Полезные ссылки

Официальный сайт
Московского Патриархата

Официальный сайт
Липецкой митрополии

Официальный сайт
Липецкой и Задонской епархии

Информационный портал
«Православие.ру»

Ежедневное интернет-СМИ
«Православие и мир»

Православный журнал «Фома»

Православный сайт
«Седмица.ру»

«Православное христианство». Каталог православных ресурсов сети Интернет

«Богослов.ру». Научный богословский портал

«Православное образование».
Синодальный отдел религиозного образования и катехизации

Отдел религиозного образования и катехизации Липецкой и Задонской епархии

Сайт Никольского храма
поселка Добринка
Липецкой области

Он-лайн трансляция
телеканала «Союз»

Последние новости

и другие новости

22 марта. 40 мучеников, в Севастийском озере мучившихся

Сло­во про­то­и­е­рея Алек­сандра Шар­гу­но­ва

Празд­ник со­ро­ка Cева­стий­ских му­че­ни­ков все­гда был боль­шим со­бы­ти­ем в Пра­во­слав­ной Церк­ви. Из­древ­ле, с са­мо­го вре­ме­ни их му­че­ни­че­ской кон­чи­ны в 320 го­ду, Цер­ковь тор­же­ствен­но про­слав­ля­ла этих свя­тых. Они при­ня­ли стра­да­ние за Хри­ста пе­ред са­мой по­бе­дой хри­сти­ан­ства в Рим­ской им­пе­рии. То­гда уже был при­нят зна­ме­ни­тый Ми­лан­ский эдикт, раз­ре­ша­ю­щий сво­бо­ду хри­сти­ан­ско­го ве­ро­ис­по­ве­да­ния, но бы­ли еще от­дель­ные вспыш­ки го­не­ний пе­ред той пол­ной по­бе­дой, ко­гда хри­сти­ан­ство утвер­ди­лось во всей Рим­ской им­пе­рии. Так бы­ва­ет: кон­ча­ет­ся вой­на, и на­ка­ну­не по­бе­ды кто-то при­ни­ма­ет смерть.

Эти во­и­ны при­ня­ли стра­да­ние за Хри­ста в ле­дя­ном Се­ва­стий­ском озе­ре. Их смерть бы­ла осо­бен­но слав­ной, по­то­му что они име­ли воз­мож­ность из­ба­вить­ся от стра­да­ний. На бе­ре­гу озе­ра бы­ла рас­топ­ле­на ба­ня, и каж­дый из них мог оста­вить ме­сто му­че­ний и при­бег­нуть к это­му спа­се­нию.

Их по­двиг па­мя­тен для нас и тем, что один из во­и­нов не вы­дер­жал и пред­по­чёл без­опас­ную, бла­го­по­луч­ную жизнь без Хри­ста смер­ти со Хри­стом. Это ви­дел один из страж­ни­ков. По не­по­сти­жи­мо­му Бо­же­ствен­но­му Про­мыс­лу ему от­кры­лось, что там, где сто­ят эти му­че­ни­ки, — жизнь и сла­ва. Там то теп­ло, ко­то­рое не­воз­мож­но об­ре­сти ни­где и ни­ко­гда, там Сам Гос­подь. Ви­дя му­че­ни­че­ские вен­цы, схо­дя­щие на во­и­нов, он за­кри­чал: «И я хри­сти­а­нин!» — и при­со­еди­нил­ся к ним, что­бы вме­сте с ни­ми раз­де­лить и стра­да­ния, и сла­ву.

Цер­ковь с са­мо­го на­ча­ла уви­де­ла в этом об­ра­зе то, что во все вре­ме­на опре­де­ля­ет жизнь каж­до­го хри­сти­а­ни­на и жизнь всей Церк­ви. Так или ина­че мы ока­зы­ва­ем­ся пе­ред этим вы­бо­ром. Ли­бо мы долж­ны по­жерт­во­вать Хри­стом ра­ди сво­е­го бла­го­по­лу­чия, ли­бо по­жерт­во­вать сво­им бла­го­по­лу­чи­ем ра­ди Хри­ста. Ни один че­ло­век не мо­жет обой­ти этот вы­бор.

Но бы­ва­ют та­кие ис­пы­та­ния, ко­то­рые охва­ты­ва­ют всю Цер­ковь. И те го­не­ния, ко­то­рые бы­ли в древ­ней Церк­ви, и те, что бы­ли в са­мое не­дав­нее вре­мя, бы­ли от­ме­че­ны этим: од­ни из­би­ра­ли Хри­ста, а дру­гие от­ре­ка­лись от Не­го. Не­ко­то­рые от­ре­ка­лись, ко­гда как буд­то бы­ли уже близ­ки к то­му, что­бы по­лу­чить му­че­ни­че­ский ве­нец. А сре­ди лю­дей, ко­то­рые бы­ли к Церк­ви без­раз­лич­ны, и да­же сре­ди её го­ни­те­лей вне­зап­но об­ре­та­лись ис­по­вед­ни­ки ве­ры.

Как про­ис­хо­дит из­бра­ние Гос­по­дом? Мы слы­шим в этот день в Еван­ге­лии о том, что тай­на спа­се­ния каж­до­го че­ло­ве­ка глу­бо­ка, и один Серд­це­ве­дец Гос­подь зна­ет, кто усто­ит в час ис­пы­та­ний, а кто от­ре­чёт­ся от ве­ры. Не име­ет зна­че­ния, ко­гда че­ло­век при­зы­ва­ет­ся ко Гос­по­ду: сре­ди пер­вых или сре­ди по­след­них. Мож­но в те­че­ние всей жиз­ни быть как буд­то со Хри­стом и в Церк­ви, а в по­след­ний час от­речь­ся от Хри­ста. И це­лый на­род как буд­то мо­жет быть с Бо­гом, а по­том от­верг­нуть Его, как это бы­ло с бо­го­из­бран­ным из­ра­иль­ским на­ро­дом.

Как та­ин­стве­нен Про­мысл Бо­жий! Од­ни при­хо­дят в пер­вый час, дру­гие — в тре­тий, в ше­стой, иные — позд­нее, а не­ко­то­рые, ока­зы­ва­ет­ся, уже то­гда, ко­гда как буд­то бы нет им со­всем ни­ка­кой на­деж­ды — в час один­на­дца­тый. Од­них Гос­подь при­зы­ва­ет к Се­бе, ко­гда они на­хо­дят­ся в рас­цве­те юно­сти, дру­гих — в по­ру зре­ло­сти, тре­тьих — ко­гда жизнь их уже на за­ка­те. Од­ни мо­гут до­стиг­нуть Гос­по­да в те­че­ние од­но­го ча­са, как раз­бой­ник бла­го­ра­зум­ный, а дру­гим не­до­ста­точ­но це­лой жиз­ни, что­бы прид­ти ко Хри­сту.

В От­кро­ве­нии апо­сто­ла Иоан­на Бо­го­сло­ва го­во­рит­ся о та­ин­ствен­ном не­бес­ном гра­де, име­ю­щем две­на­дцать врат, ко­то­рые от­кры­ты все­гда — и днём, и но­чью (Откр., 21). Есть вра­та, об­ра­щён­ные на во­сток, и есть вра­та, об­ра­щён­ные на за­пад. Од­ни лю­ди вхо­дят в этот не­бес­ный град, ко­гда жизнь их толь­ко на­чи­на­ет вос­хо­дить как утрен­няя за­ря, дру­гие — ко­гда жизнь их при­бли­жа­ет­ся к но­чи.

Од­них Гос­подь при­зы­ва­ет, ко­гда они, как го­во­рит­ся, на­сы­ще­ны дня­ми и тру­да­ми, и мно­го успе­ли со­вер­шить здесь, на зем­ле; дру­гих — ко­гда они толь­ко сто­ят на по­ро­ге взрос­лой жиз­ни, ис­пол­нен­ные ка­ких-то, мо­жет быть, очень бла­го­род­ных устрем­ле­ний; а тре­тьих — ко­гда они ещё не успе­ли на­чать жить.

И всех Гос­подь оди­на­ко­во при­ни­ма­ет вне за­ви­си­мо­сти от то­го, ко­гда, в ка­кой час, в ка­ком воз­расте при­зы­ва­ет­ся к Не­му че­ло­век. Он ко всем со­стра­да­те­лен, и осо­бен­но к тем, ко­то­рые ни­как не мо­гут к Не­му прид­ти. К тем, ко­то­рые сто­ят до один­на­дца­то­го, по­след­не­го ча­са, как ра­бот­ни­ки, ко­то­рые хо­тят по­тру­дить­ся, хо­тят все свои спо­соб­но­сти, та­лан­ты при­ме­нить в жиз­ни и не на­хо­дят им при­ме­не­ния.

Они ни­ко­му не нуж­ны. А мо­жет, у них и та­лан­тов ни­ка­ких осо­бен­ных нет, и по­то­му ни­ко­му они не нуж­ны. Гос­подь все­гда ис­пол­нен глу­бо­ко­го со­стра­да­ния к та­ким лю­дям. И их то­же Он при­гла­ша­ет к Се­бе, и да­ёт им Свой труд, ко­то­рый, как вы­яс­нит­ся, ни­чем не мень­ше тру­да дру­гих лю­дей. И мы с изум­ле­ни­ем ви­дим, с ка­кой щед­ро­стью Гос­подь ода­ря­ет всех при­хо­дя­щих к Не­му. Од­ни тру­ди­лись в те­че­ние це­ло­го дня, дру­гие — все­го один час, и ни зноя, ни тя­го­ты днев­ной не по­нес­ли. Но всем Он да­ет оди­на­ко­вую пла­ту.

Нам рас­кры­ва­ет­ся очень важ­ная тай­на на­шей ду­хов­ной жиз­ни — что на са­мом де­ле Гос­подь при­ни­ма­ет не ко­ли­че­ство на­ших тру­дов, а на­шу лю­бовь. Важ­нее все­го, ка­ким внут­рен­ним со­дер­жа­ни­ем ис­пол­не­но то, что мы де­ла­ем.

Бы­ва­ет, что че­ло­век при­но­сит мно­го на храм. И в Еван­ге­лии ска­за­но, что «мно­гие бо­га­тые кла­ли мно­го». Ка­кой-ни­будь «но­вый рус­ский» хо­чет по­жерт­во­вать не­из­вест­но как при­об­ре­тен­ные боль­шие день­ги — и воз­ни­ка­ет во­прос: мо­жет ли Цер­ковь во­об­ще при­нять его дар? А бы­ва­ет, что че­ло­век — как та са­мая вдо­ва, ко­то­рая по­ло­жи­ла свою скуд­ную леп­ту, и Гос­подь го­во­рит, что она боль­ше всех при­нес­ла, «ибо все кла­ли от из­быт­ка сво­е­го, а она от ску­до­сти сво­ей по­ло­жи­ла всё, что име­ла».

Вот чем опре­де­ля­ет­ся жизнь че­ло­ве­ка и то, с чем он при­хо­дит к Церк­ви. Это так по­нят­но: бы­ва­ет, ре­бе­нок по­да­рит лю­би­мой ма­ме в день рож­де­ния свой не­уме­лый ри­су­нок — ка­жет­ся, что мо­жет зна­чить этот по­да­рок? Но ра­до­стью про­си­я­ет мать, он ей до­ро­же вся­ко­го дру­го­го по­дар­ка. Точ­но так же, толь­ко ещё в бес­ко­неч­но боль­шей сте­пе­ни, из­ме­ря­ет­ся то, что мы при­но­сим Гос­по­ду. Бу­дем вни­мать этой тай­не жиз­ни, мо­лясь за на­ших усоп­ших, вспо­ми­ная на­ших но­вых му­че­ни­ков Рос­сий­ских.

Су­дя по Пи­са­нию, ис­пы­та­ния, быв­шие в IV и в XX ве­ке, ещё пред­сто­ят Церк­ви на са­мом по­след­нем по­во­ро­те ис­то­рии. Те ис­пы­та­ния, ко­гда каж­дый че­ло­век, вся Цер­ковь, всё че­ло­ве­че­ство долж­ны бу­дут встать пе­ред вы­бо­ром — тем страш­ным вы­бо­ром, ко­то­рый лю­ди со­вер­ши­ли, ко­гда кри­ча­ли: «Не Его, но Ва­рав­ву».

Пе­ред тем вы­бо­ром, ко­то­рый кто-то сде­лал, пред­по­чи­тая эти «тёп­лые ба­ни» — жизнь во всём её со­блаз­ни­тель­ном раз­но­об­ра­зии — Хри­сту. Это бу­дет по­след­ний вы­бор пе­ред кон­чи­ной ми­ра. Он уже про­ис­хо­дит на на­ших гла­зах.

«Сы­не, дай мне твоё серд­це», — го­во­рит Гос­подь. Кто-то мо­жет за­ни­мать­ся гран­ди­оз­ной де­я­тель­но­стью, как буд­то бы хри­сти­ан­ской, и за­ни­мать очень важ­ное ме­сто в Церк­ви, а кто-то мо­жет быть ни­ко­му не из­вест­ным, скром­но ис­пол­няя свой каж­до­днев­ный долг. Но Гос­подь ис­пы­ту­ет серд­ца и при­ни­ма­ет всех не по внеш­не­му слу­же­нию, а по то­му, ка­ким ду­хом ис­пол­нен в этом слу­же­нии че­ло­век: от­кры­ва­ет­ся ли он Хри­сто­вой щед­ро­сти, Его без­гра­нич­ной, че­рез Крест от­кры­ва­е­мой нам люб­ви.

Со­рок му­че­ни­ков освя­ща­ют сво­им по­дви­гом всю свя­тую Че­ты­ре­де­сят­ни­цу. Со­рок му­че­ни­ков — каж­дый день да­ет­ся нам воз­мож­ность рож­дать­ся и уми­рать. Уми­рать для гре­ха, быть ис­по­вед­ни­ка­ми Хри­сто­вой ис­ти­ны и прав­ды — те­ми, кто це­лу­ет смерть со Хри­стом и го­тов опле­вать жизнь, в ко­то­рой нет Хри­ста.

Ис­точ­ник: www.pravoslavie.ru

 

Церковный календарь

Православный церковный календарь на 2015 год

29 марта, воскресенье

Неделя 5-я Великого поста. Глас 1-й.


Далее

Актуально



РАСПИСАНИЕ АРХИЕРЕЙСКИХ БОГОСЛУЖЕНИЙ

29 марта
Христо-Рождественский храм

Рекомендуем

Впереди – Великий пост

Календарь Великого поста

7 недель Великого поста

Поминовение усопших

Обращение Святейшего Патриарха Кирилла по случаю празднования Дня православной молодежи

Доклад Святейшего Патриарха Кирилла на Архиерейском Совещании 2  февраля 2015 года

Об участии верных в Евхаристии

Концерт праздничного хора минского Свято-Елисаветинского монастыря в Санкт-Петербурге «Се время покаяния»

Литературный очерк Тамары Романовой «Записки паломницы. Вифлеем»

Документальный фильм «Святитель Николай Чудотворец»

Статья Архимандрита Андрея (Конаноса) «Не дай скорби сломить тебя»

Стихи А. С. Пушкина читает Михаил Казаков

Фильм «Император Константин и царица Елена. Храм Гроба Господня» из цикла «Библейский сюжет»

Литературный очерк Тамары Романовой «По Крестному пути Спасителя. Иерусалим. Страстная Пятница»

Песнопение «Богородице, Дево, радуйся» Сергея Рахманинова

Статья «Пока не будет памяти о новомучениках, не будет никаких успехов в стране»

Священномученик Уар,
епископ Липецкий

Материал о священно­мученике Михаиле Исаеве

Фильм о великой княгине Елизавете Федоровне

Статья игумена Нектария (Морозова) «Слово»

Фильм «Андрей Рублев. Троица». Авторская программа Паолы Волковой

Интервью с протоиереем Александром Салтыковым «Иконописец подобен древним библейским пророкам»

Фильм «Пророчества Достоевского»

Фильм «Путь Александра Солженицина»

Фильм митрополита Илариона (Алфеева) «Путешествие на Афон»

Интервью c митрополитом Липецким и Задонским Никоном «Не забывайте небо»

Интервью с митрополитом Саратовским и Вольским Лонгиным

Статья Т. В. Черниковой «Кнуты и пряники Домостроя»

Статья священника Сергия Бегияна «Как избежать священства»

Статья митрополита Лимассольского Афанасия «Любить, ничего не требуя»

Фильм Аркадия Мамонтова «Сирия. Правда войны. Звериный лик исламистов»

Фильм о Великорецком крестном ходе

Статья Дмитрия Володихина «Династия Романовых и Церковь»

Фильм Феликса Разумовского «Русская Голгофа»

Очерк Тамары Романовой «Отчий дом»

Фильм «Крещение Руси» из цикла «Земное и небесное»

Статья Валерия Духанина «Вспыльчивость и ее преодоление»