Frontpage Slideshow | Copyright © 2006-2011 JoomlaWorks Ltd.

Тебе поем!


Иисусова молитва

Изречения великих

Крест освятил вселенную; он рассеял тьму и возвратил свет, он потребил заблуждение; он собрал народы от востока и запада, севера и юга, и соединил их любовью в единую Церковь, в единую веру, в единое крещение.

Преподобный
Ефрем Сирин

Свет Христов просвещает всех!

Книги Нового Завета

Евангелие от Матфея

Евангелие от Марка

Евангелие от Луки

Евангелие от Иоанна

Молитвы

Молитвы утренние

Молитвы на сон грядущим

Шестопсалмие

Псалтирь

Иисусова молитва

Последование
ко Святому Причащению

Акафист Сладчайшему Господу нашему Иисусу Христу

Акафист Пресвятой Богородице

Акафист Николаю Чудотворцу

Рекомендуем

«Зазимки»
Стихотворение Бориса Пастернака читает Александр Феклистов

Павел Флоренский. «Столп и утверждение Истины»

«Гляну в поле, гляну в небо...»
Стихотворение Сергея Есенина читает Сергей Безруков

«Таинство Евхаристии»
Фильм митрополита Илариона (Алфеева) из цикла «Человек перед Богом»

«И цветы, и шмели...»
Стихотворение Ивана Бунина читает Александр Голубев

Крещение Господне. Песнопения праздника

«Крещение»
Фильм митрополита Илариона (Алфеева) из цикла «Праздники»

«Святитель Николай»
Фильм митрополита Илариона (Алфеева) из цикла «Праздники»

Молитва о Святой Руси

«Снег идет»
Стихотворение Бориса Пастернака читает Александр Феклистов

«Царице моя Преблагая».
Исполняет Патриарший хор Храма Христа Спасителя (Б. М. Феоктистов).

«Слово».
Стихотворение Николая Гумилева. читает Константин Хабенский

«Обитель».
Фильм Аркадия Мамонтова

«Земле русская».
Cтихира Русским святым

«Христос».
Стихотворение Николая Гумилева читает Константин Хабенский

Протоиерей Александр Шмеман.
Зачем нужны святые

Митрополит Антоний Сурожский.
Почему я не боюсь смерти

Храм святого Саввы. Белград

«Исповедь, молитва и пост».
Фильм митрополита Илариона (Алфеева) из цикла «Человек перед Богом»

«Евангелие Достоевского».
Фильм митрополита Илариона (Алфеева)

«Русалим. В гости к Богу».
Документальный фильм

Акафист Иисусу Сладчайшему

«Старцы и русская литература. Александр Пушкин».
Документальный фильм

«Родина».
Cтихотворение Михаила Лермонтова читает Сергей Шакуров.

«Наш век».
Стихотворение Федора Тютчева читает Георгий Тараторкин

«Монастырь».
Стихотворение Евдокии Ростопчиной читает Мария Порошина

«Женщины Библии».
Православная энциклопедия

«Великое славословие».
и другие песнопения

«О Страшном Суде».
Евангельские чтения

Хор братии Валаамского монастыря.
Регент хора иеродиакон Герман (Рябцев)

«Митрополит Антоний Сурожский».
Фильм из цикла «Проповедники»

«Святой Иоанн Кронштадтский».
Фильм Аркадия Мамонтова

«Глас веков».
Концерт хора Сергия Кривобокова

«Русская Православная Церковь в XIX веке».
Лекция Натальи Юрьевны Суховой

«Церковь».
Лекция протоиерея Вадима Леонова

«Горняя песнь».
Фильм о русском женском монастыре близ Иерусалима.

«Царице моя Преблагая».
Патриарший хор Храма Христа Спасителя

Полезные ссылки

27 сентября. Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня

Крест в ис­то­рии хри­сти­ан­ства

Празд­ник Воз­дви­же­ния Кре­ста Гос­под­ня — есть про­слав­ле­ние Кре­ста Хри­сто­ва. Гос­подь наш Иисус Хри­стос был рас­пят на кре­сте, пре­тер­пел му­чи­тель­ную, по­зор­ную смерть ра­ди спа­се­ния ро­да че­ло­ве­че­ско­го. До Гол­гоф­ской смер­ти Хри­ста крест был у рим­лян ору­ди­ем каз­ни, упо­треб­ляв­шим­ся толь­ко по от­но­ше­нию к са­мым отъ­яв­лен­ным зло­де­ям: раз­бой­ни­кам, убий­цам, мя­теж­ни­кам, пре­ступ­ным ра­бам. Это вид­но на при­ме­ре смер­ти апо­сто­ла Пав­ла: он был при­го­во­рен к рас­пя­тию, но, так как имел рим­ское граж­дан­ство, был каз­нен по­сред­ством от­се­че­ния го­ло­вы.

По­сле крест­ной смер­ти Иису­са Хри­ста хри­сти­а­не ста­ли по­чи­тать крест как ору­дие на­ше­го спа­се­ния и че­ство­ва­ли его с са­мо­го на­ча­ла су­ще­ство­ва­ния Церк­ви.

В пер­вые три ве­ка, ко­гда язы­че­ский и иудей­ский мир хо­те­ли ис­ко­ре­нить хри­сти­ан­ство и по­все­мест­но бы­ли страш­ные го­не­ния на хри­сти­ан, ве­ру­ю­щие во Хри­ста скры­ва­ли свои ве­ро­ва­ния от вра­гов. В кру­гу тех хри­сти­ан­ских ве­ро­ва­ний и об­ря­дов, ко­то­рые хра­ни­лись в тай­не от языч­ни­ков, бы­ло и че­ство­ва­ние Кре­ста. Языч­ни­ки, впро­чем, зна­ли о Кре­сте, по­то­му что от­дель­ные ли­ца из хри­сти­ан сме­ло, от­кры­то ис­по­ве­до­ва­ли его. По рас­ска­зу Пон­тия, био­гра­фа свя­то­го Ки­при­а­на Кар­фа­ген­ско­го, в тре­тьем ве­ке не­ко­то­рые изоб­ра­жа­ли фи­гу­ру Кре­ста да­же у се­бя на лбу. По это­му при­зна­ку их узна­ва­ли во вре­мя го­не­ний и пре­да­ва­ли на му­че­ния. С се­ре­ди­ны тре­тье­го ве­ка со­хра­ни­лось од­но изоб­ра­же­ние (на со­су­де) че­ло­ве­че­ско­го ли­ца с кре­стом на лбу. Из ак­тов седь­мо­го Все­лен­ско­го со­бо­ра из­вест­но, что в цар­ство­ва­ние рим­ско­го им­пе­ра­то­ра Дио­кле­ти­а­на ( III век) му­че­ни­ки Про­ко­пий и Орест но­си­ли изоб­ра­же­ния кре­ста на гру­ди. Языч­ни­ки на­зы­ва­ли хри­сти­ан в на­смеш­ку кре­сто­по­клон­ни­ка­ми, пред­по­ла­гая, что хри­сти­а­не по­кло­ня­ют­ся Кре­сту как идо­лу.

Во­об­ще, до са­мой эпо­хи Кон­стан­ти­на Ве­ли­ко­го, хри­сти­а­не удер­жи­ва­лись от изоб­ра­же­ния Кре­ста Хри­сто­ва в его дей­стви­тель­ной фор­ме, а тем бо­лее — от изоб­ра­же­ния его вме­сте с Рас­пя­тым. На пред­ме­тах, со­хра­нив­ших­ся от трех пер­вых ве­ков и най­ден­ных при рас­коп­ках в Ри­ме и Пом­пее, встре­ча­ют­ся боль­шей ча­стью ал­ле­го­ри­че­ские изоб­ра­же­ния Кре­ста и рас­пя­тия: сю­же­ты, взя­тые из Вет­хо­го За­ве­та. Это про­об­ра­зы Кре­ста и стра­да­ний Иису­са Хри­ста: Авель, уби­ва­е­мый Ка­и­ном, Иса­ак, при­но­си­мый Ав­ра­амом в жерт­ву, Мо­и­сей, мо­ля­щий­ся с кре­сто­об­раз­но рас­про­стер­ты­ми ру­ка­ми, мед­ный змей, воз­двиг­ну­тый в пу­сты­не, про­рок, Ис­а­ия, пе­ре­пи­ли­ва­е­мый пи­лою, про­рок Иона, мо­ля­щий­ся с рас­про­стер­ты­ми ру­ка­ми во чре­ве ки­то­вом, ев­рей­ский пас­халь­ный аг­нец и дру­гие про­об­ра­зы.

От­кры­тое по­чи­та­ние и че­ство­ва­ние Кре­ста тес­но свя­за­но с име­нем рим­ско­го им­пе­ра­то­ра Кон­стан­ти­на Ве­ли­ко­го. Мать Кон­стан­ти­на Еле­на бы­ла хри­сти­ан­кой и вос­пи­та­ла сво­е­го сы­на в глу­бо­ком ува­же­нии к хри­сти­ан­ской ре­ли­гии. По­сле смер­ти Кон­стан­ция Хло­ра сын его Кон­стан­тин был в 306 го­ду про­воз­гла­шен им­пе­ра­то­ром Гал­лии и Бри­та­нии. Пер­вым де­лом но­во­го им­пе­ра­то­ра бы­ло про­воз­гла­ше­ние в под­власт­ных ему стра­нах сво­бо­ды ис­по­ве­да­ния хри­сти­ан­ской ве­ры.

Фа­на­ти­ки язы­че­ства Мак­си­ми­ан Га­ле­рий на Во­сто­ке и же­сто­кий ти­ран Мак­сен­ций на За­па­де не­на­ви­де­ли им­пе­ра­то­ра Кон­стан­ти­на и за­ду­ма­ли низ­ло­жить его и убить, но Кон­стан­тин пре­ду­пре­дил их и в ря­де войн, с по­мо­щью Бо­жи­ей, раз­бил всех сво­их про­тив­ни­ков. Но пе­ред по­след­ней бит­вой им­пе­ра­тор мо­лил­ся Бо­гу, что­бы Он дал зна­ме­ние, ко­то­рое бы во­оду­ше­ви­ло его вой­ско. Гос­подь явил ему на не­бе си­я­ю­щее зна­ме­ние Кре­ста с над­пи­сью «Сим по­беж­дай». Царь Кон­стан­тин был в не­до­уме­нии: крест у языч­ни­ков был зна­ком зло­по­лу­чия, так как счи­тал­ся ору­жи­ем каз­ни пре­ступ­ни­ков. Но­чью, ко­гда спал Кон­стан­тин, явил­ся Сам Хри­стос Гос­подь и опять по­ка­зал ви­ден­ный Кон­стан­ти­ном на не­бе Крест и ска­зал ему: «Сде­лай изоб­ра­же­ние это­го Кре­ста и при­ка­жи не­сти его пе­ред сво­им вой­ском и по­бе­дишь не толь­ко Мак­сен­ция, но и всех сво­их вра­гов».

Вос­став­ши ото сна, Кон­стан­тин рас­ска­зал о ви­де­нии сво­им при­бли­жен­ным и при­ка­зал ис­кус­ным ма­сте­рам сде­лать из зо­ло­та и дра­го­цен­ных кам­ней крест­ное зна­ме­ние, а так­же ве­лел всем во­и­нам сво­е­го вой­ска изоб­ра­зить крест на всех ору­жи­ях, на шле­мах и щи­тах. Под зна­ме­ни­ем Кре­ста всту­пил царь Кон­стан­тин в бой с вой­ском Мак­сен­ция. Про­изо­шла же­сто­кая бит­ва. Си­лою чест­но­го Кре­ста вра­же­ское вой­ско бы­ло раз­би­то. Ве­ли­кий Кон­стан­тин с по­бе­дою во­шел в Рим, на­род рим­ский при­вет­ство­вал по­бе­ди­те­ля, ко­то­рый воз­бла­го­да­рил Бо­га, дав­ше­го ему по­бе­ду си­лою Жи­во­тво­ря­ще­го Кре­ста Сво­е­го. Кон­стан­тин в па­мять пра­во­слав­ной по­бе­ды по­ста­вил по­сре­ди Ри­ма крест на вы­со­ком ка­мен­ном стол­бе и на­пи­сал на нем: «Сим спа­си­тель­ным зна­ме­ни­ем этот го­род был осво­бож­ден от му­чи­тель­но­го ига».

Вто­рую бит­ву царь Кон­стан­тин вы­иг­рал при взя­тии Ви­зан­тии. Два ра­за пе­ред этим он по­тер­пел по­ра­же­ние, и, ко­гда си­дел в ве­ли­кой пе­ча­ли и раз­мыш­ле­нии, воз­вел гла­за к не­бу и уви­дел сло­ва, на­пи­сан­ные звез­да­ми: «При­зо­ви Ме­ня в день скор­би сво­ей, и Я из­му те­бя, и про­сла­вишь Ме­ня». Кон­стан­тин стал рас­смат­ри­вать не­бо и уви­дел Крест, изоб­ра­жен­ный звез­да­ми. И сло­ва во­круг Кре­ста: «С этим зна­ме­ни­ем ты по­бе­дишь». И по­бе­дил Кон­стан­тин под зна­ме­ни­ем Кре­ста вра­гов сво­их, взял Ви­зан­тию и сде­лал ее сто­ли­цей сво­е­го го­су­дар­ства, пе­ре­име­но­вав ее в Кон­стан­ти­но­поль. Им­пе­ра­тор Кон­стан­тин одер­жал и тре­тью по­бе­ду с по­мо­щью Кре­ста в вой­не со Ски­фа­ми на ре­ке Ду­нае.

По­сле всех по­бед им­пе­ра­тор Кон­стан­тин осо­бен­но стал по­чи­тать Хри­ста и Его Крест Жи­во­тво­ря­щий. Он по­сы­ла­ет свою мать Еле­ну в Иеру­са­лим, что­бы най­ти Крест, на ко­то­ром был рас­пят Хри­стос. При­быв в Иеру­са­лим, Еле­на встре­ти­лась с Пат­ри­ар­хом Иеру­са­лим­ским Ма­ка­ри­ем и рас­ска­за­ла ему о це­ли сво­ей по­езд­ки. Пат­ри­арх не знал о ме­сто­по­ло­же­нии Кре­ста. С боль­шим тру­дом уда­лось най­ти сре­ди иуде­ев че­ло­ве­ка, пом­нив­ше­го, где бы­ло ме­сто каз­ни — Гол­го­фа, но на рас­спро­сы ца­ри­цы Еле­ны он от­ка­зы­вал­ся от­ве­чать. То­гда Иуда (так зва­ли ста­ри­ка) был по­са­жен в глу­бо­кий ров. Толь­ко по­сле это­го он со­гла­сил­ся по­ка­зать, где на­хо­ди­лась Гол­го­фа.

Ока­за­лось, что Свя­той Крест был бро­шен в од­ну пе­ще­ру и за­ва­лен пес­ком и кам­ня­ми, а свер­ху рим­ским им­пе­ра­то­ром Ад­ри­а­ном вы­стро­ен язы­че­ский храм в честь бо­ги­ни Ве­не­ры. Ка­пи­ще по ве­ле­нию Еле­ны бы­ло раз­ру­ше­но, на­ча­лись по­ис­ки за­ко­пан­но­го Кре­ста Гос­под­ня. Пат­ри­арх Ма­ка­рий в это вре­мя мо­лил­ся, что­бы Гос­подь по­мог об­на­ру­жить Жи­во­тво­ря­щий Крест. И вот ко­па­ю­щие по­чув­ство­ва­ли див­ное бла­го­уха­ние и вско­ре на­шли пе­ще­ру, в ко­то­рой был по­хо­ро­нен Хри­стос, и три кре­ста, а за­тем и гвоз­ди. На ка­ком же из трех кре­стов был рас­пят Спа­си­тель?

Пат­ри­арх Ма­ка­рий и ца­ри­ца Еле­на твер­до ве­ри­ли и на­де­я­лись, что Бог ука­жет свя­той Крест. Бо­жи­им про­мыс­лом по до­ро­ге в это вре­мя дви­га­лась тра­ур­ная про­цес­сия. Пат­ри­арх стал по­оче­ред­но воз­ла­гать кре­сты на по­кой­ни­ка. Ко­гда Крест Гос­по­день кос­нул­ся его, умер­ший вос­крес. Ца­ри­ца Еле­на с ра­до­стью и бла­го­сло­ве­ни­ем по­кло­ни­лась Кре­сту и об­ло­бы­за­ла его, а за нею и все ее при­бли­жен­ные. Хри­сти­а­не, узнав об этом ве­ли­ком со­бы­тии, со­бра­лись в бес­чис­лен­ном мно­же­стве к ме­сту, где был об­ре­тен Крест Хри­стов. Всем хо­те­лось при­ло­жить­ся к ве­ли­кой свя­ты­не, но из-за мно­же­ства на­ро­да сде­лать это бы­ло не­воз­мож­но. То­гда пат­ри­арх Ма­ка­рий встал на воз­вы­шен­ное ме­сто и на­чал воздви­зать (под­ни­мать) Крест, что­бы по­ка­зать все­му на­ро­ду. На­род же, ви­дя Крест Спа­си­те­ля, кла­нял­ся и вос­кли­цал: «Гос­по­ди, по­ми­луй!». И с то­го вре­ме­ни Цер­ковь уста­но­ви­ла празд­ник Воз­дви­же­ния Кре­ста Гос­под­ня.

Иуда, ука­зав­ший ме­сто на­хож­де­ния Кре­ста, ви­дя чу­до вос­кре­се­ния мерт­ве­ца, уве­ро­вал во Хри­ста и вме­сте с дру­ги­ми иуде­я­ми при­нял кре­ще­ние, по­лу­чив при сем имя Ки­ри­ак. За­тем он стал Пат­ри­ар­хом Иеру­са­лим­ским и при им­пе­ра­то­ре Иули­а­не при­нял му­че­ни­че­скую смерть за Хри­ста.

Ца­ри­ца Еле­на по­ве­ле­ла по­стро­ить храм на ме­сте, где был об­ре­тен Крест Хри­стов, и дру­гие хра­мы на свя­тых ме­стах Иеру­са­ли­ма, предо­ста­ви­ла для это­го мно­го средств и с ча­сти­цею Жи­во­тво­ря­ще­го Кре­ста воз­вра­ти­лась в Ви­зан­тию.

Им­пе­ра­тор Кон­стан­тин с по­че­стя­ми встре­тил свою мать с ча­сти­цею Кре­ста Гос­под­ня. Он по­ве­лел со­ору­дить три боль­ших кре­ста как па­мят­ни­ки трех его по­бед: над Мак­сен­ци­ем, при взя­тии Ви­зан­тии и в бит­ве со ски­фа­ми на Ду­нае — и по­ста­вить их в раз­ных ме­стах Кон­стан­ти­но­по­ля.

Крест­ное зна­ме­ние — это по­бед­ное зна­мя Хри­ста. Хри­стос по­сред­ством Кре­ста по­бе­дил Диа­во­ла и да­ро­вал спа­се­ние ро­ду че­ло­ве­че­ско­му. Крест про­сла­вил Хри­ста. Не так про­сла­вил­ся Хри­стос, ко­гда вос­кре­сил чет­ве­ро­днев­но­го Ла­за­ря; бо­лее про­сла­вил­ся, ко­гда по­стра­дал на кре­сте и Сво­ей смер­тью раз­ру­шил ад.

Ис­тин­ным по­сле­до­ва­те­лям Хри­ста Крест так­же явил­ся сла­вой и по­хва­лой. Апо­стол Па­вел ни­чем дру­гим не хва­лит­ся, а толь­ко Кре­стом Гос­по­да на­ше­го Иису­са Хри­ста (Галл. 6, 14). И по­се­му жизнь хри­сти­а­ни­на долж­на быть тес­но свя­за­на с крест­ным зна­ме­ни­ем.

Об этом хо­ро­шо го­во­рит пре­по­доб­ный Еф­рем Си­рин: «По­се­му и на две­ри на­ши, и на че­ло, и на очи свои, и на уста, и на пер­си (грудь), и на все чле­ны на­ло­жим се­бе сей Жи­во­тво­ря­щий Крест; во­ору­жим­ся Сим Не­по­бе­ди­мым Ору­жи­ем хри­сти­ан, Сим По­бе­ди­те­лем смер­ти, Сею На­деж­дою вер­ных, Сим Све­том крот­ких, Сим ору­жи­ем, от­вер­за­ю­щим рай, низ­ла­га­ю­щим ере­си, Сею Опо­рою пра­во­слав­ной ве­ры, спа­си­тель­ною По­хва­лою Церк­ви. Ни на один час, ни на од­но мгно­ве­ние не бу­дем, хри­сти­а­не, остав­лять Его, по­всю­ду но­ся с со­бою, и без Не­го не бу­дем ни­че­го де­лать; но спим ли, вста­ем ли, ра­бо­та­ем, едим, пьем, идем в путь, пла­ва­ем по мо­рю, пе­ре­хо­дим ре­ки, — все чле­ны свои бу­дем укра­шать Жи­во­тво­ря­щим Кре­стом.

Ес­ли бу­дешь с Кре­стом, то «не убо­ишь­ся ужа­сов в но­чи, стре­лы, ле­тя­щей днем, яз­вы, хо­дя­щей во мра­ке, за­ра­зы, опу­сто­ша­ю­щей в пол­день. Не при­клю­чит­ся те­бе зло, и яз­ва не при­бли­зит­ся к жи­ли­щу тво­е­му» (Псл. 90, 5, 10).

Со­про­тив­ные си­лы, ви­дя Крест, тре­пе­щут и уда­ля­ют­ся. Крест про­све­тил всю все­лен­ную. Он разо­гнал тьму и воз­вра­тил свет. Он от за­па­да и се­ве­ра, от мо­ря и во­сто­ка, со­брав на­ро­ды в еди­ную Цер­ковь, к еди­ной ве­ре и еди­но­му кре­ще­нию, свя­зал их лю­бо­вью».

«О, ка­кие уста и ка­кой язык вос­хва­лит, как долж­но, сию не­обо­ри­мую сте­ну пра­во­слав­ных, сие по­бе­до­нос­ное ору­жие ве­ли­ко­го Ца­ря Хри­ста! Крест — вос­кре­се­ние мерт­вых. Крест — упо­ва­ние хри­сти­ан. Крест — уте­ше­ние бед­ных. Крест — па­мят­ник по­бе­ды над де­мо­на­ми, пе­стун юных. Крест — уте­ше­ние скор­бя­щих, хра­ни­тель мла­ден­цев, сла­ва му­жей, ве­нец стар­цев. Крест — свет си­дя­щим во тьме. Крест — про­по­ведь про­ро­ков, спут­ник апо­сто­лов, по­хва­ла му­че­ни­ков. Крест — це­ло­муд­рие дев, ра­дость иере­ев. Крест — ос­но­ва­ние Церк­ви, утвер­жде­ние все­лен­ной. Крест — си­ла не­мощ­ных, врач не­дуж­ных. Сим свя­тым ору­жи­ем Хри­стос рас­торг утро­бу ада и за­гра­дил мно­го­коз­нен­ные уста Диа­во­ла. Им во­ору­жив­шись, бла­жен­ные апо­сто­лы по­ко­ри­ли всю си­лу вра­жию и, в мре­жи свои уло­вив все на­ро­ды, со­бра­ли их на по­кло­не­ние Кре­сту. В не­го об­лек­шись, как в бро­ню, му­че­ни­ки и во­и­ны Хри­сто­вы по­пра­ли все за­мыс­лы му­чи­те­лей и про­по­ве­до­ва­ли с дерз­но­ве­ни­ем. Его, взяв и не­ся на се­бе, ра­ди Хри­ста от­рек­ши­е­ся все­го в ми­ре с ве­ли­кой ра­до­стью все­ля­ют­ся в пу­сты­не и го­рах, в пе­ще­рах и про­па­стях зем­ных».

И да­лее го­во­рит пре­по­доб­ный Еф­рем: «Сей же Чест­ный Крест явит­ся опять и во вто­рое при­ше­ствие Хри­сто­во, как чест­ный, жи­во­тво­ря­щий, до­сто­по­кло­ня­е­мый и свя­той ски­петр Ца­ря Хри­ста, по сло­ву Вла­ды­ки, Ко­то­рый го­во­рит, что явит­ся зна­ме­ние Сы­на че­ло­ве­че­ско­го на не­бе (Матф. 24, 30). Итак, Крест пер­вый явит­ся на не­бе со всем во­ин­ством ан­гель­ским, оза­ряя всю зем­лю от кон­цев и до кон­цев ее, па­че свет­ло­сти сол­неч­ной, и воз­ве­щая при­ше­ствие Вла­ды­ки Хри­ста».

По­это­му мы, пра­во­слав­ные хри­сти­а­не, при­бе­га­ем под за­щи­ту Кре­ста Хри­сто­ва и мо­лим­ся: «Не­по­бе­ди­мая и не­по­сти­жи­мая и Бо­же­ствен­ная си­ло Чест­на­го и Жи­во­тво­ря­ща­го Кре­ста, не оста­ви нас, греш­ных!»

Про­то­и­е­рей Ана­то­лий Ма­ли­нин
Источник: www.pravmir.ru