Frontpage Slideshow | Copyright © 2006-2011 JoomlaWorks Ltd.

Тебе поем!


Иисусова молитва

Изречения великих

Крест освятил вселенную; он рассеял тьму и возвратил свет, он потребил заблуждение; он собрал народы от востока и запада, севера и юга, и соединил их любовью в единую Церковь, в единую веру, в единое крещение.

Преподобный
Ефрем Сирин

Свет Христов просвещает всех!

Книги Нового Завета

Евангелие от Матфея

Евангелие от Марка

Евангелие от Луки

Евангелие от Иоанна

Молитвы

Молитвы утренние

Молитвы на сон грядущим

Шестопсалмие

Псалтирь

Иисусова молитва

Последование
ко Святому Причащению

Акафист Сладчайшему Господу нашему Иисусу Христу

Акафист Пресвятой Богородице

Акафист Николаю Чудотворцу

Рекомендуем

«Зазимки»
Стихотворение Бориса Пастернака читает Александр Феклистов

Павел Флоренский. «Столп и утверждение Истины»

«Гляну в поле, гляну в небо...»
Стихотворение Сергея Есенина читает Сергей Безруков

«Таинство Евхаристии»
Фильм митрополита Илариона (Алфеева) из цикла «Человек перед Богом»

«И цветы, и шмели...»
Стихотворение Ивана Бунина читает Александр Голубев

Крещение Господне. Песнопения праздника

«Крещение»
Фильм митрополита Илариона (Алфеева) из цикла «Праздники»

«Святитель Николай»
Фильм митрополита Илариона (Алфеева) из цикла «Праздники»

Молитва о Святой Руси

«Снег идет»
Стихотворение Бориса Пастернака читает Александр Феклистов

«Царице моя Преблагая».
Исполняет Патриарший хор Храма Христа Спасителя (Б. М. Феоктистов).

«Слово».
Стихотворение Николая Гумилева. читает Константин Хабенский

«Обитель».
Фильм Аркадия Мамонтова

«Земле русская».
Cтихира Русским святым

«Христос».
Стихотворение Николая Гумилева читает Константин Хабенский

Протоиерей Александр Шмеман.
Зачем нужны святые

Митрополит Антоний Сурожский.
Почему я не боюсь смерти

Храм святого Саввы. Белград

«Исповедь, молитва и пост».
Фильм митрополита Илариона (Алфеева) из цикла «Человек перед Богом»

«Евангелие Достоевского».
Фильм митрополита Илариона (Алфеева)

«Русалим. В гости к Богу».
Документальный фильм

Акафист Иисусу Сладчайшему

«Старцы и русская литература. Александр Пушкин».
Документальный фильм

«Родина».
Cтихотворение Михаила Лермонтова читает Сергей Шакуров.

«Наш век».
Стихотворение Федора Тютчева читает Георгий Тараторкин

«Монастырь».
Стихотворение Евдокии Ростопчиной читает Мария Порошина

«Женщины Библии».
Православная энциклопедия

«Великое славословие».
и другие песнопения

«О Страшном Суде».
Евангельские чтения

Хор братии Валаамского монастыря.
Регент хора иеродиакон Герман (Рябцев)

«Митрополит Антоний Сурожский».
Фильм из цикла «Проповедники»

«Святой Иоанн Кронштадтский».
Фильм Аркадия Мамонтова

«Глас веков».
Концерт хора Сергия Кривобокова

«Русская Православная Церковь в XIX веке».
Лекция Натальи Юрьевны Суховой

«Церковь».
Лекция протоиерея Вадима Леонова

«Горняя песнь».
Фильм о русском женском монастыре близ Иерусалима.

«Царице моя Преблагая».
Патриарший хор Храма Христа Спасителя

Полезные ссылки

Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла в день памяти преподобного Сергия Радонежского в Троице-Сергиевой лавре

Ва­ши Вы­со­ко­прео­свя­щен­ства и Прео­свя­щен­ства! До­сто­чти­мые от­цы, ма­туш­ки игу­ме­нии, бра­тья и сест­ры! Вы­со­кие пред­ста­ви­те­ли го­су­дар­ствен­ной вла­сти!

Я всех вас хо­тел бы сер­деч­но по­здра­вить с ве­ли­ким празд­ни­ком для все­го на­ше­го ис­то­ри­че­ско­го Оте­че­ства, для всей Ру­си – с днем па­мя­ти свя­то­го пре­по­доб­но­го и бо­го­нос­но­го от­ца на­ше­го Сер­гия, игу­ме­на Ра­до­неж­ско­го.

Пре­по­доб­ный угод­ник Бо­жий Сер­гий яв­ля­ет­ся све­тиль­ни­ком в мас­шта­бе всей сво­ей жиз­ни и всей ис­то­рии. Как в пла­ме­ни све­чи кон­цен­три­ру­ет­ся вся ее энер­гия, так и в лич­но­сти пре­по­доб­но­го Сер­гия скон­цен­три­ро­ва­лись весь свет и вся ду­хов­ная си­ла Свя­той Руси.

Ко­гда мы го­во­рим «Свя­тая Русь», что мы име­ем в ви­ду? Не­ко­то­рые счи­та­ют, что это лишь ми­фо­ло­ге­ма, не­кая идея, ко­то­рая бы­ла при­су­ща на­ше­му на­ро­ду в сред­ние ве­ка. Дру­гие пы­та­ют­ся най­ти во­пло­ще­ние Свя­той Ру­си в том или ином ис­то­ри­че­ском от­рез­ке вре­ме­ни и, ука­зы­вая на тот или иной пе­ри­од, го­во­рят: вот это и бы­ла Свя­тая Русь. Но ни то, ни дру­гое не вер­но. Свя­тая Русь – это не миф, и Свя­тая Русь – это не ис­то­ри­че­ская ре­аль­ность. Свя­тая Русь – это то, что мы на­зы­ва­ем ме­та­ре­аль­но­стью, то, что за гра­ни­ца­ми че­ло­ве­че­ской ре­аль­но­сти. Но ес­ли мы упо­треб­ля­ем сло­во «ре­аль­ность», зна­чит, то, что на­хо­дит­ся за гра­ни­цей, име­ет от­но­ше­ние к на­шей по­все­днев­ной жиз­ни. И ста­но­вит­ся яс­ным, что Свя­тая Русь – это не­уми­ра­ю­щий ду­хов­но-нрав­ствен­ный иде­ал на­ше­го на­ро­да, и вы­ра­же­ни­ем это­го иде­а­ла, его до­ми­нан­той яв­ля­ет­ся свя­тость.

Уди­ви­тель­но, но что ес­ли за­дать про­стой во­прос: а где еще свя­тость бы­ла ос­нов­ным, глав­ным иде­а­лом жиз­ни лю­дей? Ведь речь идет не о мо­на­сты­рях, не о за­кры­тых груп­пах лю­дей, по­свя­тив­ших се­бя слу­же­нию Бо­гу, – речь идет об огром­ном на­ро­де. Обыч­но у на­ро­да дру­гие иде­а­лы, свя­зан­ные с зем­ной жиз­нью, – иде­а­лы бо­гат­ства, вла­сти, мо­гу­ще­ства. Но иде­а­лом на­ше­го на­ро­да бы­ла свя­тость, это бы­ла об­ще­на­ци­о­наль­ная идея, и по­то­му те, кто до­сти­гал свя­то­сти, кто ре­а­ли­зо­вы­вал этот об­ще­на­ци­о­наль­ный иде­ал, ста­но­ви­лись ге­ро­я­ми – ге­ро­я­ми ду­ха, по­движ­ни­ка­ми, све­тиль­ни­ка­ми, те­ми, на ко­го рав­ня­лись лю­ди – и кня­зья, и бо­яре, и пра­ви­те­ли, и во­е­на­чаль­ни­ки, и про­стые кре­стья­не, и мо­на­хи, и ми­ря­не. А из всех тех, кто во­пло­тил в се­бя иде­ал Свя­той Ру­си, на пер­вом ме­сте – свя­той пре­по­доб­ный Сер­гий, игу­мен Ра­до­неж­ский.

А по­че­му на пер­вом ме­сте? Кто уста­нав­ли­вал та­кую по­сле­до­ва­тель­ность: кто пер­вый, кто вто­рой? Кто-то мо­жет спро­сить: а что бы мы мог­ли про­чи­тать из то­го, что при­над­ле­жит пе­ру пре­по­доб­но­го Сер­гия? От­вет та­кой: не смо­же­те про­чи­тать ни­че­го, он не оста­вил по­сле се­бя ни строч­ки. Но, мо­жет быть, он сде­лал что-то очень важ­ное, что мож­но бы­ло бы уви­деть, по­щу­пать, к че­му мож­но бы­ло бы при­тро­нуть­ся? Нет, он лишь по­стро­ил оби­тель – скром­ную, де­ре­вян­ную, в не­про­хо­ди­мых ча­щах. Сей­час-то ле­тишь на вер­то­ле­те из Моск­вы в Сер­ги­ев По­сад – как мно­го ле­са и как ма­ло до­рог! А что же бы­ло в то вре­мя – сплош­ная ча­ща, не­про­хо­ди­мый лес, и вот здесь был со­здан ма­лень­кий мо­на­стырь. Не мог он быть вы­ра­зи­те­лем мо­щи все­го на­ро­да и всей Церк­ви…

А вот пре­по­доб­ный Сер­гий, ко­то­рый явил свя­тость жиз­ни в про­сто­те и сми­ре­нии, в муд­ро­сти и му­же­стве, стал та­ким оли­це­тво­ре­ни­ем Свя­той Ру­си. И не сво­и­ми пись­ме­на­ми си­лен свя­той Сер­гий, а сво­и­ми уче­ни­ка­ми. Уже при его жиз­ни, а за­тем и по­сле кон­чи­ны со­зда­ет­ся мно­же­ство мо­на­сты­рей, ко­то­рые на­чи­на­ют по­вто­рять ду­хов­ный опыт Тро­и­це-Сер­ги­е­вой лав­ры. А са­ма Лав­ра на­чи­на­ет рас­ши­рять­ся, укреп­лять­ся, бла­го­устра­и­вать­ся и ста­но­вить­ся не толь­ко ду­хов­ным цен­тром, но и ме­стом со­про­тив­ле­ния внеш­ним вра­гам. И мы зна­ем, что ко­гда в XVII ве­ке на­ча­лось Смут­ное вре­мя, и судь­ба стра­ны ви­се­ла на во­лос­ке, кре­пост­ные сте­ны Лав­ры не сда­лись мно­го­крат­но пре­вос­хо­дя­ще­му по чис­лен­но­сти вра­гу. По­че­му? Да по­то­му что си­ла ду­ха со­про­тив­ляв­ших­ся мо­на­хов и стрель­цов бы­ла столь ве­ли­ка, что не­воз­мож­но бы­ло ее со­кру­шить.

И вот здесь мы на­щу­пы­ва­ем ка­кую-то связь меж­ду ду­хов­ным по­дви­гом че­ло­ве­ка, меж­ду свя­то­стью и ре­аль­но­стя­ми на­шей жиз­ни, на­ше­го ис­то­ри­че­ско­го бы­тия. Эта связь оче­вид­на, по­то­му что свя­тость не мо­жет быть огра­ни­че­на лишь од­ной лич­но­стью. Свя­тость – это яв­ле­ние Бо­жи­ей бла­го­да­ти, а Бо­жия бла­го­дать силь­нее вся­кой ра­ди­а­ции, она вли­я­ет на умы и серд­ца, она объ­еди­ня­ет ты­ся­чи и мил­ли­о­ны лю­дей. Всё это нель­зя по­щу­пать и уви­деть, как нель­зя бы­ло про­чи­тать пись­ме­на свя­то­го пре­по­доб­но­го Сер­гия, по­то­му что их про­сто не су­ще­ство­ва­ло. Но бла­го­дать Бо­жия че­рез свя­тых лю­дей про­из­во­дит ве­ли­кое чу­до пре­об­ра­же­ния че­ло­ве­че­ской лич­но­сти.

И мы зна­ем, что имен­но сво­ей свя­то­стью, а не ка­ки­ми-то внеш­ни­ми да­ра­ми, ка­кой-то осо­бой во­лей или си­лой, – имен­но свя­то­стью объ­еди­нил пре­по­доб­ный Сер­гий раз­роз­нен­ные рус­ские кня­же­ства. Серд­цем, про­све­щен­ным Бо­же­ствен­ной бла­го­да­тью, он узрел в Дмит­рии Дон­ском то­го, кто бу­дет спо­со­бен со­кру­шить вра­га. И объ­еди­нив сво­им ти­хим го­ло­сом, но го­ря­чей и силь­ной мо­лит­вой раз­роз­нен­ные рус­ские зем­ли, тем са­мым пред­опре­де­лил по­бе­ду на Ку­ли­ко­вом по­ле, с ко­то­рой на­ча­лось осво­бож­де­ние на­ше­го Оте­че­ства.

Вот так ду­хов­ное вли­я­ет на мир­ское, внеш­нее. А что же про­ис­хо­дит, ко­гда ду­хов­ное из­го­ня­ет­ся из жиз­ни? Мир­ское ста­но­вит­ся сла­бым, убо­гим, под­час ка­ри­ка­тур­ным. И чем боль­ше на­пря­га­ют­ся лю­ди, что­бы умно­жить свою си­лу, не имея свя­зи с Бо­же­ствен­ной бла­го­да­тью и с ду­хом, тем бо­лее тщет­ны­ми ка­жут­ся их уси­лия.

Ис­то­рия на­ше­го Оте­че­ства в XX ве­ке яв­ля­ет­ся яр­ким при­ме­ром то­го, как са­мые мощ­ные че­ло­ве­че­ские уси­лия, осу­ществ­ля­е­мые вне свя­зи с Бо­гом, раз­ру­ша­ют­ся по­доб­но Ва­ви­лон­ской баш­не. По­это­му, мо­жет быть, са­мый глав­ный урок, ко­то­рый пре­по­да­ет нам пре­по­доб­ный Сер­гий, ко­то­рый пре­по­да­ет нам Свя­тая Русь как не­мерк­ну­щий, не­уми­ра­ю­щий иде­ал, – в том, что­бы мы со­хра­ня­ли этот иде­ал, к не­му устрем­ля­лись, а на пу­ти к это­му иде­а­лу де­ла­ли все воз­мож­ное для то­го, что­бы жизнь на­ша ста­но­ви­лась чи­ще, свет­лее, спра­вед­ли­вее, что­бы на­род наш об­ре­тал един­ство, ду­хов­ную си­лу и спо­соб­ность ре­шать все про­бле­мы, ко­то­рые вста­ют на его ис­то­ри­че­ском пу­ти. Все это воз­мож­но с Бо­гом. И пре­по­доб­ный Сер­гий, к ко­то­ро­му мы в та­ком мно­же­стве при­шли се­го­дня в оби­тель, учит нас это­му. Не за­бу­дем его ве­ли­ко­го и спа­си­тель­но­го уро­ка. Аминь.

Источник: patriarchia.ru