Рекомендуем
Тебе поем!
Время радости
29 марта, пятница
Религиозное образование
Актуальная информация
Изречения великих
Крест освятил вселенную; он рассеял тьму и возвратил свет, он потребил заблуждение; он собрал народы от востока и запада, севера и юга, и соединил их любовью в единую Церковь, в единую веру, в единое крещение.
Преподобный
Ефрем Сирин
Церковь и мир
в Ливадии проходит выставка «Царская семья. Любовь и милосердие» 21.01.2024
Проект «Общее Дело. Возрождение деревянных храмов Севера» приглашает на встречу в Москве 19.01.2024
В Москве завершился первый благотворительный фестиваль «Звезда Рождества» 17.01.2024
В Саратове фонд «Хорошие люди» при участии церкви открыл кризисный центр «Мать и дитя» 30.12.2023
25 лет назад в симферопольском храме Всех Святых был явлен Нерукотворный Образ Христа 29.12.2023
Священный синод принял документ о неприкосновенности жизни человека с момента зачатия 27.12.2023
Начался второй этап акции «Дари радость на Рождество» 26.12.2023
Свет Христов просвещает всех!
Молитвы
Последование
ко Святому Причащению
Акафист Сладчайшему Господу нашему Иисусу Христу
Акафист Пресвятой Богородице
Акафист Николаю Чудотворцу
Рекомендуем
«Зазимки»
Стихотворение Бориса Пастернака читает Александр Феклистов
Павел Флоренский. «Столп и утверждение Истины»
«Гляну в поле, гляну в небо...»
Стихотворение Сергея Есенина читает Сергей Безруков
«Таинство Евхаристии»
Фильм митрополита Илариона (Алфеева) из цикла «Человек перед Богом»
«И цветы, и шмели...»
Стихотворение Ивана Бунина читает Александр Голубев
Крещение Господне. Песнопения праздника
«Крещение»
Фильм митрополита Илариона (Алфеева) из цикла «Праздники»
«Святитель Николай»
Фильм митрополита Илариона (Алфеева) из цикла «Праздники»
«Снег идет»
Стихотворение Бориса Пастернака читает Александр Феклистов
«Царице моя Преблагая».
Исполняет Патриарший хор Храма Христа Спасителя (Б. М. Феоктистов).
«Слово».
Стихотворение Николая Гумилева. читает Константин Хабенский
«Обитель».
Фильм Аркадия Мамонтова
«Земле русская».
Cтихира Русским святым
«Христос».
Стихотворение Николая Гумилева читает Константин Хабенский
Протоиерей Александр Шмеман.
Зачем нужны святые
Митрополит Антоний Сурожский.
Почему я не боюсь смерти
«Исповедь, молитва и пост».
Фильм митрополита Илариона (Алфеева) из цикла «Человек перед Богом»
«Евангелие Достоевского».
Фильм митрополита Илариона (Алфеева)
«Русалим. В гости к Богу».
Документальный фильм
«Старцы и русская литература. Александр Пушкин».
Документальный фильм
«Родина».
Cтихотворение Михаила Лермонтова читает Сергей Шакуров.
«Наш век».
Стихотворение Федора Тютчева читает Георгий Тараторкин
«Монастырь».
Стихотворение Евдокии Ростопчиной читает Мария Порошина
«Женщины Библии».
Православная энциклопедия
«Великое славословие».
и другие песнопения
«О Страшном Суде».
Евангельские чтения
Хор братии Валаамского монастыря.
Регент хора иеродиакон Герман (Рябцев)
«Митрополит Антоний Сурожский».
Фильм из цикла «Проповедники»
«Святой Иоанн Кронштадтский».
Фильм Аркадия Мамонтова
«Глас веков».
Концерт хора Сергия Кривобокова
«Русская Православная Церковь в XIX веке».
Лекция Натальи Юрьевны Суховой
«Церковь».
Лекция протоиерея Вадима Леонова
«Горняя песнь».
Фильм о русском женском монастыре близ Иерусалима.
«Царице моя Преблагая».
Патриарший хор Храма Христа Спасителя
Полезные ссылки
Официальный сайт
Московского Патриархата
Официальный сайт
Липецкой митрополии
«Православие.ру»
Информационный портал
«Православие и мир»
Ежедневное интернет-СМИ
Синодальный информационный отдел
Русской Православной Церкви
«Фома»
Православный журнал
«Седмица.ру»
Православный сайт
«Православное христианство»
Каталог православных ресурсов сети Интернет
«Православное образование»
Синодальный отдел религиозного образования и катехизации
Отдел религиозного образования и катехизации Липецкой епархии
Радио Вера
светлое радио
Игорь Орлов. Проблема сектантского мышления, как феномен разрушения целостного сознания человека и общества эпохи постмодернизма
Пленарный доклад регионального этапа XXIV Международных Рождественских образовательных чтений
«О, братие! Вы стали глухи к гласу Божественной любви, вследствие того, что стали забывать о Небе и думаете лишь о земном». Свят. Феофан Полтавский, Новый Затворник.
Постмодернизм (англ. postmodernism, нем. Postmodernismus, фр. postmodernisme) – широкое культурное течение, в чью орбиту в последние два десятилетия XX в. попадают философия, эстетика, искусство, наука. Постмодернистское умонастроение несет на себе печать разочарования в идеалах и ценностях Возрождения и Просвещения с их верой в прогресс, творчество разума, безграничность человеческих возможностей. Общим для различных национальных вариантов П. можно считать его отождествление с эпохой «усталой», «энтропийной» культуры, отмеченной эсхатологическими настроениями, эстетическими мутациями, диффузией больших стилей, эклектическим смешением художественных языков. Рефлексия по поводу модернистской концепции мира как хаоса выливается в игровое освоение этого хаоса, превращая его в среду обитания современного человека. Постмодернизм прошел долгую фазу первичного формообразования (в самых различных сферах искусства: литературе, музыке, живописи, архитектуре и проч.), и лишь с начала 80-х гг. был осознан как обще-эстетический феномен западной культуры и теоретически отрефлексирован как специфическое явление. Философско-эстетической основой П. являются идеи фр. пост-структуралистов и пост-фрейдистов о деконструкции (Ж. Деррида), языке бессознательного (Ж. Лакан), шизо-анализе (Ж. Делёз, Ф. Гваттари), «концепция иронизма» и семиотики У. Эко и американского нео-прагматика Р. Рорти. В США произошел расцвет художественной практики П., оказавшей затем воздействие на европейское искусство. В «силовое поле» постмодернистской культуры попали пост-неклассическая наука и окружающая среда. Эстетика П. принципиально анти-систематична, адогматична, чужда жесткости и замкнутости концептуальных построений. Ее символы — лабиринт. Теория деконструкции отвергает классическую гносеологическую парадигму репрезентации полноты смысла, «метафизики присутствия Абсолюта», перенося внимание на проблему отсутствия Первосмысла, всего трансцендентального. Подобный сдвиг привел к модификации основных эстетических категорий. Возвышенное замещается удивительным, трагическое — парадоксальным. Центральное место в эстетике П. занимает комическое: иронизм становится смыслообразующим принципом мозаичного постмодернистского искусства. Постмодернистские принципы философского маргинализма, открытости, описательности, безоценочности ведут к дестабилизации классической системы ценностей.
Сам по себе постмодернизм явление неопределенное, размытое, с неясными мировоззренческими установками, с плохо просматриваемыми сюжетными линиями и другими подобными характеристиками. Одни видят в постмодернизме современные высокие технологии, а другие - прямо противоположное, конец всякого технологизма и его идеологического выражения технократизма, наступление эпохи экологов, "зеленых", альтернативников, натуропатов, неоязычников. Точнее всего, постмодернизм — это какое-то настроение, возбужденное состояние ума, в первую очередь творческой интеллигенции, интеллектуальной элиты, и широкой культурной общественности. К. Хабермас назвал его эмоциональным течением, проникшим во все поры современной интеллектуальной жизни. Х. Агнес и Ф. Ференц выражают суть постмодернизма как общего культурного движения одной фразой: "Все пройдет". Можно протестовать против всего и вся или, напротив, совсем соглашаться, можно чувствовать себя непринужденно в любом обществе или, наоборот, страдать от одиночества, некоммуникабельности, общей не уютности бытия. Постмодернизм называют еще пост-просвещением. Некоторые авторы представляют постмодернизм в качестве последней стадии модернизма или, по примеру Ф. Джеймсона, как "логику культуры позднего капитализма" [1, с.28]. Сторонники постмодернизма считают, что новоевропейская рациональность оказалась в итоге совершенно несостоятельной, что все ее притязания: и на открытие законов, и на универсальность, и на прогресс, но главное — на руководство человеческой жизнью, ее обустройством - так и остались на уровне притязаний, пустых заявок, несбывшихся надежд. Утверждение обернулось отрицанием, отрицание — утверждением. Согласно постмодернизму, все знание вырастает из ограниченных, относительных позиций или перспектив познающих субъектов. Современная культура оказалась в итоге совершенно несостоятельной, все ее притязания: и на открытие законов, и на универсальность, и на прогресс обернулись для современной цивилизации системным кризисом. Наиболее известными исследователями П. являются Бодрийар (Франция), Дж. Ваттимо (Италия), В. Велш, X. Кюнг, Д. Кампер, Б. Гройс (Германия), Д. Барт, У. Джеймс, Ч. Дженкс, Рорти, А. Хайсен, И. Хассан (США), А. Крокер, Д. Кук (Канада), В.В. Бычков, И.П. Ильин, В. Курицын, В.А. Подорога, М.К. Рыклин, М. Эпштейн, А. Якимович, Б. Ямпольский (Россия), М. Роз (Австралия), М. Шульц (Чили). К принципиальным критикам П. принадлежат Ф. Джеймисон, А.И. Солженицын, Хабермас.
Какова же природа этого «нового века» с точки зрения православной духовной традиции? Постмодернизм, который многие исследователи называют «пост-христианством», есть период времени, следующий за революционной эпохой воинствующего атеизма (нигилизма). Задача воинствующего нигилизма заключалась в разрушении христианского общества и насильственном изменении христианского сознания, и эта задача была практически завершена в 70-ые гг. прошлого века. Сатанинская революция, как считал о. Серафим (Роуз), перешла из фазы агрессии, в новую, более «милостивую», постмодернистскую фазу. Уже никто не запрещает посещать многочисленные «церкви», никто агрессивно не отрицает существования некой абстрактной «Высшей Силы», миллионы вчерашних воинствующих атеистов бросились искать какую-то «духовность». Другими словами, поскольку бог нигилизма (атеизма) – это пустота (ничто), постольку он требует заполнения своего вакуума (духовной пустоты). Человек измученный голым реализмом и материализмом начинает усиленно искать нечто «духовное, мистическое и таинственное», при этом, практически не интересуясь православным пониманием Абсолютной Истины. Православие для людей постмодерна слишком «устарело», его следует заменить (или обновить) на какую-то «новую духовность». О наступлении такой фазы сразу поле эпохи воинствующего атеизма, пророчески писал еще Ф. М. Достоевский в своем романе «Бесы». Так, Кириллов, наиболее крайний представитель «бесов» восторженно вещает своим последователям: «Тогда новая жизнь, новый человек, все новое… Тогда историю будут делить на две части: от гориллы до уничтожения Бога и от уничтожения Бога до…перемены земли и человека физически».
Влияние тысячелетней христианской традиции уже уничтожено революционной эпохой нигилизма, и воинственный атеизм уступил место другому, более «конструктивному» движению, действующему на основе «новых духовных» мотивов, «позитивных духовных» практик, обещающих здоровье, богатство и безоблачное счастье. Если смотреть на проблему с такой, православной точки зрения, то становиться понятным тот факт, почему в эпоху постмодернизма тысячи образованных, умных и на вид благополучных людей позволяют втягивать себя в бесчисленные и порой совершенно дикие религиозные культы. Только отсутствие целостного православного взгляда на мир у современного человека и объясняется тот тотальный контроль над жизнью своих последователей, которым обладают псевдорелигиозные организации. Именно неагрессивным, но постоянным разрушением целостного православного религиозного сознания сектанты добиваются полной покорности и преданности своих членов. Вопреки распространенным мифам, массовый гипноз, «промывание мозгов» и применение физической силы здесь не при чем. Гораздо чаще приемы психологического кодирования сочетаются с эффективными маркетинговыми методами и добротной рекламой. Секрет успешности религиозно-мистических организаций прост. Они используют три основные потребности каждого современного человека: потребность в общности, структурированности и значимости для окружающих. В постмодернистском обществе, лишенном христианского Абсолюта (личности Христа), очень распространен вирус одиночества. Потребность в общности - это нечто большее, нежели обычное желание эмоциональных отношений с другими людьми. Она требует и крепких связей преданности между индивидуумами и организациями. Все мы хотим принадлежать чему-то большему и лучшему, нежели мы сами. Кстати, это понимают и применяют во многих коммерческих компаниях, службы персонала которых прилагают усилия для культивирования «корпоративного духа». Сегодня чувство общности - это дефицит. А современные религиозные культы, в первую очередь, предлагают одиноким людям свое «искреннее» внимание к их проблемам. Новичок всегда подвергается «артобстрелу любовью». Эти неожиданные сердечность и внимание так высоко ценятся, что члены культов часто предпочитают отказаться от контактов со своими семьями и бывшими друзьями, жертвуют заработанные на протяжении всей жизни деньги, отказываются от наркотиков и даже от секса. Культы и секты также продают и нечто большее, чем чувство общности. Они предлагает структурирование окружающей действительности. Американский психиатр Г. Сухдео пишет: «Современное общество так богато альтернативами, а люди вынуждены так много из чего выбирать, что часто не способны эффективно принять свои собственные решения. Они хотят, чтобы другие решали за них, а они будут следовать за ними. Часто люди готовы существенно ограничить свою свободу, лишь бы принести какую-то определенность в свою жизнь». Последний жизненно важный продукт, который продают религиозные культы и тоталитарные секты - это «значимость», осмысленность существования. Каждый культ имеет свою собственную версию реальности - религиозную, политическую, культурную. Те, кто живет во «внешнем мире» и неспособны принять ценность секты, объявляются либо заблуждающимися, либо «слугами сатаны». Для тоталитарных культов «Мы» — это всегда «настоящие люди», тогда как «они» - не совсем люди (полулюди, недочеловеки, «заблудшие», «слуги дьявола» и т.п.) В связи с этим всем деструктивным культам присуща политика «двойных стандартов». «Во имя дела Бога надлежит скрывать правду от Божьих врагов» - характерный лозунг всех деструктивных учений. Он присущ мунистам, мормонам, Свидетелям Иеговы, кришнаитам, «Белому братству», саентологам, сатанистам и сотням менее известных культов. Четко разграничивается информация для «внешнего» и для «внутреннего» пользования. Можно сравнить содержание журналов «Сторожевая башня» (для всех) и «Наше царственное служение» (для «своих»), которые можно найти в библиотеках. Они издаются «Церковью Свидетелей Иеговы».
Для вербовки последователей используются разнообразные методы психологического влияния. Ф. Зимбардо и М. Лайппе в своей книге «Психология изменения установок и социальное влияние» приводят их перечень, типичный для большинства деструктивных культов и тоталитарных сект:
Технология “Step by step” — небольшая уступка, на которую соглашается вербуемый, влечет за собой все более и более существенные уступки: «приходи к нам — проведи у нас выходные — останься еще на недельку — отдай нам свои деньги». Новичка постоянно уверяют, что принятие идеологии секты наилучшим образом решит любые его личные проблемы.
Сила групповой динамики. Здесь имеют значение и количество, и личное обаяние, и обходительность членов общины, вступающих в личный контакт с посвященным. Немаловажное значение имеет сексуальность — часто к новичкам специально приставляются привлекательные представители противоположного пола.
Отсутствие возможности протестовать или спорить: новичка постоянно пичкают все новой и новой информацией, занимают различными мероприятиями, он никогда не остается наедине с собственными мыслями.
Позитивное подкрепление: улыбки, вкусная пища, внимание и забота, уделяемые гостю общины и т.п. Подкрепляется и одобряется не любое поведение новичка, а только желательное.. В какой-то момент человек начинает понимать, что если он и дальше хочет, чтобы его окружали сердечность и внимание, он должен начать говорить и вести себя так, как хотят его новые друзья. А дальше вступает в силу один из законов социальной психологии — внешние действия постепенно становятся внутренними убеждениями. У новичков складывается впечатление о спонтанности своих эмоций, добровольности поведения. Все психологические изменения интерпретируются ими как признаки «духовного выздоровления»
«Бомбардировка любовью» обычно проводится в специальных психологических условиях - вдали от семьи, от близких и друзей. Скрытно ведется наблюдение за новичками, их проверка, тестирование, оценка. Обычно каждый новичок становится после первого визита объектом глубокого изучения. Вербовщики, миссионеры, проповедники, руководители общин высказывают мнения, иногда противоречивые, по каждому конкретному случаю. Ведутся специальные картотеки. Фиксируются изменения в поведении. Определяются перспективы и целесообразность дальнейших контактов. Дело не в том, чтобы распахнуть ворота секты перед всеми «божьими детьми», а в том, чтобы вербовать крестоносцев. Все секты и тоталитарные культы систематически избавляются под разными предлогами от сочувствующих, но не обладающих нужными качествами лиц. Это - один из самых главных секретов, о котором очень не любят говорить представители данных организаций. Вербовщики, работающие на улицах и ходящие по домам, должны направлять в центры только «позитивных» — подходящих, специально отобранных лиц.
Из воспоминаний бывшего члена «Церкви Единения»: «Мы охотились за «идеальным новопосвященным». Он должен был примерно соответствовать следующему описанию: от восемнадцати до двадцати четырех лет, серьезный, оптимист, идеалист, верующий, с крепким здоровьем, ищущий истину и смысл жизни, с открытым характером, холостяк, не имеющий крепких связей с семьей, постоянного жилья, профессии. Но мы подходили и к другим людям, к примеру, к богатым посетителям в холлах роскошных гостиниц, к деловым людям». Рассказ бывшего сайентолога: «Мы никогда не обращались к больным, беднякам, отбросам общества. У них - больной дух и они не годятся для выполнения миссии. Нам говорили, что ими мы будем заниматься позже. Прежде всего, следовало набрать энергичных людей». Каждому культу нужны рядовые солдаты, готовые к самопожертвованию ради «пророка», но победы немыслимы без привлечения в свои ряды генералов, уже занимающих нужные посты в цитадели, которую нужно покорить.
Обычно представители социальной элиты общества официально не входят в состав «семьи». Гораздо чаще они возглавляют дочерние организации и предпочитают не афишировать свои связи, особенно финансовые, с представителями того или иного культа. Организации-ширмы имеют чаще всего нейтральные названия («Общество борьбы за мир», «Нарконон - общество борьбы с наркотиками, » «Международный общественный фонд», «Ассоциация за прогресс» и т.п.) и выполняют ряд функций. Во-первых, прикрывающие организации маскируют религиозное или экстремистское содержание культа, чтобы преждевременно не отпугивать потенциальных членов. Во-вторых, они служат инструментом влияния на общественное мнение и лоббируют во властных структурах интересы своих настоящих руководителей. На сегодняшний день в странах СНГ действуют более 150 фондов, объединений, ассоциаций, которые фактически являются филиалами различных организаций религиозно-мистического толка. Много таких филиалов у «Церкви Саентологии», у «Церкви Единения», «Церкви Христа», «Детей Бога», «Общества Трансцедентальной медитации». Последнее даже имеет в ряде стран собственную политическую партию - «Партию естественного закона». Эти и другие культы на самом деле являются транснациональными бизнес-корпорациями с жестко контролируемой организационной структурой, каждой из которых принадлежат сотни предприятий, газет, журналов и которые имеют храмы или филиалы в большинстве крупных городов мира.
Если проанализировать все многообразие «духовных практик» многочисленных сект эпохи постмодерна, то несложно заметить некую общую концептуальную составляющую, которую можно охарактеризовать – «суперчеловек» (человек будущего). Современный человек устал, духовно истощился под гнетом многочисленных удовольствий. Царство Христово слишком далеко для него, а православный христианский пут слишком труден и узок. Человек постмодерна настолько «теплохладен» (равнодушен) к христианской Истине, что даже не отрицает ее, поскольку все его внимание привязано к этому чувственному миру удовольствий. В современном мире, постоянно балансирующем на краю войны и мира, богатства и нищеты, страха и удовольствия, все чаще появляется желание с помощью различных (но не христианских) «духовных» практик создать неких «духовных гигантов», чье слов хотя и не православное, но очень зажигательно. Благие намерения современного человека (потерявшего традиционное церковное мировосприятие) легко попадают мимо цели, воспаленные «видения и откровения», которые воспринимаются за некое «более глубокое» христианство, являются видениями правления будущего антихриста, сатанинскими извращениями и подделками Божьего Царства. Выработанные длительной эпохой революционного нигилизма – ненависть, гордость, бунтарство, несогласие, насилие, необузданность – все эти свойства не могут исчезнуть вдруг чудесным образом. Они трансформируются в различные практики псевдо-христианской «духовности» многочисленных сект, углубляясь и развиваясь уже под прикрытием «нового христианства». Сатанинский дух, дух ада всегда скрывается под личиной «добра» в этом мире, а его ловушки (многочисленные секты и сообщества) расставлены вдоль широкого и толерантного современного общественного пути. Многие секты, такие как Церковь Объединения Муна, «Свидетели Иеговы», сайентология Рона Хаббарда, и другие, являются крупными промышленными и финансовыми «империями», стремящимися получить власть над социумом. Например, «Манифест Варнашрамы», один из документов «Международного общества сознания Кришны», пишет о грядущем обществе «победившего кришнаизма» как об обществе кастовом, разделенном на сверхчеловеков – кришнаитов и рабов-шудр, которым предназначен тяжелый и беспросветный труд, а всемогущая элита будет решать, например, к какому сословию будет принадлежать новорожденный младенец. «Свидетели Иеговы» вещают о необходимости устроения «нового мирового порядка» возглавляемого «единым правительством», состоящим только из членов этой секты. Кореец Мун, основатель секты Церковь Объединения, прямо говорит о том, что его должны принять все правительства мира как своего господина и т. д.
Однако, если историческим концом постмодерна должен стать «новый мировой порядок» (царство антихриста), то значит его конец лежит за пределами этого земного «счастья», его предел – ад, то есть окончательное поражение дела сатаны. Сегодня, когда люди стали так слабы, что не могут смотреть Правде в глаза, не стоит Церкви потакать им, смягчая реальность происходящего и реальность будущей жизни. Для большинства людей постмодерна ад – это метафора, не нуждающаяся в утверждении или отрицании, облеченная в утешительные иллюзии и надежду на «прекрасное» будущее. Эти люди ничего не узнают об аде, пока сами не окажутся в нем. Следует лишь напомнить им прекрасные слова о. Серафима (Роуза): «Бог призвал нас не к современным «небесам» покоя и сна, но к полной обожествляющей славе сынов Божиих, и если мы, которых Бог считает достойными этого, отвергаем Его призвание, тогда для нас лучше адское пламя, мука, служащая последним и ужасным доказательством высокого призвания человека и Божественной негасимой любви ко всем человекам, чем ничто, на которое уповают нигилисты и маловеры нашей эпохи. Человек достоин только ада и никак не менее, если он не достоин Небес».
Орлов И. И.
Доктор искусствоведения, профессор ЛГТУ, академик Российской Петровской академии наук и искусства Санкт-Петербурга, академик Международной и Европейской академий естественной истории (IANH and EANH(), почетный доктор наук «Doctor of Science, Honoris Causa» IANH (Unated Kingdom - Lоndon), заслуженный работник науки и образования, член творческого Союза дизайнеров РФ.