Frontpage Slideshow | Copyright © 2006-2011 JoomlaWorks Ltd.

Архиерейские богослужения


6 февраля, чт

Покровский храм

18 февраля, вт
Храм иконы Божией Матери «Взыскание погибших»

22 февраля, сб
Христо-Рождественский кафедральный собор

Изречения великих

Только с сердцем, полным любви, можно обличать грехи другого человека.

Преподобный
Гавриил (Угребадзе)

Свет Христов просвещает всех!

Книги Нового Завета

Евангелие от Матфея

Евангелие от Марка

Евангелие от Луки

Евангелие от Иоанна

Первое послание
к Коринфянам

апостола Павла

Молитвы

Молитвы утренние

Молитвы на сон грядущим

Шестопсалмие

Псалтирь

Иисусова молитва

Последование
ко Святому Причащению

Акафист Сладчайшему Господу нашему Иисусу Христу

Акафист Пресвятой Богородице

Акафист Николаю Чудотворцу

Рекомендуем

«Паломничество в Бари».
Документальный фильм

«Бог».
Стихотворение Дмитрия Мережковского читает Владимир Зайцев.

«Русь еще жива...».
Документальный фильм Валентины Матвеевой, посвященный творчеству иеромонаха Романа (Матюшина).

«Богородице, Дево, радуйся!».
Сергей Рахманинов

«Значение и устройство православного храма».
Лекция протоиерея Игоря Фомина

«Исповедь, молитва и пост »
Фильм митрополита Илариона (Алфеева) из цикла «Человек перед Богом»

«Бог»
Стихотворение Дмитрия Мережковского читает Владимир Зайцев

«Горняя песнь»
Фильм о русском женском монастыре близ Иерусалима

«И цветы, и шмели...»
Стихотворение Ивана Бунина читает Александр Голубев

Пасхальные песнопения

«Русалим. В гости к Богу»
Документальный фильм

Песнопения Великого Поста

Евангелие о посте

Преподобный Иоанн Лествичник об унынии и лености

«Кресту Твоему поклоняемся, Владыко...»
Исполняет хор Сретенского ставропигиального мужского монастыря (г. Москва)

«Святитель Григорий Палама и споры о богопознании».
Лекция доцента, кандидата богословия игумена Даниила (Шленова)

«Богословие иконы».
Лекция митрополита Илариона (Алфеева)

«Мой ангел».
Стихотворение Афанасия Фета читает Сергей Чонишвили

«О Страшном Суде».
Евангельские чтения

«Свете тихий».
Стихотворение Поликсены Соловьёвой читает Екатерина Васильева

«О Мытаре и Фарисее».
Евангельские чтения

«Сретение».
Фильм Илариона Алфеева из цикла «Праздники»

Стихотворение Иосифа Бродского «Сретенье» читает протоиерей Александр Шмеман.

«Блаженная Ксения Петербургская».
Документальный фильм

«Симон-Петр».
Фильм из цикла «Апостолы»

«Крещение Господне».
Фильм студии «Неофит»

«Рождество Христово. Поклонение волхвов. Крещение Господне».
Лекция диакона Владимира Василика

«Рождество».
Фильм митрополита Илариона (Алфеева) «Рождество» из­цикла «Праздники»

«Снег идет».
Стихотворение Бориса Пастернака читает Александр Феклистов

«Исповедь, молитва и пост».
Фильм митрополита Илариона (Алфеева) из цикла «Человек перед Богом»

«Андрей Первозванный».
Фильм из цикла «Апостолы»

Иисусова молитва

«Покров».
Документальный фильм митрополита Илариона Алфеева из цикла «Праздники»

«Горняя песнь».
Документальный фильм

«Покров».
Документальный фильм митрополита Илариона Алфеева из цикла «Праздники»

«Икона».
Документальный фильм митрополита Илариона Алфеева из цикла «Человек перед Богом»

«Я странник убогий».
Стихотворение Сергея Есенина Читает Сергей Безруков

«Рай и ад».
Что знает о них христианин?

«Наш век».
Стихотворение Федора Тютчева читает Георгий Тараторкин

«Таинство священства ».
Православная энциклопедия

«Православие на Руси».
Фильм митрополита Илариона (Алфеева) из цикла «Церковь в истории»

«Бог».
Стихотворение Дмитрия Мережковского
читает Владимир Зайцев

«Слово».
Стихотворение Николая Гумилева
читает Константин Хабенский

«Мой народ».
Стихотворение Сергея Бехтеева

«Храм Покрова на Нерли. Видеообзор

«Церковь».
Лекция протоиерея Вадима Леонова

«Митрополит Антоний Сурожский».
Фильм из цикла «Проповедники»

«Иеромонах Серафим (Роуз)».
Фильм из цикла «Проповедники»

«Христос анести!».
Тамара Романова. Записки паломницы

«Гонения на Церковь в России ХХ века».
Фильм из цикла «Церковь в истории»

«Иисус Христос и Его Церковь».
Фильм из цикла «Церковь в истории»

«Какими чистыми устами...».
Исполняет сестринский хор Свято-Тихоновского Преображенского женского монастыря

«Записки паломницы. Вифлеем».
Литературный очерк Тамары Романовой

Святитель Иоанн Златоуст о посте

«Гонения на Церковь в России ХХ века».
Фильм митрополита Илариона (Алфеева) из цикла «Церковь в истории»

«Царство Небесное».
Передача из цикла «Православная энциклопедия»

Акафист преподобному Сергию Радонежскому

«Кресту Твоему поклоняемся, Владыко...».
Исполняет хор Сретенского ставропигиального мужского монастыря (г. Москва)

«Рождество Богородицы».
Фильм митрополита Илариона (Алфеева) из цикла «Праздники»

«Церковная иерархия».
Лекция протоиерея Владимира Цыпина

«Личность Иисуса Христа».
Лекция священника Андрея Рахновского

Полезные ссылки

Первое дело веры

Из Ветхого Завета древние христиане переняли благочестивый обычай собираться на молитву 7 раз в день. Об этой доброй «привычке» сообщал еще царь Давид: «Седмерицею днем хвалих Тя» (Пс. 118: 164). Наши предки-христиане, живя в условиях отсутствия комфорта и при постоянной борьбе за жизнь, находили время для молитвы и стремились строить жизнь вокруг нее. Почему же наших современников в храм порой приходится арканом тащить?

«Непрестанно молитесь» (1 Фес. 5: 17), – призывает нас апостол Павел со страниц Священного Писания. А блаженный Феофилакт Болгарский в одном из своих толкований говорит, что молитва есть первое дело веры. Но даже многим нашим братьям во Христе куда как интереснее заниматься мероприятиями и социальным служением, чем «тратить время» в стенах храма. Ситуация, возможно, и не новая для Церкви (чего только не было за 2000 лет!), но выглядит пугающе. Один монах как-то сказал мне, что Церковь остается Церковью, пока она соборно молится. Убери это – останется общественная организация.

Когда человек говорит: «Служу Богу», мы представляем целый комплекс действий и образ жизни, направленный на исполнение всех заповедей Творца. А вот русское слово «богослужение» имеет уже более конкретное значение – соборную молитву христиан. Подобное значение выдвигает церковную службу на острие смысла служения Господу. В сознании наших предков встреча с Богом в стенах храма была важнейшим действием жизни христианина. Дела милосердия не игнорировались, но существовал благочестивый обычай даже дома в будние дни всей семьей совершать богослужение мирским чином. Оно было длительным, более сложным, чем современное. И тем не менее русские люди стремились максимально ввести свою жизнь в богослужебный круг и не выпадать из него. Неправильно будет думать, что они располагали большим количеством времени, чем мы, их потомки. Православные люди Руси были лишены возможности в один поворот тумблера зажечь конфорку и не думать о том, как поддержать нужную температуру в доме. Им приходилось тратить время на то, о чем мы в раю научно-технического прогресса просто забыли. И тем не менее богослужение было образом жизни предков.

Мы часто вспоминаем Святую Русь – то пространство жизни, безмолвия, покоя, покаяния и подвига, которое существовало в допетровскую эпоху. У той Руси не было духовных образовательных заведений, социальных проектов, волонтеров и прочих фрагментарных явлений. Но у праматери нашего государства было огромное количество храмов и монастырей, которые органично формировали церковное тело, поучали паству слову Божиему и раскладывали все богословие в богослужении – лучшей школе, пронизанной Святым Духом и неразрывно связанной молитвенной практикой. Октоих был последней записанной книгой в клиросной библиотеке. Почему? Ее содержание было известно на слух всем прихожанам. Русские на богослужении отдыхали душой в прямом смысле: красота храма, очень символичная организация пространства и шедевры «богословия в красках», неспешное чтение и ангелоподобное пение, молитвенный полумрак – все это создавало неповторимую атмосферу для погружения в чистые воды молитвы.

Сирийский гимн VII века гласит, что церковь есть отражение Божественных таинств. Действительно, храм – это метафизический центр Вселенной, место, в котором время сжимается, останавливается. И человек чувствует это. Он чувствует и присутствие Бога. Недаром многие христиане говорят о храме: «Чувствую себя как дома».

На мое отношение к церковной службе в свое время очень сильно повлияла практика совершения богослужения мирским чином. Не надо думать, что это прерогатива лишь старообрядцев, и тем более их беспоповского направления. Совершение суточного круга богослужения является древней иноческой практикой. Миряне также ей следовали (ведь раньше монашеская планка образа жизни считалась среди мирян эталоном, а не параллельной реальностью). Обратим внимание, что в «Домострое», например, есть указания для главы семейства, во сколько как молиться. Благочестивого мужа призывают собирать семью и отправляться «петь вечерню» и далее повечерие, полунощницу, утреню, часы…

Отец Серафим (Роуз) с горечью констатировал, что убери священника – и миряне не способны превратиться в общину, а их собрания на молитву в лучшем случае будут сопровождаться чтением акафистов. Американский подвижник призывал мирян повышать свою грамотность, приобретать богослужебные книги и совершать соборные богослужения, даже если в их местности нет священника. Повторюсь, что на Руси не было воскресных школ и массы лекториев. Но литургическое сознание, как отмечали в разное время иностранные путешественники, было высочайшим. Служба становилась той самой школой богословия, из которой выходили известные и неизвестные подвижники Святой Руси.

Молитва – это разговор с Богом. А Господь – источник всех благ человеческих. Вроде бы, банальность, о которой все знают, но отчего же наши храмы иногда так поразительно пусты? Почему так мало мужчин? Ведь серьезный разговор (а с Богом он другим быть не может) – дело мужское. В дореволюционной России можно было встретить компании мужчин на «торжище» или в чайной, мирно беседующих и перебирающих в руках лестовки (русские четки. – В.Б.). Любовь к молитве и потребность в ней пронизывали весь быт русского человека. Один из современных исследователей, изучая архетипы нашего народа, отметил медитативность в действиях. Это ли не генетическая привычка «непрестанно молиться»?

Господь оставил нам такое сокровище, а мы не ценим его. Наше огромное счастье в том, что мы можем беседовать с Богом. Испрашивать прощение за свои грехи, задавать вопросы, просить помощи в каких-то насущных проблемах, благодарить и славить. И это на самом деле совсем не трудно. Однако современный человек, даже посещая храм Божий и считая себя христианином, порой строит свою жизнь не вокруг Бога и общения с Ним.

Приспособленческие традиции «получше устроиться» неизбежно конфликтуют с тем, к чему мы призваны Христом. Но нам ведь очень хочется поскорее быть с Ним? Тогда отчего же мы так пренебрегаем молитвой в храме, способной вырвать нас из временной петли, в которой мы проживаем эту короткую и суетную жизнь?

Все части суточного круга богослужения глубоко символичны.

Вечерня напоминает нам о заре человечества, о радости, длившейся недолго. Повечерие – это наши молитвы перед сном, совершаемые после ужина. На полунощнице мы призваны памятовать «грядущего в полуночи Жениха» и быть готовыми дать ответ о своей жизни. Утреня являет собой радостное событие вхождение в мир Христа. На часах вспоминаются события последних дней жизни Спасителя, суд Пилата, распятие Господа и Его крестная смерть, а также сошествие Святого Духа на апостолов. И, наконец, Литургия, высота высот, в которой мы, верующие, имеем возможность соединиться с нашим Творцом, почувствовать Его любовь и близость к нам. В богослужебном круге и молитва, и весь смысл Писания, и благовестие, и наш личный разговор с Богом, и возможность получить ответы на свои вопросы, получить просимое, испытать подлинную радость. Святитель Иоанн Шанхайский говорил, что спасение человека заключено в богослужебном круге.

Но как современному горожанину, человеку семейному, да еще с маленькими детьми, организовать «непрестанную молитву» в своем доме? Да, сегодня эта задача усложнилась. Когда раньше семьи проживали целыми родами в нескольких соседних домах, то у них была возможность поочередно молиться. И, скажем, выделить из 20–30 человек одного «молитвенника» на день проще, чем из семьи папы-мамы.

Но всё начинается со стремления. В квартире (доме) необходимо организовать божницу, или, более понятным языком, красный угол. Создавать во время утреннего и вечернего правила атмосферу богослужения: осваивать погласицу (простое чтение нараспев); вместо электрического света стараться использовать свет свечей и лампад; от утренних и вечерних молитв переходить к чтению полунощницы утром и повечерия вечером. Приобрести молитвословы с чинопоследованиями суточного круга богослужений сегодня без особых проблем можно и в интернете. Полунощница и повечерие по времени занимают 30–40 минут – чуть больше, чем утреннее и вечернее правило современных молитвословов. Когда дети подрастают, начинают ходить в школу, их можно приучать и к участию в домашней службе. Освоившись, именно чада в дальнейшем могут серьезно помочь в стремлении семьи к совершению полного круга богослужения.

Вернемся к молитвословам, содержащим неизменные части суточного круга служб. В них отсутствуют стихиры, антифоны, но и такие книги могут стать хорошим началом. Современные молитвословы единоверцев содержат все необходимые молитвы, так что можно обойтись даже без других специальных книг.

По собственному опыту могу сказать, что вечерня, повечерие, утреня и первый час вечером займут 2,5 часа, а полунощница, часы и обедница утром – 1,5. Самое важное замечание: когда Господь видит наши добрые и угодные Ему намерения, Он всегда идет навстречу. И видя желание молиться больше, обязательно поможет. Это произойдет не сразу, но обязательно случится. В свое время желание посвящать молитве больше времени изменило мою жизнь. Так случилось, что я оставил мирскую работу, и теперь все, что я делаю, имеет церковный характер. Хотя в те годы я и подумать об этом не мог.

Сейчас, в Святые дни, мы переживаем благодатное время духовной весны и праздника торжества Жизни над смертью. Господь говорит нам: «Без Мене не можете творити ничесоже» (Ин. 15: 5). Молитва – это и есть способ поддержания непрерывной связи с Творцом, непрестанная беседа с Ним и испрашивание благословения на то или иное дело. А потому, чтобы добиться подлинного успеха в каком-либо деле (а прежде всего, в спасении души), нельзя и помышлять об оставлении молитвы. А значит, нужно жить так, чтобы этот молитвенный потенциал наращивать. Оставим же наши мирские попечения в воскресный день, найдем хоть малое время утром и вечером, попробуем вырваться из круга каждодневной суеты и направим все наши внутренние силы на разговор с нашим Отцом. Который любит и ждет. Каждого из нас без исключения.

Владимир Басенков

pravoslavie.ru