Frontpage Slideshow | Copyright © 2006-2011 JoomlaWorks Ltd.

Изречения великих

Что надо делать, чтобы иметь мир в душе и теле? Для этого надо всех любить, как самого себя, и каждый час быть готовым к смерти.

Преподобный
Силуан Афонский

Свет Христов просвещает всех!

Книги Нового Завета

Евангелие от Матфея

Евангелие от Марка

Евангелие от Луки

Евангелие от Иоанна

Первое послание
к Коринфянам

апостола Павла

Молитвы

Молитвы утренние

Молитвы на сон грядущим

Шестопсалмие

Псалтирь

Иисусова молитва

Последование
ко Святому Причащению

Акафист Сладчайшему Господу нашему Иисусу Христу

Акафист Пресвятой Богородице

Акафист Николаю Чудотворцу

Рекомендуем

Песни о войне и песни военных лет в исполнении Дмитрия Хворостовского

«Крест против свастики».
Документальный фильм режиссера Виктора Белякова

«Паломничество в Бари».
Документальный фильм

«Русь еще жива...».
Документальный фильм Валентины Матвеевой, посвященный творчеству иеромонаха Романа (Матюшина).

«Богородице, Дево, радуйся!».
Сергей Рахманинов

«Значение и устройство православного храма».
Лекция протоиерея Игоря Фомина

«Исповедь, молитва и пост »
Фильм митрополита Илариона (Алфеева) из цикла «Человек перед Богом»

«Бог»
Стихотворение Дмитрия Мережковского читает Владимир Зайцев

«Горняя песнь»
Фильм о русском женском монастыре близ Иерусалима

«Русалим. В гости к Богу»
Документальный фильм

Песнопения Великого Поста

Евангелие о посте

Преподобный Иоанн Лествичник об унынии и лености

«Кресту Твоему поклоняемся, Владыко...»
Исполняет хор Сретенского ставропигиального мужского монастыря (г. Москва)

«Святитель Григорий Палама и споры о богопознании».
Лекция доцента, кандидата богословия игумена Даниила (Шленова)

«Богословие иконы».
Лекция митрополита Илариона (Алфеева)

«Мой ангел».
Стихотворение Афанасия Фета читает Сергей Чонишвили

«О Страшном Суде».
Евангельские чтения

«Свете тихий».
Стихотворение Поликсены Соловьёвой читает Екатерина Васильева

«Симон-Петр».
Фильм из цикла «Апостолы»

Иисусова молитва

«Икона».
Документальный фильм митрополита Илариона Алфеева из цикла «Человек перед Богом»

«Я странник убогий».
Стихотворение Сергея Есенина Читает Сергей Безруков

«Рай и ад».
Что знает о них христианин?

«Наш век».
Стихотворение Федора Тютчева читает Георгий Тараторкин

«Таинство священства ».
Православная энциклопедия

«Православие на Руси».
Фильм митрополита Илариона (Алфеева) из цикла «Церковь в истории»

«Слово».
Стихотворение Николая Гумилева
читает Константин Хабенский

«Мой народ».
Стихотворение Сергея Бехтеева

«Храм Покрова на Нерли. Видеообзор

«Церковь».
Лекция протоиерея Вадима Леонова

«Митрополит Антоний Сурожский».
Фильм из цикла «Проповедники»

«Иеромонах Серафим (Роуз)».
Фильм из цикла «Проповедники»

«Христос анести!».
Тамара Романова. Записки паломницы

«Гонения на Церковь в России ХХ века».
Фильм из цикла «Церковь в истории»

«Иисус Христос и Его Церковь».
Фильм из цикла «Церковь в истории»

«Какими чистыми устами...».
Исполняет сестринский хор Свято-Тихоновского Преображенского женского монастыря

«Записки паломницы. Вифлеем».
Литературный очерк Тамары Романовой

Святитель Иоанн Златоуст о посте

«Гонения на Церковь в России ХХ века».
Фильм митрополита Илариона (Алфеева) из цикла «Церковь в истории»

«Царство Небесное».
Передача из цикла «Православная энциклопедия»

Акафист преподобному Сергию Радонежскому

«Кресту Твоему поклоняемся, Владыко...».
Исполняет хор Сретенского ставропигиального мужского монастыря (г. Москва)

«Рождество Богородицы».
Фильм митрополита Илариона (Алфеева) из цикла «Праздники»

«Церковная иерархия».
Лекция протоиерея Владимира Цыпина

«Личность Иисуса Христа».
Лекция священника Андрея Рахновского

Полезные ссылки

24 июня. Иконы Божией Матери, именуемой «Достойно есть» («Милующая»)

Пре­да­ние

Ис­то­рия ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри «До­стой­но есть» свя­за­на с по­яв­ле­ни­ем из­вест­но­го ли­тур­ги­че­ско­го пес­но­пе­ния Пра­во­слав­ной Церк­ви «До­стой­но есть».

Пре­да­ние, со­хра­нив­ше­е­ся на Афо­не, по­вест­ву­ет, что в Х ве­ке, в цар­ство­ва­ние бра­тьев-ца­рей Ва­си­лия и Кон­стан­ти­на Пор­фи­ро­род­ных и в пат­ри­ар­ше­ство Ни­ко­лая Хри­со­вер­га, не­по­да­ле­ку от мо­на­сты­ря Ка­реи на Афо­не в од­ной из пе­щер под­ви­зал­ся ста­рец с по­слуш­ни­ком. Од­на­жды под вос­крес­ный день ста­рец ушел в оби­тель на все­нощ­ное бде­ние, по­ру­чив по­слуш­ни­ку остать­ся в ке­лье и со­вер­шить в ней ве­чер­нюю служ­бу.

При на­ступ­ле­нии но­чи по­слуш­ник услы­шал стук в дверь и, от­во­рив, уви­дел не­зна­ко­мо­го ино­ка, ко­то­ро­го при­нял с хри­сти­ан­ской лю­бо­вью.

Во вре­мя со­вер­ше­ния все­нощ­ной служ­бы в мо­на­сты­ре, по­слуш­ник и его не­ве­до­мый гость на­ча­ли мо­лит­вен­ные пес­но­пе­ния. Ко­гда при­шло вре­мя ве­ли­чать Пре­свя­тую Бо­го­ро­ди­цу, оба об­ра­ти­лись к Ее ико­не «Ми­лу­ю­щей», на­хо­див­шей­ся в ке­лии, и ста­ли петь древ­нюю песнь свя­то­го Кос­мы Маюм­ско­го: «Чест­ней­шую Хе­ру­вим и слав­ней­шую без срав­не­ния Се­ра­фим, без ис­тле­ния Бо­га Сло­ва рожд­шую, су­щую Бо­го­ро­ди­цу Тя ве­ли­ча­ем». Не­зна­ко­мец за­ме­тил, что у них по дру­го­му ве­ли­ча­ют Бо­жию Ма­терь, до­бав­ляя пе­ред «Чест­ней­шую…» сло­ва «До­стой­но есть яко во ис­ти­ну бла­жи­ти Тя Бо­го­ро­ди­цу, прис­нобла­жен­ную и Ма­терь Бо­га на­ше­го». От див­но­го пе­ния ино­ка ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри за­си­я­ла не­обык­но­вен­ным све­том, а по­слуш­ник по­чув­ство­вал в ду­ше не­ска­зан­ную ра­дость и уми­ле­ние. Он по­про­сил го­стя за­пи­сать эту песнь, и, по­сколь­ку в ке­лии не ока­за­лось нуж­ных для это­го при­над­леж­но­стей, на­чер­та­ние слов но­во­го пес­но­пе­ния про­изо­шло так­же чу­дес­ным об­ра­зом: инок на­пи­сал свою песнь пер­стом на ка­мен­ной пли­те, ко­то­рая под его ру­кой сде­ла­лась мяг­кой, как воск. По­сле это­го стран­ник, на­звав се­бя Гав­ри­и­лом, сра­зу же стал не­ви­дим, а ико­на еще дол­гое вре­мя из­лу­ча­ла чу­дес­ный свет.

Чу­до­твор­ный об­раз, пе­ред ко­то­рым бы­ла вос­пе­та в пер­вый раз но­вая песнь Бо­го­ма­те­ри, был пе­ре­не­сен афон­ской бра­ти­ей в со­бор­ный храм Успе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы мо­на­сты­ря Ка­реи, где и до­се­ле на­хо­дит­ся в ал­та­ре на гор­нем ме­сте, ис­то­чая бла­го­дат­ные да­ры ис­це­ле­ния всем по­кло­ня­ю­щим­ся ему с ве­рою и лю­бо­вию.

Сто­ит ска­зать в за­клю­че­ние, что пе­ред об­ра­зом Бо­жи­ей Ма­те­ри «До­стой­но есть» («Ми­лу­ю­щей») осо­бо мо­лят­ся о про­ще­нии гре­хов, в том чис­ле и смерт­ных.

Празд­но­ва­ние ико­не со­вер­ша­ет­ся 11/ 24 июня.

Ико­но­гра­фия

Пер­во­на­чаль­ная чу­до­твор­ная ико­на, о ко­то­рой по­вест­ву­ет­ся в пре­да­нии, не яв­ля­лась в соб­ствен­ном смыс­ле сло­ва об­ра­зом Бо­жи­ей Ма­те­ри «До­стой­но есть», ико­но­гра­фия ко­то­ро­го сло­жи­лась уже в позд­ней­шие вре­ме­на. Она бы­ла обык­но­вен­ным по­яс­ным изоб­ра­же­ни­ем Бо­жи­ей Ма­те­ри с Мла­ден­цем на пра­вой ру­ке, пред­став­лен­ным, ско­рее все­го, в ти­пе «Уми­ле­ния».

На позд­них ико­нах «До­стой­но есть» в па­мять о чу­до­твор­ном об­ра­зе, пе­ред ко­то­рым мо­ли­лись по­слуш­ник и инок-ан­гел, со­хра­ня­ет­ся эта двух­фи­гур­ная ос­но­ва ико­ны, со­сто­я­щая из изоб­ра­же­ний Бо­жи­ей Ма­те­ри и си­дя­ще­го на Ее пра­вой ру­ке, при­льнув­ше­го к Ней Мла­ден­ца Иису­са. Осталь­ные эле­мен­ты ико­ны пред­став­ля­ют со­бой уже плод ду­хов­но­го осмыс­ле­ния про­изо­шед­ше­го со­бы­тия. На уров­не го­лов Бо­го­ро­ди­цы и Хри­ста с обе­их сто­рон пред­став­ле­ны два ан­ге­ла с про­стер­ты­ми ру­ка­ми, а в са­мом вер­ху ико­ны изоб­ра­жа­ет­ся Бог Отец в окру­же­нии Не­бес­ных Сил Бес­плот­ных. Ан­гель­ские об­ра­зы в ико­не «До­стой­но есть» на­по­ми­на­ют о не­бо­ше­ствен­но­сти са­мо­го пес­но­пе­ния. Са­ми изоб­ра­же­ния Бо­го­ро­ди­цы и Мла­ден­ца при­об­ре­та­ют но­вые чер­ты, ко­то­ры­ми под­чер­ки­ва­ет­ся цар­ское до­сто­ин­ство Хри­ста и Его Пре­чи­стой Ма­те­ри. На гла­вах обо­их в ико­не пи­шут­ся ко­ро­ны, а взгля­ды Бо­го­ма­те­ри и Иису­са на­прав­ле­ны в од­ну сто­ро­ну - в на­прав­ле­нии раз­вер­ну­то­го свит­ка, ко­то­рый Мла­де­нец дер­жит в сво­ей дес­ни­це. Этот сви­ток со­дер­жит сло­ва из­вест­но­го про­ро­че­ско­го из­ре­че­ния о Хри­сте, го­во­ря­ще­го о Нем как о Ца­ре ми­ра: «Дух Гос­по­день на Мне, се­го ра­ди по­ма­за Мя».

Из­вест­ны и дру­гие ико­но­гра­фи­че­ские ти­пы, изоб­ра­жа­ю­щие песнь «До­стой­но есть». Это, преж­де все­го, про­стран­ный ико­но­гра­фи­че­ский сю­жет на те­му дан­но­го пес­но­пе­ния с изоб­ра­же­ни­ем мо­лит­вен­но­го об­ра­ще­ния к Бо­го­ро­ди­це ан­ге­лов и чи­нов свя­тых, ко­то­рый ши­ро­ко рас­про­стра­нил­ся в древ­не­рус­ской хра­мо­вой сте­но­пи­си XVII ве­ка. По сво­ей ико­но­гра­фии он сбли­жа­ет­ся с фрес­ко­вым изоб­ра­же­ни­ем «О Те­бе ра­ду­ет­ся», по­ме­щав­шим­ся обыч­но в те вре­ме­на в ал­та­ре хра­ма. Бо­жия Ма­терь пред­став­ля­ет­ся в пол­ный рост, дер­жа­щей на ру­ках Пред­веч­но­го Мла­ден­ца. Ее фи­гу­ра окру­же­на двой­ной или трой­ной ман­до­лой, сим­во­ли­зи­ру­ю­щей ан­гель­ский мир. Над Ней в об­ла­ках или так же, в ман­до­ле, изоб­ра­жа­ет­ся Бог Отец или бла­го­слов­ля­ю­щий Иисус Хри­стос. По сто­ро­нам от Бо­жи­ей Ма­те­ри пред­став­ля­ют­ся ан­ге­лы и свя­тые раз­ных чи­нов в иерар­хи­че­ском по­ряд­ке. Во­круг цен­траль­но­го об­ра­за Бо­го­ро­ди­цы обыч­но пи­шет­ся сам текст мо­лит­вы «До­стой­но есть».

Изоб­ра­же­ния с по­доб­ным сю­же­том встре­ча­ют­ся и на осо­бых со­су­дах -па­на­ги­а­рах, по­сколь­ку мо­лит­ва «До­стой­но есть» яв­ля­ет­ся не­отъ­ем­ле­мым эле­мен­том чи­на о Па­на­гии. Этот чин и до­ны­не со­хра­ня­ет­ся в мо­на­сты­рях. Он пред­став­ля­ет со­бой тор­же­ствен­ный об­ряд, ко­гда на мо­на­стыр­скую тра­пе­зу из хра­ма, где со­вер­ша­лась Ли­тур­гия, в осо­бом со­су­де, па­на­ги­а­ре, пе­ре­но­сит­ся хлеб в честь Бо­жи­ей Ма­те­ри, ко­то­рый по окон­ча­нии тра­пезы раз­дроб­ля­ет­ся и раз­да­ет­ся бра­тии. В чи­не про­слав­ля­ет­ся Пре­свя­тая Бо­го­ро­ди­ца как на­ша За­ступ­ни­ца пе­ред Бо­гом, ро­див­шая Хри­ста - Хлеб Жиз­ни, пи­та­ю­щий на­ши ду­ши. В ХVI-ХVII ве­ках Бо­го­ро­дич­ный хлеб бы­ло при­ня­то вку­шать и то­гда, ко­гда ли­тур­гия не со­вер­ша­лась. Ча­сти­цы Бо­го­ро­дич­но­го хле­ба пе­ре­но­си­лись в осо­бых склад­нях, ко­то­рые но­си­ли на гру­ди. Эти склад­ни с об­ра­зом Бо­го­ма­те­ри так­же по­лу­чи­ли на­зва­ние «па­на­гий», а впо­след­ствии па­на­гии - на­груд­ные изоб­ра­же­ния Бо­жи­ей Ма­те­ри - ста­ли но­сить епи­ско­пы.

Спис­ки с ико­ны

В рус­ских хра­мах мож­но най­ти не­ма­ло спис­ков с про­слав­лен­ной ико­ны «До­стой­но есть» («Ми­лу­ю­щей»). Су­ще­ству­ют и по­свя­щен­ные это­му об­ра­зу хра­мы. На­при­мер, в Га­лер­ной га­ва­ни Пе­тер­бур­га в честь Ми­лу­ю­щей Бо­го­ма­те­ри былa воз­двиг­нутa пя­ти­ку­поль­ная цер­ковь, в ко­то­рой по­ста­ви­ли при­слан­ную с Афо­на бла­го­дат­ную ико­ну «Ми­лу­ю­щая».

Уже в на­ше вре­мя. в 1999 го­ду, в Моск­ву, на по­дво­рье Тро­и­це-Сер­ги­е­вой Лав­ры, со Свя­той Го­ры Афон бы­ла при­сла­на ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри «До­стой­но есть». Эта ико­на - спи­сок с пер­во­на­чаль­но­го чу­до­твор­но­го об­ра­за, на­хо­дя­ще­го­ся в ал­та­ре со­бор­но­го хра­ма в ад­ми­ни­стра­тив­ном цен­тре Афо­на Ка­рее. На­пи­са­на она ико­но­пис­ца­ми-свя­то­гор­ца­ми из Ски­та свя­ти­те­ля Ни­ко­лая, ки­сти ко­то­рых при­над­ле­жит так­же спи­сок с Ивер­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри, на­хо­дя­щий­ся в Ивер­ской ча­сов­не в Москве. По­яв­ле­ние в рус­ской сто­ли­це освя­щен­но­го на Афо­не спис­ка с чу­до­твор­но­го об­ра­за «До­стой­но есть», не­со­мнен­но, яв­ля­ет­ся зна­ком осо­бой ми­ло­сти Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы и Ее все­гдаш­не­го по­пе­че­ния о нас.

Тро­парь, глас 4

От­цев все Афон­ское мно­же­ство, / со­бе­ри­те­ся, вер­но празд­ну­ю­ще днесь ра­ду­ю­ще­ся / и свет­ло вос­кли­ца­ю­ще вси в ве­се­лии, / Бо­жия бо Ма­ти от Ан­ге­ла пре­слав­но вос­пе­ва­ет­ся. // Тем­же, яко Бо­го­ро­ди­цу, прис­но Сию сла­вим.

Ин тро­парь, глас тот же

При­те­цем вер­нии со дерз­но­ве­ни­ем к Ми­лу­ю­щей Ца­ри­це Бо­го­ро­ди­це / и уми­лен­но воз­зо­вем к Ней: / низ­посли на ны ми­ло­сти Твоя бо­га­тыя: / град сей из­ба­ви от вся­ка­го об­сто­я­ния, // мир да­руй ми­ро­ви и спа­се­ние ду­шам на­шим.

Кондак, глас 4

Празд­ну­ет днесь весь Афон, / яко песнь при­ят от Ан­ге­ла чуд­но / Те­бе, чи­стей Бо­го­ма­те­ри, // Юже вся тварь чтит, сла­вя­щи.

Ин кондак, глас 8

Ар­хан­гель­ский глас во­пи­ем Ти, Все­ца­ри­це: / до­стой­но есть, яко во­ис­тин­ну бла­жи­ти Тя, Бо­го­ро­ди­цу, // Прис­нобла­жен­ную и Пре­не­по­роч­ную и Ма­терь Бо­га на­ше­го.

Мо­лит­ва

О, Пре­свя­тая и Пре­ми­ло­сти­вая Вла­ды­чи­це Бо­го­ро­ди­це! При­па­дая ко свя­тей ико­не Тво­ей, сми­рен­но мо­лим­ся Те­бе, вон­ми гла­су мо­ле­ния на­ше­го, виждь скор­би, виждь бе­ды на­ша, и яко люб­ве­обиль­ная Ма­ти, пот­щи­ся на по­мощь нам бес­по­мощ­ным, умо­ли Сы­на Тво­е­го и Бо­га на­ше­го: да не по­гу­бит нас за без­за­ко­ния на­ша, но явит нам че­ло­ве­ко­люб­но Свою ми­лость. Ис­про­си нам, Вла­ды­чи­це, у бла­го­сти Его те­лес­ное здра­вие и ду­шев­ное спа­се­ние и мир­ное жи­тие, зем­ли пло­до­но­сие, воз­ду­ха бла­го­рас­тво­ре­ние, и бла­го­сло­ве­ние свы­ше на вся бла­гая де­ла и на­чи­на­ния на­ша. И яко­же древ­ле при­з­ре­ла еси ми­ло­сти­во на сми­рен­ное сла­во­сло­вие по­слуш­ни­ка Афон­ска­го, вос­пе­вав­ша­го Тя пред Пре­чи­стою ико­ною Тво­ею, и по­сла­ла еси к не­му Ан­ге­ла на­учи­ти его пе­ти песнь не­бес­ную, ею­же сла­во­сло­вят Тя Ан­ге­ли, та­ко и ны­не при­и­ми на­ше усерд­ное мо­лит­во­сло­вие, Те­бе при­но­си­мое. О, Ца­ри­це Все­пе­тая, про­стри ко Гос­по­ду бо­го­нос­ныя Твоя ру­це, ими­же Бо­гом­ла­ден­ца Иису­са Хри­ста но­си­ла еси, и умо­ли Его из­ба­ви­ти нас от вся­ка­го зла. Яви, Вла­ды­чи­це, Твою ми­лость к нам: бо­ля­щия ис­це­ли, скор­бя­щие уте­ши, бед­ству­ю­щим по­мо­зи, и спо­до­би нас бла­го­чест­но жи­тие сие зем­ное со­вер­ши­ти, хри­сти­ан­скую не­по­стыд­ную кон­чи­ну по­лу­чи­ти, и Не­бес­ное Цар­ствие на­сле­ди­ти, Ма­тер­ним хо­да­тай­ством Тво­им к рожд­ше­му­ся от Те­бе Хри­сту Бо­гу на­ше­му, Ему­же со Без­на­чаль­ным Его От­цем и Пре­свя­тым Ду­хом, по­до­ба­ет вся­кая сла­ва, честь и по­кло­не­ние, ны­не и прис­но и во ве­ки ве­ков. Аминь.

Ис­точ­ник: www.portal-slovo.ru