Frontpage Slideshow | Copyright © 2006-2011 JoomlaWorks Ltd.

Архиерейские богослужения

19 января, пт, 0:00
Христо-Рождественский кафедральный собор

24 января, ср
Храм иконы Божией Матери «Взыскание погибших»

4 февраля, вс
Никольский храм

Изречения великих

Пришел Господь, и ту светлость и славу, какие погубил Адам преступлением заповеди, возвратил ему крещением.

Преподобный
Ефрем Сирин

Свет Христов просвещает всех!

Книги Нового Завета

Евангелие от Матфея

Евангелие от Марка

Евангелие от Луки

Евангелие от Иоанна

Первое послание
к Коринфянам

апостола Павла

Молитвы

Молитвы утренние

Молитвы на сон грядущим

Шестопсалмие

Псалтирь

Иисусова молитва

Последование
ко Святому Причащению

Акафист Сладчайшему Господу нашему Иисусу Христу

Акафист Пресвятой Богородице

Акафист Николаю Чудотворцу

Рекомендуем

«Рождество».
Фильм митрополита Илариона (Алфеева)

Акафист Рождеству Христову.

«Рождество Христово».
Мультфильм Михаила Алдашина

«Эта ночь святая – эта ночь спасенья».
Исполняют сестры Свято-Елисаветинского монастыря

«Записки паломницы. Вифлеем».
Литературный очерк Тамары Романовой

Святитель Иоанн Златоуст о посте

«Введение во храм».
Фильм митрополита Илариона (Алфеева) из цикла «Праздники»

«Слава Богу за все! Крестный путь Иоанна Златоуста».
Документальный фильм

Храм Покрова на Нерли.
Аэросъемка

«Гонения на Церковь в России ХХ века».
Фильм митрополита Илариона (Алфеева) из цикла «Церковь в истории»

«Царство Небесное».
Передача из цикла «Православная энциклопедия»

«Покров».
Фильм митрополита Илариона (Алфеева) из цикла «Праздники»

Акафист преподобному Сергию Радонежскому

«Крестовоздвижение».
Фильм митрополита Илариона (Алфеева) из цикла «Праздники»

«Кресту Твоему поклоняемся, Владыко...».
Исполняет хор Сретенского ставропигиального мужского монастыря (г. Москва)

«Рождество Богородицы».
Фильм митрополита Илариона (Алфеева) из цикла «Праздники»

«Царица Небесная. Богоматерь Владимирская».
Документальный фильм

«Успение Пресвятой Богородицы».
Фильм митрополита Илариона (Алфеева) из цикла «Праздники»

«Церковная иерархия».
Лекция протоиерея Владимира Цыпина

«Значение и устройство православного храма».
Лекция протоиерея Игоря Фомина

«Вознесение».
Фильм студии «Неофит» из цикла «Лето Господне»

«Личность Иисуса Христа».
Лекция священника Андрея Рахновского

«Московская духовная академия».
Документальный фильм

«Старцы. Архимандрит Кирилл Павлов».
Фильм студии «Неофит»

«Какими чистыми устами...».
Сестринский хор Свято-Тихоновского Преображенского женского монастыря

«О богословии».
Лекция протоиерея Вадима Леонова

«Отец Николай Гурьянов».
Фильм из цикла «Старцы»

«Святейший Патриарх Кирилл в Задонской обители».
Документаьный фильм

«Афон. Обитель Богородицы».
Фильм Аркадия Мамонтова

«Искупление».
Лекция протоиерея Вадима Леонова»

«По Крестному пути Спасителя. Иерусалим. Страстная Пятница». Литературный очерк Тамары Романовой

«Богородица и святые»
Фильм митрополита Илариона (Алфеева) из цикла «Человек перед Богом»

«Первые монахи и монастыри Египта»
Лекция иеромонаха Иринея (Пиковского)

«Кресту Твоему поклоняемся, Владыко...»
Песнопение

«О богословии»
Лекция протоиерея Вадима Леонова

«Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)»
Фильм из цикла «Старцы»

«Закат Византийской империи»
Лекция Павла Кузенкова

«Золотой век святоотеческой письменности»
Лекция Георгия Бежанидзе

«Не забывайте небо». Интервью c митрополитом Липецким и Задонским Никоном

«Первые монахи и монастыри Египта»
Лекция иеромонаха Иринея (Пиковского)

Полезные ссылки

25 декабря. Святителя Спиридона, епископа Тримифунтского, чудотворца (ок. 348)

Из­дав­на при­ня­то счи­тать, что каж­дый свя­той осо­бен­но си­лен в ка­кой-то опре­де­лен­ной об­ла­сти. На­при­мер, Пан­те­лей­мон Це­ли­тель по­мо­га­ет при бо­лез­нях, свя­тые бес­среб­ре­ни­ки Кос­ма и Да­ми­ан — в уче­нии, а свя­той Спи­ри­дон Три­ми­фунт­ский охот­но от­зы­ва­ет­ся на мо­лит­вы тех, кто ис­пы­ты­ва­ет фи­нан­со­вые за­труд­не­ния.

Чу­до cвя­то­го Спи­ри­до­на Три­ми­фунт­ско­го

Зна­ме­ни­тый оп­тин­ский ста­рец иеро­мо­нах Ам­вро­сий, об­ла­дав­ший при жиз­ни да­ром про­зор­ли­во­сти и по­сле пре­став­ле­ния ка­но­ни­зи­ро­ван­ный Рус­ской Пра­во­слав­ной Цер­ко­вью, в од­ном из сво­их пи­сем к ду­хов­ным ча­дам упо­ми­на­ет о труд­но­объ­яс­ни­мом для ате­и­стов чу­де, сви­де­те­лем ко­то­ро­го стал ве­ли­кий рус­ский пи­са­тель Ни­ко­лай Ва­си­лье­вич Го­голь.

По­след­ний, как и мно­гие дру­гие рус­ские ли­те­ра­то­ры и фи­ло­со­фы (До­сто­ев­ский, бра­тья Ки­ре­ев­ские, Кон­стан­тин Леон­тьев, Сер­гей Ни­лус, Лев Тол­стой и т.д.), ча­сто по­се­щал Оп­ти­ну пу­стынь - оби­тель, яв­ля­ю­щу­ю­ся од­ним из глав­ных ду­хов­ных цен­тров Рос­сии, где пи­са­тель имел сво­е­го ду­хов­но­го от­ца.

Бу­дучи в оче­ред­ной раз в Оп­ти­ной, Ни­ко­лай Ва­си­лье­вич рас­ска­зал сво­е­му ду­хов­ни­ку и всей мо­на­ше­ству­ю­щей бра­тии о чу­дес­ном яв­ле­нии, ко­то­рое про­изо­шло на его гла­зах во вре­мя за­гра­нич­но­го пу­те­ше­ствия.

Слу­чи­лось оно при па­лом­ни­че­стве его к свя­тым мо­щам угод­ни­ка Бо­жия свя­то­го Спи­ри­до­на Три­ми­фунт­ско­го - то­го са­мо­го свя­то­го, ко­то­рый был дру­жен со зна­ме­ни­тым свя­ти­те­лем Ни­ко­ла­ем, Чу­до­твор­цем Мир­ли­кий­ским, все­гда осо­бен­но го­ря­чо по­чи­тав­шим­ся на Ру­си под име­нем Ни­ко­лай Угод­ник, и вме­сте с ним (рав­но как и с дру­ги­ми рев­ни­те­ля­ми Пра­во­сла­вия) от­сто­ял в свое вре­мя чи­сто­ту уче­ния в борь­бе с со­тряс­шей то­гда Цер­ковь ере­сью свя­щен­ни­ка Ария на Пер­вом Все­лен­ском Со­бо­ре в 325 г. по Рож­де­ству Хри­сто­ву. В от­ли­чие от мо­щей Ни­ко­лая Угод­ни­ка, по­ко­я­щих­ся ны­не в ита­льян­ском го­ро­де Ба­ри и ис­то­ча­ю­щих бла­го­ухан­ное ми­ро, мо­щи свя­то­го Спи­ри­до­на Три­ми­фунт­ско­го об­ла­да­ют со­вер­шен­но уни­каль­ны­ми свой­ства­ми: ма­ло то­го, что они оста­ют­ся не­тлен­ны­ми на про­тя­же­нии це­лых сто­ле­тий, они еще к то­му же про­дол­жа­ют со­хра­нять и мяг­кость, свой­ствен­ную обыч­но­му жи­во­му че­ло­ве­че­ско­му те­лу.

В тот день, ко­гда Го­голь при­е­хал на по­кло­не­ние свя­то­му, ве­ру­ю­щие, как это за­ве­де­но каж­дый год 12 (25 по но­во­му сти­лю) де­каб­ря, с боль­шой тор­же­ствен­но­стью об­но­си­ли свя­тые мо­щи во­круг го­ро­да. При этом все при­сут­ству­ю­щие обыч­но бла­го­го­вей­но и тре­пет­но при­кла­ды­ва­ют­ся к ним. Од­на­ко на этот раз сре­ди них на­хо­дил­ся не­кий ан­глий­ский пу­те­ше­ствен­ник, есте­ствен­но, взра­щен­ный на скеп­си­се и ра­ци­о­на­лиз­ме про­те­стант­ской куль­ту­ры. Он поз­во­лил се­бе за­ме­тить, что, по всей ви­ди­мо­сти, в спи­не угод­ни­ка сде­ла­ны над­ре­зы и те­ло тща­тель­но на­баль­за­ми­ро­ва­но. Чуть поз­же он по­до­шел к мо­щам по­бли­же. Ка­ко­во же бы­ло его гра­ни­ча­щее с ужа­сом изум­ле­ние, ко­гда мо­щи свя­то­го на гла­зах у всех... мед­лен­но при­под­ня­лись из ра­ки и об­ра­ти­лись сво­ею спи­ной имен­но к это­му «идей­но­му» на­след­ни­ку апо­сто­ла Фо­мы, про­зван­но­го «не­ве­ру­ю­щим»: на, мол, дру­жок, по­ищи-ка «свои» над­ре­зы! Ка­ко­ва даль­ней­шая судь­ба это­го до­сто­по­чтен­но­го бри­тан­ца, к со­жа­ле­нию, не­из­вест­но. Го­го­ля же это чу­до по­тряс­ло до са­мых глу­бин ду­ши.

А. А. Вер­да

* * *

Чу­де­са свя­то­го Спи­ри­до­на

Чет­вер­тый век на­шей эры по пра­ву мож­но счи­тать зо­ло­тым ве­ком хри­сти­ан­ства. В 325 г. со­сто­ял­ся пер­вый Все­лен­ский со­бор, на ко­то­ром был при­нят «Сим­вол ве­ры», крат­ко из­ла­га­ю­щий ос­нов­ные дог­ма­ты пра­во­слав­но­го ве­ро­уче­ния. Этот век по­да­рил нам мно­же­ство свя­тых и вы­да­ю­щих­ся бо­го­сло­вов, сре­ди ко­то­рых - Ни­ко­лай Чу­до­тво­рец, ро­до­на­чаль­ник мо­на­ше­ства Ан­то­ний Ве­ли­кий, свя­той Афа­на­сий Ве­ли­кий. Свя­щен­но­слу­жи­те­ли в те го­ды бы­ли да­ле­ки от ис­ку­ше­ния вла­стью и день­га­ми - ведь не про­шло еще и двух ве­ков, как при­вер­жен­цев Хри­сто­вой ве­ры уби­ва­ли за их убеж­де­ния. Мо­ло­дая, но уже в пол­ной ме­ре осо­знав­шая се­бя как ре­аль­ная си­ла, спо­соб­ная не­сти свет и доб­ро, хри­сти­ан­ская цер­ковь и ее клир бы­ли об­раз­цом нрав­ствен­ных усто­ев для лю­дей.

Эта не­боль­шая пре­ам­бу­ла от­нюдь не слу­чай­на. Ведь что­бы по­нять че­ло­ве­ка, тем бо­лее свя­то­го, не­об­хо­ди­мо про­ник­нуть­ся ду­хом его вре­ме­ни.

Итак, 343-й год от Рож­де­ства Хри­сто­ва. Ост­ров Кипр, од­на из жем­чу­жин Ви­зан­тий­ско­го го­су­дар­ства, не­жил­ся в лу­чах сла­вы и мо­гу­ще­ства ве­ли­чай­ше­го из пра­ви­те­лей - им­пе­ра­то­ра Кон­стан­ти­на. В это са­мое вре­мя в не­боль­шом, но про­цве­та­ю­щем кипр­ском го­ро­де Три­ми­фун­ды был из­бран епи­ско­пом свя­щен­но­слу­жи­тель по име­ни Спи­ри­дон.

Не­смот­ря на то что с мо­мен­та его смер­ти про­шло пят­на­дцать ве­ков, о нем из­вест­но до­воль­но мно­го. Спи­ри­дон про­ис­хо­дил из весь­ма обес­пе­чен­ной се­мьи, ему при­над­ле­жал бо­га­тый дом и об­шир­ные зем­ли. Он был до­воль­но де­я­тель­ным че­ло­ве­ком, при­ни­мал ак­тив­ное уча­стие в об­ще­ствен­ной жиз­ни род­но­го го­ро­да, его ува­жа­ли все мест­ные жи­те­ли. Не­смот­ря на то что он за­ни­мал вы­со­кое по­ло­же­ние, за со­ве­том к не­му мог прий­ти каж­дый че­ло­век. Спи­ри­дон был го­тов вы­слу­шать лю­бо­го, будь то не­бо­га­тый ре­мес­лен­ник или круп­ный зем­ле­вла­де­лец.

Не­ред­ко к не­му об­ра­ща­лись в по­ис­ках ма­те­ри­аль­ной под­держ­ки, и Спи­ри­дон с го­тов­но­стью ссу­жи­вал из­ряд­ные сум­мы, не тре­буя ни пись­мен­ных обя­за­тельств, ни тем бо­лее про­цен­тов. Он лишь го­во­рил: «От­дашь, ко­гда смо­жешь». Глав­ной его ра­до­стью и от­дох­но­ве­ни­ем от зем­ных тру­дов бы­ла же­на, име­ни ко­то­рой ис­то­рия, к со­жа­ле­нию, не со­хра­ни­ла. Спи­ри­дон очень лю­бил ее, и с го­да­ми эта лю­бовь ста­но­ви­лась толь­ко креп­че. В то вре­мя пре­бы­ва­ние в бра­ке еще не яв­ля­лось пре­пят­стви­ем для за­ня­тия вы­со­ко­го ме­ста в цер­ков­ной иерар­хии: ин­сти­тут мо­на­ше­ства утвер­дил­ся в хри­сти­ан­стве поз­же.

Од­на­жды слу­чи­лось не­сча­стье. Же­на Спи­ри­до­на за­бо­ле­ла и че­рез не­сколь­ко дней умер­ла. Как от­ме­ча­ют в со­хра­нив­ших­ся до на­ших дней вос­по­ми­на­ни­ях его со­вре­мен­ни­ки, про­изо­шед­шая тра­ге­дия раз и на­все­гда из­ме­ни­ла жизнь это­го че­ло­ве­ка. Спи­ри­дон не роп­тал на Бо­га. Не во­про­шал, за что же ему, ни­чем не про­гне­вив­ше­му Гос­по­да, по­сла­но та­кое на­ка­за­ние. Он при­нял свое вдов­ство с по­кор­но­стью и сми­ре­ни­ем, уви­дев в нем знак - знак, ко­то­рым Гос­подь при­зы­вал его из­ме­нить свою жизнь.

На ка­кое-то вре­мя Спи­ри­дон стал за­мкну­тым и ма­ло об­щал­ся со сво­и­ми дру­зья­ми. Он ред­ко вы­хо­дил из до­ма без край­ней не­об­хо­ди­мо­сти, но на служ­бах был по-преж­не­му добр и ми­ло­сер­ден ко всем, и лю­ди про­дол­жа­ли при­хо­дить к не­му за по­мо­щью и со­ве­том.

Не про­шло и го­да со смер­ти его же­ны, как Спи­ри­дон, епи­скоп Три­ми­фун­ды и один из са­мых бо­га­тых и ува­жа­е­мых лю­дей го­ро­да, при­нял ре­ше­ние, ко­то­рое уди­ви­ло да­же тех, кто очень близ­ко знал его. Сна­ча­ла он про­стил дол­ги всем, кто у не­го за­ни­мал, а за­тем стал раз­да­вать свои день­ги. При­чем ста­рал­ся, что­бы его на­коп­ле­ния до­ста­лись са­мым бед­ным и са­мым нуж­да­ю­щим­ся лю­дям. За­тем Спи­ри­дон про­дал свой дом, все иму­ще­ство и зем­ли, а вы­ру­чен­ные день­ги опять же рас­пре­де­лил меж­ду наи­бо­лее бед­ны­ми жи­те­ля­ми Ки­п­ра.

Из все­го иму­ще­ства Спи­ри­дон оста­вил се­бе толь­ко одеж­ду, ко­то­рая бы­ла на нем, и до­рож­ный по­сох. Но ко­гда он ухо­дил из род­но­го го­ро­да, его дру­зья ви­де­ли, что этот за­ме­ча­тель­ный че­ло­век по-на­сто­я­ще­му счаст­лив. Счаст­лив так, как в те дни, ко­гда его лю­би­мая же­на бы­ла еще жи­ва. С это­го мо­мен­та кон­ча­ет­ся ис­то­рия бла­го­че­сти­во­го епи­ско­па го­ро­да Три­ми­фун­ды, участ­ни­ка пер­во­го Все­лен­ско­го со­бо­ра, и на­чи­на­ет­ся ис­то­рия свя­то­го Спи­ри­до­на.

Свя­той пас­тух

Ед­ва на­чав ски­тать­ся по ост­ро­ву, Спи­ри­дон об­на­ру­жил в се­бе дар к вра­че­ва­нию. В од­ном из се­ле­ний его, как ли­цо ду­хов­ное, по­про­си­ли по­мо­лить­ся за уми­ра­ю­ще­го от ли­хо­рад­ки. Ко­гда Спи­ри­дон про­чи­тал над ло­жем боль­но­го мо­лит­ву, уми­ра­ю­щий тут же вы­здо­ро­вел. В каж­дом се­ле­нии, ку­да бы он ни при­хо­дил, на­хо­дил­ся боль­ной или увеч­ный. По­сле мо­лит­вы Спи­ри­до­на сле­пые про­зре­ва­ли, хро­мые бро­са­ли ко­сты­ли, а на­хо­дя­щи­е­ся на смерт­ном од­ре воз­вра­ща­лись к жиз­ни.

Очень быст­ро сла­ва о чу­до­твор­це об­ле­те­ла весь ост­ров и да­же рас­про­стра­ни­лась за его пре­де­лы. Сви­де­те­ля­ми чу­дес бы­ли сот­ни лю­дей, и они до­ку­мен­таль­но под­твер­жде­ны в ле­то­пи­сях ост­ро­ва то­го вре­ме­ни.

Но Спи­ри­дон чу­рал­ся сла­вы и из­вест­но­сти, го­во­ря, как и мно­гие свя­тые до не­го и по­сле, что чу­де­са со­вер­ша­ет Бог, а он яв­ля­ет­ся лишь про­вод­ни­ком Его во­ли. В под­твер­жде­ние этих слов он по­ка­зы­вал оче­ред­ное чу­до ис­це­ле­ния. И дей­стви­тель­но, все, что де­лал свя­той - про­сто чи­тал мо­лит­ву над страж­ду­щим и про­сил у Гос­по­да по­мо­щи.

Сто­ро­нясь при­сталь­но­го вни­ма­ния, Спи­ри­дон на­нял­ся пас­ту­хом в од­ну из глу­хих де­ре­ву­шек. Но и здесь страж­ду­щие не да­ва­ли ему по­коя, а Спи­ри­дон не мог от­ка­зать ни­ко­му.

Од­на­жды к не­му при­шла жен­щи­на и при­нес­ла труп сво­ей доч­ки, ко­то­рая уто­ну­ла не­сколь­ко дней на­зад. Труп уже по­си­нел и, да­же зная о мо­гу­ще­стве и чу­де­сах Спи­ри­до­на, ни­кто не ве­рил в то, что де­воч­ку мож­но вос­кре­сить. Ви­дя без­удерж­ное го­ре ма­те­ри, Спи­ри­дон вер­нул ре­бен­ка к жиз­ни. В счи­та­ные мгно­ве­ния си­не­ва про­па­ла с те­ла, де­воч­ка от­кры­ла гла­за и за­го­во­ри­ла.

Мать, ко­то­рая все рав­но до кон­ца не ве­ри­ла в чу­до, а по­шла про­сить по­мо­щи у Спи­ри­до­на от от­ча­я­ния, не вы­дер­жав, умер­ла от по­тря­се­ния. То­гда Спи­ри­дон тут же вос­кре­сил и ее. Все это про­изо­шло при мно­гих сви­де­те­лях и бы­ло за­пе­чат­ле­но в хро­ни­ках ост­ро­ва Кипр. Цер­ковь, де­таль­но изу­чив об­сто­я­тель­ства де­ла, офи­ци­аль­но при­зна­ла слу­чив­ше­е­ся чу­дом.

На­до ска­зать, что спо­соб­ность вос­кре­ше­ния из мерт­вых бы­ла да­ро­ва­на очень не­мно­гим свя­тым. Впер­вые его со­вер­шил Иисус Хри­стос, вос­кре­сив сво­е­го дру­га Ла­за­ря. По­сле это­го вос­кре­ше­ния слу­ча­лись не ча­сто, а уж двой­ное вос­кре­ше­ние в ис­то­рии хри­сти­ан­ства во­об­ще яв­ля­ет­ся боль­шой ред­ко­стью.

Од­на­ко цер­ковь чтит Спи­ри­до­на не толь­ко как чу­до­твор­ца, но и как че­ло­ве­ка, про­сла­вив­ше­го­ся не­обык­но­вен­ной муд­ро­стью. Од­на­жды, еще до ски­таль­че­ской жиз­ни, к не­му при­шел кре­стья­нин и, се­туя на не­уро­жай, по­про­сил не­мно­го зер­на на по­сев. Спи­ри­дон пред­ло­жил ему зай­ти в са­рай и са­мо­му взять не­об­хо­ди­мую ме­ру. «Раз­ве ты не пой­дешь со мной и не по­смот­ришь, сколь­ко я у те­бя бе­ру, что­бы по­том знать, сколь­ко тре­бо­вать с ме­ня об­рат­но?» - спро­сил кре­стья­нин. «Я про­сто знаю, что ты возь­мешь столь­ко, сколь­ко те­бе тре­бу­ет­ся, а от­дашь столь­ко, сколь­ко смо­жешь», - спо­кой­но от­ве­тил Спи­ри­дон. Про­си­тель был очень удив­лен от­ве­том свя­то­го, но ко­гда за­шел в са­рай, то про­сто фи­зи­че­ски не смог взять боль­ше, чем дей­стви­тель­но тре­бо­ва­лось, - лиш­нее зер­но вы­сы­па­лось у не­го из рук.

Со­вер­шив мно­же­ство чу­дес, свя­той Спи­ри­дон умер 12 де­каб­ря в воз­расте 78 лет. Этот день - по но­во­му сти­лю 25 де­каб­ря - и яв­ля­ет­ся ос­нов­ным празд­ни­ком для тех, кто хо­чет по­чтить па­мять пре­по­доб­но­го Спи­ри­до­на, епи­ско­па Три­ми­фий­ско­го.

Чу­де­са по­сле смер­ти

Узнав о пра­вед­ной и свя­той жиз­ни епи­ско­па Спи­ри­до­на, один из ви­зан­тий­ских им­пе­ра­то­ров при­ка­зал вы­ко­пать его те­ло и по­ме­стить в усы­паль­ни­це хра­ма Свя­той Со­фии в Кон­стан­ти­но­по­ле.

Ко­гда остан­ки Спи­ри­до­на из­влек­ли из мо­ги­лы, удив­ле­нию при­сут­ству­ю­щих не бы­ло пре­де­ла. Не­смот­ря на то что те­ло про­ле­жа­ло в зем­ле мно­го де­сят­ков лет, оно со­вер­шен­но не из­ме­ни­лось - слов­но свя­той ста­рец был по­хо­ро­нен вче­ра. У не­го бы­ли це­лы зу­бы и во­ло­сы, от­лич­но со­хра­ни­лась ко­жа, мож­но бы­ло без тру­да рас­по­знать чер­ты ли­ца.

Ко­гда мо­щи бы­ли по­ме­ще­ны в Кон­стан­ти­но­по­ле в спе­ци­аль­ную ра­ку, об­на­ру­жи­лось, что свя­той про­дол­жа­ет со­вер­шать чу­де­са. Мно­же­ство па­лом­ни­ков, по­мо­лив­шись пе­ред ра­кой и при­кос­нув­шись к мо­щам, по­лу­чи­ли ис­це­ле­ние.

Мо­щи свя­то­го Спи­ри­до­на на­хо­ди­лись в Кон­стан­ти­но­по­ле вплоть до его за­хва­та тур­ка­ми. По­сле это­го не­тлен­ное те­ло бы­ло пе­ре­прав­ле­но на гре­че­ский ост­ров Кор­фу (мест­ное на­зва­ние Кер­ки­ра). Узнав о ве­ли­чай­шем со­кро­ви­ще, ко­то­рое им до­ста­лось, кер­ки­рий­цы по­стро­и­ли для мо­щей храм и по сей день счи­та­ют свя­то­го Спи­ри­до­на по­кро­ви­те­лем сво­е­го ост­ро­ва.

Ост­ров Кор­фу - один из не­мно­гих гре­че­ских ост­ро­вов, ко­то­рый не был под вла­стью ту­рок. Его жи­те­ли счи­та­ют се­бя ис­тин­ны­ми эл­ли­на­ми, чья кровь не сме­ши­ва­лась с ино­зем­ной. Ко­неч­но, тур­ки ис­пы­ты­ва­ли по­сто­ян­ное же­ла­ние за­во­е­вать этот жи­во­пис­ный ост­ров. В пер­вый раз, ко­гда к не­му по­до­шел их флот, ту­рец­кие мо­ря­ки уви­де­ли огром­ную ужа­са­ю­щую тень стар­ца и по­бо­я­лись вы­са­жи­вать­ся на бе­рег. То­гда они ре­ши­ли взо­рвать храм с мо­ща­ми, на­де­ясь, что по­сле это­го кер­ки­рий­цы ли­шат­ся сво­е­го по­кро­ви­те­ля. Но свя­той Спи­ри­дон явил­ся жи­те­лям и пре­ду­пре­дил о за­ло­жен­ной взрыв­чат­ке. Ее во­вре­мя на­шли и обез­вре­ди­ли.

Чу­де­са сво­и­ми гла­за­ми

Не­смот­ря на то что все чу­де­са свя­то­го Спи­ри­до­на офи­ци­аль­но при­зна­ны цер­ко­вью и име­ют до­ку­мен­таль­ное под­твер­жде­ние в хро­ни­ках ост­ро­ва Кипр, со­вре­мен­но­му че­ло­ве­ку очень слож­но в них по­ве­рить.

Од­на­ко мне по­вез­ло: я, по­пав в храм свя­то­го на Кор­фу, сво­и­ми гла­за­ми уви­дел под­твер­жде­ние то­го, о чем столь­ко чи­тал и слы­шал.

Ра­ка с мо­ща­ми свя­то­го на­хо­дит­ся в хра­ме на са­мом ви­ду, она вся об­ве­ша­на зо­ло­ты­ми и се­реб­ря­ны­ми укра­ше­ни­я­ми - да­ра­ми тех, ко­му по­мог свя­той. Это вме­сти­ли­ще ре­лик­вии за­пер­то на за­мок: хра­ни­тель от­кры­ва­ет его толь­ко для пра­во­слав­ных ту­ри­стов, а ка­то­ли­кам раз­ре­ша­ет­ся по­це­ло­вать лишь са­му ра­ку.

По­жа­луй, для ме­ня это бы­ло од­но из са­мых силь­ных по­тря­се­ний в жиз­ни. Сквозь стек­ло мне очень хо­ро­шо уда­лось рас­смот­реть ли­цо свя­то­го. Его чер­ты впол­не узна­ва­е­мы, пре­крас­но со­хра­ни­лись во­ло­сы и бе­ло­снеж­ные зу­бы. Ко­жа не­мно­го смор­ще­на и по­тем­не­ла, но со­хра­ни­ла свою фор­му. Кста­ти, хра­ни­те­ли ра­ки го­во­рят, что по­тем­нел свя­той Спи­ри­дон от­но­си­тель­но не­дав­но. Это слу­чи­лось в XVII ве­ке, ко­гда бы­ла про­ве­де­на ре­фор­ма пра­во­слав­ной об­ряд­но­сти и бо­го­слу­жеб­ных книг, из­вест­ная у нас как ре­фор­ма пат­ри­ар­ха Ни­ко­на. Ви­ди­мо, свя­то­му она при­шлась не по ду­ше.

Те­ло свя­то­го Спи­ри­до­на име­ет по­сто­ян­ную тем­пе­ра­ту­ру: 36,6 гра­ду­сов. У не­го рас­тут во­ло­сы и ног­ти. И что са­мое уди­ви­тель­ное - одеж­ду, ко­то­рая на нем на­де­та, ме­ня­ют раз в пол­го­да, по­то­му что она сна­ши­ва­ет­ся, буд­то он не ле­жит в ра­ке, а хо­дит. Хра­ни­тель ра­ки рас­ска­зал, что бы­ва­ли слу­чаи, ко­гда ключ про­сто не мо­жет от­крыть за­мок на ра­ке. И то­гда свя­щен­ни­ки зна­ют - свя­то­го в ра­ке про­сто нет, он хо­дит по ост­ро­ву.

Фе­но­мен не­тлен­ных мо­щей свя­то­го Спи­ри­до­на пы­та­лись ис­сле­до­вать уче­ные со все­го ми­ра, и цер­ковь им не пре­пят­ство­ва­ла. Од­на­ко био­фи­зи­ки и био­хи­ми­ки, изу­чив мо­щи свя­то­го, лишь раз­ве­ли ру­ка­ми. Нет ино­го объ­яс­не­ния, кро­ме чу­да, то­му, что мо­жет ви­деть лю­бой пра­во­слав­ный по­се­ти­тель хра­ма на Кор­фу.

Свя­той, по­мо­га­ю­щий с день­га­ми

Из­дав­на при­ня­то счи­тать, что каж­дый свя­той осо­бен­но си­лен в ка­кой-то опре­де­лен­ной об­ла­сти. На­при­мер, Пан­те­лей­мон Це­ли­тель по­мо­га­ет при бо­лез­нях, свя­тые бес­среб­ре­ни­ки Кос­ма и Да­ми­ан - в уче­нии, а свя­той Спи­ри­дон охот­но от­зы­ва­ет­ся на мо­лит­вы тех, кто ис­пы­ты­ва­ет фи­нан­со­вые за­труд­не­ния. Гид по ост­ро­ву Кор­фу рас­ска­зал мне, как бук­валь­но за не­де­лю до мо­е­го при­ез­да свя­той по­мог од­но­му рус­ско­му ту­ри­сту.

Наш не­за­дач­ли­вый со­оте­че­ствен­ник умуд­рил­ся по­те­рять ко­ше­лек, где бы­ли не толь­ко все его день­ги, но так­же пас­порт и би­ле­ты. Мест­ные жи­те­ли по­со­ве­то­ва­ли ему об­ра­тить­ся к свя­то­му Спи­ри­до­ну. Ту­рист был че­ло­ве­ком до­воль­но скеп­тич­ным, од­на­ко в храм все-та­ки по­шел. По­на­ча­лу ко­ше­лек не на­шел­ся. Ту­ри­сти­че­ско­му агент­ству ед­ва уда­лось до­го­во­рить­ся с вла­стя­ми, что­бы ту­ри­ста по­са­ди­ли на са­мо­лет, но как он бу­дет по при­ле­те в Рос­сию раз­би­рать­ся с на­шей та­мож­ней без пас­пор­та, бы­ло не­по­нят­но.

И вдруг за час до от­ле­та ему по­зво­ни­ли на мо­биль­ный и ска­за­ли, что на­шли ко­ше­лек и уже ве­зут в аэро­порт. Ку­рьер при­е­хал за де­сять ми­нут до кон­ца ре­ги­стра­ции. В ко­шель­ке в це­лост­но­сти и со­хран­но­сти бы­ли би­ле­ты, пас­порт и день­ги.

Хо­тя свя­той Спи­ри­дон и яв­ля­ет­ся пра­во­слав­ным свя­тым, его ико­ну в рос­сий­ских церк­вях мож­но уви­деть, увы, не­ча­сто. Од­на­ко свя­щен­ни­ки со­ве­ту­ют: ес­ли в хра­ме нет ико­ны свя­то­го, к ко­то­ро­му вы хо­ти­те об­ра­тить­ся, то мо­лить­ся сле­ду­ет ико­не Всех Свя­тых.

Так что, ес­ли вы нуж­да­е­тесь в по­мо­щи или про­сто в на­став­ле­нии, об­ра­щай­тесь к свя­то­му Спи­ри­до­ну. Ес­ли ва­ши на­ме­ре­ния чи­сты, то он обя­за­тель­но по­мо­жет.

Ан­тон Со­ло­вьев

Источник: www.taday.ru