Frontpage Slideshow | Copyright © 2006-2011 JoomlaWorks Ltd.

Тебе поем!


Иисусова молитва

Изречения великих

Крест освятил вселенную; он рассеял тьму и возвратил свет, он потребил заблуждение; он собрал народы от востока и запада, севера и юга, и соединил их любовью в единую Церковь, в единую веру, в единое крещение.

Преподобный
Ефрем Сирин

Свет Христов просвещает всех!

Книги Нового Завета

Евангелие от Матфея

Евангелие от Марка

Евангелие от Луки

Евангелие от Иоанна

Молитвы

Молитвы утренние

Молитвы на сон грядущим

Шестопсалмие

Псалтирь

Иисусова молитва

Последование
ко Святому Причащению

Акафист Сладчайшему Господу нашему Иисусу Христу

Акафист Пресвятой Богородице

Акафист Николаю Чудотворцу

Рекомендуем

«Зазимки»
Стихотворение Бориса Пастернака читает Александр Феклистов

Павел Флоренский. «Столп и утверждение Истины»

«Гляну в поле, гляну в небо...»
Стихотворение Сергея Есенина читает Сергей Безруков

«Таинство Евхаристии»
Фильм митрополита Илариона (Алфеева) из цикла «Человек перед Богом»

«И цветы, и шмели...»
Стихотворение Ивана Бунина читает Александр Голубев

Крещение Господне. Песнопения праздника

«Крещение»
Фильм митрополита Илариона (Алфеева) из цикла «Праздники»

«Святитель Николай»
Фильм митрополита Илариона (Алфеева) из цикла «Праздники»

Молитва о Святой Руси

«Снег идет»
Стихотворение Бориса Пастернака читает Александр Феклистов

«Царице моя Преблагая».
Исполняет Патриарший хор Храма Христа Спасителя (Б. М. Феоктистов).

«Слово».
Стихотворение Николая Гумилева. читает Константин Хабенский

«Обитель».
Фильм Аркадия Мамонтова

«Земле русская».
Cтихира Русским святым

«Христос».
Стихотворение Николая Гумилева читает Константин Хабенский

Протоиерей Александр Шмеман.
Зачем нужны святые

Митрополит Антоний Сурожский.
Почему я не боюсь смерти

Храм святого Саввы. Белград

«Исповедь, молитва и пост».
Фильм митрополита Илариона (Алфеева) из цикла «Человек перед Богом»

«Евангелие Достоевского».
Фильм митрополита Илариона (Алфеева)

«Русалим. В гости к Богу».
Документальный фильм

Акафист Иисусу Сладчайшему

«Старцы и русская литература. Александр Пушкин».
Документальный фильм

«Родина».
Cтихотворение Михаила Лермонтова читает Сергей Шакуров.

«Наш век».
Стихотворение Федора Тютчева читает Георгий Тараторкин

«Монастырь».
Стихотворение Евдокии Ростопчиной читает Мария Порошина

«Женщины Библии».
Православная энциклопедия

«Великое славословие».
и другие песнопения

«О Страшном Суде».
Евангельские чтения

Хор братии Валаамского монастыря.
Регент хора иеродиакон Герман (Рябцев)

«Митрополит Антоний Сурожский».
Фильм из цикла «Проповедники»

«Святой Иоанн Кронштадтский».
Фильм Аркадия Мамонтова

«Глас веков».
Концерт хора Сергия Кривобокова

«Русская Православная Церковь в XIX веке».
Лекция Натальи Юрьевны Суховой

«Церковь».
Лекция протоиерея Вадима Леонова

«Горняя песнь».
Фильм о русском женском монастыре близ Иерусалима.

«Царице моя Преблагая».
Патриарший хор Храма Христа Спасителя

Полезные ссылки

Слово Святейшего Патриарха Кирилла на открытии XVIII Всемирного русского народного собора

11 но­яб­ря 2014 го­да в За­ле цер­ков­ных со­бо­ров Хра­ма Хри­ста Спа­си­те­ля в Москве со­сто­я­лось пле­нар­ное за­се­да­ние XVIII Все­мир­но­го рус­ско­го на­род­но­го со­бо­ра, по­свя­щен­но­го в этом го­ду те­ме «Един­ство ис­то­рии, един­ство на­ро­да, един­ство Рос­сии». За­се­да­ние воз­гла­вил гла­ва Все­мир­но­го рус­ско­го на­род­но­го со­бо­ра Свя­тей­ший Пат­ри­арх Мос­ков­ский и всея Ру­си Ки­рилл, об­ра­тив­ший­ся к участ­ни­кам и го­стям фо­ру­ма со всту­пи­тель­ным словом.

Ува­жа­е­мый Сер­гей Ев­ге­нье­вич, ува­жа­е­мый Алек­сандр Дмит­ри­е­вич, Ва­ши Вы­со­ко­прео­свя­щен­ства и Прео­свя­щен­ства, до­ро­гие от­цы, бра­тья и сест­ры!

Мы со­бра­лись в тре­вож­ное вре­мя, ко­гда в раз­ных ре­ги­о­нах пла­не­ты мир­ная жизнь по­став­ле­на под угро­зу, ко­гда лю­ди гиб­нут от рук экс­тре­ми­стов на Ближ­нем Во­сто­ке, а меж­до­усоб­ный кон­фликт по­лы­ха­ет в са­мом серд­це ис­то­ри­че­ской Ру­си — на Укра­и­не. 2014 год от­крыл но­вую гла­ву во все­мир­ной ис­то­рии, гла­ву слож­ную, дра­ма­ти­че­скую, озна­ме­но­вав­шую окон­ча­ние то­го, что услов­но мож­но на­звать «пост­со­вет­ским ми­ром». Этот мир ока­зал­ся хруп­ким. В нем не сло­жи­лось устой­чи­во­го по­ряд­ка, ос­но­ван­но­го на вза­и­мо­по­ни­ма­нии и вза­им­ном ува­же­нии лю­дей, от­но­ся­щих­ся к раз­ным куль­ту­рам и ци­ви­ли­за­ци­ям. Те, кто счи­та­ет се­бя по­бе­ди­те­ля­ми в хо­лод­ной вой­не, вну­ша­ют всем, что опре­де­ля­е­мый ими путь раз­ви­тия — пра­виль­ный и бо­лее то­го, един­ствен­но воз­мож­ный для че­ло­ве­че­ства. До­ми­ни­руя в гло­баль­ном ин­фор­ма­ци­он­ном про­стран­стве, они на­вя­зы­ва­ют ми­ру свое по­ни­ма­ние эко­но­ми­ки и го­су­дар­ствен­но­го устрой­ства, стре­мят­ся по­да­вить ре­ши­мость от­ста­и­вать цен­но­сти и иде­а­лы, от­лич­ные от их цен­но­стей и иде­а­лов, свя­зан­ных, как мы зна­ем, с иде­ей по­тре­би­тель­ско­го об­ще­ства.

В этой ис­то­ри­че­ской си­ту­а­ции мы долж­ны как зе­ни­цу ока хра­нить един­ство на­шей стра­ны, со­здан­ной и за­ве­щан­ной нам пред­ка­ми. При этом нель­зя ни на ми­ну­ту за­бы­вать, что это един­ство не мо­жет быть обес­пе­че­но лишь си­лой. Его на­деж­ной ос­но­вой в первую оче­редь долж­на быть ду­хов­ная и нрав­ствен­ная общ­ность жи­ву­щих в стра­не лю­дей, общ­ность цен­но­стей.

Един­ство на­ро­да не­раз­рыв­но свя­за­но с еди­ным по­ни­ма­ни­ем его ис­то­рии: с по­чи­та­ни­ем об­щих ге­ро­ев, с со­хра­не­ни­ем об­щих па­мят­ни­ков, с об­щим тор­же­ством в го­дов­щи­ны по­бед и с об­щей пе­ча­лью в го­дов­щи­ны тра­ге­дий. При этом мы так­же при­зна­ем не­об­хо­ди­мость по­ис­ка и дис­кус­сий для до­сти­же­ния со­гла­сия в ин­тер­пре­та­ции тех или иных со­бы­тий про­шло­го, оцен­ки ис­то­ри­че­ских фи­гур.

На­род, раз­де­лив­ший­ся в по­ни­ма­нии сво­ей ис­то­рии, ста­но­вит­ся не­спо­соб­ным со­хра­нить един­ство. Един­ство и тра­ди­ция как си­ла, пе­ре­да­ю­щая, в том чис­ле, цен­но­сти и куль­тур­ный код на­ции, яв­ля­ют­ся не­пре­мен­ным усло­ви­ем то­го, что­бы об­ще­ство в лю­бой ис­то­ри­че­ский пе­ри­од со­хра­ня­ло свою це­лост­ность и един­ство. Та­кое тра­ги­че­ское раз­де­ле­ние, про­ис­хо­дя­щее то­гда, ко­гда лю­ди те­ря­ют об­щее по­ни­ма­ние сво­ей ис­то­рии, ве­ду­щее к рас­ко­лу и про­во­ци­ру­ю­щее граж­дан­ский кон­фликт, мы на­блю­да­ем се­го­дня на Укра­и­не. По­это­му во­прос еди­но­го под­хо­да к ис­то­рии, вы­не­сен­ный в на­зва­ние на­ше­го Со­бо­ра, на­до рас­смат­ри­вать не как част­ный во­прос, не как про­бле­му од­ной из на­уч­ных дис­ци­плин — как пре­по­да­вать ис­то­рию в шко­ле, но как чрез­вы­чай­но важ­ный во­прос го­су­дар­ствен­но­го и на­ци­о­наль­но­го бы­тия. Да­вай­те все об этом за­ду­ма­ем­ся. Это про­бле­ма, ко­то­рая долж­на ре­шать­ся не толь­ко в рам­ках Ми­ни­стер­ства об­ра­зо­ва­ния. Мы все долж­ны при­ни­мать уча­стие в об­суж­де­нии этих ре­ше­ний, что­бы не на­не­сти че­рез си­сте­му об­ра­зо­ва­ния та­кой ущерб на­род­ной жиз­ни, ко­то­рый по­том бу­дет очень тя­же­ло и, мо­жет быть, да­же не­воз­мож­но ис­це­лить.

Се­го­дня не­ред­ко слы­шат­ся го­ло­са, при­зы­ва­ю­щие при­нять как не­кий эта­лон ка­кой-ли­бо один пе­ри­од на­шей ис­то­рии, од­но­вре­мен­но при­ни­жая, ума­ляя и вся­че­ски кри­ти­куя зна­че­ние дру­гих пе­ри­о­дов. Кто-то иде­а­ли­зи­ру­ет до­ре­во­лю­ци­он­ное про­шлое, не ви­дя в со­вет­ской эпо­хе ни­че­го кро­ме го­не­ний на Цер­ковь и по­ли­ти­че­ских ре­прес­сий. Дру­гие утвер­жда­ют, что имен­но со­вет­ский пе­ри­од был на­шим зо­ло­тым ве­ком, за пре­де­ла­ми ко­то­ро­го — лишь со­ци­аль­ное не­ра­вен­ство, кор­руп­ция и тех­но­ло­ги­че­ская от­ста­лость.

На са­мом де­ле опи­са­ние про­шло­го Рос­сии тре­бу­ет слож­ной, мно­го­цвет­ной па­лит­ры. Чер­но-бе­лой схе­мы здесь яв­но не­до­ста­точ­но. Бо­лее то­го, упро­ще­ния со­зда­ют ис­ка­жен­ную и разо­рван­ную кар­ти­ну ис­то­рии, рас­па­да­ю­щей­ся на от­дель­ные кус­ки, по­доб­но раз­би­то­му зер­ка­лу. Нель­зя по­вто­рять ошиб­ки тех, кто по мет­ко­му вы­ра­же­нию Алек­сандра Зи­но­вье­ва, «це­лил­ся в ком­му­низм, а по­пал в Рос­сию».

В лю­бые вре­ме­на, не­смот­ря на все ре­фор­мы, ре­во­лю­ции, контр­ре­во­лю­ции, Рос­сия со­хра­ня­ла свою ци­ви­ли­за­ци­он­ную ос­но­ву. Ме­ня­лись мо­де­ли го­су­дар­ствен­но­го устрой­ства, ти­ту­ла­ту­ра пра­ви­те­лей, при­выч­ки пра­вя­щих клас­сов, но рус­ское об­ще­ство, рус­ские лю­ди со­хра­ня­ли свою на­ци­о­наль­ную иден­тич­ность.

Лю­бовь к ро­ди­не, чув­ство брат­ства и чув­ство дол­га, го­тов­ность по­ло­жить «ду­шу свою за дру­ги своя» оди­на­ко­во ха­рак­тер­ны для ге­ро­ев Ку­ли­ко­ва по­ля, Бо­ро­ди­на и Ста­лин­гра­да. Эти же свой­ства на­ци­о­наль­но­го ха­рак­те­ра от­ли­ча­ют боль­шин­ство рус­ских лю­дей се­го­дня. Имен­но бла­го­да­ря этим свой­ствам, как пи­сал со­цио­лог Пи­ти­рим Со­ро­кин, «рус­ская на­ция смог­ла за­щи­тить се­бя, свою не­за­ви­си­мость, сво­бо­ду и дру­гие ве­ли­кие цен­но­сти».

Един­ство ис­то­ри­че­ско­го со­зна­ния долж­но под­дер­жи­вать стрем­ле­ние пре­одо­леть со­ци­аль­ные рас­при. На­все­гда долж­на остать­ся в про­шлом иму­ще­ствен­ная про­пасть меж­ду «ба­ри­ном» и «му­жи­ком», как бы ба­рин и му­жик не на­зы­ва­лись се­го­дня. Это та про­пасть, ко­то­рая до на­ча­ла ХХ ве­ка от­ли­ча­ла до­ре­во­лю­ци­он­ную Рос­сию и ста­но­ви­лась ис­точ­ни­ком со­ци­аль­но­го на­пря­же­ния. Точ­но так­же не­до­пу­сти­мо и по­вто­ре­ние ан­ти­ре­ли­ги­оз­ных го­не­ний, пре­сле­до­ва­ние лю­дей за мир­но вы­ра­жа­е­мые убеж­де­ния, по­дав­ле­ние граж­дан­ских сво­бод.

Од­на­ко нель­зя со­гла­шать­ся с те­ми, кто сво­дит на­шу ис­то­рию к од­ним лишь тя­же­лым и мрач­ным стра­ни­цам. По­доб­ные эпи­зо­ды бы­ли и в ис­то­рии со­сед­них ци­ви­ли­за­ций. Да­же та­кой ра­ди­каль­ный за­пад­ник как Петр Ча­а­да­ев, ви­дев­ший в на­шем про­шлом толь­ко «туск­лое и мрач­ное су­ще­ство­ва­ние», го­во­рил, что «у Рос­сии не од­ни толь­ко по­ро­ки, а сре­ди на­ро­дов Ев­ро­пы — не од­ни толь­ко доб­ро­де­те­ли».

Ве­ли­кий же рус­ский пи­са­тель и ре­ли­ги­оз­ный мыс­ли­тель Фе­дор Ми­хай­ло­вич До­сто­ев­ский пи­сал: «Чтоб су­дить о нрав­ствен­ной си­ле на­ро­да и о том, к че­му он спо­со­бен в бу­ду­щем, на­до брать в со­об­ра­же­ние не ту сте­пень без­об­ра­зия, до ко­то­ро­го он вре­мен­но и да­же хо­тя бы в боль­шин­стве сво­ем мо­жет уни­зить­ся, а на­до брать в со­об­ра­же­ние лишь ту вы­со­ту ду­ха, до ко­то­рой он мо­жет под­нять­ся, ко­гда при­дет к то­му срок».

Что же мо­жем сде­лать мы, что­бы под­нять­ся к этим ду­хов­ным вы­со­там? Ду­маю, что мы долж­ны взять из раз­лич­ных ис­то­ри­че­ских пе­ри­о­дов все по-на­сто­я­ще­му зна­чи­мое и цен­ное. Нам ну­жен ве­ли­кий син­тез вы­со­ких ду­хов­ных иде­а­лов древ­ней Ру­си, го­су­дар­ствен­ных и куль­тур­ных до­сти­же­ний Рос­сий­ской им­пе­рии, со­ци­аль­ных им­пе­ра­ти­вов со­ли­дар­но­сти и кол­лек­тив­ных уси­лий для до­сти­же­ния об­щих це­лей, опре­де­ляв­ших жизнь на­ше­го об­ще­ства боль­шую часть ве­ка ХХ-го, спра­вед­ли­вое стрем­ле­ние к осу­ществ­ле­нию прав и сво­бод граж­дан в пост­со­вет­ской Рос­сии. Син­тез, ко­то­рый ле­жит за пре­де­ла­ми при­выч­ной ди­хо­то­мии «пра­вые-ле­вые». Син­тез, ко­то­рый мож­но опи­сать фор­му­лой «ве­ра — спра­вед­ли­вость — со­ли­дар­ность — до­сто­ин­ство — дер­жав­ность».

Го­су­дар­ство, со­здан­ное на ба­зе та­ко­го син­те­за, в пол­ной ме­ре бу­дет от­ра­жать иде­а­лы биб­лей­ских за­по­ве­дей, ле­жа­щих в ос­но­ве всех ис­тин­ных пред­став­ле­ний об эти­ке, о долж­ном и не долж­ном. Опи­ра­ясь на за­по­ве­ди «не убий», «не укра­ди», «не лги», «не пре­лю­бо­дей­ствуй», оно смо­жет ре­ши­тель­но по­да­вить ор­га­ни­зо­ван­ную пре­ступ­ность, кор­руп­цию, ин­ду­стрию раз­вра­та и рас­тле­ние мо­ло­де­жи. Оно бу­дет спо­соб­ство­вать укреп­ле­нию свя­зи меж­ду сво­бо­дой лич­но­сти и от­вет­ствен­но­стью, граж­дан­ской са­мо­ор­га­ни­за­ции на­ро­да, по­стро­е­нию со­ли­дар­но­го об­ще­ства, о ко­то­ром мно­го го­во­ри­лось с три­бу­ны Все­мир­но­го рус­ско­го на­род­но­го со­бо­ра. Оно обес­пе­чит граж­да­нам мак­си­мум со­ци­аль­ных га­ран­тий, со­здаст про­стран­ство рав­ных воз­мож­но­стей для лю­дей из раз­ных ре­ги­о­нов, со­ци­аль­ных сло­ев и про­фес­си­о­наль­ных групп. До­бьет­ся стре­ми­тель­но­го раз­ви­тия на­у­ки, пе­ре­до­вых тех­но­ло­гий даст вто­рое ды­ха­ние тем сфе­рам, где мы тра­ди­ци­он­но ли­ди­ро­ва­ли. На­ко­нец, та­кое го­су­дар­ство со­здаст оп­ти­маль­ные воз­мож­но­сти для жиз­ни тра­ди­ци­он­ных ре­ли­ги­оз­ных об­щин, для пе­ре­да­чи ду­хов­но­го на­сле­дия на­ших пред­ков бу­ду­щим по­ко­ле­ни­ям.

Плат­фор­мой для упо­мя­ну­то­го син­те­за долж­но стать един­ство куль­ту­ры, не­пре­рыв­но и пре­ем­ствен­но раз­ви­вав­шей­ся на про­тя­же­нии всей ты­ся­че­лет­ней рус­ской ис­то­рии. Впи­тан­ные рус­ской куль­ту­рой хри­сти­ан­ские иде­а­лы све­ти­ли на всех кру­тых по­во­ро­тах на­ше­го ис­то­ри­че­ско­го пу­ти, как пу­те­вод­ная звез­да пе­ред волх­ва­ми. Они не да­ют сбить­ся с до­ро­ги и се­го­дня. По­это­му важ­ней­шим за­ло­гом со­хра­не­ния един­ства на­шей стра­ны и на­ше­го на­ро­да не­об­хо­ди­мо при­знать со­хра­не­ние ба­зо­вых и объ­еди­ня­ю­щих нас цен­но­стей клас­си­че­ской рус­ской куль­ту­ры и укреп­ле­ние ее ду­хов­но­го пер­во­ис­точ­ни­ка — пра­во­слав­ной ве­ры.

Го­во­ря о ду­хов­ных скре­пах на­ше­го един­ства, мы не име­ем пра­во за­бы­вать, что глав­ным твор­цом оте­че­ствен­ной куль­ту­ры яв­ля­ет­ся рус­ский на­род. При всей от­кры­то­сти на­шей куль­ту­ры, при всей ра­зум­ной го­тов­но­сти при­нять в на­ши ря­ды че­ло­ве­ка лю­бо­го про­ис­хож­де­ния, нам сле­ду­ет все­гда пом­нить, что без су­ще­ство­ва­ния рус­ско­го на­ро­да и без Пра­во­сла­вия на­ша оте­че­ствен­ная куль­ту­ра не мог­ла по­явить­ся на свет и не име­ет пер­спек­тив в бу­ду­щем. На осо­зна­нии это­го фак­та долж­на стро­ить­ся куль­тур­ная по­ли­ти­ка го­су­дар­ства, стре­мя­ще­го­ся к со­хра­не­нию сво­е­го един­ства.

Очень важ­ным так­же яв­ля­ет­ся под­держ­ка тра­ди­ци­он­ных ре­ли­гий Рос­сии и су­ще­ству­ю­щих в стра­не на­ци­о­наль­ных мень­шинств, пред­ста­ви­те­ли ко­то­рых вно­сят свой зна­чи­тель­ный вклад в об­ще­на­род­ное де­ло — укреп­ле­ния эко­но­ми­че­ско­го, по­ли­ти­че­ско­го и куль­тур­но­го про­цве­та­ния на­шей стра­ны. Для всех на­ро­дов Рос­сии их стра­на — это их род­ной дом, дру­го­го нет. А по­то­му каж­дый на­род дол­жен чув­ство­вать се­бя по-на­сто­я­ще­му до­ма, в без­опас­но­сти, в доб­ро­же­ла­тель­ном окру­же­нии мно­го­на­ци­о­наль­но­го об­ще­ства.

Судь­ба же рус­ско­го на­ро­да, его бла­го­по­лу­чия, его це­лост­ность, зре­лость его са­мо­со­зна­ния долж­ны быть при­зна­ны клю­че­вы­ми фак­то­ра­ми в со­хра­не­нии ду­хов­но­го и по­ли­ти­че­ско­го един­ства Рос­сии. Пре­не­бре­гать этим се­го­дня — зна­чит раз­ру­шать го­су­дар­ство, за­кла­ды­вать под не­го ми­ну за­мед­лен­но­го дей­ствия.

Меж­ду тем, имен­но это про­ис­хо­ди­ло в сфе­ре на­ци­о­наль­ной по­ли­ти­ки в 1990-е го­ды, ко­гда груп­пой уче­ных и по­ли­ти­ков по­сту­ли­ро­ва­лось ис­кус­ствен­ное про­ти­во­по­став­ле­ние «рус­ско­го» и «рос­сий­ско­го». В то вре­мя чи­нов­ни­ки по­лу­ча­ли не­а­фи­ши­ру­е­мые ука­за­ния не ис­поль­зо­вать в пуб­лич­ных вы­ступ­ле­ни­ях и офи­ци­аль­ных до­ку­мен­тах сло­во «рус­ский», как яко­бы ослаб­ля­ю­щее един­ство на­ции.

И се­го­дня, к со­жа­ле­нию, мож­но слы­шать за­яв­ле­ния о том, что рус­ский на­род не­од­но­ро­ден, что его един­ство яв­ля­ет­ся фик­ци­ей, а так­же о су­ще­ство­ва­нии но­вых, не из­вест­ных ра­нее на­ций, та­ких, к при­ме­ру, как «по­мор­ская», «ка­за­чья» или «си­бир­ская».

За по­пыт­ка­ми ис­клю­чить упо­треб­ле­ние сло­ва «рус­ский» про­смат­ри­ва­ют­ся идеи, ко­то­рые уже дав­но по­ка­за­ли свою без­жиз­нен­ность на За­па­де, где все силь­нее зву­чат го­ло­са, при­зы­ва­ю­щие от­ка­зать­ся от муль­ти­куль­ту­ра­лиз­ма и тео­рии «пла­виль­но­го кот­ла». На­про­тив, не­об­хо­ди­мо утвер­ждать пра­во на­ро­дов и ре­ли­ги­оз­ных об­щин на свою иден­тич­ность. Та­ким пра­вом, без­услов­но, об­ла­да­ет и рус­ский на­род, во­круг ко­то­ро­го фор­ми­ру­ет­ся рос­сий­ская на­ция, рос­сий­ская ци­ви­ли­за­ци­он­ная общ­ность. При этом все на­ро­ды стра­ны долж­ны иметь воз­мож­ность рас­кры­вать свою са­мо­быт­ность и мир­но до­го­ва­ри­вать­ся о пра­ви­лах сов­мест­ной жиз­ни в рам­ках об­щей мно­го­на­ци­о­наль­ной рус­ской ци­ви­ли­за­ции.

Наш ве­ли­кий мыс­ли­тель Ни­ко­лай Яко­вле­вич Да­ни­лев­ский, ос­но­ва­тель ци­ви­ли­за­ци­он­но­го под­хо­да к изу­че­нию ис­то­рии, пи­сал: «На­род­но­сти, на­ци­о­наль­но­сти суть ор­га­ны че­ло­ве­че­ства, по­сред­ством ко­то­рых за­клю­ча­ю­ща­я­ся в нем идея до­сти­га­ет в про­стран­стве и во вре­ме­ни воз­мож­но­го раз­но­об­ра­зия, воз­мож­ной мно­го­сто­рон­но­сти су­ще­ство­ва­ния». Не­об­хо­ди­мо еще раз яс­но и чет­ко обо­зна­чить прин­ци­пи­аль­ный мо­мент: для то­го, что­бы граж­да­не Рос­сии жи­ли в ми­ре и со­гла­сии друг с дру­гом, они во­все не долж­ны от­ка­зы­вать­ся от сво­ей на­ци­о­наль­ной па­мя­ти.

Но и на пу­ти со­хра­не­ния этой па­мя­ти мо­гут воз­ни­кать и, к со­жа­ле­нию, воз­ни­ка­ют до­ста­точ­но бо­лез­нен­ные и опас­ные яв­ле­ния. К та­ко­вым от­но­сят­ся по­пыт­ки кон­стру­и­ро­вать псев­до­рус­ские язы­че­ские ве­ро­ва­ния. С од­ной сто­ро­ны, это край­не низ­кая оцен­ка ре­ли­ги­оз­но­го вы­бо­ра рус­ских лю­дей, ты­ся­чу лет жи­ву­щих в ло­не Пра­во­слав­ной Церк­ви, а так­же ис­то­ри­че­ско­го пу­ти, прой­ден­но­го пра­во­слав­ной Русью. С дру­гой сто­ро­ны, это убеж­ден­ность в сво­ем лич­ном и уз­ко­груп­по­вом пре­вос­ход­стве над соб­ствен­ным на­ро­дом. Это очень опас­ное за­блуж­де­ние, по­то­му что че­ло­век, под­чи­нив­ший­ся гор­ды­не, го­то­вит се­бе лич­ную тра­ге­дию. Вме­сте с тем мы долж­ны по­ни­мать, что кор­ни опи­сан­но­го яв­ле­ния про­из­рас­та­ют не толь­ко из внут­рен­них осо­бен­но­стей от­дель­ных лич­но­стей, но име­ют об­ще­ствен­ные при­чи­ны.

В этом слу­чае при­но­сит свои пе­чаль­ные пло­ды тен­ден­ция иг­но­ри­ро­ва­ния зна­че­ния рус­ско­го на­ро­да, ре­ви­зия рус­ской ис­то­рии, пик ко­то­рой при­шел­ся на те же са­мые 90-е го­ды про­шло­го ве­ка, и ко­то­рая су­ме­ла ес­ли не по­до­рвать окон­ча­тель­но, то се­рьез­но рас­ша­тать ве­ру в свой на­род и в свою стра­ну у мно­гих со­оте­че­ствен­ни­ков. Эти лю­ди бы­ли вы­нуж­де­ны ис­кать но­вое ми­ро­воз­зрен­че­ское при­ста­ни­ще: ли­бо за гра­ни­цей, ли­бо в фан­та­сти­че­ских ми­рах, свя­зан­ной с за­но­во вы­ду­ман­ной на­ци­о­наль­ной или ре­ли­ги­оз­ной груп­пой. На­сколь­ко на­до­рва­но долж­но бы­ло быть на­ци­о­наль­ное со­зна­ние, в ка­ких пе­ще­рах мыс­ли и ду­ха оно долж­но бы­ло ока­зать­ся, что­бы кто-то, счи­тая се­бя но­си­те­лем рус­ской на­ци­о­наль­ной идеи, от­ка­зал­ся от свя­тых и ге­ро­ев род­ной ис­то­рии, от по­дви­га сво­их пред­ков, и сде­лал сво­и­ми ку­ми­ра­ми на­ци­стов и их при­спеш­ни­ков?

В свя­зи с этим оче­вид­но, что долж­ны из­ме­нить­ся под­хо­ды к мо­ло­деж­ной по­ли­ти­ке. Не сто­ит ис­клю­чать из нее рус­ско­го и пра­во­слав­но­го фак­то­ра. При этом нуж­но ра­бо­тать не толь­ко с бо­га­ты­ми и бла­го­по­луч­ны­ми юно­ша­ми и де­вуш­ка­ми, про­жи­ва­ю­щи­ми в ме­га­по­ли­сах и ори­ен­ти­ро­ван­ных на ка­рье­ру и успех. Нуж­но ис­кать ме­то­ды вза­и­мо­дей­ствия с так на­зы­ва­е­мой «улич­ной» мо­ло­де­жью. С те­ми, кто от­ли­ча­ет­ся юно­ше­ским мак­си­ма­лиз­мом, кто тя­го­те­ет к спло­чен­ным под­рост­ко­вым со­об­ще­ствам, кто ост­ро пе­ре­жи­ва­ет дис­ба­ланс в во­про­сах со­ци­аль­ной по­ли­ти­ки и в меж­на­ци­о­наль­ных от­но­ше­ни­ях. От­ме­тим, что Все­мир­ный Рус­ский На­род­ный Со­бор пред­при­ни­ма­ет пра­виль­ные ша­ги в этом от­но­ше­нии. К при­ме­ру, ак­ции ис­то­ри­че­ской па­мя­ти «Быть рус­ским» на тер­ри­то­рии ис­то­ри­че­ско­го го­ро­ди­ща Ста­рая Ря­зань, про­ве­ден­ная сов­мест­но с ли­де­ра­ми фут­боль­ных бо­лель­щи­ков, по­лу­чи­ла по­зи­тив­ный ре­зо­нанс имен­но в не­фор­маль­ных мо­ло­деж­ных кру­гах. Мо­ло­дые лю­ди, ко­то­рые за вер­сту рас­по­зна­ют ка­зен­щи­ну и фальшь, с от­кры­той ду­шой под­дер­жа­ли со­ци­аль­ный про­ект, ор­га­ни­за­то­ры ко­то­ро­го не по­бо­я­лись за­явить о сво­ей рус­ской пра­во­слав­ной иден­тич­но­сти.

Хо­те­лось бы, что­бы та­кие под­хо­ды во­шли в по­все­днев­ную прак­ти­ку цен­траль­ных ор­га­нов вла­сти, ре­ги­о­наль­ных и му­ни­ци­паль­ных ад­ми­ни­стра­ций, ста­ли по­зи­ци­ей СМИ. Что­бы лю­ди, от­ве­ча­ю­щие за во­про­сы на­ци­о­наль­ной по­ли­ти­ки, осо­зна­ли: рус­ский на­род яв­ля­ет­ся не то, что пол­но­прав­ным, но важ­ней­шим субъ­ек­том на­ци­о­наль­ных от­но­ше­ний в Рос­сии, и его на­ци­о­наль­ные ин­те­ре­сы долж­ны не иг­но­ри­ро­вать­ся, а с мак­си­маль­ным вни­ма­ни­ем учи­ты­вать­ся для до­сти­же­ния гар­мо­нии с ин­те­ре­са­ми дру­гих на­ци­о­наль­ных об­щин. Очень важ­но, что­бы в эли­тах воз­ник­ло по­ни­ма­ние то­го, что под­лин­ное рус­ское на­ци­о­наль­ное са­мо­со­зна­ние, ос­но­ван­ное на на­шей куль­тур­ной и ре­ли­ги­оз­ной тра­ди­ции, не угро­жа­ет це­лост­но­сти Рос­сии и меж­на­ци­о­наль­но­му ми­ру в ней, а на­обо­рот — вы­сту­па­ет глав­ным га­ран­том един­ства стра­ны и друж­бы меж­ду ее на­ро­да­ми.

Спра­вед­ли­во­сти ра­ди нуж­но от­ме­тить, что си­ту­а­ция в сфе­ре меж­на­ци­о­наль­ных от­но­ше­ний за по­след­ние го­ды зна­чи­тель­но улуч­ши­лась.

Важ­ные пе­ре­ме­ны, от­кры­ва­ю­щие воз­мож­ность рус­ско­го воз­рож­де­ния, вос­ста­нов­ле­ния на­ци­о­наль­но­го са­мо­со­зна­ния и до­сто­ин­ства, про­ис­хо­дят как бла­го­да­ря от­вет­ствен­ной по­зи­ции ру­ко­вод­ства стра­ны, так и бла­го­да­ря дол­гим уси­ли­ям мил­ли­о­нов лю­дей, хра­нив­ших вер­ность на­ше­му ис­то­ри­че­ско­му вы­бо­ру и от­ста­и­вав­ших пра­во на­сле­до­ва­ния ему.

Ска­зан­ное, од­на­ко, не озна­ча­ет, что про­бле­мы уже пре­одо­ле­ны. На­шей стра­не, всем ее на­ро­дам и, в первую оче­редь, рус­ско­му пред­сто­ит пред­при­нять не­ма­лые уси­лия, что­бы про­то­рить до­стой­ный путь в бу­ду­щее. И я на­де­юсь, что Все­мир­ный Рус­ский На­род­ный Со­бор вне­сет в это свой вклад, спо­соб­ствуя еди­не­нию всех рус­ских лю­дей и вы­ра­жая их под­лин­ные ча­я­ния и убеж­де­ния.

Бла­го­да­рю за вни­ма­ние.

Источник: patriarchia.ru