Frontpage Slideshow | Copyright © 2006-2011 JoomlaWorks Ltd.

Тебе поем!


Иисусова молитва

Изречения великих

Крест освятил вселенную; он рассеял тьму и возвратил свет, он потребил заблуждение; он собрал народы от востока и запада, севера и юга, и соединил их любовью в единую Церковь, в единую веру, в единое крещение.

Преподобный
Ефрем Сирин

Свет Христов просвещает всех!

Книги Нового Завета

Евангелие от Матфея

Евангелие от Марка

Евангелие от Луки

Евангелие от Иоанна

Молитвы

Молитвы утренние

Молитвы на сон грядущим

Шестопсалмие

Псалтирь

Иисусова молитва

Последование
ко Святому Причащению

Акафист Сладчайшему Господу нашему Иисусу Христу

Акафист Пресвятой Богородице

Акафист Николаю Чудотворцу

Рекомендуем

«Зазимки»
Стихотворение Бориса Пастернака читает Александр Феклистов

Павел Флоренский. «Столп и утверждение Истины»

«Гляну в поле, гляну в небо...»
Стихотворение Сергея Есенина читает Сергей Безруков

«Таинство Евхаристии»
Фильм митрополита Илариона (Алфеева) из цикла «Человек перед Богом»

«И цветы, и шмели...»
Стихотворение Ивана Бунина читает Александр Голубев

Крещение Господне. Песнопения праздника

«Крещение»
Фильм митрополита Илариона (Алфеева) из цикла «Праздники»

«Святитель Николай»
Фильм митрополита Илариона (Алфеева) из цикла «Праздники»

Молитва о Святой Руси

«Снег идет»
Стихотворение Бориса Пастернака читает Александр Феклистов

«Царице моя Преблагая».
Исполняет Патриарший хор Храма Христа Спасителя (Б. М. Феоктистов).

«Слово».
Стихотворение Николая Гумилева. читает Константин Хабенский

«Обитель».
Фильм Аркадия Мамонтова

«Земле русская».
Cтихира Русским святым

«Христос».
Стихотворение Николая Гумилева читает Константин Хабенский

Протоиерей Александр Шмеман.
Зачем нужны святые

Митрополит Антоний Сурожский.
Почему я не боюсь смерти

Храм святого Саввы. Белград

«Исповедь, молитва и пост».
Фильм митрополита Илариона (Алфеева) из цикла «Человек перед Богом»

«Евангелие Достоевского».
Фильм митрополита Илариона (Алфеева)

«Русалим. В гости к Богу».
Документальный фильм

Акафист Иисусу Сладчайшему

«Старцы и русская литература. Александр Пушкин».
Документальный фильм

«Родина».
Cтихотворение Михаила Лермонтова читает Сергей Шакуров.

«Наш век».
Стихотворение Федора Тютчева читает Георгий Тараторкин

«Монастырь».
Стихотворение Евдокии Ростопчиной читает Мария Порошина

«Женщины Библии».
Православная энциклопедия

«Великое славословие».
и другие песнопения

«О Страшном Суде».
Евангельские чтения

Хор братии Валаамского монастыря.
Регент хора иеродиакон Герман (Рябцев)

«Митрополит Антоний Сурожский».
Фильм из цикла «Проповедники»

«Святой Иоанн Кронштадтский».
Фильм Аркадия Мамонтова

«Глас веков».
Концерт хора Сергия Кривобокова

«Русская Православная Церковь в XIX веке».
Лекция Натальи Юрьевны Суховой

«Церковь».
Лекция протоиерея Вадима Леонова

«Горняя песнь».
Фильм о русском женском монастыре близ Иерусалима.

«Царице моя Преблагая».
Патриарший хор Храма Христа Спасителя

Полезные ссылки

Патриарх Павел Сербский – неизвестное интервью

В этом го­ду ис­пол­ни­лось 100 лет со дня рож­де­ния Пат­ри­ар­ха серб­ско­го Пав­ла, а 15 но­яб­ря ис­пол­няет­ся 5 лет со дня его кон­чи­ны. Это од­но из ин­тер­вью Свя­тей­ше­го, со­сто­яв­ше­е­ся в про­грам­ме «Ко­гда ан­ге­лы спят» в ап­ре­ле 1996 го­да.
– На­ша пе­ре­да­ча на­зы­ва­ет­ся «По­ка ан­ге­лы спят», мы име­ли в ви­ду де­тей, ко­то­рые на­по­ми­на­ют нам о про­сто­ду­шии, чи­сто­те и доб­ро­те. Но по­че­му из ма­лень­ких лю­дей, ис­крен­них и доб­рых, вы­рас­та­ют лю­ди-пре­ступ­ни­ки? В чем при­чи­на – в ге­нах, во внеш­нем вли­я­нии, что пи­та­ет в че­ло­ве­ке зло?

– Ко­неч­но, все име­ет зна­че­ние, вли­я­ют и ге­ны, и об­сто­я­тель­ства жиз­ни в се­мье и в об­ще­стве. Но, в кон­це кон­цов, вы­бор за­ви­сит от са­мо­го че­ло­ве­ка, от лич­но­сти. Бог дал нам сво­бо­ду по­сту­пать так, как хо­чет Он, ра­ди че­го Он и со­здал нас – быть че­ло­ве­ком, до­стой­ным это­го зва­ния, или по­сту­пать ина­че.

Хо­ро­шо ска­зал наш фи­ло­соф Бо­жи­дар Кне­же­вич: «че­ло­век – су­ще­ство, из-за ко­то­ро­го и Бог мо­жет ра­до­вать­ся, и дья­вол сты­дить­ся». Че­ло­век дол­жен со­зна­вать, что жи­вет еди­но­жды, и жить до­стой­но, пом­ня о том, для че­го мы со­зда­ны Бо­гом. А Он нас со­здал для бла­жен­ства веч­ной жиз­ни в Цар­стве Его.

– Ва­ше Свя­тей­ше­ство, не­лег­ко в ре­аль­ной жиз­ни жить по-хри­сти­ан­ски, как жить нам, ми­ря­нам?

– Зна­е­те, свя­той еван­ге­лист Иоанн нам об этом го­во­рит: за­по­ве­ди Бо­жии ис­пол­нять не­труд­но. Од­на­ко нам еще как труд­но. По­че­му? По­то­му что мы уже при­об­ре­ли дур­ные при­выч­ки. Ес­ли че­ло­век при­вык, ска­жем, ку­рить, он ста­но­вит­ся ра­бом этой при­выч­ки. Осво­бо­дить­ся от пло­хой при­выч­ки очень труд­но.

Хри­стос го­во­рит, ес­ли око твое со­блаз­ня­ет те­бя, «вы­ко­ли его: луч­ше те­бе од­но­око­му вой­ти в цар­ствие Бо­жие, не­же­ли с дву­мя гла­за­ми быть ввер­же­ну в ге­ен­ну».

Осво­бож­дать­ся от дур­ных при­вы­чек и по­ро­ков бы­ва­ет так же труд­но, как вы­ко­лоть глаз или от­сечь ру­ку, но не­об­хо­ди­мо вы­не­сти эти му­че­ния. Мы со­вер­ши­ли на­си­лие над сво­ей при­ро­дой и при­учи­ли се­бя к по­ро­кам. Долж­но те­перь быть и на­си­лие над на­си­ли­ем, вы­ра­жа­ясь со­вре­мен­ным язы­ком, что­бы осво­бо­дить­ся от это­го на­си­лия.

Та­ким об­ра­зом, жить по-хри­сти­ан­ски мож­но все­гда, но нель­зя де­лать это ме­ха­ни­че­ски, не­бреж­но, по­то­му что преж­де на­до осво­бо­дить­ся от дур­ных при­вы­чек, а за­тем при­ло­жить боль­шие уси­лия, что­бы при­об­ре­сти доб­рые.

– Ва­ше Свя­тей­ше­ство, мы ча­сто упо­треб­ля­ем сло­во «доб­ро», но не­ред­ко доб­ро­та при­рав­ни­ва­ет­ся к на­ив­но­сти и глу­по­сти.

– Гос­подь Иисус объ­яс­ня­ет нам: «Вот, Я по­сы­лаю вас, как овец сре­ди вол­ков». Дей­стви­тель­ность та­ко­ва, что хри­сти­а­нин в этом ми­ре, ко­то­рый во зле ле­жит, чув­ству­ет се­бя как ов­ца сре­ди вол­ков.

А ов­ца сре­ди вол­ков под­вер­га­ет­ся двой­ной опас­но­сти. Пер­вая в том, что вол­ки мо­гут ее разо­рвать, но Хри­стос не ра­ди это­го ее по­сы­ла­ет. Дру­гая опас­ность в том, что ов­ца уви­дит, что сре­ди вол­ков мож­но вы­жить толь­ко по-вол­чьи и ей оста­ет­ся за­ост­рить зу­бы и ко­пы­та, на­учить­ся выть и пре­вра­тить­ся из ов­цы в вол­ка. Но и не для это­го Хри­стос по­сы­ла­ет нас.

Он пред­ла­га­ет нам ре­ше­ние: будь­те муд­ры, как змии, и про­сты, как го­лу­би. Ви­ди­те, ум и муд­рость, слов­но внут­рен­нее зре­ние, то ду­хов­ное око, ко­то­рым мы ви­дим этот мир не толь­ко фи­зи­че­ски, как пче­лы и му­хи с их ты­ся­чью глаз.

У нас есть внут­рен­няя си­ла зре­ния, ко­то­рой нет у них. Ум хо­ло­ден, ра­зум хо­ло­ден и не зна­ет серд­ца; доб­ро­та теп­ла, но сле­па. Как го­во­рит наш на­род: доб­рый и безум­ный – бра­тья. Ес­ли че­ло­век про­сто добр и не­да­лек умом, вся­кий ис­поль­зу­ет его, под­став­ля­ет под­нож­ки.

И вот из слов Хри­ста – «будь­те муд­ры, как змии, и про­сты, как го­лу­би», мы ви­дим, что нуж­но раз­ви­вать спо­соб­но­сти ума, но с тем усло­ви­ем, что па­рал­лель­но раз­ви­ва­ем в се­бе и доб­ро­ту. Так со­хра­нит­ся рав­но­ве­сие доб­ро­ты и ра­зу­ма. Доб­ро­та и муд­рость, та­ким об­ра­зом, бу­дут в гар­мо­нии.

– Ва­ше Свя­тей­ше­ство, всю жизнь каж­дый из нас на­хо­дит­ся в по­ис­ке вто­рой по­ло­ви­ны, люб­ви, Цер­ковь нас учит, что брак – од­но из свя­тых та­инств, и в Биб­лии ска­за­но: и бу­дут двое в плоть еди­ну! Что это зна­чит?

– Это зна­чит, что они до­пол­ня­ют друг дру­га в те­лес­ном смыс­ле, но оста­ют­ся дву­мя лич­но­стя­ми, не­за­ви­си­мы­ми лич­но­стя­ми, лю­бовь долж­на хра­нить един­ство в бра­ке. Не имею в ви­ду толь­ко те­лес­ную лю­бовь, но лю­бовь хри­сти­ан­скую, ко­гда две лич­но­сти еди­ны, о та­кой люб­ви го­во­рит апо­стол Па­вел, что она ни­ко­гда не пе­ре­ста­ет, ибо Бог есть лю­бовь, и кто в люб­ви пре­бы­ва­ет – в Бо­ге пре­бы­ва­ет. Ра­зу­ме­ет­ся, это лю­бовь, ко­то­рой мы долж­ны до­стиг­нуть, нель­зя без со­вер­шен­ства лег­ко ее об­ре­сти.

– От­ку­да столь­ко рас­пав­ших­ся бра­ков, столь­ко не­счаст­ных оди­но­ких де­тей, столь­ко раз­но­гла­сий меж­ду су­пру­га­ми?

– Лю­ди не по­ни­ма­ют хри­сти­ан­ской люб­ви, ко­то­рая не ищет сво­е­го, ко­то­рая все­гда смот­рит на дру­го­го, а не толь­ко на се­бя, люб­ви как жерт­вы и слу­же­ния, а ес­ли ис­кать сво­е­го, это уже тор­гов­ля.

Ве­ли­чи­на в Церк­ви из­ме­ря­ет­ся ве­ли­чи­ной слу­же­ния ближ­не­му. Я на Ко­со­во слы­шал от од­ной жен­щи­ны та­кую ис­то­рию: ее сын, ко­то­рый был край­не из­ба­ло­ван, же­нил­ся на та­кой же из­ба­ло­ван­ной де­вуш­ке. И те­перь мать го­во­рит: каж­дый день ссо­ры, не­снос­ная си­ту­а­ция. Сно­ха го­во­рит: ес­ли мне при­дет­ся уй­ти от не­го, то по­кон­чу с со­бой, и он – ес­ли она уй­дет, я не бу­ду жить!

Сна­ча­ла мне бы­ло смеш­но, а по­том, ко­гда за­ду­мал­ся, по­нял, что, в са­мом де­ле, это боль­шая бе­да. Ду­маю, что они дей­стви­тель­но друг дру­га лю­бят, но лю­бят так – ес­ли ты ме­ня лю­бишь, де­лай так, как я хо­чу! Не чув­ству­ют от­вет­ствен­но­сти друг за дру­га.

– Ва­ше Свя­тей­ше­ство, ча­сто мож­но слы­шать, что в хри­сти­ан­стве нет ни му­же­ско­го по­ла ни жен­ско­го.

– Го­во­рит свя­той апо­стол Па­вел, что во Хри­сте Иису­се нет ни эл­ли­на, ни иудея, нет ни му­же­ско­го по­ла, ни жен­ско­го, но все мы од­но во Хри­сте. Ви­ди­те, Хри­стос хо­чет от муж­чи­ны и от жен­щи­ны од­но­го, а не че­го-то от му­жа и че­го-то от же­ны, од­на и та же мо­раль да­на обо­им, од­ни и те же за­по­ве­ди.

Но свя­той Гри­го­рий Бо­го­слов упо­ми­на­ет, что за­ко­но­да­те­ля­ми бы­ли муж­чи­ны и се­бе поз­во­ля­ли то, че­го не поз­во­ля­ли жен­щи­нам. Мы та­ко­го за­ко­на не при­ни­ма­ем и не при­зна­ем.

Это еван­гель­ская по­зи­ция и ес­ли она бу­дет прак­ти­че­ски при­ме­нять­ся в бра­ке, то на­сту­пит един­ство и бу­дет со­зда­на ат­мо­сфе­ра, в ко­то­рой де­ти вы­рас­та­ют и вос­пи­ты­ва­ют­ся цель­ны­ми людь­ми.

Мы долж­ны воз­рас­тать до люб­ви, то есть до го­тов­но­сти к слу­же­нию, хо­тя бы до та­ко­го сло­ва Хри­ста: как хо­ти­те, что­бы с ва­ми по­сту­па­ли лю­ди, так по­сту­пай­те и вы с ни­ми. То­гда мы до­стиг­нем то­го, что не­об­хо­ди­мо в на­шем и в каж­дом об­ще­стве.

– В на­ше вре­мя жен­щи­на все боль­ше стре­мит­ся к эман­си­па­ции, она хо­чет ра­вен­ства с муж­чи­ной. Не про­иг­ры­ва­ет ли она как мать и как жен­щи­на?

– Ко­неч­но. Ма­хат­ма Ган­ди, ве­ли­кий сын ин­дий­ско­го на­ро­да и че­ло­ве­че­ства, го­во­рит: Ес­ли бы жен­щи­на воз­вы­ша­ла в се­бе то ма­те­рин­ское и жен­ствен­ное, что ей да­но, – весь мир не мог бы ей про­ти­во­сто­ять. А по­лу­ча­ет­ся так, как го­во­рит От­то Вай­нин­гер, что «эман­си­па­ция жен­щи­ны в дей­стви­тель­но­сти – эман­си­па­ция не лич­но­сти в жен­щи­не, а блуд­ни­цы». Есть та­кое.

– Вай­нин­гер раз­де­ля­ет жен­щин на тип ма­те­ри и тип блуд­ни­цы, так ли это?

– Он го­во­рит, что су­ще­ству­ет тип ма­те­ри и тип блуд­ни­цы. Блуд­ни­ца и на­еди­не с со­бой ко­кет­ни­ча­ет, а мать все во­круг обла­го­ра­жи­ва­ет.

В мо­их род­ных кра­ях про­стые лю­ди в се­лах так по­ни­ма­ют: ко­гда жен­щи­на бе­ре­мен­на, она долж­на из­бе­гать все­го от­ри­ца­тель­но­го, дур­но­го во всех от­но­ше­ни­ях, имея в ви­ду то, что мать все пе­ре­да­ет бу­ду­ще­му ре­бен­ку.

От­то Вай­нин­гер, ка­жет­ся, го­во­рил, что су­ще­ству­ет аб­со­лют­но жен­ствен­ное и аб­со­лют­но му­же­ствен­ное на­ча­ло. Ко­неч­но, речь идет не о фи­зи­че­ском, био­ло­ги­че­ском, но о ду­хов­ном на­ча­ле, где не су­ще­ству­ет ни «аб­со­лют­но му­же­ствен­но­го» ни «аб­со­лют­но жен­ствен­но­го».

По мне­нию Вей­нин­ге­ра, в каж­дом при­сут­ству­ет то и дру­гое, на­при­мер, су­ще­ству­ет че­ло­век, в ко­то­ром од­на треть муж­ско­го и две тре­ти жен­ско­го, и он ищет жен­щи­ну, ко­то­рая бы до­пол­ня­ла его, что­бы они вме­сте об­ре­ли пол­но­ту бы­тия и един­ство.

Из это­го он вы­во­дит прин­цип аб­со­лют­ной важ­но­сти мо­но­га­мии и го­во­рит, что в ми­ре су­ще­ству­ет толь­ко од­на жен­щи­на, ко­то­рая пол­но­стью бы до­пол­ня­ла его, оче­вид­но, что най­ти имен­но эту жен­щи­ну не все­гда воз­мож­но. Но он ищет по­доб­но­го ему и ес­ли на­хо­дит, на­сту­па­ет един­ство.

Дру­гой че­ло­век, ко­то­ро­му нуж­на со­всем дру­гая же­на, спра­ши­ва­ет се­бя: что он в ней на­шел? На­шел свое до­пол­не­ние, ко­то­рое ему не­об­хо­ди­мо и до­стиг пол­но­ты един­ства. А ис­тин­ное ду­хов­ное един­ство су­пру­гов – это луч­шее усло­вие для то­го, что­бы де­ти рож­да­лись и вы­рас­та­ли нор­маль­ны­ми. А ина­че, и та­кие при­ме­ры не ред­кость, де­ти стра­да­ют или еще при за­ча­тии, ко­гда мать не хо­чет его ро­жать, и это пе­ре­да­ет­ся ре­бен­ку, и он ча­сто бы­ва­ет не­сча­стен, всю жизнь му­ча­ет­ся.

– В на­ше вре­мя мы не мо­жем ска­зать, что де­ти рас­тут в бла­го­при­ят­ных об­сто­я­тель­ствах. На­ша мо­ло­дежь во мно­гом рас­те­ря­на, до­воль­ству­ет­ся ка­ки­ми-то не­су­ще­ствен­ны­ми, по­верх­ност­ны­ми ве­ща­ми. Как их на­пра­вить и на­сколь­ко Цер­ковь мо­жет ей в этом по­мочь, все-та­ки сей­час про­ис­хо­дит и воз­вра­ще­ние к ве­ре?

– Мо­ло­дость, пе­ред ко­то­рой бу­ду­щее и дол­гая жизнь, не все­гда на­хо­дит вре­мя по­ду­мать о смыс­ле и це­ли жиз­ни. По­это­му ча­сто идет ту­да, ку­да гла­за гля­дят, и за­бы­ва­ет­ся, де­ла­ет мно­го та­ко­го, в чем по­том рас­ка­и­ва­ет­ся. В Вет­хом За­ве­те ска­за­но: Ве­се­лись, юно­ша, в юно­сти тво­ей, и да вку­ша­ет серд­це твоё ра­до­сти во дни юно­сти тво­ей, и хо­ди по пу­тям серд­ца тво­е­го и по ви­де­нию очей тво­их, толь­ко знай, что за все это Бог при­ве­дет те­бя на суд!

Мо­ло­дые ча­сто за­бы­ва­ют об этом и пе­ре­хо­дят гра­ни­цу, к сво­е­му не­сча­стью, при­мер то­му есть и Свя­щен­ном Пи­са­нии, прит­ча о блуд­ном сы­не, о ко­то­рой мож­но ска­зать: «ес­ли бы про­пал весь Но­вый За­вет и со­хра­ни­лась толь­ко она, то мог­ла бы воз­ме­стить его пол­но­стью».

Тут есть объ­яс­не­ние то­го, что та­кое грех, что та­кое по­ка­я­ние, что зна­чит ис­прав­ле­ние жиз­ни. Со­глас­но этой прит­че, грех – это уход от Бо­га, сле­до­ва­ние в про­ти­во­по­лож­ном на­прав­ле­нии, как блуд­ный сын, от­ста­вив­ший от­ца и бра­та, от­чий дом и ушел сво­ей до­ро­гой.

Ушел, мо­ло­дой и лег­ко­мыс­лен­ный. А во­круг де­нег все­гда со­би­ра­ет­ся ком­па­ния, здесь гу­лян­ки, за­сто­лья, но кон­чи­лись день­ги, и ушли дру­зья. И тут воз­ни­ка­ет во­прос: как жить? И «при­дя же в се­бя, ска­зал: сколь­ко на­ем­ни­ков у от­ца мо­е­го из­бы­то­че­ству­ют хле­бом, а я уми­раю от го­ло­да; вста­ну, пой­ду к от­цу мо­е­му и ска­жу ему: от­че! я со­гре­шил про­тив не­ба и пред то­бою и уже не­до­сто­ин на­зы­вать­ся сы­ном тво­им; при­ми ме­ня в чис­ло на­ем­ни­ков тво­их. Встал и по­шел к от­цу сво­е­му».

Отец при­нял его «и ска­зал ра­бам сво­им: при­не­си­те луч­шую одеж­ду и одень­те его, и дай­те пер­стень на ру­ку его и обувь на но­ги; и при­ве­ди­те от­корм­лен­но­го те­лен­ка, и за­ко­ли­те; ста­нем есть и ве­се­лить­ся! ибо этот сын мой был мертв и ожил, про­па­дал и на­шел­ся».

Вся­кий грех не­сет в се­бе смерть, и ка­ко­ва ра­дость, ко­гда блуд­ный, про­пав­ший сын на­хо­дит­ся, ко­гда мерт­вый ожи­ва­ет. Это суть Еван­ге­лия Хри­сто­ва.

– Ва­ше Свя­тей­ше­ство, ка­жет­ся, что сей­час воз­рас­та­ет ин­те­рес мо­ло­дых к мо­на­ше­ской жиз­ни. Так ли это и что это, бег­ство от жиз­ни, разо­ча­ро­ва­ние в ней или на­про­тив, оча­ро­ва­ние ду­хов­ной жиз­нью?

– Ес­ли это бы­ло разо­ча­ро­ва­ние ми­ром, то­гда на­дол­го это­го ин­те­ре­са не хва­тит. Долж­но быть оча­ро­ва­ние хри­сти­ан­ской жиз­нью или, точ­нее, ин­тен­сив­ной хри­сти­ан­ской жиз­нью. Свя­той Иоанн Зла­то­уст спра­ши­ва­ет, кто из двух лю­дей од­но­го воз­рас­та, бе­гу­щих один с меш­ком на спи­не, дру­гой без не­го, мо­жет бе­жать доль­ше и до­бе­жать быст­рее? От­вет оче­ви­ден, тот, кто бе­жит без меш­ка. А тот че­ло­век, ко­то­рый не обре­ме­нен се­мьей и тру­дом ра­ди нее, мо­жет все свои си­лы упо­тре­бить на ду­хов­ный рост.

Мо­ло­дые лю­ди, пре­сы­тив­ши­е­ся ма­те­ри­а­ли­сти­че­ским уче­ни­ем, ми­ром, от­крыв за­ве­су ду­хов­но­сти, ча­сто устрем­ля­ют­ся ту­да, где ви­дят ду­хов­ность.

Каж­дый че­ло­век, осо­бен­но хри­сти­а­нин, име­ет две воз­мож­но­сти: брак – или без­бра­чие, мо­на­ше­ство. Не­мно­гие при­ни­ма­ют мо­на­ше­ство в юно­сти, ко­гда еще не­из­вест­но о чем идет речь, не­из­вест­но от че­го от­ка­зы­ва­ет­ся и что по­лу­ча­ет. Мо­на­ше­ство при­ни­ма­ют, до­стиг­нув зре­ло­сти, по­ни­мая, ра­ди че­го да­ют­ся обе­ты.

– Из­вест­но ва­ше вы­ра­же­ние: «Пусть ва­ши сло­ва бу­дут мяг­ки­ми, а до­ка­за­тель­ства твер­ды­ми». Вы учи­ли это­му и сво­их уче­ни­ков, тех, кто воз­рас­тал ря­дом с ва­ми как с ду­хов­ным от­цом?

– Да, ко­неч­но. Ко­гда речь идет о са­мом со­кро­вен­ном, глу­бо­ком, лич­ном, ни­ко­гда нель­зя ни­че­го на­вя­зы­вать. Сек­тан­ты, как пра­ви­ло, агрес­сив­ны, они на­силь­но за­го­ня­ют нас «в рай», в то вре­мя как сво­бо­да, ко­то­рая да­на че­ло­ве­ку, не поз­во­ля­ет это­го.

Наш долг пе­ред дру­ги­ми – сво­ей жиз­нью, сво­ей ве­рой, сло­вом и де­лом по­ка­зать и сви­де­тель­ство­вать Хри­ста и Еван­ге­лие. Име­ю­щий уши пусть услы­шит, име­ю­щий очи пусть уви­дит, ес­ли за­хо­чет. Ес­ли не хо­чет, то по­том не смо­жет ска­зать «я не знал». Бу­дет от­ве­чать, ибо сво­бо­ды без от­вет­ствен­но­сти не бы­ва­ет. Это бы бы­ло бы не­до­стой­но че­ло­ве­ка. А от­вет­ствен­ность без сво­бо­ды бы­ла бы не­до­стой­на Бо­га.

Мы не ве­рим в си­лу судь­бы, мы ве­рим в Про­мысл Бо­жий. Книж­ни­ки и фа­ри­сеи от­верг­ли во­лю Бо­жию о них, а свя­той Иоанн Кре­сти­тель пол­но­стью при­нял ее и от­дал свою жизнь, пер­вое и вто­рое бы­ло доб­ро­воль­но, но од­но на по­ги­бель, а дру­гое на спа­се­ние.

– Воз­мож­но ли то­гда су­ще­ство­ва­ние сво­бо­ды без Бо­га и опас­на ли она?

– Сво­бо­да не мо­жет су­ще­ство­вать без Бо­га. Бог – сво­бод­ное су­ще­ство, Бог все бла­гое, все доб­рое, зна­чит, и сво­бо­да. У не­го выс­ший тип сво­бо­ды, что зна­чит: не мо­жет гре­шить; на­ша сво­бо­да ни­же, что зна­чит: мо­жем не гре­шить. С тем, что­бы по­сто­ян­но воз­рас­тать, креп­нуть и об­ре­тать все боль­шую сво­бо­ду, ко­то­рая озна­ча­ет: не мо­жем гре­шить, ес­ли за­хо­тим.

Бу­дем ли гре­шить боль­ше и боль­ше, все боль­ше бу­дем не­сво­бод­ны, по­ка од­на­жды, ес­ли пе­рей­дем гра­ни­цу, не пе­рей­дем в пол­ную не­сво­бо­ду, что зна­чит: не мо­гу не гре­шить.

Этот раз­брос от «не мо­гу гре­шить» до «не мо­гу не гре­шить» огро­мен. Пе­ред каж­дым че­ло­ве­ком сто­ит этот вы­бор и он за­ви­сит от не­го. Се­мья, об­ще­ство, дру­гие лю­ди мо­гут по­мочь сво­им при­ме­ром, но ес­ли он за­хо­чет.

– Ча­сто да­же ко­гда мы де­ла­ем то, что лю­бим, мы не ис­пы­ты­ва­ем долж­ной ра­до­сти, что ли­ша­ет нас ра­до­сти?

– Нуж­но пом­нить сло­во Хри­ста, что ве­ли­чие пе­ред Бо­гом, пе­ред Хри­стом, из­ме­ря­ет­ся ве­ли­чи­ной слу­же­ния, ни­чем дру­гим. По­нят­но, что че­ло­век мо­жет слу­жить в лю­бой про­фес­сии, уче­ный мо­жет слу­жить на бла­го че­ло­ве­ка, ху­дож­ник так­же, в лю­бой про­фес­сии мож­но ра­бо­тать в этом на­прав­ле­нии.

Ес­ли че­ло­век так бу­дет смот­реть на свое де­ло, оно ста­нет для не­го не про­сто сча­стьем – бла­жен­ством, и ни­кто не смо­жет у не­го это от­нять. Он бу­дет ис­пы­ты­вать бла­жен­ство, ибо до­стиг це­ли, ра­ди ко­то­рой со­здан.А до тех пор, по­ка мы бу­дем ждать сла­вы и при­зна­ния от ми­ра, труд­но нам бу­дет. Лю­ди ча­сто не по­ни­ма­ют это­го из за­ви­сти и зло­бы.

Есть од­на гре­че­ская прит­ча о пра­вед­ном Ари­сти­де. Но быть та­ким бла­го­род­ным и пра­вед­ным мо­гут не все. Ари­стид жил пра­вед­но и был из­гнан. Со­брал­ся на­род, что­бы ре­шить, как по­сту­пить с Ари­сти­дом, раз­да­ли гли­ня­ные таб­лич­ки, на ко­то­рых каж­дый дол­жен был на­пи­сать – из­гнать или не из­го­нять его из Афин.

Ря­дом с Ари­сти­дом сел че­ло­век, ко­то­рый не знал его и, бу­дучи не­гра­мот­ным, по­про­сил его по­мочь на­пи­сать – из­гнать. Ари­стид спро­сил: зна­ешь ли ты его? Тот от­ве­чал: ни­ко­гда не ви­дел. Но мне на­до­е­ло по­сто­ян­но слы­шать это «Ари­стид пра­вед­ный», «Ари­стид пра­вед­ный». И Ари­стид Пра­вед­ный без ко­ле­ба­ний, сво­ей ру­кой на­пи­сал на ку­соч­ке гли­ны о се­бе са­мом: из­гнать. Ча­сто так бы­ва­ет.

– О со­вре­мен­ном че­ло­ве­ке ча­сто го­во­рят как о нев­ро­тич­ной лич­но­сти, в чем при­чи­на на­ших нев­ро­зов?

– Од­но­бо­кое вос­пи­та­ние. Очень ча­сто бы­ва­ет, что де­ти раз­ви­ва­ют­ся толь­ко ин­тел­лек­ту­аль­но, а нуж­но со­зда­вать им­му­ни­тет от зла, что­бы они креп­ли фи­зи­че­ски и ду­хов­но, что­бы пре­одо­ле­ва­ли раз­лич­ные ис­ку­ше­ния. Де­ти вос­пи­ты­ва­ют­ся слиш­ком од­но­сто­рон­не, они бы­ва­ют от­лич­ны­ми уче­ни­ка­ми и хо­ро­ши­ми сту­ден­та­ми, но ко­гда на­сту­пи­ла на­ша бе­да, они ока­за­лись не го­то­вы к труд­но­стям. Тут на­чи­на­ют­ся нев­ро­зы, па­де­ния.

– Счи­та­е­те ли вы, Ва­ше Свя­тей­ше­ство, что ко­гда в че­ло­ве­ке су­ще­ству­ет это ду­хов­ное рав­но­ве­сие, он ме­нее под­вер­жен за­бо­ле­ва­ни­ям, и пси­хи­че­ским и фи­зи­че­ским?

– Ко­неч­но. Осо­бен­но пси­хи­че­ским. Это то, о чем мы уже го­во­ри­ли: По­сы­лаю вас как овец сре­ди вол­ков. Ви­ди­те, не толь­ко ин­тел­лект ва­жен, но доб­ро­та, что зна­чит – про­ти­во­сто­я­ние злу.

Ко­гда уста­но­вит­ся рав­но­ве­сие, че­ло­век смо­жет про­ти­во­сто­ять ему, ко­гда со­здаст в се­бе гар­мо­нию смо­жет пре­тер­петь все, и ес­ли при­дет­ся то и жизнь по­ло­жить за прав­ду Бо­га, да­же лю­бить вра­гов. Но ду­шу свою не пре­даст, честь свою и честь на­ро­да не уро­нит.

– Лю­бить вра­га сво­е­го, раз­ве это не па­то­ло­ги­че­ская лю­бовь?

– Нет, та­кая лю­бовь к вра­гу, о ко­то­рой го­во­рит Гос­подь: лю­би­те вра­гов ва­ших, бла­го­слов­ляй­те про­кли­на­ю­щих вас, бла­го­тво­ри­те не­на­ви­дя­щим вас и мо­ли­тесь за оби­жа­ю­щих вас и го­ня­щих вас, да бу­де­те сы­на­ми От­ца ва­ше­го Не­бес­но­го, ибо Он по­ве­ле­ва­ет солн­цу Сво­е­му вос­хо­дить над злы­ми и доб­ры­ми….

Лю­бовь к вра­гу – не про­сто эмо­ция, ко­то­рая бы озна­ча­ла, что я к пре­ступ­ни­ку, ко­то­рый дол­жен ме­ня сей­час за­ре­зать, об­ра­щусь сло­ва­ми: Где ты, брат мой? Нет, не то. Враг не зна­ет, что ка­тит­ся в веч­ную по­ги­бель и не зна­ет, что де­ла­ет. У не­го, как у ко­ня, шо­ры на гла­зах, и он смот­рит толь­ко в од­ном на­прав­ле­нии и ни­че­го во­круг се­бя не ви­дит. А мы ви­дим и жа­ле­ем его, ибо эта лич­ность го­то­вит се­бе веч­ную му­ку. Толь­ко по­ка­я­ние пе­ред Бо­гом и мо­лит­ва Бо­гу мо­гут его спа­сти и из­ме­нить его жизнь.

Как толь­ко на­ча­лась эта на­ша во­ен­ная бе­да в Хор­ва­тии, в Бос­нии и Гер­це­го­ви­не, на­ша Цер­ковь бла­го­сло­ви­ла еже­днев­ную мо­лит­ву за вра­гов, что­бы Гос­подь на­пра­вил их на путь прав­ды и ис­ти­ны, по­ка­я­ния и спа­се­ния. Мо­лим­ся за всех, кто со­гре­ша­ет.

Мо­лим­ся за наш на­род, но и за вра­гов.

– Не­ве­ро­ят­на и уди­ви­тель­на ва­ша лю­бовь к каж­до­му че­ло­ве­ку, как на­учить­ся это­му?

– Ко­неч­но, преж­де все­го, че­ло­век дол­жен по­лу­чать это в се­мье. С род­ны­ми мы свя­зан­ны са­мы­ми креп­ки­ми уза­ми, кро­вью, един­ством. Ро­ди­те­ли в первую оче­редь долж­ны да­рить ре­бен­ку лю­бовь. То­гда и он бу­дет ис­то­чать лю­бовь всю жизнь. Ко­неч­но, лю­бовь не как мяг­ко­те­лость, сла­бость, но си­ла, ко­то­рую на­до раз­ви­вать по­сто­ян­но. Это труд­но, но воз­мож­но. Так че­ло­век ста­нет мил Бо­гу и по­ле­зен лю­дям.

– На ос­но­ва­нии все­го, что вы ска­за­ли, Ва­ше Свя­тей­ше­ство, ка­кое на­став­ле­ние вы да­ли бы се­го­дняш­ним ро­ди­те­лям и ка­кое на­став­ле­ние де­тям? Как жить, как ра­бо­тать и учить­ся?

– Брать при­мер с на­ших пред­ков, со все­го то­го, что бы­ло для них свя­то и бла­го­род­но, ко­то­рые бы­ли спо­соб­ны вы­дер­жать пять­сот лет ту­рец­ко­го раб­ства в по­ло­же­нии бес­прав­но­го ско­та, зная, что мо­гут по­лу­чить, ес­ли пре­да­дут свою ве­ру, но и что по­те­ря­ют! Бы­ли спо­соб­ны вы­дер­жать, они до­рос­ли до сво­е­го вре­ме­ни, а до­рас­тем ли мы до на­ше­го вре­ме­ни, это за­ви­сит от нас. Ко­неч­но, и от по­мо­щи Бо­жи­ей, ес­ли мы ее не от­вер­га­ем.

– Ва­ше Свя­тей­ше­ство, пе­ред на­ча­лом ин­тер­вью, вы ска­за­ли, что во­про­сов мно­го, но не сле­ду­ет мно­го го­во­рить, по­че­му?

– Су­ще­ству­ет прин­цип и для нас, свя­щен­ни­ков, в про­по­ве­ди раз­ви­вать не боль­ше трех тем. Ибо, ес­ли мы бу­дем раз­ви­вать че­ты­ре те­мы, лю­ди за­пом­нят две, ес­ли бу­дем раз­ви­вать пять, они за­пом­нят од­ну. Ес­ли бу­дет боль­ше пя­ти, ни­че­го не за­пом­нят. Ко­гда че­ло­век уста­ет, его вни­ма­ние рас­се­и­ва­ет­ся, не­об­хо­ди­мо это учи­ты­вать. То же са­мое, ко­гда че­ло­век пе­ре­еда­ет, он до­би­ва­ет­ся про­ти­во­по­лож­но­го то­му, что ему нуж­но.

Ап­рель 1996 го­да
Ав­тор: Ма­ри­на Ра­е­вич-Са­вич
Пе­ре­вод: Свет­ла­на Лу­ган­ская

Источник: pravmir.ru