Frontpage Slideshow | Copyright © 2006-2011 JoomlaWorks Ltd.

Тебе поем!


Иисусова молитва

Изречения великих

Крест освятил вселенную; он рассеял тьму и возвратил свет, он потребил заблуждение; он собрал народы от востока и запада, севера и юга, и соединил их любовью в единую Церковь, в единую веру, в единое крещение.

Преподобный
Ефрем Сирин

Свет Христов просвещает всех!

Книги Нового Завета

Евангелие от Матфея

Евангелие от Марка

Евангелие от Луки

Евангелие от Иоанна

Молитвы

Молитвы утренние

Молитвы на сон грядущим

Шестопсалмие

Псалтирь

Иисусова молитва

Последование
ко Святому Причащению

Акафист Сладчайшему Господу нашему Иисусу Христу

Акафист Пресвятой Богородице

Акафист Николаю Чудотворцу

Рекомендуем

«Зазимки»
Стихотворение Бориса Пастернака читает Александр Феклистов

Павел Флоренский. «Столп и утверждение Истины»

«Гляну в поле, гляну в небо...»
Стихотворение Сергея Есенина читает Сергей Безруков

«Таинство Евхаристии»
Фильм митрополита Илариона (Алфеева) из цикла «Человек перед Богом»

«И цветы, и шмели...»
Стихотворение Ивана Бунина читает Александр Голубев

Крещение Господне. Песнопения праздника

«Крещение»
Фильм митрополита Илариона (Алфеева) из цикла «Праздники»

«Святитель Николай»
Фильм митрополита Илариона (Алфеева) из цикла «Праздники»

Молитва о Святой Руси

«Снег идет»
Стихотворение Бориса Пастернака читает Александр Феклистов

«Царице моя Преблагая».
Исполняет Патриарший хор Храма Христа Спасителя (Б. М. Феоктистов).

«Слово».
Стихотворение Николая Гумилева. читает Константин Хабенский

«Обитель».
Фильм Аркадия Мамонтова

«Земле русская».
Cтихира Русским святым

«Христос».
Стихотворение Николая Гумилева читает Константин Хабенский

Протоиерей Александр Шмеман.
Зачем нужны святые

Митрополит Антоний Сурожский.
Почему я не боюсь смерти

Храм святого Саввы. Белград

«Исповедь, молитва и пост».
Фильм митрополита Илариона (Алфеева) из цикла «Человек перед Богом»

«Евангелие Достоевского».
Фильм митрополита Илариона (Алфеева)

«Русалим. В гости к Богу».
Документальный фильм

Акафист Иисусу Сладчайшему

«Старцы и русская литература. Александр Пушкин».
Документальный фильм

«Родина».
Cтихотворение Михаила Лермонтова читает Сергей Шакуров.

«Наш век».
Стихотворение Федора Тютчева читает Георгий Тараторкин

«Монастырь».
Стихотворение Евдокии Ростопчиной читает Мария Порошина

«Женщины Библии».
Православная энциклопедия

«Великое славословие».
и другие песнопения

«О Страшном Суде».
Евангельские чтения

Хор братии Валаамского монастыря.
Регент хора иеродиакон Герман (Рябцев)

«Митрополит Антоний Сурожский».
Фильм из цикла «Проповедники»

«Святой Иоанн Кронштадтский».
Фильм Аркадия Мамонтова

«Глас веков».
Концерт хора Сергия Кривобокова

«Русская Православная Церковь в XIX веке».
Лекция Натальи Юрьевны Суховой

«Церковь».
Лекция протоиерея Вадима Леонова

«Горняя песнь».
Фильм о русском женском монастыре близ Иерусалима.

«Царице моя Преблагая».
Патриарший хор Храма Христа Спасителя

Полезные ссылки

Митрополит Лимасольский Афанасий: Человека Божия видно в малом

В Евангелии Господь говорит, что подвизающийся человек подобен хорошему купцу, который находит ценную жемчужину (см.: Мф. 13: 45–46). Найдя ее, он идет и про­да­ет всё, чем обладает, и покупает эту жемчужину, стоящую столько же, сколько всё его имущество, и она начинает приносить ему множество благ. Таким образом, Христос сравнивает Царство Небесное с этой ценной жемчужиной, а человека, со­вер­ша­юще­го большое духовное усилие, с хорошим купцом. Но эта ценная жемчужина говорит не только о торговом успехе купца, она указывает еще на кое-что.

Отцы Церкви говорят, что после каждого предприятия надо сесть и подвести итоги: что вышло из того, что ты только что сделал. В точности как купец, который в конце дня или недели садится и подсчитывает свои доходы, видит, сколько продал, сколько заработал, а сколько потратил, и потом применяет это знание, чтобы впредь лучше управлять своим бизнесом. Так он гарантирует себе, что не оценит ситуацию неверно, и учится лучше справляться со своими задачами.

Духовный человек должен делать то же самое. Каждый день или после каждого дела он должен сесть и подсчитать свою прибыль, расходы и, соответственно, подвести итоги.

С Божией помощью мы с вами тоже предприняли одно духовное начинание – отправились в эту паломническую поездку. Как вы помните, я говорил в самом начале, что она тоже духовное предприятие. Ее цель – не просто посетить разные объекты паломничества, увидеть новые страны и святые места, а обрести правильный взгляд на себя. Потому что когда находишься среди множества людей в довольно разных обстоятельствах, которые не всегда можно контролировать, со временем выясняется, какой ты. На поверхность выходит так много всего о нас, чего мы дома, на работе, в привычном для себя окружении, может, и вовсе за собой не замечали и об этом даже не подозревали. И вот мы сейчас приближаемся к завершению своей поездки и хотим дать оценку тому, что произошло с нами за всё это время.

Это факт, что каждый из нас ехал сюда несколько утомленный своими буднями. Каждый ехал сюда со своими повседневными проблемами. Ведь у каждого есть проблемы, никто от них не свободен на этой земле. «Все сердца печальны, и все головы болят», как говорит Писание[1]. Это означает, что каждое сердце томится своими тревогами и каждая голова полна своих терзаний и мук. У каждого человека, где бы он ни был, есть какие-то проблемы и тревоги, и вот мы с вами поехали сюда, неся в себе всё это. И каждому хотелось найти для себя в этой паломнической поездке отдушину, утешение, а может, и что-то больше – ответ на какой-то важный вопрос.

За те часы, что были у меня для бесед с вами, я убедился, что у каждого из вас свой крест. Ты несешь его сам, сам о нем знаешь, и крест каждого уникален. Может, со стороны он и кажется небольшим, но для того, кто его несет, этот крест велик, это так.

Итак, мы отправились с вами в эту поездку, в это паломническое путешествие, надеясь найти в нем выход, скажем так, из своих проблем, надеясь духовно укрепиться и отдохнуть. Но дело в том, что нам всем по жизни надо усвоить один важный урок – что всё начинается с мелочей. Я сам замечал в своей жизни, а также благодаря тому небольшому опыту, который извлекаю из бесед и пребывания с разными людьми, что настоящие люди, великие святые проявляют свою великость не в великих жизненных свершениях. Да, святые Божии добивались огромных достижений в вере, вели великие брани, принимали великие решения и побеждали в ожесточенных схватках, как мы читаем в их житиях. Глядя на жизненный опыт святых, на их жизнь, на то, как эти люди подвизались, видишь, что да, они действительно совершали великие дела. Но все-таки, прежде чем достигнуть великого, они позаботились о малом.

Как гласит старинная поговорка, «льва узнают по кончикам когтей». То есть о величии льва говорит не размер его зубов и не рёв, а самое малое – кончики когтей. И человека тоже можно понять по небольшим деталям. Действительно, наша духовная жизнь и духовное возрастание начинаются с нашего внимания к деталям. Духовного человека узнают по малым делам. Он открывается не в великом. Великие дела выпадают на нашу долю раз или два в жизни, если вообще выпадают, поэтому они не то, в чем проявляется величие человека.

Чтобы быть верным в великом, надо сначала подготовиться к тому, чтобы быть верным в малом. Как говорит Евангелие, «верный в малом и во многом верен» (Лк. 16: 10). А кто неверен в малом, точно так же неверен и в большом, как намекает Христос в Евангелии.

Мы это видим и в своей жизни. Малое – это то, чем мы очень часто пренебрегаем. Это видно, например, в браке, в подвиге брака. Потому что если бы мы поняли причину, по которой женились, и цель самого брака, то поняли бы и важность мелочей и гораздо лучше относились бы к будничным проблемам, с которыми сталкиваемся в браке.

То же самое относится и к монашеству. Если бы мы поняли причину, по которой становимся монахами (монахинями), и что нас ждет после принятия монашества, тогда у нас было бы правильное отношение к нему и мы подвизались успешнее и искуснее. Вот почему в монашестве – самом, может быть, рачительном служении[2], – когда кто-нибудь соберется стать монахом, ему приводят целый список трудностей, с которыми он столкнется. «Потому что ты должен будешь голодать, жаждать и терпеть наготу, терпеть обиды, насмешки и преследования» и т.д., и т.д., «и подъять множество тяжких скорбей», гласит чинопоследование монашеского пострига, а когда претерпишь всё это, тогда уже «радуйся и довольствуйся, будь радостным вплоть до ликования»[3] и т.д.

Действительно, нам, монахам и монахиням, всё это говорят, прежде чем мы примем монашество, уточняют всё плохое, что случится с нами, и тогда уже спрашивают: «Исповедуешь ли ты после всего этого свою надежду на силу Божию?» Соглашаешься ли пребывать в голоде и жажде, трудиться усердно, быть обижаемым, оскорбляемым, ходить в наготе, быть странником, изможденным и т.д.? Примешь ли ты и будешь ли терпеть всё это с готовностью? И тогда ты отвечаешь «да». «Да, с Божией помощью, честный отче», – и таким образом даешь свое согласие на всё это.

А в браке сказать такого все-таки нельзя, вероятно, по социальным причинам. Например, нельзя спросить: «Будешь ли ты терпеть, чтобы жена тебя обижала, досаждала и противоречила тебе, очерняла тебя?» – и прочее, и прочее, и прочее, – и чтобы новобрачный ответил тогда: «Да». И чтобы невесте сказали: «Будешь ли ты терпеть супруга, чтобы он был груб с тобой, бегал к своей матери по десять раз на дню, а свекровь звонила бы ему по телефону и говорила: “Сыночек мой дорогой!”, – и чтобы ты не обращала на всё это внимания? Будешь ли ты терпеть то-то, то-то и то-то?»

Мы не говорим этого. Но люди должны об этом знать.

На самом деле, в некоторых древних чинопоследованиях браковенчания говорится, что, прежде чем священник выведет молодых на середину храма и Таинство начнется, он спрашивает у новобрачного:

– Господин такой-то! Берешь ли ту госпожу такую-то себе в жены?

И тот отвечает:

– Да.

Тогда священник спрашивает невесту, согласна ли она взять этого мужчину себе в мужья.

Это означает, что мы изначально вполне понимаем и осознаём, что собрались делать. А значит, наша борьба начинается потом, в том месте и той ситуации, в которой мы окажемся, будь то монастырь, пустыня, храм, приход, брак, семья, дом, работа или профессия, – какими бы ни были обстоятельства, в которых человек будет находиться. То есть в какую бы ситуацию человек ни попал, он начинает видеть «предстоящее ему поприще» (ср.: Евр. 12: 1). И Писание говорит о том вызове, который мы видим перед собой в данный конкретный момент, не о том вызове, который стоял перед нами вчера, или о том, который будет завтра, а о том, которой вот сейчас стоит перед нами, в это самое мгновение.

Авва Пимен говорит, что «воля – это медная стена, отделяющая нас от Бога»[4]. А почему? Потому что мы хотим всё делать так, как хочется нам. И, что еще хуже, нам хотелось бы и Богу диктовать, как Ему справиться с нашими проблемами! Мы говорим Ему: «Сделай это», – или: «Сделай то», «Сделай это так в этой ситуации», – или этак в другой. У нас нет радостной и благословенной надежды на Бога, Который устраивает всё.

Чтобы ее стяжать, надо начать с деталей, как мы уже говорили. Как можно надеяться на Бога, когда мы не предоставляем мелочей Ему? Мы говорим, например: «Я хотел, чтобы моя комната была такой-то…», «Я ожидал, что она будет такой-то и такой-то», «Я этого хотел, это планировал, этого ждал, надеялся на это, мечтал об этом…» И все наши проблемы проистекают именно из таких ожиданий и планов; потом, когда они не осуществляются, мы впадаем в стресс, делаемся непреклонными и доводим себя до жалкого состояния.

Надо научиться принимать всё таким, какое оно есть, и быть терпеливыми. Не говорю, что ты должен стать равнодушным, пассивным «реципиентом». Но всё же хороший купец принимает всё, что видит перед собой, использует это и преобразует в духовном усилии. Если вы тоже примете происходящее с определенной трезвостью и преобразуете это в духовном труде, независимо от того, что вы перед собой видите, тогда вы действительно будете как этот «хороший купец».

Это, как мы говорим на Кипре о жадных, мелочных людях, что они «выдавят масло даже из мухи». Сколько этого масла в мухах? Но у скупердяя, жаждущего выжать последнюю каплю изо всего, имеется эта способность и умение извлекать масло даже из последней мухи! Так что духовный человек – это тот, кто из своих повседневных будней умеет извлекать реальную пользу.

Перевела с болгарского Станка Косова

 

[1] Ср.: «Вся голова в язвах, и все сердце исчахло» (Ис. 1: 5).

[2] Рачительность – исполнение какого-либо дела с любовью и усердием.

[3] Букв.: «Ибо алкати имаши и жаждати, досаду же подъяти и укоризну, поношение же и гонение, и инеми многими отяготитися скорбьми, имиже сущий по Бозе живот начертавается. Егда же сия вся постраждеши, радуйся, рече Господь, яко мзда твоя многа есть на небесех; Емуже слава во веки. Аминь.

Вопрос: Сия вся тако ли исповедаеши упованием силы Божия, и в сих обетех пребывати обещаеши ли ся даже до кончины живота твоего, благодатию Христовою?

Ответ: Ей, Богу содействующу, честный отче».

[4] Древний патерик. Гл. 10, 85 (60); Достопамятные сказания. Об авве Пимене, 54.