Frontpage Slideshow | Copyright © 2006-2011 JoomlaWorks Ltd.

Архиерейские богослужения

19 января, пт, 0:00
Христо-Рождественский кафедральный собор

24 января, ср
Храм иконы Божией Матери «Взыскание погибших»

4 февраля, вс
Никольский храм

Изречения великих

Пришел Господь, и ту светлость и славу, какие погубил Адам преступлением заповеди, возвратил ему крещением.

Преподобный
Ефрем Сирин

Свет Христов просвещает всех!

Книги Нового Завета

Евангелие от Матфея

Евангелие от Марка

Евангелие от Луки

Евангелие от Иоанна

Первое послание
к Коринфянам

апостола Павла

Молитвы

Молитвы утренние

Молитвы на сон грядущим

Шестопсалмие

Псалтирь

Иисусова молитва

Последование
ко Святому Причащению

Акафист Сладчайшему Господу нашему Иисусу Христу

Акафист Пресвятой Богородице

Акафист Николаю Чудотворцу

Рекомендуем

«Рождество».
Фильм митрополита Илариона (Алфеева)

Акафист Рождеству Христову.

«Рождество Христово».
Мультфильм Михаила Алдашина

«Эта ночь святая – эта ночь спасенья».
Исполняют сестры Свято-Елисаветинского монастыря

«Записки паломницы. Вифлеем».
Литературный очерк Тамары Романовой

Святитель Иоанн Златоуст о посте

«Введение во храм».
Фильм митрополита Илариона (Алфеева) из цикла «Праздники»

«Слава Богу за все! Крестный путь Иоанна Златоуста».
Документальный фильм

Храм Покрова на Нерли.
Аэросъемка

«Гонения на Церковь в России ХХ века».
Фильм митрополита Илариона (Алфеева) из цикла «Церковь в истории»

«Царство Небесное».
Передача из цикла «Православная энциклопедия»

«Покров».
Фильм митрополита Илариона (Алфеева) из цикла «Праздники»

Акафист преподобному Сергию Радонежскому

«Крестовоздвижение».
Фильм митрополита Илариона (Алфеева) из цикла «Праздники»

«Кресту Твоему поклоняемся, Владыко...».
Исполняет хор Сретенского ставропигиального мужского монастыря (г. Москва)

«Рождество Богородицы».
Фильм митрополита Илариона (Алфеева) из цикла «Праздники»

«Царица Небесная. Богоматерь Владимирская».
Документальный фильм

«Успение Пресвятой Богородицы».
Фильм митрополита Илариона (Алфеева) из цикла «Праздники»

«Церковная иерархия».
Лекция протоиерея Владимира Цыпина

«Значение и устройство православного храма».
Лекция протоиерея Игоря Фомина

«Вознесение».
Фильм студии «Неофит» из цикла «Лето Господне»

«Личность Иисуса Христа».
Лекция священника Андрея Рахновского

«Московская духовная академия».
Документальный фильм

«Старцы. Архимандрит Кирилл Павлов».
Фильм студии «Неофит»

«Какими чистыми устами...».
Сестринский хор Свято-Тихоновского Преображенского женского монастыря

«О богословии».
Лекция протоиерея Вадима Леонова

«Отец Николай Гурьянов».
Фильм из цикла «Старцы»

«Святейший Патриарх Кирилл в Задонской обители».
Документаьный фильм

«Афон. Обитель Богородицы».
Фильм Аркадия Мамонтова

«Искупление».
Лекция протоиерея Вадима Леонова»

«По Крестному пути Спасителя. Иерусалим. Страстная Пятница». Литературный очерк Тамары Романовой

«Богородица и святые»
Фильм митрополита Илариона (Алфеева) из цикла «Человек перед Богом»

«Первые монахи и монастыри Египта»
Лекция иеромонаха Иринея (Пиковского)

«Кресту Твоему поклоняемся, Владыко...»
Песнопение

«О богословии»
Лекция протоиерея Вадима Леонова

«Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)»
Фильм из цикла «Старцы»

«Закат Византийской империи»
Лекция Павла Кузенкова

«Золотой век святоотеческой письменности»
Лекция Георгия Бежанидзе

«Не забывайте небо». Интервью c митрополитом Липецким и Задонским Никоном

«Первые монахи и монастыри Египта»
Лекция иеромонаха Иринея (Пиковского)

Полезные ссылки

Музыка говорит о Боге. И о человеке

Наша жизнь должна быть симфонией, а сами мы – музыкальным инструментом, играющим хвалебную песнь для Творца.

Музыка говорит о Боге. Это не моя мысль, нет. Знаменитый Курт Воннегут писал: «Если когда-нибудь я все же умру – не дай Бог, конечно – прошу написать на моей могиле такую эпитафию: “Для него необходимым и достаточным доказательством существования Бога была музыкаˮ».

Интересно, что автор приведенных строк не был ни музыкантом, ни богословом. Однако в сердце американского писателя-сатирика родились слова, которые теперь часто повторяют и музыканты, и богословы. Значит, сказал истину. Мир его душе.

Да, музыка свидетельствует о Боге – но она говорит также и о человеке. Прежде всех это заметило христианство. Именно Церковь Христова впервые заговорила о человеке как о музыкальном инструменте, цель которого состоит в прославлении Творца.

Подобный взгляд можно найти уже у древних церковных писателей. Например, Климент Александрийский предлагал толковать музыкальные инструменты, упоминаемые в книге Псалтирь, аллегорически. «Звук трубный» – это напоминание о воскресении мертвых; псалтирь – человеческий язык; цитра – уста; тимпан — Церковь; орган – тело, а струны – телесные нервы», – писал он (Педагог 2, 4).

Святитель Григорий Нисский в своем трактате «О надписании псалмов» отмечал, что окружающий мир есть симфония, а человек в нем – малая вселенная. Поэтому все силы человеческой души должны звучать слаженно, подобно тому, как хорошо звучит инструмент с правильно натянутыми струнами.

Святитель Иоанн Златоуст хоть и осуждал игру на музыкальных инструментах как элемент языческого искусства, тем не менее, писал: «…Если захочешь, можно сделать самого себя псалтирью, умертвив члены плотские и настроив свое тело согласно с душой» (Беседа на Пс. 41). «Как иудеям заповедано было славить Бога всеми музыкальными инструментами, так и нам повелевается славословить Его всеми членами: глазами, языком, слухом и руками... Тогда человек делается благозвучной псалтирью, вознося Богу самую стройную и духовную песнь» (Беседа на Пс. 150).

Византийский богослов Евфимий Зигабен в своем фундаментальном труде «Толковая Псалтирь», рассматривая образ псалмопевца (т. е. человека, играющего на псалтири и поющего псалом), говорит: «В высшем смысле под руками мы должны разуметь деятельную добродетель, которая составляет, как бы орган, добродетельную, стройную и согласную сама с собою жизнь, а под перстами – умозрительнейшие начала и причины, как составляющие в виде псалтири, умственный суд разума, который получает свыше от божественной благодати вдохновение и (как бы) бряцание, и при помощи высшего начала, т. е. Св. Духа, составляет песни». В самих же песнях богослов прозревает следующее: «Если бы мы, напрягая силы нашего тела, подобно струнам настроенной псалтири, стали некоторым образом слегка касаться до них добрыми нашими делами… и явились таким образом совершителями (нового) доброго и вполне согласного (с прежнею нашею деятельностью) поступка, хотя бы и не достигли еще на этот раз до высшего созерцания; то вот это, по законам наведения, был бы псалом» (Толковая Псалтирь, гл. 1).

Прекрасный образ, не правда ли? Ум, просвещенный благодатью, прикасается к силам человеческого тела, для творения добрых дел. Одна добродетель гармонирует с другой, и получается многоголосная песнь Богу. Такой взгляд на предназначение человека подарило миру христианство.

Подобный образ встречается даже в трудах нехристианских мыслителей-философов нового времени. Например, Шопенгауэр в «Афоризмах житейской мудрости» говорил, что умный человек напоминает рояль. Под умелыми пальцами рояль способен звучать, как оркестр – так же в развитом человеке  звучит своеобразная симфония из прекрасных мыслей (голосов), переплетающихся друг с другом. Глупый же похож на грубую дудку из рогового оркестра. Сам по себе он не может сыграть ничего красивого, если только не соединится с другими голосами. 

Итак, музыка говорит и о Боге, и о человеке. Творец создал вселенную, полную образов для памяти о Нем и необходимости человека встречи с Ним. Приходят на ум строки из любимого писателя:

«Воздух похож на Бога. Он всегда рядом, и его не видно. То, насколько он нужен, узнаешь, когда его не хватает.

Солнце похоже на Бога. Оно может и греть, и сжигать. На его огненный диск нельзя смотреть без боли. Все живое тянется к нему. Все живое пьет его силу.

Море похоже на Бога. Когда оно прозрачно и ласково, это похоже на нежность Большого к маленькому. Когда оно бушует и пенится – с ним нельзя спорить» (1).

Как здорово сказано. И как хорошо, что есть люди, которым и воздух, и море, и солнце шепчут о Господе. А мы к светлым заметкам современного проповедника прибавим и нашу мысль: музыка говорит и о Боге, и о человеке. И если мы слышим где-то вдали музыку, пусть она напомнит нам, что наша жизнь должна быть симфонией, а сами мы – музыкальным инструментом, играющим хвалебную песнь для Творца.

 

Примечание:
1) Из книги протоиерея Андрея Ткачева «Лоскутное одеяло». – Эл. ресурс: http://www.andreytkachev.com/loskutnoe-odeyalo/

Сергей Комаров

Источник: pravlife.org

 

Оратория митрополита Илариона (Алфеева) «Страсти по Матфею»

«Благословенная Оптина». Песнопения братии древней обители

«Великое славословие» и другие духовные песнопения (Московский академический камерный хор Владимира Минина)