Рекомендуем
Тебе поем!
Время радости
29 марта, пятница
Религиозное образование
Актуальная информация
Изречения великих
Крест освятил вселенную; он рассеял тьму и возвратил свет, он потребил заблуждение; он собрал народы от востока и запада, севера и юга, и соединил их любовью в единую Церковь, в единую веру, в единое крещение.
Преподобный
Ефрем Сирин
Церковь и мир
в Ливадии проходит выставка «Царская семья. Любовь и милосердие» 21.01.2024
Проект «Общее Дело. Возрождение деревянных храмов Севера» приглашает на встречу в Москве 19.01.2024
В Москве завершился первый благотворительный фестиваль «Звезда Рождества» 17.01.2024
В Саратове фонд «Хорошие люди» при участии церкви открыл кризисный центр «Мать и дитя» 30.12.2023
25 лет назад в симферопольском храме Всех Святых был явлен Нерукотворный Образ Христа 29.12.2023
Священный синод принял документ о неприкосновенности жизни человека с момента зачатия 27.12.2023
Начался второй этап акции «Дари радость на Рождество» 26.12.2023
Свет Христов просвещает всех!
Молитвы
Последование
ко Святому Причащению
Акафист Сладчайшему Господу нашему Иисусу Христу
Акафист Пресвятой Богородице
Акафист Николаю Чудотворцу
Рекомендуем
«Зазимки»
Стихотворение Бориса Пастернака читает Александр Феклистов
Павел Флоренский. «Столп и утверждение Истины»
«Гляну в поле, гляну в небо...»
Стихотворение Сергея Есенина читает Сергей Безруков
«Таинство Евхаристии»
Фильм митрополита Илариона (Алфеева) из цикла «Человек перед Богом»
«И цветы, и шмели...»
Стихотворение Ивана Бунина читает Александр Голубев
Крещение Господне. Песнопения праздника
«Крещение»
Фильм митрополита Илариона (Алфеева) из цикла «Праздники»
«Святитель Николай»
Фильм митрополита Илариона (Алфеева) из цикла «Праздники»
«Снег идет»
Стихотворение Бориса Пастернака читает Александр Феклистов
«Царице моя Преблагая».
Исполняет Патриарший хор Храма Христа Спасителя (Б. М. Феоктистов).
«Слово».
Стихотворение Николая Гумилева. читает Константин Хабенский
«Обитель».
Фильм Аркадия Мамонтова
«Земле русская».
Cтихира Русским святым
«Христос».
Стихотворение Николая Гумилева читает Константин Хабенский
Протоиерей Александр Шмеман.
Зачем нужны святые
Митрополит Антоний Сурожский.
Почему я не боюсь смерти
«Исповедь, молитва и пост».
Фильм митрополита Илариона (Алфеева) из цикла «Человек перед Богом»
«Евангелие Достоевского».
Фильм митрополита Илариона (Алфеева)
«Русалим. В гости к Богу».
Документальный фильм
«Старцы и русская литература. Александр Пушкин».
Документальный фильм
«Родина».
Cтихотворение Михаила Лермонтова читает Сергей Шакуров.
«Наш век».
Стихотворение Федора Тютчева читает Георгий Тараторкин
«Монастырь».
Стихотворение Евдокии Ростопчиной читает Мария Порошина
«Женщины Библии».
Православная энциклопедия
«Великое славословие».
и другие песнопения
«О Страшном Суде».
Евангельские чтения
Хор братии Валаамского монастыря.
Регент хора иеродиакон Герман (Рябцев)
«Митрополит Антоний Сурожский».
Фильм из цикла «Проповедники»
«Святой Иоанн Кронштадтский».
Фильм Аркадия Мамонтова
«Глас веков».
Концерт хора Сергия Кривобокова
«Русская Православная Церковь в XIX веке».
Лекция Натальи Юрьевны Суховой
«Церковь».
Лекция протоиерея Вадима Леонова
«Горняя песнь».
Фильм о русском женском монастыре близ Иерусалима.
«Царице моя Преблагая».
Патриарший хор Храма Христа Спасителя
Полезные ссылки
Официальный сайт
Московского Патриархата
Официальный сайт
Липецкой митрополии
«Православие.ру»
Информационный портал
«Православие и мир»
Ежедневное интернет-СМИ
Синодальный информационный отдел
Русской Православной Церкви
«Фома»
Православный журнал
«Седмица.ру»
Православный сайт
«Православное христианство»
Каталог православных ресурсов сети Интернет
«Православное образование»
Синодальный отдел религиозного образования и катехизации
Отдел религиозного образования и катехизации Липецкой епархии
Радио Вера
светлое радио
Игумен Нектарий (Морозов). Чтобы трудное стало легким
Есть у меня хороший знакомый... Не человек, а самый настоящий генератор идей! И не каких-то пустых, из пальца высосанных, прекраснодушно-утопичных вроде желания одного литературного персонажа «построить мост через реку», а вполне реальных, полезных, оригинальных.
Многие из них претворяются в жизнь, находят конкретное воплощение усилиями других людей, «генератору» зачастую очень благодарных.
Но вот беда: когда надо что-то, пусть даже самое элементарное, сделать самому, он терпит сокрушительное фиаско: любая практическая деятельность для него является мукой, причиняет почти физическое страдание.
А вот другая картинка, совершенно правдивая, жизненная. Небольшой руководитель с определенной зоной ответственности и с рядом подчиненных. Этот человек всегда подобен белке в колесе: он все делает за всех, выполняя (без преувеличения) львиную долю работы своих сотрудников самостоятельно. Почему? Потому что ему проще все делать лично, нежели учить, а тем паче заставлять делать это тех, чьей обязанностью это является. А между тем его собственная обязанность — ставить задачи и контролировать их исполнение... И конкретно с ней справиться он никак не может.
Третий случай — также из области деловой или профессиональной деятельности. Тоже белка в колесе. Тоже редкостный трудяга, человек фантастически работоспособный и ревностный. Но все, что он делает, превращается в какую-то беспорядочную кашу, хаос, неразбериху, потому как он совершенно не в состоянии планировать свои дела. Когда только речь заходит о том, что нужно сесть и расписать, что и в какой последовательности необходимо выполнять, ему, кажется, физически становится плохо. И он лучше раз за разом будет сталкиваться с бедственными результатами неупорядоченности своей жизни, будет прилагать колоссальные и абсолютно излишние усилия к исправлению допущенных ошибок, только бы не заниматься этим самым планированием...
Что же это за беда такая, что за болезнь? Почему люди способные, может быть, даже талантливые, спотыкаются сплошь и рядом на какой-то ерунде, оказываются бессильными перед лицом совершенно ничтожных, казалось бы, препятствий?..
По собственному опыту мы знаем, что есть вещи, которые даются нам нелегко. Или даже с трудом. Или больше того — катастрофически трудны для нас. Знаем и другое: вещи эти не обязательно носят характер чего-то исключительного, тем паче сверхъестественного. Больше того — они могут быть совершенно заурядными, обыденными. Дело не в них, а в нас.
Подобные вещи не только заводят нас периодически в тупик, когда мы не знаем, что сделать, чтобы преодолеть-таки возникшую на нашем пути преграду и двинуться дальше, они превращают подчас в совокупность таких тупиков всю нашу жизнь. Но опять же — не в них дело...
***
Все то же самое касается не только работы, быта, личной жизни, но и христианской, церковной жизни. Одному легко трудиться, но тяжело дается молитва... И он трудится, пока не изнеможет, пока не окажется, что на молитву уже объективно нет времени. Другой, наоборот, целый день от молитвослова не оторвется, но палец о палец не ударит, даже если он не мирянин, а послушник, и возложенные на него обязанности — труд в полном смысле слова «во славу Божию». Кто-то с упоением будет читать жития святых, но ни в коем случае не прикоснется к Закону Божию, не говоря уже о катехизисе, чтобы узнать о своей вере самое необходимое.
Везде мы можем наблюдать это: человек предпочитает то, что ему делать проще (даже если это дело в действительности нелегкое), и бежит от того, что для него трудно (пусть даже на взгляд других людей это является пустяком, не стоящим разговора). Хотя именно наиболее трудное и есть в действительности наиболее важное: не по внешней, объективной значимости своей, а для самого человека. «Трудное» проявляет, обнаруживает какую-то глубинную, сокровенную слабость человека, «дефект», требующий исправления, парализующий, лишающий успешности всю прочую его деятельность, наносящий ущерб всей его жизни в целом. А достигается исправление лишь через преодоление «трудного», через преображение его в легкое.
Как совершается это преображение, которое обычно кажется нам практически недостижимым, но без которого не было бы тех, кого мы почитаем как святых, чьей жизни мы удивляемся и, более того, должны подражать?
Есть какой-то ключик, открывающий этот замок, какой-то секрет?
Он существует, и, как водится, весьма прост и даже самоочевиден.
Трудное нужно поставить на первое место, сделать его выполнение своей главной целью, настроиться: вот, сделаю сейчас раз, потом еще, еще, а потом привыкну — и станет легче. И так будет на самом деле! Главное — собраться и преодолеть себя в настоящий, конкретный момент.
Мне нужно встать и помолиться, хотя я уже засыпаю. Нужно. И ничего важнее этого в жизни для меня нет, ибо я уже много месяцев ложусь, так и не помолившись. И потому сегодня я наконец сделаю это.
Мне нужно подняться по звонку будильника и идти на работу или даже просто на кухню готовить завтрак, потому что сейчас самое важное — это. Почему? А потому, что я хронически этого не делаю, сплю «до упора», вследствие чего в храме вообще не бываю, с работы меня скоро уволят, а питаюсь я в основном какими-то прогорклыми чебуреками, которые покупаю в подземном переходе, отчего и не пощусь, и скоро окажусь в больнице с прободением язвы, потому что в принципе такое есть нельзя.
Мне нужно разобраться в накопившейся почте, в которой множество писем ждут ответа, а я изо дня в день откладываю это на потом. Из-за меня страдают люди, их частные и наши общие дела, люди на меня сердятся. И это тоже в данный момент самое важное, потому что именно сейчас мне этого категорически не хочется делать, а медлить вместе с тем уже больше нельзя...
Все «просто»: не откладывать трудное на потом, не обманывать этим «потом» самого себя, зная по опыту, что оно, скорее всего, обратится в «никогда». Верить: «противник», которого я одолею сегодня, завтра станет слабей, а я, наоборот, окрепну.
И не забывать при этом, что мы не просто хотим стать лучше и сильнее, не просто хотим научиться побеждать свои слабости. Мы делаем это в первую очередь ради Бога, ради того, чтобы эти слабости не отдаляли нас от Него. Тогда трудное еще скорее станет легким — с Его помощью.
Источник: pravoslavie.ru