз­лич­ных пле­мен и на­ро­дов бла­го­да­ря за­ступ­ни­че­ству Бо­жи­ей Ма­те­ри. Осо­бен­но ста­ло по­чи­тать­ся чу­до, со­вер­шен­ное в 910 го­ду, — Бо­го­ро­ди­ца яви­лась во Вла­херн­ском хра­ме Кон­стан­ти­но­по­ля, про­стер­ла над ве­ру­ю­щи­ми бе­лый по­кров (омо­фор) и воз­нес­ла мо­лит­ву о спа­се­нии ми­ра от не­взгод и стра­да­ний.

Ре­ли­ги­оз­но-фи­ло­соф­ский смысл это­го чу­дес­но­го яв­ле­ния ока­зал­ся бо­лее чем зна­чи­тель­ным. С тех пор По­кров Бо­го­ро­ди­цы ста­но­вит­ся сна­ча­ла мест­ным, а за­тем и об­ще­пра­во­слав­ным сим­во­лом Бо­жи­ей Ма­те­ри как за­щит­ни­цы ми­ра. Ведь Бо­го­ро­ди­ца рас­смат­ри­ва­лась как глав­ная За­ступ­ни­ца за лю­дей пе­ред Гос­по­дом, по­кры­ва­ю­щая Сво­им По­кро­вом все ис­тин­ное хри­сти­ан­ство. Че­рез чу­до­твор­ные ико­ны или соб­ствен­ны­ми яв­ле­ни­я­ми Бо­го­ро­ди­ца по­ка­зы­ва­ла лю­дям Свою во­лю, и Са­ма ре­ша­ла, кто дол­жен быть под Ее за­щи­той.

С при­ня­ти­ем хри­сти­ан­ства по­чи­та­ние Бо­жи­ей Ма­те­ри сра­зу же утвер­жда­ет­ся и на Ру­си. Вла­ди­мир Свя­той по­свя­ща­ет Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­це глав­ный храм Ки­е­ва (из­вест­ный так­же как Де­ся­тин­ная цер­ковь), а в па­мять о тор­же­стве по слу­чаю освя­ще­ния хра­ма уста­нав­ли­ва­ет празд­ник — пер­вый хри­сти­ан­ский празд­ник соб­ствен­но Рус­ской Церк­ви (от­ме­чал­ся 11 или 12 мая еже­год­но). В чис­ле пер­вых икон, вы­ве­зен­ных Вла­ди­ми­ром из Кор­су­ни, бы­ли три ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри, по­лу­чив­шие позд­нее про­зва­ние Кор­сун­ских. В честь Успе­ния Бо­го­ро­ди­цы был освя­щен и глав­ный храм Ки­е­во-Пе­чер­ско­го мо­на­сты­ря — Ве­ли­кая Успен­ская цер­ковь. При­чем, со­глас­но пре­да­нию, Бо­го­ро­ди­ца Са­ма яви­лась гре­че­ским зод­чим, по­стро­ив­шим позд­нее этот храм, со сло­ва­ми: «Хо­чу цер­ковь воз­двиг­нуть Се­бе на Ру­си, в Ки­е­ве».

В XII сто­ле­тии имен­но князь Ан­дрей Бо­го­люб­ский при­да­вал огром­ное зна­че­ние утвер­жде­нию по­чи­та­ния Бо­жи­ей Ма­те­ри во Вла­ди­мир­ской зем­ле. Вдох­нов­лен­ный ви­де­ни­ем Бо­жи­ей Ма­те­ри, князь по­ве­лел на­пи­сать ико­ну, изоб­ра­зив Пре­чи­стую та­кой, как Она яви­лась ему. Эта ико­на ста­ла на­зы­вать­ся Бо­го­люб­ской ико­ной Бо­жи­ей Ма­те­ри. А на ме­сте яв­ле­ния Бо­го­ро­ди­цы князь Ан­дрей ос­но­вал цер­ковь и мо­на­стырь в честь Рож­де­ства Бо­го­ро­ди­цы, где и хра­ни­лась вновь на­пи­сан­ная ико­на.

То­гда же по ве­ле­нию кня­зя Ан­дрея Юрье­ви­ча бы­ло на­пи­са­но «Ска­за­ние о чу­де­сах Вла­ди­мир­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри». В этом «Ска­за­нии» и утвер­жда­ет­ся, что Са­ма Пре­свя­тая Бо­жия Ма­терь, по во­ле Бо­жи­ей, уста­нав­ли­ва­ет над Русью Свое осо­бое по­кро­ви­тель­ство. А это зна­чит, что Русь, то­же под­па­да­ет под бла­го­дат­ный По­кров Пре­свя­той Бо­жи­ей Ма­те­ри и ста­но­вит­ся Тре­тьим До­мом Бо­го­ро­ди­цы на Зем­ле, на­ря­ду с Иве­рий и Афо­ном.

И зна­ме­на­тель­но, что, по пре­да­нию, имен­но Ан­дрей Бо­го­люб­ский уста­но­вил на Ру­си празд­ник По­кро­ва Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы, ко­то­рый стал от­ме­чать­ся еже­год­но 1 (14) ок­тяб­ря. В честь но­во­го празд­ни­ка князь ос­но­вал храм По­кро­ва Бо­жи­ей Ма­те­ри на Нер­ли — ис­тин­ную жем­чу­жи­ну древ­не­рус­ско­го зод­че­ства. Вско­ре празд­ник По­кро­ва Бо­го­ро­ди­цы во­шел в круг Дву­на­де­ся­тых празд­ни­ков Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви. Бо­лее то­го, он от­ме­чал­ся и от­ме­ча­ет­ся как один из глав­ных пра­во­слав­ных празд­ни­ков толь­ко на Ру­си.

И Бо­го­ро­ди­ца яв­ля­ла все но­вые зна­ки Сво­е­го по­кро­ви­тель­ства Вла­ди­мир­ской зем­ле и ее кня­зю. Так, имен­но но­вым чу­дом от Вла­ди­мир­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри со­вре­мен­ни­ки объ­яс­ни­ли по­бе­ду Ан­дрея Бо­го­люб­ско­го над волж­ски­ми бул­га­ра­ми в 1164 го­ду.

В по­сле­ду­ю­щие сто­ле­тия Вла­ди­мир­ская ико­на не раз яв­ля­ла чу­де­са спа­се­ния Рус­ской зем­ли от мно­го­чис­лен­ных вра­гов.

В 1395 го­ду над Русью на­вис­ла оче­ред­ная бе­да. К рус­ским гра­ни­цам по­до­шли пол­чи­ща сред­не­ази­ат­ско­го пра­ви­те­ля Ти­му­ра. Это был уже из­вест­ный на весь мир за­во­е­ва­тель, по­ко­рив­ший Хо­резм, Пер­сию, го­су­дар­ства За­кав­ка­зья и со­здав­ший свое го­су­дар­ство со сто­ли­цей в Са­мар­кан­де. В Ев­ро­пе Ти­му­ра зва­ли Та­мер­ла­ном, а на Ру­си — Те­мир-Ак­са­ком, то есть «Же­лез­ным Хром­цом». Де­ло в том, что в од­ном из сра­же­ний он был тя­же­ло ра­нен в бед­ро и остал­ся хро­мым, от­ку­да и по­яви­лось это его про­зви­ще.

В 1389 го­ду Ти­мур на­чал вой­ну с зо­ло­то­ор­дын­ским ха­ном Тох­та­мы­шем. И вот в 1395 г. Ти­мур при­шел к рус­ским гра­ни­цам, ра­зо­рил г. Елец. Ва­си­лий Дмит­ри­е­вич с вой­ском вы­шел из Моск­вы и встал на бе­ре­гах Оки. Но не бы­ло уве­рен­но­сти, что рус­ское вой­ско усто­ит в бит­ве.

И то­гда мит­ро­по­лит Ки­при­ан ре­шил об­ра­тить­ся к по­мо­щи Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы. Из го­ро­да Вла­ди­ми­ра в Моск­ву при­вез­ли чу­до­твор­ную ико­ну Вла­ди­мир­ской Бо­жи­ей Ма­те­ри. 26 ав­гу­ста 1395 г. мно­же­ство на­ро­ду с мо­лит­ва­ми и бла­го­дар­ствен­ны­ми пес­но­пе­ни­я­ми встре­ча­ли ико­ну у стен Моск­вы, вос­кли­цая: «Ма­терь Бо­жия! Спа­си зем­лю Рус­скую!» Ико­ну с крест­ным хо­дом с мо­леб­на­ми внес­ли в Кремль и по­ста­ви­ли в Успен­ском со­бо­ре. И про­изо­шло чу­до! В тот са­мый день и час, в ко­то­рый при­не­се­на бы­ла в Моск­ву ико­на Бо­го­ро­ди­цы, Ти­мур не­ожи­дан­но от­сту­пил от гра­ниц Ру­си.

Вот как об этом рас­ска­зы­ва­ет ле­то­пись: «Те­мир-Ак­сак сто­ял на од­ном ме­сте уже две не­де­ли. И в тот са­мый день и час, в ко­то­рый при­не­се­на бы­ла в Моск­ву ико­на Пре­чи­стой, охва­ти­ли его страх и ужас, слов­но от не­ко­е­го во­ин­ства, иду­ще­го из Ру­си. Ис­пу­гал­ся он и ушел в свою зем­лю. Так про­яви­лось ми­ло­сер­дие Бо­жие и Пре­чи­стой Его Ма­те­ри, ско­рой по­мощ­ни­цы все­му ро­ду хри­сти­ан­ско­му. Услы­шав об этом, ве­ли­кий князь и все хри­сти­а­не воз­да­ли хва­лу Бо­гу и Пре­чи­стой Его Ма­те­ри, а на том ме­сте, где встре­ти­ли чу­до­твор­ную ико­ну, по­ста­ви­ли цер­ковь в Ее имя и устро­и­ли мо­на­стырь и уста­но­ви­ли празд­но­вать па­мять се­го чу­да 26 ав­гу­ста».

На Ру­си от­ход Ти­му­ра свя­за­ли с за­ступ­ни­че­ством Бо­жи­ей Ма­те­ри. Рас­ска­зы­ва­ли, что Ти­мур уви­дел во сне ве­ли­кую го­ру и с вер­ши­ны ее иду­щих мно­гих свя­ти­те­лей с зла­ты­ми жез­ла­ми, и над ни­ми в воз­ду­хе ве­ли­че­ствен­ную и бла­го­леп­ную Же­ну, с тьма­ми мол­ние­об­раз­ных во­и­нов, ко­то­рые все устре­ми­лись на Ти­му­ра. На храб­ро­го «Же­лез­но­го Хром­ца» на­шел жут­кий страх и он «убо­ял­ся во­е­вать Рус­скую зем­лю». «По Бо­жи­ей бла­го­да­ти не­из­ре­чен­ной ми­ло­сти, мо­лит­ва­ми Свя­той Бо­го­ро­ди­цы, го­род наш Москва цел и не­вре­дим остал­ся, а Те­мир Ак­сак-царь воз­вра­тил­ся на­зад…», — за­пи­сал древ­ний ле­то­пи­сец.

День 26 ав­гу­ста стал цер­ков­ным празд­ни­ком — Сре­те­ния (встре­чи) ико­ны Вла­ди­мир­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри, в па­мять спа­се­ния Моск­вы от на­ше­ствия Ти­му­ра. Мо­на­стырь, ос­но­ван­ный на ме­сте встре­чи Вла­ди­мир­ской ико­ны, на­зва­ли Сре­тен­ским, ко­то­рый и сей­час сто­ит в Москве на ули­це Сре­тен­ке.

В том же 1395 го­ду Ти­мур по­бе­дил ха­на Тох­та­мы­ша, сжег Са­рай, за­тем раз­гро­мил Азов и г. Ка­фу в Кры­му (ны­не – г. Фе­о­до­сия). Ка­за­лось бы, рус­ским зем­лям ста­ло жить луч­ше — Мос­ков­ское ве­ли­кое кня­же­ство пе­ре­ста­ло пла­тить дань в Ор­ду.

Но но­вые ор­дын­ские пра­ви­те­ли не мог­ли про­стить Ру­си та­кой воль­но­сти. И вот в 1408 го­ду но­вая бе­да по­стиг­ла мос­ков­ские зем­ли — на этот раз по­ко­рить и на­ка­зать Русь явил­ся эмир Еди­гей. Он не при­над­ле­жал к хан­ско­му ро­ду, но при под­держ­ке Ти­му­ра, в 1397–1410 гг. был фак­ти­че­ским пра­ви­те­лем Зо­ло­той Ор­ды. «Этот Еди­гей был пер­вым сре­ди кня­зей ор­дын­ских и сам пра­вил Ор­дою, а на цар­ство в Ор­де са­жал ко­го хо­тел», — рас­ска­зы­вал рус­ский ле­то­пи­сец.

В Москве не жда­ли на­ше­ствия. Как вдруг огром­ная ор­дын­ская ар­мия по­яви­лась под сте­на­ми рус­ской сто­ли­цы. Князь Ва­си­лий Дмит­ри­е­вич не успел со­брать да­же ма­лой дру­жи­ны, и по­то­му уехал из го­ро­да вме­сте с се­мьей, оста­вив Моск­ву на по­пе­че­ние дя­ди Вла­ди­ми­ра Ан­дре­еви­ча Храб­ро­го. 1 де­каб­ря 1408 го­да вой­ска Еди­гея оса­ди­ли Моск­ву. Но опыт­ный пол­ко­во­дец, Вла­ди­мир Ан­дре­евич так су­мел ор­га­ни­зо­вать обо­ро­ну го­ро­да, что Еди­гей да­же не стал пы­тать­ся штур­мо­вать го­род­ские сте­ны. За­то он на­чал разо­рять со­сед­ние го­ро­да — Сер­пу­хов, Дмит­ров, Ро­стов, Пе­ре­я­с­лавль, Ниж­ний Нов­го­род и дру­гие.

А в Москве в это вре­мя пра­во­слав­ный люд не­устан­но мо­лил­ся пе­ред Вла­ди­мир­ской ико­ной Бо­жи­ей Ма­те­ри: «О За­ступ­ни­ца на­ша не­от­ступ­ная! Еще раз не пре­дай нас в ру­ки вра­гов на­ших!». И сно­ва мо­лит­вы моск­ви­чей бы­ли услы­ша­ны. В это вре­мя Еди­гей по­лу­чил све­де­ния о пе­ре­во­ро­те в Ор­де. И ре­шил из­ме­нить пла­ны. 20 де­каб­ря, на­ка­ну­не дня цер­ков­ной па­мя­ти мит­ро­по­ли­та Пет­ра, Еди­гей взял с моск­ви­чей вы­куп в 3 тыс. руб­лей и от­сту­пил. Рус­ский ле­то­пи­сец за­пи­сал: «Так из­ба­ви­ли Гос­подь и Пре­чи­стая Его Ма­терь и чу­до­тво­рец Петр град свой от ве­ли­кой пе­ча­ли».

Но­вое чу­до че­рез свою Вла­ди­мир­скую ико­ну Бо­го­ро­ди­ца да­ро­ва­ла Ру­си в 1480 г. В июне 1480 г. та­тар­ский хан Ах­мат вы­сту­пил в «ве­ли­кий по­ход» про­тив Моск­вы, что­бы за­ста­вить ве­ли­ко­го мос­ков­ско­го кня­зя воз­об­но­вить вы­пла­ту да­ни в Ор­ду. Еще до при­хо­да Ах­ма­та, ле­том, 23 июня 1480 го­да, в Моск­ву бы­ла при­не­се­на Вла­ди­мир­ская ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри, пе­ред ко­то­рой ста­ли свер­шать не­пре­рыв­ные мо­леб­ны о спа­се­нии Ру­си.

А рус­ские ра­ти по при­ка­зу ве­ли­ко­го кня­зя Ива­на III Ва­си­лье­ви­ча вы­шли на­встре­чу ор­дын­ско­му вой­ску. По­дой­дя к ре­ке Оке, Ах­мат уви­дел, что все пе­ре­пра­вы че­рез нее за­ня­ты мос­ков­ски­ми пол­ка­ми под ко­ман­до­ва­ни­ем сы­на ве­ли­ко­го кня­зя Ива­на Ива­но­ви­ча Мо­ло­до­го и во­е­во­ды, кня­зя Да­ни­лы Дмит­ри­е­ви­ча Холм­ско­го. Ор­дын­ское вой­ско дви­ну­лось к ре­ке Уг­ре, ле­во­му при­то­ку Оки, на­де­ясь там пе­ре­пра­вить­ся в мос­ков­ские зем­ли. Од­на­ко рус­ские пол­ки успе­ли пе­ре­брать­ся к Уг­ре, в рай­он Ка­лу­ги. И рус­ские вой­ска успеш­но от­ра­зи­ли не­сколь­ко по­пы­ток та­тар фор­си­ро­вать ре­ку, уме­ло при­ме­няя пуш­ки и руч­ное ог­не­стрель­ное ору­жие. 26 ок­тяб­ря уда­ри­ли мо­ро­зы, и Уг­ра по­кры­лась льдом. Со дня на день ожи­да­лось ре­ши­тель­ное на­ступ­ле­ние та­тар.

В Москве пра­во­слав­ный на­род усерд­но мо­лил­ся пе­ред Вла­ди­мир­ской ико­ной Бо­жи­ей Ма­те­ри. И не­ожи­дан­но, 9 ок­тяб­ря та­та­ры под­ня­лись и ста­ли от­хо­дить в степь. 11 но­яб­ря 1480 г. ушел и Ах­мат. Ле­то­пи­сец за­пи­сал: «Бе­жа­ли же та­та­ры с Уг­ры, а бы­ли на­ги и бо­сы, обо­дра­лись». Вско­ре, не успев воз­вра­тить­ся в Ор­ду, Ах­мат был убит. С ор­дын­ским игом на Ру­си бы­ло по­кон­че­но на­все­гда.

А са­мо осво­бож­де­ние Ру­си от ор­дын­ско­го ига цер­ков­ное и на­род­ное со­зна­ние свя­за­ло с за­ступ­ни­че­ством Бо­жи­ей Ма­те­ри от Ее Вла­ди­мир­ской ико­ны. «И слу­чи­лось то­гда пре­слав­ное чу­до Свя­той Бо­го­ро­ди­цы: ко­гда от­сту­пи­ли на­ши от бе­ре­га, то­гда та­та­ры, охва­чен­ные стра­хом, по­бе­жа­ли, ду­мая, что рус­ские усту­па­ют им бе­рег для то­го, что­бы бить­ся…» — за­пи­са­но в од­ной из ле­то­пи­сей. Да и сам ве­ли­кий князь все­мер­но «хва­лил» Гос­по­да и Пре­чи­стую Бо­го­ро­ди­цу за чу­дес­ное спа­се­ние от Ах­ма­то­вой ор­ды: «При­шел ве­ли­кий князь в Моск­ву из Бо­ров­ска и воз­дал хва­лу Бо­гу и Пре­чи­стой Бо­го­ро­ди­це и свя­тым чу­до­твор­цам, из­ба­вив­шим от по­га­ных, и воз­ра­до­ва­лись все лю­ди и воз­ве­се­ли­лись, и вос­сла­ви­ли Бо­га и Пре­чи­стую Ма­терь, го­во­ря: «Ни ан­ге­лы, ни лю­ди спас­ли нас, но Сам Гос­подь, по мо­лит­вам Пре­чи­стой и всех свя­тых»". И бук­валь­но сра­зу же, зи­мой 1480/81 го­да, был уста­нов­лен но­вый цер­ков­ный празд­ник в па­мять спа­се­ния Моск­вы от на­ше­ствия Ах­ма­та — 23 июня (6 июля), день вто­ро­го Сре­те­ния Вла­ди­мир­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри, а ме­сто сто­я­ния на Уг­ре со­вре­мен­ни­ки на­зва­ли «по­я­сом Бо­го­ро­ди­цы».

И еще од­но чу­до от Вла­ди­мир­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри во­шло в цер­ков­ный ка­лен­дарь Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви. Ле­том 1521 го­да в Москве ста­ло из­вест­но, что крым­ский хан Му­хам­мед-Ги­рей с огром­ным вой­ском стре­ми­тель­но дви­жет­ся к рус­ским гра­ни­цам. У Оки вой­ско, по­слан­ное ве­ли­ким кня­зем Ва­си­ли­ем III, ока­за­лось на­го­ло­ву раз­би­то крым­ча­ка­ми. Ор­да за­хват­чи­ков ри­ну­лась разо­рять Ко­ло­мен­ские и Мос­ков­ские зем­ли. Ле­то­пись так пе­ре­да­ет рас­сказ об этих со­бы­ти­ях: «На­чал царь (т.е. крым­ский хан. — C.П.) разо­рять Ко­ло­мен­ские ме­ста, и ра­зо­рил их, и мно­гих взял в плен… А сам сто­ял на Се­вер­ке (пра­вый при­ток Моск­вы-ре­ки. — C.П.) две не­де­ли, а вой­ско свое рас­пу­стил; и иные из них при­шли из­го­ном к Ост­ро­ву, се­лу ве­ли­ко­го кня­зя под Моск­вой, и на Уг­ре­ше мо­на­стырь со­жгли. А моск­ви­чи и при­шед­шие в Моск­ву из уез­дов си­де­ли в ту по­ру в го­ро­де, в оса­де. Ве­ли­кий же князь ушел из Моск­вы на Во­лок и на­чал с во­е­во­да­ми и с людь­ми сво­и­ми со­би­рать вой­ско. И узнал о том ока­ян­ный царь Мах­мет-Ги­рей, и вско­ре ушел во­сво­я­си, не до­жи­да­ясь, по­ка ве­ли­кий князь со­бе­рет си­лы…»

К со­жа­ле­нию, в тот раз все ока­за­лось на­мно­го страш­нее, не­же­ли крат­ко опи­сал ле­то­пи­сец. По дру­гим сви­де­тель­ствам мы зна­ем, что и окрест­но­сти Моск­вы бы­ли силь­но ра­зо­ре­ны, а крым­ча­ки уве­ли с со­бой огром­ный по­лон. Но столь­ный го­род Му­хам­мед-Ги­рей взять так и не смог. И пра­во­слав­ный на­род знал по­че­му — Са­ма Бо­жия Ма­терь яви­ла Москве свое за­ступ­ни­че­ство от Вла­ди­мир­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри.

Во все вре­мя оса­ды Моск­вы, мит­ро­по­лит Вар­ла­ам вме­сте с жи­те­ля­ми сто­лич­но­го гра­да усерд­но мо­лил­ся об из­бав­ле­нии от ги­бе­ли. И в раз­ных пись­мен­ных ис­точ­ни­ках бы­ли за­пи­са­ны све­де­ния о чу­де­сах, про­изо­шед­ших в этот мо­мент. На­при­мер, Сте­пен­ная кни­га со­об­ща­ет, что не­кой пре­ста­ре­лой мо­на­хи­не бы­ло ви­де­ние: из Крем­ля, с Вла­ди­мир­ской ико­ной Бо­жи­ей Ма­те­ри, стал ухо­дить сонм свя­ти­те­лей, за­брав ико­ны и свя­ты­ни – в на­ка­за­ние Бо­жие за гре­хи ее жи­те­лей. По вы­хо­де из крем­лев­ских во­рот свя­ти­те­ли бы­ли встре­че­ны пре­по­доб­ны­ми Сер­ги­ем Ра­до­неж­ским и Вар­ла­а­мом Ху­тын­ским, ко­то­рые умо­ли­ли свя­тых не ухо­дить, а со­вер­шить сов­мест­ный мо­ле­бен за спа­се­ние Моск­вы. Все они вме­сте при­нес­ли Гос­по­ду пла­мен­ную мо­лит­ву о про­ще­нии со­гре­шив­ших и из­бав­ле­нии Моск­вы от вра­гов. По­сле этой мо­лит­вы свя­ти­те­ли воз­вра­ти­лись в Кремль и внес­ли об­рат­но свя­тую Вла­ди­мир­скую ико­ну. По­доб­ное же ви­де­ние бы­ло и мос­ков­ско­му свя­то­му, бла­жен­но­му Ва­си­лию, ко­то­ро­му бы­ло от­кры­то, что за­ступ­ле­ни­ем Бо­жи­ей Ма­те­ри и мо­лит­ва­ми свя­тых Москва бу­дет спа­се­на. То же ви­де­ние бы­ло еще трем жен­щи­нам, о том же бы­ло по­ве­да­но не­ко­му по­но­ма­рю. По­это­му в на­ро­де спра­вед­ли­во по­счи­та­ли, что за­ступ­ни­че­ством пре­по­доб­ных Сер­гия и Вар­ла­а­ма от­ше­ствие свя­тых, а зна­чит и бла­го­да­ти, из Моск­вы не про­изо­шло, а по мо­лит­вам пе­ред Вла­ди­мир­ской ико­ной Бо­жи­ей Ма­те­ри не­бес­ные си­лы всту­пи­лись за Рус­скую зем­лю и крым­ские та­та­ры са­ми со­бой бе­жа­ли из-под Моск­вы. Не­сколь­ко позд­нее, в па­мять о чу­дес­ном спа­се­нии сто­ли­цы от на­ше­ствия Му­хам­мед-Ги­рея был уста­нов­лен еще один празд­ник в честь глав­ной рус­ской свя­ты­ни — 21 мая (3 июня).

И до се­го­дняш­не­го дня Вла­ди­мир­ская ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри яв­ля­ет­ся об­ще­рус­ской свя­ты­ней, глав­ной и са­мой чти­мой из всех рус­ских икон. Име­ет­ся так­же мно­же­ство спис­ков Вла­ди­мир­ской ико­ны, зна­чи­тель­ное чис­ло ко­то­рых так­же по­чи­та­ют­ся как чу­до­твор­ные.

С.В. Пе­ре­ве­зен­цев

Ис­точ­ник: www.pravmir.ru