Frontpage Slideshow | Copyright © 2006-2011 JoomlaWorks Ltd.

23 октября, суббота

https://script.pravoslavie.ru!

Православный церковный календарь на 2021 год

Изречения великих

Таково свойство Божественной любви: Он отдает нам Свою жизнь, мы Ему — нашу.

Архимандрит
Софроний (Сахаров)

Свет Христов просвещает всех!

Книги Нового Завета

Евангелие от Матфея

Евангелие от Марка

Евангелие от Луки

Евангелие от Иоанна

Первое послание
к Коринфянам

апостола Павла

Молитвы

Молитвы утренние

Молитвы на сон грядущим

Шестопсалмие

Псалтирь

Иисусова молитва

Последование
ко Святому Причащению

Акафист Сладчайшему Господу нашему Иисусу Христу

Акафист Пресвятой Богородице

Акафист Николаю Чудотворцу

Рекомендуем

«Русалим. В гости к Богу».
Документальный фильм

«Князь Владимир. Креститель Руси».
Документальный фильм

Храм Покрова на Нерли.
Видеообзор

«Апостол Павел».
Документальный фильм митрополита Илариона (Алфеева)

«Андрей Рублев. Троица».
Документальный фильм

Акафист Иисусу Сладчайшему

«Антиохийская церковь».
Фильм митрополита Илариона (Алфеева)

«Старцы и русская литература. Александр Пушкин».
Документальный фильм

«Храм святого Саввы. Белград».
Документальный фильм

«Родина».
Cтихотворение Михаила Лермонтова читает Сергей Шакуров.

«Наш век».
Стихотворение Федора Тютчева читает Георгий Тараторкин

Исповедь, молитва и пост

Смерть Достоевского.
Рассказ митрополита Илариона (Алфеева)

«Монастырь».
Стихотворение Евдокии Ростопчиной читает Мария Порошина

«Три святителя».
Документальный фильм

«Женщины Библии».
Православная энциклопедия

«Великое славословие».
и другие песнопения

«О Страшном Суде».
Евангельские чтения

«Сретение».
Стихотворение Иосифа Бродского читает протоиерей Александр Шмеман

Хор братии Валаамского монастыря.
Регент хора иеродиакон Герман (Рябцев)

«Митрополит Антоний Сурожский».
Фильм из цикла «Проповедники»

«Христос».
Стихотворение Николая Гумилева читает Константин Хабенский

«Святой Иоанн Кронштадтский».
Фильм Аркадия Мамонтова

«Глас веков».
Концерт хора Сергия Кривобокова

Александр Невский. Между Востоком и Западом

«Просительная ектения».
Братский хор Почаевской лавры

«Русская Православная Церковь в XIX веке».
Лекция Натальи Юрьевны Суховой

«Великое славословие»

«Церковь».
Лекция протоиерея Вадима Леонова

«Горняя песнь».
Фильм о русском женском монастыре близ Иерусалима.

«Молитва».
Стихотворение Якова Полонского читает Михаил Филиппов

«Апостол Лука».
Фильм Юлии Варенцовой из цикла «Апостолы»

«Фома».
Фильм из цикла «Апостолы»

«Родина».
Cтихотворение Михаила Лермонтова читает Сергей Шакуров

«Царице моя Преблагая».
Патриарший хор Храма Христа Спасителя

«Русь еще жива...».
Документальный фильм Валентины Матвеевой, посвященный творчеству иеромонаха Романа (Матюшина).

«Богородице, Дево, радуйся!».
Сергей Рахманинов

«Значение и устройство православного храма».
Лекция протоиерея Игоря Фомина

«Бог»
Стихотворение Дмитрия Мережковского читает Владимир Зайцев

«Святитель Григорий Палама и споры о богопознании».
Лекция доцента, кандидата богословия игумена Даниила (Шленова)

«Богословие иконы».
Лекция митрополита Илариона (Алфеева)

«Мой ангел».
Стихотворение Афанасия Фета читает Сергей Чонишвили

«Свете тихий».
Стихотворение Поликсены Соловьёвой читает Екатерина Васильева

«Икона».
Документальный фильм митрополита Илариона Алфеева из цикла «Человек перед Богом»

«Христос анести!».
Тамара Романова. Записки паломницы

«Какими чистыми устами...».
Исполняет сестринский хор Свято-Тихоновского Преображенского женского монастыря

«Записки паломницы. Вифлеем».
Литературный очерк Тамары Романовой

Полезные ссылки

30 сентября. Мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии

Име­на свя­тых му­че­ниц, де­во­чек Ве­ры, На­деж­ды и Лю­бо­ви и ма­те­ри их Со­фии не­раз­рыв­но свя­за­ны вме­сте в на­род­ном со­зна­нии. Дни их по­ми­но­ве­ния – с 30 сен­тяб­ря – от­ме­ча­лись на Ру­си как Все­свет­ные Ба­бьи име­ни­ны. Дли­лись они це­лых три дня в по­чи­та­ние ма­те­рин­ской Муд­ро­сти и жен­ских Доб­ро­де­те­лей.

Во вто­ром ве­ке, в Ри­ме, жи­ла ти­хой, за­твор­ни­че­ской жиз­нью од­на очень бла­го­че­сти­вая жен­щи­на-хри­сти­ан­ка, вдо­ва с тре­мя юны­ми до­черь­ми, зва­ли ее Со­фия – что в пе­ре­во­де озна­ча­ет – Муд­рость. Де­тей сво­их она на­зва­ла в честь глав­ных хри­сти­ан­ских доб­ро­де­те­лей – Пи­стис, Эль­пис, Ага­пэ, что в пе­ре­во­де с гре­че­ско­го озна­ча­ет Ве­ра, На­деж­да, Лю­бовь.

В те вре­ме­на в язы­че­ской Ита­лии бы­ли су­ро­вые го­не­ния на хри­сти­ан. Про­по­ве­до­ва­ние Сы­на Бо­жи­его гро­зи­ло же­сто­ким на­ка­за­ни­ем, а за­ча­стую пыт­ка­ми и смер­тью. Не­смот­ря на это, го­ря­чо ве­ро­вав­шая жен­щи­на не по­бо­я­лась не толь­ко са­ма при­нять кре­ще­ние, но и вос­пи­тать в люб­ви к Иису­су Хри­сту сво­их до­че­рей. От­ро­ко­ви­цы рос­ли в тру­де и по­слу­ша­нии, мно­го вре­ме­ни уде­ля­ли мо­лит­ве и чте­нию ду­хов­ных книг.

Ве­ре бы­ло 12, На­деж­де 10, а Лю­бо­ви все­го 9 лет, ко­гда слух о уди­ви­тель­ной пра­вед­ной се­мье до­шел и до им­пе­ра­то­ра Ад­ри­а­на. Дес­пот раз­гне­вал­ся – та­кой чу­дес­ный при­мер свет­лой хри­сти­ан­ской жиз­ни не дол­жен был вы­зы­вать вос­хи­ще­ние под­власт­ных ему лю­дей! Он при­ка­зал при­ве­сти хри­сти­а­нок к не­му во дво­рец на суд и за­ста­вить от­речь­ся от сво­ей ве­ры. Со­фия зна­ла, что за не­по­ви­но­ве­ние их ждет там толь­ко од­но – смерть…

И вот му­же­ствен­ная мать на­чи­на­ет го­то­вить сво­их лю­би­мых до­че­рей к му­че­ни­че­ской кон­чи­не. Упав на ко­ле­ни, Со­фия и до­че­ри ду­шой об­ра­ти­лись к Бо­гу. Но не бы­ло в их сло­вах прось­бы про­не­сти ми­мо сию страш­ную ча­шу! В го­ря­чей мо­лит­ве про­си­ли они то­го, что ед­ва мо­жет по­нять про­стой че­ло­век: что­бы Гос­подь дал им твер­до­сти усто­ять в ве­ре, му­же­ства по­стра­дать за Не­го, не дал ис­пу­гать­ся пред­сто­я­щих мук и по­слал сил до­стой­но встре­тить смерть.

Хит­рый им­пе­ра­тор вна­ча­ле от­дал мать и де­во­чек под по­пе­чи­тель­ство од­ной очень ум­ной и крас­но­ре­чи­вой жен­щи­не, что­бы та, сво­и­ми ре­ча­ми, смог­ла раз­убе­дить их в ве­ре в Иису­са Хри­ста и уго­во­ри­ла по­кло­нить­ся язы­че­ским бо­же­ствам. На­сколь­ко тя­же­ло ма­те­ри бы­ло сде­лать вы­бор?! Ее убеж­да­ли пой­ти на хит­рость, при­не­ся бо­ги­не Ар­те­ми­де жерт­во­при­но­ше­ние – бро­сив ще­пот­ку ла­да­на к но­гам мерт­вой ста­туи. И вот – она с до­черь­ми на сво­бо­де! И мож­но уже ти­хо, не при­вле­кая к се­бе вни­ма­ния, про­дол­жать мо­лить­ся сво­е­му Бо­гу… Но Со­фия ре­ша­ет­ся на смерть – не на пре­да­тель­ство.

На­ко­нец, твер­дые в ве­ре мать и до­че­ри пред­ста­ют пе­ред им­пе­ра­то­ром. По­ка еще не позд­но оду­мать­ся, со­хра­нить жизнь се­бе и де­тям. Но Со­фия го­нит от се­бя эти за­ман­чи­вые мыс­ли и об­ни­ма­ет сво­их до­чек, ко­то­рых вот-вот вы­рвут из ее рук и от­пра­вят на пыт­ки.


- Ми­лые мои! На­стал час на­шей ра­до­сти – вско­ре мы бу­дем ря­дом с Иису­сом. Не жа­лей­те о зем­ной жиз­ни – вас ждет жизнь не­бес­ная. Не верь­те уго­во­рам им­пе­ра­то­ра, по­ка­жи­те се­бя мо­и­ми до­стой­ны­ми до­черь­ми!

И вот, Ад­ри­ан за­би­ра­ет Ве­ру, На­деж­ду и Лю­бовь от ма­те­ри и на­чи­на­ет лас­ко­во раз­го­ва­ри­вать с ни­ми:

- Де­ти мои, я всей ду­шой по­лю­бил вас и не хо­чу ва­шей смер­ти! По­кло­ни­тесь на­шим бо­же­ствам и будь­те мо­и­ми до­черь­ми!

Ожи­дал ли им­пе­ра­тор лег­кой по­бе­ды над сла­бы­ми де­воч­ка­ми? Не­со­мнен­но! С од­ной сто­ро­ны – страш­ные му­ки, с дру­гой – счаст­ли­вая жизнь во двор­це и ма­ма бу­дет жи­ва… Как же раз­гне­вал его их от­вет!

- Наш отец – Гос­подь, и мы его де­ти. Не нуж­на нам дру­гая лю­бовь, за не­го мы го­то­вы уме­реть!

Им­пе­ра­тор впал в ярость – его ми­ло­сти был бы рад лю­бой, а тут его от­верг­ли, и кто – не­мощ­ные де­вы! И он при­ни­ма­ет ре­ше­ние пыт­ка­ми за­ста­вить не­по­кор­ную се­мью от­речь­ся от сво­ей ве­ры. Для Со­фии же он при­ду­мал еще бо­лее страш­ное ис­пы­та­ние – ви­деть, как му­ча­ют ее род­ных до­че­рей…

Пер­вой схва­ти­ли две­на­дца­ти­лет­нюю Ве­ру. На гла­зах у ма­те­ри и се­стер ее ис­тя­за­ли, от­ры­вая кус­ки от юно­го те­ла, бро­са­ли на рас­ка­лен­ную ре­шет­ку, опус­ка­ли в ки­пя­щую смо­лу…

Но Со­фия не крик­ну­ла:

- Стой­те! Не на­до! Я от­ре­ка­юсь от Иису­са! Толь­ко оставь­те мое ча­до…

Ее серд­це раз­ры­ва­лось от стра­да­ний, но она мо­ли­лась Гос­по­ду, что­бы тот осла­бил боль и за­брал к се­бе ее стар­шую дочь. Ка­за­лось, Ан­гел хра­нил ее от мук – де­воч­ка не про­ро­ни­ла ни сло­ва до то­го мо­мен­та, ко­гда бес­силь­ный им­пе­ра­тор при­ка­зал от­ру­бить ей го­ло­ву.

- Я бу­ду мо­лить­ся за вас пе­ред Гос­по­дом!

И Ве­ра ра­дост­но при­ня­ла свою смерть.

На­стал че­ред На­деж­ды. Ад­ри­ан сно­ва дал ей шанс оду­мать­ся, на­де­ясь на ужас, ко­то­рый охва­тит еще со­всем юную хри­сти­ан­ку при ви­де му­че­ний Ве­ры.

- От­ре­кись от Хри­ста и будь мне лю­би­мой до­че­рью!

- Но раз­ве я не сест­ра той, ко­то­рую ты убил? У нас с ней один отец – Гос­подь.

По­сле этих слов по­ща­ды уже не бы­ло. Но, же­сто­ко из­би­ва­е­мая, она не из­да­ла ни зву­ка. И, да­же бро­шен­ная в рас­ка­лен­ную печь, оста­ва­лась не­вре­ди­мой: Ан­гел Бо­жий хра­нил от­важ­ную де­воч­ку.

- Пе­ре­тер­пи му­ки, сест­рен­ка! Ско­ро ты вме­сте с на­ми бу­дешь сто­ять пе­ред Гос­по­дом!

Крик­ну­ла На­деж­да сво­ей млад­шей Лю­бо­ви. По­няв, что и это­го, от­важ­но­го не­че­ло­ве­че­ской си­лой ре­бен­ка, не сло­мить, им­пе­ра­тор дал знак:

– От­ру­бить ей го­ло­ву!

Ви­дя казнь стар­ших се­стер, со­всем еще ма­лень­кая, де­вя­ти­лет­няя хри­сти­ан­ка ярост­но от­верг­ла им­пе­ра­то­ра. При­вя­зан­ная к ко­ле­су На­деж­да бы­ли изуро­до­ва­на до не­узна­ва­е­мо­сти, но про­дол­жа­ла мо­лить­ся, с мо­лит­вой же она са­ма во­шла в рас­ка­лен­ную печь, ку­да ее со­би­ра­лись бро­сить па­ла­чи. Огонь не по­смел кос­нуть­ся свя­той му­че­ни­цы, но обе­зу­мев­ший от бес­си­лия им­пе­ра­тор уже не ви­дел чу­дес…

Со­фия оста­лась од­на жи­вой над тру­па­ми трех сво­их изуро­до­ван­ных до­че­рей. Им­пе­ра­тор Ад­ри­ан пре­крас­но по­ни­мал, что обе­зу­мев­шая от ду­шев­ных стра­да­ний мать с ра­до­стью встре­тит свою смерть, и то­гда… он по­ми­ло­вал ее. Но не по доб­ро­те сво­ей – а по не­мыс­ли­мой же­сто­ко­сти, вру­чив ей те­ла и го­ло­вы ма­лень­ких му­че­ниц для по­гре­бе­ния. Вы­со­ко на хол­ме, за го­ро­дом, с по­че­стя­ми по­хо­ро­ни­ла Со­фия сво­их де­тей, а са­ма так и оста­лась си­деть у их мо­гил. На тре­тий день она ти­хо скон­ча­лась. Ве­ру­ю­щие лю­ди по­хо­ро­ни­ли ее ря­дом с мо­ги­ла­ми ее свя­тых де­во­чек.

Со­фия, пре­тер­пев за Хри­ста боль­шие ду­шев­ные му­ки, вме­сте с до­черь­ми при­чис­ле­на Цер­ко­вью к ли­ку свя­тых. Не­мощ­ные те­лом, сво­ею му­че­ни­че­ской кон­чи­ной они по­ка­за­ли огром­ную си­лу ду­ха и бес­ко­неч­ное му­же­ство, укреп­ля­е­мое бла­го­да­тью Свя­то­го Ду­ха. Те­перь свя­тые му­че­ни­цы Ве­ра, На­деж­да, Лю­бовь и мать их Со­фия сво­и­ми мо­лит­ва­ми под­дер­жи­ва­ют нас в хри­сти­ан­ской ве­ре и доб­ро­де­тель­ной жиз­ни. Им мо­лят­ся о со­хра­не­нии под­рост­ков от ис­ку­ше­ний ми­ра и о люб­ви меж­ду ро­ди­те­ля­ми и детьми.

Свя­тые остан­ки ма­те­ри и до­че­рей хра­ни­лись в Эль­за­се , в бе­не­дик­тин­ском аб­бат­стве на ост­ро­ве Эшо, а мест­ный мо­на­стырь стал на­зы­вать­ся аб­бат­ством Свя­той Со­фии. Мо­щи свя­тых му­че­ниц при­вле­ка­ли к се­бе мно­же­ство па­лом­ни­ков, во­круг аб­бат­ства раз­рос­лась це­лая де­рев­ня, а для при­ез­жа­ю­щих бы­ла по­стро­е­на боль­шая го­сти­ни­ца. Но по­сле фран­цуз­ской Ре­во­лю­ции мо­на­стыр­ские зда­ния бы­ли про­да­ны, в са­мом мо­на­сты­ре был устро­ен трак­тир с вин­ным по­гре­бом. Ку­да ис­чез­ли мо­щи, оста­лось не­из­вест­ным…

Ма­ри­на Яро­слав­це­ва
Источник: www.pravmir.ru