Frontpage Slideshow | Copyright © 2006-2011 JoomlaWorks Ltd.

Тебе поем!


Иисусова молитва

День Победы


Парад Победы
1945 года

Изречения великих

Веруй, знай и думай, что Бог с тобою невидимо есть везде. И что ни делаешь и мыслишь – все видит, и что ни говоришь – все слышит. Старайся всегда видеть Его верою перед собою.

Святитель
Тихон Задонский

Свет Христов просвещает всех!

Книги Нового Завета

Евангелие от Матфея

Евангелие от Марка

Евангелие от Луки

Евангелие от Иоанна

Молитвы

Молитвы утренние

Молитвы на сон грядущим

Шестопсалмие

Псалтирь

Иисусова молитва

Последование
ко Святому Причащению

Акафист Сладчайшему Господу нашему Иисусу Христу

Акафист Пресвятой Богородице

Акафист Николаю Чудотворцу

Рекомендуем

«Троица»
Документальный фильм из цикла «Праздники»

«Троице-Сергиева лавра»
Документальный фильм

Тропарь, кондак и величание Святой Троице

«Старцы и русская литература. Александр Пушкин»
Документальный фильм

Горняя песнь

«Вознесение»
Документальный фильм из цикла «Праздники»

«Зазимки»
Стихотворение Бориса Пастернака читает Александр Феклистов

Павел Флоренский. «Столп и утверждение Истины»

«Гляну в поле, гляну в небо...»
Стихотворение Сергея Есенина читает Сергей Безруков

«Таинство Евхаристии»
Фильм митрополита Илариона (Алфеева) из цикла «Человек перед Богом»

«И цветы, и шмели...»
Стихотворение Ивана Бунина читает Александр Голубев

Крещение Господне. Песнопения праздника

«Крещение»
Фильм митрополита Илариона (Алфеева) из цикла «Праздники»

«Святитель Николай»
Фильм митрополита Илариона (Алфеева) из цикла «Праздники»

Молитва о Святой Руси

«Снег идет»
Стихотворение Бориса Пастернака читает Александр Феклистов

«Царице моя Преблагая».
Исполняет Патриарший хор Храма Христа Спасителя (Б. М. Феоктистов).

«Слово».
Стихотворение Николая Гумилева. читает Константин Хабенский

«Обитель».
Фильм Аркадия Мамонтова

«Земле русская».
Cтихира Русским святым

«Христос».
Стихотворение Николая Гумилева читает Константин Хабенский

Протоиерей Александр Шмеман.
Зачем нужны святые

Митрополит Антоний Сурожский.
Почему я не боюсь смерти

Храм святого Саввы. Белград

«Исповедь, молитва и пост».
Фильм митрополита Илариона (Алфеева) из цикла «Человек перед Богом»

«Евангелие Достоевского».
Фильм митрополита Илариона (Алфеева)

«Русалим. В гости к Богу».
Документальный фильм

Акафист Иисусу Сладчайшему

«Старцы и русская литература. Александр Пушкин».
Документальный фильм

«Родина».
Cтихотворение Михаила Лермонтова читает Сергей Шакуров.

«Наш век».
Стихотворение Федора Тютчева читает Георгий Тараторкин

«Монастырь».
Стихотворение Евдокии Ростопчиной читает Мария Порошина

«Женщины Библии».
Православная энциклопедия

«Великое славословие».
и другие песнопения

«О Страшном Суде».
Евангельские чтения

Хор братии Валаамского монастыря.
Регент хора иеродиакон Герман (Рябцев)

«Митрополит Антоний Сурожский».
Фильм из цикла «Проповедники»

«Святой Иоанн Кронштадтский».
Фильм Аркадия Мамонтова

«Глас веков».
Концерт хора Сергия Кривобокова

«Русская Православная Церковь в XIX веке».
Лекция Натальи Юрьевны Суховой

«Церковь».
Лекция протоиерея Вадима Леонова

«Горняя песнь».
Фильм о русском женском монастыре близ Иерусалима.

«Царице моя Преблагая».
Патриарший хор Храма Христа Спасителя

Полезные ссылки

Протоиерей Алексий Носач. Смирение как основание духовной жизни (по жизнеописанию и наставлениям преподобного Амвросия Оптинского)

Жизнь пре­по­доб­но­го Ам­вро­сия, стар­ца Оп­тин­ско­го, пред­став­ля­ет для всех боль­шой ин­те­рес, по­сколь­ку яв­ля­ет­ся не­ис­чер­па­е­мым ис­точ­ни­ком пра­во­слав­но­го жи­во­го предания.

Изу­че­ние жиз­ни и на­став­ле­ний стар­ца Ам­вро­сия име­ет зна­че­ние не толь­ко для уче­ных ис­сле­до­ва­те­лей фе­но­ме­на стар­че­ства, но так­же яв­ля­ет со­бой прак­ти­че­ское ду­хов­ное ру­ко­вод­ство для пас­ты­рей и ми­рян в их по­все­днев­ной жиз­ни.

Вгля­ды­ва­ясь в тот жиз­нен­ный путь, ко­то­рым про­шел Алек­сандр Ми­хай­ло­вич Грен­ков от ма­ло­из­вест­но­го пре­по­да­ва­те­ля ли­пец­ко­го ду­хов­но­го учи­ли­ща до из­вест­ней­ше­го ду­хо­нос­но­го стар­ца в рус­ском на­ро­де и в сре­де выс­ше­го ин­тел­лек­ту­аль­но­го об­ще­ства, - мы от­ме­ча­ем очень важ­ные мо­мен­ты, свя­зан­ные с вли­я­ни­ем на жизнь это­го угод­ни­ка Бо­жия.

Прак­ти­че­ски вся жизнь свя­то­го про­шла под зна­ком чрез­вы­чай­ной те­лес­ной бо­лез­нен­но­сти и не­од­но­крат­ном при­бли­же­нии смер­ти. Это по­вли­я­ло на его вы­бор мо­на­ше­ско­го слу­же­ния Бо­гу, и на са­мо на­прав­ле­ние его ду­хов­ной жиз­ни. Вот как рас­ска­зы­вал об этом сам ста­рец Ам­вро­сий: «Я сде­лал­ся силь­но бо­лен. На­деж­ды на вы­здо­ров­ле­ние бы­ло очень ма­ло. По­чти все от­ча­я­лись в мо­ем вы­здо­ров­ле­нии; ма­ло на­де­ял­ся на не­го и я сам. По­сла­ли за ду­хов­ни­ком. Он дол­го не ехал. Я ска­зал: про­щай Бо­жий свет! И тут же дал обе­ща­ние Гос­по­ду, что ес­ли Он ме­ня воз­двиг­нет здра­вым от од­ра бо­лез­ни, то я нeпpeмен­но пой­ду в мо­на­стырь»1.

Для опре­де­ле­ния сво­ей даль­ней­шей судь­бы Алек­сандр Грен­ков об­ра­тил­ся за со­ве­том к из­вест­но­му в ли­пец­ком крае Тро­е­ку­ров­ско­му за­твор­ни­ку Ила­ри­о­ну. «Иди в Оп­ти­ну, ты там ну­жен», - ска­зал за­твор­ник бу­ду­ще­му оп­тин­ско­му стар­цу и тем опре­де­лил его вы­бор оби­те­ли.

В кон­це 1839-го го­да Алек­сандр при­был в Оп­тин­ский мо­на­стырь и остал­ся там до кон­ца жиз­ни. В 1842-м го­ду он при­нял мо­на­ше­ский по­стриг с име­нем Ам­вро­сий. В 1845-м го­ду – свя­щен­ный сан. Но уже спу­стя три го­да отец Ам­вро­сий по­чис­ля­ет­ся за штат вслед­ствие из­ну­ри­тель­ной бо­лез­ни и не­воз­мож­но­сти ис­пол­не­ния мо­на­ше­ских по­слу­ша­ний. Слу­жить он боль­ше не мог вслед­ствие сла­бо­сти и по­яв­ляв­ше­го­ся вре­ме­на­ми оне­ме­ния рук. Со­глас­но мо­на­стыр­ско­му ра­пор­ту бы­ло опре­де­ле­но: «…иеро­мо­на­ха Ам­вро­сия, ка­къ не­спо­соб­но­го ни к ка­ким мо­на­стыр­ским по­слу­ша­ни­ям, ис­клю­чить из шта­та бра­тии Оп­ти­ной пу­сты­ни, и оста­вить его на про­пи­та­нии и при­зре­нии оной пу­сты­ни».2

Вот что ска­за­но в ме­ди­цин­ском осви­де­тель­ство­ва­нии от­ца Ам­вро­сия от 29-го мар­та 1848-го го­да: «Отец иеро­мо­нах Ам­вро­сий име­ет бо­лез­нен­ный жел­тый цвет ли­ца, с бо­лез­нен­но-бле­стя­щи­ми гла­за­ми все­об­щую ху­до­бу те­ла; при вы­со­ком сво­ем ро­сте и уз­кой груд­ной клет­ке - силь­ный, боль­ше су­хой ка­шель, с бо­лью при нем в гру­ди, боль в под­ре­бер­ных сто­ро­нах, пре­иму­ще­ствен­но в пра­вой; ны­тье под лож­кой и да­вя­щую боль в сто­ро­не же­луд­ка; со­вер­шен­ное рас­строй­ство пи­ще­ва­ре­ния, и ча­стую рво­ту; бес­сон­ни­цу, на­ко­нец, по­вре­мен­ный озноб к ве­че­ру, сме­ня­ю­щий­ся лег­ким жа­ром. При­пад­ки эти озна­ча­ют мед­лен­ную из­ну­ри­тель­ную ли­хо­рад­ку».3

Од­на­ко, уже по­сле от­чис­ле­ния из оби­те­ли, к ле­ту то­го же го­да боль­ной все же стал по­прав­лять­ся, на­чал вы­хо­дить на воз­дух. Вот как вспо­ми­нал об этом ста­рец Ам­вро­сий: «Пом­ню, в лет­ний яс­ный ти­хий день вы­шел я в пер­вый раз из ке­льи, и по­брел, опи­ра­ясь на пал­ку, ед­ва пе­ре­дви­гая но­ги, по до­рож­ке за «са­жел­кой» (это са­мая уеди­нен­ная до­рож­ка внут­ри ски­та). Пер­вый на­встре­чу мне по­пал­ся игу­мен Вар­ла­ам. «Ну что, - спра­ши­ва­ет, - по­прав­ля­ешь­ся?» «Да вот, - от­ве­чаю, - сла­ва ми­ло­серд­но­му Гос­по­ду, оста­вил на по­ка­я­ние». Отец игу­мен оста­но­вил­ся, и, гля­дя на ме­ня, на­чал го­во­рить сми­ря­ю­щим то­ном: «А что ж ты ду­ма­ешь, луч­ше, что ли, бу­дет? Нет, не бу­дет луч­ше: ху­же, ху­же бу­дет». Вспо­ми­ная впо­след­ствии об этом слу­чае, ста­рец Ам­вро­сий при­го­ва­ри­вал: «Вот те­перь и сам ви­жу, что ху­же».4

Дей­стви­тель­но, бо­лезнь не от­пус­ка­ла стар­ца Ам­вро­сия всю его жизнь. Со­вер­шая впо­след­ствии стар­че­ское слу­же­ние лю­дям, он не­ред­ко был вы­нуж­ден при­ни­мать их ле­жа на кро­ва­ти. Но «си­ла Бо­жия в не­мо­щи со­вер­ша­ет­ся». Пра­виль­ное хри­сти­ан­ское от­но­ше­ние к бо­лез­ни по­мог­ло вос­пи­тать в серд­це иеро­мо­на­ха Ам­вро­сия од­но из са­мых глав­ных хри­сти­ан­ских ка­честв – доб­ро­де­тель сми­ре­ния! Ред­кие вы­ска­зы­ва­ния стар­ца о бо­лез­нях по­ка­зы­ва­ют с од­ной сто­ро­ны, тя­жесть пе­ре­но­си­мой им бо­лез­ни, а с дру­гой сто­ро­ны – его тер­пе­ли­вое и крот­кое от­но­ше­ние к это­му.

«Бо­лез­ни те­лес­ные го­раз­до тя­же­лее скор­бей, - го­во­рил ста­рец Ам­вро­сий. - Ибо в скор­бях че­ло­век мо­жет на­хо­дить уте­ше­ние в мо­лит­ве, а в тяж­кой бо­лез­ни те­лес­ной он и это­го уте­ше­ния ли­шен».5

«Бог не тре­бу­ет от боль­но­го по­дви­гов те­лес­ных, а толь­ко тер­пе­ния со сми­ре­ни­ем и бла­го­да­ре­ния».

Ха­рак­те­ри­зу­ет стар­ца так­же и его от­но­ше­ние к са­мо­му про­цес­су ле­че­ния: «Мо­на­ху не сле­ду­ет се­рьез­но ле­чить­ся, а толь­ко под­ле­чи­вать­ся».6 Вы­зы­вая вра­ча толь­ко в са­мых край­них слу­ча­ях, сни­мая кри­ти­че­ское со­сто­я­ние бо­лез­ни, ста­рец не стре­мил­ся к пол­но­му вы­здо­ров­ле­нию. Он хо­тел из­влечь из бо­лез­нен­но­го со­сто­я­ния мак­си­маль­ную ду­хов­ную поль­зу. Упраж­не­ние в тер­пе­нии бо­лез­ни со сми­ре­ни­ем и бла­го­да­ре­ние Бо­гу в изоби­лии при­но­си­ло стар­цу ту са­мую Бо­же­ствен­ную бла­го­дать, ко­то­рая, по сло­ву пре­по­доб­но­го Се­ра­фи­ма Са­ров­ско­го, яв­ля­ет­ся це­лью хри­сти­ан­ской жиз­ни.

Та­кое ду­хов­ное от­но­ше­ние стар­ца Ам­вро­сия Оп­тин­ско­го к пе­ре­не­се­нию те­лес­ной бо­лез­ни бы­ло ос­но­ва­но на свя­то­оте­че­ском уче­нии. Вот что го­во­рит, на­при­мер, об этом пре­по­доб­ный ав­ва До­ро­фей:

«Так как ду­ша, по пре­ступ­ле­нии за­по­ве­ди, пре­да­лась, как го­во­рит свя­той Гри­го­рий, пре­ле­сти сла­сто­лю­бия и са­мо­за­ко­ния и воз­лю­би­ла те­лес­ное, и не­ко­то­рым об­ра­зом ста­ла как бы нечто еди­ное с те­лом, и вся сде­ла­лась пло­тию, как ска­за­но: не имать дух мой пре­бы­ва­ти в че­ло­ве­цех сих… за­не суть плоть (Быт. 6, 3), и бед­ная ду­ша как бы со­ст­раж­дет те­лу и со­чув­ству­ет во всём, что де­ла­ет­ся с те­лом. По­се­му-то и ска­зал ста­рец, что и те­лес­ный труд при­во­дит ду­шу в сми­ре­ние. Ибо иное рас­по­ло­же­ние ду­ши у че­ло­ве­ка здо­ро­во­го, и иное у боль­но­го, иное у ал­чу­ще­го, и иное у на­сы­тив­ше­го­ся. Так­же опять иное рас­по­ло­же­ние ду­ши у че­ло­ве­ка, еду­ще­го на ко­не, иное у си­дя­ще­го на пре­сто­ле, и иное у си­дя­ще­го на зем­ле, иное у но­ся­ще­го кра­си­вую одеж­ду, и иное у но­ся­ще­го ху­дую. Итак, труд сми­ря­ет те­ло, а ко­гда те­ло сми­ря­ет­ся, то вме­сте с ним сми­ря­ет­ся и ду­ша. Сле­до­ва­тель­но, хо­ро­шо ска­зал ста­рец, что те­лес­ный труд при­во­дит к сми­ре­нию. По­се­му, ко­гда Ева­грий под­верг­ся бра­ни от хуль­ных по­мыс­лов, то он, как муж ра­зум­ный, зная, что ху­ла про­ис­хо­дит от гор­до­сти, и что ко­гда сми­ря­ет­ся те­ло, то вме­сте с ним сми­ря­ет­ся и ду­ша, про­вёл со­рок дней на от­кры­том воз­ду­хе, так что те­ло его, как го­во­рит его жиз­не­опи­са­тель, ста­ло про­из­во­дить чер­вей, по­доб­но то­му как слу­ча­ет­ся у ди­ких жи­вот­ных; и та­кой труд он подъ­ял не ра­ди ху­лы, но ра­ди сми­ре­ния. Итак, хо­ро­шо ска­зал ста­рец, что и те­лес­ные тру­ды при­во­дят к сми­ре­нию»7.

Не­со­мнен­но, что вто­рым важ­ным фак­то­ром, по­вли­яв­шим на ду­хов­ное от­но­ше­ние от­ца Ам­вро­сия к его бо­лез­ни, ста­ло окорм­ле­ние у оп­тин­ских стар­цев, из ко­то­рых са­мым близ­ким по ду­ху ока­зал­ся ста­рец Ма­ка­рий.

С 1841-го по 46-й го­ды отец Ам­вро­сий нёс ке­лей­ное по­слу­ша­ние у стар­ца Ма­ка­рия Оп­тин­ско­го. Еще од­ним по­слу­ша­ни­ем в этот пе­ри­од стал пе­ре­вод свя­то­оте­че­ских тво­ре­ний на рус­ский язык. Это осу­ществ­ля­лось под ру­ко­вод­ством стар­ца Ма­ка­рия, ко­то­рый да­вал ду­хов­ное объ­яс­не­ние не­ко­то­рых труд­ных мест свя­то­оте­че­ских тек­стов, чем зна­чи­тель­но об­лег­чал по­ни­ма­ние их смыс­ла при пе­ре­во­де. Та­кое по­слу­ша­ние ста­ло не­оце­ни­мым со­кро­ви­щем для мо­ло­до­го иеро­мо­на­ха Ам­вро­сия, поль­зо­вать­ся ко­то­рым про­мыс­лом Бо­жи­им бы­ло предо­став­ле­но толь­ко ему, да ещё не­сколь­ким по­слуш­ни­кам стар­ца.

Сле­ду­ет от­ме­тить еще один важ­ный мо­мент в био­гра­фии стар­ца Ам­вро­сия. В этот и по­сле­ду­ю­щий пе­ри­о­ды, до са­мой пра­вед­ной кон­чи­ны стар­ца Ма­ка­рия в 1860-м го­ду, иеро­мо­нах Ам­вро­сий, ес­ли поз­во­ля­ло здо­ро­вье, еже­днев­но на­ве­щал стар­ца и по­мо­гал ему в об­шир­ной пе­ре­пис­ке с ду­хов­ны­ми ча­да­ми. На этот факт био­гра­фии стар­ца Ам­вро­сия сле­ду­ет об­ра­тить осо­бое вни­ма­ние. В пись­мах стар­ца Ма­ка­рия пер­вое ме­сто по зна­че­нию за­ни­ма­ет обу­че­ние ду­хов­ных чад сми­ре­нию. Прак­ти­че­ски в каж­дом пись­ме стар­ца Ма­ка­рия цен­траль­ное ме­сто за­ни­ма­ет имен­но эта те­ма - те­ма сми­ре­ния. На все во­про­сы, свя­зан­ные с по­все­днев­ной жиз­нью хри­сти­а­ни­на, ста­рец Ма­ка­рий от­ве­чал сло­ва­ми о не­об­хо­ди­мо­сти при­об­ре­те­ния доб­ро­де­те­ли сми­ре­ния. При этом он ука­зы­вал кон­крет­но в каж­дом слу­чае, как имен­но это­го до­стичь.

Ко­неч­но, та­кое не­по­сред­ствен­ное уча­стие в ду­хов­ном ру­ко­вод­стве стар­ца Ма­ка­рия в его пе­ре­пис­ке с ду­хов­ны­ми ча­да­ми име­ло боль­шое зна­че­ние в по­сле­ду­ю­щей жиз­ни и стар­че­ском слу­же­нии пре­по­доб­но­го Ам­вро­сия Оп­тин­ско­го.

Вот, на­при­мер, что пи­шет ста­рец Ма­ка­рий ду­хов­но­му ча­ду в од­ном из сво­их пи­сем:

«Вы на­хо­ди­тесь по­сре­ди ми­ра и со­блаз­нов его. По не­об­хо­ди­мо­сти или по дол­гу служ­бы бу­дучи по­став­ле­ны на этом по­при­ще, не имея воз­мож­но­сти укло­нить­ся от не­го, вы долж­ны иметь в па­мя­ти за­по­ве­ди Бо­жии и сми­ре­ние; и, хо­тя и не мо­же­те под­нять­ся на вы­со­ту доб­ро­де­те­лей, ста­рай­тесь не нис­хо­дить в без­дну по­ро­ков: все­гдаш­ние, хо­тя и ма­лые про­ступ­ки очи­щай­те не­пре­стан­ным по­ка­я­ни­ем и сми­ре­ни­ем, мыс­лен­но счи­тая се­бя по­след­ней­шим из всех. Сми­ре­ние од­но со­хра­нит вас от всех се­тей и коз­ней вра­жи­их. А, как я ви­жу, вы при не­до­стат­ке ва­ших ис­прав­ле­ний в доб­ро­де­те­ли, скор­бя, по­ра­бо­ща­е­тесь сму­ще­ни­ем и ли­ша­е­тесь спо­кой­ствия, а это знак са­мо­лю­бия и гор­до­сти. Вы хо­ти­те ви­деть се­бя пра­вед­ным и, не до­сти­гая это­го, сму­ща­е­тесь; а ес­ли бы до­стиг­ли, то то­же бы увлек­лись в гор­дость»8.

В дру­гих слу­ча­ях ста­рец Ма­ка­рий на­зы­ва­ет сму­ще­ние, ко­то­рое бы­ва­ет по­сле гре­хо­па­де­ния, «вра­жи­ей ко­лес­ни­цей и зна­ме­ни­ем гор­до­сти».9

Каж­дый грех, каж­дую страсть в че­ло­ве­ке ста­рец Ма­ка­рий рас­смат­ри­вал как след­ствие гор­до­сти. На­при­мер, впал че­ло­век в грех. Это бы­ло след­стви­ем гор­до­сти. Че­ло­век ду­ма­ет о се­бе, что он пра­ве­ден и свят, что он го­раз­до луч­ше дру­гих лю­дей, греш­ных, по его мне­нию - и впа­да­ет в грех осуж­де­ния. Бог по­пус­ка­ет та­ко­му впасть в се­рьез­ный грех, что­бы че­ло­век сми­рил­ся хо­тя бы че­рез это гре­хо­па­де­ние, при­шел к по­ка­я­нию и спа­се­нию. Но по­сле па­де­ния в грех че­ло­век сму­ща­ет­ся, по­то­му что про­дол­жа­ет ду­мать о се­бе: «Как это я, та­кой свя­той и пра­вед­ный, мог сде­лать та­кой грех?» Че­ло­век злит­ся на се­бя, раз­дра­жа­ет­ся, да­же при­хо­дит с этим раз­дра­же­ни­ем на ис­по­ведь, пла­чет, но не от по­ка­я­ния в гре­хе, а от оскорб­лен­ной гор­до­сти и от­ча­я­ния. Он оста­ет­ся не­ис­прав­лен­ным и все даль­ше и даль­ше ка­тит­ся по на­клон­ной до тех пор, по­ка не сми­рит­ся. Ста­рец Ма­ка­рий в та­ких слу­ча­ях со­ве­ту­ет при­бе­гать к не­мед­лен­но­му осуж­де­нию се­бя, при­зна­вать се­бя до­стой­ны­ми имен­но тех гре­хов, ко­то­рые с на­ми про­ис­хо­дят, по­то­му что они по­ка­зы­ва­ют, в ка­ком мы ду­хов­ном со­сто­я­нии. И в дру­гих слу­ча­ях, при мел­ких по­все­днев­ных гре­хах нуж­но от­но­сить­ся к ним по­доб­ным же об­ра­зом. Не­об­хо­ди­мо во всех де­лах, и да­же по­мыс­лах – не­мед­лен­но при­сту­пать к са­мо­уко­ре­нию и по­ка­я­нию пе­ред Бо­гом, к по­ни­же­нию се­бя в сво­их гла­зах ни­же всех лю­дей и вся­кой тва­ри. Та­кое по­все­днев­ное еже­ми­нут­ное упраж­не­ние в са­мо­уко­ре­нии и сми­ре­нии де­ла­ет че­ло­ве­ка спо­соб­ным ис­пол­нить первую и важ­ней­шую за­по­ведь На­гор­ной про­по­ве­ди Спа­си­те­ля: «Бла­же­ни ни­щие ду­хом, яко тех есть Цар­ствие Не­бес­ное». Та­ков был смысл пись­мен­ных на­став­ле­ний стар­ца Ма­ка­рия Оп­тин­ско­го, ко­то­рые име­ли чрез­вы­чай­ное зна­че­ние в жиз­ни стар­ца Ам­вро­сия. Он ста­рал­ся во­пло­щать их в сво­ей жиз­ни, и так­же пе­ре­да­вал это впо­след­ствии уже сво­им ду­хов­ным ча­дам. Не­ред­ко ста­рец Ам­вро­сий де­лал это в шут­ли­вой сти­хо­твор­ной фор­ме:

«По­знай се­бя – и до­воль­но с те­бя».

«Жить мож­но и в ми­ру, толь­ко не на юру, а жить ти­хо».

На во­прос: «Мож­но ли же­лать со­вер­шен­ство­вать­ся в жиз­ни ду­хов­ной?» - ста­рец Ам­вро­сий от­ве­чал: «Не толь­ко мож­но, но и долж­но ста­рать­ся со­вер­шен­ство­вать­ся в сми­ре­нии, то есть в том, что­бы счи­тать се­бя в чув­стве серд­ца ху­же и ни­же всех лю­дей и вся­кой тва­ри».

На сло­ва од­ной жен­щи­ны: «Гор­дость ме­ша­ет во всем», - ста­рец от­ве­тил: «А ты за­ку­тай­ся в сми­ре­ние; то­гда, ес­ли и не­бо к зем­ле при­льнет, не страш­но бу­дет».

«Бог по­се­ща­ет Сво­ей ми­ло­стью толь­ко сми­рен­ных. Сми­рять­ся нуж­но пе­ред все­ми. И счи­тать се­бя ху­же всех. Ес­ли мы не со­вер­ши­ли пре­ступ­ле­ний, ко­то­рые со­вер­ши­ли дру­гие, то это мо­жет быть по­то­му, что не име­ли к то­му слу­чая, – об­ста­нов­ка и об­сто­я­тель­ства бы­ли дру­гие. Во вся­ком че­ло­ве­ке есть что-ни­будь хо­ро­шее и доб­рое; мы же обык­но­вен­но ви­дим в лю­дях толь­ко по­ро­ки. А хо­ро­ше­го ни­че­го не ви­дим».

«Лишь толь­ко сми­рит­ся че­ло­век, - го­во­рил ста­рец, - как тот­час же сми­ре­ние по­став­ля­ет его в пред­две­рии Цар­ства Не­бес­но­го».

По уче­нию стар­ца, пу­тем к при­об­ре­те­нию сми­ре­ния яв­ля­ет­ся все­гдаш­нее са­мо­уко­ре­ние: «Бес­страст­ны­ми ведь не сей­час мож­но сде­лать­ся; а вся­кий раз, чув­ствуя свою гре­хов­ность, го­во­ри: Гос­по­ди, про­сти мне!» О про­ти­во­по­лож­ном же са­мо­уко­ре­нию чув­стве ста­рец го­во­рил так: «Са­мо­оправ­да­ние есть боль­шой грех».

С са­мо­уко­ре­ни­ем и не­пре­стан­ным по­ка­я­ни­ем, как глав­ны­ми сред­ства­ми к до­сти­же­нию сми­ре­ния, ста­рец Ам­вро­сий тес­но свя­зы­ва­ет мо­лит­ву Иису­со­ву. Вот что он пи­сал од­ной на­сто­я­тель­ни­це мо­на­сты­ря: «Бог да бла­го­сло­вит оста­вить обыч­ное пра­ви­ло и по­сто­ян­но дер­жать­ся мо­лит­вы Иису­со­вой, ко­то­рая мо­жет успо­ка­и­вать ду­шу бо­лее, не­же­ли со­вер­ше­ние боль­шо­го ке­лей­но­го пра­ви­ла. Из преж­них опыт­ных стар­цев по име­ни Ва­си­лий объ­яс­нял это де­ло так: дер­жа­щий­ся боль­шо­го ке­лей­но­го пра­ви­ла, ко­гда ис­пол­ня­ет оное, под­стре­ка­ем бы­ва­ет тще­сла­ви­ем и воз­но­ше­ни­ем. Ко­гда же по­че­му-ли­бо не мо­жет ис­пол­нить сво­е­го пра­ви­ла, то сму­ща­ет­ся. А дер­жа­щий­ся по­сто­ян­но мо­лит­вы Иису­со­вой, оди­на­ко­во пре­бы­ва­ет в сми­рен­ном рас­по­ло­же­нии ду­ха, как бы ни­че­го не де­ла­ю­щий, и воз­но­сить­ся ему не­чем». На сло­вах же ста­рец при­бав­лял: «Да и чем, в са­мом де­ле тут воз­но­сить­ся? – Обо­рван­ный, ощи­пан­ный про­сит ми­ло­сты­ни: по­ми­луй, по­ми­луй! – а по­даст­ся ли ми­лость, это еще кто зна­ет?»10

Рас­смат­ри­вая жизнь пре­по­доб­но­го Ам­вро­сия Оп­тин­ско­го, мы ви­дим, что сло­жи­лась она под вли­я­ни­ем очень важ­ных в ду­хов­ном от­но­ше­нии об­сто­я­тельств. Об­сто­я­тель­ства эти ис­пра­ви­ли и укре­пи­ли на­прав­ле­ние ду­хов­ной жиз­ни стар­ца, ос­но­ва­ни­ем ко­то­рой ста­ла доб­ро­де­тель сми­ре­ния. Об­ра­ща­ясь к жиз­не­опи­са­нию и на­став­ле­ни­ям свя­то­го Ам­вро­сия Оп­тин­ско­го, мы сно­ва, и сно­ва по­лу­ча­ем дра­го­цен­ные уро­ки, ко­то­рые вос­пи­ты­ва­ют в нас это свя­тое ка­че­ство хри­сти­ан­ской жиз­ни.


1 Ага­пит Ар­хи­манд­рит: Жиз­не­опи­са­ние Оп­тин­ско­го стар­ца иерос­хи­мо­на­ха Ам­вро­сия. М. 1900. С.10

2 Ук.соч. С.44

3 Ук.соч. С.44

4 Ук.соч. С.45

5 Ук.соч. С.36

6 Ук.соч. С.48

7 Пре­по­доб­но­го от­ца на­ше­го ав­вы До­ро­фея ду­ше­по­лез­ные по­уче­ния к сво­им уче­ни­кам. По­уче­ние вто­рое. О сми­рен­но­муд­рии - http://lib.eparhia-saratov.ru/books/05d/dorofey/lessons/6.html

8 Бу­дем ид­ти пу­тем сми­ре­ния. Пись­ма пре­по­доб­но­го Ма­ка­рия Оп­тин­ско­го Льву Алек­сан­дро­ви­чу Ка­ве­ли­ну. Пись­мо вто­рое. - http://3rm.info/uploads/biblioteka/svetilniki-zemli-russkoj/makary_o1/Main.htm

9 http://www.biblioteka3.ru/biblioteka/optina/makariy5/txt04.html

10 Ага­пит Ар­хи­манд­рит: Жиз­не­опи­са­ние Оп­тин­ско­го стар­ца иерос­хи­мо­на­ха Амвросия. М. 1900. С.97-106.