Frontpage Slideshow | Copyright © 2006-2011 JoomlaWorks Ltd.

Актуальная информация

Пасхальное послание Святейшего Патриарха Кирилла архипастырям, пастырям, диаконам, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви 23.04.2022

Пасхальное послание Главы Липецкой митрополии Высокопреосвященнейшего митрополита Липецкого и Задонского Арсения 23.04.2022

Послание Святейшего Патриарха Кирилла, посвященное 100-летию подвига новомучеников и исповедников Церкви Русской при изъятии церковных ценностей 27.02.2022

Обращение святейшего Патриарха Кирилла к архипастырям, пастырям, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви 25.02.2022

Рождественское послание Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла архипастырям, пастырям, диаконам, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви 5.01.2022

Рождественское послание Главы Липецкой митрополии Высоко­преосвященнейшего митрополита Липецкого и Задонского Арсения 5.01.2022

Приветственное слово главы Липецкой митрополии на конференции «Святитель Тихон Задонский и пути развития русского богословия, культуры, образования» 13.12.2021

Изречения великих

Покаяние – сущность христианской жизни. Вся жизнь христианина есть покаяние.

Священномученик Иларион (Троицкий)

Свет Христов просвещает всех!

Книги Нового Завета

Евангелие от Матфея

Евангелие от Марка

Евангелие от Луки

Евангелие от Иоанна

Первое послание
к Коринфянам

апостола Павла

Молитвы

Молитвы утренние

Молитвы на сон грядущим

Шестопсалмие

Псалтирь

Иисусова молитва

Последование
ко Святому Причащению

Акафист Сладчайшему Господу нашему Иисусу Христу

Акафист Пресвятой Богородице

Акафист Николаю Чудотворцу

Рекомендуем

Протоиерей Александр Шмеман.
Зачем нужны святые

Митрополит Антоний Сурожский.
Почему я не боюсь смерти

О богословии иконы «Троица» Андрея Рублева

«Христос воскресе из мертвых...».
Тропарь праздника Пасхи

«Крест против свастики».
Документальный фильм режиссера Виктора Белякова

Песни о войне и песни военных лет

Главный храм Вооруженных сил России

«Богословие иконы».
Лекция митрополита Илариона (Алфеева)

Михаил Ломоносов. «Преложение псалма 14». Читает Валерий Баринов

«Сретенье».
Стихотворение Иосифа Бродского читает протоиерей Александр Шмеман.

Храм святого Саввы. Белград

«Исповедь, молитва и пост».
Фильм митрополита Илариона (Алфеева) из цикла «Человек перед Богом»

«Евангелие Достоевского».
Фильм митрополита Илариона (Алфеева)

«Русалим. В гости к Богу».
Документальный фильм

Храм Покрова на Нерли.
Видеообзор

Акафист Иисусу Сладчайшему

«Старцы и русская литература. Александр Пушкин».
Документальный фильм

«Родина».
Cтихотворение Михаила Лермонтова читает Сергей Шакуров.

«Наш век».
Стихотворение Федора Тютчева читает Георгий Тараторкин

Исповедь, молитва и пост

Смерть Достоевского.
Рассказ митрополита Илариона (Алфеева)

«Монастырь».
Стихотворение Евдокии Ростопчиной читает Мария Порошина

«Три святителя».
Документальный фильм

«Женщины Библии».
Православная энциклопедия

«Великое славословие».
и другие песнопения

«О Страшном Суде».
Евангельские чтения

«Сретение».
Стихотворение Иосифа Бродского читает протоиерей Александр Шмеман

Хор братии Валаамского монастыря.
Регент хора иеродиакон Герман (Рябцев)

«Митрополит Антоний Сурожский».
Фильм из цикла «Проповедники»

«Христос».
Стихотворение Николая Гумилева читает Константин Хабенский

«Святой Иоанн Кронштадтский».
Фильм Аркадия Мамонтова

«Глас веков».
Концерт хора Сергия Кривобокова

«Просительная ектения».
Братский хор Почаевской лавры

«Русская Православная Церковь в XIX веке».
Лекция Натальи Юрьевны Суховой

«Великое славословие»

«Церковь».
Лекция протоиерея Вадима Леонова

«Горняя песнь».
Фильм о русском женском монастыре близ Иерусалима.

«Родина».
Cтихотворение Михаила Лермонтова читает Сергей Шакуров

«Царице моя Преблагая».
Патриарший хор Храма Христа Спасителя

«Русь еще жива...».
Документальный фильм Валентины Матвеевой, посвященный творчеству иеромонаха Романа (Матюшина).

«Богородице, Дево, радуйся!».
Сергей Рахманинов

«Значение и устройство православного храма».
Лекция протоиерея Игоря Фомина

«Бог»
Стихотворение Дмитрия Мережковского читает Владимир Зайцев

«Святитель Григорий Палама и споры о богопознании».
Лекция доцента, кандидата богословия игумена Даниила (Шленова)

«Богословие иконы».
Лекция митрополита Илариона (Алфеева)

«Мой ангел».
Стихотворение Афанасия Фета читает Сергей Чонишвили

«Свете тихий».
Стихотворение Поликсены Соловьёвой читает Екатерина Васильева

Полезные ссылки

Самый главный, самый первый и самый последний вопрос

Есть ли кто-то, кто, пожив на земле хоть немного, не знает, что это значит – оказаться в тупике? Кого ситуация, люди, состояние здоровья или происходящие в мире и стране процессы, а самое главное – собственные ошибки ни разу в тупик не заводили? Может быть, и есть, конечно, но только большинство из нас в подобных обстоятельствах оказывалось, уверен, не однажды. И, из опыта исходя, могу сказать, что всегда это становится для человека испытанием.

Что делать? Поступишь так, и это приведет вот к таким-то негативным последствиям; поступишь этак, и опять лишь усугубишь свои проблемы, а возможно, и чьи-то еще. А вот таким образом действовать следовало бы, но ресурсов для этого – ноль. И не делать ничего нельзя, поскольку время не терпит. И что делать, непонятно. И нервная система на пределе, и совесть не молчит, мучает. Вот это все, собственно, и называется – тупик. Вперед некуда, со всех сторон зажат, и назад – тоже никак.

Как быть? Ждать, пока подоспеет команда МЧС и вытащит тебя из этой западни? Нет, команда МЧС не поможет. Просто сложить руки и прекратить борьбу? Молиться? Но ведь ты, наверняка, и молился – но кажется, что небо затворилось и Господь не слышит тебя. И это воспринимается как самая мучительная боль, как самая главная беда.

Однако нет, не главная. Главная – в том, что это ты не слышишь Его. Слышал бы – в тупике бы не оказался. Слушающий Его ходит во свете и не заблуждается. Теряемся, пропадаем, в тупик упираемся мы лишь тогда, когда слушать – перестаем. И потому рискну поделиться этим единственным, на мой взгляд, способом выхода из положения безвыходного – действенным, спасительным, многократно проверенным. Оказавшись в тупике, пробившись изрядное время, исстрадавшись и отчаявшись в силах своих, остановись, упразднись от всего и задайся одним лишь единственным вопросом: а чего от тебя хочет Господь? Не чего ХОЧЕШЬ ты, не что тебе НАДО, не как тебе будет УДОБНО, не чего от тебя ЖДУТ другие, а именно так: чего от тебя ХОЧЕТ ГОСПОДЬ? И еще лучше – спроси у Него: «Господи, что угодно Тебе? Дай мне разумение и силы понять и исполнить это. А остальное – неважно!»

Если от сердца и искренне спросить, если будет готовность исполнить, то ответ обязательно придет. Он откроется через людей, или через сами обстоятельства, или как очень ясная, дающая внутреннюю определенность и указующая путь мысль. Как бы там ни было – ты обязательно поймешь, что это именно ответ. И все встанет на свои места, и не будет больше этого ощущения, что еще немного и задохнешься, и вместо темноты ты увидишь неожиданно свет.

Почему это так? Как действует этот «механизм», почему он универсален и никогда не дает сбоя? Потому ли, что на самом деле до крайности мало тех, для кого важно знать, какова о них воля Божия, и кто готов ее принять и исполнить и Господь не оставляет таковых? И поэтому тоже. Но в первую очередь – потому, что ради того Бог и попускает нам оказаться в тупике, чтобы мы хотя бы таким образом отказались, отошли от этой безумной и гибельной мысли – строить свою жизнь по собственной воле, забывая о Нем, пренебрегая тем, что нет ни одного верного и незыблемого фундамента во всем бытии нашем, кроме Него одного.

Вся библейская история наполнена примерами, подтверждающими эту истину и это правило. Пророк Иона, несогласный с повелением Божиим идти в Ниневию и проповедовать живущим там людям покаяние, бежит, как говорится в Писании, «от лица Господня в Фарсис» (ср.: Ион. 1: 3) и терпит за скорбью скорбь, вплоть до того, что оказывается во чреве кита. И только там приходит к нему осознание безумности намерения его и рождается вместе с покаянием готовность исполнить то, что поручил ему его Творец и Создатель. И чудесным, немыслимым совершенно образом освобождается он тотчас из страшного заточения своего: «и сказал Господь киту, и он изверг Иону на сушу» (Ион. 2: 11).

Какова конструкция тупика, из чего складывается, составляется он, что у него за «комплектующие»? Мы слишком многое считаем безусловно, безоговорочно важным, основываясь опять же – на желаниях, взглядах, убеждениях своих и окружающих нас людей. И когда это важное оказывается невозможным, когда мы не можем примирить свои нужды и представления с реальностью, когда она препятствует нашему движению вперед, то именно это мы и воспринимаем как безвыходность, именно это и создает ощущение отчаянности сложившегося положения.

Вот ошибка. Важно может быть многое, но ВАЖНО БЕЗУСЛОВНО лишь одно, сотни раз прочитанное, услышанное, повторенное и накрепко, кажется, забытое: «Ищите же прежде Царствия Божия и правды его…» (Мф. 6: 33). И это ведь не заповедь только, не беспрекословный приказ, не строгое повеление. Это указание – каким путем идти, чтобы с дороги не сбиться. Это способ выстроить свою жизнь так, чтобы никто не смог ее разрушить. Это напоминание о том предназначении, реализации которого не может помешать ровным счетом ничто, кроме решения самого человека.

Всё можно у нас отнять – средства, здоровье, положение, место в обществе, работу, близких людей, физическую свободу, – но нельзя отобрать самого главного: возможности служить Богу. Она остается всегда, при любых внешних условиях, и при полном благоприятствовании, и под самым жестоким прессом.

Служение это столь многогранно и столь всеобъемлюще, что нет обстоятельств, которые не дали бы состояться ему так или иначе: ибо ищет Отец наш Небесный поклонников, поклоняющихся Ему в духе и истине (см.: Ин. 4: 23), а для духа и истины нет препятствий и преград. Даже тогда, когда лишен ты не только свободы перемещаться, но и самой возможности с одра болезни подняться, сохраняется возможность служить Христу – терпя испытание и благодаря Его. Гласно, если можешь говорить, и в сердце, если язык отнялся. В духе и истине…

Мне всегда искренне жаль людей, которые ставят перед собой какие-то определенные земные цели и лишь в достижении их видят свое счастье и шире – смысл самой жизни своей. И чем значительнее амбиции и грандиознее цели, тем, повторюсь, больше мне их жалко – если в целях и амбициях всё для них.

Слишком многое может превратиться тогда в непреодолимое препятствие, столько на их пути камней, о которые вдребезги разбиваются надежды и чаяния на великие свершения и выдающиеся результаты! Как потом справиться с разочарованием, если кроме надежд и чаяний этих – ничего, если именно они – самое важное и самое дорогое?

Да, поистине, сами мы создаем свои тупики. Сами отрезаем пути к выходу из них. Но какая же это милость Божия, что и после того, как уже отрезаны они и мосты, кажется, сожжены, прокладывает Господь новый путь – к Нему ведущий – и строит новый мост – с Ним соединяющий. И у нас в любом случае, несмотря ни на что, есть шанс этой удивительной возможностью воспользоваться. Всё потеряв, всего лишившись – не в первый, в очередной, быть может, или даже в последний раз, задать, вместо всех прочих вопросов, тот единственный, самый необходимый: «Господи, чего Ты ждешь от меня? Что мне делать, чтобы угодить Тебе?»,

Вопрос, с которого надо было бы всё начинать. И который, вместе с тем, задать никогда не поздно.

Игумен Нектарий (Морозов)

Источник: pravoslavie.ru