Frontpage Slideshow | Copyright © 2006-2011 JoomlaWorks Ltd.

Тебе поем!


Иисусова молитва

Изречения великих

Крест освятил вселенную; он рассеял тьму и возвратил свет, он потребил заблуждение; он собрал народы от востока и запада, севера и юга, и соединил их любовью в единую Церковь, в единую веру, в единое крещение.

Преподобный
Ефрем Сирин

Свет Христов просвещает всех!

Книги Нового Завета

Евангелие от Матфея

Евангелие от Марка

Евангелие от Луки

Евангелие от Иоанна

Молитвы

Молитвы утренние

Молитвы на сон грядущим

Шестопсалмие

Псалтирь

Иисусова молитва

Последование
ко Святому Причащению

Акафист Сладчайшему Господу нашему Иисусу Христу

Акафист Пресвятой Богородице

Акафист Николаю Чудотворцу

Рекомендуем

«Зазимки»
Стихотворение Бориса Пастернака читает Александр Феклистов

Павел Флоренский. «Столп и утверждение Истины»

«Гляну в поле, гляну в небо...»
Стихотворение Сергея Есенина читает Сергей Безруков

«Таинство Евхаристии»
Фильм митрополита Илариона (Алфеева) из цикла «Человек перед Богом»

«И цветы, и шмели...»
Стихотворение Ивана Бунина читает Александр Голубев

Крещение Господне. Песнопения праздника

«Крещение»
Фильм митрополита Илариона (Алфеева) из цикла «Праздники»

«Святитель Николай»
Фильм митрополита Илариона (Алфеева) из цикла «Праздники»

Молитва о Святой Руси

«Снег идет»
Стихотворение Бориса Пастернака читает Александр Феклистов

«Царице моя Преблагая».
Исполняет Патриарший хор Храма Христа Спасителя (Б. М. Феоктистов).

«Слово».
Стихотворение Николая Гумилева. читает Константин Хабенский

«Обитель».
Фильм Аркадия Мамонтова

«Земле русская».
Cтихира Русским святым

«Христос».
Стихотворение Николая Гумилева читает Константин Хабенский

Протоиерей Александр Шмеман.
Зачем нужны святые

Митрополит Антоний Сурожский.
Почему я не боюсь смерти

Храм святого Саввы. Белград

«Исповедь, молитва и пост».
Фильм митрополита Илариона (Алфеева) из цикла «Человек перед Богом»

«Евангелие Достоевского».
Фильм митрополита Илариона (Алфеева)

«Русалим. В гости к Богу».
Документальный фильм

Акафист Иисусу Сладчайшему

«Старцы и русская литература. Александр Пушкин».
Документальный фильм

«Родина».
Cтихотворение Михаила Лермонтова читает Сергей Шакуров.

«Наш век».
Стихотворение Федора Тютчева читает Георгий Тараторкин

«Монастырь».
Стихотворение Евдокии Ростопчиной читает Мария Порошина

«Женщины Библии».
Православная энциклопедия

«Великое славословие».
и другие песнопения

«О Страшном Суде».
Евангельские чтения

Хор братии Валаамского монастыря.
Регент хора иеродиакон Герман (Рябцев)

«Митрополит Антоний Сурожский».
Фильм из цикла «Проповедники»

«Святой Иоанн Кронштадтский».
Фильм Аркадия Мамонтова

«Глас веков».
Концерт хора Сергия Кривобокова

«Русская Православная Церковь в XIX веке».
Лекция Натальи Юрьевны Суховой

«Церковь».
Лекция протоиерея Вадима Леонова

«Горняя песнь».
Фильм о русском женском монастыре близ Иерусалима.

«Царице моя Преблагая».
Патриарший хор Храма Христа Спасителя

Полезные ссылки

Вифлеем

Записки паломницы. Тамара Романова

В Вифлеем из Иерусалима мы приехали вечером во второй день пребывания на Святой земле. Разве могла я когда-нибудь представить, что окажусь в этом священном городе, где более двух тысяч лет тому назад родился Иисус Христос?!

В древности Вифлеем был маленькой деревушкой, которую заселяли в основном земледельцы и пастухи.

В переводе с древнееврейского Бейт - Лехем означает «дом хлеба». Возможно, это место назвали так оттого, что его жители пекли хлеб из пшеницы, которая росла в окрестных полях, возможно, по другой причине.

Русский – хорошо!

Уже через полчаса после выезда из отеля «Меридиан», который находится в Иерусалиме рядом со старым городом, мы были на границе с Палестинской автономией. На пропускном пункте в наш автобус, где собрались православные паломники из разных городов России, вошел смуглый, широкоплечий молодой человек в военной форме с автоматом через плечо. Он бегло осмотрел салон автобуса, задержав свой взгляд на священнике из Сергиева Посада, отце Никаноре, который сопровождал нашу группу во время пребывания на Святой земле. Моя покойная бабушка Анна Ивановна таких, как отец Никанор, называла «смирными». Он и был таким – добрым, светлым, смирным человеком. «Русский – хорошо!» - улыбаясь, сказал пограничник, обращаясь, так мне показалось, скорее к отцу Никанору, чем ко всем нам. Затем в достаточно резкой форме он отдал приказ своему напарнику, и тот открыл шлагбаум.

Автобус быстро ехал по полупустынным улицам холмистого города и остановился возле гостиницы с дивным названием «Санта Мария», где нас радушно встретили и разместили в чистых, уютных номерах. «Русский – хорошо!» - услышала я во второй раз за этот день в ресторане за ужином. Этими словами приветствовал нас официант Амин, любезно предлагая кому кофе с кардамоном и корицей, кому зеленый чай с лепестками мяты. «А мята здесь как у меня на даче, такая же душистая», - заметила Елена, паломница из Москвы, с которой я удивительным образом познакомилась еще на перроне Павелецкого вокзала. Помню, как она подошла ко мне из толпы встречающих и провожающих и вдруг неожиданно спросила: «Вы тоже в Иерусалим на Пасху едете?». Мне тогда ничего не оставалось, как подтвердить ее предположение. Оказалось, что мы едем в одной группе и от одного и того же паломнического центра. Теперь мы сидели с ней за одним столом в ресторане отеля «Санта Мария» в Вифлееме и неспешно пили чай с мятой. На душе было тихо и спокойно.

Весь вечер до поздней ночи ушел на подготовку к причастию, ведь утро следующего дня должно было начаться с Божественной литургии в храме Рождества Христова.

Из истории храма Рождества Христова

Этот величественный храм, имеющий форму базилики, считается самым древним в Палестине. Он был построен во времена правления императора Константина Великого (306 - 337) над одной из главных святынь христианского мира – пещерой, в которой, согласно преданию, родился Младенец Иисус. Император Константин считал себя недостойным лично заниматься строительством храма, поскольку, будучи воином, пролил много крови.

Этот замысел суждено было воплотить его матери, святой царице Елене. Паломничество в Иерусалим она совершила в преклонном возрасте, но, согласно Евсевию Кесарийскому, «эта старица необыкновенного ума с быстротой юноши поспешила на восток». В поисках реликвий Страстей Христовых Елена предприняла раскопки на Голгофе. Здесь в разрытой пещере, где, по преданию, был погребен Иисус Христос, она обрела Животворящий Крест Господень, четыре гвоздя и табличку с надписью «Иисус Христос, царь Иудейский» .

В 327 году она воздвигла храм Гроба Господня, а в 330-ом начала строительство храма Рождества Христова. По свидетельству первых историков Церкви, Евсевия Кесарийского и Кирилла Скифопольского, этот храм, как и ряд других, построенных императором Константином на Святой земле, имел целью не проведение богослужений, а возможность каждому увидеть места евангельской истории. Однако службы в нем практически не прерывались с ранневизантийской эпохи.

То, что храм сохранился до нашего времени, само по себе является чудом. В 529 году он был почти полностью разрушен восставшими самарянами, но позднее по приказу императора Юстиниана восстановлен на тех же фундаментах. С прошением о восстановлении храма к императору Юстиниану обращался Савва Освященный, чье имя гремело на всю Палестину, ведь к этому времени только в Иудейской пустыне им было основано и освящено семь монастырей.

В VII веке Святая земля была опустошена персами, но храм Рождества Христова они не тронули. Завоевателей привела в восхищение мозаика на западной стороне базилики с изображением Богоматери с Младенцем на руках и волхвов, их соплеменников, пришедших из Персии, чтобы поклониться родившемуся Спасителю. Из-за благоговения перед своими предками, изображенными в ярких, узнаваемых национальных одеждах, они сохранили храм. Эта история, случившаяся в 614 году, была озвучена на Иерусалимском церковном соборе IX века. Не посмели разрушить храм и мусульмане, взявшие город в 1009 году, поскольку они тоже почитали место рождения Христа.

Вратами смирения

К базилике Рождества Христова мы подъехали ранним утром в Великий Понедельник.

На площади перед храмом о чем-то громко разговаривали двое арабов преклонного возраста. Рядом стоял православный монах из России с четками в руках. Он был так сосредоточен, что, кажется, не замечал ни громкого разговора палестинцев, ни нашей достаточно шумной группы паломников, что, словно многоголосая стая птиц, неожиданно появились на вымощенной камнем площади.

Первую неделю пребывания на Святой земле с нашей группой работала экскурсовод Ирина. Москвичка, православная, она уже несколько лет жила с семьей в Иерусалиме. Много раз мы могли убедиться не только в ее способности доступно освещать сложные вопросы, связанные с историей Церкви, но и в умении разрешать конфликтные ситуации. Чего греха таить, люди верующие, к сожалению, тоже ссорятся. «Будьте терпимы друг к другу. Учитесь ходить «вратами смирения», - сказала она в первый день нашего пребывания в Иерусалиме двум молодым девушкам из Вологды, что никак не могли поделить в автобусе место у окна.

А теперь каждому из нас предстояло войти в храм Рождества Христова через узкий дверной проем высотой чуть более метра, который называют «вратами смирения». Когда-то мусульмане, желая осквернить святыню, въезжали в базилику верхом на вьючных животных. Чтобы не допустить повторения бесчинств, было решено заложить главный вход камнем. С тех пор войти внутрь храма можно, только низко склонив голову. «Вот так бы и нам следовало обращаться друг к другу, с низко склоненной головой, - подумала я. - Ведь душа человека – это тоже храм Божий. А мы так и норовим в этот храм как завоеватели верхом на вьючных животных въехать».

Чудеса храма Рождества Христова

Внутреннее пространство базилики поражает своим величием и монументальностью. Помню четыре ряда гладко отполированных коринфских колонн, разделяющих ее на пять нефов. Эти мраморные исполины своей стройностью напоминают кипарисы. Кажется, что они упираются не в кровлю храма, а в небеса. На одной из них пять небольших углублений в форме креста. «Это следы чуда, происшедшего в храме столетия назад», - увидев наше замешательство, пояснила экскурсовод Ирина. Из ее рассказа мы узнали, что во время очередного опустошительного набега арабов, которые ворвались в храм, люди, потерявшие надежду на спасение, обратились с молитвой за помощью к Богу. Из каменной колонны тотчас вылетел рой ос и стал жалить арабов и их лошадей. «Завоеватели в спешном порядке покинули храм и оставили в покое прихожан», - закончила свой рассказ Ирина. «А мы, маловеры, и в час великой скорби больше надеемся на сынов человеческих, чем на помощь Божию», - подумала я, и эта мысль еще не раз посещала меня на Святой земле.

Помню вскрытый фрагмент мозаичного пола, уникальный образец работы мастеров Византийской эпохи, чудом сохранившийся до наших дней. Помню улыбающийся, исполненный небесного света лик Пресвятой Богородицы с Младенцем Иисусом на руках. Кода смотришь на эту икону, кажется, что только чудом Божиим можно было запечатлеть лик Царицы Небесной, пребывающей в такой неизбывной радости. Это была икона Вифлеемской Божией Матери, что висела справа от алтаря. И разве можно когда-нибудь забыть Божественную литургию в Пещере Рождества?!

«Здесь от Девы Марии родился Иисус Христос»

Пещера Рождества, где родился Младенец Иисус, является подземным храмом базилики. Она находится в ее восточной части под главным алтарем. Чтобы попасть туда, необходимо спуститься вниз по мраморным ступеням узкой лестницы. В центральной нише этого сравнительно небольшого по площади храма, освещенного множеством лампад и свечей, находится престол. У его подножия лежит серебряная четырнадцатиконечная звезда. Она знаменует собой Вифлеемскую звезду, появление которой возвестило миру о грядущем рождении Спасителя. Согласно преданию, она остановилась ровно над этим местом. По внутреннему кругу звезды по латыни написано: «Здесь от Девы Марии родился Иисус Христос».

Вся наша группа, насчитывающая около сорока человек, с трудом разместилась в пещере. А поскольку я спускалась по лестнице одной из последних, то оказалась почти у алтаря рядом с греческим священнослужителем. Почувствовав определенную неловкость, попросила у нашего священника отца Никанора благословения спуститься в грот, что находился справа от алтаря. Отец Никанор, улыбаясь, благословил рабу Божию с напутствием: «Пусть это будет тебе подарком ко дню рождения».

Как прошла служба? Мне кажется порой, что она еще не закончилась. Все располагало к молитве – и тихий голос священника, и мягкий свет лампад, и отсутствие всякого лишнего движения. Помню, как горько, навзрыд, плакала, не понимая, почему слезы все льются и льются из моих глаз. Благодарю Бога и за эти слезы, и за строгий голос монаха за спиной: «Хватит плакать, слезами горю не поможешь…» - и за то, что день своего рождения отметила причастием в храме Рождества Христова и молилась у яслей, в которые Богородица положила Младенца Иисуса.

«Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение!»

В двух километрах к востоку от Вифлеема, в селении Бейт-Сахур, находится поле, огласившееся когда-то небесным пением: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение!» Это место называют Долиной пастырей, или Полем пастушков.

В «Житии и хождении игумена Даниила из Русской земли», повествовании, которое является уникальным литературным и историческим документом 12 века, мы можем найти достаточно живописную картину окрестностей Вифлеема. «Земля около Вифлеема красива, расположена среди гор, много плодовых деревьев и овощей растет по склонам красивых гор: маслины, смоквы, рожки – бесчисленное их множество. Виноградников много около Вифлеема, а по долинам – поля многие» - так писал игумен Даниил, пребывание которого на Святой земле длилось более двух лет. А поскольку ходил он неторопливо, то смог хорошо «походити и испытати вся святая си места».

На Поле пастушков, куда мы приехали ближе к полудню, все пребывало в состоянии полного умиротворения. Было слышно только пение птиц и стрекотание цикад. Сердце замирало от непонятного, ни с чем не сравнимого чувства сопричастности с теми событиями, которые изменили весь последующий ход истории человечества; ведь здесь, на этом поле, ангелы возвестили пастухам о рождении Христа Спасителя. «В той стране были на поле пастухи, которые содержали ночную стражу у стада своего. Вдруг предстал им ангел Господень, и слава Господня осияла их; и убоялись страхом великим. И сказал им ангел: не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, который есть Христос Господь», - писал евангелист Лука (Лк. 2:8-11).

Церковное почитание этого святого места восходит к первым временам христианства. С пятого века и на протяжении всей Византийской эпохи празднование Рождества Христова начиналось именно здесь и заканчивалось в базилике Рождества Христова. «Под горою на поле, на востоке, в версте от места рождения Христа, находится место, где ангелы известили пастухов о рождении Христа. Тут была пещера, над ней была создана добрая церковь во имя святого Иосифа. Здесь же был и монастырь. Ныне же все разрушено иноверцами. Около этого места – красивые и многоплодные нивы, растет много масличных деревьев», - читаем мы у игумена Даниила.

Сегодня это место поделено между православными и римо-католиками. На участке земли, закрепленном за православными, находится греческий монастырь. В настоящее время он является подворьем лавры святого преподобного Саввы Освященного. Смотритель монастыря, грек, проводил нас в крипту, подземный храм во имя святого Георгия Победоносца. Согласно преданию, это и была та самая пещера, в которой укрывались пастухи со своими овцами в ту холодную декабрьскую ночь. Здесь впоследствии были погребены пастыри, тут же покоятся кости христианских мучеников, убиенных персами в 614 году. Первый храм на этом месте был построен еще святой равноапостольной царицей Еленой, о чем свидетельствуют фрагменты мозаичного пола справа от алтаря. К храму примыкает пещерка, где устроен археологический музей.

В 1972 году после проведенных раскопок, во время которых были найдены древние развалины этого важного места паломничества, на территории монастыря был построен храм в честь Собора Пресвятой Богородицы, «рождшей всех святых святейшее Слово!».

Помню ухоженный монастырский двор и сад, где росли вековые маслины и благоухали яркие диковинные цветы, названия которых я не знаю до сих пор. Мы сидели на лавочке возле храма, каждый думал о чем-то своем. Чувствовалось, что некоторые устали. Столько впечатлений за два дня!.. Кто-то недвусмысленно поговаривал о том, что стоит возвратиться в отель, отдохнуть, прежде чем ехать в лавру святого преподобного Саввы Освященного. Ропот усиливался. И вдруг, словно дуновение свежего ветра в горячей пустыне, раздался радостный голос отца Никанора, разом развеявшего все наши сомнения: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение!».

Спустя несколько минут все были снова готовы отправиться в путь.

И теперь, когда сердце вдруг омрачит нечаянная печаль, я вспоминаю ангелов, которые своим пением славили Христа Спасителя, и не устаю повторять: «Слава в вышних Богу!..»

«Я хлеб живой, сшедший с небес…»

Когда я думаю о Вифлееме, то в памяти невольно возникают картины тихого провинциального города с полупустынными узкими улочками, на которых даже днем редко встретишь прохожего. На каждом углу - небольшие торговые лавки, где продаются фрукты, сладости и сувениры самого разного толка – от глиняных колокольчиков до крестов, украшенных полудрагоценными камнями. То тут, то там возвышаются высотные здания, удивительным образом выросшие на тесных террасах холмистых улиц. Иногда у меня вдруг появлялось ощущение, что я уже когда-то была в этом древнем городе. Так знакомы и понятны были его звуки, запахи, простой, неторопливый быт, чем-то напоминавший жизненный уклад старинного Ельца, где прошли мои детство и юность.

Вифлеем – один из древнейших городов мира. Упоминания о нем мы встречаем еще в Ветхом Завете. В Книге Бытия он фигурирует под именем Ефрафа. Когда патриарх Иаков со своим семейством шел из Вефиля, то на некотором расстоянии от Ефрафы его жена «Рахиль родила, и роды ее были трудны» (Бытие, 35:16). Родившемуся мальчику умирающая Рахиль дала имя Бенони, но отец назвал его Вениамином. «И умерла Рахиль, и погребена на дороге в Ефрафу, то есть Вифлеем» (Бытие, 35:18).

Окрестности Вифлеема очень живописны. Они покрыты богатой растительностью. Это и маслины, и виноградники, и фиговые деревья. До сих пор за городом на лугах пастухи пасут свои стада, как в те времена, когда моавитянка Руфь собирала здесь колосья, чтобы прокормить свою свекровь Ноеминь, похоронившую двух сыновей и оставшуюся в старости без средств к существованию. Руфь горячо любила свою свекровь и разделила с ней все горечи судьбы. «Смерть одна разлучит меня с тобой», - решила Руфь и пошла вместе с ней, «доколе не пришли в Вифлеем» (Кн. Руфь, 1:17-19). Здесь Руфь стала женой богатого и почетного жителя города Вифлеема Вооза и праматерью Спасителя мира. В результате брака Вооза и Руфи родился Иессей, отец Давида - псалмопевца, будущего царя Израиля. Здесь, в Вифлееме, родился и сам царь Давид, который еще будучи юношей был помазан на царство пророком Самуилом. «Наполни рог твой елеем и пойди; Я пошлю тебя к Иессею Вифлеемлянину, ибо между сыновьями его Я усмотрел Себе царя», - сказал Господь Самуилу (1-я Царств, 16:1). И поскольку смотрел Он не на лицо, а на сердце человека, то среди всех сыновей Иессея предпочел самого младшего из них - белокурого пастушка с красивыми глазами по имени Давид, хорошо играющего на гуслях. «И сказал Господь: встань, помажь его, ибо это он. И взял Самуил рог с елеем, и помазал его среди братьев его, и почивал Дух Господень на Давиде с того дня и после» (1-я Царств, 16:12-13). Но, прежде чем занять царский престол, Давиду пришлось быть слугой и оруженосцем своего предшественника, царя Саула, одолеть Голиафа, биться с филистимлянами, испытать на себе царскую зависть и спасаться бегством от царского гнева.

В переводе с древнееврейского Бейт-Лехем означает «дом хлеба». Возможно, это место назвали так оттого, что его жители пекли хлеб из пшеницы, которая росла в окрестных полях. Но если внимательно проследить тысячелетнюю историю этого города, то понимаешь, что Вифлеем стал местом созревания тех злаков, из которых был испечен живой хлеб Евангелия. И все предшествующие события времен Ветхого Завета, несмотря на их важность в мировой истории, стали лишь закваской, на которой он взошел. «Я хлеб живой, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира», - гласит Евангелие от Иоанна (Ин. 6:51).

Вот почему, всякий раз думая о Вифлееме, сердце мое ликует от великой радости; ведь более двух тысяч лет тому назад в этом городе родился Спаситель мира.

Фотографии взяты из открытых источников