Frontpage Slideshow | Copyright © 2006-2011 JoomlaWorks Ltd.

Тебе поем!


Иисусова молитва

Изречения великих

Крест освятил вселенную; он рассеял тьму и возвратил свет, он потребил заблуждение; он собрал народы от востока и запада, севера и юга, и соединил их любовью в единую Церковь, в единую веру, в единое крещение.

Преподобный
Ефрем Сирин

Свет Христов просвещает всех!

Книги Нового Завета

Евангелие от Матфея

Евангелие от Марка

Евангелие от Луки

Евангелие от Иоанна

Молитвы

Молитвы утренние

Молитвы на сон грядущим

Шестопсалмие

Псалтирь

Иисусова молитва

Последование
ко Святому Причащению

Акафист Сладчайшему Господу нашему Иисусу Христу

Акафист Пресвятой Богородице

Акафист Николаю Чудотворцу

Рекомендуем

«Зазимки»
Стихотворение Бориса Пастернака читает Александр Феклистов

Павел Флоренский. «Столп и утверждение Истины»

«Гляну в поле, гляну в небо...»
Стихотворение Сергея Есенина читает Сергей Безруков

«Таинство Евхаристии»
Фильм митрополита Илариона (Алфеева) из цикла «Человек перед Богом»

«И цветы, и шмели...»
Стихотворение Ивана Бунина читает Александр Голубев

Крещение Господне. Песнопения праздника

«Крещение»
Фильм митрополита Илариона (Алфеева) из цикла «Праздники»

«Святитель Николай»
Фильм митрополита Илариона (Алфеева) из цикла «Праздники»

Молитва о Святой Руси

«Снег идет»
Стихотворение Бориса Пастернака читает Александр Феклистов

«Царице моя Преблагая».
Исполняет Патриарший хор Храма Христа Спасителя (Б. М. Феоктистов).

«Слово».
Стихотворение Николая Гумилева. читает Константин Хабенский

«Обитель».
Фильм Аркадия Мамонтова

«Земле русская».
Cтихира Русским святым

«Христос».
Стихотворение Николая Гумилева читает Константин Хабенский

Протоиерей Александр Шмеман.
Зачем нужны святые

Митрополит Антоний Сурожский.
Почему я не боюсь смерти

Храм святого Саввы. Белград

«Исповедь, молитва и пост».
Фильм митрополита Илариона (Алфеева) из цикла «Человек перед Богом»

«Евангелие Достоевского».
Фильм митрополита Илариона (Алфеева)

«Русалим. В гости к Богу».
Документальный фильм

Акафист Иисусу Сладчайшему

«Старцы и русская литература. Александр Пушкин».
Документальный фильм

«Родина».
Cтихотворение Михаила Лермонтова читает Сергей Шакуров.

«Наш век».
Стихотворение Федора Тютчева читает Георгий Тараторкин

«Монастырь».
Стихотворение Евдокии Ростопчиной читает Мария Порошина

«Женщины Библии».
Православная энциклопедия

«Великое славословие».
и другие песнопения

«О Страшном Суде».
Евангельские чтения

Хор братии Валаамского монастыря.
Регент хора иеродиакон Герман (Рябцев)

«Митрополит Антоний Сурожский».
Фильм из цикла «Проповедники»

«Святой Иоанн Кронштадтский».
Фильм Аркадия Мамонтова

«Глас веков».
Концерт хора Сергия Кривобокова

«Русская Православная Церковь в XIX веке».
Лекция Натальи Юрьевны Суховой

«Церковь».
Лекция протоиерея Вадима Леонова

«Горняя песнь».
Фильм о русском женском монастыре близ Иерусалима.

«Царице моя Преблагая».
Патриарший хор Храма Христа Спасителя

Полезные ссылки

Выступление Святейшего Патриарха Кирилла на открытии Международного съезда православной молодежи в Москве

18 но­яб­ря 2014 го­да Свя­тей­ший Пат­ри­арх Мос­ков­ский и всея Ру­си Ки­рилл возглавил от­кры­тие Меж­ду­на­род­но­го съез­да пра­во­слав­ной мо­ло­де­жи в Москве. Пред­сто­я­тель Рус­ской Церк­ви об­ра­тил­ся к участ­ни­кам съез­да с Пер­во­свя­ти­тель­ским сло­вом.

Ва­ши Вы­со­ко­прео­свя­щен­ства и Прео­свя­щен­ства! До­ро­гие от­цы, бра­тия и сест­ры!

Хо­тел бы всех сер­деч­но при­вет­ство­вать на этом за­ме­ча­тель­ном со­бра­нии пра­во­слав­ной мо­ло­де­жи. Еще не­ко­то­рое вре­мя то­му на­зад бы­ло труд­но пред­ста­вить, что­бы при под­держ­ке Пра­ви­тель­ства Моск­вы мож­но бы­ло со­брать в од­ном ме­сте не­сколь­ко ты­сяч пред­ста­ви­те­лей пра­во­слав­ной мо­ло­де­жи. Это го­во­рит не толь­ко о том, что очень раз­ви­лись цер­ков­но-го­су­дар­ствен­ные от­но­ше­ния в на­шей стра­не, но это в первую оче­редь го­во­рит о том, что у нас ре­аль­но су­ще­ству­ет пра­во­слав­ная мо­ло­дежь. И это яв­ля­ет­ся яр­ким сви­де­тель­ством тех боль­ших пе­ре­мен, ко­то­рые про­изо­шли в жиз­ни все­го на­ше­го на­ро­да.

Те­ма мо­ло­де­жи по­сто­ян­но при­сут­ству­ет в ра­бо­те Свя­щен­но­го Си­но­да, Ар­хи­ерей­ско­го Со­бо­ра. Мно­гие из вас зна­ют, что по­яви­лось до­ста­точ­ное ко­ли­че­ство важ­ных до­ку­мен­тов, ко­то­рые при­зва­ны, в слу­чае их осу­ществ­ле­ния, долж­ным об­ра­зом ор­га­ни­зо­вать мо­ло­деж­ную ра­бо­ту. До­ку­мен­ты до­ку­мен­та­ми, ад­ми­ни­стра­тив­но-цер­ков­ные уси­лия име­ют важ­ное зна­че­ние, но нам хо­те­лось знать: а что про­ис­хо­дит в ре­зуль­та­те? А не ухо­дят ли эти сиг­на­лы в пу­сто­ту, вос­при­ни­ма­ют­ся ли они мо­ло­дым по­ко­ле­ни­ем лю­дей, свя­зан­ных с Пра­во­слав­ной Цер­ко­вью? И для то­го, что­бы по­лу­чить этот об­рат­ный сиг­нал, что­бы услы­шать ва­ши го­ло­са, ва­ше мне­ние, по­со­ве­то­вать­ся с ва­ми, мы и со­бра­ли этот боль­шой съезд пра­во­слав­ной мо­ло­де­жи. По­это­му его цель не про­сто пред­ста­вить вам ка­кие-то до­кла­ды, мыс­ли, со­об­ра­же­ния, но услы­шать ва­ше мне­ние, ва­шу ре­ак­цию и в от­но­ше­нии то­го, что про­ис­хо­дит в жиз­ни Церк­ви, и в от­но­ше­нии то­го, что про­ис­хо­дит в сфе­ре мо­ло­деж­ной ра­бо­ты, что вы­зы­ва­ет удо­вле­тво­ре­ние, что вы­зы­ва­ет во­про­сы, что вы­зы­ва­ет не­до­уме­ние, а, мо­жет быть, и не­при­я­тие. Я глу­бо­ко убеж­ден в том, что ре­зуль­та­том это­го съез­да долж­ны стать се­рьез­ные раз­мыш­ле­ния на об­ще­цер­ков­ном уров­не на те­му о том, где мы и ку­да идем в ра­бо­те с на­шей мо­ло­де­жью.

А те­перь поз­воль­те по­де­лить­ся с ва­ми не­ко­то­ры­ми мыс­ля­ми, ка­са­ю­щи­ми­ся со­вре­мен­ной жиз­ни и жиз­ни на­шей мо­ло­де­жи. Мы жи­вем в ту эпо­ху, ко­гда ин­фор­ма­ция, и об этом го­во­рят все, кто толь­ко за­тра­ги­ва­ет эту те­му, во мно­гом опре­де­ля­ет ми­ро­ощу­ще­ние и да­же ми­ро­воз­зре­ние лю­дей. По­то­му что ин­фор­ма­ция яв­ля­ет­ся до­ми­ни­ру­ю­щим фак­то­ром в со­вре­мен­ном об­ще­стве. По­че­му это об­ще­ство мы на­зы­ва­ем ин­фор­ма­ци­он­ным? По­то­му что ин­фор­ма­ци­он­ный фак­тор яв­ля­ет­ся ре­ша­ю­щим. Ес­ли сред­ства мас­со­вой ин­фор­ма­ции за­мал­чи­ва­ют то или иное яв­ле­ние, то его как бы и не су­ще­ству­ет, и нуж­но при­кла­ды­вать не­имо­вер­ные уси­лия, что­бы про­бить­ся че­рез тол­щу это­го мол­ча­ния.

Мы зна­ем, как ино­гда мол­ча­ние за­де­ва­ет по­тре­би­те­ля ин­фор­ма­ции за жи­вое, осо­бен­но ко­гда мол­чат то­гда и там, где льет­ся кровь, где лю­ди стал­ки­ва­ют­ся с не­спра­вед­ли­во­стью, где стра­да­ния ты­сяч и ты­сяч лю­дей оста­ют­ся в те­ни, а стра­да­ния еди­ниц или де­сят­ков не­ве­ро­ят­ным об­ра­зом пред­став­ля­ют­ся как тра­ге­дия пла­не­тар­но­го мас­шта­ба. И все это про­ис­хо­дит не по­то­му что лю­ди та­кие бес­чув­ствен­ные, а по­то­му что ин­фор­ма­ция яв­ля­ет­ся в том чис­ле ору­ди­ем по­ли­ти­че­ско­го и ми­ро­воз­зрен­че­ско­го воз­дей­ствия на че­ло­ве­ка.

Вот по­че­му, от­кры­вая план­шет или са­дясь у ком­пью­те­ра, не нуж­но быть пре­крас­но­душ­ным че­ло­ве­ком и счи­тать, что мы сей­час узна­ем прав­ду. В боль­шин­стве слу­ча­ев мы, к со­жа­ле­нию, не ви­дим прав­ды, осо­бен­но там, где прав­да жиз­нен­но не­об­хо­ди­ма.

По­это­му, го­во­ря о со­вре­мен­ной жиз­ни, в первую оче­редь хо­тел бы при­звать на­шу мо­ло­дежь уметь раз­ли­чать ду­хов (см. 1 Кор. 12:10). Это очень не­про­сто, но без это­го нель­зя, по­то­му что диа­вол ря­дит­ся в одеж­ду ан­ге­ла свет­ло­го, и труд­но раз­ли­чить это­го диа­во­ла. Он ми­мик­ри­ру­ет, ими­ти­руя стрем­ле­ние к прав­де, к бла­го­род­ству, осо­бен­но — к сво­бо­де, к тем иде­ям, ко­то­рые близ­ки че­ло­ве­че­ско­му серд­цу. В са­мом де­ле, ну кто про­тив сво­бо­ды? Спро­си­те лю­бо­го че­ло­ве­ка на ули­це: ты за сво­бо­ду? За сво­бо­ду! Но ес­ли под ви­дом сво­бо­ды, в оберт­ке сво­бо­ды вам по­да­ет­ся силь­но отрав­лен­ный про­дукт, то, бу­дучи при­вле­чен­ным этой оберт­кой, мож­но с лег­ко­стью этот про­дукт про­гло­тить и отра­вить­ся. Смер­тель­но опас­ная отра­ва. По­это­му кри­ти­че­ское от­но­ше­ние к ин­фор­ма­ции, со­от­но­ше­ние и оцен­ка ин­фор­ма­ции с точ­ки зре­ния то­го, как она вли­я­ет в первую оче­редь и на ва­ши ду­ши, долж­ны быть не­ки­ми спо­со­ба­ми за­щи­ты от то­го не­га­ти­ва, ко­то­рый не­сет се­го­дня ин­фор­ма­ци­он­ный по­ток.

Мне бы хо­те­лось еще ска­зать не­сколь­ко слов о ка­че­стве со­вре­мен­ной жиз­ни. Ин­фор­ма­ци­он­ный фак­тор очень силь­но опре­де­ля­ет па­ра­мет­ры на­шей жиз­ни. Осо­бен­но мно­го из­ме­ни­лось в че­ло­ве­че­ском об­ще­стве по­сле по­яв­ле­ния мо­биль­ной свя­зи и Ин­тер­не­та. Лю­ди ис­поль­зу­ют эти очень по­лез­ные изоб­ре­те­ния, и мы ви­дим, как уско­ря­ет­ся на­уч­но-тех­ни­че­ский про­гресс, как раз­ви­ва­ет­ся си­сте­ма об­ра­зо­ва­ния, как дей­стви­тель­но рас­ши­ря­ет­ся го­ри­зонт у лю­дей, по­то­му что ин­фор­ма­ция ста­ла прак­ти­че­ски об­ще­до­ступ­ной. Не нуж­но хо­дить в биб­лио­те­ки, не нуж­но ли­стать мно­го­том­ные эн­цик­ло­пе­дии, не нуж­но чи­тать мо­но­гра­фии. Од­ним кли­ком ты по­лу­ча­ешь быст­рый, мо­жет быть, про­стой, но яс­ный для те­бя от­вет на во­прос, ко­то­рый ты за­да­ешь.

Но, с дру­гой сто­ро­ны, у каж­до­го из та­ких яв­ле­ний есть опас­ные сто­ро­ны. И это по­гру­же­ние лю­дей в ин­фор­ма­ци­он­ный мир, в вир­ту­аль­ный мир не­сет опре­де­лен­ную опас­ность де­фи­ци­та ре­аль­но­го че­ло­ве­че­ско­го об­ще­ния. За­про­сто мож­но пред­ста­вить се­бе та­кую кар­ти­ну: в од­ной ком­на­те си­дят мо­ло­дые лю­ди, уткнув­шись в план­ше­ты, ни­кто ни с кем по су­ти не об­ща­ет­ся. Ес­ли за­да­ют во­прос, че­ло­век от­ма­хи­ва­ет­ся. А что он де­ла­ет? А он об­ща­ет­ся че­рез со­ци­аль­ные се­ти. Жи­во­го об­ще­ния нет, ин­те­ре­са к не­му нет, а об­ще­ние че­рез со­ци­аль­ную сеть вы­зы­ва­ет ин­те­рес.

Что про­ис­хо­дит, ес­ли мы вир­ту­аль­ным об­ще­ни­ем под­ме­ня­ем ре­аль­ное об­ще­ние? Мы вы­чер­ки­ва­ем из сво­ей жиз­ни не­ве­ро­ят­но важ­ный ас­пект — лич­ный опыт об­ще­ния с жи­вым че­ло­ве­ком. Ни­что не да­ет нам та­ко­го опы­та, как лич­ное об­ще­ние с людь­ми. Мы зна­ем, что ино­гда это­го опы­та не хва­та­ет в ре­ше­нии во­про­сов, свя­зан­ных с устрой­ством се­мей­ной жиз­ни. Что гре­ха та­ить — ча­сто мы свя­зы­ва­ем свою жизнь с те­ми людь­ми, с ко­то­ры­ми, мо­жет быть, не сто­и­ло ее свя­зы­вать. Де­ла­ем это по не­опыт­но­сти, по не­зна­нию — нет опы­та об­ще­ния, не уме­ем ви­деть, что в гла­зах че­ло­ве­ка. Ведь лич­ное об­ще­ние не­сет не толь­ко ра­ци­о­наль­ный по­сыл, но так­же эмо­ци­о­наль­ный и ду­хов­ный.

Ино­гда го­во­рят, что су­ще­ству­ет не­кое по­ле че­ло­ве­ка. Я не бе­русь ха­рак­те­ри­зо­вать это по­ня­тие, но я точ­но знаю, что от че­ло­ве­ка ис­хо­дит опре­де­лен­ная энер­гия. Я ду­маю, каж­дый из вас это зна­ет. Ино­гда, за­гля­нув в гла­за че­ло­ве­ка, ви­дишь свет­лый, мир­ный взгляд, чи­стую ду­шу, а ино­гда — бе­сов­ский огонь. Но раз­ве эту чи­стую ду­шу по­чув­ству­ешь в Ин­тер­не­те, да­же ес­ли там твой со­бе­сед­ник очень кра­си­во рас­суж­да­ет о чи­сто­те ду­ши? А раз­ве дья­воль­ский огонь уви­дишь, ес­ли пе­ред то­бой толь­ко фо­то­гра­фии или текст?

Я не при­зы­ваю вас пол­но­стью оста­вить со­ци­аль­ные се­ти, но ска­жу сле­ду­ю­щее: ни в ко­ем слу­чае нель­зя по­гру­жать­ся в них так, что­бы со­ци­аль­ные се­ти за­кры­ва­ли вам дру­гие воз­мож­но­сти ви­деть мир, это бу­дет опас­но для че­ло­ве­че­ской лич­но­сти.

В свя­зи с этим хо­тел бы не­сколь­ко слов ска­зать о цер­ков­ной жиз­ни. Что та­кое при­ход? Что та­кое храм, бо­го­слу­же­ние? Это ведь не толь­ко мо­лит­ва лю­дей к Бо­гу, но и ду­хов­ная ком­му­ни­ка­ция друг с дру­гом. Я пом­ню, как в по­сле­во­ен­ном Ле­нин­гра­де, ко­гда так бы­ло ма­ло церк­вей и в храм на­би­ва­лись ты­ся­чи и ты­ся­чи лю­дей, пом­ню се­бя маль­чиш­кой еще до­школь­но­го, а по­том и школь­но­го воз­рас­та, ко­гда сто­ишь дол­гую Ли­тур­гию, за­жа­тый со всех сто­рон, по­чти ни­че­го не ви­дишь, по­то­му что ро­стом еще мал, и толь­ко вос­при­ни­ма­ешь эту теп­ло­ту че­ло­ве­че­ских тел, ка­кую-то осо­бую ат­мо­сфе­ру. И осо­бое впе­чат­ле­ние все­гда на ме­ня про­из­во­дил мо­мент, ко­гда вдруг это мно­же­ство стес­нен­ных в си­лу об­сто­я­тельств лю­дей и од­но­вре­мен­но объ­еди­нен­ных си­лой сво­ей ве­ры на­чи­на­ла петь Сим­вол ве­ры. Это бы­ло по­тря­са­ю­ще. У ме­ня до сих пор в ушах это пе­ние ты­сяч и ты­сяч лю­дей в ле­нин­град­ских хра­мах по­сле­во­ен­но­го вре­ме­ни. Да, лю­ди рас­хо­ди­лись по до­мам и не об­ща­лись друг с дру­гом по раз­ным при­чи­нам, как, соб­ствен­но го­во­ря, мы и сей­час де­ла­ем: ино­гда при­хо­дим в храм, ухо­дим и не об­ща­ем­ся друг с дру­гом. Но да­же это уча­стие в мо­лит­ве име­ет не толь­ко вер­ти­каль­ное из­ме­ре­ние — я и Бог, но и го­ри­зон­таль­ное — я и тот, кто ря­дом со мной.

Так вот, для то­го что­бы урав­но­ве­сить вли­я­ние вир­ту­аль­но­го ми­ра, рас­ши­рить опыт об­ще­ния, нуж­но, что­бы на­ши при­хо­ды бы­ли ре­аль­ны­ми об­щи­на­ми. Я об этом го­во­рю столь­ко, сколь­ко слу­жу в ар­хи­ерей­ском са­не. А что для это­го нуж­но? Нуж­но, что­бы жизнь при­хо­да не огра­ни­чи­ва­лась толь­ко бо­го­слу­же­ни­ем. Я став­лю это не­пре­мен­ной за­да­чей для на­ше­го ду­хо­вен­ства, что­бы в каж­дом при­хо­де, ма­ло-маль­ски ор­га­ни­зо­ван­ном и спо­соб­ном са­мо­го се­бя под­дер­жи­вать, су­ще­ство­ва­ла вне­бо­го­слу­жеб­ная по­вест­ка дня. Нам нуж­ны вне­бо­го­слу­жеб­ные со­бра­ния с мо­ло­де­жью, мо­жет быть, с оди­но­ки­ми муж­чи­на­ми и жен­щи­на­ми. Ведь это то­же очень важ­ная со­ци­аль­ная функ­ция. Пред­ставь­те се­бе ста­руш­ку: у нее ни­ко­го нет, ни род­ных, ни близ­ких, все в про­шлом. Вклю­ча­ет те­ле­ви­зор — не мо­жет по­нять, что про­ис­хо­дит, смот­рит в ок­но — то­же не мо­жет по­нять. Где она как лич­ность мо­жет се­бя ре­а­ли­зо­вать, най­ти под­держ­ку? В об­ще­нии с дру­ги­ми. Раз­ве ра­бо­та с та­ки­ми по­жи­лы­ми людь­ми на при­хо­де в не­бо­го­слу­жеб­ное вре­мя, ор­га­ни­за­ция в хо­ро­шем смыс­ле их до­су­га — вме­сте с мо­лит­вой, не нуж­ное де­ло для Церк­ви, для об­ще­ства и да­же для го­су­дар­ства? Но ес­ли мы го­во­рим о важ­но­сти это­го де­ла для лю­дей по­жи­лых, то на­сколь­ко это важ­но для мо­ло­де­жи.

Нам не нуж­но со­рев­но­вать­ся с ка­ки­ми-то кон­ку­рен­та­ми. Есть дру­гие пло­щад­ки, где мо­ло­дой че­ло­век по­лу­ча­ет боль­ше удо­воль­ствия, где ве­се­лее, и ес­ли Цер­ковь бу­дет се­бя срав­ни­вать с эти­ми пло­щад­ка­ми и пы­тать­ся кон­ку­ри­ро­вать с ни­ми, она все­гда про­иг­ра­ет. Но вне­бо­го­слу­жеб­ные со­бра­ния мо­ло­де­жи, по­сколь­ку все это бу­дет про­ис­хо­дить и про­ис­хо­дит в кон­тек­сте ду­хов­ной жиз­ни лю­дей, бу­дут очень со­дер­жа­тель­ны­ми, очень по­ло­жи­тель­но вли­я­ю­щи­ми на ум и серд­це, раз­ви­ва­ю­щи­ми со­ли­дар­ность сре­ди мо­ло­дых лю­дей.

Хо­тел бы не­сколь­ко слов ска­зать еще об од­ной важ­ной про­бле­ме со­вре­мен­но­сти. Ес­ли их пе­ре­чис­лять, мож­но на­звать три про­бле­мы: пер­вая — это ин­фор­ма­ция и ее вли­я­ние, вто­рое — это стрем­ле­ние к удо­воль­стви­ям, и тре­тья — это стрем­ле­ние к ком­фор­ту. Это то, что ха­рак­те­ри­зу­ет так на­зы­ва­е­мое по­тре­би­тель­ское об­ще­ство. Три этих фак­то­ра се­го­дня опре­де­ля­ют про­филь со­вре­мен­но­го об­ще­ства и не­ред­ко — со­вре­мен­но­го мо­ло­до­го че­ло­ве­ка.

Ко­гда мы го­во­рим о ком­фор­те, речь идет, ко­неч­но, не о ра­ци­о­на­ли­за­ции жиз­ни. Ведь под ком­фор­том мож­но под­ра­зу­ме­вать хо­ро­шо обо­ру­до­ван­ное ра­бо­чее ме­сто с хо­ро­шей тех­ни­кой и мно­гое дру­гое, что по­мо­га­ет се­бя ре­а­ли­зо­вы­вать, осу­ществ­лять свои про­фес­си­о­наль­ные функ­ции. Но не об этом речь. Речь идет не о пред­ме­тах, а о ми­ро­воз­зре­нии.

Есть та­кое по­ня­тие — сей­час все по­ни­ма­ют по-ан­глий­ски, я по-ан­глий­ски ска­жу, по­то­му что оно ста­ло уже сво­е­го ро­да меж­ду­на­род­ным слен­гом — relax and enjoy — от­ды­хай и по­лу­чай удо­воль­ствие. По-рус­ски это ино­гда ина­че зву­чит: «не на­пря­гай­ся», «смот­ри про­ще на ве­щи» или «что, те­бе боль­ше всех на­до? — от­ды­хай». Для до­сти­же­ния это­го со­сто­я­ния рас­слаб­лен­но­сти упо­треб­ля­ют­ся огром­ные уси­лия, ведь для это­го же нуж­ны день­ги. И ко­гда день­ги по­яв­ля­ют­ся, на что их тра­тить? На до­сти­же­ние са­мых глав­ных для че­ло­ве­ка це­лей. Ес­ли его глав­ная цель — ком­форт, он и бу­дет тра­тить на это свои день­ги.

Как все это вхо­дит в не­ве­ро­ят­ное про­ти­во­ре­чие с хри­сти­ан­ским по­сла­ни­ем: кто не бе­рет кре­ста сво­е­го и не идет за Мной, Ме­ня не до­сто­ин (см. Мф. 10:38). А как же «не на­пря­гай­ся»? За­будь о хри­сти­ан­стве! А что та­кое крест? Это что, ин­стру­мент отя­го­ще­ния че­ло­ве­че­ской жиз­ни, это что, ору­дие му­че­ния? Во­все нет. Гос­подь не при­нес нам ору­дие му­че­ния, Он взо­шел на ору­дие му­че­ния, что­бы нам дать сво­бо­ду и при­звать нас к иной жиз­ни, ото­рвать нас от этой брен­ной зем­ли и под­нять к не­бу…

Но для то­го, что­бы взой­ти на вер­ши­ну, нуж­на си­ла. И вы зна­е­те, на­вер­ное, по филь­мам, по кни­гам, сколь­ко тру­да нуж­но аль­пи­ни­сту, что­бы вска­раб­кать­ся на вер­ши­ну. А что про­ис­хо­дит с че­ло­ве­ком, ко­то­рый ка­раб­ка­ет­ся в го­ру? Он на­пря­га­ет свои си­лы, он со­вер­ша­ет по­двиг над са­мим со­бой, а ино­гда и по­двиг спа­се­ния сво­е­го ближ­не­го. Вот так и кре­сто­но­ше­ние: без по­дви­га не мо­жет быть со­вер­шен­ства, без кре­сто­но­ше­ния не мо­жет быть со­вер­шен­ства. От­бра­сы­вай­те вся­кую про­па­ган­ду, ко­гда она го­во­рит, что relax and enjoy — путь к со­вер­шен­ству. Это — путь к де­гра­да­ции, и не про­сто лич­но­сти — че­ло­ве­че­ской ци­ви­ли­за­ции.

Те­перь мне хо­те­лось бы ска­зать о та­кой важ­ной те­ме, как меж­лич­ност­ные от­но­ше­ния. Нет ни­че­го не­зна­чи­тель­но­го в сло­ве Бо­жи­ем. Каж­дая за­по­ведь — как пу­те­вод­ная звез­да в жиз­ни, как луч све­та. Ес­ли кто-то по­па­дал в си­ту­а­ции, ко­гда от лу­ча све­та за­ви­сит твоя жизнь, пой­мет, о чем я го­во­рю. Я по­па­дал в та­кие си­ту­а­ции, в фи­зи­че­ском смыс­ле, ко­гда свет спа­са­ет — ма­лень­кий ого­нек где-то вда­ле­ке. Не уви­дел бы огонь­ка, по­гиб бы. В ка­ком-то смыс­ле эти огонь­ки за­по­ве­дей нас спа­са­ют, по­то­му что при са­мом яр­ком, в том чис­ле ис­кус­ствен­ном све­те че­ло­век мо­жет оста­вать­ся в по­тем­ках, мо­жет не раз­ли­чать цен­но­сти, пу­тать иде­а­лы, мо­жет сби­вать­ся с жиз­нен­но­го пу­ти.

И воз­ни­ка­ет та­кой во­прос: а вот эти Бо­же­ствен­ные за­по­ве­ди, та­кие не­со­вре­мен­ные, они что, то­же пу­те­вод­ные звез­ды? От­вет про­стой: толь­ко они пу­те­вод­ные звез­ды. Толь­ко на них ори­ен­ти­ру­ясь, мож­но прой­ти по жиз­нен­но­му пу­ти, спа­сти свою ду­шу и до­стиг­нуть сча­стья.

Не­сколь­ко дней то­му на­зад, вы­сту­пая в дру­гой ауди­то­рии, я ска­зал: без нрав­ствен­ной ос­но­вы не мо­жет быть че­ло­ве­че­ско­го сча­стья, от­сут­ствие нрав­ствен­но­сти не сов­ме­сти­мо со сча­стьем. По­че­му не сов­ме­сти­мо? От­вет очень про­стой: Бог так за­хо­тел, по­то­му что Он тво­рил сво­бод­но­го и ра­зум­но­го че­ло­ве­ка, а не жи­вот­ное. В жи­вот­ном ми­ре нет нрав­ствен­но­го на­ча­ла, но и там есть опре­де­лен­ный ко­декс по­ве­де­ния, свя­зан­ный с фи­зио­ло­ги­че­ски­ми цик­ла­ми ор­га­низ­ма жи­вот­но­го. И ино­гда да­же, на­блю­дая за этим по­ве­де­ни­ем, мы по­ра­жа­ем­ся спра­вед­ли­во­сти, ко­то­рая ца­рит в жи­вот­ном ми­ре. Мы по­ра­жа­ем­ся люб­ви ма­те­ри к де­те­ны­шу, то­му, как ма­лень­кая птич­ка го­то­ва за­щи­щать сво­е­го птен­ца, бро­са­ясь на че­ло­ве­ка или на боль­шо­го зве­ря. Мы го­во­рим, что это не нрав­ствен­ность — это Бог за­ло­жил та­кой ме­ха­низм, в том чис­ле и био­ло­ги­че­ский: про­хо­дит ка­кой-то пе­ри­од, ис­че­за­ет ма­те­рин­ский ин­стинкт, и зверь те­ря­ет лю­бовь к сво­е­му пи­том­цу. У че­ло­ве­ка же есть по­ня­тие нрав­ствен­но­сти. Ес­ли мы жи­вем по этим нрав­ствен­ным за­ко­нам, мы не­сем в се­бе по­тен­ци­ал сча­стья. Раз­ру­ша­ем этот нрав­ствен­ный за­кон в се­бе — те­ря­ем по­тен­ци­ал быть счаст­ли­вым.

И здесь я хо­тел бы пе­рей­ти к этой очень важ­ной те­ме для мо­ло­дых лю­дей. Цер­ковь не при­ем­лет то­го, что на­зы­ва­ет­ся граж­дан­ским бра­ком или про­сто со­жи­тель­ством. По­че­му? Бог так не ве­лел жить, вот и всё. Над этим мож­но сме­ять­ся сколь­ко угод­но, а мож­но по­раз­мыс­лить. Да­вай­те по­раз­мыс­лим.

По­че­му лю­ди всту­па­ют в эти от­но­ше­ния до бра­ка и ча­сто не­сколь­ко раз? От­вет обыч­но та­кой: луч­ше жить с од­ной или с од­ним, чем бол­тать­ся. Дру­гой от­вет: ну, на­до же все-та­ки как-то изу­чить че­ло­ве­ка. Но ведь что ча­ще все­го про­ис­хо­дит? По­жил с од­ним или с од­ной, и не по­лу­чи­лось изу­че­ния. Со вто­рым по­жил или с дру­гой — сно­ва не по­лу­чи­лось. Ведь как ча­сто мо­ло­дые лю­ди, как те­перь при­ня­то го­во­рить, ме­ня­ют парт­не­ров. А те­перь да­вай­те вду­ма­ем­ся в са­мое глав­ное и ос­нов­ное: в ос­но­ве бра­ка ле­жит лю­бовь. Ес­ли нет люб­ви — нет бра­ка. А мож­но ли на­звать лю­бо­вью те от­но­ше­ния, ко­то­рые не пред­по­ла­га­ют вза­им­ной от­вет­ствен­но­сти? Вот на­ча­ли мо­ло­дые лю­ди, до­пу­стим, жить друг с дру­гом и чув­ству­ют: да, у них на­сто­я­щая лю­бовь, со­вер­шен­но яс­но. А по­че­му не всту­па­ют в брак? По­то­му что есть скры­тая от дру­го­го че­ло­ве­ка, как те­перь го­во­рят, от парт­не­ра, своя по­вест­ка дня, ко­то­рая ино­гда на­чи­на­ет­ся со слов: «А вдруг… А я по­до­жду, у ме­ня свои мыс­ли».

Мне не­ред­ко при­хо­дит­ся слы­шать тра­ги­че­ские рас­ска­зы о том, как стра­да­ет один из парт­не­ров (пло­хое сло­во, но упо­треб­ляю его, по­то­му что всем по­нят­но), ко­гда вдруг его бро­са­ет дру­гой. Но ведь не­слу­чай­но бро­са­ет, по­то­му что сам ха­рак­тер от­но­ше­ний без вся­ких обя­за­тельств и пред­по­ла­га­ет сме­ну. И ведь ино­гда че­ло­век ду­ма­ет, что чем боль­ше та­ко­го опы­та, тем луч­ше. Это мож­но срав­нить с тем, как мно­гие счи­та­ют, что очень хо­ро­шо как мож­но ча­ще сти­рать свою одеж­ду. Но мож­но так ее за­сти­рать в кон­це кон­цов, что она по­те­ря­ет вся­кий вид. А нрав­ствен­ное со­сто­я­ние че­ло­ве­ка, нрав­ствен­ное чув­ство — очень хруп­кое. И его раз­ру­ше­ние смер­тель­но опас­но для че­ло­ве­че­ской лич­но­сти.

Се­го­дня всё вам го­во­рит об этой те­ме ина­че: те­ле­ви­де­ние, ки­не­ма­то­граф, Ин­тер­нет. Всё на­прав­ле­но на рас­кре­по­ще­ние са­мо­го, на­вер­ное, силь­но­го ин­стинк­та, ко­то­рый спо­со­бен пол­но­стью управ­лять че­ло­ве­ком в опре­де­лен­ной си­ту­а­ции. Но это не зна­чит, что то, что го­во­рят, яв­ля­ет­ся прав­дой. Прав­да толь­ко там, где Бог.

У нас есть ужас­ная ста­ти­сти­ка раз­во­дов. Но у нас ведь ни­кто не ве­дет ста­ти­сти­ки рас­па­да граж­дан­ских бра­ков. А ес­ли по­счи­тать, что пред­став­ля­ет из се­бя на­ше об­ще­ство, ес­ли со­еди­нить ста­ти­сти­ку рас­па­да граж­дан­ских от­но­ше­ний со ста­ти­сти­кой рас­па­дов бра­ков? Всё об­ще­ство в со­сто­я­нии раз­во­да. Это не мо­жет быть без­раз­лич­но для нрав­ствен­ной при­ро­ды лю­дей и для со­сто­я­ния са­мо­го об­ще­ства.

От­даю се­бе от­чет в том, на­сколь­ко мно­гим из вас труд­но, мо­жет быть, это вос­при­ни­мать сей­час. Но, по край­ней ме­ре, за­ду­май­тесь об этих сло­вах, со­от­не­си­те ва­ше по­ве­де­ние со сло­вом Бо­жи­им, с до­ве­ри­ем от­не­си­тесь к уди­ви­тель­ным сло­вам Спа­си­те­ля: иго Мое бла­го и бре­мя Мое лег­ко есть (Мф. 11:30). И, мо­жет быть, в ко­рот­кий от­ре­зок вре­ме­ни — пять, де­сять, пят­на­дцать, два­дцать лет — это труд­но по­нять, но ко­гда че­ло­век про­жи­ва­ет жизнь, он на­чи­на­ет по­ни­мать го­раз­до боль­ше. Ведь мы всё пой­мем, ко­гда пе­ред на­ми от­кро­ют­ся вра­та веч­но­сти. И то­гда все эти сло­ва ста­нут убе­ди­тель­ны­ми и по­нят­ны­ми, толь­ко вре­мя нам да­ет­ся здесь для то­го, что­бы в веч­но­сти встре­тить Гос­по­да.

Ду­маю, что очень важ­ным яв­ля­ет­ся уме­ние ра­до­вать­ся и бла­го­да­рить Бо­га. Хри­сти­ан­ство — это не без­ра­дост­ная и не скор­бя­щая ре­ли­гия. Это не си­сте­ма та­бу, ко­то­рая за­жи­ма­ет че­ло­ве­ка и ме­ша­ет ему жить. Хри­сти­ан­ство да­ет огром­ную энер­гию, оно дей­стви­тель­но рас­кре­по­ща­ет че­ло­ве­че­ский дух, под­ни­ма­ет че­ло­ве­ка над сию­ми­нут­ны­ми об­сто­я­тель­ства­ми вре­ме­ни, от­кры­ва­ет гран­ди­оз­ную пер­спек­ти­ву. Ее мож­но уви­деть толь­ко то­гда, ко­гда ты ис­поль­зу­ешь Бо­же­ствен­ный кри­те­рий в опре­де­ле­нии то­го, что есть твоя жизнь и жизнь дру­гих лю­дей. И это со­сто­я­ние ра­до­сти и бла­го­да­ре­ния Бо­гу про­ис­те­ка­ет от до­ве­рия Гос­по­ду. Не­да­ром са­мое глав­ное та­ин­ство Церк­ви — Ев­ха­ри­стия — в пе­ре­во­де озна­ча­ет бла­го­да­ре­ние. Мы со­би­ра­ем­ся все вме­сте как Цер­ковь, что­бы бла­го­да­рить Бо­га, по­то­му что сло­ва «спа­си­бо», «бла­го­да­рю» яв­ля­ют­ся са­мым пра­виль­ны­ми сло­ва­ми, ко­то­рые че­ло­век об­ра­ща­ет к Бо­гу. А все осталь­ное вто­рич­но — на­ши прось­бы, и да­же на­ши сле­зы. По­то­му что Бог про­во­дит нас че­рез жизнь так, что­бы мак­си­маль­но по­мочь нам об­ре­сти жизнь веч­ную.

На мо­ло­дых Цер­ковь воз­ла­га­ет на­деж­ду в свя­зи с мно­ги­ми об­сто­я­тель­ства­ми. Я сей­час ска­жу не­ожи­дан­ную вещь. И я бы не ска­зал это еще пять или де­сять, тем бо­лее два­дцать лет то­му на­зад. Но чем боль­ше я на­блю­даю жизнь со­вре­мен­ных пра­во­слав­ных мо­ло­дых лю­дей, тем боль­ше по­ни­маю, что имен­но с мо­ло­дым по­ко­ле­ни­ем нуж­но свя­зы­вать фор­ми­ро­ва­ние но­во­го здо­ро­во­го пра­во­слав­но­го об­ра­за жиз­ни. Мы го­во­рим об этом об­ра­зе жиз­ни дав­но. Я стал пи­сать об этом еще в кон­це 1990-х го­дов, но до кон­ца да­же сам не по­ни­мал, что дол­жен озна­чать этот но­вый об­раз жиз­ни. А те­перь, взи­рая на вас, я по­ни­маю, что у вас есть по­тен­ци­ал со­здать этот но­вый об­раз жиз­ни. Не обя­за­тель­но оде­вать­ся в ко­стю­мы XIX и ХХ ве­ка, что­бы де­мон­стри­ро­вать этот об­раз жиз­ни. Не нуж­но при­ни­мать ни­ка­ких дресс-ко­дов, по­то­му что дресс-код — это фор­ма. Но наш внеш­ний вид, то, как мы обу­стра­и­ва­ем жи­ли­ще, то, чем мы ин­те­ре­су­ем­ся, ку­да мы устрем­ля­ем­ся, как мы вос­пи­ты­ва­ем де­тей, на­сколь­ко, бу­дучи со­вре­мен­ны­ми людь­ми, по­лу­ча­ю­щи­ми хо­ро­шее об­ра­зо­ва­ние, мы од­но­вре­мен­но ак­ту­а­ли­зи­ру­ем свою ве­ру в жизнь, — всё это опре­де­ля­ет наш об­раз жиз­ни. И ду­маю, что эту мо­дель со­вре­мен­но­го хри­сти­ан­ско­го об­ра­за жиз­ни при­зва­ны со­здать вы.

А те­перь хо­тел бы по­го­во­рить с ва­ми о не­ко­то­рых прак­ти­че­ских во­про­сах. Ар­хи­ерей­ский Со­бор на­ста­и­ва­ет на том, что­бы в каж­дом при­хо­де, ко­то­рый, ко­неч­но, мо­жет это ор­га­ни­зо­вать и под­дер­жи­вать (по­то­му что есть и не­боль­шие при­хо­ды, сель­ские, ма­те­ри­аль­но сла­бые; но речь идет о тех при­хо­дах, где су­ще­ству­ет воз­мож­ность по­стро­е­ния об­щин­ных от­но­ше­ний), ве­лась мо­ло­деж­ная ра­бо­та: что­бы су­ще­ство­ва­ла вос­крес­ная шко­ла, осу­ществ­ля­лась со­ци­аль­ная де­я­тель­ность. И ко­гда мы обо всем этом го­во­рим, то воз­ни­ка­ет во­прос: а кто все это бу­дет де­лать? У нас нет прак­ти­че­ски дру­го­го ис­точ­ни­ка, дру­го­го по­тен­ци­а­ла, кро­ме по­тен­ци­а­ла на­шей мо­ло­де­жи.

На мой взгляд, ес­ли го­во­рить о при­о­ри­те­тах, то са­мое важ­ное се­го­дня, что­бы мо­ло­дежь на при­хо­дах участ­во­ва­ла в ра­бо­те по при­ход­ско­му кон­суль­ти­ро­ва­нию. Мы это на­зы­ва­ем мис­си­о­нер­ской ра­бо­той на при­хо­дах. Как бы­ва­ет: при­хо­дит че­ло­век с ули­цы в храм, встре­ча­ет его ино­гда ворч­ли­вая ста­руш­ка, а ино­гда не очень вос­пи­тан­ная ра­бот­ни­ца за свеч­ным ящи­ком (сей­час мы го­то­вим и этих со­труд­ни­ков к то­му, что­бы они мог­ли не­сти при­хо­жа­нам доб­рое сло­во). Ес­ли че­ло­ве­чек со­всем не цер­ков­ный, он при­хо­дит в эту сре­ду и ма­ло что по­ни­ма­ет, по­то­му что куль­ту­ра бо­го­слу­же­ния — это не его куль­ту­ра. Он уже сму­щен эти­ми внеш­ни­ми фак­то­ра­ми, а тут еще ему ни­кто ни­че­го не объ­яс­нит, не по­ка­жет, не по­мо­жет по­нять, что про­ис­хо­дит. И воз­ник­ла та­кая мысль: не­об­хо­ди­мо, что­бы в этих при­хо­дах бы­ли при­ход­ские кон­суль­тан­ты, ко­то­рые на­хо­ди­лись бы, мо­жет быть, ря­дом с эти­ми свеч­ны­ми ящи­ка­ми. И пер­вое, что дол­жен де­лать та­кой кон­суль­тант — он дол­жен ви­деть, кто вхо­дит в храм. Вхо­дит че­ло­век, ко­то­рый ни­че­го не по­ни­ма­ет, обо­ра­чи­ва­ет­ся по сто­ро­нам; к не­му под­хо­дит этот при­ход­ской мис­си­о­нер, кон­суль­тант, ко­то­рый спра­ши­ва­ет: вы к нам при­шли, а по­че­му, что у вас слу­чи­лось? Че­ло­век мо­жет от­ве­тить: вы зна­е­те, вот ма­ма умер­ла, на­до мне что-то, не знаю... И это пер­вый раз­го­вор с не­во­цер­ко­в­лен­ным че­ло­ве­ком, ко­то­рый по доб­рой во­ле при­шел в храм, очень ва­жен. Ма­ло то­го, что нуж­но ска­зать, что имен­но сле­ду­ет сде­лать, но, мо­жет быть, мож­но и нуж­но ска­зать нечто боль­шее. А ес­ли не хва­та­ет вре­ме­ни, то, мо­жет быть, те­ле­фо­на­ми об­ме­нять­ся, а по­том встре­тить­ся и при­гла­сить в храм, на ка­кое-то при­ход­ское со­бра­ние, будь то мо­ло­деж­ное или еще ка­кое-то, ес­ли в хра­ме есть эта вне­бо­го­слу­жеб­ная по­вест­ка дня.

Сек­тан­ты хо­дят, за­ни­ма­ют­ся так на­зы­ва­е­мым мис­си­о­нер­ством — хва­та­ют за ру­ка­ва и та­щат в свои ор­га­ни­за­ции. Мы это­го не де­ла­ем. Но в на­ши хра­мы лю­ди са­ми при­хо­дят, бу­дучи не­ве­ру­ю­щи­ми, толь­ко по­смот­реть на кра­со­ту, уви­деть все то, че­го они не ви­дят в по­все­днев­ной жиз­ни. И как важ­но встре­тить этих лю­дей.

Это не­огра­ни­чен­ный объ­ем ре­аль­ной ра­бо­ты в Церк­ви, ко­то­рую в первую оче­редь долж­ны осу­ще­св­тв­лять мо­ло­дые, но, ко­неч­но, под­го­тов­лен­ные лю­ди. И для это­го при на­ших учеб­ных за­ве­де­ни­ях мы от­кры­ва­ем кур­сы в объ­е­ме по­лу­ба­ка­лаври­а­та для обу­че­ния всех, кто же­ла­ет, хри­сти­ан­ской мис­сии, со­ци­аль­ной и мо­ло­деж­ной ра­бо­те. По­че­му по­лу­ба­ка­лаври­ат? По­то­му что ес­ли кто-то за­хо­чет даль­ше изу­чать бо­го­слов­ские дис­ци­пли­ны, он име­ет воз­мож­ность по­лу­чать об­ра­зо­ва­ние уже не с пер­во­го, а с тре­тье­го и чет­вер­то­го го­да, и по­лу­чить сте­пень ба­ка­лав­ра. За­ни­мать­ся же при­ход­ским кон­суль­ти­ро­ва­ни­ем про­сто так, без под­го­тов­ки, мож­но, но рис­ко­ван­но. Вот та­кая от­кры­ва­ет­ся се­го­дня воз­мож­ность обу­че­ния, и я хо­тел бы, что­бы вы все об этом слы­ша­ли: мы все ждем вас на при­хо­дах, с тем что­бы вы вме­сте со свя­щен­ни­ка­ми, ча­сто с та­ки­ми же мо­ло­ды­ми, как и вы, нес­ли свое слу­же­ние.

И здесь я хо­тел бы осо­бен­но под­черк­нуть важ­ность ра­бо­ты доб­ро­воль­цев. Празд­но­ва­ние 700-ле­тия со дня рож­де­ния пре­по­доб­но­го Сер­гия да­ло нам за­ме­ча­тель­ный при­мер ра­бо­ты доб­ро­воль­цев. Я очень люб­лю со­вер­шать бо­го­слу­же­ние, ко­гда ме­ня окру­жа­ют доб­ро­воль­цы. Я их по-доб­ро­му на­зы­ваю свое гвар­ди­ей. Люб­лю смот­реть на их ли­ца, люб­лю вме­сте с ни­ми мо­лить­ся. Эти лю­ди мно­го доб­ро­го де­ла­ют в Церк­ви. И, ко­неч­но, по­тен­ци­ал этой во­лон­тер­ской и доб­ро­воль­че­ской ра­бо­ты у нас да­ле­ко-да­ле­ко не ис­чер­пан. По­это­му есть воз­мож­ность для ны­неш­не­го по­ко­ле­ния мо­ло­де­жи за­нять­ся тем де­лом, от ко­то­ро­го бу­дет за­ви­сеть бу­ду­щее Церк­ви и на­ро­да на­ше­го. Бла­го­да­рю вас за вни­ма­ние.

Источник: patriarchia.ru