Frontpage Slideshow | Copyright © 2006-2011 JoomlaWorks Ltd.

Тебе поем!


Иисусова молитва

Изречения великих

Крест освятил вселенную; он рассеял тьму и возвратил свет, он потребил заблуждение; он собрал народы от востока и запада, севера и юга, и соединил их любовью в единую Церковь, в единую веру, в единое крещение.

Преподобный
Ефрем Сирин

Свет Христов просвещает всех!

Книги Нового Завета

Евангелие от Матфея

Евангелие от Марка

Евангелие от Луки

Евангелие от Иоанна

Молитвы

Молитвы утренние

Молитвы на сон грядущим

Шестопсалмие

Псалтирь

Иисусова молитва

Последование
ко Святому Причащению

Акафист Сладчайшему Господу нашему Иисусу Христу

Акафист Пресвятой Богородице

Акафист Николаю Чудотворцу

Рекомендуем

«Зазимки»
Стихотворение Бориса Пастернака читает Александр Феклистов

Павел Флоренский. «Столп и утверждение Истины»

«Гляну в поле, гляну в небо...»
Стихотворение Сергея Есенина читает Сергей Безруков

«Таинство Евхаристии»
Фильм митрополита Илариона (Алфеева) из цикла «Человек перед Богом»

«И цветы, и шмели...»
Стихотворение Ивана Бунина читает Александр Голубев

Крещение Господне. Песнопения праздника

«Крещение»
Фильм митрополита Илариона (Алфеева) из цикла «Праздники»

«Святитель Николай»
Фильм митрополита Илариона (Алфеева) из цикла «Праздники»

Молитва о Святой Руси

«Снег идет»
Стихотворение Бориса Пастернака читает Александр Феклистов

«Царице моя Преблагая».
Исполняет Патриарший хор Храма Христа Спасителя (Б. М. Феоктистов).

«Слово».
Стихотворение Николая Гумилева. читает Константин Хабенский

«Обитель».
Фильм Аркадия Мамонтова

«Земле русская».
Cтихира Русским святым

«Христос».
Стихотворение Николая Гумилева читает Константин Хабенский

Протоиерей Александр Шмеман.
Зачем нужны святые

Митрополит Антоний Сурожский.
Почему я не боюсь смерти

Храм святого Саввы. Белград

«Исповедь, молитва и пост».
Фильм митрополита Илариона (Алфеева) из цикла «Человек перед Богом»

«Евангелие Достоевского».
Фильм митрополита Илариона (Алфеева)

«Русалим. В гости к Богу».
Документальный фильм

Акафист Иисусу Сладчайшему

«Старцы и русская литература. Александр Пушкин».
Документальный фильм

«Родина».
Cтихотворение Михаила Лермонтова читает Сергей Шакуров.

«Наш век».
Стихотворение Федора Тютчева читает Георгий Тараторкин

«Монастырь».
Стихотворение Евдокии Ростопчиной читает Мария Порошина

«Женщины Библии».
Православная энциклопедия

«Великое славословие».
и другие песнопения

«О Страшном Суде».
Евангельские чтения

Хор братии Валаамского монастыря.
Регент хора иеродиакон Герман (Рябцев)

«Митрополит Антоний Сурожский».
Фильм из цикла «Проповедники»

«Святой Иоанн Кронштадтский».
Фильм Аркадия Мамонтова

«Глас веков».
Концерт хора Сергия Кривобокова

«Русская Православная Церковь в XIX веке».
Лекция Натальи Юрьевны Суховой

«Церковь».
Лекция протоиерея Вадима Леонова

«Горняя песнь».
Фильм о русском женском монастыре близ Иерусалима.

«Царице моя Преблагая».
Патриарший хор Храма Христа Спасителя

Полезные ссылки

Рай начинается на земле любовью к Богу и ближнему

О межличностных отношениях в свете отношений с Богом. Часть 1

Предлагаем вниманию читателей лекцию «Личные отношения между людьми в свете наших отношений с Богом», которую архимандрит Захария (Захару) прочитал в г. Яссы 29 сентября 2011 г. Как следует из названия лекции, автор размышляет о взаимовлиянии живой связи личности с Богом и межличностных отношений.

Единственное, ради чего стоит жить и что придает жизни смысл, — это любовь. Конечно, обычная человеческая любовь абсолютно отличается от любви Божественной и не обладает теми же свойствами. Она не более чем бледная тень любви Божественной.

Когда любовь проявляется на плотском уровне, это вовсе не любовь, а всего лишь устремление страсти внутри нас к другой личности. Пока эта любовь вызывается желанием телесного удовольствия и эгоизма, она убивает душу и делает человека немощным в его отношениях с Богом, а значит, и с себе подобными. И еще, когда мы создаем в уме и душе идеализированный образ любви, то, поскольку в его основе продолжает оставаться человек слабый и страстный, мы впадаем в еще большее заблуждение, которое опустошает наш дух и ранит душу, так что мы с трудом находим себе исцеление.

Мы видим вокруг сплошные трагедии и травмирующие отношения, но думаем, что у нас сложится лучше. К сожалению, мы не осознаем масштабов нашего падения и бессилия. Ждем от себе подобных, боримых теми же страстями, что и мы, любви совершенной и сильной, — того, чего сами не в состоянии дать другим, ибо все мы скованы узами греха и угнетены его бременем. Наше заблуждение состоит в том, что мы ждем, что окружающие, такие же немощные и падшие существа, как и мы, удовлетворят нашу врожденную потребность в любви, потребность, которую один только Бог может воистину утолить. Это заблуждение — ждать от людей того, что может дать только Бог. Он вложил в нас жажду любви, и только Он может ее утолить. Любовью мы познаем Его, и любовью Ему уподобимся.

Когда веют ветры соблазнов мира сего, даже идеальные отношения, кажущиеся невероятно красивыми и прочными, рушатся, и после них остаются руины, а люди безутешно страдают, недоумевая, как же это произошло.

Но и человеческая любовь, такая слабая, хранит в себе нечто от жертвенного характера любви Божественной. Она жертвует собой до конца, живет внутри любимого существа, строит вокруг него всё свое счастье, всю жизнь. А когда человек ее предает, тогда эта человеческая любовь рушится и запустевает. Ничего не остается от прежних прекрасных и сильных чувств, а рана так глубока, что всё существо человека содрогается до оснований и рассыпается на кусочки. Жизнь больше не имеет смысла. А сколько раз люди, отчаявшись в жизни и стараясь избавиться от боли, искали спасения в самоубийстве?

Когда наша человеческая любовь превратилась в руины и мы совершенно разбиты, тогда перед нами открываются два возможных пути. Или мы с этой болью обратимся к Богу, чтобы Бог вошел в нашу жизнь и совершил наше обновление, или останемся в плену своих человеческих измышлений, переходя от одной трагедии и опустошения души к другой в надежде, что когда-нибудь найдем свою идеальную пару. И драма эта будет продолжаться до тех пор, когда мы не поймем, что сами тут не можем справиться.

В отношениях между людьми мы нуждаемся в третьей Личности. Как священники на Святой литургии, преподав друг другу целование мира, говорят друг другу: «Христос посреди нас!» — так же должно быть и в нашей жизни. В наших отношениях любви Бог — не какой-то непрошено вторгшийся чужой, а Тот, Кто их очищает и совершенствует. Он покрывает и в Своей великой и вечной любви укрепляет и одухотворяет их. Именно поэтому мы прибегаем к Церкви, где благодать Божия в таинстве Брака освятит союз мужчины и женщины — так, чтобы они дополняли друг друга своими дарованиями и соработничали для достижения своего совершенства, которое откроется не только в их любовном союзе в жизни сей, но и в грядущем Царствии. Бог сказал: «Без Меня не можете делать ничего» (Ин. 15, 5).

Если мы убедимся, что искать идеальной и совершенной связи с человеком — это великое заблуждение, тогда поймем, что наша глубокая и тайная жажда любви может найти утоление только в Боге, нашем Создателе, Промыслителе и Спасителе. Тогда между нами и Богом начнется нескончаемое творческое и животворное приключение. Чем больше укрепится связь нашей любви с Богом, тем чище и сильнее станут наши связи с подобными нам людьми. Наша любовь тогда будет здоровой и укоренится в перспективе единственно истинной Любви, которой является Сам Христос. Только тогда она будет иметь ценность, потому что будет свободной, то есть безгрешной.

Присутствие плотской страсти смущает ум и препятствует духовному преуспеянию человека и стяжанию любви Божественной. Вся любовь, переживаемая вне Бога, онтологически саморазрушительна. Если наша вертикальная связь с Богом истинна и сильна, тогда всякая горизонтальная связь будет аутентичной и сильной.

Мы должны быть готовы к борьбе и жертве для достижения успеха в наших отношениях с Богом и ближним. Если мы понимаем, что в своем нынешнем состоянии не можем осуществить своего желания любви, тогда проявим хотя бы больше смирения и рассудительности в своих ожиданиях, связанных с любовью человеческой. Зная нищету и ничтожество человека, а с другой стороны — величие любви Божией, преисполненной милосердия, мы стяжем дух сострадания и прощения, очистимся от самолюбия и будем подходить к другим, уважая их свободу, будем принимать других такими, какие они есть, не пытаясь сделать их совершенными соответственно нашим представлениям, и не будем навязывать им своих требований и стараться господствовать над ними.

Когда нам удается приблизиться к Богу, мы получаем исцеление своей сокрушенной жизни. Сердце освобождается от бремени прошлого и дерзает снова любить Бога и ближнего. Нам уже не страшно открыться перед другими, и мы не воздвигаем вокруг себя оборонительных стен, ведь мы уже возлагаем упование не на людей, а на Того, Кто и мертвых воскрешает. Если же в нашей жизни отсутствует настоящая любовь, одухотворенная нашей связью с Богом, тогда мы впадем в одно из двух хорошо известных искушений. Если мы крепче душевно, тогда будем стараться доминировать над партнером и пользоваться им, а если мы по натуре слабее, тогда станем жертвой амбиций другого. В подобных условиях наши отношения несчастливы и безблагодатны, это сущее рабство.

Когда мы познаем Бога и, в нашей связи с Ним, вникнем в тайну человеческой личности, созданной по образу и подобию Божию, тогда будем в состоянии подходить к каждому человеку трепетно, с уважением и смиренной любовью, понимая, что каждая человеческая душа драгоценна пред Богом. Мало-помалу научимся также любить другого бескорыстно, преданно и безоговорочно. Так мы сохраним и свободу оставаться учениками Креста Христова, что прекрасней и полезней всего. В этой связи, ставя Христа на первое место как Другого par excellence, мы обретем свою подлинную идентичность, потому что с Ним можем лишиться жизни и снова найти ее во всей целостности.

В верности сказанного нас убеждает Божественное откровение. В 32-й главе Книги Бытия описана потрясающая и удивительная борьба Иакова с Богом. Говорится, что Иаков по увещанию матери похитил у брата своего Исаака благословение первородства, полагавшееся Исаву. Хотя, делая это, Ревекка исполняла волю Божию, как написано: «Иакова Я возлюбил, а Исава возненавидел» (Мал. 1, 2–3), но Иакову все же пришлось скитаться, чтобы избежать гнева брата своего Исава. Иаков бежал в пустыню и страдал там в продолжение долгих лет, выполняя тяжелую работу в доме тестя своего Лавана. Однако Бог был с ним и благословлял во всем, что он делал.

Но с течением лет силы у него стали иссякать. Тогда Бог велел ему возвращаться в отчий дом. Иаков оказался в безысходном положении: оставаться в пустыне — он изнемог бы совсем, возвращаться домой — боялся брата своего Исава, хотевшего убить его. Тогда Иаков, уединившись, всю ночь простоял на молитве пред Богом. И на рассвете понял, что борется с Кем-то сильным, и усилил молитву, говоря:

— Не отпущу Тебя, пока не благословишь меня (Быт. 32, 26).

И Бог заговорил с Иаковом и сказал ему:

— Поскольку ты был силен с Богом, то силен будешь и с людьми.

На следующий день Иаков, неся печать благословения Божия, пошел навстречу Исаву. И тот, вместо того чтобы убить, обнял его, пав ему на шею, облобызал его и заплакал, и они снова стали братьями. Благословение Божие на Иакове было столь сильно, что, когда он увидел жестокое лицо брата своего Исава, он словно видел лице Божие (ср. Быт. 33, 10).

Таким образом, мы понимаем, что, если в наших отношениях с Богом достигнем вышеестественного приближения к Нему, тогда все наши отношения с людьми будут осенены Божественным благословением. Когда мы следуем Христу, наша единственная забота — быть угодными Ему и во всем, что делаем, воздавать Ему благодарение. Однако установим сначала подлинную связь с Ним, возделывая в себе смирение мытаря и твердое покаяние блудного сына.

Бог создал человека таким образом, чтобы он в своей уникальной и личной связи с Создателем обретал собственную полноту и совершенство. Таким образом, высшая цель и предназначение нашей жизни заключается в том, чтобы установить крепкие отношения со Христом и вести непрестанный диалог с Ним.

Тогда все отношения с подобными нам людьми будут черпать силу из нашей связи с Богом, и мы начнем видеть всё, каждый элемент сотворенного мира, в свете этой связи. Если же нашей единственной заботой будет улучшить нашу связь с Ним, тогда внутри нас родится глубокое покаяние. И чем больше мы будем возрастать во Христе, тем яснее нам будет видна наша духовная нищета, а вдохновение наше не перестанет обновляться. Мы не будем бояться ничего, потому что уже ничто не сможет отлучить нас от Его любви.

Конечно, жизнь вечная — не что иное как связь, которую мы установили со Спасителем нашим еще в жизни сей, связь, которая будет продолжаться и в Веке грядущем. Мы будем судимы, соответственно нашей любви, по каждому слову, произнесенному Христом и содержащемуся в Евангелии.

Как Петра Христос спрашивал по Воскресении: «Любишь ли ты Меня?» (Ин. 21, 15), — так и нас Он спросит в Веке грядущем: «А ты любишь Меня?» И мы, в свою очередь, тоже будем отвечать: «Да, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя!» — но только решительность и дерзновение, с коими будем отвечать, будут всецело зависеть от глубины нашей связи с Личностью Христа. Позиция, которую мы занимаем в этой жизни, будет продолжаться и за гробом, что явствует из Святого Евангелия в притче о суде над праведниками: «Господи, когда мы сделали что-нибудь хорошее на этой земле? Тебе подобает слава, а нам стыд» (ср. Мф. 25, 37–39). Вот смиренный помысл, который праведники высказывают пред Богом, помысл, диктуемый покаянием. И нам было бы полезно уже сейчас учиться этой смиренной позиции, чтобы сподобиться жизни вечной с Господом.

Гордыня и самооправдание не находят себе места в Господе. Но нас, к сожалению, они могут сопровождать в вечности, обрекая на вечное отлучение от Бога. Для нас рай — это Христос. Святой Силуан уверяет:

Рай начинается на земле любовью к Богу и ближнему. В ней содержится всё богатство жизни вечной, ведь человек создан, чтобы величить Бога, присно воздавая Ему славу. А Бог рад возвратить эту славу Своему образу, человеку, который, в свою очередь, воздает еще большую славу Создателю. Так мы проникаем в нескончаемое круговое движение любви и славословия. Возрастание в Боге — это истинное исполнение человека, призванного уподобиться Самому Богу.

Архимандрит Захария (Захару)
Перевела с румынского Зинаида Пейкова