Рекомендуем
Тебе поем!
Время радости
29 марта, пятница
Религиозное образование
Актуальная информация
Изречения великих
Крест освятил вселенную; он рассеял тьму и возвратил свет, он потребил заблуждение; он собрал народы от востока и запада, севера и юга, и соединил их любовью в единую Церковь, в единую веру, в единое крещение.
Преподобный
Ефрем Сирин
Церковь и мир
в Ливадии проходит выставка «Царская семья. Любовь и милосердие» 21.01.2024
Проект «Общее Дело. Возрождение деревянных храмов Севера» приглашает на встречу в Москве 19.01.2024
В Москве завершился первый благотворительный фестиваль «Звезда Рождества» 17.01.2024
В Саратове фонд «Хорошие люди» при участии церкви открыл кризисный центр «Мать и дитя» 30.12.2023
25 лет назад в симферопольском храме Всех Святых был явлен Нерукотворный Образ Христа 29.12.2023
Священный синод принял документ о неприкосновенности жизни человека с момента зачатия 27.12.2023
Начался второй этап акции «Дари радость на Рождество» 26.12.2023
Свет Христов просвещает всех!
Молитвы
Последование
ко Святому Причащению
Акафист Сладчайшему Господу нашему Иисусу Христу
Акафист Пресвятой Богородице
Акафист Николаю Чудотворцу
Рекомендуем
«Зазимки»
Стихотворение Бориса Пастернака читает Александр Феклистов
Павел Флоренский. «Столп и утверждение Истины»
«Гляну в поле, гляну в небо...»
Стихотворение Сергея Есенина читает Сергей Безруков
«Таинство Евхаристии»
Фильм митрополита Илариона (Алфеева) из цикла «Человек перед Богом»
«И цветы, и шмели...»
Стихотворение Ивана Бунина читает Александр Голубев
Крещение Господне. Песнопения праздника
«Крещение»
Фильм митрополита Илариона (Алфеева) из цикла «Праздники»
«Святитель Николай»
Фильм митрополита Илариона (Алфеева) из цикла «Праздники»
«Снег идет»
Стихотворение Бориса Пастернака читает Александр Феклистов
«Царице моя Преблагая».
Исполняет Патриарший хор Храма Христа Спасителя (Б. М. Феоктистов).
«Слово».
Стихотворение Николая Гумилева. читает Константин Хабенский
«Обитель».
Фильм Аркадия Мамонтова
«Земле русская».
Cтихира Русским святым
«Христос».
Стихотворение Николая Гумилева читает Константин Хабенский
Протоиерей Александр Шмеман.
Зачем нужны святые
Митрополит Антоний Сурожский.
Почему я не боюсь смерти
«Исповедь, молитва и пост».
Фильм митрополита Илариона (Алфеева) из цикла «Человек перед Богом»
«Евангелие Достоевского».
Фильм митрополита Илариона (Алфеева)
«Русалим. В гости к Богу».
Документальный фильм
«Старцы и русская литература. Александр Пушкин».
Документальный фильм
«Родина».
Cтихотворение Михаила Лермонтова читает Сергей Шакуров.
«Наш век».
Стихотворение Федора Тютчева читает Георгий Тараторкин
«Монастырь».
Стихотворение Евдокии Ростопчиной читает Мария Порошина
«Женщины Библии».
Православная энциклопедия
«Великое славословие».
и другие песнопения
«О Страшном Суде».
Евангельские чтения
Хор братии Валаамского монастыря.
Регент хора иеродиакон Герман (Рябцев)
«Митрополит Антоний Сурожский».
Фильм из цикла «Проповедники»
«Святой Иоанн Кронштадтский».
Фильм Аркадия Мамонтова
«Глас веков».
Концерт хора Сергия Кривобокова
«Русская Православная Церковь в XIX веке».
Лекция Натальи Юрьевны Суховой
«Церковь».
Лекция протоиерея Вадима Леонова
«Горняя песнь».
Фильм о русском женском монастыре близ Иерусалима.
«Царице моя Преблагая».
Патриарший хор Храма Христа Спасителя
Полезные ссылки
Официальный сайт
Московского Патриархата
Официальный сайт
Липецкой митрополии
«Православие.ру»
Информационный портал
«Православие и мир»
Ежедневное интернет-СМИ
Синодальный информационный отдел
Русской Православной Церкви
«Фома»
Православный журнал
«Седмица.ру»
Православный сайт
«Православное христианство»
Каталог православных ресурсов сети Интернет
«Православное образование»
Синодальный отдел религиозного образования и катехизации
Отдел религиозного образования и катехизации Липецкой епархии
Радио Вера
светлое радио
Живая природа. Мертвый человек
Если бы у деревьев были органы речи – легкие, язык, губы, умение говорить, – какие первые слова сказало бы дерево? Его не носили во чреве и не кормили грудью. Тепла материнских рук и звуков материнского голоса дерево не знает. Слово «мама», как у многих людей, говорящим деревом не было бы произнесено первым. Так что бы оно сказало? Оно сказало бы: «Слава Тебе, Сотворившему всё! Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе».
Оно и сейчас, дерево, – не имея ни языка, ни губ, но имея лишь ветви и листья – шумит ежедневно и ежечасно: «Слава Тебе, Сотворившему всё! Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе». Ветер дереву помогает. Как человек произносит членораздельные звуки при помощи выдыхаемого воздуха, так и деревья молятся с помощью ветра, движущего листья и перебирающего ветви. Вот почему хорошо молиться в лесу – там ты молишься не один. Вместе с тобой молится всё, что дышит, молится «всякое дыхание». А деревья именно дышат, больше всех дышат. Они – легкие планеты. Они дышат и по-своему молятся. Но если не молится человек, созданный, чтобы молиться, то дерево удивляется. Оно, качая ветвями, шепчет: «Мне бы твои уста, мне бы твой ум и язык. Я бы тогда молилось по-твоему, по-человечески». Так, еще прежде Страшного Суда, человека, который не славит Бога, шелестом ветвей своих ежедневно укоряют деревья.
Если бы был язык у камней, что бы сказали камни? «Слава Богу, создавшему всё!» – сказали бы камни. И даже если бы нужно было им растрескаться, чтобы это сказать, камни пошли бы на жертву ради осмысленных звуков. «Нас кладут иудеи на могилы вместо цветов; из нас можно строить жилища и храмы. Одним из нас, метко пущенным из пращи, Давид однажды поразил Голиафа. Благодарим Тебя, Боже, за всю ту честь, которой Ты нас почтил», – еще сказали бы они. Человек может быть камнем, а камень может заменить человека. Об этом говорит Писание. «Не думайте говорить в себе: “отец у нас Авраам”, ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму» (Мф. 3: 9). Так обращался Предтеча к лукавым людям, приходившим послушать покаянную проповедь. И когда в день входа в Иерусалим Христос приблизился к подножию горы Елеонской, множество учеников стало славить Его в выражениях, подобающих одному только Мессии. Фарисеи тогда сказали Христу, чтобы повелел ученикам замолчать. А Он ответил: «Сказываю вам, что если они умолкнут, то камни возопиют» (Лк. 19: 40). Так камень способен заменить собою человека с замершими на молитву устами и отвердевшим сердцем. Камни знают об этом и ждут: не дастся ли им уже благодать членораздельно прославить Бога? Еще сегодня мы ногами отбрасываем их с дороги, но завтра, если мы совсем перестанем молиться, камень скажет: «Не тронь меня. Ты забыл Творца и не славишь Его. Достоинство твое отошло ко мне».
Птица села на подоконник у меня за окном и вертит быстрой своей головкой, как будто зовет обратить на себя внимание. Что бы сказала она, когда бы умела изъясняться по-нашему? «Я одна из певчих лесного хора. Каждое утро мы с сестрицами встречаем восход солнца совместной молитвой. Мы с сестрицами поем Тому, Кто создал солнце. Поем без регента и без нот. Но так весело-весело поем. Пусть наши птичьи мозги понимают немного, но это они понимают. Бога нужно прославить пением. Пением. Пением нужно прославить Бога. А ты? А ты почему не молишься? Почему? Почему ты не молишься? Почему?» Так она вертит головкой туда и сюда, то одним, то другим черным глазком косясь на меня через окно. И камни на улице, и деревья ближайшего сквера согласны с ее словами. Потом она улетает, а слова ее не оставляют меня. И ночью, подходя к окну, я слышу, как звезды шепчут: «Мы – лампады. Это наше небесное послушание. Мы мерцаем в ответ на ночные молитвы».
То, что нам кажется мертвым, живет. Сами себе мы кажемся живыми, но об этом можно поспорить. «Человек создал меня, – говорит мне стул, – и я с радостью служу человеку. Так же делают стол, и чашка, и ваза. Но ты, человек, не служишь Тому, Кто создал тебя, и нам всем за тебя стыдно». Среди стыдящихся стульев, говорящих камней и молящихся деревьев живет человек. Иногда он подлинно мертв, хотя бреется перед зеркалом, напевая шлягер, зашнуровывает ботинки и слушает по радио новости. И он не считает камни живыми до тех пор, пока не вынужден будет к ним обратиться, как к людям. То есть пока не закричит человек «горам и камням: падите на нас и сокройте нас от лица Сидящего на престоле и от гнева Агнца; Ибо пришел великий день гнева Его, и кто может устоять?» (Откр. 6: 16–17).
Крику этому суждено раздаться, как говорит Откровение, после снятия шестой печати.
Протоиерей Андрей Ткачев
Источник: pravoslavie.ru