Frontpage Slideshow | Copyright © 2006-2011 JoomlaWorks Ltd.

Тебе поем!


Иисусова молитва

Изречения великих

Крест освятил вселенную; он рассеял тьму и возвратил свет, он потребил заблуждение; он собрал народы от востока и запада, севера и юга, и соединил их любовью в единую Церковь, в единую веру, в единое крещение.

Преподобный
Ефрем Сирин

Свет Христов просвещает всех!

Книги Нового Завета

Евангелие от Матфея

Евангелие от Марка

Евангелие от Луки

Евангелие от Иоанна

Молитвы

Молитвы утренние

Молитвы на сон грядущим

Шестопсалмие

Псалтирь

Иисусова молитва

Последование
ко Святому Причащению

Акафист Сладчайшему Господу нашему Иисусу Христу

Акафист Пресвятой Богородице

Акафист Николаю Чудотворцу

Рекомендуем

«Зазимки»
Стихотворение Бориса Пастернака читает Александр Феклистов

Павел Флоренский. «Столп и утверждение Истины»

«Гляну в поле, гляну в небо...»
Стихотворение Сергея Есенина читает Сергей Безруков

«Таинство Евхаристии»
Фильм митрополита Илариона (Алфеева) из цикла «Человек перед Богом»

«И цветы, и шмели...»
Стихотворение Ивана Бунина читает Александр Голубев

Крещение Господне. Песнопения праздника

«Крещение»
Фильм митрополита Илариона (Алфеева) из цикла «Праздники»

«Святитель Николай»
Фильм митрополита Илариона (Алфеева) из цикла «Праздники»

Молитва о Святой Руси

«Снег идет»
Стихотворение Бориса Пастернака читает Александр Феклистов

«Царице моя Преблагая».
Исполняет Патриарший хор Храма Христа Спасителя (Б. М. Феоктистов).

«Слово».
Стихотворение Николая Гумилева. читает Константин Хабенский

«Обитель».
Фильм Аркадия Мамонтова

«Земле русская».
Cтихира Русским святым

«Христос».
Стихотворение Николая Гумилева читает Константин Хабенский

Протоиерей Александр Шмеман.
Зачем нужны святые

Митрополит Антоний Сурожский.
Почему я не боюсь смерти

Храм святого Саввы. Белград

«Исповедь, молитва и пост».
Фильм митрополита Илариона (Алфеева) из цикла «Человек перед Богом»

«Евангелие Достоевского».
Фильм митрополита Илариона (Алфеева)

«Русалим. В гости к Богу».
Документальный фильм

Акафист Иисусу Сладчайшему

«Старцы и русская литература. Александр Пушкин».
Документальный фильм

«Родина».
Cтихотворение Михаила Лермонтова читает Сергей Шакуров.

«Наш век».
Стихотворение Федора Тютчева читает Георгий Тараторкин

«Монастырь».
Стихотворение Евдокии Ростопчиной читает Мария Порошина

«Женщины Библии».
Православная энциклопедия

«Великое славословие».
и другие песнопения

«О Страшном Суде».
Евангельские чтения

Хор братии Валаамского монастыря.
Регент хора иеродиакон Герман (Рябцев)

«Митрополит Антоний Сурожский».
Фильм из цикла «Проповедники»

«Святой Иоанн Кронштадтский».
Фильм Аркадия Мамонтова

«Глас веков».
Концерт хора Сергия Кривобокова

«Русская Православная Церковь в XIX веке».
Лекция Натальи Юрьевны Суховой

«Церковь».
Лекция протоиерея Вадима Леонова

«Горняя песнь».
Фильм о русском женском монастыре близ Иерусалима.

«Царице моя Преблагая».
Патриарший хор Храма Христа Спасителя

Полезные ссылки

Не спор и не претензии. Только покаяние…

И паки об одном и том же…

Недавно попался рассказ умного и глубокого человека – о том, как он «спорил с Богом по поводу происходящего сейчас». По поводу всего этого кошмара, этой смерти, этого страдания. Как возмущался, предъявлял претензии, негодовал. Как, наконец, насилу успокоился.

И я очередной раз испытал боль и недоумение (хотя давно пора привыкнуть): да как же люди – в том числе и умные, и глубокие – не поймут этой очевидной вещи: не виноват Господь ни в чем из того, что творится с нами, из того, что мы творим друг с другом.

Огромная ошибка – представлять этот мир каким-то аттракционом, на который Создатель усадил нас, раскрутил его, а дальше по собственной прихоти то ускоряет вращение, то замедляет его, то заставляет этот сложный механизм вырисовывать какие-то странные зигзаги. Или – страшные.

Бог – не творец зла. Он создал мир прекрасным и совершенным. И отдал его нам – чтобы мы распорядились им так, как решим сами. Мы распорядились… И продолжаем распоряжаться – каждый так, как ему угодно, как может, как считает правильным. При этом мы не хотим, чтобы Он вмешивался, мы уверены, что сами знаем лучше – что нам нужно.

Да, кто-то в захвате распорядительных функций преуспевает больше, кто-то едва-едва сохраняет их лишь в минимальном объеме – на уровне принятия личных нравственных решений. Или безнравственных. Но в целом мы все настаиваем на том, что наша жизнь – наша.

А Он… Его милость проявляется в том, что Он не лишает нас этой жизни, даже тогда, когда мы о Нем – ее Источнике – забываем. Даже тогда, когда отрицаем Его. И даже тогда, когда, отрицая, мы делаем нечто ужасное и вместе с тем совершенно нелогичное – восстаем против Него. Знаете ведь, как это иногда озвучивается: «Я в Бога не верю, у меня к Нему много претензий»…

И вот стоит очередной раз этой «нашей» жизни зайти в тупик, стоит разразиться очередному кризису, как мы превращаемся из взрослых и самостоятельных людей в детей. Мы не знаем, как выйти из тупика, не понимаем, как преодолеть кризис. И мы ни в коем случае не желаем осознавать очевидного: что текущее положение – результат (опять же) нашей общей деятельности.

Гораздо легче назвать все это «Божиим Промыслом», в крайнем случае – «Божиим попущением», в совсем уж крайнем – «карой Божией». И вроде бы все верно: «Ничего без воли Божией не происходит» – так ведь? И даже благочестиво как будто. Одна только деталь: раз все это Божие, значит… значит, Бог виноват. Если Он это промыслил, попустил, если Он нас таким образом наказывает, то почему не остановит, не прекратит, не помилует, в конце концов? Где Его любовь, милосердие, долготерпение?

Но ни в чем Бог не виноват. А милосердие Его в том, что Он нас, несмотря ни на что, терпит. Несмотря на то, в частности, что мы сначала отталкиваем Его в сторону, гоним прочь из своей жизни, пытаясь буквально вырвать ее из бережных, любящих рук, а после, когда итог оказывается плачевным, бросаем ее Ему же с негодованием:

– Да что с ней, этой жизнью, не так? Почему Ты не мог сделать ее идеальной, устраивающей всех и меня, в частности? Разберись же с ней, наконец!

Точно ребенок, проигнорировавший все попытки папы с мамой объяснить, как работает дорогая игрушка, сломавший ее и закатывающий им же по этому поводу истерику – с криками, катанием по полу, слезами вперемежку с соплями.

Вот только не дети мы. И жизнь – не игрушка. И все много сложнее, драматичнее, трагичнее даже.

Подлинное зло – не бедствия, которые мы сами себе время от времени создаем. Не голод, не безработица, не очередная эпидемия. Не брань, не смерть даже.

Подлинное зло – совершать одни и те же ошибки и не делать никаких выводов. Оставаться неизменными в своем желании быть самостоятельными и не нести за это ответственности. Слышать, как сквозь все это звучит вопрос, заданный некогда в раю:

– «Не ел ли ты от дерева, с которого Я запретил тебе есть?». Не отступил ты от всех заповедей Моих, от которых только успел отступить?

И кричать в ответ:

– «Жена, которую Ты мне дал, она дала мне от древа, и я ел». Это все жизнь, которую Ты устроил так неудачно, она виной!

Это замкнутый круг, круг не жизни, а смерти – не телесной, а подлинной, той, которая есть бытие без Бога, точнее – небытие. И пребывание в нем страшнее всего того, что может с нами произойти на земле.

Что же тогда такое Промысл Божий? Как соединяется он с тем, что мы видим вокруг, как соотносится тот факт, что ничто не может противиться воле Божией, с происходящим?

«Ничто не может противиться»… Это как раз не факт. Наделив нас свободной волей, Господь дал нам эту возможность – противиться Ему, если мы выберем подобный путь. Создавая человека, Он, по неизреченному смирению Своему, «подвинулся, чтобы уступить ему место», – так говорил об этом уже почивший в Бозе афонский старец Емилиан, игумен монастыря Симонопетра.

А Промысл… Его действие непостижимо и велико. Мы не можем его оценивать, анализировать, объяснять удовлетворительным образом: «Мои мысли – не ваши мысли, ни ваши пути – пути Мои, говорит Господь. Но как небо выше земли, так Мои пути выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших».

Мы можем его лишь созерцать. И если у нас есть при этом хоть немного смирения и благоговения, то нечто мы обязательно увидим – самое главное увидим…

Промысл Божий таков, что и совершив бессчетное множество ошибок, грехов и даже преступлений, мы можем всем этим не погубить себя, свою жизнь – вечную, а порой и временную. Мы можем понять, что все плохое, что случалось и случается в ней, не «кто-то сделал с нами», но мы – с собой и с кем-то. Возможно, мы уверены, что конкретно в этом зле, в этой беде, в этой смертоносной вражде мы не виноваты, возможно, мы убеждены, что нас незаслуженно бьют по правой щеке. Но у нас есть наша левая щека – та наша нечистота, посредством которой мы все равно становимся причастными к процессу уничтожения существующего и вовлекаемся в него.

Промысл Божий позволяет нам вырваться из этого гибельного водоворота, ужаснуться от осознания того, где мы оказались. Задуматься, почему это произошло. Увидеть не только то, что привело в эту очередную критическую точку общество, страну, мир, но и то, что привело в нее конкретно нас. Оценить свой личный вклад в общее дело распада и разрушения. И вернуться к началу. Вернуться к Нему.

Вот что нам нужнее всего. Не спор с Богом. Не предъявление Ему претензий. Не обвинение Его в чем-то. А единственно спасительное – покаяние. Общее могло бы спасти всех. Личное – спасает самого кающегося. И хотя бы немного рассеивает мрак, дает увидеть свет и путь тем, кто рядом, дает шанс.

Я уверен, что ничего важнее сейчас нет и быть не может – дать этот шанс себе и постараться поделиться им с другими…

Игумен Нектарий (Морозов)

Источник: pravoslavie.ru